За счет какого налога на работодателей формируются государственные внебюджетные фонды

Опубликовано: 10.05.2024

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

добровольных взносов физических и юридических лиц;

других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0809695232> и бюджетов субъектов Российской Федерации <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0812206336> и предназначенная для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0813916416>, социальное страхование <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0806670336>, социальное обеспечение <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0805893632> в случае безработицы <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0806587648>, охрану здоровья <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0809402880> и медицинскую помощь <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0815145472>.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Вывод: Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

С переходом России в начале 1990-х годов к рыночным отношениям, сопровождавшимся в течение последнего десятилетия прошлого века глубоким экономическим кризисом, кризисом финансовой сферы, неуклонным снижением уровня жизни населения, возникла необходимость образования государственных, социальных внебюджетных фондов. Задача общества в кризисных условиях развития экономики и финансов состоит в поддержке существования лиц, нуждающихся в помощи, что достигается созданием государственных внебюджетных социальных фондов.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с профицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

· у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

· строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения средств государственных внебюджетных фондов РФ.

1. Необходимость, роль и значение внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии

Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоявших перед государством.

Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собои? совокупность распределительных отношении?, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнеи?ших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов федеральных органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования доходов, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Они обладают следующими особенностями:

· создаются органами власти и управления и имеют целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируются фонды за счет обязательных отчислений юридических лиц и государства;

· денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда);

· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в отклонениях, связанных с распределением и использованием внебюджетных средств.

Внебюджетные фонды как и бюджет способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Государственный бюджет во многом определяет мобильность денежных средств. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов, так как всегда существует опасность снижения расходов на социальные цели. Поэтому очень важно точно определить источники средств и обеспечить четкое их целевое использование.

Решение данной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из федерального либо из местного бюджета средств или через образование нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

В настоящее время внебюджетные фонды создаются думя путями:

· выделением из бюджета части средств;

· формированием внебюджетного фонда за счет собственных источников доходов.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются самостоятельно и не включаются в федеральныи? бюджет, однако эти средства имеют бюджетную основу, и по каждому из перечисленных государственных внебюджетных фондов составляется самостоятельныи? бюджетный баланс.

2. Классификация внебюджетных фондов: порядок формирования и использования

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизванные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят следующие фонды.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения.

К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

· обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги, страховые взносы);

· добровольные взносы юридических и физических лиц;

· доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

· другие доходы, предусмотренные законодательными актами.

Из рисунка видно, что с 2004 по 2014 год сумма средств, поступивших в пенсионный фонд увеличилась на 5143,265 триллионов рублей. По данным статистики на 2014 год сумма налогов и страховых взносов составила 3712,721 триллионов руб., а это составляет 60% от общей суммы поступлений в 2014 г.

Поступление средств Пенсионного фонда РФ

Пенсионный Фонд Российской Федерации (прил. 1) создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании В РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

В советские времена на одного пенсионера приходилось 10-11 работающих, пенсионная система СССР считалась одной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с переходом России на рыночную экономику распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» страховые взносы, направленные на накопление, образуя пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным Фондом России через независимые управляющие компании, список которых утверждается Правительсвом РФ по результатам проведения тендера. Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Деятельность частной управляющей компании контролируют как минимум пять независимых организаций: Министерство финансов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, специализированный депозитарий, Независимый аудит и др.

В настоящее время пенсионная сиситема России состоит из следующих частей.

Средний размер пенсий, который государство в состоянии выплачивать, можно расчитать исходя из макроэкономических показателей, усреденнных по всем ее получателям:

В Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий:

§ по старости (мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 при наличии не меннее 5 лет трудового стажа);

§ по случаю потери кормильца.

2. Государственные пенсии:

· по старости для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;

· по выслуге лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих;

· по инвалидности для военнослужащих, участников ВОВ и др.;

· социальная для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии;

· по потере кормильца для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате техногенных или радиационных катастроф.

Средства ФСС направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенека, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

· санаторно-культурное лечение и оздоровление работников, а так же другие цели государственного социального страхования;

· обеспечение текущей деятельности аппарата управления ФСС;

· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

· проведение научно-исследоветельской работы по вопросам социальноо страхования и охраны труда и др.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (прил. 3) созданы в 1991 году в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. Фонды медицинского страхования предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер ставок в эти фонды зависит от категории налогоплатильщика и налоговой базы на каждое физическое лицо до 200 тыс. руб.:

· для идивидуальных предпринимателей ставка в Федеральный фонд ОМС

Основная часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.

Таким образом, в Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

3. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской экономике

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все отрасли национальной экономики тесно связаны друг с другом.

Очевидно, без решения проблем социального страхования эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим разработана и реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, для решения социальных проблем, разработаны специальные меры, направленные на стабилизацию организационно-финансовой деятельности внебюджетных фондов.

В Концепции отмечается, что доминирующей негативной тенденцией в России остается снижение численности населения. Отсюда, целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 145 млн. и создать условия для повышения к 2025 году численности населения со средней продолжительностью жизни до 75 лет (89).

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, но накопленные проблемы остаются. Отставание российского здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем многих других ключевых отраслей экономики. Для того чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать по существу новую систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется заметное повышение роли здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях власти.

Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов, направлено на повышение жизненного уровня всех категорий пенсионеров и обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности пенсионной системы. Для граждан, ориентирующихся на высокий размер пенсионных выплат, должны быть созданы дополнительные стимулы участия в добровольных пенсионных системах, а также более продолжительной трудовой деятельности. Гражданам, не выработавшим минимальной нормы страхового стажа, будет обеспечиваться минимальный федеральный стандарт пенсионного обеспечения.

Предусматривается реформирование единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование, для поддержания эффективного тарифа. Необходимо последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения, совершенствовать механизмы налогообложения доходов населения. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Таким образом, внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что внебюджетные фонды являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

В Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основным выводом, на мой взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.

Список использованной литературы

1. Закон РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.;

2. Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ;

3. Федеральный Законон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ;

4. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

5. Федеральный законо «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года №111-ФЗ;

Формирование рынка труда основывается на свободном стремлении граждан найти подходящую работу и волеизъявлении работодателей, имеющих возможность такую работу предоставить. Несомненно, в настоящее время основной формой закрепления достигнутых соглашений между работником и работодателем является заключение трудового договора. Однако практически у каждой организации возникает необходимость в привлечении граждан, не являющихся работниками на постоянной основе, а как следствие – необходимость заключения договора гражданско-правового характера. Отношения, возникающие после заключения трудового договора, регулируются нормами трудового законодательства. В случаях, когда работодатель заключает договор возмездного оказания услуг, поручения, авторский договор отношения между сторонами регулируются нормами гражданского законодательства. Как трудовые, так и гражданско-правовые отношения организаций, связанные с выполнением трудовой функции гражданами, совпадают по субъектному составу. Можно говорить и о схожести функций, которые выполняют заключенные трудовые и гражданско-правовые договоры, однако содержание данных договоров, права и обязанности сторон, правовые последствия их заключения имеют принципиальные различия. Помимо объема гарантий, прав и обязанностей сторон, эти различия отражаются, например, в правилах исчисления налогов и взносов с выплат по таким договорам. Вследствие этого гражданско-правовые договоры стали привлекать внимание не только налогоплательщиков, но и контролирующих органов.

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налога на доходы физических лиц по гражданско-правовым договорам. Думается, что данная тема является актуальной не только для работников, но и для работодателей. Только зная свои права, работник может их защитить. В то же время, работодателю необходимо знать о своих обязанностях, для того, что бы избежать санкций за их несоблюдение.

Из перечня платежей, которые обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, следует выделить страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками взносов являются страхователи. То есть те лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, а так же отношений, возникающих из следующих гражданско-правовых договоров:

- договор возмездного оказания услуг;

-договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,

- издательский лицензионный договор;

- лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров:

- договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

- договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением указанных выше договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Пункт 1 ст. 8 Федерального закон № 212-ФЗ содержит понятие база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций. Данное понятие определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся законно установленными объектами обложения страховыми взносами и начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (далее – База начисления). В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закон № 212-ФЗ расчётным периодам по страховым взносам признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов, зависящие от групп застрахованных лиц. Соответственно для уплаты отдельных видов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды могут устанавливаться некоторые исключения.

Рассмотрим особенности уплаты отдельных видов страховых взносов.

1.1. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР).

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) организации, осуществляющие уплату страховых взносов страховщику (Пенсионному фонду Российской Федерации), являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию в случае осуществления выплат в пользу застрахованных лиц (физических лиц), указанных в ст. 7 ФЗ № 167-ФЗ.Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Размер уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию:

Согласно п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212 –ФЗ в 2015 - 2017 годах для плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд применяются следующие тарифы страховых взносов: 22,0 процента от Базы начисления в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

10,0 процентов от суммы, превышающей установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.» (далее – Постановление). Так, для плательщиков страховых взносов – организаций предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 711 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2015 г.

1.2. Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ).

Необходимо рассмотреть несколько случаев, наступление которых влечет выплаты:

А) Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим данному виду социального страхования. Перечень лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования, содержится в ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ. Среди них отсутствуют физические лица, получающие выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров.

Б) Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) обязанность по уплате страховых взносов возникает у страхователя – организации в отношении перечня лиц, подлежащих рассматриваемому виду страхования и указанных в п. 1 ст. 5. Среди них отсутствуют физические лица, получающие выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров. Обязанность по уплате страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем – организацией может возникнуть только в случае, если условие об уплате данного вида страховых взносов прямо предусмотрено гражданско-правовым договором, согласно которому страхователь-организация выплачивает лицу, подлежащему страхованию, выплату или иное вознаграждение.

1.3. Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование:

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) в числе застрахованных лиц находятся физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), работающие по следующим видам гражданско-правовых договоров:

- договор возмездного оказания услуг;

- договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,

- издательские лицензионные договоры;

- лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Размер уплаты страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию:

Согласно п. 1.1. ст. 58.2. Федерального закона № 212–ФЗ в 2015 - 2017 годах для плательщиков страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования применяются следующие тарифы страховых взносов – 5,1 процента от Базы начисления (предельная величина базы начисления страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию с 01 января 2015 г. отсутствует).

Однако не все работодатели добросовестно исполняют свои обязанности. Взыскание недоимки по уплате страховых взносов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона № 212-ФЗ.

В таком случае, взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов. Контролирующий орган направляет в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.В соответствии с п. 14 ст. 19 и ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов, в томчисле наличных денежных средств.

Нельзя не коснуться вопроса ответственности работодателя за невыполнение установленной законом обязанности. Так ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает наличие ответственности за неуплату, неполную уплату страховых взносов и иного неправильного исчисления страховых взносов. Так, данное деяние, совершенное по неосторожности, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. В случае, если деяния, совершено умышленно, на правонарушителя налагается штраф в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Выплаты во внебюджетные фонды – не единственная обязанность работодателя. В соответствии с российским законодательством обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц — работников возложена на налоговых агентов. Налоговый кодекс РФ признает налоговыми агентами, в том числе российские организации и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик — физическое лицо получает доходы.

В данной ситуации возникает вопрос о случаях обязательного исполнения организацией функций налогового агента при исчислении, удержании и уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) из выплат и иных вознаграждений, уплачиваемых физическим лицам по гражданско-правовым договорам, а также вопрос об ответственности организации за неисполнение функций налогового агента.

Доходом, исходя из п. 2 ст. 226 НК РФ, считается любой доход, полученный от налогового агента (организации), за исключением:

- дохода, полученного по операциям РЕПО, объектом которых являлись ценные бумаги (ст. 214.3 НК РФ);

- дохода по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ);

- доходы, полученные участниками инвестиционного товарищества (ст. 214.5 НК РФ);

- доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц (ст. 214.6 НК РФ);

- доход от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов (ст. 226.1 НК РФ);

- доходы отдельных групп физических лиц (ст. 227 НК РФ), например, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, или отдельные виды доходов (ст. 228 НК РФ), например, доходы, полученные от организации, не являющейся налоговым агентом.

Если деятельность организации не попадает ни под одно из указанных исключений, то по общему правилу организация является налоговым агентом и исполняет установленные действующим законодательством Российской Федерации обязанности налогового агента по отношению ко всем налогоплательщикам, получившим доход в результате отношений с ней. Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Вознаграждение, уплачиваемое физическому лицу организацией по гражданско-правовому договору, относится к объекту налогообложения по НДФЛ согласно п. 1 ст. 208 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ доходом, полученным налогоплательщиком признается вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

НДФЛ исчисляется как произведение налоговой базы, рассчитываемой как полученный от организации доход налогоплательщика, на установленную ст. 224 НК РФ налоговую ставку в размере 13 %.

Ответственность за неисполнение обязанности налогового агента организация привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Неисполнение данной обязанности влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению. Кроме того, в соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогового агента.

Исходя из анализа законодательной базы, можно сделать вывод, что законодатель защищает не только работников, работающих по трудовым договорам, но и тех, кто работает по договорам, гражданско-правового характера. Таким образом, каждый гражданин может трудиться, не боясь за последствия заключения гражданско-правового характера. Без сомнения, заключение договоров такого типа удобнее и работодателю. Существует ряд организаций (творческой направленности, работающие в сфере строительства и т.д.), где не требуются постоянные услуги от сотрудников. Например, людям творческих профессий будет гораздо удобнее работать, не заключая трудового договора на постоянной основе. Это является отличным решением для таких сотрудников, так как, выполнив свою работу, они получают гонорар и могут искать другое место для своей деятельности без лишних проволочек. Однако нельзя сказать, что законодательство в данной области находится в совершенстве. Так организация выплачивает страховые взносы за физических лиц, с которыми состоит в отношениях, возникающих из заключения гражданско-правовых договоров, в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Страховые взносы в ФСС РФ за физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (при страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), не уплачиваются. На мой взгляд, данное положение должно быть откорректировано. Несмотря на существующее исключение, в котором говорится, что в случае, когда уплата страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прямо предусмотрена гражданско-правовым договором, организация уплачивает вознаграждение физическому лицу. На мой взгляд, для некоторых видов работ можно было бы сделать обязательным закрепление такого случая.

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.


Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: « Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование , охрану здоровья и медицинскую помощь »[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2. Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Читайте также: