Имеет ли право налоговая сообщать о задолженности на работу

Опубликовано: 06.05.2024

Широкие полномочия налогового органа и их ограничения

Налоговому праву присущ императивный характер норм (т.е. эти нормы не допускают выбора, требуют безусловного исполнения). В этом несложно убедиться, ознакомившись с содержанием ст. 23 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает обязанности налогоплательщиков. Одной из них является обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность такого исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления). Уже из содержания одной этой статьи очевидно наличие расширенных полномочий налогового органа по отношению к налогоплательщикам.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Следующим же пунктом указанной статьи допускается истребование документов при рассмотрении материалов налоговой проверки. А далее предусматривается возможность истребования документов (информации) и вовсе вне рамок проверок.

Несмотря на широкие полномочия налогового органа, законодатель предусмотрел и ограничения. Так, в НК РФ установлено, что налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) вне рамок налоговых проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.

По нашему мнению, наличие четкого механизма истребования и его оснований благоприятно отразилось бы на правоприменительной практике и уменьшило бы количество негативных последствий, с которыми сталкиваются налогоплательщики после того, как получают такие требования, будучи зачастую не осведомленными о законности истребования, порядке исполнения и последствиях непредоставления документов (информации).

Чтобы определить правомерность истребования налоговым органом документов вне рамок налоговых проверок, следует разобраться в трех аспектах. Рассмотрим каждый из них.

Какой налоговый орган может истребовать документы?

С 2007 г. Министерство финансов придерживается единообразного подхода и неоднократно давало разъяснения в письмах от 6 августа 2019 г. № 03-02-08/59105, от 22 января 2014 г. № 03-02-07/1/2057, от 19 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-190 и от 29 марта 2007 г. № 03-02-07/1-146. Так, ведомство сообщило, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, может направлять поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Следовательно, истребовать документы (информацию) может как налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иное мероприятие налогового контроля, так и налоговый орган по месту нахождения лица, у которого истребованы документы (информация).

Дополнительно следует отметить, что положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок у последующих организаций, а также запрета на истребование сведений об обстоятельствах финансовой деятельности контрагентов и о должностных лицах, контролирующих от имени контрагента финансовые потоки. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в Определении от 6 августа 2018 г. № 309-КП8-10528 по делу № А60-59810/2017.

Отождествляет ли законодатель документы и информацию?

Из контекста статьи кажется, что понятия эти если не тождественны, то очень схожи. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо проанализировать иные нормы НК РФ и обратиться к другим законодательным актам.

Однозначно можно утверждать, что документ – это надлежащим образом оформленная информация, по форме и содержанию отвечающая тем или иным требованиям, обычно имеющая определенный срок хранения. Следовательно, документ содержит информацию, но информация – не всегда документ. Информация – более широкое понятие по отношению к документу. Можно предположить, что именно по этой причине законодатель в ст. 129.1 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (а не за непредоставление документов).

Применение ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, ввиду отсутствия единообразия в терминологии не могло не стать причиной судебного прецедента. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. № 11890/12 было установлено, что неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения налогового органа в части привлечения к ответственности недействительным.

Из анализа ст. 93.1 НК РФ становится ясно, что законодатель все-таки разграничил понятия «документы» и «информация»: в п. 1, 3–5 говорится о документах и информации, а в п. 2, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, упоминается только о предоставлении информации. Таким образом, вне рамок налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только информацию. Соответственно, понятия «документы» и «информация» не тождественны.

Что значит обоснованная необходимость?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к правоприменительной практике. Особого внимания заслуживает Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40-211149/18-115-4949.

Кратко – о сути дела: ООО «Артек» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования налогового органа о представлении документов (информации) на основании ст. 31 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Судами было установлено, что налоговый орган запросил документы (информацию) за период с 2015 по 2017 г. При этом в отношении налогоплательщика не проводилась выездная проверка, т.е. требование о предоставлении документов за три налоговых периода не связано с налоговой проверкой заявителя. Также судами не установлено, в отношении какой сделки или в отношении какого контрагента заявителя запрошена информация.

После длительного рассмотрения дела суд кассационной инстанции направил его на новое рассмотрение, результатом которого и явилось указанное выше решение Арбитражного суда г. Москвы. Арбитражный суд Московского округа, отменяя судебные акты, указал, что в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы (информацию) возложена на общество законно и налоговому органу действительно необходимо было их получить.

Отсюда можно сделать вывод, что обоснованная необходимость включает следующие составляющие:

  • мероприятие налогового контроля, в ходе которого требуются запрашиваемые документы (информация);
  • указание контрагента или конкретной сделки.

Представители юридической науки справедливо отмечают, что при указании контрагента, сведения о котором запрашивает налоговый орган, должна проводиться налоговая проверка 1 . Если налоговый орган указывает на совершение конкретной сделки, направляя требование о предоставлении документов (информации), действия налогового органа правомерны. Причины определения периода, к которому относятся истребуемые документы, не влияют на правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки относительно конкретной сделки (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Отметим, что, несмотря на длительное применение ст. 93.1 НК РФ, единообразия правоприменительной практики не выработано. Так, некоторые суды занимают позицию, согласно которой для налогового органа не имеет значения обоснованность. Например, отсутствие в оспариваемом требовании указания на проведение мероприятия налогового контроля и причин для истребования документов не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены ст. 93.1 НК РФ (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Таким образом, применение п. 2 ст. 93.1 НК РФ само по себе безоговорочно не возлагает обязанности на налогоплательщика. Более того, применение этого пункта налоговым органом для целей, не указанных в НК РФ, является заведомым превышением им своих полномочий.

1 Брызгалин А.В., Анфёрова О.В. Представление информации по запросу налогового органа // Налоги и финансовое право. – 2015. – № 5. – С. 102–105.

2-z34-b5f830a7-81d6-4056-8801-725248ab6b23

Согласно Конституции нашей страны, россиянам вменяется всего 8 обязанностей, одной из которых является своевременное погашение налоговых платежей и сборов. Так уж сложилось, что с этим у наших соотечественников обычно возникают проблемы. И если с подоходным налогом все просто – его обязаны рассчитывать и перечислять работодатели, то с другими видами, в частности, с налогом на имущество, который граждане уплачивают самостоятельно, дисциплинированность оставляет желать лучшего. Мотивация граждан платить налоги входит в интересы государства – его доходы прямо зависят от этого. И теперь, дабы надавить на граждан в этом вопросе, в законодательство были внесены достаточно интересные поправки.

Так, еще летом в Налоговом кодексе была изменена трактовка налоговой тайны – из нее фактически были исключены данные о налоговых долгах, что сделало такую информацию практически общедоступной. Более того, теперь налоговики заявляют о новой практике: чтоб повысить собираемость долгов по налогам, ФНС будет отправлять соответствующие уведомления работодателям должников. Это создает угрозу для деловой репутации таких сотрудников и может повлиять на трудовые отношения между начальством и персоналом.

Перестали быть тайной

Соответствующие поправки, исключающие информацию о задолженности по налогам, штрафам, пеням и прочим платежам из налоговой тайны, были внесены в ст. 102 НК РФ и начали действовать с лета текущего года. Фактически это разрешило налоговикам без нарушения закона публиковать списки должников на своих порталах, а также передавать эти данные третьим заинтересованным лицам – больше такая информация не считается персональными данными. Теперь налоговики полны решимости обнародовать «черный список», и публикация его на интернет-портале ФНС – далеко не единственное, что они планируют сделать. Как пишет «Российская газета», благодаря новым поправкам, в организации, где трудоустроены должники, будут приходить письменные уведомления из налоговой службы, которые будут информировать руководство о наличии задолженности, ее размере и прочих параметрах.

Нет сомнений, что отсутствие финансовой дисциплины негативно скажется на отношениях с руководством – многие работодатели и так предпочитают интересоваться кредитной историей своих работников, и лишнее письмо может стать дополнительным стимулом для неприятного разговора. Причем снятие грифа тайны с налоговых долгов позволяет налоговикам предоставлять такую информацию не только по запросу, но и самостоятельно – в нее будет включен как сам долг, так и меры ответственности за его неуплату – штрафы, пени и т.д. Конечно, соблюдение персональной информации станет «краеугольным камнем» данного процесса – законодательство должно быть соблюдено. В связи с этим ФНС уже сегодня разрабатывает порядок информирования работодателей.

feng-shui-how-to-choose-workers

Будут приходить письменные уведомления из налоговой службы, которые будут информировать руководство о наличии задолженности, ее размере и прочих параметрах.

Какие это может вызвать последствия для должников на работе? В первую очередь, это разъяснительные беседы с руководством. Многие работодатели привыкли оценивать деловые качества своих сотрудников по их финансовой дисциплине, мол, имеешь долги – безответственный потенциальный мошенник. Доходя до начальства, такая информация, особенно если она получена от налоговой службы, будет поводом для «выволочки». Да и потом, многие компании крайне ответственно относятся к своей налоговой репутации, в результате чего могут быть высказаны предупреждения в сторону сотрудника: «Не заплатишь – уволим».

Наполнить бюджет

И это, конечно, блеф – наличие задолженности по налогам не является законным основанием для увольнения. Тем не менее к конфликтной ситуации и накалу отношений между руководством и сотрудником приведет точно. Тем более что, если налоговый долг не превышает 25 тыс. рублей, ФНС имеет полное право потребовать от работодателя удержать его из зарплаты сотрудника (при наличии судебного приказа, конечно). И работодатель сделает это без доли сомнений – штраф за неисполнение достигает 100 тыс. рублей. Такие меры были введены еще в ноябре 2015 года, и вызваны они необходимостью повысить собираемость долгов – по данным налоговиков, общая задолженность по налогу на имущество 13 млрд рублей, а по транспортному налогу – 67 млрд рублей.

e0ca4b4d6d46e76bac555ffde812b5fb

Наличие задолженности по налогам не является законным основанием для увольнения.

Удерживать налоговые долги из зарплаты, наверное, самый эффективный способ обеспечить собираемость. Вполне логично возложить такую обязанность на работодателей. Возможность такая существовала всегда, но с прошлого года это можно делать без использования судебных приставов. Налоговые органы не скрывают своих намерений – по их мнению, привлечение работодателей, с полным посвящением их в налоговые задолженности сотрудников, один из самых эффективных методов повышения эффективности взыскания, наряду с личными звонками должникам и работой с ГИБДД. Интересно, что налоги на имущество, составляют 7-8% в общей структуре налоговых поступлений. Эксперты предполагают, что активная работа с работодателями позволит повысить их долю до 10%.

Тень и порядки

Как рассказала «Ленте.ру» исполнительный директор НП «СРКЗ» Елена Авакян, желание государства оперативно взыскивать налоговые долги из зарплат может привести к тенизации доходов сотрудников некоторых предприятий. Конечно, такая практика не будет повсеместной, но многие работники, в т.ч. и высший менеджмент предприятий, находящийся в хороших отношениях с руководством, пожелают скрыть свои доходы, дабы избежать взыскания долгов. В конце концов, должники могут быть уведомлены руководством об их намерении, что позволит в оперативном порядке уволиться и избежать взыскания, если, правда, сумма задолженности того стоит.

Эксперт сетует и на процессуальные недоработки, например, не прописан порядок взыскания налоговой задолженности, если зарплата составляет меньше 25 тыс. рублей. Дело в том, что все это содержится в законодательстве, регулирующее исполнительное производство, но, в случаях взыскания без приставов оно не действует – исполнительного производства просто никто не открывает. Более того, не урегулированы вопросы взыскания, если должник работает в нескольких организациях. Получается, что каждому из работодателей придет уведомление с требованием взыскать долг. Если такое уведомление направляют приставы, они мониторят процесс погашения, и когда задолженность полностью исчезает, они направляют письмо с просьбой прекратить удержания. В случае же с налоговой службой такого не происходит.

1480875819760_tax-form-deductions

Есть, конечно, и плюсы. Раньше, например, граждане могли «легко» узнать о налоговой задолженности лишь при попытке пересечь границу – по требованию ФНС их просто не выпускали из страны. Теперь же, когда они узнают об этом из уст работодателей, у них будет больше шансов наладить свое налоговое положение.

У налоговой есть понятие безнадёжной задолженности, которую она прощает и убирает из личного кабинета налогоплательщика. Мы разобрались, когда у ИП есть шанс не платить долги перед налоговой и пенсионкой за лохматые годы.

Когда налоговая признаёт долги безнадёжными

Предприниматели платят налоги и страховые взносы в сроки, прописанные в Налоговом кодексе. К примеру, налог по УСН за 2020 год надо заплатить до 30 апреля 2021 года.

Если ИП не платит в срок, у него появляется долг с процентами и штрафом, а у налоговой — право принудительно получить своё.

В идеальном для налоговиков мире у ИП есть деньги на банковских картах или автомобили в гараже, которые можно отобрать в счёт долга. Обычно налоговая так и делает, как минимум пытается.

Но есть ряд случаев, когда у налоговой пропадает право принудительно забирать свои деньги. Тогда она обязана признать долг, пени и штраф безнадёжными, списать их и убрать из личного кабинета налогоплательщика.

Налоговая обязана признать долги безнадёжными в случаях из ст. 59 НК РФ:

— Предприниматель обанкротился. Как ИП или как физлицо — неважно. Главное, что денег на полное погашениё долга по налогам не хватило.

— Предприниматель умер. Долги по страховым взносам, УСН, ЕНВД и патентам спишутся автоматом. Земельный налог, НДФЛ и торговый сбор спишутся, если их больше, чем стоит всё наследство предпринимателя.

— Налоговая инспекция пропустила сроки для блокировки счёта или получения исполнительного листа — а они довольно короткие. Опоздание подтвердил суд. Что может сделать предприниматель, чтобы ускорить списание, расскажем ниже.

— Приставы больше пяти лет искали ликвидное имущество предпринимателя, но не нашли. Долг перед налоговой меньше 300 000 ₽, и обанкротить ИП с такой суммой нельзя.

— Предприниматель пробовал банкротиться. Но арбитражный суд закрыл дело, потому что у предпринимателя нет денег заплатить конкурсному управляющему.

— Банк списал долг с его счёта, но не успел перевести налоговой, потому что ликвидировался. Хоть налоговая и не получила деньги, с предпринимателя обязанность снимается.

❗ Просто старый долг, который висит на предпринимателе несколько лет, налоговая не обязана признавать безнадёжным и прощать. Выжидать мифические три года бесполезно. У долга, который налоговая взыскала без нарушений, нет срока давности.

Однако иногда государство устраивает налоговые амнистии — списывает долги разом. Обычно под амнистию попадают налоги, с которыми стало ясно, что они оказались не по карману простому человеку. Поэтому государство списывает их как безнадёжные. Для ИП такое было — подробнее скажем ниже.

С каждым должником налоговая разбирается по порядку из Приказа ФНС № ММВ-7-8/164@.

Первым делом должник приносит в налоговую по месту жительства документ, который подтверждает его право на списание долга:

— копию определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о реализации имущества гражданина — для банкротов;

— копии свидетельства о смерти, паспортов наследников, свидетельства о наследстве и оценки стоимости наследства — если с долгами разбираются наследники;

— копию решения суда, где написано, что налоговая утратила право на взыскание недоимки из-за пропуска сроков;

— копию постановления об окончании исполнительного производства — если приставы не нашли имущество;

— копию определения суда о возвращении заявления о банкротстве — если ИП не нашёл деньги на процедуру;

— выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

В следующие пять дней налоговая составляет справку о невозможности взыскания. А на следующий рабочий день выносит решение о признании долга безнадёжным.

Долг можно признать безнадёжным, только пока он не погашен. Если налоговая успела снять деньги со счёта, а потом выяснились основания для списания, вернуть деньги нельзя. Так сказал Высший Арбитражный Суд в п. 9 Постановления № 57.

Как ИП добиваются списания через суд, если налоговая опоздала

С банкротством и смертью ИП всё ясно. Надо принести нужные бумаги и дождаться решения налоговой.

А вот когда налоговая опоздала с блокировкой счёта и арестом имущества, предпринимателю надо пойти в суд и получить решение с волшебной фразой «налоговая инспекция утратила право на принудительное взыскание недоимки».

Если налоговая сама пошла судиться с ИП, надо заявить встречное требование — о признании задолженности безнадёжной. Если ИП выиграет, решение суда тоже подойдёт для списания долга — п. 9 Постановления ВАС № 57.

Сроки взыскания считают так.

Если ИП не платит налоги в срок, налоговая шлёт требование об уплате. Заплатить надо в течение 8 дней, если больший срок не указан в самом требовании. Через 8 дней налоговая действует по ст. 46, 47 НК РФ:

⬇ В течение двух месяцев выносит решение о взыскании долга за счёт денежных средств — этим решением блокируется счёт.

⬇ Если налоговая не успела заблокировать счёт, она идёт в суд за исполнительным листом в течение шести месяцев.

⬇ Если у ИП нет денег на счетах, руководитель инспекции в течение одного года выносит решении о взыскании за счёт имущества ИП.

⬇ Если руководитель опоздал с решением, налоговики в течение двух лет идут в суд и получают исполнительный лист о взыскании за счёт имущества ИП.

Обычно инспекторы укладываются в сроки — это важная часть их работы. Но бывает, что долги теряются и решения выносят позже. К примеру, в 2017 году Пенсионный фонд передавал налоговой дела по сбору страховых взносов. По техническим причинам у некоторых налогоплательщиков задолженность не отобразилась на лицевом счёте. Потом ошибки исправили, но сроки для решений уже прошли.

Предпринимателям стоит проверять сроки для решений. Если налоговая опоздала даже на день, можно идти судиться, заручившись поддержкой юриста.

Долги ИП по налогам до 2015 года списали по амнистии

В 2018 году со всех ИП списали долги по налогам, пеням и штрафам, которые числились на 1 января 2015 года.

Под амнистию попали долги по УСН, НДФЛ, ЕНВД и патентам. Их признали безнадёжными. Не попали — долги по акцизам, налогу на полезные ископаемые и таможенные пошлины. Так сказано в ст. 12 Закона № 436-ФЗ.

Долги списывали скопом, без разбирательств и судов с каждым предпринимателем. С закрытых ИП долги списали тоже. Если ваш долг всё ещё висит в личном кабинете, обратитесь в налоговую по месту жительства.

Обратной силы у амнистии нет. Уплаченные вовремя налоги вернуть нельзя

❗ Долги по налогам, которые налоговая нашла после 1 января 2015 года не признают безнадёжными и не списывают. Может случиться, что налоговая приезжала с проверкой в 2015, 2016 и 2017 годах, пересчитала доходы и нашла недоимку за 2012, 2013 и 2014 годы. Доначисления за эти годы под амнистию не попали, их надо платить — п. 65 Обзора № 3 за 2019 год.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Долги по страховым взносам ИП до 2017 года тоже списали по амнистии

Ещё в 2018 году государство признало безнадёжными долги ИП без дохода по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года.

По старым правилам если ИП не сдавал декларации, ему насчитывали штрафные взносы в восьмикратном размере МРОТ. Именно они попали под амнистию. Даже если налоговая нашла недоимку на проверках в 2017 или 2018 году, но не успела снять деньги по инкассовым поручениям. Основание — ст. 11 Закона № 436-ФЗ.

Закрывшиеся ИП под амнистию тоже попали.

Если предприниматель не знал про амнистию и гасил долг, деньги не вернут. Но если случилось наоборот — амнистия прошла, а долги до сих пор светятся в личном кабинете и в банке висят аресты, придётся разбираться с налоговой.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, который регулирует взаимоотношения между наемным сотрудником и работодателем, последний обязан выплачивать определенную заработную плату своим подчиненным, а также нести ответственность по другим обязательным выплатам. На практике многие работодатели не стремятся оформить официально трудовые отношения со своими подчиненными, предлагая им черную зарплату «в конверте».

На каких основаниях подается жалоба в налоговую инспекцию?

В свою очередь, в российских нормативно-правовых актах не определен строгий перечень ситуаций, на основании которых гражданин может подать жалобу в налоговую инспекцию. Для обращения в ФНС для защиты прав достаточно лишь иметь обоснованный факт нарушения финансового законодательства по отношению к сотруднику. Как правило, направление жалобы происходит на следующих основаниях:

  • Выплата работодателем «серой» или «черной» зарплаты;
  • Нарушение сроков выдачи заработной платы;
  • Задержка зарплаты в течение длительного периода;
  • Увольнение сотрудников без положенных выплат.

Подобные нарушения практикуются в организациях с целью уклонения от уплаты налогов, а также снижения их суммы. И, если для компаний в этом присутствует определенная выгода, то для обычных сотрудников в «серых схемах» присутствуют огромные минусы. Например, процент отчислений в пенсионный фонд при «серой» зарплате значительно ниже. А вот, при «черной» и вовсе не происходит никаких перечислений. В конечном итоге это отразится на размере пенсии работника в меньшую сторону. Ну и, пожалуй, с задержками и неправомерными удержаниями денежных средств с сотрудников все предельно ясно. Люди несут убытки и прибегают к займам и кредитованию из-за отсутствия финансов.

Таким образом, большинство противоправных действий напрямую связаны с нарушением налогового законодательства. Вместе с тем, в соответствии со статьей 123 НК РФ за невыполнение порядка перечисления налогов организации могут быть оштрафованы на 20 процентов от общей суммы неуплаченных налогов.


Некоторые работники сознательно идут на неофициальную работу ради получения большего размера оплаты труда. Работодатель готов платить чуть больше, ведь он экономит на всех других расходах: налогах, обязательных взносах, страховании. Но такие трудовые отношения формально не существуют, а значит, при необходимости работник не сможет доказать факт своей работы.

Бывают ситуации, при которых работодатель намеренно вводит в заблуждение своих сотрудников, не оформляя их официально. Работники могут думать, что получают белую зарплату. Но вскоре узнают, что все это время работали за черный оклад.

О чем нужно знать? Заявление о нарушении руководителем трудового и налогового законодательства может быть написано в свободной форме, однако, документ должен содержать следующую ключевую информацию:

  1. Сведения о заявителе (Ф.И.О., реквизиты и контактные данные).
  2. Информация о месте работы (наименование и реквизиты организации, Ф.И.О. руководителя, местонахождения предприятия).
  3. Текст жалобы с указанием фактов нарушений.
  4. Дата составления бумаги и личная подпись заявителя.

В тексте жалобы нужно детально изложить все обстоятельства вашего трудоустройства и описать нарушения со стороны работодателя. Необходимо обосновать действия руководителя по законным актам. Можно вывести сравнения в пользу нарушения статей Налогового, Трудового и Уголовного кодекса.

Если вы получали заработную плату из-за обмана руководителя, то неоплаченные взносы или оклад можно истребовать с виновного через суд. Однако если неофициальное трудоустройство было осуществлено по обоюдному согласию работника и руководителя, то вернуть невыплаченные средства невозможно.

Как подать анонимно?

Нередко сотрудники не могут заявить о нарушении своих прав из-за боязни потерять рабочее место. Как мы упоминали ранее, работодателю не составит труда уволить неофициального сотрудника. Как написать анонимное письмо в налоговую без последствий и возможно ли это?

Без указания своих личных данных и сведений вы можете передать факт нарушения законодательства налоговой инспекции несколькими путями:

При подаче обращения таким способом контролирующая структура не сможет узнать сведений о заявителе, и вы останетесь без переживания по поводу места работы. Однако, что же лучше: жалоба в налоговую анонимно или нет?

Один недостаток оформления анонимной жалобы о нарушении работодателем законодательства – затянутые сроки проверки и установления факта нарушения. Ведь заявителя фактически нет, а значит налоговой инспекции нет необходимости соблюдать сроки рассмотрения заявления и составления ответа.

Не стоит скрывать своих реквизитов, поскольку налоговой инспекции будет необходимо установить достоверность полученной информации. Сообщите о нарушении ваших прав на работе путем официального обращения в контролирующие органы и предоставьте все возможные доказательства.

Как может быть подана жалоба в налоговую инспекцию?

1. Подать жалобу в отделение ФНС.

Для этого необходимо заполнить соответствующий бланк и лично обратиться в территориальное отделение ФНС по месту регистрации юридического лица, являющимся работодателем. Заявителю при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и два экземпляра жалобы. Один остается у налоговых органов, а второй возвращается гражданину с отметкой о принятии, датой, а также подписью сотрудника.

2. Онлайн через интернет на сайте ФНС.

  • Перейти на сайт Федеральной налоговой службы;
  • Выбрать меню «Физические лица»;
  • Зайти в раздел «Подача жалобы в налоговые органы»;
  • Выбрать соответствующую жизненную ситуацию;
  • Нажать «Создать обращение»;
  • Заполнить необходимые поля форм, следуя инструкциям на сайте.

3. Воспользоваться почтовым отправлением.

Как и в большинстве случаев, Почта России предоставляет услугу доставки документов посредством заказного письма. Услуга является платной. Однако, она дает гарантию доставки и получения жалобы адресатом. Письмо направляется на адрес территориального отделения ФНС по месту нахождения организации-работодателя.

Порядок рассмотрения обращений

Особенности подачи заявления.

Жалоба в налоговую инспекцию может быть подана физическими и юридическими лицами в зависимости от обстоятельств и вида обращения. Стоит отметить, что для привлечения работодателя к ответственности одной только жалобы от сотрудника недостаточно. Она служит основанием для проведения расследования налоговыми органами, в ходе которого будет произведен допрос заявителя и, как правило, других работников организации.

Вместе с тем, проводится сбор доказательной базы. В ряде случаев назначается внеплановая проверка компании на предмет уклонения от уплаты налогов и выявления иных нарушений законодательства. В результате проведенных мероприятий устанавливается факт виновности или невиновности организации. При выявленных нарушениях на организацию накладывается административное наказание в виде штрафов.

Более того, компания-работодатель попадает в пристальное внимание налоговых органов и в последующем будет подвергаться частым проверкам. Подобная практика существует для пресечения рецидивов финансовых правонарушений.

Зарплата в конверте

На самом деле налоги – это показатель многих аспектов деятельности предприятия, в том числе, и налоги, выплачиваемые работодателем в связи с начислением заработной платы сотрудникам.

В идеале размер заработной платы определяется в трудовом договоре и выплачивается работнику официально дважды в месяц. Такая заработная плата носит название «белой» и с нее уплачивается НДФЛ, который удерживается собственно из заработной платы.

В то же время единый социальный налог оплачивает из своих средств предприятие. Чтобы избежать этих выплат, работодатели прибегают к проверенному методу: либо не заключают со своими работниками трудовые договоры («черная» зарплата), либо заключают, но с минимальной официальной заработной платой («серая» зарплата). И в том, и в другом случае всю заработную плату или большую ее часть работники получают неофициально, то есть «в конверте».

В известной степени «черные» и «серые» зарплаты выгодны не только работодателю, но и работнику, поскольку оба этих «вида» заработной платы не подлежат налогообложению по той причине, что налоговые органы о ней не знают. Соответственно и у «черных», и у «серых» снижаются выплаты по алиментам, по исполнительным листам и т.д.

В наиболее выгодном положении находятся работники на «серых» зарплатах. Они имеют право на компенсации, на отпуск, на оплату больничного, на выплату декретных, они оплачивают налоги и взносы в ПФР, имеют медицинский полис.

Работники на «черных» заработных платах практически бесправны.

Однако заметим, что вне зависимости от того, был заключен трудовой договор или работник работает вообще без него, и та, и другая группа являются весьма уязвимыми. Так:

  1. работник, заключивший трудовой договор с расчетом на «серую» зарплату? лишается права взыскания заработной платы в случае, если работодатель просто решит не выплачивать ему «серую» часть и ограничится тем минимумом, который предусмотрен трудовым договором;
  2. «теневики», работающие без трудового контракта, теряют возможность получать компенсацию в случае болезни, компенсацию в связи с несчастным случаем на производстве, отпускные, декретные и т.д.

Следует заметить, что начисление зарплат в «конверте» возможно только с согласия работника, и не всегда моральная ответственность лежит только на работодателе.

Однако гражданская, уголовная или административная ответственность за теневые зарплаты всегда лежит только на работодателе.

Именно в силу этой причины работник, который ранее дал согласие на получение денег «в конверте», в любой момент может обратиться с жалобой на работодателя в прокуратуру либо в налоговую инспекцию. Как правило, обращение с жалобой происходит тогда, когда работодатель вообще отказывается оплачивать труд работника.

Возможные негативные последствия.

После рассмотрения жалобы и сбора доказательной базы вины компании-работодателя она привлекается к ответственности и несет дополнительные расходы. Вместе с тем, внутри организации принимаются меры по устранению выявленных нарушений. А последующие выплаты сотрудникам будут производиться в полном объеме с соблюдением налогового законодательства.

В свою очередь, итоговый результат будет отрицателен для фирмы в целом и может вылиться в ряд недостатков для самого сотрудника. Среди таких негативных моментов могут быть:

  • Ухудшение взаимоотношений между сотрудником и руководством компании;
  • Снижения получаемой суммы «на руки», так как размер налогов увеличится;
  • Размер официальной зарплаты увеличится, как следствие, будет утрачена возможность получения социальных выплат.

Прежде чем подавать жалобу стоит хорошо взвесить все плюсы и минусы последующего развития событий. Возможно, не всегда жалоба в налоговую инспекцию будет оптимальным решением и выходом из ситуации.

Когда в рассмотрении жалобы могут отказать

Налогоплательщики зачастую совершают ошибки при уплате общеобязательных платежей после чего требуют мгновенного возврата излишне уплаченных сумм. В этом случае прежде чем подать заявление в налоговую через Госуслуги нужно учитывать, что у ИФНС предусмотрено 30 дней на возврат таких платежей. До истечения этого срока жалобы являются безосновательными. Также в рассмотрении жалобы может быть отказано в таких ситуациях:

  • изложенный вопрос не входит в полномочия налогового ведомства;
  • в письме содержится нецензурная лексика;
  • одного и тоже лицо повторно обращается по уже рассмотренному вопросу.

Подача жалобы на государственные органы через единый интернет-портал государственных услуг является самым оптимальным методом на сегодняшний день. Система полностью автоматизирована, за сроками рассмотрения обращения и принятия мер по устранению нарушений или бездействия должностных лиц осуществляется жёсткий контроль. Такое обращение гарантировано будет рассмотрено, а заявитель получит возможность отслеживать ход рассмотрения в режиме обратной связи.

Жалоба в налоговую инспекцию: образец.

Форма письменной жалобы заполняется по следующему алгоритму:

  1. Указывается наименование отделения ФНС и его адрес, куда подается заявление.
  2. Заполняется ФИО, а также место жительства заявителя.
  3. Перечисляются причины и обстоятельства, по которым произошло нарушение прав.
  4. Излагается просьба о разборе и разрешении сложившейся ситуации.
  5. Способ получения итога рассмотрения: по почте или в электронном виде.
  6. Перечислить список приложений к жалобе.

К жалобе, как правило, прикладываются документы, которые доказывают точку зрения заявителя. А также, к заявлению необходимо представить заверенную доверенность, если обращение осуществляется через законного представителя.

Жалоба в налоговую инспекцию



.

Какой должна быть жалоба?

  • Краткой. Нет смысла дополнять её своим мнением, сторонними наблюдениями, впечатлениями от работы и прочим — налоговую инспекцию интересуют только факты и свидетельские показания.
  • Информативной. Чем больше полезных сведений вы сообщите тем проще налоговой будет рассмотреть ваш запрос. Если фактов будет недостаточно то жалобу просто — напросто вернут, не рассматривая.
  • Корректной. Избегайте эмоциональных вставок, нецензурной лексики, оскорблений. Ваша жалоба — это официальный документ, который должен быть оформлен соответствующе.
  • Аккуратной. Не допускайте ошибок, избегайте помарок. Жалоба должна быть читаемой.

Сколько рассматривается жалоба?

Рассмотрение жалобы и вынесение по ней решения налоговым органом осуществляется в течение 1 месяца с даты ее подачи. Если в ходе расследования возникли затруднения или выявились новые факты, влияющие на результат, то данный срок может быть увеличен еще на 1 месяц.

Если указанные сроки превышены, то можно обжаловать действия самой налоговой службы в аналогичном порядке.

Принятое налоговым органом итоговое решение может быть следующего характера:

  • Жалоба останется без удовлетворения;
  • Действия работодателя признаются незаконными.

Если жалоба подана на работу самой налоговой службы, то вынесенное решение может:

  • Аннулировать неправомерный акт налоговой;
  • Изменить решение ФНС или полностью его отменить;
  • Признать деятельность сотрудников налоговой незаконными.

После принятия решения результат отправляется заявителю в течение 3 дней с момента его вынесения.

Чем чаще всего недовольны граждане

Жалоба на налоговую службу в досудебном обжаловании через Госуслуги в основном подаётся при таких нарушениях порядка оказания услуг:

Должностные лица налоговой службы имеют право потребовать от плательщика предоставления документов и пояснений по отдельным финансовым операциям. Эти пояснения дают возможность налоговикам установить достоверность отражения операций в учете, правильность начисления и уплаты налогов. Действующим законодательством предусмотрена ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой.

Рассмотрим, можно ли игнорировать требования налоговой службы и какие санкции грозят плательщикам, которые не ответили на запрос и не направили документы в адрес ФНС.

Можно ли игнорировать запрос из налоговой

Должностные лица ФНС имеют право истребовать у плательщиков информацию и ее документальное подтверждение. Это требование закреплено в Налоговом кодексе. Налоговики могут запрашивать информацию двух типов:

  • В отношении работы самой компании — согласно статье 93 НК;
  • В отношении контрагентов — согласно статье 93.1 НК. В этом случае компания должна предоставить документы и сведения по указанной сделке.

Игнорировать требования о предоставлении документов нельзя. Административным кодексом и другими нормативными документам предусмотрена ответственность за непредоставление документов и несообщение информации.

Какую документацию может истребовать ФНС

В НК и законодательных актах РФ нет точного перечня документов, которые налоговая может истребовать у субъекта предпринимательства. Поэтому должностные лица ФНС могут запрашивать любое количество документов с учетом следующих критериев:

  • Запрашивать можно только документы, которые датированы периодом, за который проводится проверка;
  • Допускается запрашивать документы, которые касаются начисления и уплаты конкретного налога, если не проводится общая проверка;
  • При запросе информации о контрагенте в налоговую отправляются только те документы, которые касаются сделки с конкретной компанией или индивидуальным предпринимателем. Остальные документы требовать нельзя;
  • ФНС имеет право запрашивать только ту первичку, ведение которой предусмотрено действующим законодательством для конкретного субъекта предпринимательства;
  • Нельзя требовать документы, которые уже были истребованы налоговой службой.

В какие сроки нужно передать документы

Налоговым кодексом предусмотрены разные сроки подачи документов:

● 5 дней, если ФНС запрашивает документы по сделке при проведении встречной проверки;
● 10 дней, если они запрашиваются в рамках проводимой проверки;
● 10 дней, если у компании налоговая запрашивает сведения относительно конкретной операции;
● 20 дней, если документация запрашивается у консолидированной группы налогоплательщиков;
● 30 дней, если документы должна предоставить иностранная компания.

Обратите внимание, что при определении срока важно правильно вычислить дату, с которой начинается отсчет:

● Дата, указанная в квитанции, если запрос отправлен средствами электронной связи;
● 6 дней, если запрос отправлен по почте;
● Следующий день за размещением в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы.

Ответственность за непредоставление документов

Субъект предпринимательской деятельности обязан предоставить документы в указанный срок, в противном случае к нему применяются административные санкции. При этом в законодательных актах разделяется ответственность:

  • Если субъект не предоставил документы по запросу налоговой службы, он подлежит наказанию по статье 126 НК;
  • Если субъект нее сообщим в налоговую инспекцию требуемые сведения, он привлекается ответственности согласно статье 129.1 НК.
  • Если плательщик налогов не предоставил документы и не сообщил информацию о проверяемом контрагенте, он может быть привлечен к ответственности по обеим статьям налогового кодекса.

Санкции статей предусматривают:

  1. По ст. 126 НК в отношении проверяемой компании. Субъект предпринимательства штрафуется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если документацию, отражающую налог на прибыль, не подает иностранная компания, санкция статьи предусматривает штраф в размере 100 тыс. рублей.
  2. По ст. 126 НК, если запрос касается сделки с контрагентом. Неподача или нарушение срока подачи документов наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей.
  3. По статье 129.1 НК. С компании взимается штраф в размере 5 тыс. рублей, если это нарушение совершено впервые и 20 тыс., если запрашиваемые сведения не предоставлены второй раз в течение года с момента совершения первого нарушения.

Те же санкции предусмотрены, если компания отказывается предоставить документы или указывает недостоверные данные в них.

При применении санкций в отношении плательщика должностные лица должны четко разграничивать часть статьи 126 НК, по которой назначается штраф. От этого напрямую зависит размер штрафа. Если компания не проверяется, а только предоставляет сведения в рамках встречной проверки, максимальный размер штрафа не может превысить 10 тыс. рублей.

Обратите внимание, что санкции указанных статей не применяются и компания не привлекается к ответственности, если у нее нет запрашиваемых документов. Но об этом нужно прямо сообщить налоговой службе в ответ на запрос.

Дополнительная ответственность плательщика

Санкции к плательщикам налогов, которые не предоставляют сведения налоговой службе, предусмотрены не только налоговым кодексом. Виновные должностные лица и компания могут быть привлечены к ответственности согласно статье 15.6 КоАП. Кроме того, если налоговая не получит запрошенные документы, их могут изъять у компании принудительно согласно статье 94 НК.

Ответственность предусмотрена и в том случае, если плательщик не отправил в налоговую службу электронную квитанцию о получении запроса. В этом случае может быть заблокирован расчетный счет компании, что влечет за собой невозможность совершения платежей к нему.

Другие негативные последствия, вызванные отказом предоставить сведения и документы:

  1. Можно испортить отношения с контрагентом, который из-за вашего отказа не получит вычет по НДС по приобретенным товарам и услугам.
  2. Можно спровоцировать выездную проверку, так как отказ в предоставлении документов косвенно свидетельствует о возможных нарушениях.

В каких случаях штраф является незаконным

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой не может быть назначен (а назначенный должен быть отменен), если при направлении запроса ФНС совершила ошибки, составила запрос с неточностями.

Наиболее частые ошибки:

Предусмотрена возможность продления сроков предоставления. Особенности продления:

Как уменьшить сумму штрафных санкций

Применение санкции в виде штрафа к налогоплательщику не говорит о том, что его необходимо сразу оплатить. Рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста в области налогового права. Он может найти обстоятельства для уменьшения размера штрафных санкций.

Они указаны в статье 112 НК. К ним относятся:

  • Нарушение сроков подачи или непредоставление сведений допущено в первый раз;
  • Налоговая служба запросила большое количество документов, и компания не смогла их подготовить из-за неправильного расчета необходимого времени;
  • Просрочка при предоставлении была минимальной;
  • Запрошенные документы находились в вышестоящей организации или головном офисе;
  • Компания получила несколько запросов из разных налоговых инспекций одновременно.

Субъект предпринимательства освобождается от уплаты налогов в случае, если он допустил нарушение по независящим от него причинам. Например, запрошенные первичные документы были уничтожены во время аварии, пожара, стихийного бедствия. В этом случае факт уничтожения должен быть подтвержден соответствующими актами или справками.

Выемка документов

Принудительное изъятие документов предусмотрено в случае, если плательщик отказывается их предоставить добровольно. Это право налоговой службы закреплено в статье 94 НК. Для получения права на выемку налоговая должна получить отказ от руководителя компании или плательщик должен нарушить сроки предоставления документов.

Но и в случае выемки изъятию подлежат только те документы, которые касаются начисления конкретного налога или отражают взаимодействие с определенным контрагентом. Нельзя забирать другие документы и ту первичку, которая не относится к проверяемому периоду.

Хотите получить консультацию о порядке предоставления документов и сведений в ответ на требование налоговой? Поручить ведение бухгалтерского и регламентированного учета профессионалам и снять с себя ответственность за соблюдение налогового законодательства? Обращайтесь за помощью в компанию «Мегаконсалт».

У нас работают опытные бухгалтера и юристы в сфере налогового законодательства, которые досконально знают порядок предоставления сведений в ФНС и готовы защитить права плательщика при незаконных требованиях со стороны должностных лиц.

Для получения консультаций и оформления заказа обращайтесь к менеджерам по работе с клиентами удобным для вас способом.

Читайте также: