За что могут лишить военной пенсии за выслугу лет

Опубликовано: 17.09.2024

Главным вопросом, касающимся военнослужащих, является потеря ими права на военную пенсию.

Прежде всего надо разобраться в вопросе, определить разновидности предназначенных для получения военными пенсий. Только после этого можно понять, за что могут лишить военной пенсии лицо, исполняющее воинские обязанности. Такая потеря весьма ощутима, поэтому этот вопрос надо рассмотреть более подробно.

Потеря военной пенсии

Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ

  • начисление за выслугу определенного законом срока;
  • начисление лицу, признанному инвалидом, о чем есть медицинское заключение специалиста о том, что им была получена серьезная травма, которая стала причиной инвалидности, или выявлена болезнь, препятствующая исполнению воинских обязательств перед государством и обществом;
  • пенсия по достижении возраста выплачивается, если по завершении служебных полномочий уже выработан минимальный стаж, при этом лицо продолжает трудиться на благо Родины.

Лишение прав на получение военной пенсии представляется возможным только при наличии судебного решения.

Основания для отказа в выплате

Лишение воинского звания происходит на основании установленного факта совершения противоправного действия, что подкрепляется решением органа судебной инстанции.

Военные органы на основании Определения КС РФ №184 от 12.04.2005 в отношении лиц, лишенных звания, придерживаются определенных правил при принятии решения отказать в выплате воинской пенсии или позволить служащему получать заслуженное обеспечение.

Лишение звания - причина отказа в военной пенсии

Если преступление произошло позднее, чем увольнение из армии, законная пенсия гражданину продолжает выплачиваться и лишение звания не влияет на ее размер. Однако в случае совершения правонарушения гражданином в период службы, при котором было вынесено решение об освобождении его военного звания, если оно связанно именно с этим событием, выплата сразу заканчивается.

Тенденция отказов судами в удовлетворении жалоб и требований военных, оставшихся без права на получение пенсии по причине преступного деяния в период работы в военных организациях, происходит на всей территории России. Такая масштабность вынудила Конституционный Суд к подкреплению этих действий соответствующими нормативными документами.

Служба предполагает безоговорочное выполнение обязательств, данных государству во время принятия присяги, к которым отнесены защита безопасности граждан и государственного аппарата, поэтому любое преступление, совершенное в армии, считается противоречащим и нарушающим утвержденный порядок и влечет потерю права на военную пенсию.

Освобождение от звания согласно принятому судебному решению выступает средством отказа выплаты пенсии по выслуге лет.

Получение стандартной пенсии

  1. Лица, которым отказали в получении военной пенсии, в законном порядке имеют право на безоговорочное пенсионное обеспечение от государственного фонда в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ».
  2. Законодателем предусмотрено восстановление права за гражданином, служившим в Вооруженных Силах и лишенным своего звания, возврата этого звания без изменения чина, присвоенного до совершения преступления, при условии полного погашения или досрочного снятия судимости. Процесс возврата утраченного звания осуществляется согласно указу президента РФ от 16.09.1999 №1237. Указ закрепил за гражданином, восстановившим утраченное звание, возможность возобновления всех утраченных социальных гарантий, включая право на получение пенсии по выслуге лет.

Согласно пояснению Конституционного Суда, в отношении восстановления права на пенсию этим законом могут воспользоваться только те военнослужащие, которые совершили преступление после фактического увольнения их с воинской службы или были привлечены к уголовной ответственности после увольнения. Закон говорит о том, что правом вернуть пенсионное обеспечение обладают лица, получавшие такие выплаты до наступления уголовной или иной ответственности по решению суда. Это означает, что ранее им уже была назначена пенсия, а лица, чье исполнение решения суда о назначении наказания в связи с совершением незаконного действия началось до начисления пенсии за выслугу лет, лишаются права на ее получение безоговорочно.

Правовой нормой и основой принятия подобных решений считается ст. 43 Закона, в которой говорится, что для расчета размера пенсии важна сумма окладной части заработной платы, напрямую зависящая от заслуженного воинского звания. В связи с тем, что по решению суда ранее служившее лицо в большинстве случаев лишается воинского звания, это автоматически влечет за собой прекращение начисления оклада, который является неустранимой частью при расчете размера пенсии.

Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

Ситуация решения пенсионных вопросов для военных достаточно спорная и нуждается в доработке со стороны законодательных органов, а также необходимо устранить все несогласованности в действиях государственных органов исполнительной власти в сфере выплат военнослужащим. Лишение пенсии военнослужащего возможно только на основании Закона. На данный момент наблюдается, что некоторые пункты противоречат друг другу, поэтому нельзя говорить о том, что практика принятия судом верных решений в отношении выплат пенсий военнослужащим исполняется только на основании и согласно действующим законам или иным нормативно-правовым актам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 - командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути - дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

Наличие воинского звания - необходимый элемент статуса военнослужащего.

Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Досрочный выход на пенсию военнослужащих – вопрос не простой.

Направление пенсионных дел нашего адвокатского бюро проконсультирует Вас и будет представлять интересы до результата по делу: профессионально и в срок. Звоните уже сегодня!


Льготная пенсия военнослужащим

Особые льготы дают право военным уходить на пенсию в довольно молодом возрасте. Они появляются во время участия в боевых действиях, при летной работе, во время службы на атомных подводных лодках и т.п. Если у военнослужащего с учетом выше упомянутых льгот нет двадцатилетней выслуги, пенсия может быть назначена по смешанному стажу. Все эти моменты имеют множество нюансов, поэтому так часто мужчины, проходящие службу по контракту, задаются вопросом, как получить военную пенсию.

Досрочный выход на пенсию военнослужащих без льгот возможен, но к продолжительности и условиям труда при этом законом предъявляются гораздо более высокие требования. Так, ранее общеустановленного возраста выплаты назначают за работу на Севере, в тяжелых условиях и т.д.

Если у гражданина существует возможность получения такого вида дохода досрочно, он может обратиться в ПФР самостоятельно, чтобы подать исковое заявление о назначении пенсии.

Для военнослужащих предусмотрены следующие виды пенсионных выплат:

  1. по потере кормильца (выплачивается членам семьи работающего военного или пенсионера в случае его смерти). Военную пенсию по случаю потери кормильца выплачивают, если военнослужащий, проходящий военную службу погиб при исполнении своих служебных обязанностей или же получил травмы и увечья несовместимые с жизнью и в последствии, скончался. Право на получение близкие родственники (супруг, супруга родители, дети, братья, сёстры), а также лица, соответствующие в родстве или свойстве с лицом погибшим.
  2. по инвалидности. Военную пенсию по инвалидности назначается, если лицо, проходящее службу, получило травму, контузию или увечье (читайте про военную травму по ссылке выплаты за военную травму на нашем сайте), которые делают невозможным дальнейшее продолжение службы. Данные травмы и увечья устанавливаются военно-врачебной комиссией и на основании этого заключения военнослужащий может претендовать впоследствии на данный вид военной пенсии.
  3. по выслуге. Военная по выслуге лет могут назначить, если выслуга к моменту увольнения составляет не менее 20 лет. Этот фактор, а также наличие специальных льгот, являются основаниями для получения досрочных выплат. Кроме того, досрочная пенсия военнослужащим может назначаться за определенный стаж гражданской работы.

Как рассчитывается военная пенсия?

Независимо от вида пенсии военные пенсии включают в себя оклад, надбавку за звание, надбавку за выслугу лет, а также размер индексации. Размер пенсии состоит из половины оклада при условии выслуги в двадцать лет плюс три процента за каждый год свыше двадцати лет, но не более восьмидесяти процентов.

Размер окладов зависит от звания и установлен нормативными актами Минобороны. Подсчет выслуги лет регламентирован постановлениями Правительства, в нем перечислены периоды, которые засчитываются в период выслуги лет, такие как:

  1. Прохождение службы в периоды боевых действий;
  2. Прохождение службы в географически отдаленных, а также высокогорных местностях;
  3. Прохождение службы в особых условиях (к примеру, работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и иные периоды, связанные с атомным воздействием);
  4. Если военный пенсионер проживает в районах Крайнего Севера, тогда за ним сохраняется надбавка. Также северная надбавка сохраняется при условии, если пенсионер переехал в другой регион, но прослужил в районах Крайнего Севера более чем 15 лет.

В законодательстве обозначены местности, в которых служба исчисляется в льготном порядке: например, для назначения военной пенсии будет учитываться месяц службы реальной за два льготных или месяц фактической службы за полтора.

Помимо вышеуказанных периодов, согласно, действующего законодательства в выслугу лет включаются:

  • периоды службы в МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН, ФСО, СВР России и периода СССР;
  • периоды службы в ВС, ГБ и прочих силовых структурах стран СНГ;

Как оформить военную пенсию?

Досрочный выход на пенсию военнослужащих

Для того чтобы оформить военную пенсию необходимо подготовить необходимый набор документов, который позволит исчислить и назначить данную пенсию. При этом заявителю необходимо обращаться непосредственно в ту структуру, в которой он непосредственно проходил службу по последнему месту и уволился оттуда. Состав и количество документов зависит от требований того ведомства, в котором, проходил службу заявитель.

Несмотря на это, список документов примерно выглядит так:

  1. Заявление по соответствующей форме;
  2. Удостоверение личности военнослужащего (военный билет, удостоверение личности офицера, паспорт моряка и т.д.);
  3. Документы, подтверждающие выслугу лет;
  4. В случае получения травм, увечий или инвалидности, справки, подтверждающие их наличие;
  5. Сведения о награждениях, медалях, ведомственных поощрениях;
  6. В случае участия в «горячих» точках, соответствующие документы, подтверждающие факты и т.д.
  7. Сведения об изменении фамилии имени или отчества;

Лишение военной пенсии

Говоря о выплатах военнослужащим, следует отметить, в каких случаях лишают военной пенсии. Как правило, основанием для этого становится потеря звания, происходящая при установлении факта совершения какого-либо преступления во время службы. Если противоправное действие было осуществлено после увольнения, освобождение от военного звания не влияет на размер выплат.

Иногда военной пенсии не лишают, а просто назначение приостанавливают. Основной трудностью в назначении пенсии по выслуге лет является тот факт, что выплаты приостанавливаются, в случаях, если заявитель становится лицом, замещающим муниципальные должности на не освобожденной основе, занимает должности муниципальной службы, либо осуществляет свою трудовую деятельность в иных госорганах. С момента, когда бывший военнослужащий уволится или будет освобождён от занимаемой должности, назначенная пенсия по выслуге лет, будет возобновлена в полном объеме.

Как военному пенсионеру получить гражданскую пенсию?

Многие из военных пенсионеров не знают, что при наступлении определенных условий, они также могут претендовать и на гражданскую пенсию. Как правило, этих условий всего четыре:

  1. Достижение пенсионного возраста исходя из критериев назначения страховой пенсии, при определенных условиях данный срок может быть снижен;
  2. Наличие у военного пенсионера страхового стажа необходимого для назначения гражданской пенсии, данный стаж не учитывается при назначении досрочной военной пенсии;
  3. Наличие минимального количества пенсионных баллов;
  4. Наличие у пенсионера уже назначенной военной пенсии;

Следует учитывать, что военным пенсионерам гражданская пенсия назначается без фиксированной выплаты. Если остались вопросы, то наш адвокат по военным делам и военным пенсиям ответит на них в ходе консультации, записаться на которую Вы можете уже сегодня.

Помощь адвоката по военным пенсиям в Екатеринбурге

Каждый гражданин нашей страны после определенного возраста может уйти на пенсию и получать денежную помощь, размер которой зависит от самых разных факторов. Пенсионный возраст определяется длительностью службы и спецификой работы.

Так, военные имеют право уйти на заслуженный отдых даже в 40 или 30 лет. И этот момент, безусловно, тоже предусмотрен законом. К категории «военнослужащий» можно так же причислить лиц, проходивших службу в МЧС, ФСБ, ФСИН, СВР и т.д.

Наш адвокат поможет, если у Вас возникли споры в части получения досрочной пенсии.

Отзыв о нашем пенсионном юристе


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Текст нормы: для военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (статья 13).

Размер выплаты:

  • военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
  • военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия (статья 14).

Нормативные правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка (все в личном деле);
  • расчет выслуги лет на пенсию.

Пенсия по инвалидности

Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ставшие инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 21).

Текст нормы: Для военнослужащих, ставших инвалидами, в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, независимо от продолжительности их военной службы (статья 28).

Размер выплаты:

  • инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;
  • инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (статья 22).

Нормативные правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка, копия заключения ВВК (все в личном деле);
  • выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭК.

Пенсия по случаю потери кормильца

Категория получателей: нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих (военных пенсионеров) состоявшие на их иждивении (статья 29).

Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • членам семей военнослужащих (военных пенсионеров), умерших вследствие военной травмы, — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи;
  • членам семей военнослужащих (военных пенсионеров), умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи (статья 36).

Нормативно-правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • копии свидетельств, выданных ЗАГСом, о рождении детей, о браке, о смерти;
  • справка образовательного учреждения об учебе детей.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту (уволенные с военной службы по контракту) – при установлении им в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы.

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • инвалиду I группы — 17244.99 рублей;
  • инвалиду II — группы 8622.49 рублей;
  • инвалиду III группы — 3448.99 рублей.

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия справки федерального учреждения МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: члены семей военнослужащих погибших (умерших) вследствие военной травмы и в случае смерти пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы.

Текст нормы: Для членов семей военнослужащих погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (военных пенсионеров из числа инвалидов следствие военной травмы).

Размер выплаты:

  • в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы — размер ЕДК рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы (17 244 рублей 99 коп) на количество членов семьи, имеющих право (включая самого кормильца);
  • в случае смерти инвалида вследствие военной травмы – размер ЕДК рассчитывается путем деления ЕДК, установленной на день смерти для инвалида соответствующей группы на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (пункты 9, 10 статьи 3).

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего (пенсионера);
  • копия свидетельства о смерти инвалида;
  • копии свидетельств ЗАГСа о заключении брака, о рождении детей;
  • копия справки федерального МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности с детства;
  • справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка.

Выплата оклада по воинскому званию

Категория получателей: выплачивается в течение 1 года после увольнения военнослужащих, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет, и уволенным с военной службы по контракту по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 18).

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Размер выплаты:

размер зависит от оклада по воинской должности.

Нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (военных пенсионеров).

  • Размер выплаты:
  • инвалиду I группы – 18425.94 рублей;
  • инвалиду II группы – 9212.98 рублей;
  • инвалиду III группы – 3685.17.

Нормативно-правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • копия специального удостоверения инвалида;
  • копия справки федерального МСЭК подтверждающей факт установления инвалидности;
  • копия заключения межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий ЧАЭС.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), находившиеся на их иждивении.

Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца (пункт 15 статьи 14).

Нормативно-правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о смерти кормильца;
  • справка о составе семьи;
  • документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

Справочно:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на военные комиссариаты.

Никакие другие органы исполнительной власти осуществлять работу по назначению уволенным военнослужащим и членам их семей пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат не уполномочены.

В связи с этим по всем вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, предоставления других социальных выплат следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находятся личные (пенсионные) дела граждан, уволенных с военной службы по контракту со всеми необходимыми документами.

.
15. Дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть
назначено при осуждении только за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления.
Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного,
так и нескольких указанных в статье 48 УК РФ правоограничений (например,
при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград).
При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного
лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней
или небольшой тяжести назначенное на основании статьи 48 УК РФ
дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается.

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Ну Вас послушать - главное пересидеть три года, а потом можно стучать себя в грудь - я офицер.
По заданному вопросу - прокуратура внесла протесты МО и Ком.ВО на изданные им приказы.
На счет трех лет - в данном случае это длящееся правонарушение, денюжки то он незаконно получал до самого увольнения,а после увольнения, так же незаконно получал (пока еще получает) пенсию.

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Да не выгодно это кое кому. Если начать раскручивать потянется очень длинная цепочка. Самое обидное то, что в новый облик вольется не один десяток таких "офицеров", ибо именно они лижут ж..пы, и именно они получают премии.

В описанном мною случае, этого, как бы помягче назвать урода, кинулись защищать и в суде и ВП и СКП . А протесты на присвоение званий были внесены только после моего обращения по 125 УПК на бездействия Фридинского.

Re: Сокращение и огражданивание

В каком случае военнослужащий, имеющий по выслуге право на пенсию по увольнению, может быть уволен без права на пенсию?

Re: Сокращение и огражданивание

В связи с лишением их воинского звания
У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом
Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Еще Определние КС РФ на этот счет:

Re: Сокращение и огражданивание

Re: Сокращение и огражданивание

Ой что то с Вами я не очень согласен насчет незаконности:
Статья 78. УК РФ Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

а если "пассажир " лично не участвовал в изготовлении поддельного документа, то
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О МОШЕННИЧЕСТВЕ, ПРИСВОЕНИИ И РАСТРАТЕ"
7. Хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Тут надо полностью информацией по уголовному делу владеть.
Оставим в покое уголовника: предположим когда то в 198. году, Некая тётя Маша вместо ЗМО "подмахнула" приказ о присвоении первичных званий лейтенантам Н-ского училища. В 2010 году эта незаконность выяснилась и доказана.. Прокуратура (б. на всю голову) вынесла акт прокурорского реагирования в отношении (интересно кого? - в смысле иных уж нет..) и приказы нынешний МО отменил (в смысле оный акт исполнил). Какие правовые последствия по Вашему? Ваш "негодяй" обязанности военной службы исполнял, за что получал ДД и премии всех видов.
Гражданских гос и муни служащих в таких случаях тупо увольняют и см выше( 78 УК), а "Ваш" и так пенс. хотя без звания не будет военной пенсии- только общий трудовой стаж.

Может юмор клуб откроем.

чудило, Я офицеров с липовыми дипломами знаю десятка полтора. И мне в принципе, все равно, какое у них образование, если они добросовестно служат. Но му..ак, про которого идет речь, как лизал одно место, у командования до присвоения первичного, так и продолжал лизать все годы после присвоения. Как офицер он был полным нулем, но зато у него появилась звездная болезнь. Надо было видеть как он перед контрактниками (а наша часть с 1998 года полностью укомплектована контрактниками) изголялся покрывая их матом и бил себя в грудь - я офицер. Надо было видеть как его "занесло" и он разносил кадровых офицеров. Но зато он на ципочках ходил перед командованием, и исполнял все прихоти и пожелания, в ларек сбегать - пожалуйста, подписать незаконную бумагу - пожалуйста, пойти в суд лжесвидетелем - пожалуйста. Надо заметить, что и к нему прямые начальники относились как к тряпке, которую удобно держать под рукой, но об которую в любой момент можно вытереть ноги. И если бы он не пошел лжесвидетельствовать у меня на суде, и в решении суда не было бы написано "суд в основу решения суда положил показания такого то", то он в 2006 году уже был бы НШ части.

Читайте также: