Когда был объявлен декрет о мобилизации трудящихся на основе обязательной воинской повинности

Опубликовано: 17.05.2024

1) Российская Советская Республика подобна крепости, которую со всех сторон осаждают империалистские войска. Внутри Советской крепости поднимает голову контрреволюция, нашедшая временную опору в чехословацких наемниках англо-французской буржуазии. Советской Республике необходима крепкая революционная армия, способная сокрушить буржуазно-помещичью контрреволюцию и дать отпор натиску империалистических хищников.
2) Старая царская армия, которая создавалась путем насилия и во имя поддержания господства имущих верхов над трудовыми низами, потерпела страшный разгром в империалистской бойне народов. Она оказалась окончательно добитой ложью кадетской и соглашательской политики, преступным наступлением 18 июня *(1) , керенщиной и корниловщиной. Вместе со старым строем и старой армией рухнул и рассыпался старый аппарат военного управления в центре и на местах.
3) В этих условиях рабочая и крестьянская власть не имела на первых порах других путей и средств создания армии, кроме набора добровольцев, которые оказались готовы стать под знамена Красной Армии.
4) В то же время Советская власть всегда признавала, и 5-й Всероссийский Съезд Советов снова торжественно подтверждает это, что на каждом честном и здоровом гражданине, в возрасте от 18 до 40 лет, лежит долг по первому зову Советской Республики встать на ее защиту от внешних и внутренних врагов.
5) В целях проведения обязательного обучения военному делу и обязательной воинской повинности, Совет Народных Комиссаров установил Советские Органы местного военного управления, в виде окружных, губернских, уездных и волостных военных комиссариатов *(2) . Одобряя эту реформу, Всероссийский Съезд Советов вменяет в обязанность всем местным Советам строжайшее ее проведение на местах; условием успешности всех мероприятий в деле создания армии является последовательный централизм в деле военного управления, т.е. строгое и безусловное подчинение волостных комиссариатов уездным, уездных - губернским, губернских - окружным, окружных - Народному Комиссариату по военным делам.
6) 5-й Съезд Советов требует от всех местных учреждений строгого учета военного имущества, его добросовестного распределения и расходования по штатам и положениям, учрежденным центральными органами Советской власти; произвольный захват военного имущества, его сокрытие, незаконное присваивание, недобросовестное расходование должны отныне быть приравнены к тягчайшим государственным преступлениям.
7) Период случайных формирований, произвольных отрядов, кустарного строительства, должен быть оставлен позади. Все формирования должны производиться в строгом соответствии с учрежденными штатами и согласно разверстке Всероссийского Главного Штаба. Рабочая и Крестьянская Красная Армия должна быть построена так, чтобы при наименьшей затрате сил и средств давать наибольший результат, а ото возможно только при планомерном применении всех видов военной науки, какой она вышла из опыта нынешней войны.
8) Для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они все должны быть взяты на учет и обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть. Каждый военный специалист, который честно и добросовестно работает над развитием и упрочением военной мощи Советской Республики, имеет право на уважение Рабочей и Крестьянской Армии и на поддержку Советской власти. Военный специалист, который попытается свой ответственный пост вероломно использовать для контрреволюционного заговора или предательства в пользу иностранных империалистов, должен качаться смертью.
9) Военные комиссары *(3) являются блюстителями тесной и ненарушимой внутренней связи Красной Армии с рабочим и крестьянским режимом в целом. На посты военных комиссаров, которым поручается в руки судьба армии, должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты.
10) Важнейшей задачей в деле создания армии является воспитание нового командного состава, целиком проникнутого идеями рабочей и крестьянской революции. Съезд вменяет Народному Комиссару по военным делам в обязанность удвоить свои усилия на этом пути, посредством создания широкой сети инструкторских школ и привлечения в их стены способных, энергичных и мужественных солдат Красной Армии.
11) Рабочая и Крестьянская Красная Армия должна быть построена на основе железной революционной дисциплины. Гражданин, который получил оружие от Советской власти для защиты интересов трудящихся масс, обязан беспрекословно подчиняться требованиям и приказам поставленных Советской властью командиров. Хулиганские элементы, которые грабят и насилуют местное население или устраивают грабежи, шкурники, трусы и дезертиры, которые покидают боевые посты, должны караться беспощадно. Всероссийский Съезд вменяет в обязанность Военному Комиссариату привлекать в первую голову к ответу тех комиссаров и командиров, которые попустительствуют бесчинствам или смотрят сквозь пальцы на нарушения воинского долга.
12) До тех пор, пока буржуазия не экспроприирована окончательно и не подчинена всеобщей повинности, до тех пор, пока буржуазия стремится к восстановлению своего былого господства, вооружать буржуазию значило бы вооружать в да га, который в любой момент готов предать Советскую Республику иностранным империалистам. Съезд подтверждает постановление Совета Народных Комиссаров о создании из призывных возрастов буржуазии тылового ополчения на укомплектование нестроевых частей, служительских и рабочих команд *(4) . Перевода в строевые части могут удостаиваться только те буржуазные элементы, которые на деле обнаружат свою верность трудящимся классам.
13) Съезд вменяет в обязанность всем советским учреждениям, всем профессиональным, фабрично-заводским организациям всемерно содействовать военному ведомству в сфере проведения обязательного обучения военному делу рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян. Необходимо повсеместно создание стрелковых обществ и тиров, устройство маневров и военно-революционных празднеств и широкая агитация, направленная на повышение интереса к военному делу в рабочем классе и крестьянстве.
14) Приветствуя призыв рабочих двух возрастов в Москве и Петрограде, а также приступ к мобилизации на Волге и на Урале *(5) и принимая во внимание стремление мировых хищников снова вовлечь Россию в империалистическую бойню, съезд считает необходимым в самый короткий срок произвести мобилизацию нескольких возрастов рабочих и трудовых крестьян по всей стране. На Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров возлагается обязанность издать декрет, определяющий число возрастных категорий, подлежащих немедленному призыву, а равно и сроки и условия приема.
15) Окруженная со всех сторон врагами; лицом к лицу с контрреволюцией, опирающейся на иноземных наемников, Советская Республика создает крепкую армию, которая охранит рабочую и крестьянскую власть до того часа, как восставший европейский и мировой рабочий класс нанесет смертельный удар милитаризму и создаст условия мирного и братского сотрудничества всех народов.

Стенографический отчет V Всероссийского Съезда Советов Р., К., С. и К, Д. Изд. ВЦИК, 1918. стр.180-183

______________________________
*(1) 1 июля (18 июня) 1917 г. Временное правительство предприняло по требованию держав Антанты наступление на западном и юго-западном фронтах против австро-германской армии. Наступление было одобрено меньшевистско-эсеровским руководством I Всероссийского съезда Советов. В первые дни наступление имело некоторый успех. Однако проводившееся деморализованной, не желавшей драться за империалистские цели русской армией и руководимое бездарными царскими генералами" оно вскоре же привело к тяжелому поражению русских войск. Армия юго-западного фронта за 10 дней наступления потеряли около 60 тысяч человек.
*(2) 8 апреля (26 марта) 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об организации волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам. В декрете указывалось, что эти комиссариаты имеют своей целью проведение и жизнь "мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооруженной силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд, и удовлетворению материальных потребностей военного снабжения . " (СУ РСФСР, 1918, N 31, ст.413).
Вслед за тем ВЦИК на заседании 22 (9) апреля 1918 г. утвердил декрет "Об обязательном обучении военному искусству". Согласно декрету трудящиеся в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения, брались на учет как военнообязанные, как резервы для пополнения кадров Красной Армии. В декрете указывалось, что Советское правительство "ставит своею непосредственной задачей привлечение всех граждан ко всеобщей трудовой и воинской повинности" (СУ РСФСР, 1918, N33, ст.443).
29 (10) мая 1918 г. ВЦИКом было принято постановление "О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию", в котором подчеркивалось, что "переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется веем положением страны, как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней" (СУ РСФСР. 1918, N 41, ст.518).
*(3) Военные комиссары являлись ответственными представителями Советской власти, руководившими политической работой среди бойцов Красной Армии и осуществлявшими политический надзор за деятельностью старых военных специалистов, которые на первом этапе организации вооруженных сил Республики в значительном количество выполняли функции военных руководителей отдельных красноармейских частей и групп. 8 апреля (26 марта) 1918 г. при Комиссариате по военным делам создано было Всероссийское бюро военных комиссаров - орган руководства и контроля над деятельностью всех военных комиссаров. С созданием Реввоенсовета это Бюро вошло в октябре 1918 г. в состав политотдела Реввоенсовета. В апреле 1919 г. Бюро было упразднено, его функции были переданы политотделу Реввоенсовета.
*(4) Речь идет о решении СНК зачислить нетрудовые элементы в тыловое ополчение, принятом по докладу Народного Комиссариата по военным делам 27 нюня 1918 г. Окончательное правовое оформление это решение нашло в постановлении СНК "О тыловом ополчении", опубликованном 20 июля 1918 г, (см, СУ РСФСР, 1918, N 54, ст.604).
*(5) В связи с чехословацким контрреволюционным мятежом, ускорявшим переход Советской власти к принципу всеобщей воинской повинности в строительстве Красной Армии, СНК 12 июня (30 мая) 1918 г. издал декрет о мобилизации пяти призывных возрастов в ряде уездов Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов (СУ РСФСР, 1918, N 43, ст.528); 17 (4) июня 1918 г. была проведена мобилизация двух призывных возрастов рабочих Москвы (СУ РСФСР, 1918, N 44, ст.534); 29 (16) июня 1918 г. - мобилизация двух призывных возрастов рабочих Петрограда (СУ РСФСР, 1918, N 48, ст.563).

Аннотация. В статье представлены результаты проведённого на основе архивных источников анализа проблем призыва на военную службу советских граждан неславянских национальностей, возникших в связи с резким увеличением численности Красной армии, и попыток их решения.

В 1930-е годы в советском военном строительстве произошли кардинальные перемены, вызванные изменениями международной обстановки, внешней и внутренней политики СССР. В условиях нарастания угрозы новой мировой войны правительство Советского Союза взяло курс на наращивание численности войск и ускоренную модернизацию РККА.

Толчком послужили частичная денонсация Германией Версальского договора и её форсированная милитаризация. «Воззвание германского правительства к немецкому народу о введении обязательной военной службы» от 16 марта 1935 года объявило принятый в тот же день закон о создании вооружённых сил, которым в Германии была введена всеобщая воинская повинность и предусмотрено создание вермахта из 12 корпусов, 36 дивизий1.

Советское руководство ясно осознало неизбежность большой войны в ближайшем будущем2. В марте 1935 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло ряд решений, которые стали «отправным пунктом стремительного пересмотра планов строительства РККА и её мобилизационного развёртывания»3. С 1935 до начала 1938 года численность Красной армии была увеличена с 930 тыс. до 1513 тыс. человек, в начале 1939 года — до 1910 тыс.4, а к началу Великой Отечественной войны ещё почти в три раза — до 5,7 млн человек5. Быстро росли масштабы призывов в армию и определявшаяся мобилизационными планами штатная численность РККА военного времени — с 3237,3 тыс. в 1930 году до 6530,3 тыс. человек в 1939 году6.

Одним из важнейших элементов преобразований в военной области во второй половине 1930-х годов стало совершенствование призывного законодательства, направленное на увеличение обученного резерва. Принятая 5 декабря 1936 года Конституция СССР статьёй 132 установила, что всеобщая воинская обязанность является законом, служба в РККА — почётной обязанностью граждан СССР, а статья 133 гласила: «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР»7. Кроме того, статья 123 зафиксировала, что равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, является непреложным законом, а «прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности» караются законом.

В 1936 году призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет.

На основе новой Конституции был разработан и 1 сентября 1939 года принят Верховным Советом СССР Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»8.

Необходимость замены действовавшего прежде закона от 13 августа 1930 года мотивировалась успехами государственного и народно-хозяйственного строительства, в результате чего страна «из строящей социализм превратилась в страну победившего социализма»9. Подлежало отмене одно из ключевых положений, исключавших призыв в армию представителей эксплуататорских классов, их детей и прочих «классово чуждых и социально опасных элементов». С того времени все мужчины — граждане СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения были обязаны проходить военную службу в составе Вооружённых сил СССР10.

Представители неславянских народов из союзных и автономных республик СССР, в которых проживали эти народы, в 1920-х — первой половине 1930-х годах проходили военную службу в основном в немногочисленных национальных формированиях, значительная часть призывных контингентов из этих республик оставалась невостребованной и сразу после призыва зачислялась во вневойсковики (молодые люди проходили действительную военную службу вневойсковым порядком — посредством учебных сборов без длительного отрыва от производства).

Особенностью последних предвоенных призывов было то, что при резком росте численности Красной армии они пришлись на период демографической «ямы». В активную социальную жизнь вступали граждане, рождённые в годы Первой мировой и Гражданской войн, когда рождаемость снизилась на 15—20 проц. от довоенного уровня. По расчётным данным видного советского демографа А.Я. Боярского, резкое замедление прироста населения (соотношение рождённых к умершим на 1 тыс. жителей) пришлось на 1915—1916 гг., а в 1917—1920 гг. и вовсе был отрицательный прирост (смертность превышала рождаемость). Своего минимума — минус 15,0 (31,7 рождений и 46,7 смертей на одну тысячу жителей) он достиг в 1919 году11. Демографические потери страны, не связанные с непосредственными военными потерями (т.е. дефицит рождений и преждевременные смерти), с 1915 по 1923 год, когда довоенный темп демографического прироста восстановился, оцениваются в 20 млн человек12.

Это обстоятельство заставляло военное ведомство как можно более полно использовать имевшиеся ресурсы для пополнения войск. Нарком обороны поставил военкоматам задачу до минимума сократить отсев призывников по физическим, политико-моральным причинам и обеспечить призыв не менее 85—87 проц. призывного контингента13. Очевидно, тем же обстоятельством была вызвана необходимость максимально возможного призыва тех людских ресурсов, которые ранее использовались не в полной мере, — людей старших возрастов и представителей неславянских национальностей.

Во второй половине 1930-х годов была проведена коренная реорганизация местных органов военного управления. В 1938 году вместо прежних корпусных и дивизионных мобилизационных округов, которые руководили районными военкоматами, были созданы совпадавшие с административно-территориальным делением военкоматы в автономных республиках, краях и областях, сеть подчинённых им районных военкоматов расширена в 3,5 раза. Эта мера значительно улучшила систему учёта военнообязанных, их призыва и условия мобилизации14.

Осенью 1938 года состоялся призыв граждан 1917 года рождения. В социально-демографическом отношении это была зрелая, социально развитая, достаточно образованная (по представлениям того времени) молодёжь. Более 80 проц. призванных окончили 4—9 классов, 4,2 проц. обладали законченным средним образованием, около 1 проц. — высшим. 33,4 проц. призывников были комсомольцами, десятки тысяч стахановцами — передовиками производства промышленности и сельского хозяйства15. По основным параметрам это пополнение войск значительно превосходило прошлые призывы. Например, в призыве 1934 года были 25,1 проц. комсомольцев16. Быстро росла и физическая годность призывников к строевой службе: в 1928 году она составила 50,4 проц., в 1930-м — 56,9, в 1934-м — 69,7, в 1938-м — 84,9 проц. Считалось, что этот рост был достигнут «за счёт общего улучшения материально-бытового положения трудящихся, частично — за счёт результатов лечебно-оздоровительных мероприятий»17.

Важной особенностью последних предвоенных призывов, начиная с 1938 года, было то, что молодое пополнение распределялось по войскам строго экстерриториально. Из национальных республик молодое пополнение направлялось в западные приграничные и центральные военные округа. Как отмечал в докладе наркому обороны К.Е. Ворошилову исполняющий должность начальника Административно-мобилизационного управления РККА бригадный комиссар Ф.С. Юдин, «за последние 15 лет призывники коренного населения национальных республик и областей Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа, владеющие и не владеющие русским языком, впервые были обращены на укомплектование частей РККА военных округов европейской части СССР»18.

Всего в 1938 году из 31 785 таких призывников 18 520 (58,3 проц.) направили в западные военные округа — Киевский особый, Белорусский особый и Ленинградский (см. табл. 1). В те же округа направили основную массу красноармейцев и младших командиров срочной службы — представителей коренных народов Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии (8393 человека — 76,3 проц.) из 11 тыс., высвободившихся в результате упразднения и переформирования национальных частей19.

В следующем, 1939 году распределение молодого пополнения по округам повторилось, а число призванных выросло более чем в два раза. В 1938 году РККА, Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) и войска Наркомата внутренних дел (НКВД) пополнили 832 542 новобранца, а в 1939-м — 1 831 09920. Призыв, проведённый с 15 сентября по 15 октября 1939 года, стал наиболее массовым за всю предшествовавшую историю Красной армии. Войска и силы флота пополнили не только молодежь, рождённая в 1919 году и во второй половине 1918 года, не призванная в предыдущем году до снижения призывного возраста, но и лица старших возрастов, по разным причинам не призванные ранее (их оказалось около 40 проц. подлежавших призыву в 1939 году).

Национальный состав призывников, пополнивших РККА в 1936, 1937, 1939 и 1940 гг. (полные данные за 1938 г. не обнаружены), отражён в табл. 2. Представленные в ней данные демонстрируют основные тенденции призывной практики предвоенного пятилетия. Число призывавшихся по сравнению с 1936 годом в 1939-м выросло в 1,9 раза, в 1940-м — в 1,7 раза, причём наиболее значительно росли относительные показатели призыва представителей неславянских народов. Закавказских — от 2,4 до 6,6 раза, азиатских — ещё больше: казахов — почти в 11,6 раза, таджиков — в 22,8 раза, узбеков — в 45,5 раза. Число новобранцев-славян выросло почти в 1,6 раза, в том числе русских — примерно в полтора раза (на 49,5 проц.), украинцев — на три четверти (на 75,9 проц.), белорусов — в 2,2 раза. Их удельный вес в общем количестве призванных уменьшился с 88,4 до 83,1 проц., в том числе русских с 63,4 до 56,1 проц.

В 1936 году славян призвали в 7,6 раза больше (в том числе русских в 5,4 раза больше), чем граждан неславянских национальностей, а в 1940 году — в 4,9 раза больше (русских в 3,3 раза). Хотя удельный вес славян в последнем предвоенном призыве уменьшился, на каждых трёх новобранцев неславянских национальностей приходилось около 15 призванных славян, из них примерно 10 русских.

Большинство призывников неславянских национальностей направляли в западные военные округа. Например, удельный вес молодого пополнения с Кавказа и из Средней Азии в КОВО составил 22,4 проц., а стрелковые части округа были укомплектованы ими на 41 проц. В БОВО эти показатели составили соответственно 17,7 проц. и 31,4 проц.21

С началом массового призыва представителей коренных народов Средней Азии и Закавказья Красная армия столкнулась с культурно-языковыми их особенностями. Наиболее острой стала языковая проблема. Она создавала труднопреодолимые препятствия каждодневному общению и обучению таких красноармейцев в русскоязычных воинских коллективах.

В предвоенные годы республиканские военкоматы не вели статистики владения военнообязанными и призывниками русским языком. Требование хорошо владеть им было обязательным для допризывников, но таких был дефицит, их удельный вес оценивался в 25—30 проц. всего призывного контингента22 неславянских национальностей. До введения всеобщей воинской обязанности от необходимости решать языковую проблему избавляли незначительный масштаб призыва таких граждан, позволявший отбирать в армию наиболее образованных, а также их направление в основном в национальные части.

Первый опыт экстерриториального распределения молодого пополнения в 1938 году заставил военное ведомство признать, что была «допущена большая ошибка в распределении по некоторым частям Киевского и Белорусского военных округов призывников уроженцев Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа, не владеющих русским языком»23. Например, в 497-м стрелковом полку 135-й стрелковой дивизии Киевского особого военного округа из 2947 новобранцев 2233 были неславянских национальностей24.

До начала Великой Отечественной войны не удалось наладить эффективное обучение русскому языку пополнения армии неславянских национальностей. 13 марта 1938 года вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик по единой программе, в котором было подчёркнуто: «Знание русского языка обеспечивает необходимые условия для успешного несения всеми гражданами СССР воинской службы…»25. Согласно программе выпускник неполной средней школы (семи классов) должен был свободно владеть русской разговорной речью, чтением и письменностью26. Но несмотря на то, что реализация этого постановления находилась под постоянным контролем руководства страны и мощным административным нажимом Наркомпроса, прорыва в освоении русского языка не произошло. Нехватка учителей, единых программ, учебных пособий и учебников на языках народов СССР тормозили решение проблемы. В сентябре 1940 года Наркомпрос констатировал, что издание учебников провалено, преподавание русского языка во многих школах не началось из-за отсутствия педагогов. Квалификация национальных кадров учителей вследствие слабой методической поддержки оставалась крайне низкой27. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

Как показывают события последних лет и месяцев – современный мир ещё очень далёк от совершенства и для достижения своих целей многие государства очень часто прибегают к применению вооруженной силы. Последние месяцы в Европе и на Украине показывают, что обеспечение обороноспособности страны и защиты её территориальной целостности находятся под постоянным контролем органов власти всех уровней. И эта статья посвящена одному из важных вопросов мобилизационной подготовки, а именно организации воинского учета.
Ведение воинского учёта по месту работы регламентируется тремя Федеральными законами: от 31.07.1998 года №61-ФЗ «Об обороне» от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года №719 «Об утверждении Положения о воинском учёте». Организация воинского учёта входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. Ведение воинского учёта работников не зависит от желания или нежелания руководителя, а является чётко определённой государственной обязанностью работодателя, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности объекта экономики, а также количества военнообязанных Воинский учёт предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Имеем в первоисточнике:
«67. Для отправления воинской повинности учреждаются призывные участки. В состав каждого участка входит или часть уезда, или целый уезд.

  1. Из городов, с населением не менее десяти тысяч мужских душ, составляются отдельные участки. В случае желания (местных) жителей образование отдельных участков допускается и из городов менее населенных, если в них имеется не менее пяти тысяч мужских душ».

Обычно в уезде (городе) было несколько участков: число их определялось городской управой, а там где ее нет, думой или заменяющие их учреждения. Вся местность основных губерний России была разделена на 164 участка по числу пехотных полков. Территориальное комплектование распространялось только на пехоту и пешую артиллерию. Гвардия, стрелковые части, конница, конная артиллерия получали новобранцев по росписи главного штаба. Морской флот получал новобранцев по определенному списку из Приморских губерний. Уставом вводится понятие «приписка к призывным участкам» ‑ прообраз термина «первоначальная постановка граждан на воинский учет».Глава IX Устава называется «О приписке к призывным участкам и составлении призывных списков»

Данная глава состояла из четырех разделов. Нас непосредственно интересует первый раздел, который приводим полностью.

«I. О приписке к призывным участкам и о приписных свидетельствах

Лица, внесенные в ревизские сказки, а равно приписанные к обществам после ревизии числятся в призывных участках по месту нахождения городов и волостей, к коим сии лица приписаны

  1. Лица, изъятые от внесения в десятую народную перепись, а также вышедшие после ревизии из податного состояния, обязаны приписаться, по отбыванию воинской повинности, или к одному из призывных участков того уезда, в коем находится недвижимая собственность, лично им или их родителям принадлежащая, или к тому участку, в коем на жительстве находятся или же находились в последнее перед выселением их время..
  2. Приписка к участку производится на основании заявления, которое приписывающийся обязан подать, с приложением метрического свидетельства или заменяющего оное удостоверения, в то уездное, окружное или городское по воинской повинности присутствие, в ведении коего состоит избранный им для приписки участок.
  3. Все лица мужского пола, за исключением сельских податного состояния обывателей, обязаны, по достижении шестнадцати лет от роду и не позднее 31 декабря того года, в котором им исполняется двадцать лет, получить свидетельство о приписке к призывному участку (ст. 94 и 95).
  4. Свидетельства о приписке к призывным участкам выдаются: лицам, означенным в статье 95, — уездными, окружными или городскими по воинской повинности присутствиями; лицам же, внесенным в ревизские сказки или приписанным к обществам после ревизии, — городскими управлениями.
  5. В приписных свидетельствах означается: а) имя, отчество и фамилия или прозвание приписанного; б) год, месяц и день рождения; в) вероисповедание; г) сословие; д) занятие, ремесло или промысел; е) грамотен ли приписанный, и то учебное заведение, в котором он окончил образование или в котором обучается, и ж) кем, когда (год, месяц и число) и за каким номером свидетельство выдано.
  6. Означенные в статье 97 лица, при вступлении в брак и при поступлении на государственную или общественную службу, обязаны представлять свидетельства о приписке к призывному участку.
  7. Правила, изложенные в предшедших статьях 94—100, не распространяются на губернии Царства Польского, где соблюдается особый по настоящему предмету порядок(ср. ст. 102, примеч. 1, и ст. 105).»

Таким образом, можно утверждать, что первоначальная постановка граждан на воинский учет, берет свое начало с 1 января 1874 г. Обязательная всеобщая воинская повинность просуществовала до 11 декабря 1917 г.

12 (25) января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которой вводится «всеобщее вооружение народа».

20 января 1918 г. постановлением народного Комиссариата по внутренним делам были упразднены губернские и уездные по воинской повинности присутствия, а приказом народного Комиссариата по военным делам от 25 января 1918 г. были расформированы управления местных бригад.

Упраздненные управления уездных воинских начальников были включены в состав уездных Советов в качестве их учетных органов.

командовал 4 армией, с марта – Южной

группой войск Восточного фронта, с июля – Восточным, с августа Туркестанским, с сентября 1920 г. Южным фронтами. После войны командовал Вооруженными Силами Украины и Крыма. В 1924-1925 гг. –заместитель председателя и председатель Революционного Военного Совета СССР, заместитель наркома и нарком по военным и морским делам, одновременно начальник Штаба РККА и Военной академии РККА.

29 мая 1918 г. ВЦИК издал Декрет о принудительном наборе в Красную Армию, а V Всероссийский съезд Советов утвердил этот Декрет о введении всеобщей воинской повинности.

В переходе к регулярной армии на основе обязательной воинской повинности большое значение имел Декрет Совета народных депутатов от 29 июля 1918 г. о введении воинского учета, которому подлежали все граждане, годные к военной службе, в возрасте от 18 до 40 лет. В тоже время было введено в действие «временное руководство» для учета военнообязанных.

С окончанием гражданской войны военные комиссариаты подверглись резкому сокращению. Декретом от 21 марта 1921 г. были ликвидированы волостные военные комиссариаты. Их функции по воинскому учету перешли к военным отделам волисполкомов. В июле 1922 г. были введены новые штаты губернских и уездных военных комиссариатов, по которым их численность значительно сократилась. При этом, за ними сохранилась функция воинского учета.

В ходе военной реформы 1924 – 1925 гг. губернские и областные военные комиссариаты были преобразованы в управления корпусных, дивизионных, губернских, областных территориальных округов. В неизменном виде сохранились лишь уездные военные комиссариаты с теми же функциями военно – учетного аппарата, с правами военных отделов уездных исполкомов и подчинением их управлениям территориальных округов.

Управления территориальных округов ведали вопросами приписки и учета военнообязанных, проведением очередного призыва на действительную военную службу и по мобилизации, организацией и проведением допризывной и вневойсковой подготовки. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 7 мая 1938 г. было утверждено новое Положение «О местных органах военного управления», согласно которого создавались военные комиссариаты в республиках, краях, областях, городах и районах. На них возлагались задачи учета призывных и мобилизационных ресурсов, их подготовки, распределения по соответствующим родам войск и призыва на действительную военную службу. В результате проведенной реорганизации сеть районных военных комиссариатов выросла более чем в три раза, что в значительной мере улучшило систему учета военнообязанных и организацию их призыва и делало более тесной их связь с органами местной власти. Система советского государственного аппарата в центре и на ме­стах, сложившаяся к 1941 г., в основном сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестрой­ки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетен­ции Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 г. потребовало принятия неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского на­рода на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности Мобилизация в ряды Красной Армии резко уменьшила число рабо­чих и служащих. Их численность сократилась с 31,5 миллиона к нача­лу 1941 года до 18,5 миллиона к концу года. В связи с острым недостатком рабочей силы Президиум Верховного Совета СССР 13 февраля 1942 г. издал Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в учреждениях и между ними.

Одновременно изменилась система учета военнообязанных. Новый порядок воинского учета увязан: в городах – с паспортной системой, в сельской местности – с подворными книгами. Воинский учет в городах возложен: на отделения милиции, а в сельской местности – на сельские и поселковые Советы. Привлечение МВД к воинскому учету военнообязанных, по существу возврат к дореволюционной системе учета, имеет свой резон, говоря современным языком, произошло разделение функций. Данная система воинского учета, к сожалению забытая ныне, была более гибкой по сравнению существующей по вопросам оповещения, розыска и привлечения к ответственности граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. В районных (городских) военных комиссариатах велся численный учет по родам войск и специальностям и персональный учет начальствующего состава. Такая система воинского учета существовала до 12 октября 1967 г., когда был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». В соответствии с положениями данного Закона воинский учет проводился в целях организации подготовки и переподготовки военнообязанных, выявления призывных контингентов, определения их количественного и качественного состава, содействия планомерному проведению призывов в ВС СССР. Персональный учет осуществляли районные (городские) военные комиссариаты. Первичный воинский учет военнообязанных и призывников, проживающих в сельской местности, а также в городах, где нет военных комиссариатов, возлагается на военно – учетные столы при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся.

После распада СССР на ряд самостоятельных государств Закон «О всеобщей воинской обязанности» не стал отвечать потребностям России и 11февраля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе.

В условиях стремительно меняющейся социально – экономической обстановки в России, развития ВС происходили процессы, потребовавшие кардинального пересмотра положений Закона 1993 г.

28 марта 1998 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Второй раздел закона полностью посвящен воинскому учету. В соответствии с ним «воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления».

В настоящее время воинский учет на предприятиях и организациях организован и ведется соответствии с современной нормативно правовой базой.


Фото: ссылка

В 1918 году, с самого его начала, положение Советской Республики было критическим. В любую минуту Германия могла двинуть свои войска. С весны и интервенты Антанты приступили к захвату городов и сёл Мурманской и Архангельской областей, Дальнего Востока, Средней Азии. Белые армии превратились во внушительную силу. Противники угрожали самому существованию страны, а у Советской России не было армии, по силам и средствам способной противостоять врагу.

Как же большевики могли готовиться к развязыванию Гражданской войны, не имея крупной и сильной армии? Явно, что они создавали армию для обороны, защиты от агрессора. Именно интервенты и белогвардейцы вынудили большевиков прервать реализацию мирных проектов и приступить к созданию армии, способной защитить страну. Такую армию надо было создать в кратчайший срок.

Красная Армия создавалась на основе опыта создания Красной гвардии ещё во время революции 1905-1907 годов в виде боевых дружин и в 1917 году. Во время Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и других городах Красная гвардия сыграла решающую роль в разгроме вооружённых сил Временного правительства. Именно Красная гвардия после Октябрьской революции до создания Красной Армии являлась основной военной силой страны.

Она, усиленная добровольческими отрядами солдат и красных казаков, сражалась с наступающими на Бессарабию (Молдавию) румынскими интервентами. Красная гвардия с приданными вооружёнными отрядами разгромила антисоветские мятежи Керенского-Краснова под Петроградом, Каледина на Дону, Дутова на Южном Урале и являлась той силой, вместе с которой рабочие и крестьяне обеспечивали порядок в городах и сёлах при установлении советской власти на территории огромной российской державы.

К марту 1918 года Советская власть была установлена на всей территории страны, за исключением областей, занятых австро-германскими войсками, Закавказья (кроме Баку), некоторых районах Дона, Северного Кавказа, Урала, Казахстана и Средней Азии. Вместе с тем надо признать, что организация войск Красной гвардии, отрядов революционных солдат и матросов, красных казаков и партизан не соответствовала требованиям, необходимым для успешного отражения кадровых армий западных стран, которые угрожали молодой Советской республике.

Ещё никто не знал, как надо создавать Красную Армию. В. И. Ленин писал: «Вопрос о строении Красной Армии был совершенно новый, он совершенно не ставился даже теоретически… Мы брались за дело, за которое никто в мире в такой широте ещё не брался» [1, с. 137-138 том 38].

Предстояло выполнить огромную работу, с которой мало были знакомы пришедшие к власти большевики, но было ясно одно: без высокоорганизованной армии Россия будет порабощена иностранными государствами. За два месяца после Октябрьской революции была проведена огромная работа по формированию государственных структур, призванных руководить строительством Вооружённых сил страны.

15 января 1918 года СНК принял Декрет о создании Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). В декретах и разработанных в соответствии с ними документах изложены главные принципы строительства вооружённых сил социалистического государства. С января по май 1918 года Красная Армия комплектовалась добровольцами, а командный состав (до командира полка) выбирался. Если в октябре 1917 года в российской армии числилось 10 миллионов человек, то к началу Гражданской войны в рядах Красной армии вместе с внутренними формированиями насчитывалось, лишь 116 тысяч пехотинцев и 7940 кавалеристов.

Для огромной державы, раскинувшейся на многие тысячи километров на просторах Европы и Азии, насчитывающей более 130 млн. человек населения и имеющей на своих границах агрессивные и самые передовые в техническом оснащении и организации войск армии, указанное количество войск явно не соответствовало требованиям внешней и внутренней безопасности.

Демобилизация старой армии в основном протекала стихийно и продолжалась до апреля 1918 года включительно. Но и в этом вопросе для сохранения вооружения и имущества требовались глубоко продуманные решения и люди, могущие их реализовать. Создание дисциплинированной Красной Армии в условиях разрухи и увлечённого революционной стихией общества тоже можно отнести к величайшему достижению правительства Советской России.

18 февраля 1918 года германское командование развернуло наступление против Советской республики. 21 февраля Совет Народных Комиссаров обратился к трудящимся с ленинским декретом-воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!». Призыв Советского правительства вызвал в стране революционный подъём. Руководствуясь декретом правительства, Верховный главнокомандующий Н. В. Крыленко 21 февраля подписал приказ об объявлении революционной мобилизации.

23 февраля развернулась массовая запись добровольцев в Красную Армию и Красная Армия приняла боевое крещение с наступающими германскими войсками под Псковом и Нарвой. Дата 23 февраля была объявлена «Днём Красной Армии». Этот день праздновали до последнего дня существования Советской власти. Отмена праздника постперестроечной властью разорвала связь поколений. Ведь Красная армия не только спасла Советскую Республику от интервентов и Белых армий в 1918-1920 годах, но и народы СССР от гитлеровской Германии и её союзников в 1941-1945 годах.

Именно благодаря победам Красной Армии сегодня существуем мы и Россия. Так почему отменили День Красной Армии? Почему предали забвению спасшую народ и страну Красную Армию? На мой взгляд, такое решение не соответствует интересам народов нашей страны.

Благодаря принятым мерам «на 1 апреля 1918 года в рядах Красной Армии насчитывалось 155 тыс. чел., а на 20 апреля – около 200 тыс. чел.» [2, с. 297]. К началу июня 1918 г. численность Красной Армии и ВМФ составляла 374 551 чел. Но этого было недостаточно для отражения натиска интервентов и Белых армий, войска которых насчитывали уже в то время около 700 тыс. человек.

Интервенция 14 государств, которую подготовили и возглавили США, Англия и Франция при активном участии Японии, слилась с гражданской войной в единое целое. В создавшейся военно-политической обстановке Советское правительство вынуждено было перейти к комплектованию армии и флота путем всеобщей мобилизации трудящихся. В связи с этим 29 мая 1918 года было объявлено Постановление ВЦИК об обязательном наборе в армию, с чего и начался новый этап военного строительства.

10 июля 1918 г. Пятый Всероссийский съезд Советов принял постановление «Об организации Красной Армии» на основе всеобщей воинской повинности трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет, отменил выборность командного состава. Нетрудовые элементы зачислялись в тыловое ополчение, предназначавшееся для строительства сооружений, дорог и выполнения других работ. И что бы ни писали и ни говорили постсоветские историки и деятели культуры, но перед законом в ленинское и сталинское время все были равны. Такого равенства перед законом мир не знал за всю историю своего существования. Призывали рабочих, крестьян и детей первых лиц государства.

В Красную армию призывали независимо от служебного положения и материального состояния в соответствии с решением правительства, в том числе офицеров и военных чиновников старой армии. Осенью 1918 года в РККА и РККФ служили 526 бывших офицеров Генерального штаба, в том числе 160 генералов, 200 полковников и подполковников. Это была самая подготовленная часть старого офицерского корпуса. «В течение 1918 года в Красную Армию добровольно вступило и было призвано по мобилизации свыше 22 тысяч генералов и офицеров. Военные специалисты использовались на командных должностях, в штабах, инструкторами и преподавателями в военно-учебных заведениях… В конце 1921 года в Красной Армии из 217 тысяч человек командного состава 66 % было подготовлено из рабочих и крестьян, 34 % составляли военные специалисты» [2, C. 298].

Количество офицеров и генералов старой армии в Красной армии всё время войны возрастало и возрастало значительно. Служили не только офицеры, но и десятки тысяч медицинских работников и тысячи бывших военных чиновников. Подавляющее большинство из них понимало, что служит России и делало всё возможное для разгрома противника.

О военных специалистах в указанном выше постановлении 5-го съезда Советов написано следующее: «Для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они все должны быть взяты на учет и обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть. Каждый военный специалист, который честно и добросовестно работает над развитием и упрочением военной мощи Советской Республики, имеет право на уважение Рабочей и Крестьянской Армии и на поддержку Советской власти. Военный специалист, который попытается свой ответственный пост вероломно использовать для контрреволюционного заговора или предательства в пользу иностранных империалистов, должен караться смертью». [3]. Каждому бойцу, получившему от советской власти оружие, вменялось в обязанность беспрекословно подчиняться приказам назначенных ею командиров.

Но в перестроечное время и после расчленения СССР начали писать о том, что офицеры, которые служили при царе и Временном правительстве, пошли в Красную Армию по принуждению на основании вышеуказанного постановления о всеобщей воинской повинности. Но это разговоры. Каждый офицер сам делал свой выбор. Кто не хотел служить в Красной Армии, тот уже давно ушёл в армию Белую, а чуть ли не третья часть бывших офицеров вообще не служила, а сидела и выжидала, кто победит. Кстати, они больше всех пострадали в Гражданскую войну.

Слухи о том, что государство брало в заложники офицерские семьи, документально не подтверждаются и, скорее всего, являются продуктом западных ненавистников Советской России. Государство, которое так поступает, сразу лишается легитимности и не может существовать, а Советская Республика не только существовала, а успешно сражалась на фронтах Гражданской войны с интервентами и Белыми армиями.

Последние десятилетия сложены совершенно неверные понятия о том времени. Ведь Советская власть, как при Ленине, так и при Сталине, приглашала служить родине представителей всех сословий бывшей российской империи. Отличившихся военнослужащих, инженеров, учёных и других руководителей, специалистов и служащих представляли к наградам и ни в чём не ущемляли по сравнению с другими гражданами Советской России.

Преследовался тот, кто выступал против Советского государства. Именно благодаря привлечению всех сословий к строительству новой жизни Советская власть победила, построила могучую державу и вырастила самый образованный с высочайшим уровнем культуры народ. Военные специалисты старой армии помогали организовать войска Красной Армии в соответствии с самыми высокими требованиями военной науки того времени.

Перечень использованных материалов

1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, издание пятое [Электронный ресурс]. URL: http://bolshevick.org/lenin-v-i-polnoe-sobranie-sochinenij/ .

2. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия /Гл. ред. С. С. Хромов; Ред. кол.: Н. Н. Азовцев, Е. Г. Гимпельсон, П. А. Голуб и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 720 с.

15 (28) января 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о создании рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на добровольных началах. 29 января (11 февраля) был подписан Декрет о создании рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). Непосредственное руководство формированием Красной армии осуществлялось Всероссийской коллегией, созданной при народном комиссариате по военным делам.

В связи с нарушением заключенного с Германией перемирия и переходом ее войск в наступление, 22 февраля 1918 г. правительство обратилось к народу с подписанным В.И.Лениным декретом-воззванием «Социалистическое отечество в опасности!». На следующий день началась массовая запись добровольцев в Красную армию и формирование многих ее частей. В феврале 1918 г. красноармейские отряды оказали решительное сопротивление германским войскам под Псковом и Нарвой. В честь этих событий 23 февраля ежегодно стал отмечаться всенародный праздник – День Красной (Советской) армии и Военно-Морского флота (позднее День защитника Отечества).


ДЕКРЕТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДОБРОВАЛЬЧЕСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ 15(28) ЯНВАРЯ 1918 ГОДА

Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической

революции в Европе.

Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет:

организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:

1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.

2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации:

войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.

1) Воины Рабоче-Крестьянской Красной Армии состоят на полном государственном довольствии и сверх сего получают 50 руб. в месяц.

2) Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребительным нормам, согласно постановлениям местных органов Советской власти.

Верховным руководящим органом Рабоче-Крестьянской Красной Армии является Совет Народных Комиссаров. Непосредственное руководство и управление армией сосредоточено в Комиссариате по военным делам, в созданной при нем особой Всероссийской коллегии.

Председатель Совета Народных Комиссаров

Верховный главнокомандующий Н. Крыленко.

Народные комиссары по военным и морским делам:

Дыбенко и Подвойский.

Народные комиссары: Прошьян, Затонский и Штейнберг.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов.

Декреты Советской власти. Т. 1. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.


ВОЗЗВАНИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Чтоб спасти изнуренную, истерзанную страну от новых военных испытаний, мы пошли на величайшую жертву и объявили немцам о нашем согласии подписать их условия мира. Наши парламентеры 20(7) февраля вечером выехали из Режицы в Двинск, и до сих пор нет ответа. Немецкое правительство, очевидно, медлит с ответом. Оно явно на хочет мира. Выполняя поручение капиталистов всех стран, германский милитаризм хочет задушить русских и украинских рабочих и крестьян, вернуть земли помещикам, фабрики и заводы — банкирам, власть — монархии. Германские генералы хотят установить свой «порядок» в Петрограде и в Киеве. Социалистическая республика Советов находится в величайшей опасности. До того момента, как поднимется и победит пролетариат Германии, священным долгом рабочих и крестьян России является беззаветная защита республики Советов против полчищ буржуазно-империалистской Германии. Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Все силы и средства страны целиком предоставляются на дело революционной обороны. 2) Всем Советам и революционным организациям вменяется в обязанность защищать каждую позицию до последней капли крови. 3) Железнодорожные организации и связанные с ними Советы обязаны всеми силами воспрепятствовать врагу воспользоваться аппаратом путей сообщения; при отступлении уничтожать пути, взрывать и сжигать железнодорожные здания; весь подвижной состав — вагоны и паровозы — немедленно направлять на восток в глубь страны. 4) Все хлебные и вообще продовольственные запасы, а равно всякое ценное имущество, которым грозит опасность попасть в руки врага, должны подвергаться безусловному уничтожению; наблюдение за этим возлагается на местные Советы под личной ответственностью их председателей. 5) Рабочие и крестьяне Петрограда, Киева и всех городов, местечек, сел и деревень по линии нового фронта должны мобилизовать батальоны для рытья окопов под руководством военных специалистов. 6) В эти батальоны должны быть включены все работоспособные члены буржуазного класса, мужчины и женщины, под надзором красногвардейцев; сопротивляющихся — расстреливать. 7) Все издания, противодействующие делу революционной обороны и становящиеся на сторону немецкой буржуазии, а также стремящиеся использовать нашествие империалистических полчищ в целях свержения Советской власти, закрываются; работоспособные редакторы и сотрудники этих изданий мобилизуются для рытья окопов и других оборонительных работ. 8) Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления.

Социалистическое отечество в опасности! Да здравствует социалистическое отечество! Да здравствует международная социалистическая революция!

Декрета «Социалистическое отечество в опасности!»


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ НАБОРЕ В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКУЮ АРМИЮ

Центральный Исполнительный Комитет считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны, как для борьбы за хлеб, так и для отражений обнаглевшей, на почве голода, контрреволюции, как внутренней, так и внешней.

Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов. Ввиду сложности дела и трудности его одновременного проведения на всю территорию страны, представляется необходимым начать, с одной стороны, с наиболее угрожаемых областей, с другой стороны, с главных центров рабочего движения.

Исходя из вышесказанного, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет предписать Народному комиссариату по военным делам разработать в недельный срок для Москвы, Петрограда, Донской и Кубанской областей план осуществления принудительного набора в таких пределах и формах, которые в наименьшей мере нарушали бы ход производственной и общественной жизни означенных областей и городов.

Соответствующим советским учреждениям предписывается принять самое энергичное и деятельное участие в работах Военного комиссариата по исполнению возложенных на него задач.


ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛОГО ЛАГЕРЯ

Еще в половине января советская власть обнародовала декрет об организации «рабоче-крестьянской армии» из «наиболее сознательных и организованных элементов трудящегося класса». Но формирование новой классовой армии шло неуспешно, и совету пришлось обратиться к старым организациям: выделялись части с фронта и из запасных батальонов. соответственно отсеянные и обработанные, латышские, матросские отряды и красная гвардия, формировавшаяся фабрично-заводскими комитетами. Все они шли против Украины и Дона. Какая сила двигала этих людей, смертельно уставших от войны, на новые жестокие жертвы и лишения? Меньше всего — преданность советской власти и ее идеалам. Голод, безработица, перспективы праздной, сытой жизни и обогащения грабежом, невозможность пробраться иным порядком в родные места, привычка многих людей за четыре года войны к солдатскому делу, как к ремеслу ("деклассированные"), наконец, в большей или меньшей степени чувство классовой злобы и ненависти, воспитанное веками и разжигаемое сильнейшей пропагандой.

А.И. Деникин. Очерки русской смуты.

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

23 февраля в России отмечается День защитника Отечества.

Праздник зародился еще в СССР, тогда 23 февраля ежегодно отмечался как всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Документа, учреждавшего 23 февраля как официальный советский праздник, не существовало. Советская историография связывала приурочивание чествования военных к этой дате с событиями 1918 года: 28 (15 по старому стилю) января 1918 года Совет народных комиссаров (СНК) во главе с председателем Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 11 февраля (29 января по старому стилю) — Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ).


22 февраля был опубликован декрет-воззвание СНК "Социалистическое Отечество в опасности!", а 23 февраля состоялись массовые митинги в Петрограде, Москве и других городах страны, на которых трудящихся призывали встать на защиту своего Отечества. Этот день ознаменовался массовым вступлением добровольцев в Красную Армию и началом формирования ее отрядов и частей.

10 января 1919 года председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в Президиум ВЦИК предложение отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к ближайшему воскресенью до или после 28 января. Однако из-за позднего предоставления ходатайства решение не было принято.

Тогда инициативу празднования первой годовщины РККА взял на себя Моссовет. 24 января 1919 года его президиум, который в то время возглавлял Лев Каменев, постановил приурочить эти торжества ко дню Красного подарка, проводимого с целью сбора материальных и денежных средств для Красной Армии.

При Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) был создан Центральный комитет по организации празднования годовщины Красной Армии и Дня Красного подарка, который состоялся в воскресенье 23 февраля.

5 февраля "Правда" и другие газеты опубликовали следующую информацию: "Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января".

23 февраля 1919 года граждане России впервые отметили годовщину Красной Армии, но ни в 1920 году, ни в 1921 году этот день не отмечался.

27 января 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал постановление о четвертой годовщине Красной Армии, в котором говорилось: "В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной Армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)".

Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий устроил в этот день военный парад на Красной площади, заложив тем самым традицию ежегодного всенародного торжества.

В 1923 году широко праздновался пятилетний юбилей Красной Армии. В постановлении Президиума ВЦИК, принятом 18 января 1923 года, говорилось: "23 февраля 1923 г. Красная Армия будет праздновать 5‑ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет тому назад, был опубликован Декрет Совета народных комиссаров от 28 января того же года, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры".

Десятую годовщину РККА в 1928 году, как и все предыдущие, отмечали как годовщину декрета Совнаркома об организации Красной Армии от 28 января 1918 года, но саму дату издания, связали напрямую с 23 февраля.

В 1938 году в "Кратком курсе истории ВКП(б)" была изложена принципиально новая версия происхождения даты праздника, не связанная с декретом Совнаркома. В книге утверждалось, что в 1918 году под Нарвой и Псковом "немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма ‑ 23 февраля стал днем рождения молодой Красной Армии". Позднее, в приказе народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 года формулировка была немного изменена: "Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии".

В 1951 году появилась очередная трактовка праздника. В "Истории гражданской войны в СССР" было указано, что в 1919 году первая годовщина Красной Армии праздновалась "в памятный день мобилизации трудящихся на защиту социалистического Отечества, массового вступления рабочих в Красную Армию, широкого формирования первых отрядов и частей новой армии".

В Федеральном законе от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы России", день 23 февраля официально именовался "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) – День защитников Отечества".

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ "О днях воинской славы России" Федеральным законом от 15 апреля 2006 года, из официального описания праздника исключены слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", а также изложено в единственном числе понятие "защитник".

В декабре 2001 года Государственная дума ФС РФ поддержала предложение сделать 23 февраля – День защитника Отечества – нерабочим праздничным днем.

В День защитника Отечества россияне чествуют тех, кто служил или служит сейчас в рядах Вооруженных Сил страны.

Читайте также: