Какие юридические последствия влечет допуск к государственной тайне право на дополнительный отпуск

Опубликовано: 15.05.2024

Докучаева Е., старший помощник московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Правоотношения в сфере государственной тайны, как и любая иная деятельность государства, регулируются совокупностью правовых актов различной юридической силы, связанных между собой по объекту регулирования и, следовательно, представляющих определенную правовую систему.

Понятие государственной тайны содержится в Законе РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне". Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Определив содержание понятия государственной тайны, законодатель ввел и понятие допуска к государственной тайне, установил определенную процедуру оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и перечень ограничений прав граждан в связи с наличием допуска.

Вместе с тем, поскольку допуск лиц к государственной тайне влечет ограничение прав, предусмотрены также некоторые компенсационные льготы для этой категории лиц.

Статья 21 Закона о государственной тайне предусматривает для должностных лиц и граждан, допущенных к ней на постоянной основе, некоторые социальные гарантии, в том числе выплату процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Однако прокурорские проверки показывают, что здесь по-прежнему допускаются нарушения требований законодательства о государственной тайне.

Прокуроры фиксируют такие нарушения действующего законодательства: не всем работникам, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, и фактически работающим с указанными сведениями, устанавливаются и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате; размеры установленных ежемесячных надбавок к должностным окладам не соответствуют требованиям законодательства; не соблюдается порядок начисления надбавок (надбавки устанавливаются не в процентах от должностного оклада (тарифной ставки), как требует действующее законодательство, а в фиксированном размере); руководители предприятий не издают ежегодные приказы об установлении процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Кроме того, на некоторых предприятиях сотрудникам не выплачивают надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Выявляя подобные нарушения и принимая соответствующие меры прокурорского реагирования, прокурор руководствуется следующими положениями законодательства.

Статьей 21 Закона о государственной тайне и Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" установлено, что работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, должны выплачиваться ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Согласно разъяснению Минтруда России "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне", утвержденному Постановлением от 23 декабря 1994 г., под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения, а также ее продолжительности и периодичности в течение года. Таким образом, работа со сведениями, составляющими государственную тайну, даже один раз в течение года обязывает работодателя выплачивать работнику надбавку к заработной плате за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с п. 3 указанного разъяснения Министерства труда РФ выплата процентных надбавок производится на основании соответствующего решения (приказа, указания) руководителя о работе должностного лица или гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну соответствующей степени секретности, в силу должностных обязанностей. Приказ издается не реже одного раза в год с учетом изменений в штатном расписании, приема и увольнения должностных лиц, изменения перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, и других факторов. В приказе указывается должность, фамилия, имя, отчество, номер, число, месяц, год карточки - допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и размер устанавливаемой ежемесячной надбавки в процентах.

Размеры надбавок, определенные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", устанавливаются к должностному окладу (тарифной ставке) и составляют за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", 50 - 75%, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - 30 - 50%, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10 - 15%, без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10%.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также срок, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Кроме того, в соответствии с п. 3 названных Правил, утвержденных Постановлением Правительства, сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке) должна выплачиваться процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 лет и выше - 20%.

Различают тайны двух порядков: государственные и коммерческие. Первый вид защищается более строго. Что собой представляет государственная тайна? Это сведения, которые запрещено разглашать на законодательном уровне. Это информация, которая относится к государственным делам: внешнеполитическая, экономическая и прочая. Термин «ГТ» раскрывается в ФЗ №5485-1 от 21 июля 1993 года. Информация, относящаяся к гостайне, выдается только при наличии доступа.

Какие сведения относятся к гостайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

  1. Особая важность.
  2. Секретно.
  3. Совершенно секретно.

Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска?

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.

Особенности предоставления допуска

Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:

  1. Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
  2. Наличие отделов по защите ГТ.
  3. Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
  4. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.

Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.

Формы допуска

Формы допуска подразделяются на виды:

  1. 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
  2. 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
  3. 3 форма – при работе с секретной информацией.

Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке об увольнении
в связи с прекращением допуска к государственной тайне от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Сроки действия доступа

Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:

  • Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
  • Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.

Проверка выполняется со следующей периодичностью:

  • Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
  • Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.

Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.

Основания для прекращения доступа

Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:

  • Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
  • Есть соответствующее решение руководителя.
  • Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
  • Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.

Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне регламентирован Законом Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 г. (статья 21).

Порядок допуска к государственной тайне определен «Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63.

Допуск к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- согласие на частичные, временные ограничения их прав;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий;

- ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Установлено три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

- признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, - военным комиссаром;

б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;

в) в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Переоформление допуска к государственной тайне по первой форме производится через 10 лет, по второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам производится через 15 лет с даты окончания проведения проверочных мероприятий органами безопасности в случае перехода граждан на другое место работы. Переоформление допуска к государственной тайне граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им данный допуск, не производится.

Переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в следующих случаях:

а) прием гражданина на работу, назначение на должность в структурные подразделения по защите государственной тайны, за исключением случая перевода гражданина из одного структурного подразделения по защите государственной тайны в другое в рамках одной организации;

б) вступление гражданина в брак, кроме случая, когда вступление в брак проведено с лицом, имеющим допуск к государственной тайне, оформленный с проведением органами безопасности проверочных мероприятий;

в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки;

г) возникновение обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске к государственной тайне;

д) прием на работу гражданина, который ранее относился к определенной категории граждан (члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве);

е) прием на работу гражданина, у которого в карточке (форма 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности;

ж) прием на работу гражданина, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;

з) призыв гражданина, пребывающего в запасе, карточка (форма 1) которого хранится в военном комиссариате, для прохождения плановых военных сборов на воинских должностях, замещение которых предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;

и) прием на работу гражданина, у которого в карточке (форма 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне.

Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.

Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Что означает допуск к гостайне

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.

Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:

1. Ограничения, связанные с выездом за границу.

Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.

Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.

С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.

  • факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
  • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
  • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:

  • при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
  • при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
  • даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
  • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
  • 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.

2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны

За расплывчатой формулировкой скрываются:

  • запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
  • ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
  • ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.

К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни

В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников. В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.

Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.

Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!

Комментарии (21)

Разрешён ли выезд на Донбасс с 3-й формой допуска?

Сергей

Оксана

Я родилась в Казахстане, приехала в 2015 году в Россию, в этом году получила Российский паспорт, могу ли я выйти замуж за военного со 2-ой формой допуска секретности

Сергей

Что такое первый отдел?

Сергей

Савва

А если уже не работаешь в организации, а паспорт остался у них! Как в таком случае совершить поездку на отдых?

Сергей

Проверьте свой трудовой договор с организацией: возможно, в нем предусмотрено ограничение на выезд в течение определенного срока. В любом случае, необходимо обратиться с этим вопросом к бывшему работодателю, в РСП, куда сдавали Ваш паспорт, или в госорган, его выдавший.

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

Статья 18:
В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 и 7.1 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Дарья

При оформлении 3 формы допуска имеет ли значение судимость ранее умершего родителя?

Сергей

Здравствуйте, в определенных случаях да.

Вячеслав

Если я получил второй допуск проходя службу в армии, но с момента окончания службы прошёл уже год, можно ли подавать заявление на загранпаспорт?

Сергей

Здравствуйте. Нужно проверить статус допуска. Этот вопрос можно уточнить в военкомате (он направит запрос в УФСБ или службу защиты гостайны военной части, где проходили службу). Об ограничениях на выезд обычно указывают в контракте, и в документах при оформлении допуска. О прекращении допуска должно быть указано в приказе об увольнении из ВС.

Александр

С 2 формой можди ли улететь в Мексику на неделю, просто я работаю в компании и мы собираемся лететь туда на отдых

Сергей

Здравствуйте. Если допуск действует, лучше уточнить этот вопрос в режимно-секретном отделе. Именно он одобряет или отказывает в выезде.

Алексей

Здравствуйте. Я имел 3 форму допуска секретности. По окончанию контракта могу ли я получить загранпаспорт, ранее не оформлял!

Сергей

Здравствуйте. Да, можете получить загран, т.к. на третью форму ограничений на выезд за границу нет.

Владимир

Здравствуйте.
Подскажите, какие существуют ограничения (какие возникнут последствия) для адвокатов в случае участия в делах, содержащих гостайну.

Владимир

Здравствуйте. Я адвокат. Предстоит вступит в дело, содержащее гостайну. Подскажите, каковы последствия для адвоката в результате участия в таком деле. какие возникают (возникнут) в связи с этим ограничения и запреты?

Сергей

Здравствуйте. Вы дадите подписку о неразглашении, после чего возникнет обязанность держать в тайне все, что стало известно в связи с участием в рассмотрении данного дела. Адвокаты, как и судьи, прокуроры и депутаты, являются спецсубъектом. Более подробно о возможных проблемах можете почитать здесь:
Доступ к гостайне в особом порядке
Адвокат не допущен к участию в деле, связанном с гостайной

Антон

На предприятии понизили форму допуска (вынужденная осведомлённость) с СС до С, с момента ознакомления прошло 4 года. Могу ли я подать заявление на досрочную выдачу паспорта?

Сергей

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" право гражданина на выезд за границу может быть временно ограничено в связи с допуском к государственной тайне.

Анализ реализации указанной меры показывает, что:

- в ущерб закрепленным в Конституции общечеловеческим ценностям законодательно установлена возможность временного ограничения права граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне, на выезд из РФ.

Данное обстоятельство всегда будет оставаться источником споров и основанием для критики государства по поводу зажима демократии;

- указанное ограничение воспринимается гражданами негативно не столько в связи с ущемление их личностных прав, но, в большей степени, как предвзятое отношение со стороны государства, выражающееся в опасении, что, выехав за границу, они нанесут ущерб своей Родине, выдав иностранцам гостайну.

Здесь усматривается логика двойных стандартов: с одной стороны - до получения соответствующего допуска в отношении граждан проводятся проверочные мероприятия, а сам допуск многими расценивается в качестве оказанного со стороны государства доверия лично ему, как избранному члену общества, с другой же - ограничением права выезда за границу в отношении этой, проверенной категории лиц выражается сомнение в их благонадежности;

- отсутствуют логически обоснованные, "справедливые" критерии для применения данной запретительной нормы. Так, в частности, несмотря на то, что к гостайне отнесены сведения трех степеней секретности, возможность ограничения предусмотрена только в отношении двух из них, и не распространяется на граждан, имеющих или ранее имевших допуск только к секретным сведениям. Формальный подход в разделении граждан по степени осведомлённости при существующей системе засекречивания не может гарантировать в каждом отдельном случае обоснованность применения или не применения ограничения. Кроме этого, в целях обхода выездных ограничений, данное обстоятельство осознанно используется как для снижения оформляемой специалистам формы допуска, так и занижения грифа секретности носителей сведений, что в целом негативно отражается на обеспечении режима секретности.

Надуманность данной меры в определенной степени также подтверждается тем, что истечение временного срока ограничения не гарантирует исчезновение осведомленности гражданина;

- следует учитывать, что наделение правом принятия решения об ограничении граждан на выезд из РФ конкретных чиновников, само по себе, создаёт коррупционные условия.

При этом государство также несёт затраты, связанные с организацией системы реализации этой запретительной нормы, непроизводительно расходуя как людские, так и материальные ресурсы.

Следует отметить, что количество граждан, право выезда за границу которых временно ограничено в связи с их осведомленностью, по всей видимости, несоизмеримо меньше тех, кто, будучи фактически осведомлен в важнейших государственных секретах, правдами или иным способом, но всё же имеет на руках загранпаспорт.

Действующая система реализации указанной ограничительной нормы является крайне неэффективной, подтверждением чему служат периодически возникающие, скандальные случаи с секретоносителями из числа высокопоставленных госслужащих, оказавшихся за границей;

- в современных условиях развития международного сотрудничества (имеется в виду число посещающих Россию иностранцев и уровень развития средств телекоммуникации, в том числе сети интернет) применение такой защитной меры как временное ограничение на выезд видится мало эффективной.

При этом следует учитывать, что государство располагает достаточным набором надёжных средств и методов противодействия угрозе разглашения гостайны или выдачи ее иностранцам.

Положительные результаты от применения меры по временному ограничению связанного с допуском к государственной тайне права граждан на выезд из РФ значительно меньше вреда от существования указанной нормы.

Запрет на выезд, наверное, был необходим в условиях мировой изоляции государства, а также, в определённой мере, оправдан в переходный период, однако в настоящее время это уже явный анахронизм.

Исходя из вышесказанного напрашивается вывод о несоответствии Конституции упомянутой нормы законодательства, поскольку такая мера наносит ущерб как России в целом, так и ее гражданам в частности.

Если от пережитков вовремя не избавляться, а оперировать ими как нормами, то ведь можно утратить способность к конкуренции.

Читайте также: