Заместитель директора по ур что это

Опубликовано: 17.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 26 июля 2019 года; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Заместитель директора школы по учебной работе может быть назначен и освобожден от занимаемой должности непосредственно директором школы.

1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебной работе его обязанности возлагаются на других заместителей директора или педагогов, обладающих наибольшим опытом и стажем работы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях будет осуществляться на основании приказа директора школы, который издается с соблюдением действующих требований законодательства о труде.

1.4. Заместитель директора школы по учебной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет; либо заместитель директора школы по УВР может иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, которое относится к сфере государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет.

1.5. Заместитель директора школы по учебной работе находится в подчинении непосредственно у директора общеобразовательного учреждения.

1.6. Заместитель директора по УР осуществляет руководство деятельностью педагогов, руководителей школьных методических объединений, руководителей творческих групп.

1.7. В своей деятельности заместителю директора по учебной работе нужно руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, кроме того, Уставом и локальными правовыми актами школы, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.

1.8. Заместитель директора по учебной работе обязан соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

1.9. Заместителю директора школы по УР необходимо знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность;

требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Конвенцию о правах ребенка;

педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии и гигиены;

теорию и методы управления образовательными системами;

современные педагогические технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, а также развивающего обучения;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися различного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе в школе;

технологию диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и эффективного разрешения;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

основы экономики и социологии;

способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;

гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, которая касается регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;

основы менеджмента и управления персоналом;

основы управления проектами и правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;

правила охраны труда и пожарной безопасности.

инструкцию по охране труда заместителя директора по УВР;

должностную инструкцию заместителя директора по УВР, правила охраны труда и пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

1.10. Заместителю директора по УВР запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.11. Заместитель директора по учебной работе обязан иметь навыки оказания первой помощи.

Основные направления деятельности заместителя директора школы по учебной работе:

2.1. Организация учебного процесса в школе, руководство им и контроль условий, процессов и результатов учебной деятельности образовательного учреждения.

2.2. Организация разработки и реализации образовательной программы школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.

2.3. Осуществление методического руководства школьным педагогическим коллективом.

2.4. Осуществление прогнозирования, планирования и организации повышения квалификации и мастерства педагогических работников школы, а также оказания им помощи в системе непрерывного образования, координация данной работы.

2.5. Обеспечение режима соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в образовательном процессе.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по учебной работе выполняет следующие обязанности, принадлежащие ему по должности:

3.1. Организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива образовательного заведения.

3.2. Координация работы учителей и других педагогических работников по
выполнению учебных планов и образовательных программ.

3.3. Организация и координация разработки необходимой учебно-методической
документации.

3.4. Осуществление постоянного контроля качества образовательного процесса в школе и объективностью оценки результатов образовательной подготовки учащихся, работой факультативов; посещение уроков и других видов учебных занятий, которые проводятся педагогическими работниками школы, анализ их форм и содержания, доведение результатов анализа уроков до сведения педагогов.

3.5. Осуществление систематического контроля реализации образовательных программ педагогами в соответствии с ФГОС, проведение анализа соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ, использования результативных образовательных технологий, условий реализации образовательной программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля учебно-воспитательного процесса, оценка результатов ФГОС и определение необходимых изменений и корректировки.

3.6. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении, анализ её состояния и перспектив развития, внесение корректив в планы и содержание инновационной деятельности. Обеспечение использования и совершенствования способов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Оказание помощи педагогам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

3.7. Организация текущего и перспективного планирования методической работы с педагогическими работниками и ее проведение.

3.8. Создание условий для развития творческого потенциала учеников. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, проведение научно – практических конференций, семинаров, конференций, круглых столов, олимпиад в соответствии с утвержденным планом работы школы.

3.9. Организация аттестации педагогических работников школы в соответствии с перспективным планом прохождения аттестации и ежегодным приказом по аттестации.

3.10. Организация работы по подготовке и проведению экзаменов.

3.11. Осуществление систематического контроля учебной нагрузкой учеников.

3.12. Составление расписания учебных занятий, факультативов и других видов образовательной деятельности, обеспечение качественной и своевременной замены уроков
временно отсутствующих преподавателей, систематическое ведение журнала учета пропущенных и замещенных уроков.

3.13. Обеспечение своевременного составления установленной отчетной
документации, контроль правильного и своевременного ведения учителями
классных журналов, а также другой школьной документации.

3.14. Способствование повышению методического и профессионального уровня преподавательского коллектива. Организация повышения квалификации учителей в соответствии с перспективным планом повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

3.15. Принятие мер по оснащению школьных учебных кабинетов современным
оборудованием, наглядными пособиями и необходимыми техническими средствами обучения, пополнению школьной библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

3.16. Организация работы по соблюдению в учебно-воспитательном процессе норм и
правил охраны труда и техники безопасности.

3.17. Обеспечение постоянного контроля безопасности используемого во время образовательного процесса оборудования, приборов, устройств, различных наглядных и демонстрационных средств и пособий для обучения.

3.18. Разрешение проведения учебно-воспитательного процесса с учащимися при
наличии оборудованных для этих целей учебных кабинетов и мастерских, которые бы отвечали всем правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и имели акт принятия в
эксплуатацию.

3.19. Проведение совместно с профсоюзным комитетом административно-общественного контроля безопасности использования и хранения учебных приборов, оборудования, химических реактивов, наглядных пособий и мебели, принадлежащих общеобразовательному учреждению.

Своевременное принятие мер к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов и устройств, которые не предусмотрены типовыми перечнями.

К ним относятся также самодельные устройства, установленные в мастерских или в учебных и других помещениях без соответствующего разрешающего акта.

Приостановление образовательного процесса в кабинетах и учебных мастерских школы, если в них были созданы опасные условия для здоровья учащихся и работающих сотрудников.

3.20. Выявление обстоятельств несчастных случаев, которые произошли с
работниками и учащимися школы.

3.21. Инициирование и организация разработки и периодического пересмотра (не менее одного раза в пять лет) инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в инструкциях, инструктажах и методических указаниях по выполнению практических, демонстрационных и лабораторных работ.

3.22. Контроль своевременного проведения инструктажа учащихся и его обязательной
регистрации в специальном журнале регистрации инструктажей.

3.23. Организация с участием заместителя директора по административно-
хозяйственной работе и/или завхоза своевременного и качественного проведения паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов, а также подсобных помещений.

3.24. Определение совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе методики, порядка обучения правилам дорожного движения,
безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, а также осуществление проверки имеющихся знаний учащихся.

3.25. Участие в комплектовании классов, принятие мер по сохранению
контингента учеников. Контролирование соблюдения учащимися Правил поведения для учащихся школы.

3.26. Организация деятельности по администрированию школьного сайта.

3.27. Активное участие в функционировании педагогического совета школы.

3.28. Принятие мер к наполнению школьной библиотеки учебно-методической и художественной литературой, педагогическими журналами и газетами по учебно-воспитательной работе.

3.29. Выполнение поручений и распоряжений непосредственно директора школы.

4. Права

Заместитель директора по учебной работе имеет следующие права:

4.1. Раздача обязательных распоряжений руководителям школьных методических объединений (ШМО), руководителям творческих групп, учителям 1-11 классов, учащимся, которые бы не противоречили Уставу школы и другим локальным актам.

4.2. Присутствие на любых уроках, занятиях и мероприятиях, которые проводятся в школе (без права входить в класс после начала урока без экстренной необходимости и делать замечания преподавателю во время занятия).

4.3. Подготовка справок и проектов приказов на административные взыскания педагогам за невыполнение своих должностных обязанностей, а также на поощрения.

любую рабочую документацию различных методических объединений и отдельных сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении, для ведения контроля и внесения изменений;

у директора школы получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Вносить свои предложения:

о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников учебного деятельности;

по совершенствованию образовательного процесса.

4.6. Экстренно вносить изменения в расписание занятий в связи с производственной необходимостью.

4.7. Требовать от участников образовательной деятельности выполнения норм и требований профессиональной этики.

4.8. Устанавливать от имени общеобразовательного учреждения деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора по учебной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания возможно применение увольнения.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по учебной работе может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не считается мерой дисциплинарного наказания.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса в школе заместитель директора по УР может быть привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением, либо неисполнением своих прямых должностных обязанностей заместитель директора школы по учебной работе может нести материальную ответственность в порядке и в пределах, которые устанавливаются трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Заместитель директора школы по учебной работе должен:

6.1. Работать по графику, который утвержден директором образовательного учреждения, исходя из 18-часовой рабочей недели.

6.2. Самостоятельно планировать свою деятельность на каждый учебный год, месяц.

6.3. Принимать отчёты от руководителей ШМО, творческих групп о результатах их деятельности.

6.4. Принимать документы от руководителей ШМО (план работы на новый учебный год, тетрадь протоколов, отчёт), от руководителей творческих групп (отчёт).

6.5. Предоставлять директору школы письменный отчет с анализом своей деятельности до 20.06 ежегодно.

6.6. Получать от директора учреждения сведения нормативно-правового и организационно-методического плана, знакомиться под расписку с соответствующими документами и локальными актами http://ohrana-tryda.com/node/616

6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам учебно-воспитательной работы с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.8. Замещать директора школы во время его отсутствия.

6.9. Посещать проводимые методистами, специалистами управления образования совещания, семинары, конференции и другие мероприятия.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_____________________________________

Протокол от «__»____________________20___г. №____

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ от 27 февраля 1995 г. №92.

1.2. Заместитель директора по УР назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по УР его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Заместитель директора по УР должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.4. Заместитель директора по УР подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. В своей деятельности заместитель директора школы по УР руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по УР соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

  1. Функции

Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по УР являются :

2.1. организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

2.2. методическое руководство педагогическим коллективом;

2.3.обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;

  1. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по УР выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива;

3.2. координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ;

3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;

3.4. осуществляет систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работой кружков и факультативов; посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;

3.5. организует работу по подготовке и проведению экзаменов;

3.6. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

3.7. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;

3.8. осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся;

3.9. составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и замещенных уроков;

3.10. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение педагогами классных журналов, другой документации;

3.11. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся;

3.12. контролирует соблюдение обучающимися Правил для учащихся;

3.13. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, повышает свою квалификацию;

3.14. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.15. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.16. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.17. организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;

3.18. обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;

3.19. организует с участием завхоза своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений;

3.20. организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ;

3.21. контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его регистрацию в журнале;

3.22. совместно с заместителем директора по воспитательной работе определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности; осуществляет проверку знаний обучающихся;

3.23. проводит совместно с ПК административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях школы, если там создаются опасные условия здоровью работников, обучающихся;

3.24. выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися;

3.25. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

  1. Права

Заместитель директора школы по УР имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий);

4.2. давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно подчиненным работникам;

4.3. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы;

4.4. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;

4.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по УР несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.6. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по УР может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3 За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по УР привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора школы по УР:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более 5 машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическим работниками, завхозом;

6.7. исполняет обязанности директора школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора или приказа начальника Отдела по образованию, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.

В образовательных учреждениях, где администрация состоит из заместителей (завучей) и возглавляется директором, разрабатывается должностная инструкция заместителя директора школы.

Каждый из завучей несет ответственность только за свое направление, а круг их обязанностей определен именно этой инструкцией. При этом документ формируется и утверждается для каждого сотрудника организации.

Должностная инструкция заместителя директора школы

Как составить: общие положения

В школах повсеместно разрабатываются должностные инструкции. Документ может корректироваться, если в законодательстве, на основе которого он формировался, произошли изменения. Однако, как правило, общая структура инструкции остается неизменной, а небольшие поправки вносятся в отдельные пункты.

Первый раздел документа начинается с общих положений и обычно включает в себя следующую информацию:

  • полное название должности;
  • порядок принятия работника на должность и освобождения от нее (приказом директора учреждения);
  • порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия (отпуск, больничный и пр.);
  • непосредственный руководитель (директор);
  • подчинение заместителю директора учителей и руководителей различных кружков, если последние есть в учреждении;
  • квалификационные требования, предъявляемые к работнику (например, высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление», стаж работы от 4 лет на педагогической или руководящей должности);
  • список документов, которые должен и знать и которыми должен руководствоваться завуч при выполнении своих служебных обязанностей (в частности, Конституция и законодательство РФ, Конвенция ООН и Закон РФ о правах ребенка, требования Федеральных государственных образовательных стандартов, Устав школы и другие внутренние нормативные документы).

Должностные обязанности: на что имеет право заместитель директора и его ответственность

Второй раздел инструкции определяет трудовую деятельность заместителя директора школы. Обязанности зависят от той сферы, за которую отвечает специалист. К основным из них можно отнести:

  • для заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ):
    • составление плана деятельности учителей в настоящее время и в перспективе.
    • регулирование работы подчиненных сотрудников при выполнении ими установленных учебных планов;
    • организацию разработки методических материалов;
    • контроль качества учебного процесса.
    • контроль работы персонала школы, выполняющие функции технического и обслуживающего характера;
    • составление программы по совершенствованию и развитию материально-технической составляющей учебного учреждения на основе анализа объемов ежегодного финансирования;
    • обеспечение учебных кабинетов и других помещений школы всем необходимы оборудованием (мебель, инвентарь и пр.), которое соответствует требованиям противопожарной безопасности.
    • взаимодействие с различными органами власти в рамках своей компетенции;
    • подписание документов финансового и распорядительного характера в случае отсутствия директора школы;
    • разработку внутренних нормативных документов.

    В третьем блоке должностной инструкции прописываются права заместителя. В отличие от детально описанных должностных обязанностей права можно разделить на 2 группы:

    • общие, которые предоставляются каждому работнику образовательной организации в силу трудового законодательства;
    • специальные, характерные только завучу.

    Как правило, в этом разделе указывается право:

    • отдавать распоряжения учителям, которые находятся в непосредственном подчинении;
    • присутствовать на любых занятиях учебного учреждения, в том числе на различных мероприятиях;
    • в рамках своей компетенции подписывать соответствующие документы;
    • выдвигать предложения по совершенствованию учебного процесса или функционирования школы в целом.

    В целом, зам. директора образовательного учреждения могут привлечь к ответственности за:

    • неисполнение внутренних нормативных документов и должностной инструкции;
    • невыполнение трудовых обязанностей;
    • применение физического или психологического насилия над обучающимися (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ);
    • административное правонарушение;
    • причинение материального ущерба школы или участникам учебного процесса в школе.

    Образцы должностной инструкции заместителя директора

    По общим вопросам

    Должностная инструкция замдиректора по общим вопросам находится по данному адресу: https://yadi.sk/i/mKIe4kzQ3U8snC

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly007

    По УВР (учебно-воспитательной работе)

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly001

    По ВР (воспитательной работе)

    По следующей ссылке размещен документ для заместителя, ответственного только за воспитательную работу (воспитание и социализацию учащихся): https://yadi.sk/i/Z4Afh8r83U8paL

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly001

    По УМР (учебно-методической работе)

    Заместитель директора по УМР является ответственным за качество (содержание) образования. Пример инструкции для руководителя данного типа мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/xCwrtB0h3U8qBk

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly003

    По УР (учебной работе)

    Типовой пример инструкции для замдиректора по учебной работе мы разместили здесь: https://yadi.sk/i/eK7F_EdM3U8qNf

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly004

    По информатизации

    Образец инструкции для замдиректора по информатизации вы можете найти по следующему адресу: https://yadi.sk/i/VDaKrOdB3U8sE8

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly005

    По управлению ресурсами

    Трудовые функции сотрудника, ответственного за управление ресурсами школы, выглядят, как правило, так: https://yadi.sk/i/cUPxjhTT3U8t44

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly006

    По АХЧ (административно-хозяйственной части)

    Чтобы найти инструкцию для замдиректора по АХР, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/eV4NFgGp3U8uHM

    dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-shkoly008

    Стоит отметить, что должностная инструкция считается действительной, если работник ознакомился с ней и оставил свою подпись в конце документа в соответствующей графе.

    1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29 июля 2017 года; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

    1.2. Заместитель директора школы по учебной работе может быть назначен и освобожден от занимаемой должности непосредственно директором школы.

    1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебной работе его обязанности возлагаются на других заместителей директора или педагогов, обладающих наибольшим опытом и стажем работы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях будет осуществляться на основании приказа директора школы, который издается с соблюдением действующих требований законодательства о труде.

    1.4. Заместитель директора школы по учебной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет; либо заместитель директора школы по УР может иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, которое относится к сфере государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет.

    1.5. Заместитель директора школы по учебной работе находится в подчинении непосредственно у директора общеобразовательного учреждения.

    1.6. Заместителю директора по УР подчиняются: педагоги, руководители школьных методических объединений, руководители кружков и спортивных секций, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые.

    1.7. В своей деятельности заместителю директора по учебной работе нужно руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, кроме того, Уставом и локальными правовыми актами школы, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.

    1.8. Заместитель директора по учебной работе обязан соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

    1.9. Заместителю директора школы по УР необходимо знать:

    - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

    - законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность;

    - требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;

    - Конвенцию о правах ребенка;

    - педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии и гигиены;

    - теорию и методы управления образовательными системами;

    - современные педагогические технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, а также развивающего обучения;

    - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися различного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе в школе;

    - технологию диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и эффективного разрешения;

    - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    - основы экономики и социологии;

    - способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;

    - гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, которая касается регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;

    - основы менеджмента и управления персоналом;

    - основы управления проектами и правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;

    - правила охраны труда и пожарной безопасности.

    - должностную инструкцию заместителя директора по УР, правила охраны труда и пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

    1.10. Заместитель директора по учебной работе обязан иметь навыки оказания первой помощи.

    Основные направления деятельности заместителя директора школы по учебной работе:

    2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль условий, процессов и результатов учебной деятельности образовательного учреждения.

    2.2. Организация разработки и реализации образовательной программы школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.

    2.3. Осуществление методического руководства школьным педагогическим коллективом.

    2.4. Осуществление прогнозирования, планирования и организации повышения квалификации и мастерства педагогических работников школы, а также оказания им помощи в системе непрерывного образования, координация данной работы.

    2.5. Обеспечение совместно и инженером по ОТ режима соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в образовательном процессе.

    3. Должностные обязанности

    Заместитель директора школы по учебной работе выполняет следующие обязанности:

    3.1. Организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива образовательного заведения.

    3.2. Координация работы учителей и других педагогических работников по
    выполнению учебных планов и образовательных программ.

    3.3. Организация и координация разработки необходимой учебно-методической
    документации.

    3.4. Осуществление постоянного контроля качества образовательного процесса в школе и объективностью оценки результатов образовательной подготовки учащихся, работой факультативов; посещение уроков и других видов учебных занятий, которые проводятся педагогическими работниками школы, анализ их форм и содержания, доведение результатов анализа уроков до сведения педагогов.

    3.5. Осуществление систематического контроля реализации образовательных программ педагогами в соответствии с ФГОС, проведение анализа соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ, использования результативных образовательных технологий, условий реализации образовательной программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля учебно-воспитательного процесса, оценка результатов ФГОС и определение необходимых изменений и корректировки.

    3.6. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении, анализ её состояния и перспектив развития, внесение корректив в планы и содержание инновационной деятельности. Обеспечение использования и совершенствования способов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Оказание помощи педагогам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

    3.7. Организация текущего и перспективного планирования методической работы с педагогическими работниками и ее проведение.

    3.8. Создание условий для развития творческого потенциала учеников. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, проведение научно – практических конференций, семинаров, конференций, круглых столов, олимпиад, ВПР, ТТ и т.д. в соответствии с утвержденным планом работы школы.

    3.9. Организация аттестации педагогических работников школы в соответствии с перспективным планом прохождения аттестации и ежегодным приказом по аттестации.

    3.10. Организация работы по подготовке и проведению ГИА.

    3.11. Осуществление систематического контроля за учебной нагрузкой учеников.

    3.12. Обеспечение своевременного составления установленной отчетной
    документации, контроль правильного и своевременного ведения учителями
    классных журналов, а также другой школьной документации.

    3.14. Способствование повышению методического и профессионального уровня преподавательского коллектива. Организация повышения квалификации учителей в соответствии с перспективным планом повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

    3.15. Организация работы по соблюдению в учебно-воспитательном процессе норм и
    правил охраны труда и техники безопасности.

    3.16. Выявление совместно с инженером по ОТ обстоятельств несчастных случаев, которые произошли с работниками и учащимися школы.

    3.17. Организация с участием заместителя директора по административно-
    хозяйственной работе своевременного и качественного проведения паспортизации
    учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов.

    3.18. Участие в комплектовании классов, принятие мер по сохранению
    контингента учеников. Контролирование соблюдения учащимися Правил поведения для учащихся школы.

    3.19. Организация работы с учениками «группы риска».

    3.20. Организация деятельности по администрированию школьного сайта, осуществление контроля за работой учителей – предметников и классных руководителей в системе «Сетевой город. Образование».

    3.21. Активное участие в функционировании педагогического совета школы.

    3.22. Выполнение поручений и распоряжений непосредственно директора школы.

    4. Права

    Заместитель директора по учебной работе имеет следующие права:

    4.1. Раздача обязательных распоряжений руководителям школьных методических объединений (ШМО), учителям 1-11 классов, педагогам дополнительного образования, педагогу-организатору, старшему вожатому, учащимся, которые бы не противоречили Уставу школы и другим локальным актам.

    4.2. Присутствие на любых уроках, занятиях и мероприятиях, которые проводятся в школе (без права входить в класс после начала урока без экстренной необходимости и делать замечания преподавателю во время занятия).

    4.3. Подготовка справок и проектов приказов на административные взыскания педагогам за невыполнение своих должностных обязанностей, а также на поощрения.

    • любую рабочую документацию различных методических объединений и отдельных сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении, для ведения контроля и внесения изменений;
    • у директора школы получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.5. Вносить свои предложения:

    • о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников учебно-воспитательной деятельности;
    • по совершенствованию образовательного процесса.

    4.6. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности выполнения норм и требований профессиональной этики.

    4.7. Устанавливать от имени общеобразовательного учреждения деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать улучшению учебно-воспитательного процесса.

    5. Ответственность

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора по учебной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания возможно применение увольнения.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по учебной работе может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации . Увольнение за данный проступок не считается мерой дисциплинарного наказания.

    5.3. За любое нарушение норм и правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора по УР в образовательном учреждении должен быть привлечен к административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством Российской Федерации.

    5.6. За умышленное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использовании прав, предоставленных данной должностной инструкцией, зам. директора по учебной работе несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности.

    Заместитель директора школы по учебной работе должен:

    6.1. Работать по графику, который утвержден директором образовательного учреждения, исходя из 36-часовой рабочей недели.

    6.2. Самостоятельно планировать свою деятельность на каждый учебный год, месяц.

    6.3. Принимать отчёты от руководителей ШМО, творческих групп о результатах их деятельности.

    6.4. Принимать документы от руководителей ШМО (план работы на новый учебный год, тетрадь протоколов, отчёт), от руководителей творческих групп (отчёт).

    6.5. Предоставлять директору школы письменный отчет с анализом своей деятельности до 20.06 ежегодно.

    6.6. Получать от директора учреждения сведения нормативно-правового и организационно-методического плана, знакомиться под расписку с соответствующими документами и локальными актами.

    6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам учебно-воспитательной работы с администрацией и педагогическими работниками школы.

    6.8. Замещать директора школы во время его отсутствия.

    6.9. Посещать проводимые методистами, специалистами управления образования совещания, семинары, конференции и другие мероприятия.

    Должностную инструкцию разработал: _____________ / Кузнецова Е.А./

    Заместитель директора по административно-хозяйственной работе. По простому завхоз - заведующий хозяйством, это было раньше. У меня в трёх школах где я был директором тоже были завхозы. Они были очень похожи. Обычные простые трудяги. Обязанность их в первой и третьей школах была очень простая, так как школы были деревенские, то нужно было просто обеспечивать нормальную работу школ. Это обеспечение твёрдым топливом, дрова и уголь, контроль истопников и кочегаров, контроль за работой техничек и столовых. Организация ведения приусадебного участка с картофелем и овощами для столовой тоже их обязанность. Ну и ремонт конечно, текущий и плановый если таковой был запланирован. Они могли совмещать работу с должностью дворника или сторожа, всё равно в этих школах полные ставки завхоза не выделялись.

    В то время фермы ещё работали и они приносили оттуда мел для учителей, большие такие куски, это был самый лучший мел, который не купишь в магазине, которым так приятно было писать предварительно расколов его на кусочки. Изредка они могли ездить в город получать выделяемые управлением образования моющие средства, ткань для швабр, краску и иные хозяйственные товары, работа их была в какой то мере проста и неприхотлива.

    В городской школе где я работал директором, в начале мне сказали что завхоз у нас человек непростой и ушёл в запой. Я выяснил адрес где он живёт и в первый же день пришёл к нему как хоккеист к Гоше из фильма "Москва слезам не верит", за пазухой была бутылка водки:

    Ситуация была точно как в фильме, он тоже спросил меня "..будешь. " Мы выпили, пообщались, на следующий день он вышел на работу и больше не допускал прогулов. Была проведена опрессовка систем отопления и водоснабжения школы, проконтролирован ход и качество работ по герметизации крыши и вообще я со стороны ведения хозяйственной работы был спокоен, он меня ни разу не подвёл. Возраста этот человек был предпенсионного.

    Правда это было тогда, конец девяностых - начало нулевых.

    Сейчас таким завхозам конечно же не место в школе, сейчас завхоз это не заведующий хозяйством, а самый настоящий заместитель директора по административно-хозяйственной работе.

    В школе может быть директором хоть самодур, хоть любой человек далёкий от образования, но заместитель директора по административно-хозяйственной работе на данном этапе в школе это ключевая фигура вообще, и он априори должен соответствовать своей должности.

    Он должен соответствовать сегодняшним требованиям. В его ведении бюджет, и его исполнение, электронные аукционы, работа на них и сайте закупки.гов.ру и сайте бус.гов.ру, заполнение паспорта энергетической эффективности на гисее.ру, всё это сопровождается работой с ФЗ №44, заключением договоров с использованием ЭЦП, работой с поставщиками, расторжение контрактов, изменение в них условий. Тепло, свет, вода, интернет, продукты, оборудование, хард и софт, ОКПД, ОКПД2 товаров и услуг, ГОСТЫ, всё на заместителе директора по административно - хозяйственной работе.

    Разумеется такой заместитель директора по административно-хозяйственной работе обязан уметь принимать и отправлять почту, вести в поставщиками как деловую переписку так и уметь вообще в интернете находить таковых, Word и Excel обязательны к применению, как и умение регистрироваться на различных сайтах и понятие логин - пароль для него это не пустой звук и не абстракция, разумеется этот человек должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, уметь отсканировать нужный документ и послать его кому надо.

    Если в Вашей школе заместитель директора по административно хозяйственной работе именно такой как я описал в предыдущих двух абзацах, то поздравляю Вас! Ваша школа, работники в ней, директор её, дети в ней, будут счастливы, держитесь за такого заместителя директора двумя руками, делайте ему стимулирующие, найдите какие- нибудь ещё полставки дополнительно, но держите. Не ругайтесь с таким замом не надо, поверьте ему очень и очень непросто, дорожите им.

    Ибо если в Вашей школе не будет такого заместителя то почти каждый учитель и каждый работник и обязательно директор ощутит на себе прелести работы завхоза который ненароком всё таки задержался в школе. Того самого завхоза которого уже не должно быть в школе, а он оказывается имеется, ибо все его сегодняшние обязанности распределят кому ни попадя и тяжело будет всем, и порядка не будет, а только нервозность и скандалы. Я знаю о чём говорю ибо у нас не заместитель директора по административно -хозяйственной работе, а именно завхоз, и это полная и беспросветная тоска.

    В Вашей школе как? Завхоз или заместитель директора по административно-хозяйственной работе?

    Читайте также: