Есть ли у следователя отпуск

Опубликовано: 17.09.2024

2. Сотрудникам (за исключением военнослужащих военных следственных органов) предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется сотрудникам:

при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;

при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;

при выслуге 20 лет - 15 календарных дней.

В выслугу лет для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска включаются в календарном исчислении периоды службы в Следственном комитете на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации на должностях прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, а также в качестве стажеров, периоды военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, периоды службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, периоды работы в должности судьи.

2.1. Сотрудникам военных следственных органов Следственного комитета, имеющим воинские звания, отпуска, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предоставляются в порядке, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; 2016, N 32, ст. 5096).

2.2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданских служащих состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков :

Ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2016, N 23, ст. 3300, N 1, ст. 38).

ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;

при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

2.3. Если сотрудник или гражданский служащий использовал ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск за выслугу лет, а затем в том же рабочем периоде у него появилось право на ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск за выслугу лет в Следственном комитете большей продолжительности, то ему до конца рабочего года должен быть предоставлен дополнительный день (дни) ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска за выслугу лет либо этот день (дни) присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску в следующем рабочем году.

При возникновении у сотрудника или гражданского служащего в текущем рабочем году впервые права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск или ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, такие отпуска предоставляются в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

2.4. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет 28 календарных дней.

2.5. Сотрудникам, гражданским служащим и работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6. Другие виды отпусков сотрудников, гражданских служащих или работников:

2.6.1. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам сотруднику или работнику по его письменному заявлению (приложение N 7) может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания (заработной платы), продолжительность которого определяется по соглашению между сотрудником или работником и работодателем (представителем нанимателя).

По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением работодателя (представителя нанимателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Работники образовательных организаций Следственного комитета имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, а также длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012 г. N 53, ст. 7598; 2014, N 30, ст. 4217; 2016, N 1, ст. 9).

На основании письменного заявления сотрудника, гражданского служащего или работника отпуск без сохранения денежного содержания (заработной платы) предоставляется:

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

сотрудникам, гражданским служащим или работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;

в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Время нахождения сотрудника, гражданского служащего или работника в отпуске без сохранения денежного содержания (заработной платы), не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года, включается в общий стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

2.6.2. Сотрудникам, гражданским служащим или работникам, направленным на обучение работодателем (представителем нанимателя) или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель (представитель нанимателя) предоставляет дополнительные отпуска с сохранением денежного содержания (среднего заработка) для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);

прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

Работодатель (представитель нанимателя) обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

сотрудникам, гражданским служащим или работникам, допущенным к вступительным испытаниям - 15 календарных дней;

сотрудникам, гражданским служащим или работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации - 15 календарных дней;

сотрудникам, гражданским служащим или работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с службой (работой), для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Указанные отпуска сотрудникам, гражданским служащим или работникам, совмещающим службу (работу) с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые на основании заявления (приложение N 8) и справки-вызова по форме, установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1368 "Об утверждении формы справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2014 г., регистрационный N 31251), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2015 г. N 134 "О внесении изменения в форму справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1368" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2015 г., регистрационный N 36491) и от 26 мая 2015 г. N 525 "О внесении изменений в форму справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1368" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37698), в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Данные отпуска также предоставляются сотрудникам, гражданским служащим или работникам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру или адъюнктуру, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения.

2.6.3. Женщинам по их заявлению (приложение N 9) и на основании листка нетрудоспособности, выданного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 31н "О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 г., регистрационный N 23739), приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 348н "О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2014 г., регистрационный N 33162) и от 2 июля 2014 г. N 349н "О внесении изменения в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2014 г., регистрационный N 33147), предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законодательством Российской Федерации размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

2.6.4. Отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет предоставляется сотрудникам, гражданским служащим и работникам по их заявлению (приложение N 10) в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2014, N 30, ст. 4217). Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям. За сотрудником, гражданским служащим и работником сохраняется место службы (работы), должность на период отпуска по уходу за ребенком. Отпуск по уходу за ребенком не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии со статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3613; 2013, N 48, ст. 6165).

2.6.5. Дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством Российской Федерации для женщин в связи с материнством, предоставляются отцам, воспитывающим детей без матери, а также опекунам (попечителям) несовершеннолетних.

2.6.6. Сотрудникам, гражданским служащим или работникам, зарегистрированным кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, а также на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления (далее - кандидат), предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания (заработной платы) со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 22, ст. 2572; 2002, N 50, ст. 4940; 2003, N 16, ст. 1508; N 48, ст. 4659; 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 3, ст. 404).

Для предоставления данного отпуска помимо заявления сотрудник, гражданский служащий или работник представляют документы, подтверждающие их регистрацию избирательной комиссией в качестве зарегистрированного кандидата.

2.6.7. Указанные в пунктах 2.6.5 и 2.6.6 настоящей Инструкции отпуска предоставляются на основании заявлений сотрудника, гражданского служащего или работника, изложенных в свободной форме.

2.7. Иные отпуска предоставляются сотрудникам, гражданским служащим или работникам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1. Сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно с оплатой в установленном порядке стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в пределах Российской Федерации (один раз в год).

Сотрудникам Следственного комитета, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавленным Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней.

3. Сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы продолжительностью:

1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;

2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;

При выслуге 20 лет - 15 календарных дней.

В стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.

5. По письменному заявлению сотрудника Следственного комитета с разрешения руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета допускается разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. При этом оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно и предоставление времени для проезда к месту отдыха и обратно производятся только один раз.

6. В отдельных случаях по письменному заявлению сотрудника Следственного комитета с разрешения руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета ежегодный оплачиваемый отпуск за календарный год может быть предоставлен в следующем году.

7. Сотрудникам, увольняемым со службы в Следственном комитете по состоянию здоровья, в связи с упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета либо выходом на пенсию, по их желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск пропорционально фактически отработанному времени. Сотрудникам, не использовавшим свое право на ежегодный оплачиваемый отпуск, при увольнении выплачивается денежная компенсация пропорционально фактически отработанному времени.

8. Сотрудникам Следственного комитета, являющимся военнослужащими, отпуск предоставляется по их выбору в порядке, установленном настоящей статьей, или в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").

Статья 26. Перевод сотрудников Следственного комитета на службу в другую местность

1. Перевод сотрудника Следственного комитета в интересах службы в другую местность допускается с его письменного согласия, а при переводе в местность с особыми климатическими условиями также при наличии заключения медицинского учреждения о возможности данного сотрудника по состоянию здоровья проходить службу в соответствующей местности.

2. Перевод сотрудника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих следственных органов или учреждений Следственного комитета.

Расходы на переезд сотрудника, переведенного на службу в другую местность, и членов его семьи, а также на перевозку имущества возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 27. Поощрение и награждение сотрудников Следственного комитета

1. За добросовестное исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу в Следственном комитете, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

1) объявление благодарности;

2) награждение Почетной грамотой;

3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;

4) выплата денежной премии;

5) награждение подарком;

6) награждение ценным подарком;

7) награждение именным оружием;

8) досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного;

9) награждение медалями Следственного комитета, в том числе медалями "За верность служебному долгу", "Доблесть и отвага", "За заслуги", "За отличие", "За безупречную службу", "Ветеран следственных органов", "За содействие", "За усердие в службе", а также иными медалями Следственного комитета, учреждаемыми Председателями Следственного комитета;

10) награждение нагрудным знаком "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации" с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Положения о нагрудном знаке "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации" и медалях Следственного комитета утверждаются Председателем Следственного комитета.

Председатель Следственного комитета может применять установленные настоящей статьей поощрения и награждения к не являющимся сотрудниками Следственного комитета лицам, оказывающим содействие в решении возложенных на Следственный комитет задач и в развитии системы Следственного комитета.

Особо отличившийся сотрудник Следственного комитета может быть представлен к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Для поощрения сотрудников Следственного комитета и лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в Следственном комитете имеются наградной и подарочный фонды.

Статья 28. Дисциплинарная ответственность сотрудников Следственного комитета

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) понижение в специальном звании;

5) лишение медалей Следственного комитета;

6) лишение нагрудного знака "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации";

7) предупреждение о неполном служебном соответствии;

Увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию.

2. Председатель Следственного комитета имеет право применять к сотрудникам Следственного комитета все виды дисциплинарных взысканий.

3. Полномочия руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета определяет Председатель Следственного комитета.

4. Решение о лишении медалей Следственного комитета и нагрудного знака "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации" принимается Председателем Следственного комитета.

5. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения к сотруднику Следственного комитета, награжденному нагрудным знаком "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации", может быть применено только с согласия Председателя Следственного комитета.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни сотрудника Следственного комитета или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника Следственного комитета или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - позднее двух лет со дня совершения проступка.

9. Сотрудник Следственного комитета, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания отстранен от должности.

10. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета, имеющего право назначать на соответствующую должность сотрудника. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада (оклада по должности), доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

У меня не было вопроса, кем стать, когда вырасту. Я обожал погоны, детективы, а ещё – дежурства, криминал. «Андрюха, по коням». Вырос на сериалах про ментов, простите, полицейских.

Решено – иду следователем. Путь этот долгий: сначала нужно поучиться в университете, потом – стажироваться, сдать экзамен. А когда, кажется, дорога пройдена, начинается самое трудное: работа, дежурства, попытки подкупа и многое другое.

Эту историю прислал мой хороший знакомый Андрей М.

Что входит в обязанности следователя

Мне довелось трудиться в Следственном комитете РФ. Обязанностей у работников – масса:

  1. Возбуждение уголовных дел;
  2. Проведение неотложных процессуальных действий;
  3. Выполнение поручений;
  4. Осмотр мест происшествия с составлением протоколов;
  5. Подготовка уголовного дела к направлению прокурору для передачи в суд;
  6. Сбор доказательств и назначение экспертиз.

Уже через месяц я гордо именовал себя следопытом и буквально жил работой. Она никогда не заканчивается: даже ночью снятся процессуальные документы, в голове выстраиваются версии.

Неправда, что есть скучные уголовные дела. За каждым – жизнь, драма, трагедия и комедия.

Главная проблема – обязанностей следователя даже по УПК так много, что все их выполнить невозможно. Работники грешат перекладыванием своих дел на коллег и подчинённых.

Я старался всё делать сам, в результате по две ночи в неделю проводил в кабинете – на раскладушке.

Интересный факт: Следователь должен быть нейтральным и работать не только в интересах потерпевшего, но и обвиняемого. На практике львиная доля задач – сбор доказательств, чтобы осудить подследственного.


Как устроиться работать следователем

При соответствии требованиям порядок довольно простой. Нужно собрать документы (паспорт, диплом о высшем образовании, военный билет, характеристики), обратиться в отдел кадров интересующего ведомства.

Во многих есть вакансии, но распространён принцип: хочешь работать – за тебя должны поручиться. В России предварительное расследование осуществляют следующие органы (ст.151 УК):

  1. Следственный комитет;
  2. ФСБ;
  3. МВД.

Проще всего попасть на службу в полицию – текучка кадров огромная. Здесь есть ещё и дознаватели, которые работают преимущественно с простыми делами.

Я подал документы в Следственный комитет РФ сразу после получения диплома. Шесть месяцев была стажировка, которую называют предварительным испытанием. Успешно аттестовался и стал младшим лейтенантом юстиции.


Какие требования предъявляют к кандидатам

Ключевых критериев несколько:

Любая мелочь может стать основанием для отказа в приёме на службу.

Следопыт имеет доступ к огромному количеству баз данных, конфиденциальным сведениям. Я не преувеличиваю, когда говорю, что сотрудники решают судьбы других людей.

Отбор очень строгий, значительная часть кандидатов отсеивается.

Важно! Чтобы стать следователем, обязательно нужно иметь высшее образование.


Сколько зарабатывают следователи (МВД, СК, ФСБ)

Итак, самый интересный вопрос: будет ли счастливчик получать достойное жалование? Трудно сказать однозначно. В МВД разговор начинается с 40000 рублей в месяц.

Правда, получить больше 60 тысяч первые годы проблематично. Зато есть надбавки за дежурства, выслугу, «подъёмные». Всё зависит от конкретного города, фронта работ.

В Следственном комитете мне никогда не платили мало. Изначально получал около 30 тысяч рублей, а к моменту ухода – около 70000 (на руки). Отдельная тема – премии: они могут составлять 20-30 процентов заработка.

Сначала их не платят совсем, но если ты пашешь, как вол – это отметят. Ну и многое зависит от отношений с начальником.

Сколько зарабатывают в ФСБ – вопрос открытый, потому что они не делятся своими секретами. Думаю, что в полтора-два раза больше, чем в СК.

Ещё у них есть всякие плюшки в виде льготных кредитов на квартиру, участки. Но не для всех, сами понимаете.

Обратите внимание! Если гражданин получал высшее образование по направлению СК РФ, после вручения диплома он обязан 5 лет отработать в органах ведомства.

Есть ли льготная пенсия и какая

Сотрудники МВД имеют право уйти на пенсию, отслужив минимум 20 лет. Это не так просто, потому что работа у них жёсткая.

По факту, полицейский следопыт перерабатывает где-то в полтора раза от нормы (то есть, рабочая неделя составляет 60-70 часов).

В СК РФ порог такой же – 20 лет. Причём если продолжаешь работать по достижении этого возраста, положено 50% надбавки от той пенсии, которую получал бы. Сладкие цифры, да?

Но по факту даже десять лет на службе – это ад, беспросветный мрак, усталость. На самом деле, больше пятёрки не каждый выдержит. Вы, наверно, думаете, что я жду этого волшебного часа – получать деньги и отдыхать.


Нет, свой китель повесил в шкаф, а дела – передал коллегам. Знаете, почему ушёл? Я устал от постоянных нападок на следователей и дознавателей. Может, они и по делу, но надоедает.

Устроился работать в юридическую фирму, консультирую людей. Деньги те же, а нервов меньше. А что бы вы сделали на моём месте?

Вопрос введения ограничений выезда для сотрудников МВД обсуждается на законодательном уровне уже не первый год. Несмотря на то что законом определены четкие основания для запрета выезда граждан, руководство МВД практикует применение собственного порядка и «рекомендует» сотрудникам отдыхать в России или разрешенных постсоветских странах. Все это порождает волну недовольства со стороны полицейских. Мы попробуем разобраться, можно ли полицейским выезжать за границу, с чем может быть связан запрет и как получить разрешение.

Содержание

Общие причины для ограничения выезда за рубеж

Законом установлен перечень причин, по которым для гражданина РФ может быть ограничен выезд из страны. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке въезда/выезда из РФ» (далее – ФЗ № 114) запрещено покидать территорию России:

  • гражданам, имеющим доступ к государственной тайне, если ограничение в выезде оговорено их трудовым контрактом или дополнениями к нему;
  • солдатам-срочникам и гражданам, проходящим альтернативную службу;
  • подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления и осужденным по статье Уголовного кодекса;
  • должникам, уклоняющимся от исполнения обязательств, возложенных решением суда или иных госорганов;
  • гражданам, представившим при оформлении загранпаспорта заведомо ложные сведения о себе;
  • сотрудникам органов Федеральной службы безопасности (ФСБ);
  • гражданам и индивидуальным предпринимателям, признанным банкротами.

Особенности применения указанного ограничения на практике вы найдете в материале «Запрет на выезд за границу».

Причины ограничения выезда за границу для полицейских

Как мы уже выяснили, закон не предусматривает ограничение выезда за рубеж для полицейских (как, например, в отношении сотрудников ФСБ или призывников). В Госдуму в 2017 году вносился законопроект, которым предлагалось четко регламентировать запрет на выезд для сотрудников МВД, занимающих конкретные должности. Однако он был отозван.

Выходит, единственное основание, которое может быть применимо, – это случаи, когда сотрудники полиции допущены к сведениям, содержащим государственную тайну. Речь идет о так называемой первой и второй форме секретности, то есть допуск к сведениям с грифом «особой важности» и «совершенно секретно». Понятно, что такой допуск предоставляется лишь высокопоставленным сотрудникам, начиная с начальников подразделений. Рядовые полицейские (инспекторы ГИБДД, участковые) такими полномочиями не обладают, а потому к ним эта норма закона неприменима. Но не все так просто.

С 2014 года руководство МВД ежегодно издает внутренние директивы/постановления/рекомендации, устанавливая для сотрудников ограничения для выезда. Например, в 2014-м вышел список стран, не рекомендованных для посещения, а в конце 2017-го – перечень государств, в которые сотрудники могут ездить без проблем. Подробнее об этом ниже.

Данные внутренние документы отвечают на вопрос, почему полицейским нельзя выезжать за границу. Это связано с военно-политической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической и природно-климатической обстановкой. Мол, таким образом руководство старается оградить сотрудников от провокаций, обеспечить им безопасность и параллельно защитить государственную тайну. Однако очевидно, что такое тотальное ограничение для всего личного состава незаконно. Признает это и руководство МВД, подтверждая, что официального запрета нет, есть лишь рекомендации. Однако на местах уже несколько лет существует практика принуждения сотрудников к сдаче загранпаспорта на хранение начальству.

Следственный комитет, сотрудники МЧС, Министерства обороны, Федеральной службы охраны, ФСИН, миграционной службы (подразделение МВД) и даже некоторых судов также попали под этот негласный запрет. В этом случае также нет официальных распоряжений или внутриведомственных директив. По словам сотрудников ведомств, начальство ссылается на рекомендации Министерства иностранных дел. Например, на официальный запрос журналистов руководство Федеральной службы исполнения наказаний ответило, что запрет на выезд сотрудникам ФСИН за границу не введен – действуют правила, установленные ФЗ № 114.

Период действия ограничения

Если говорить об официальных ограничениях, они регламентируются п. 1 ст. 15 ФЗ № 114. Так, если сотрудник имел доступ к секретным или особо важным данным, срок действия запрета на выезд для него устанавливается трудовым договором, но не более чем на 5 лет с момента последнего ознакомления с такими бумагами. Если секретная информация сохраняет свою актуальность, период ограничения для выезда может быть продлен комиссией по гостайне. При этом совокупный срок ограничения не может превышать 10 лет.

Также нельзя исключать запреты, которые могут возникнуть для полицейских по другим причинам. Например, в случае уклонения от исполнения обязательств, возложенных судом (например, при наличии долгов по кредитам), приставы могут наложить запрет на выезд, который будет действовать в течение полугода и может продлеваться до момента полного погашения задолженности.

Если же говорить о практике применения негласного ограничения на основании внутреннего распоряжения руководства МВД, оно срока действия не имеет. На протяжении последних 4 лет ежегодно издаются постановления, которыми утверждаются списки не/рекомендованных для посещения стран, актуальные до новых распоряжений.

В какие страны можно ездить полицейским

Как сообщается, список стран, разрешенных для выезда сотрудникам МВД в 2021 году, утвержден Распоряжением Министра внутренних дел от 26.12.2017 г. «Об организации выездов сотрудников ОВД РФ, гражданских госслужащих, работников системы МВД за пределы РФ в период их нахождения в отпуске». В публичном доступе этого документа нет, потому мы можем ссылаться лишь на сообщения в прессе. Итак, перечень разрешенных стран включает всего 13 позиций:

АбхазияАзербайджанАрмения
БелоруссияВьетнамКазахстан
КиргизияКитайКуба
ТаджикистанТуркменияУзбекистан
Южная Осетия

Именно этим списком должны руководствоваться начальники подразделений полиции при рассмотрении рапортов и заявлений сотрудников и служащих МВД о выезде за пределы страны в период нахождения в отпусках. Проще говоря, если полицейский указывает в заявлении любую другую страну, ему рекомендуется отказать.

В связи с этим у многих сотрудников, особенно проживающих на приграничных территориях, возникают вопросы – например, можно ли выезжать полицейским Калининграда в Европу. Раньше краткосрочные поездки в ЕС были для них нормой, теперь же путь в Шенгенскую зону закрыт. Пострадали и питерские полицейские, которые не так давно без проблем посещали Финляндию и Прибалтику, где у многих родственники. Руководство попросту не согласовывает такие поездки, а при нарушении запрета на выезд сотруднику грозит увольнение.

Запрещенные страны для посещения

Впервые список запрещенных стран к выезду сотрудникам полиции был утвержден в 2014 году. Распоряжение, которым определялся перечень, также не было доступно для общественности, потому в прессе появлялась разная информация. По данным СМИ, черный список содержал от 108 до 150 стран. В перечень входили Турция, Египет, США, Грузия, страны ЕС, Таиланд, Колумбия, Япония и множество других государств. В качестве аргумента приводился факт, что все указанные страны имели двусторонний договор с США о взаимной выдаче. Ниже можно ознакомиться с фотокопией приложения к этому распоряжению. Список был опубликован в СМИ.

Кроме того, имеется перечень стран, куда запрещено выезжать прокурорам. Всего он включает 166 государств. Предполагается, что этот список актуален и для полицейских.

По сообщениям в СМИ, от практики запретов в МВД якобы стали постепенно отказываться. В 2015 году число разрешенных для посещения стран достигло 30. Однако в 2019-м цифра уменьшилась до 13. Логично предположить, что другие страны, кроме этих 13, считаются запрещенными.

Процедура получения разрешения на выезд

Как уже отмечалось, сотрудники органов внутренних дел не могут по желанию выезжать за пределы России.

Согласно ст. 19 ФЗ № 114 служащие органов, где предусмотрена военная служба, могут выезжать из страны лишь при наличии разрешения командования, получаемого в особом порядке.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 г. МВД входит в число органов исполнительной власти, служба в которых относится к военной. Таким образом, порядок выезда за границу сотрудников МВД предусматривает предварительное получение разрешения со стороны командования. Оформление документа регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997 г. При этом разрешение должно быть согласовано с ФСБ.

Процедура получения разрешения на выезд за пределы страны включает следующие этапы:

  1. Подача рапорта начальству. Если рапорт на отпуск МВД с выездом подается служащим, допущенным к гостайне, учитывается актуальность секретных сведений. В частности, может потребоваться согласование с комиссией по гостайне. Если у полицейский к таким сведениям не допущен, он все равно подает рапорт, на котором должно быть указано, что к гостайне допуска нет. Ниже представлен образец рапорта.
  1. Согласование в ФСБ. После визирования рапорта начальством ходатайство о разрешении на выезд для следователя или иного сотрудника МВД передается для проверки в ФСБ.
  2. Оформление справки о выдаче паспорта. Форма документа утверждена Приложением к Постановлению № 1598.
  3. Получение паспорта. На основании указанной справки сотрудник вправе получить ранее оставленный на хранение паспорт. Впервые оформление паспорта осуществляется в ГУВМ на общих основаниях, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.

Часто задаваемые вопросы

В основном мы рассмотрели тему о выезде полицейских за границу. Если у вас остались вопросы, задайте их в комментариях либо найдите ответ в этом разделе.

Что будет, если сотрудник полиции выехал за границу без разрешения?

Если полицейский посетил “запрещенную” страну, взыскание со стороны командования не заставят себя долго ждать. В последние годы подавляющее большинство сотрудников МВД, которые нарушили негласный запрет на выезд, подверглись увольнениям из органов. Причины указывались разные – от сообщения командованию заведомо ложной информации до совершения поступков, порочащих честь сотрудника органов МВД.

Могут ли жены полицейских выезжать за рубеж?

Запрет не может быть распространен на жен, детей или других родственников полицейских. Такое распоряжение было бы не только незаконным, но и фактически неисполнимым – у командования нет рычагов влияния на родственников сотрудников, невозможно контролировать их местонахождение и передвижение.

Разрешается ли выезжать за границу вольнонаемным сотрудникам МВД?

Вольнонаемные – это государственные гражданские служащие системы МВД. Они, как и военнослужащие, обязаны подавать рапорт о выезде за границу. Соответственно, на них также распространяются все существующие запреты.

Можно ли курсантам МВД выезжать за пределы страны?

Университеты МВД также относятся к системе органов внутренних дел. Как сообщалось в СМИ, командование таких учебных заведений с 2014 года практикует сбор загранпаспортов у курсантов. Учитывая это, можно утверждать, что курсанты также подпадают под ограничение выезда. Однако законного обоснования такого запрета, конечно, нет.

Заключение

Можно сделать вывод, что законных оснований для введения массового ограничения на выезд за границу для сотрудников МВД не существует. Запрет официально касается лиц, допущенных к государственной тайне. В то же время руководство министерства ежегодно издает негласные директивы, утверждая перечень стран, в которые сотрудники полиции могут или не могут выезжать. Например, в 2021 году разрешен въезд всего в 13 стран.


В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей.

При этом конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами. В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель увольняет его за прогул.

В статье расскажем, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как и кем оплачивается время его отсутствия на работе, и рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия сотрудника на работе, которая относится к государственным обязанностям, – его явку в суд.

Что относится к государственным и общественным обязанностям?

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Трудовой кодекс относит к ним, в частности:

– участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

– рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

– сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

– участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

– участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям относят:

Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом для исполнения некоторых обязанностей установлена не выплата компенсации, а сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А вот порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

К сведению

Средний заработок за освобожденными от основной работы членами проф­союза сохраняет общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. Он сохраняется на период трудоустройства (не более шести месяцев) профсоюзного работника, если по окончании срока его полномочий работодатель не смог предоставить ему прежнее место работы (ст. 375 ТК РФ).

Однако впоследствии все эти расходы работодателю возмещает Минобороны [1] .

В остальных случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работник получает компенсацию от государственных органов или общественных объединений, которые привлекли его к исполнению таких обязанностей.

Работнику пришла повестка

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. В арбитражных судах рассматриваются споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.

Кроме того, его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, руководствуясь нормами Гражданско-процессуального кодекса, при рассмотрении гражданских дел работник может выступать в качестве:

– стороны (истца или ответчика);

– специалиста, эксперта, переводчика.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства при рассмотрении административных дел работник может быть:

– стороной (административным истцом или административным ответчиком);

– специалистом, экспертом, переводчиком.

Наконец, при рассмотрении уголовных дел в силу положений Уголовно-процессуального кодекса работник может быть:

– потерпевшим (его законным представителем);

– специалистом, экспертом, переводчиком.

В арбитражный суд работник может быть вызван в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также арбитражного заседателя.

Однако не все эти статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого. Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

К сведению

К органам дознания относятся органы внутренних дел, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы ФССП, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).

Оформление исполнения государственных обязанностей

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение). Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам.

Судебные повестки и иные судебные извещения содержат:

  • наименование и адрес суда;
  • время и место проведения судебного заседания;
  • наименование адресата – лица, извещаемого или вызываемого в суд;
  • указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;
  • наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Кроме того, в повестке указывается на обязанность вызываемых лиц явиться, а также обозначаются последствия неявки без уважительных причин.

К сведению

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Суть дела состояла в том, что следователь по собственной инициативе вызвал работника в суд в качестве свидетеля, поскольку ему это было необходимо для поддержания ходатайства по уголовному делу.

При этом доказательств вызова работника в суд либо правоохранительные органы для дачи показаний в качестве какого-либо процессуального статуса представлено не было.

Судьи указали, что уведомление следователя о явке работника не признается подтверждением его вызова в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ. При этом указанное уведомление также не является вызовом истца для осуществления каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю в рамках уголовного дела и совершения им следственных действий, а признается лишь инициативой самого следователя для поддержания поданного прокурором представления в суде.

Кроме того, было установлено, что самим судом работник не вызывался в качестве свидетеля.

Конечно, в данной ситуации можно сказать, что работник пострадал не по своей вине. Вероятно, он думал, что честно исполнил свой долг. Но получилось по-другому.

Поэтому нужно внимательно изучить повестку. Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить. И освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Помимо повестки многие работодатели запрашивают с работников заявление об освобождении от работы. Несмотря на то, что такой документ Трудовым кодексом не предусмотрен, считаем, что он будет нелишним. Обязанность представлять его можно установить локальным нормативным актом.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Возмещаемые работнику расходы

От того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы, зависит, какая компенсация ему положена за период исполнения государственных обязанностей и кто ее выплачивает. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Статус работника

Обязанность работодателя в части оплаты

Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган

Норма закона

Свидетель по делу об административном правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере

– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;

Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу

среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки

– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Свидетель по арбитражному делу

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении

Понятой по делу о налоговом правонарушении

Статьи 98, 131 НК РФ

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего зара-

– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных

ботка для представления в суд

на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;

– командировочные и транспортные расходы

ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Итак, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем.

Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему нужно будет продлить.

Читайте также: