Когда в и ленин подписал декрет о революционном комитете по управлению киргизским казахским краем

Опубликовано: 17.09.2024

10 июля 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет «О революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем. Декрет определял его цели и задачи: борьба против контрреволюции и интервенции, создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае, подготовка учредительного съезда Советов в Казахстане. В ведении ревкома находились казахские территории Астраханской губернии и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская.

Во главе Казревкома был поставлен первый советский комиссар С. Пестковский, поляк по национальности. В составе ревкома были В. Лукашев, А. Жангильдин, А. Байтурсынов, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б. Каралдин, Б. Каратаев, Т. Седельников. Затем в его состав вошли также А. Авдеев, А. Айтиев, А. Алибеков, С. Ар- ганчеев, С. Сейфуллин, X. Габбасов, В.А. Радус-Зенькович и др.

Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов в Казахской степи, привлечению лояльно настроенных к советскому строительству представителей национальной интеллигенции. Начала издаваться газета «Ушкын» («Искра») - орган Казревкома. 9 марта 1920 г. было принято решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшейся правительством Киргизии (Казахстана).

Экономическая политика, известная под названием политики «военного коммунизма», сложилась и была необходима партии большевиков в условиях иностранной военной интервенции, Гражданской войны и блокады, при чрезвычайной ограниченности материальных ресурсов в стране, переживавшей невиданную разруху. Но действие этой политики имело временный характер. Ее непосредственной задачей являлась полная централизация производства и распределения, сосредоточение в руках государства и рациональное использование в интересах обороны продовольственных, сырьевых и других ресурсов страны.

Нарождающаяся система управления национализированной промышленностью с самого начала приобретала черты чрезмерной обюрокраченности. Несогласованность ее звеньев, недостаток квалифицированных рабочих, частью погибших на военных фронтах, частью занятых на административной работе, нехватка сырья, расстройство транспорта нередко сочетались с некомпетентным вмешательством политических и даже военных органов в производственные дела. Привычными становились применение чрезвычайных мер, произвол и злоупотребление властью.

С введением политики «военного коммунизма» была национализирована не только крупная, но и средняя и даже мелкая промышленность, введены хлебная монополия и продовольственная разверстка, всеобщая трудовая повинность. Делалась ставка на полную отмену рыночных отношений. Вместо заработной платы в деньгах стали выдавать «паек» по карточкам, не производилась оплата за коммунальные услуги, транспорт и т. д. Вводилось «пайковое» снабжение одеждой, обувью, бельем и т. д.

В сельском хозяйстве основным направлением экономической политики правительства, выражением политики «военного коммунизма» была продовольственная разверстка. Продразверстка осуществлялась в виде принудительной реквизиции всех производимых крестьянами продуктов для нужд армии и пролетарского населения городов, за исключением их небольшой части, оставляемой в качестве прожиточного минимума. Осуществлялось изъятие так называемых «излишков» с помощью вооруженных продовольственных отрядов («продотрядов») и армии. Оплата за эти обязательные поставки производилась по чисто символическим ценам и к тому же в условиях галопирующей инфляции, поэтому крестьяне воспринимали продразверстку как грабительскую конфискацию. В 1921 году продразверстка была заменена продналогом.

Национализации были подвергнуты как земельный фонд, так и промышленность, транспорт, банки. В промышленности царила анархия. В Казахстане было национализировано более 300 крупных промышленных предприятий. Среди них - Спасский медеплавильный и Шымкентский сантонинный заводы, свинцовые заводы горнопромышленного акционерного общества, предприятия Риддер-ских рудников, Экибастузские и Байконурские угольные копи, Эмбинские нефтепромыслы. Объектами национализации стали Оренбургско-Ташкентская и Семиреченская железные дороги, пароходство и суда торгового флота на Аральском море, реках Иртыш и Урал, находившиеся в городах Казахстана отделения Русско-Азиатского, Волжско-Камского, Сибирского торгового и других банков, капиталы которых перешли в собственность государства. Однако вскоре такая политика привела к разрушению основ рынка и экономики.

Разрушительные последствия Гражданской и «крестьянской» (продразверстка, конфискация, раскулачивание) войн, выпавшие на этот период природные бедствия (сильная засуха и т. д.), нерациональная экономическая политика, безудержное администрирование привели сельское хозяйство к катастрофической ситуации. По сравнению с довоенным временем посевные площади сократились в два с лишним раза, валовые сборы зерна - более чем в три раза. В еще более тяжелом положении оказалась животноводческая отрасль. Постоянные реквизиции скота как со стороны красных, так и со стороны белых, а также джуты привели к резкому сокращению поголовья скота. Так, по сравнению с довоенным временем численность крупного рогатого скота уменьшилась на 2,1 миллиона голов, лошадей - на 2 миллиона, мелкого рогатого скота - почти на 6,5 миллионов и верблюдов - на 300 тысяч голов. Поголовье всех видов скота сократилось за эти годы более чем на 10,5 миллионов единиц.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 839 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Образование Казахской (Киргизской) АССР. Гражданская война показала необходимость считаться с идеей национальной государственности окраин бывшей Российской империи. Началась подготовка по образованию автономии Казахстана. 10 июля 1919 года В.И.Ленин подписал «Декрет о революционном комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В руках Казревкома находилась военная и гражданская власть. Его целями и задачами были: 1) борьба против контрреволюции и интервенции; 2) создание условий для государственного, экономического и культурного строительства в крае; 3) подготовка Учредительного съезда Советов. В ведении Казревкома были Уральская. Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская области, а также казахские территории Астраханской губернии. Главным печатным органом Казревкома была газета «Ушкын» («Искра»). Председателем был назначен С. Пестковский, член партии большевиков с 1902 года. Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов в казахской Степи, привлечению национальной интеллигенции к советскому строительству. 26 августа 1920 года Советское правительство издало декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР. Декрет был подписан В.И. Лениным и М.И. Калининым. 4 октября 1920 года состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР в Оренбурге, юридически закрепивший создание Казахской АССР. Учредительный съезд принял «Декларацию прав трудящихся Казахской АССР». В январе 1924 года на IV съезде Советов Казахстана была принята Конституция Казахской (Киргизской) АССР. Первым председателем Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Казахской АССР был избран С. Мендешев (член Казревкома), его заместителем и одновременно народным комиссаром социального обеспечения - А. Джангильдин. Председателем Совета Народных Комиссаров (СНК) Казахской АССР был избран В. Радус-Зенькович, член партии с 1898 года.

Объединение казахских земель в составе КазАССР. Для объединения казахских земель в единую республику при Казревкоме была создана специальная комиссия, занимавшаяся определением границ будущей автономии. Важным вопросом было включение в состав Казахстана города Оренбурга. 19 сентября 1919 года губернский комитет принял решение о присоединении Оренбурга к Казахстану, а 7 июля 1920 года Оренбург был включен в состав его территории. Важную роль в становлении Казахской АССР сыграла ее первая столица - Оренбург (1920- 1924). Второй столицей Казахской АССР была Кзыл-Орда (1924-1929.). С 1929 года столицей Казахской АССР стала Алма-Ата.

Непросто шло включение в состав Казахстана Акмолинской и Семипалатинской областей, которые относились к Западной Сибири. Председатель СНК В.И Ленин доказывал необходимость решения спорных вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. Акмолинская и Семипалатинская области из подчинения Сибирского ревкома были переданы Казахской АССР в 1921 году. В 1921 году декретом КазЦИК Казахстану были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу, ранее принадлежавшие казачеству. После проведения работы по государственному размежеванию Средней Азии в 1924-1925 годах территория республики составила 2,7 млн кв. километров, численность населения - 5 млн 230 тыс. человек. По данным переписи 1926 года, казахи составили 61,3% населения Казахстана. Главным итогом национально-государственного размежевания в Средней Азии стало завершение формирования территории казахских земель. Пятый Всеказахстанский съезд Советов в апреле 1925 года постановил: для восстановления исторически верного названия киргизского народа «впредь именовать казахами». 9 февраля 1936 года постановлением ВЦИК Казахской АССР было принято точное наименование: казахи, Казахстан. В 1928 году республика перешла от 5-звенной системы управления, принятой еще в ходе административно-территориальных реформ 1867-1868 и 1886, 1891 годов, к 4-звенной системе управления (аул, село-район - округ - центр).

Военная и гражданская власть в 1919 году находилась в руках у

Советское правительство издало декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики»

По данным переписи 1926 года, среди всего населения казахи составили

Первым председателем Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Казахской АССР был избран

С 1929 года столицей Казахской АССР стал город

Оренбург был столицей КазАССР в

После проведения работы по государственному размежеванию Средней Азии в 1924–1925 годах территория республики составила

Доказывал необходимость решения спорных вопросов и установления границ в пользу создаваемой республики

Необходимость включения Кустанайского региона в состав Казахстана была всесторонне доказана

Председателем Совета народных комиссаров (СНК) Казахской АССР был избран

Во главе первых органов советской власти в Казахстане в период 1919–1920 годов были

Необходимость включения Кустанайского региона в состав КазАССР была всесторонне доказана

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О Революционном Комитете по управлению Киргизским краем.

1. Впредь до созыва всеобщего киргизского съезда, который созывается в возможно непродолжительном времени, и объявления автономии Киргизского края, учреждается для управления этим краем Революционный Комитет, в котором сосредоточивается высшее военно-гражданское управление краем.

2. Революционный Комитет состоит из 7‑ми членов, назначаемых центральной властью Российской Республики, с правом кооптации активных работников среди населения с правом члена Революционного Комитета.

3. До определения территории Киргизского края, соглашением Туркестанской Республики, киргизского съезда и центральной Советской власти в ведение Революционного Комитета входит киргизская территория Астраханской губ. и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская.

4. Революционному Комитету непосредственно подчиняются все местные советские объединения и Исполнительные Комитеты, с правом Революционного Комитета реконструировать таковые.

5. С организацией Революционного Комитета переходит в его ведение, в качестве отдела учреждений, киргизский военный комиссариат, подчиняющийся в военно-оперативных отношениях непосредственно главному Всероссийскому Штабу и действующий, согласно положению о нем, утвержденному Революционным Военным Советом Республики 3‑го апреля 1919 года.

С организацией Революционного Комитета упраздняются учрежденный при Комиссариате Национальностей Киргизский отдел по национальным делам, а также организованная в Букеевской орде комиссия по созыву всеобщего съезда Киргизского края. Взамен их учреждается Революционным Комитетом: а) представительство Киргизского края из 3‑х лиц: председателя и двух его товарищей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов и б) отдел при Революционном Комитете по организации на местах Советской власти и по созыву всеобщего съезда Киргизского края.

6. Революционный комитет имеет целью: а) объединение и организацию всей советской деятельности в пределах Киргизского края, б) проведение в жизнь всех постановлений центральной Советской власти в соответствии быту, обычаю и условиям местного населения, в) контроль над деятельностью местных советов, г) принятие всех мер к поднятию Киргизского края в хозяйственном и культурном отношениях, д) разрешение всех возникающих вопросов, имеющих чисто местное значение, е) составление проекта положения о киргизской автономии для представления на утверждение всеобщего съезда и ж) урегулирование отношений между Киргизским краем Р.С.Ф.С.Р. и Туркестанской Советской республикой,

7. Революционный Комитет имеет право отменять решения уездных, областных, губернских, волостных и сельских советов, сообщая о важнейших случаях центральной Советской власти.

8. В тех уездах, где население состоит, из русских и киргизов, уездные советы и их Исполнительные Комитеты делятся на две секции: русскую и киргизскую, где председательствует председатель совета или Исполнительного Комитета или его заместитель. Дела, касающиеся исключительно русского населения, разрешаются русской секцией. Дела же, касающиеся киргизов и русских, а также других национальностей, а равно и дела, имеющие общее значение, разрешаются соединенным заседанием обоих секций.

Примечание. В тех местах, где русское и киргизское население согласится на совместное решение всех дел, деление на секции необязательно.

9. Занимаемые русским населением земельные территории остаются в его пользовании и распределяются сельскими, волостными и уездными русскими секциями на основании действующего в Российской Советской Республике закона. Занимаемые киргизским населением земельные территории, в том числе и обмежеванные для переселения участки, еще не заселенные переселенцами, но фактически находящиеся в пользовании киргизов, остаются в пользовании киргизского населения и распределяются аульными волостными съездами советов и киргизским Уездным Отделением Исполнительных Комитетов, согласно обычаю и быту жизни киргизского народа.

10. В аульные советы депутатов в киргизских волостях избираются явившимся на съезд наличным составом избирателей на основе пропорционального представительства депутаты, по расчету 1 депутат на каждые 50 человек населения, а в волостные съезды советов избираются представители от аульных советов киргизской волости по расчету 1 депутат на каждые пять членов аульного совета. Число членов аульных в волостных Исполнительных Комитетов не должно превышать трех: председателя, заместителя и секретаря.

11. Избирательным правом в киргизских аулах и волостях пользуются все граждане, достигшие 18‑летнего возраста ко дню выборов, которые приписаны к данному аулу, и те неприписанные, которые имеют постоянное жительство в данном ауле или живут более одного года, за исключением торговцев-спекулянтов, эксплуатирующих киргизский народ, и активных агентов старого режима, зарекомендовавших себя ревностными проводниками его политики.

12. Установление сроков для полномочий выборных советских органов определяется киргизским съездом. Если созыв киргизского съезда затянется на более долгое время, срок полномочий определяется киргизским Революционным Комитетом совместно с Народным Комиссариатом Национальностей. В случае заявления со стороны не менее половины избирателей, депутаты на аульные, волостные и уездные съезды могут быть переизбраны и раньше истечения установленных сроков.

13. Земельные дела между киргизами оканчиваются путем миролюбивого соглашения заинтересованных сторон. Неоконченные этим путем дела разбираются и разрешаются: дела между отдельными лицами в одном ауле — аульным съездом депутатов и дела между аулами в одной волости — волостным съездом советов. Земельные дела между волостями, указание и: закрытие кочевых путей, отвод зимовочных угодий под летовочные и летовочных под зимовые и под хлебопашество, а также и вопросы о порядках пользования зимовыми, летовочными и покосными угодьями разрешаются в земельном отделе уездного Исполнительного Комитета, который состоит из заведывающего отделом, заместителя его и из представителей по одному из каждой волости, избираемых волостными съездами советов. Представители эти созываются в определенные сроки по мере надобности в них. Решения аульного совета депутатов могут быть обжалованы в волостной съезд советов, а решения последних — в земельный отдел уездного Исполнительного Комитета.

14. Все тяжебные дела между киргизами разрешаются по месту жительства ответчика при аульных и волостных председателях Исполнительных Комитетов третейским судом. Решения третейского суда окончательно могут быть обжалованы в кассационном порядке в киргизский отдел уездного народного суда. Уездный народный суд, в порядке юридического надзора, имеет право отменять приговор третейских судов и передавать их вновь на рассмотрение третейского суда в другом составе.

15. Ведению и разрешению киргизского отдела уездного суда подлежат все без исключения уголовные и гражданские дела, возникающие между киргизами, за исключением дел, подлежащих разрешению революционного трибунала. Киргизский отдел уездного суда состоит из одного постоянного народного судьи и двух очередных заседателей, избираемых уездным съездом советов. Дела между киргизами разрешаются народным судом, по существу дела по обычному праву. Дела, подлежащие уездному суду, могут быть разрешаемы до суда третейским судом с занесением решения в третейскую запись при уездном суде. По делам, требующим предварительного следствия, как-то: грабеж, убийство и проч., учреждается при уездном суде следственная комиссия.

16. Уголовные и гражданские дела, в которых участвуют киргизы, русские и проч. народности, разрешаются в соединенных заседаниях отделов (русского и киргизского) уездного суда. На решение уездных судов допускаются кассационные жалобы в окружной народный суд, учреждаемый при Революционном Комитете Киргизского края, согласно декрету о суде (Собр. Узак. 1918 г. № 85, ст. 889), с двумя отделениями (русским и киргизским).

Примечание. В тех местностях, население которых состоит преимущественно из одной нации, уездный суд не делится на отделения, и дела решаются с участием заседателей от заинтересованных наций в равном количестве.

17. Киргизское население облагается общегосударственным прогрессивным поимущественным покибиточным налогом по числу кибиток последнего исчисления. Налог этот распределяется по благосостоянию: между волостями — уездным Исполнительным Комитетом, между аулами — волостными съездами и между отдельными хозяйствами — аульными советами депутатов.

Размер налогов устанавливается Революционным Комитетом.

18. Организаций воинских частей, содержание Революционного Комитета, окружного и уездных судов, уездных Исполнительных Комитетов, народной милиции, уездных земельных отделов, почтовых учреждений, трактов, казначейств, организация народного образования, народного хозяйства и социального обеспечения относятся на общегосударственные средства. Содержание волостных, аульных и сельских Исполнительных Комитетов относится на местные средства, устанавливаемые волостными, аульными и сельскими советами.

19. Киргизское население привлекается к отбыванию воинской обязанности на общих основаниях.

Казревком - первый советский орган власти

Первая попытка была предпринята в июле 1919 года, когда глава Совета народных комиссаров В.И. Ленин подписал декрет «О революционном комитете по управлению Киргизским краем».

Главной задачей первой большевистской политической организации была скорейшая организация военно-гражданского управления в степи. Почему именно военного управления? Давайте вспомним, в каких условиях проходил процесс установления Советской власти?

Территорию России и Казахстана сотрясали бурные, политические процессы проходившие на фоне жестокой гражданской войны и интервенции.

Надо учесть, что в 1919 году еще достаточно сильны были позиции Алашской автономии с центром в городе Алаш, расположенном на левобережье Семипалатинска.

При этом сложно назвать Кирревком серьезным политическим органом, инструментом власти, так как реальная власть в тех условиях принадлежала тем, у кого была военная власть и армия, в данном случае руководителю Туркестанского фронта М.В. Фрунзе. К концу 1919 года Туркестанский фронт состоял из 3 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, общей сложностью свыше 114 тысяч человек.

Владимир Ильич Ленин был искусным политиком и управленцем. Не случайно известные Декреты «О земле», «О мире», «Об образовании рабочего и крестьянского правительства» привлекли на его сторону основные массы рабочих и крестьян. Стоит вспомнить и его знаменитую фундаментальную статью «О праве наций на самоопределение», написанную в 1914 году. Согласно его идее, любая угнетенная нация или народность имеет право на создание политической организации, на создание своей территориально обособленной структуры в виде государства, отдельной республики или автономии в составе той же Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Разве не этого хотели угнетенные народы России?

Алиби Джангильдин подчеркивал, что глава Совнаркома В.И. Ленин «не выпускал из виду событий в Казахстане». Он требовал ежемесячного отчета от партийных и советских работников Казахстана о том, что сделано для казахского народа, особенно по вопросам просветительной работы и создании школ коммунистов данной народности.

В.И. Ленин понимал, что стандартные принципы управления не подходят для казахского народа. Здесь надо было подходить очень вдумчиво и аккуратно. Причины заключалась в феномене казахских территорий. У большевиков не было проблем с борьбой за сферы влияния на территории Украины, Белоруссии, потому что это были оседлые регионы, они были идентичны по форме хозяйствования с общероссийскими территориями. Но на территории Казахстана надо было поступать иначе. Ленин даже сделал пометку: «Скотоводам надо помочь. Хозяйство разрушено войной. Пропаганда нужна».

Поэтому большевики даже допустили сохранение кочевой формы хозяйствования с возможностью кочевания на огромной степной территории Казахстана. Позже, в одном из декретов казахам было разрешено кочевать, и велено было не наказывать их за то, что они будут выходить за пределы своих губерний.

10 июля 1919 года В.И. Ленин подписал Декрет о революционном Комитете по управлению киргизским (казахским) краем. В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем.

Декрет определял его цели и задачи политического органа Советской власти. Во-первых, это борьба против контрреволюции и интервенции, то есть против своих политических врагов и оппонентов. Во-вторых, это создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае. В-третьих, подготовка Учредительного съезда Советов в Казахстане.

Сфера влияния Кирревкома была очень ограничена. В его ведении находились казахские территории Астраханской губернии, Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей. Таким образом, власть большевиков не охватывала все земли, которые были заселены казахским народом и распространялась только на те части, где были устойчивые ячейки Советов.

Во главе Казревкома был назначен С. Пестковский поляк по национальности, член Компартии с 1902 г., первый советский комиссар.

В состав ревкома входили: В. Лукашев, А. Джангильдин, А. Байтурсынов, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б. Каратаев. Позже в состав ревкома вошли также А. Авдеев, А. Айтиев, А. Алибеков, С. Арганчеев, М. Сералин, С. Сейфуллин, В. Радус-Зенькович и др.

Казревком и его органы на местах проводили работу по организации и укреплению Советов в Казахской степи, привлечению передовых и лояльно настроенных представителей национальной интеллигенции к советскому строительству. Перед большевиками стояла задача, прежде всего, обезопасить себя от военных столкновений с национал-патриотическими движениями. В лице движения «Алаш» большевики видели самого опасного конкурента, причем не столько в военном, сколько в идеологическом плане. В Казахстане и Средней Азии влияние партии «Алаш» было самым сильным. Большевики не могли тягаться с таким серьезным политическим конкурентом, поэтому 9 марта 1920 года Казревком принял решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшей себя «правительством Киргизии».

Казревком развернул значительную работу в области культурного строительства. Издавалась газета «Ушкын» («Искра») орган Казревкома, открывались новые школы, в ряде городов края стали функционировать школы для подготовки педагогических кадров для местного населения.

Образование Казахской Автономной Советской Социалис­тической Республики. Историческое значение образования Казах­ской АССР.

Образование КазАССР, его историческое значение.

Царское правительство уже давно захватило казахские земли и более двух столетий вело беспощадную борьбу, пытаясь привести к покорности воинственный народ, населяющий евразийские степи.

В чем заключалось главное противоречие в русско-казахских отношениях в период с 30-х годов XVIII в. по начало XX в.? Вспомните материалы из курса истории Казахстана (8 класс), касающиеся сути колониальной политики царского правительства, освободительной борьбы казахского народа, ликвидации в Казахстане ханской власти, изменений в национальном соз­нании.

Гражданская война показала большевикам, что необхо­димо считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Советское правительство начало подго­товительную работу по образованию Казахской авто­номной республики.

10 июля 1919 г. В.И. Ленин подписал «Декрет о революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем. Декрет определял его цели и задачи: борьба против контрреволюции и интервенции, создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае, подготовка учредительного съезда Советов в Казахстане. В ведении ревкома находились казахские территории Астраханской губернии и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская.

Во главе Казревкома был поставлен первый советский комиссар С.Пестковский, поляк по национальности. В составе ревкома были В.Лукашев, А.Джангильдин, А.Байтурсынов, М.Тунг1нчин, С.Мендешев, Б.Каралдин, Б.Каратаев. Затем в его состав вошли такжед А.Авдеев, А.Айтиев, А.Алибеков, С.Арганчеев, С.Сейфуллин, X.Габбасов, Г.Седельников, В.А.Радус-Зенькович и др.

Казревком и его органы на местах проводили работу но объединению казахских земель, организации Советов и Казахской степи, привлечению лояльно настроенных представителей национальной интеллигенции к советскому строительству. Начала издаваться газета «Ушкын» («Искра») — орган Казревкома. 9 марта 1920 г. было принято решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшейся «правительством Киргизии». 26 августа 1920 г. Советское правительство издало декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалис­тической Республики» в составе РСФСР.

4 октября 1920 г. в Оренбурге состоялся Учреди­тельный съезд Советов Казахской АССР. На съезде была провозглашена Казахская Автономная Советская (Социалистическая Республика (КазАССР) в составе РСФСР. Была восстановлена казахская национальная государственность. Это событие стало одним из самых значительных в истории казахского народа.

Съезд избрал верховные органы власти — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран С.М. Меидешев, а председа­телем СНК КазАССР — В.А.Радус- Зенькович. Съезд также принял Декларацию прав трудящихся КазАССР, в которой отмечалось, что основой отношений «отныне является тесная и братская связь, покоящаяся на взаимном доверии и понимании входящих в РСФСР национальностей».

Декларация провозгласила конституционное образование КазАССР, определила органы государственной власти и государственного управления, земельную политику, основные права и обязанности граждан, избирательную систему и ее принципы, систему организации и деятельности суда.

В Декларации особо подчеркивалось, что экономическое и культурное возрождение республики пойдет успешно «при условии полного хозяйственного взаимодействия и согласования ее экономической политики с политикой, проводимой в остальных частях Российской Федерации».

«Каждой нации, — было сказано в Декларации, — предоставляется и должно быть обеспечено одинаковое право пользования родным языком».

Провозглашение Казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.

[рТ| 1. Раскройте историческое значение образования Казахской АССР.

2. В чем разница между автономией, провозглашенной партией Алаш, и автономией на советской основе?

3. Почему была образована не алашская, а советская автономия?

Объединение казахских земель в Казахскую АССР.

В целях объединения исконно казахских земель в одну республику при Кирревкоме была образована специальная комиссия, которая занималась определением границ будущей республики. Территориальный вопрос вызвал горячие споры. Те, что не расстались со старыми убеждениями, противились присоединению к Казахстану Акмолинской, Семипалатинской, Уральской областей. Другие же требовали включения в состав республики не только казахских земель, но и Омской области, большей части Средней Азии, Барнаульского уезда, Алтайского края и т.д. Требовалось взвешенное и обду­манное решение вопроса. Необхо­димо было учесть этнические, экономические, исторические и другие особенности разных на­циональностей, их перспективу, принять во внимание мнение местных органов. При этом при­ходилось выслушивать разные предложения, разноречивые мне­ния, многое уточнять, из разных проектов и суждений выбирать наиболее справедливые п оправданные с исторической точки зрения.

Важным вопросом было включение Оренбурга в состав Казахстана. Оренбург, первая столица КазАССР (1920— 1924 гг.), сыграл важную роль в ее становлении и развитии. Центральный Комитет Российской Коммунистической партии (большевиков) (ЦК РКП(б)) и Всесоюзный I (ентральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) под­ле; ржали волеизъявление трудящихся Кустанайского уезда. Необходимость включения Кустанайского региона п состав Казахстана была всесторонне доказана в записке на имя Советского правительства А.Байтурсыновым и М.Сералиным. Непросто шло включение в состав Казахстана Акмолинской и Семипалатинской областей, которые, будучи исконно казахскими землями, относились к Западной Сибири.

В.И.Ленин, стремясь вызвать доверие разных народов и удержать их на стороне Советов, учитывая националь­ные особенности республик и областей, доказывал необхо- днмость решения спорных территориальных вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. В ходе дискуссии знатоки истории своего народа А.Бокейханов, А.Байтурсынов, А.Ермеков, М.Сера- лин и другие на богатой документальной основе, представленной официальными источниками, доказывали принадлежность этих земель казахскому народу.

В состав КазАССР вошли области: Семипалатинская (Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский и Каркаралинский уезды), Акмолинская (Атбасарский, Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский и часть Омского уезда), Тургайская (Кустанайский, Актюбинский, Иргизский и Тургайский уезды), Уральская (Уральский, Лбищенский, Темирский и Гурьевский уезды), а также Мангышлакский уезд, 4-я и 5-я Адаевские волости Красноводского уезда Закаспийской области, часть Астраханской губернии (северо-восточное побережье Каспийского моря), Вукеевская Орда и волости, прилегавшие к приморским округам.

Советское правительство, учитывая возможность взрыва национально-освободительного движения, не давая никаких поводов к территориальным спорам и разногла­сиям, преодолевая шовинистические и националистические тенденции некоторых местных работников, старалось разрешать вопросы воссоединения казахского народа. В 1921 г. Акмолинская и Семипалатинская области из подчинения Сибревкома были переданы КазАССР. В том же году декретом КазЦИК Казахстану были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу, принадлежавшие ранее казачеству.

Большая работа по государственному размежеванию Средней Азии и созданию национальных республик на Советском Востоке, формированию территории казахских земель в единой Казахской республике была завершена. В результате к Казахстану отошли Казалинский, Ак- Мечетский (Кзыл-Ординский), Туркестанский, Чимкент­ский уезды, большая часть Аулие-Атинского, часть Ташкентского, Мирзагульского уездов Сырдарьинекой области, несколько волостей Жизакского уезда Самаркандской области, Алма-Атинский, Жаркентский, Лепсинский, Канальский (Талды-Курганский) уезды, часть Пишпекского уезда Жетысуйской области. Территория республики увеличилась на одну треть, составив 2,7 млн. кв. км, а население — на 1 млн. 468 тыс. и составило 5 млн. 230 тыс. человек. По данным переписи 1926 г., казахи составили 61,3% всего населения Казахстана.

В 1924 г. столица Казахстана была переведена в Кзыл-Орду, но в 1929 г. по распоряжению руководства страны она переехала в Алма-Ату Пятый Всеказахстанский съезд Советов в апреле 1925 г. поста­новил: для восстановления исторически верного названия киргизского народа «впредь именовать казахами».

I • • I 1. Какие факторы позволяют рассматривать образование Ка­захской АССР как одно из важных событий в истории казахского народа?

2. Каковы истинные причины трудностей, возникших в процессе объединения казахских земель в составе Казахской АССР?

Читайте также: