Налоговыми представителями организации могут быть должностные лица налоговых органов

Опубликовано: 15.05.2024

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей.

Для уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие доверенности.

Порядок выдачи доверенности определен статьей 185 ГК РФ.

Порядок нотариального удостоверения доверенностей установлен статьей 59 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993, N 4462-1.

Доверенность дает право совершать юридические действия лицу, которому выдана доверенность, в отношении лица, эту доверенность выдавшего.

Закон требует соблюдения формы доверенности в виде ее нотариального заверения, если такая форма необходима в соответствии с законом.

Полномочия представителей физических лиц должны быть подтверждены нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенностью.

Например, совершение действий представителем (в частности, оплата расходов по обучению) от имени представляемого на основании письменной доверенности, заключенной в простой, нотариально не удостоверенной форме, следует понимать как реализацию гражданских прав представляемого.

В связи с этим отказ в подобной ситуации физическому лицу в предоставлении социального налогового вычета при отсутствии нотариально удостоверенной доверенности, выданной им своему представителю для произведения оплаты обучения, не основан на нормах действующего законодательства.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу абзаца первого пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

В то же время договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

Однако судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 статьи 185.1 ГК РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.

Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Полномочия представителей юридических лиц должны быть подтверждены письменной доверенностью, заключенной в простой форме.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, при этом печать организации на доверенности ставить не обязательно (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).

Законодательство РФ не предусматривает нотариальную форму доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами в налоговые органы.

Например, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации (см. письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278).

Согласно пункту 15 Обзора судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 НК РФ (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Полагает, что абзац тринадцатый Инструкции, не допуская выдачу справки на руки представителю налогоплательщика и направление ее по почте, противоречит подпункту 6 пункта 1 статьи 21, пункту 1 статьи 26, пункту 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые такого запрета не содержат.

Таких оснований в результате изучения доводов заявителя и оспариваемых судебных актов не усматривается. В ходе рассмотрения дела суды руководствовались положениями статей 29, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких оснований в результате изучения доводов заявителя и оспариваемых судебных актов не установлено. При рассмотрении спора суды руководствовались положениями пунктов 1-3 статьи 26, пункта 3 статьи 29, пунктов 2, 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –Кодекс), части 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 29 НК РФ

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 23 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Законные представители - лица, выступающие в качестве представителей физического лица в соответствии с законодательством.

Понятие законного представителя налогоплательщика-организации

В соответствии с действующими правилами налогового законодательства РФ, законным представителем налогоплательщика-организации признается физическое, либо юридическое лицо, обладающее необходимыми полномочиями на законных основаниях.

Касаемо физического лица налогоплательщика, им может являться только дееспособный гражданин, который наделяется правами по защите интересов организации налогоплательщика в сфере любых вопросов, входящих в категорию налогообложения.

В роли уполномоченного представителя могут выступать граждане, проживающие и зарегистрированные на территории РФ, а также иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства РФ.

Помимо физических лиц, услуги по налоговому представительству могут правомерно оказывать и юридические, включая как коммерческие, так и некоммерческие организации. Так как основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение денежной прибыли, процедура представительства, в большинстве случаев, будет осуществляться на возмездной основе.

В отношении некоммерческих организаций, налоговое представительство может осуществляться как на возмездной основе, так и бесплатно.

Права и обязанности представителя налогоплательщика-организации

Приобретая определенные права, связанные с представлением интересов налогоплательщика, официальный налоговый представитель берет на себя и некоторые обязанности, исполнение которых является обязательным. Права и обязанности переходят к представителю путем оформления соответствующего соглашения, заключения договора и т.д.

Основные обязанности представителя заключаются в следующем:

  • вести регулярный налоговый учет, своевременно перечислять все необходимые налоги в соответствующие фонды;
  • своевременно сообщать налоговому органу о возникших изменениях, либо о проблемах, которые повлекли за собой невозможность уплаты тех или иных налогов;
  • оперативно представлять налоговому органу необходимые документы, которые требуются для ведения учета и контроля регулярных налоговых выплат.

При неисполнении, либо ненадлежащем исполнении одной обязанности, либо нескольких, законный налоговый представитель юридического лица может лишиться своих прав на дальнейшее осуществление представительства.

Основные права представителя юридического лица заключаются в праве на ознакомление с текущей налоговой документацией, на истребование необходимой информации и т.д.

Действия (бездействие) законных представителей организации

Действующее законодательство РФ устанавливает, что неправомерные действия (бездействие) законных представителей организации должно быть приравнено к неправомерным действиям, либо проявленному бездействию, самой организации налогоплательщика – юридического лица.

Неправомерные действия представителя налогоплательщика могут заключаться в следующем:

  • ненадлежащее исполнение, либо неисполнение обязанности по представлению определенных документов в налоговый орган для регулярной отчетности;
  • указание в декларации, либо в иных документах, неверных сведений, допущение ошибок и неточностей в имеющихся расчетах;
  • непредставление дополнительных сведений и документации по письменному запросу налогового органа;
  • иные незаконные действия (бездействие) законных представителей организации, которые повлекли за собой негативные последствия в виде пропуска допустимых установленных сроков, не принятия регулярной отчетности налоговым органом, наложение штрафов за просрочку сдачи отчетности и т.д.

Такие нарушения как действия (бездействие) законные представителей организации могут повлечь за собой определенные последствия в виде наказания для представителя налогоплательщика – физического, либо юридического лица.

Понятие законного представителя налогоплательщика – физического лица

Действующие нормы налогового законодательства наделяют правом по представлению организаций-налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц.

Обязанности по представлению, в случае физического лица, могут лечь и на индивидуального предпринимателя. Главным требованием, предъявляемым к налоговым представителем – физическим лицам, является наличие не ограниченной дееспособности.

Полномочия физического лица, являющегося налоговым представителем, могут осуществляться на основании официальной доверенности, форма которой установлена законодательством. Доверенность обязательно должна быть подписана руководителем организации налогоплательщика, а также главным бухгалтером.

В доверенность должен быть включен список полномочий и основные обязанности физического лица, которое становится налоговым представителем.

Отсутствие важных сведений в доверенности, либо допущение ошибок в содержании документа, является грубым нарушением, которое может привести к его недействительности.

Все решения и действия физического лица, являющегося официальным представителем налогоплательщика – организации, должны приниматься и осуществляться от имени самой организации. Не допускается осуществление действий представителя от собственного имени.

Права и обязанности представителя налогоплательщика – физического лица

Уполномоченный налоговый представитель – физическое лицо наделяется определенными правами и обязанностями, необходимыми для дальнейшего выполнения предусмотренных функций. Все эти права и обязанности направлены, прежде всего, на наиболее эффективное соблюдение всех действующих норм налогового законодательства.

В основные обязанности налогового представителя – физического лица входят следующие:

  • вовремя уплачивать все предусмотренные законом налоги;
  • подготавливать все требующиеся документы для постановки организации на учет в ФНС, если это необходимо;
  • выполнять требования налогового органа по поводу устранения нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки. Нарушения должны быть устранены в срок, указанный в акте проверки налогового органа;
  • в течение установленного временного периода обеспечивать максимальную сохранность всех данных бухгалтерского учета и иных важных документальных сведений организации;
  • своевременно уведомлять уполномоченный налоговый орган об определенных изменениях, касающихся уплаты налогов. Например, открытие либо закрытие счета, об открытии нового обособленного подразделения организации, об изменении текущего места нахождения организации-налогоплательщика и т.д.

Если уполномоченный представитель допустил определенные ошибки, повлекшие за собой пропуск допустимых сроков, либо иные нарушения установленных норм, на организацию могут быть наложены штрафы, либо иные санкции, соответствующие установленной степени нарушения.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

уполномоченные — представители, наделенные соответствующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физические лица и организации независимо от организационно- правовой формы. Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — физического лица аналогичен перечню представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Относительно несовершеннолетних детей налоговыми представителями выступают их родители, по отношению к опекаемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают его органы, поскольку юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов.

Налоговым кодексом РФ установлено, что действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой представляемой организации.

Участие представителя в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих полномочий. В ряде налоговых отношений представительство неизбежно, даже если представляемое лицо и пожелает само выполнять фискальные права и нести обязанности. Например, несовершеннолетние или недееспособные лица в силу закона обязаны действовать через представителя. Также неизбежно налоговое представительство при подписании руководителем предприятия или главным бухгалтером поручений на перечисление налогов, налоговых деклараций и т. д.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налогоплательщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно только по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенностью. При этом уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского законодательства. Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности.

Таким образом, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового представительства носят гражданско-правовой характер. НК РФ «учреждает» институт уполномоченного представительства, предоставляя налогоплательщику право самому решать вопрос о необходимости участия в налоговых отношениях через другое лицо. Детальное регулирование отношений между доверителем и представителем осуществляется в рамках гражданского права.

Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно которому не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи, прокуроры и др.

В отличие от статуса законного представителя действия либо бездействие уполномоченного представителя не признаются без подтверждения действиями (бездействием) самого налогоплательщика. Существует два условия, при наличии одного из которых поступки уполномоченного представителя будут расцениваться в качестве действий (бездействия) самого налогоплательщика:

действия совершены на основании и в пределах доверенности, выданной налогоплательщиком;

в случае совершения уполномоченным представителем каких-либо деяний в пользу налогоплательщика без доверенности либо с превышением оговоренных в доверенности полномочий, но при последующем одобрении этих действий (бездействия) самим налогоплательщиком.

Следовательно, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы пред-ставляемым субъектом. Вместе с тем поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не снимает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния.

Вызов на допрос в налоговую

Допрос в налоговой: как подготовиться и вести себя во время него

Работники фискальных служб вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля как владельцев бизнеса (соучредителей и директоров ООО, индивидуальных предпринимателей), так и сотрудников компаний. ИФНС может пригласить для беседы любого человека.

Что такое допрос

Допрос в налоговой – форма налогового контроля. Процедура урегулирована статьей 90 НК РФ. По общепринятой практике, сам допрос проводят в налоговой инспекции. На территории свидетеля действия подобного типа производятся по усмотрению инспектора или в случае ограниченной мобильности опрашиваемого лица.

По телефону допрос не проходит. Опрашиваемый имеет полное право отказаться от такого формата разговора. Это не допрос. На вопросы инспектора можно не отвечать. Никаких мер административного воздействия при отказе не предусмотрено. В кодексе форма проведения допроса по телефону не предусмотрена.

Часто незнанием подобных обстоятельств пользуются мошенники. Злоумышленники звонят интересующим их людям и представляются налоговыми инспекторами. Цель беседы – получение значимой информации. В дальнейшем данные могут использовать против самого человека или компании, которую он представляет. От подобного формата бесед лучше отказаться. Риски велики.

Налоговый инспектор может опросить физическое лицо, владельца организации и сотрудника компании на его территории только в исключительных случаях:

  • заболевание;
  • пожилой возраст;
  • потеря мобильности;
  • инвалидность.

К исключениям подходят все ситуации, при которых человек, проходящий в качестве свидетеля, самостоятельно не может явиться в налоговую инспекцию. Однако сотрудники ИФНС обязаны соблюдать формальности и необходимым образом оформить документы. Иначе правовой силы такая беседа иметь не будет.

Кого могут вызвать на допрос в ИФНС

Законодательство практически не предусматривает ограничений относительно круга людей, вызываемых на допрос. В качестве свидетеля на беседу могут позвать любого человека, обладающего важной для ведомства информацией. Иногда инспекторы вызывают и тех, кто может иметь какие-либо необходимые сведения, но по факту ничего не знает. Достаточно предположения сотрудников ИФНС.

Чаще инспекторы допрашивают людей, непосредственно связанных с финансовой деятельностью компании:

  • учредителей;
  • бухгалтеров;
  • директоров.

Однако для беседы в налоговую инспекцию могут пригласить рядовых сотрудников организации. Практика вызова инженеров, менеджеров и обычных работников распространена реже, но вероятна. Иногда на допросы вызывают даже уволенных ранее людей.

В качестве свидетеля в налоговую инспекцию могут также пригласить контрагентов компании или конечных потребителей услуг. Последнее распространено при проведении проверок строительных организаций. Инспекторы могут попросить дать показания тех, кто наблюдал за ходом работ и может дать поясняющую информацию.

Конечный список лиц ничем не ограничен. ИФНС может вызвать любого человека, способного прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть предположения налоговиков. Поэтому задавать вопросы, имеет ли право инспектор налоговой службы вызывать обычного транспортировщика компании, некорректно. Ведомство может позвать любого.

Кого вызовут обязательно

Некоторые коммерсанты за время ведения деятельности ни разу не сталкивались с процедурой допроса в ИФНС. Другие в налоговую ходят чаще, чем на работу. Обязательного вызова стоит ждать:

  • Физическим лицам, отказавшимся от декларирования доходов. В перечень попали индивидуальные предприниматели и рядовые сотрудники организаций.
  • Представителям компаний и ИП, выплачивающие низкую заработную плату. При расчете берется средний отраслевой параметр конкретного региона. Ситуация по уровню оплаты труда остается неоднородной, поэтому единого критерия не существует.
  • Индивидуальным предпринимателям с низкой нагрузкой по НДФЛ.
  • Плательщикам налогов, обладающие задолженностью по НДФЛ.
  • Плательщикам налогов, снизившим отчисления по НДФЛ за текущий отчетный период по сравнению с предыдущим на 10% и более.
  • Индивидуальным предпринимателям, потребовавшим налоговый вычет более 95% от суммы указанного дохода за отчетный период.
  • Плательщикам налогов, долгое время сдающим нулевую отчетность.
  • Представителям фирм, в качестве контрагентов которых выступают номинальные конторы.
  • Представителям компаний, имеющих низкую налоговую нагрузку.
  • Представителям компаний, у которых фактический адрес не совпадает с указанным при регистрации.
  • Плательщикам налогов с разрывом по НДС.

Как часто налоговая инспекция будет вызывать на допрос, сказать невозможно. Однако указанные лица находятся в своеобразной группе риска. Беседы с инспектором им не миновать.

Повестку стоит ожидать индивидуальным предпринимателям, часто переходящим со ставок 6% и 15%. Постоянные изменения размера налоговой базы могут вызывать вопросы в инспекции. 6% коммерсант оплачивает с полученного дохода. 15% индивидуальный предприниматель платит с разницы доходов и расходов. То есть налог начисляется на чистую прибыль.

Ограничения вызова на допрос

Существуют и ограничения. Налоговые органы не будут опрашивать граждан, которые не способны адекватно воспринимать реальность. В список попали:

  • дети до 14 лет;
  • пожилые люди, страдающие заметными отклонениями (деменция, болезнь Альцгеймера);
  • инвалиды.

Последний пункт лучше пояснить отдельно. Инвалидность бывает разная. На беседу в ИФНС не могут вызывать слепых, глухих и граждан, страдающих явными расстройствами психики. Иных вариантов нет. Остальных граждан с инвалидностью ИФНС может пригласить для дачи показаний.

В статье 90 НК РФ отдельно прописан перечень лиц, способных отказаться от беседы в налоговой. Список раскрыт в пункте №2. В него вошли все люди, чья работа напрямую не связана с деятельностью компаний, но может сделать их носителями значимой для ИФНС информации. Перечень включает:

  • адвокатов;
  • служащих аудиторских компаний.

Эти люди вправе не раскрывать полученные сведения и сохранить тайну клиентов. Они могут отказаться от дачи свидетельских показаний. Штрафных санкций не предусмотрено. Причина отказа считается уважительной. Однако в ведомство необходимо прийти обязательно

Указанные профессии от необходимости появления на допросе не освобождают. Этих людей инспекторы вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля довольно часто. Некоторые отказываются хранить тайну клиента и рассказывают интересующие работников ИФНС сведения. Другие же сохраняют репутацию и не проводят беседы с представителями ведомства.

В каких случаях вызывают

Во время допроса инспектор может поднять любые вопросы об уплате налогов. В беседах чаще поднимают темы снижения налоговой базы, несвоевременных оплат, фальсификаций отчетности, низких показателей нагрузки.

Допрос – важное доказательство для суда и дальнейших разбирательств. Метод используют для выявления нарушений в оплате налогов. При наложении штрафных санкций на налогоплательщика будут ссылаться и на результаты допроса, проведенные с самим коммерсантом или сотрудниками его фирмы.

В качестве примера стоит разобрать ситуацию. Налоговая инспекция подозревает 2 компании в фиктивных сделках. У сотрудников ведомства возникли сомнения в реальности существования товаров, поставляемых одной фирмой другой. Повестку на допрос стоит ждать:

  • водителям организаций;
  • бухгалтерам;
  • руководителям фирм;
  • работникам склада.

Расхождения в показаниях могут стать причиной проведения более тщательной проверки. Свидетельства, полученные при проведении допроса, считаются важными уликами. Эти документы рассматривают в первую очередь.

Уволенных сотрудников организаций вызывают на беседу по 2 причинам. Работник может помнить информацию о деятельности фирмы за интересующий инспектора период. Человек может быть обижен на работодателя. Это позволит налоговой узнать больше скрытых от посторонних глаз данных.

Налоговики и Конституция

Во время допроса гражданину необходимо помнить о правах, закрепленных в Конституции РФ. При проведении допроса можно сослаться на 2 статьи:

    гарантирует возможность получения правовой помощи и поддержки. Если свидетель считает, что во время беседы в инспекции у него возникнут определенные трудности, то он может прийти с юристом.
  • №51. Статья дает право отказаться от дачи показаний, способных навредить самому человеку или близким родственникам. В список последних попали супруг (супруга), родители и дети. Санкций при отказе от беседы не последует.

Однако со статьей №51 Конституции нужно действовать внимательно. Часто люди отказываются от дачи каких-либо показаний в принципе. Они не отвечают, в чем заключается работа компании, какие функции возложены на конкретного человека.

Отказы незаконны. В России официально прецедентное право не закреплено. Однако многие инстанции используют его основы в работе. В 2017 году прошли 2 апелляции в областных судах Нижегородской и Свердловской областей. Слушания прояснили процедуру отказа от дачи показаний в налоговой по ссылке на статью №51 Конституции РФ. Требования граждан во внимание не приняли.

Поэтому использовать указанную статью в качестве универсального способа ухода от вопроса не стоит. Она применима, если инспектор интересуется личностью человека или его близких родственников. На вопросы о структуре работы компании, функциях должностных лиц отвечать придется.

Форматы вопросов

Человеку, которого вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля, нужно быть готовому к темам самого разного толка. Однако все вопросы можно разделить на 3 класса:

  • Формальные.
  • Выявляющие подозрительные факты работ.
  • Конкретные.

Формальные вопросы могут даже не затрагивать деятельность компании. Сотрудники налогового ведомства вольны поинтересоваться образованием человека, общим трудовым стажем. Иногда также спрашивают и о фирме. Допрашиваемого могут попросить назвать основные виды деятельности компании, имена прямых начальников, главных контрагентов.

Вторая категория вопросов обладает большей конкретикой. Во время беседы сотрудники налоговой инспекции могут поинтересоваться причинами, из-за которых компания согласилась работать с определенной организацией. Интерес у налоговиков могут вызвать:

  • факт личных встреч руководителей организаций;
  • персоны, ответственные за принятие конкретных решений;
  • способы коммуникаций между контрагентами.

Особые сложности вызывают ответы на конкретные вопросы. Они посвящены определенной сделке, из-за которой ИФНС подозревает коммерсанта в налоговом правонарушении. Тематика может быть разной. Однако интерес инспекторов будет строиться только вокруг определенных событий.

Неявка по вызову

Явка на допрос обязательна. При неявке без уважительных причин налоговая служба может выписать штраф в размере 1000 рублей. Штраф в размере 3000 тысяч рублей могут наложить в случаях:

  • отказ от дачи показаний (если это не предусмотрено 51 статьей Конституции или спецификой работы свидетеля);
  • предоставление ложных сведений.

При неявке возможны и другие проблемы. Причем они будут значительно серьезнее обычного денежного штрафа. Физическое лицо могут заподозрить в намеренном утаивании информации. Уход от сотрудничества – сигнал для инспекторов о необходимости более пристального контроля за деятельностью организации.

Второй негативный фактор – возможность выездной проверки. При неявке директора компании или сотрудников организации инспектор может предположить переезд фирмы. Тогда ИФНС начнет анализировать деятельность структуры детальнее.

Проигнорировать допрос можно только при серьезных обстоятельствах. Ими могут стать болезнь, командировка, гибель родственника. Информацию об этом желательно предварительно сообщить инспектору. Позже можно предоставить подтверждающие документы.

Повестка

В статье 90 НК РФ регламент вызова человека для дачи свидетельских показаний не прописан. Он установлен в пункте 5.1 письма ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837@. (скачать)

Вызов на допрос в качестве свидетеля может осуществляться только по повестке. Просьбу прийти на беседу, озвученную по телефону, можно проигнорировать. Это не официальное приглашение. Сюда также можно отнести:

  • письма на электронную почту;
  • просьбы явиться на допрос, переданные через третьих лиц.

При наличии повестки и факта ее получения идти придется. Иных вариантов не существует.

Подготовка к даче показаний

В повестке инспекторы должны указывать цель вызова. Это позволит оценить возможные варианты хода беседы и предугадать задаваемые вопросы. Постарайтесь до прихода на допрос созвониться с налоговым инспектором и уточнить цель допроса, какие конкретно сделки их интересуют, какие контрагенты. Чем больше информации вы получите заранее, тем легче будет на допросе.

Однако только примерного понимания структуры диалога мало. Нужны документы. Желательно подтвердить каждую сказанную фразу. Подобные действия уберегут от повторного вызова. Они не дадут инспектору двояко трактовать показания свидетеля.

Иногда нехватка подтверждений слов свидетеля приводила даже к подозрениям о фиктивном документообороте. Это усложняет дальнейшую жизнь коммерсанта. Налоговые органы на основе подобных подозрений могут назначить выездную проверку. Ничего хорошего в ней нет.

Работа с юристом и уполномоченными лицами

При необходимости свидетель может прийти на допрос с нанятым юристом. Это право определено 48 статьей Конституции Российской Федерации. Адвокат (на основании ордера или доверенности) может давать консультацию допрашиваемому или помочь формировать ответы на допросе.

Можно также привлечь любое уполномоченное лицо. Однако деятельность этот человек может вести только при наличии доверенности от нотариуса или любой иной доверенности, приравненной к таковой согласно Гражданскому законодательству Российской Федерации.

Уполномоченным лицом не могут быть:

  • прокуроры;
  • судьи;
  • налоговики;
  • таможенники;
  • полицейские.

В остальном ограничений нет. Это указано в статье 29 НК РФ.

Советы о построении беседы во время допроса

Допрос в налоговой

Люди, которых часто вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля, дали некоторые советы, касающиеся правил построения беседы. Рекомендации включают:

Фразы «не помню», «не знаю» и им подобные на время допроса из лексики придется исключить. Особенно этот совет пригодится директорам компаний. Неведение главных вопросов работы фирмы – признак фиктивного управления. В будущем это может заставить работников ведомства увеличить интерес к организации. Проблемы обеспечены.

Не стоит стесняться использовать документы. Чем больше подтверждающих слова фактов предложит свидетель, тем меньше вопросов у сотрудников ИФНС возникнет в будущем. Идеальный случай – подтверждение каждой реплики. В налоговой инспекции ценят достоверность. Ее получится подтвердить только конкретными свидетельствами.

Пункт правильного использования собственных прав касается отсылки к 51 статье Конституции РФ. Этот вопрос детальнее рассмотрели выше. Краткое резюме такое. Свидетель не может давать показания на:

  • себя;
  • ближайших родственников.

Интерес налогового инспектора к фирме, сотрудникам или контрагентам законен. Отказ от дачи показаний привлечет штрафные санкции.

Подпись нужно ставить только в указанных самим инспектором местах. Ни в коем случае не стоит расписываться на пустом листе или бланке. В будущем его могут использовать в корыстных целях.

Нужно взять копию протокола, завизированную налоговиком. Она подтвердит факт беседы. Более того, инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола допроса (п.6 ст.90 НК РФ). Материал в будущем можно будет использовать и в суде.

Люди, пришедшие на допрос в первый раз, совершают типичные ошибки. Такие огрехи могут повлечь за собой негативные последствия:

Учесть все ситуации невозможно. Выше представлены только наиболее типичные ошибки, совершаемые свидетелями во время допроса.

Важные рекомендации

Человек всегда вправе остановить беседу и попросить перенести ее на другой день. Для этого можно указать на плохое самочувствие. Иногда инспекторы идут навстречу свидетелю и соглашаются с его просьбой. Бывают и отказы. При таком развитии событий нужно попросить отразить в протоколе представленный факт.

Протокол допроса налоговая может использовать в суде. Однако при необходимости свидетельские показания получится оспорить. Это возможно в случаях отсутствия:

  • подписи свидетеля;
  • информации о месте проведения беседы;
  • подписи в разделе об ознакомлении о даче заведомо ложных показаний;
  • информации об инспекторе.

Раньше в судах любую формальную неточность принимали во внимание и аннулировали ценность допроса. Потом от такой практики отказались. Представители Фемиды указывают на необходимость строить защиту по факту, а не искать формальные избавления от документов.

Перед выяснением предмета беседы свидетель (сотрудник компании, директор) может связаться с контрагентом и договориться об ответах на наиболее вероятные вопросы. Периодически налоговые инспекторы вызывают на допросы, выясняя подробности давно минувших событий. Помнить все невозможно. Поэтому можно заранее согласовать ответы с другими людьми.

Время допроса

Уголовный кодекс определяет время допроса свидетеля. Оно не может превышать 4 часов. Однако в статье 90 НК РФ представленный вопрос никак не регулируется. Возникает парадоксальная ситуация. Налоговики имеют полное право допрашивать людей более 4 часов.

Реальность отличается. Чаще всего допросы в этом ведомстве длятся не более 1-2 часов. Затянутые беседы – редкость.

Заключение

Вызов свидетеля на допрос – распространенная практика. Не стоит излишне бояться и переживать. Подобное поведение только ухудшит дело. Арестовывать в налоговой инспекции никого не будут: прав на арест свидетеля ведомство не имеет. Да и полицейских никто вызывать не станет. Нервозность может усилить сомнения в сделке и заставить налоговиков анализировать ситуацию детальнее.

Читайте также: