Передают ли банки информацию в налоговую о зарплате

Опубликовано: 15.05.2024

Банки договорились с налоговиками и теперь, прежде чем выдать кому-то потребительский кредит, банкиры будут знать, сколько вы зарабатываете, на основании сведений, полученных из ИФНС. Раньше вы приносили в банк справку о доходах. А вдруг эта справка неверная, вдруг она липовая, вдруг там что-то не так?

Короче, теперь пофиг на эти справки, налоговики передадут эти сведения в банк сами. Например, сколько НДФЛ и страховых за вас заплачено. И соответственно, по НДФЛу и по страховым взносам банки смогут определять вашу зарплату. И именно этими данными будут пользоваться банкиры, чтобы принимать решение, кредитоспособный вы заёмщик или нет.

В целях повышения оперативности получения и актуальности документов, получаемых банками и государственных информационных сервисов ПФР и ФНС, предлагается установить право банка использовать при определении величины среднемесячного дохода заемщика доходы, подтверждённые сведениями о выплатах, произведённых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Эти данные банки будут получать из информационной системы ФНС за период равный 12 календарным месяцам, заканчивающимся не ранее 4-х календарных месяцев, предшествующих месяцу расчета по НДС.

Я уже писал статью на эту тему, но решил еще раз вернуться к ней. Нужно, чтобы об этом знали все граждане, чтобы не вляпались, не дай бог, кого-то обвинят, что справки «липовая». Кстати, за получение кредита по подложным документам предусмотрена уголовная статья. А это может быть независимо, ребята, от вас. Вы об этом даже можете не знать.

У меня был конкретный случай, бизнесмен действовал неправильно, я его не оправдываю. Короче, сотрудники получают зарплату 2 раза в месяц: аванс и основная зарплата, и они расписываются в ведомостях. Так вот, первые ведомости оставлялись на месте и, скажем так, с них платился НДФЛ и страховые взносы. А вторые ведомости исчезали, с них страховые взносы и НФДЛ не платились. А сотрудники даже об этом не знали. И я, когда помогал этому бизнесмену легализовывать бизнес, с ним даже поругался. Он мне сидит и заявляет: «Что теперь делать? Раньше я весь НФДЛ из этих ведомостей клал себе в карман (НДФЛ-то вычитали у людей, не говоря уже про страховые), а теперь я всё это буду платить?» А там получалась приличная сумма, он терял минимум 7 млн рублей в год. И в данной ситуации сотрудник мог получить недостоверную справку, а потом проверка бы установила, что там все платежи в три раза меньше. И ещё этого человека обвинили бы в получении кредита по подложным документам, а это уголовная статья.

«По словам главы Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, такой подход даст банкам возможность видеть реальную картину доходов граждан: «Это будет стимулировать людей, особенно тех, кто рассчитывает на получение крупных ссуд, внимательнее относиться к своей налоговой истории, что отчасти поможет пересмотреть отношение граждан к зарплатам в конверте».

Теперь граждане начнут требовать от своих работодателей, чтобы им больше не платили зарплату в конверте. Но я разочарую Дмитрия Янина, несмотря на предупреждение, граждане не будут требовать получения легальной заработной платы, потому что работодатели обычно говорят: «Получишь 15 по ведомости и 20 в конверте. Итого получается 35 тысяч рублей. Ну а если хочешь получать все легально, то на руки получишь уже не 35, а 30. Потому что все остальное уйдет на налоги».

Давайте скажем честно, людям надо жить и кушать, и они выбирают конвертный вариант. В том числе и потому что никто из них не верит в светлое пенсионное будущее. Да и деньги, которые нам начисляются «на пенсию», исчисляются не в рублях, а в так называемом индивидуальном пенсионном коэффициенте. В прошлом году на один балл приходилось 97 рублей.

Поэтому с одной стороны, нам нужно, чтобы простой гражданин не вляпался на ровном месте, предоставив ложную информацию в банк. А с другой стороны, нам нужно, чтобы этот гражданин мог нормально жить сейчас, а не в далеком светлом будущем. Не верьте, пожалуйста, в светлое пенсионное будущее. Но наверное, вы уже и сами всё это понимаете.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Б анки – коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае – при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4–5 тыс. рублей для должностных лиц и 40–50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов – потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное – по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому – объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета – отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель – выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу – как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

Банк – инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк – контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

<p>Фото © ТАСС / Феоктистов Дмитрий</p>

Пока в стране бушевала пандемия коронавируса, налоговые органы позаботились о введении нового регламента, обязывающего банки автоматически предоставлять информацию о своих клиентах в ФНС. Чего теперь ожидать от расширенных возможностей налоговиков?

Новые формы и форматы передачи автоматических сообщений от банков ФНС России утвердила приказом от 28 мая 2020 года № ЕД-7-14/354@. Теперь все кредитные организации обязаны сообщать налоговикам в автоматическом режиме об открытии и закрытии любого счёта или депозита, а также об открытии или закрытии электронного кошелька и ряде других операций. На днях, как стало известно Лайфу, руководство налоговой службы подвело итоги первого, тестового месяца.

— В целом тесты показали, что связь между банками и ФНС налажена успешно, теперь при любом вопросе к физическому лицу достаточно фактически одну кнопку нажать, чтобы увидеть все движения и по его банковским счетам, и по электронным кошелькам, — пояснил Лайфу один из участников эксперимента, работающий в ФНС России. — Новый регламент является продолжением того процесса, который был начат ещё год назад. Тогда были приняты обширные поправки в налоговое законодательство (закон № 325-ФЗ), и вот теперь для реализации этих мер увеличен перечень поводов и операций, о которых банки в обязательном порядке должны сообщать в налоговую.

Главное новшество системы в том, что все сообщения формируются и отправляются не по запросу со стороны ФНС, а автоматически попадают в базу налоговиков. И банки сами обязаны обновлять эти данные, например в случае изменения реквизитов.

Фото © ТАСС / Максим Стулов

Фото © ТАСС / Максим Стулов

Автоматический Сбер

Как рассказал Лайфу менеджер одного банка из топ-10, первым о внедрении автоматической отправки форм позаботился Сбербанк, который сразу "зашил" отправку сообщений в свою операционную систему. И это в дополнение к уже действующей программе, призванной распознавать подозрительные счета и переводы, данные о которых тут же поступают в ФНС.

Лайфхак: как не платить Сбербанку комиссию при переводах

Главной составляющей действующей в Сбере с 2019 года программы является правило одновременной обработки двух баз: текущих счетов и телефонных контактов. В алгоритме заложено, что, если выполняется движение по счетам разных физических лиц, которые никогда ранее не общались по телефону (данные о контактах собираются автоматически через мобильное приложение), это сигнал либо о возможном мошенничестве, либо о незаконном предпринимательстве. Теперь к этому алгоритму добавилось правило обработки данных об источнике пополнения средств электронного платежа (например, электронных кошельков).

Банковская тайна не для налоговиков

— До лета 2020 года автоматический контроль был недоступен, но теперь выявлять возможные незадекларированные доходы стало намного легче, — похвастался Лайфу источник из ФНС России. — Банковские системы собирают и обрабатывают данные без всяких проверок и получения разрешений от вышестоящих инстанций.

По его словам, теперь ФНС получает уже обработанные данные, при этом банковские системы помечают как "подозрительную" информацию о движении средств между людьми, которые ранее между собой не общались; регулярные поступления и отправки любых круглых сумм (хоть 10 000 рублей) и, конечно, все зачисления и переводы свыше ста тысяч рублей (по вкладам сообщения тоже формируются, но с другим кодом).

Новый налог на доходы: дополнительные 2% будут платить не только богатые

— Наша цель — заставить всех граждан соблюдать налоговое законодательство, — заключает собеседник Лайфа. — С каждым днём неуплата налогов становится всё более рискованной затеей, а сэкономленные на налогах средства могут обернуться штрафами и пенями.

Нужно ли сообщать в налоговую об открытии расчетного счета

Если организация или индивидуальный предприниматель открывают расчетный счет для ведения бизнеса, этот факт обязательно сообщается Налоговой Службе. Но если ранее уведомление об открытии счета предоставлял сам банковский клиент в течение 7 дней после подписания договора на обслуживание, то теперь ситуация изменилась.

Что изменилось с 2014 года

В апреле 2014 года в Федеральный Закон были внесены изменения, после которых жизнь представителей бизнеса стала проще. Ранее они самостоятельно сообщали в налоговую об открытии реквизитов в течение 7 дней после заключения договора на банковские обслуживание. Неисполнение этого требования вело к наложению штрафа. Если сообщение об открытии счета в ФНС приходило не вовремя, нарушитель платил 5000 рублей.

В 2019 году таких сложностей нет. Бизнесмену не следует думать о том, нужно ли сообщать в налоговую службу об открытии расчетного счета в 2019 году, ответственность за передачу данных возложена на банк. Именно он взаимодействует с ИФНС и направит ей сообщение об открытии счета.

Обязанность банка - передать сведения об открытии реквизитов

Теперь именно банки законодательно обязаны доставлять сведения об открытии в ФНС, и законом установлен порядок отправления информации. На уведомление налоговой об открытии расчетного счета отводится 5 дней.

Важно! При определении срока учитываются только рабочие дни. То есть банк передает в ФНС информацию в течение 5 дней за исключением выходных и праздников.

Как банк подает уведомление об открытии расчетного счета:

  1. Организация или ИП обращается в офис, где заключается договор на РКО.
  2. Запись об открытом счете появляется в Книге регистрации. В ней отражается название клиента (фирмы, ИП), дата заключения документа, его номер, цель получения реквизитов. После в этой же Книге появится запись о дате передачи сведений в ИФНС.
  3. Сообщение об открытии счета в налоговую направляется через интернет. Банк отправляет его в налоговый орган по месту своей регистрации. Если счет регистрируется в филиале, то предварительно филиал сообщает об этом головному офису, а после тот направляет данные в ФНС. Вне зависимости от места заключения договора информация все равно должна быть передана в пятидневный срок.

Что содержит уведомление об открытии счета

Законом предусмотрена форма передачи сведений. Как такового бланка об открытии компанией расчетного счета нет, бухгалтер кредитной организации заполняет электронную форму Excel, внося в нее следующую информацию:

  • код налогового органа, куда направляется уведомление об открытии расчетного счета;
  • наименование банка или его филиала, куда обратился клиент;
  • точный адрес нахождения филиала, где был заключен договор, или его филиала;
  • регистрационный номер банка, его БИК, ИНН, КПП, ОГРН;
  • наименование клиента: компании или индивидуального предпринимателя;
  • серия и номер свидетельства клиента о постановке не учет ФНС;
  • дата заключения договора на обслуживание, его номер;
  • дата формирования счета, его номер;
  • сведения о представителе банка с указанием телефона и должности.

Теперь клиенту не нужно заполнять бланк самостоятельно, законодательно эта обязанность возложена на кредитные организации. Они сообщают в ИФНС об открытии расчетного счета в 2019 и несут ответственность за своевременность или актуальность переданной информации.

Важно! Если уведомление налоговой об открытии расчетного счета не было отправлено в установленный законом срок в 5 дней, ответственность несет сотрудник банка, отвечающий за отправку информации. На него накладывается штраф 1000-2000 рублей.

Кроме того, за несвоевременную подачу сообщения об открытии счета штрафуется и банк. Согласно НК РФ Статья 132 размер штрафа - 20000 руб.

Нужно ли сообщать в налоговую о прекращении обслуживания

Принцип точно такой же - в 2019 году и в последующие годы клиенты все также не передают информацию самостоятельно. Уведомление о закрытии счета любого гражданина, компании или индивидуального предпринимателя направляет финансовая организация.

До 2014 года представители бизнеса передавали сведения о прекращении банковского обслуживания самостоятельно, после эта обязанность законодательно возложена на банки. Уведомление о закрытии счета должно поступить в ФНС в течение 5-ти рабочих дней после расторжения договора, соответствующая запись появляется в Книге регистраций. То есть срок сообщения банком об открытии счета и его закрытии идентичен

Если за несвоевременное сообщение в налоговую об открытии реквизитов полагается штраф в 20000 рублей, то штраф за неподачу сведений о закрытии или изменении реквизитов - 40000 рублей. Так что, банки стремятся сообщать в налоговую информацию в положенный период, нарушения встречаются редко.

Нужно ли передавать сведения об открытии расчетного счета в другой стране

Уведомление налоговой об открытии расчетного счета в иностранном банке должен передать в ИФНС РФ сам предприниматель или компания. Бланк отчетной документации можно найти в интернете или скачать с сайта налоговой. Если информация об открытии расчетного счета в 2019 году в зарубежном банке не передается вовремя, на юрлицо налагается штраф до 1 млн. рублей. Передать сведения можно лично, почтой или в электронном виде. После этого необходимо регулярно отчитываться о проводимых операциях.

Читайте также: