Являются ли сотрудники асв госслужащими

Опубликовано: 16.05.2024

После запрета на предпринимательскую деятельность, о котором мы писали в предыдущей публикации, вторым существенным запретом для госслужащих в области инвестиций, является запрет открывать и иметь иностранные счета и запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. В этой статье мы попытаемся дать ответ на вопрос на кого и при каких условиях распространяется данный запрет, а также какие объекты для инвестиций являются запрещенными для госслужащих: что является иностранным финансовым инструментом (ИФИ), а что нет.

Внимание, по данным МинТруда, ПИФ и БПИФ, инвестирующие в иностранные ценные бумаги, так же попадают под ограничение.

Нормативная база

Запрет на иностранные счета для чиновников установлен в 2013 году с принятием закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете). Кроме собственно этого закона, на сегодняшний день положения о запрете на иностранные счета и ИФИ содержатся в законах «О государственной гражданской службе» (Закон о госсужбе) и «О противодействии коррупции» (Закон о борьбе с коррупцией).

Кому Запрещено?

Запрет на иностранные счета и ИФИ для госслужащих не абсолютный. Их запрещено иметь только тем должностным лицам, которые указаны в утвержденных перечнях и списках. Таким образом, запрет распространяется только на тех служащих, которые (или порядок определения которых) указаны в нормативных актах: законах и подзаконных актах, принятых на основании и в развитии положений этих законов.

Единого перечня госслужащих, попадающих под запрет, не существует - перечни раскиданы по многочисленным нормативным актам. Их текст составлен достаточно сложно, списки и перечни должностных лиц многоуровневые и содержат многочисленные перекрестные ссылки, обозначения должностей часто носят общий характер. Все это затрудняет анализ нормативных документов и их понимание не-юристами и делает сложным получение ответа на вопрос, попадает ли конкретный служащий соответствующего ведомства под этот запрет или нет. Давайте попробуем разобраться в терминологии и выработать алгоритм нахождения ясности в данном вопросе.

  1. Закон о запрете определяет два главных критерия отнесения госслужащих к категории попадающих под запрет:
    • Принятие по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или)
    • Участие в подготовке таких решений.
  2. На основе данных критериев Закон о запрете и Закон о противодействии коррупции распространяют запрет на:
    1. Высшие должности федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Мы приводили данный список в статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности, здесь же только упомянем, что список не исчерпывающий, подробнее см. пункт III ниже.
    2. Депутатов муниципальных районов и городских округов.
    3. Супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц. (Таким образом бывшие супруги и совершеннолетние дети под такой запрет не попадают).
    4. Иных лиц, в случаях, указанных в федеральных законах.
      Такие иные случаи установлены отдельными федеральными законами и касаются следующих категорий госслужащих (включая супругов и несовершеннолетних детей):
      • Членов Правительства РФ (Закон о правительстве)
      • Членов Совета Федерации и Госдумы (Закон о статусе члена СФ и ГД)
      • Судей (Закон о статусе судей)
      • Лиц, замещающих государственные должности субъектов федерации (Закон об органах власти субъектов Российской Федерации)
      • Сотрудников органов ФСБ (Закон о ФСБ)
      • Cлужащих органов внешней разведки (Закон о внешней разведке)

    В свободном доступе такой «Перечень перечней» сложно найти. Мы подготовили его специально для этой статьи.

    Хотя список таких должностей отдельный для каждого ведомства, можно выделить общие закономерности: во-первых, в перечни включены должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей (включая руководителей); и, во-вторых, в перечни включены лица занимающие должности, исполнение обязанностей которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

    1. Перечень, установленный ч.1 Ст. 2 Закона о Запрете и аналогичной по содержанию ч.1 Ст. 7.1 Закона о борьбе с коррупцией
    2. Случаи запретов, установленные отдельными федеральными законами
    3. Ведомственные перечни, утвержденные актом министерства/ведомства/службы или субъекта федерации

    Можно с уверенностью сказать, что, если госслужащий занимает высшую и/или руководящую должность в своем ведомстве, а также если ему/ей оформлен доступ к сведениям особой важности, то скорее всего такая должность в одном из перечней присутствует и запрет на иностранные активы на него / нее распространяется.

    Если же должности ни в одном перечне не нашлось, перед тем как открывать иностранный счет или покупать ИФИ, стоит проверить трудовой договор и должностную инструкцию (регламент), а также иные доступные служебные документы (положения, руководства и т.д.) на предмет полномочий такого лица по принятию и участию в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

    Что такое иностранный финансовый инструмент?

    Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

    I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица

    a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты

    Согласно Закону о запрете, в данную категорию входят ценные бумаги, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен код ISIN .

    ISIN код представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, при этом первые 2 разряда кода составляет префикса – двухбуквенного кода страны для России – RU.

    Таким образом, согласно Закону о запрете, любые ценные бумаги и финансовые инструменты с первыми буквами кода ISIN, отличными от RU, будут являться ИФИ и, следовательно, запрещенными для госслужащих. Более подробно прочитать про ISIN код, а также проверить любую соответствующую бумагу можно на сайте Национального расчетного депозитария www.isin.ru .

    Несложно сделать вывод, что любые акции, облигации и ЕТ F иностранных компаний (включая торгующиеся на российских биржах) попадают под запрет, равно как и еврооблигации, ADR и GDR российский компаний.

    Исключение составляют российские депозитарные расписки. Дело в том, что согласно установленным правилам, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, выпустившие эти расписки. Именно поэтому ADR / GDR российских эмитентов, будучи выпущенными иностранными банками-депозитариями, имеют иностранный ISIN код (и, соответственно, являются ИФИ). Однако в случае, когда российские депозитарные расписки (РДР) на иностранные бумаги выпускает российская организация, таким распискам присваивается российский ISIN код и такие РДР будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения госслужащими без нарушения Закона о запрете.

    К сожалению, в настоящее время данная возможность существует лишь теоретически. На отечественном рынке была представлена лишь одна РДР, выпущенная в 2010 г. на акции United Company RUSAL Plc. (зарегистрированной на о. Джерси) Российским депозитарным банком был Сбербанк России и он же выпускал РДР Русала, однако данная программа была закрыта в 2017 году. Информацию о других РДР нам найти не удалось. Похоже, что РДР Русала была первой, и пока единственной, российской депозитарной распиской. Интересно, что при закрытии программы РДР были конвертированы в акции UC Rusal Plc ., т.е. из российских финансовых инструментов превратились в ИФИ.

    b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица

    Закон о запрете определяет «нерезидентов» путем отсылки к Закону о валютном контроле. Таким образом, речь идет о ценных бумагах и финансовых инструментах, выпущенных иностранными компаниями. В свою очередь «иностранные структуры без образования юридического лица» Закон о запрете определяет путем отсылки к Налоговому Кодексу. Последний определяет их как «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров». Под указанное определение попадают фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления за рубежом.

    II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица

    Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

    III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

    ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

    IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет

    Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

    Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

    V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

    VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями

    Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи

    Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).

    На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.

    В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.

    I. Накопительное страхование жизни

    Хотя ни в Законе о запрете, ни в Законах о госслужбе и о борьбе с коррупцией, накопительное страхование не упоминается, с принятием в 2017 году поправок в Закон о запрете, уточнивших понятие ИФИ, мы склоняемся к мнению, что скорее всего правоприменительная практика пойдет по пути признания накопительного страхования, предоставляемого иностранными страховыми компаниями, иностранным финансовым инструментом. Так что несмотря на отсутствия прямого и явного запрета, зарубежное накопительное страхование представляется спорным инвестиционным инструментом для госслужащего.

    Данный тезис подтверждает недавний случай , когда прокуратура признала нарушением Закона о запрете договора договор инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) «Смартполис» с компанией «Сбербанк Страхование жизни», денежные средства по которому могли использоваться покупки фьючерсов на золото на Лондонской фондовой бирже. Если прокуратура считает нарушением «использование денежных средств по сделкам с иностранными компаниями», в рамках договора страхования с российской компанией, что же тогда можно сказать об иностранных?!

    Хотя по данному случаю ряд экспертов считают важным фактором, выбирал ли страхователь при заключении договора привязку к иностранным активам, в которые будет инвестировать страховая компания часть их инвестиций, такой критерий в Законе о запрете не указан. Поэтому мы согласимся с утверждением РБК, что «фактически любой госслужащий, попадающий под ФЗ № 79, может быть под угрозой.»

    II. Доверительное управление

    Доверительное управление, учрежденное по законодательству иностранного государства прямо запрещено. А как быть с доверительным управлением, учрежденным по праву Российской Федерации? Может ли управляющий по такому ДУ, учрежденному в интересах госслужащего инвестировать в ИФИ?

    Ответ на этот вопрос может дать часть 3 ст. 3 Закона о запрете, которая предписывает в течение трех месяцев со дня вступления его в силу (закон о Запрете был принят в мае 2013 года; соответственно срок был установлен до августа 2013 г.) прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому адресован установленный данным Законом запрет. При неисполнении этого предписания лица, замещающие (занимающие) государственные должности (иные лица), исходя из ч. 1 статьи 3 указанного обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

    Из указанного положения можно сделать вывод, что инвестирование в иностранные активы даже через ДУ будет признаваться косвенным владением, а следовательно, быть запрещенным для госслужащих.

    III. Криптовалюты

    В недавних комментариях к статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности уже обсуждался данный вопрос. Хотя с тех пор МинФин успел выпустить проект закона о криптовалютах, который имеет все шансы быть принятым в 2018 году, на сегодняшний день (февраль 2018 года), формально в законодательстве Российской Федерации не закреплено такое понятие как криптовалюта/ виртуальная валюта. В нескольких письмах и разъяснениях на тему виртуальных валют МинФин, Росфинмониторинг и Банк России предупреждают о высоких рисках при работе с данным видом активов. Судя по данным письмам, в целом отношение нашего государства к криптовалютам недоверчивое и настороженное. При этом что такое криптовалюта, до конца никто не понимает. «Правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве Российской Федерации не определены.» — Письмо МинФина от 2.10.2017 г.

    В декабре 2017 г. Минтруд выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах и имуществе чиновников и членов их семей за 2017 г. В п. 55 данных рекомендаций, указано что «Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.» Указанное означает, что в справке о доходах за 2017 год чиновникам не нужно будет указывать виртуальные валюты.

    Так что, на сегодняшний, учитывая отсутствие определения криптовалюты как таковой, прямого запрета на проведение российскими гражданами, включая любых госслужащих, операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит. Как указано выше, дополнительный бонус для госслужащих заключается в том, что отчитываться по вложениям в криптовалютам в этом цикле (т.е. за 2017 год) не нужно.

    Сколько продлится такая «свобода» – сказать сложно. Учитывая поручение Президента урегулировать данный вопрос и выпущенный МинФином проект закона «О цифровых финансовых активах», можно предположить, что в случае его принятия вопрос с владением криптовалютой (а значит и ограничениями, и отчетностью госслужащих по такому владению) может быть урегулирован уже в этом году.

    Такая идея активно обсуждается в рамках возможного налогового маневра в налоговом комитете общероссийской общественной организации "Деловая Россия" , рассказала "РГ" его руководитель Марина Зайкова. Со своим предложением бизнес-объединение намерено обратиться в правительство.

    Правда, речь идет не о введении таких же зараплат, как в бюджетной сфере, а об установлении жестких критериев. "На колоссальных и не контролируемых ежемесячных зарплатах и бонусах сотрудников госкорпораций и госкомпаний, достигающих запредельных размеров (до 500 тысяч рублей) государство могло бы здорово экономить", - объясняет смысл идеи Зайкова. Несмотря на то, что по закону, деньги, переданные в госкорпорации, перестают быть бюджетными деньгами, зарплаты их сотрудников относятся к графе "расходы". Так же, как и у частных предприятий. Однако с доходов госкорпораций государство вправе получать дивиденды в бюджет. "А чем больше госкорпорации увеличивают расходы, тем меньше их доходы и, соответственно, дивиденды, которыми мог бы пополняться бюджет", - приводит доводы Зайкова. Даже при весьма скромных дивидендах в 5-7 процентов от доходов, которые сегодня обязаны отчислять в казну госкорпорации и госкомпании (в других странах дивиденды достигают 30 процентов), в бюджет могли бы дополнительно стекаться значительные финансовые потоки, считают в "Деловой России". Наконец, в бюджетных учреждениях на аналогичных с госкомпаниями и госкорпорациями должностях, с сопоставимыми квалификационными требованиями, уровнем образования, выслугой лет и стажем работы трудятся равнозначные специалисты - юристы, бухгалтера, главные специалисты, начальники отделов и управлений, налоговые инспекторы, технический персонал. "И от них в адрес "везунчиков", устраивающихся на работу в госкорпорации, вал нареканий по поводу "зарплатной дискриминации" растет с каждым годом, - говорит Зайкова.

    По ее словам, если штатное расписание, оклады, коэффициенты, квартальные и годовые премии министерств и ведомств, а тем более бюджетных учреждений - от школ и больниц до силовых ведомств подотчетны казне, то в госкорпорациях и госкомпаниях они формируются исходя из внутренней политики, схем, установок и распоряжений руководства. "К примеру, создается новое подразделение, набираются работники - 250 тысяч рублей в месяц "кладется" главному специалисту, 400 тысяч рублей - начальнику управления. И вопрос закрыт", - поясняет Зайкова. Такой порядок цифр в госкомпаниях и госкорпорациях подтверждает и вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей, экс-глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. По его мнению, предложение "Деловой России" разумно. Формирование фонда оплаты труда, считает Плескачевский, нужно поставить в зависимость от результатов и оборотов деятельности компаний и согласовывать с профильными ведомствами. "Если компания имеет прибыль и денежный оборот в несколько миллиардов рублей, то можно устанавливать определенный "зарплатный и бонусный процент". Увеличилась прибыль, нарастили обороты - поднялся процент", - предлагает схему Плескачевский. Если прибыли нет, что вполне может быть в интересах государства, то можно рассчитывать зарплатный процент в зависимости от выполнения и размеров госзадания. При этом тарифную часть зарплаты сделать фиксированной, соответствующей статусу госслужащих, в том числе начиная от первых лиц госкорпораций. Кстати, глава Счетной палаты Сергей Степашин не раз предлагал установить реестр заработных плат для сотрудников госкорпораций. Проблема неэффективного освоения бюджетных средств и при этом получения сверхзарплат является общей для всех госкорпораций, подчеркивал Степашин.

    В госкомпании "Газпром" инициативу "Деловой России" комментировать отказались. В одной из госкорпораций заметили, что "данная идея не может и не должна быть применима к госкорпорациям и госкомпаниям, поскольку сотрудники госкорпораций не являются госслужащими". При этом стоимость труда сотрудников определяется рынком, а система оплаты труда - утверждается Наблюдательными советами и обеспечивает стимулирование сотрудников на достижение поставленных перед корпорацией целей, уточнили в этой госкорпорации.

    Впрочем, в Госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" "РГ" проинформировали, что создали и согласовали с финансовыми ведомствами систему показателей эффективности. И ежеквартально отчитываются в минэкономразвитие об уровне оплаты труда работников. Средняя зарплата в 2011 году составила в АСВ 139 тысяч рублей в месяц, зарплата исполнительского персонала (до начальников отделов) - 40-70 тысяч рублей. Юристы-практики скептически относятся к инициативе "Деловой России". Адвокат юридической компании "Налоговик" Антон Соничев предупреждает, что предложение снизить зарплаты в госкорпорациях спровоцирует рост коррупции. Зарплаты в госкомпаниях можно скорректировать, но нельзя забывать и о других злоупотреблениях: нецелевом расходовании средств, взятках, "откатах" С этим тоже нужно бороться, поскольку без комплексного подхода такие меры могут не только не принесут пользы, но и навредят.

    Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

    Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

    — Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

    — Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

    — А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

    — В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

    При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

    Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

    — Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

    — Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

    Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

    Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

    И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

    — Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

    — Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

    — И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

    — Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

    Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

    Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

    Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

    В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


    Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

    В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

    В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

    Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

    • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
    • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
    • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

    Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

    Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

    Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

    • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
    • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

    Уведомление

    Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

    Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

    В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

    Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

    • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
    • дата и место его рождения;
    • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
    • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
    • дата и номер приказа о приеме на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок его действия;
    • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
    • дата и номер гражданско-правового договора;
    • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
    • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
    • размер вознаграждения по договору.

    Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

    Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

    По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

    • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
    • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

    Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

    Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

    Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

    В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

    Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

    Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

    Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

    К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

    Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

    Не менее 15 млн россиян ежегодно выезжают на отдых за границу. Это количество значительно уменьшилось по сравнению с докризисным турпотоком. Во-первых, экономическая ситуация многих лишила возможности проводить отпуск за рубежом. Во-вторых, на некоторых граждан стал распространяться негласный запрет на выезд. Мы разберемся, можно ли выезжать за границу госслужащим, какие категории чиновников попадают под это ограничение и насколько это вообще законно.

    Запрет на выезд по закону

    • граждане, которым доступны сведения, содержащие государственную тайну;
    • призывники, проходящие срочную службу или лица, направленные на альтернативную службу;
    • лица, подозреваемые, обвиняемые или осужденные за совершение преступления;
    • граждане, уклоняющиеся от исполнения возложенных на них судом обязательств, в том числе финансового характера;
    • лица, сообщившие о себе при оформлении загранпаспорта заведомо неправдивые сведения;
    • сотрудники федеральных органов безопасности (ФСБ и подконтрольных структур);
    • граждане, признанные банкротами.

    Загранпаспорта лиц, указанных в первых двух пунктах, согласно ст. 18 ФЗ № 114 передаются на хранение в миграционные органы и выдаются по разрешению руководства. Больше информации вы найдете в публикации «Запрет на выезд за границу».

    Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано

    Как видно из вышесказанного, какое-либо ограничение выезда за границу, связанное лишь с нахождением на госслужбе, законом не предусмотрено. По сути, запрет на пересечение границы может быть наложен на чиновника лишь в случае:

    • Доступа к сведениям, содержащим гостайну под грифом «особой важности» или «совершенно секретно». Речь идет о так называемых второй и первой форме допуска, которые в силу секретности предоставляются ограниченному кругу лиц.
    • Службы в ФСБ. Это не только оперативники, пограничники, но и относящиеся к ведомству военно-медицинские, научно-исследовательские, экспертно-судебные подразделения и так далее.

    С 2014 года в связи с ухудшением военно-политической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической и природно-климатической обстановки в мире руководство многих ведомств начало применять практику внутренних ограничений.

    Действует она по одной и той же схеме: начальство издает внутреннюю директиву/постановление/приказ, которым рекомендует руководствоваться при оформлении отпусков. В частности, руководство отдельных ведомств ежегодно составляет перечень стран, в которые запрещен/разрешен выезд служащих из конкретной структуры. При оформлении отпуска сотрудников эти рекомендации обязательно принимаются к сведению. Учитывая внутренний характер указанных директив, ни одна из них официально не находилась в публичном доступе, хотя их реквизиты неоднократно озвучивались в СМИ.

    Кроме того, соответствующие рекомендации неоднократно издавало также МИД РФ. Оно не рекомендует гражданам РФ посещать страны, с которыми у США действует договор о взаимной выдаче. Якобы в этих государствах для россиян существует реальная угроза задержания и ареста по запросам правоохранительных органов Соединенных Штатов. Причем нередко такие запросы необоснованны и надуманны. В этот список включены более сотни стран.

    Обращаем внимание, что запреты, как правило, не распространяются на служебные командировки за границу. Речь идет о выезде по личным делам, в том числе связанным с посещением родственников, либо отпуске, независимо от целей такой поездки.

    На кого распространяется негласный запрет

    Таким образом, запрет на посещение других государств официально касается лишь граждан, имеющих доступ к государственным тайнам, независимо от названия службы, а также сотрудников ФСБ. А вот негласное ограничение права на выезд распространяется на куда большее количество служащих. Разберемся, какие госслужащие не могут выезжать за границу.

    В первую очередь это касается органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и альтернативная служба. Дело в том, что выезд за границу данных служащих согласно ст. 19 ФЗ № 114 предполагает получение предварительного разрешения командования, без которого им не выдаются сданные на хранение паспорта.

    В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 к так называемым силовикам относятся служащие:

    • МВД, в том числе полицейские, сотрудники миграционных органов, ГИБДД, других полицейских управлений и департаментов;
    • Минобороны, за исключением срочников и служащих альтернативной службы;
    • ФСБ, включая пограничников;
    • Федеральной службы охраны;
    • Службы внешней разведки РФ;
    • Федеральной службы исполнения наказаний;
    • МЧС.

    Но это далеко не весь список. В 2021 году поднялась новая волна обсуждения введения официальных запретов для всех госслужащих. Пока такие инициативы не обрели форму изменений в законодательстве. Тем не менее, ссылаясь на указания МИД, руководство ведомств не рекомендует служащим посещать некоторые страны (о причинах чит. выше). Соответствующие директивы распространяются на:

    Любопытно, что о запрете для налоговиков (ФНС) и приставов (ФССП) в СМИ не сообщалось. Кроме того, не установлены негласные ограничения и другим государственным и муниципальным служащим, чья работа не связана с деятельностью силовых или правоохранительных структур. По мнению экспертов, временное негласное ограничение затронет или уже затронуло более чем 5 млн госслужащих.

    Куда могут ехать госслужащие

    • Азербайджан;
    • Армения;
    • Белоруссия;
    • Вьетнам;
    • Казахстан;
    • Киргизия;
    • Китай;
    • Куба;
    • Таджикистан;
    • Туркмения;
    • Узбекистан;
    • Южная Осетия.

    В свою очередь, список стран, разрешенных для выезда сотрудникам ФСО в 2021 году, якобы включает 27 государств. Последний раз этот перечень публиковался еще в 2014 году. Тогда в число стран, разрешенных для въезда, входили:

    • Вьетнам;
    • Китай;
    • Тунис;
    • Марокко;
    • ОАЭ;
    • Мальдивские острова;
    • Камбоджа;
    • Индонезия;
    • Иран;
    • Молдова;
    • Уганда;
    • Эфиопия;
    • Буркина-Фасо и другие.

    Обновленные сведений с тех пор не публиковались. Для военнослужащих, особенно тех, кто имеет вторую форму допуска (то есть допущен к секретным сведениям), актуален список из 27 стран, в который включены:

    • Абхазия;
    • Азербайджан;
    • Армения;
    • Белоруссия;
    • Бразилия;
    • Вьетнам,
    • Доминиканская Республика;
    • Индия;
    • Индонезия;
    • Иордания;
    • Мьянма;
    • Намибия;
    • Никарагуа;
    • ОАЭ;
    • Оман;
    • Таиланд;
    • Таджикистан;
    • Тунис;
    • Шри-Ланка;
    • ЮАР и другие.

    Как видно, в каждом из ведомств свой список. Единые рекомендации действуют лишь в отношении стран, которые нежелательны для посещения гражданами РФ.

    Страны, не рекомендованные для посещения


    Единый список стран, запрещенных для выезда госслужащим, опубликован не был. Например, еще в 2014 году появился негласный перечень от МВД, включающий, по информации разных СМИ, от 108 до 150 государств. До 2021 года от этой практики отказались – теперь публикуют только разрешенные страны.

    Тем не менее продолжают действовать рекомендации МИД, согласно которым гражданам не рекомендуется посещать страны, с которыми США имеют двусторонний договор о взаимной выдаче. В настоящее время в соответствии с данными, размещенными на сайте Госдепартамента США, такое соглашение заключено со 111 государствами. В него вошли Турция, Египет, страны Европы и Прибалтики, Израиль и множество других.

    Еще дальше пошло руководство прокуратуры. Согласно Приказу Генпрокурора № 201 (также нет в свободном доступе) список стран, в которые прокурорским работником ограничен выезд, включает от 167 до 173 стран. Насколько такая информация является правдивой, знают лишь работники прокуратуры. В любом случае вопрос контроля над их зарубежными поездками остается открытым – по закону прокуроры не обязаны получать разрешение на выезд из страны.

    Порядок получения разрешения на выезд

    Исходя из логики ст. 19 ФЗ № 114, особый порядок получения разрешения на выезд из страны предусмотрен лишь для служащих силовых органов, где предполагается военная служба.

    Заявление на выезд за границу госслужащим должны подавать лишь сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, Минобороны, ФСО, ФСИН и внешней разведки.

    Порядок оформления такого разрешения определен Постановлением Правительства № 1598 от 19.12.1997 г. Документ выдается руководителями органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. При этом выезд за пределы РФ должен быть согласован с ФСБ. Процедура включает следующие обязательные этапы:

    1. Подача рапорта. Если рапорт на отпуск с выездом за рубеж подается служащим, допущенным к гостайне, решение начальством принимается с учетом актуальности секретных сведений. В частности, может потребоваться согласование с комиссией по защите гостайны. Если служащий не имеет отношения к секретной информации, он все равно подает рапорт, в котором фиксируется, что к гостайне допуск отсутствует. Ниже представлен образец рапорта.

    Рапорт для получения разрешения на выезд госслужащим

    1. Согласование в ФСБ. После визирования рапорта заявление передается для проверки в ФСБ. Служба принимает решение, визирует, а затем возвращает рапорт руководителю ведомства.
    2. Оформление справки о выдаче паспорта. Такая справка выдается после согласования в ФСБ. Ее форма утверждена Приложением к Постановлению № 1598.
    3. Получение паспорта. На основании указанной справки сотрудник вправе получить ранее оставленный на хранение паспорт. Первое оформление загранпаспорта осуществляется в ГУВМ в общем порядке, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.

    Распространенные вопросы

    Если вы не нашли ответы на интересующие вас вопросы, задайте их в комментариях либо поищите в этом разделе.

    Могут ли полицейские выезжать за границу

    Закон ограничивает в выезде лишь тех полицейских, которые допущены к гостайне. Но так как служба в МВД предполагает военную службу, перед выездом за границу полицейские обязаны получить разрешение у командования. К тому же известны случаи массовой сдачи полицейскими загранпаспортов начальству на хранение. Документы выдаются лишь после получения разрешения на выезд из России. Негласный список рекомендованных для посещения полицейскими стран включает всего 13 позиций. Подробнее об этом читайте в материале «Можно ли полицейским выезжать за границу».

    Разрешается ли сотрудникам ГИБДД выезжать за пределы РФ

    Сотрудники ГИБДД являются служащими МВД, потому порядок посещения зарубежных стран для них такой же, как и для полицейских:

    1. Подача рапорта.
    2. Согласование с ФСБ.
    3. Получение разрешения командования.
    4. Получение загранпаспорта.

    При выдаче разрешения также учитываются, что для посещения рекомендованы всего 13 государств.

    Может ли жена пограничника поехать за границу

    Сотрудники пограничной службы являются служащими ФСБ, потому для них запрет на выезд установлен законом. Однако такое ограничение не может распространяться на супругов, детей или других родственников служащих. Брак со служащим ФСБ не является основанием для запрета на выезд.

    Выпускают ли за границу военнослужащих

    Прямое ограничение права на выезд установлено лишь для военных, проходящих службу по призыву, альтернативную службу или службу, связанную с допуском к гостайне. Все остальные военные формально могут выезжать за границу, но лишь после получения разрешения командования. При этом опять же учитываются запрещенные и разрешенные страны. Прочитайте подробнее, можно ли военным выезжать за границу.

    Заключение

    Таким образом, формально запрет на выезд актуален лишь для сотрудников ФСБ и лиц, допущенных к гостайне. Но по факту ограничение распространено на всех сотрудников силовых ведомств – дело в том, что командование вправе контролировать их пересечение границы. Рекомендуется ограничивать право на выезд и других гражданских служащих. Однако на практике такой возможности нет, поскольку они не обязаны получать специальное разрешение, чтобы покинуть пределы РФ, и отчитываться, какие страны планируют посетить.

    Читайте также: