Кто из римских императоров издал декрет о разрушении языческих храмов после чего олимпиада прекрати

Опубликовано: 17.09.2024

Олимпийская эмблема - пять переплетённых колец, обозначающих пять континентов.

Олимпийский девиз - “CITIUS! ALTIUS! FORTIUS!” означает «Быстрее! Выше! Сильнее!».

Зажжение олимпийского огня - один из главных ритуалов Игр.

Факельная эстафета – эстафета, доставляющая рождённый от солнечных лучей Олимпии огонь на олимпийский стадион.

Олимпийская клятва – клятва, читаемая перед началом Олимпийских игр судьями и участниками

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

1. Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019.

2. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. – 2 изд. – М. Просвещение, 2013. – 239 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Официальный сайт олимпийского комитета России - http://olympic.ru/

История Олимпийских игр современности - http://olimp-history.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Древние Олимпийские игры проходили в Олимпии с 776 года до н. э. и продолжали проводиться даже тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.). После завоевания Древней Греции римлянами был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан. С приходом римлян в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Таким образом, при римлянах Олимпийские игры стали многонациональными. Теперь право соревноваться получили люди других национальностей – практически все, кто населял огромную Римскую империю, которая распростерлась от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы. На Олимпийских играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, из города Артаксаты, древней столицы Армении, жители будущих Франции и Германии.

Но несмотря на расширение состава участников Олимпийские игры стали терять своё значение и превратились в соревнования местного масштаба. Одной из причин потери Олимпийскими играми их былой популярности историки называют общий упадок греческой культуры. Римляне воспринимали спорт исключительно как зрелище, а соревновательный дух Олимпиады им не был интересен. Поэтому постепенно Игры утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы. Олимпийские игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Его наследник Феодосий II через несколько десятилетий издал декрет о разрушении языческих храмов. Так были разрушены храмы в Олимпии. Завершили разрушение Олимпии сильные землетрясения и наводнения, которые погребли ее под толстым слоем ила.

Олимпийские игры в Древней Олимпии проходили на протяжении 1 100 лет. После разрушения Олимпии идея Игр была забыта более чем на полторы тысячи лет. Только в 1894 году французский барон Пьер де Кубертен выступил инициатором возрождения Олимпийских игр. Этому благородному делу он посвятил полвека своей жизни. 23 июня 1894 года было принято решение о возрождении Олимпийских игр и создан Международный олимпийский комитет. Первые Игры современности прошли в 1896 году в Греции – на их исторической родине. В 1994 году всё человечество отмечало столетний юбилей олимпийского движения.

В первых трёх Олимпиадах русские спортсмены не принимали участие. На IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году фигурист Николай Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом. За 100 лет олимпийского движения российские спортсмены завоевали сотни золотых, серебряных и бронзовых олимпийских наград. Всем известны имена героев российского спорта. Это Лариса Латынина, Владимир Куц, Любовь Егорова, Александр Карелин, Елена Исинбаева и многие другие.

Люди с ограниченными возможностями здоровья могут принимать участие в Паралимпийских играх. На Паралимпийских играх в Ванкувере в 2010 году российская сборная завоевала 38 медалей и заняла второе общекомандное место.

На территории России Олимпийские игры проходили дважды: в 1980 году в Москве прошли XXII летние Олимпийские игры. Талисманом Игр 1980 года был Мишка. В 2014 году в Сочи прошли зимние Олимпийские игры. Их талисманами были леопард, зайка и белый медведь.

Олимпийское движение имеет свою эмблему, девиз, награды и символы. Олимпийская эмблема представляет собой пять переплетённых колец, обозначающих пять континентов. Олимпийский девиз “CITIUS! ALTIUS! FORTIUS!” означает «Быстрее! Выше! Сильнее!». Зажжение олимпийского огня является одним из главных ритуалов Игр. Факельная эстафета доставляет рождённый от солнечных лучей Олимпии огонь на олимпийский стадион. Перед началом Игр судьями и участниками произносится олимпийская клятва.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Информация о тестовом вопросе:

Введите ответ с клавиатуры (цифрами).

Решение о возрождении Олимпийских игр было принято в ________ году.

Информация об ответах

Правильный вариант: 1894

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все другие варианты ответа являются неверными

Выберите тип интерактивного теста:

Выделение цветом;

Информация о тестовом вопросе:

Почему в 394 году были запрещены Олимпийские игры? Выделите правильный ответ зелёным цветом.

а) Олимпийские игры были запрещены как пережиток язычества при насаждении в Древней Греции христианства.

б) Олимпийские игры были запрещены из-за частого нарушения их участниками правил.

в) Олимпийские игры были запрещены, потому что их проведение дорого обходилось стране.

г) Олимпийские игры были запрещены, потому что город Олимпия был затоплен из-за разлива рек.

Информация об ответах

А) Важный элемент двигательного режима, где сосредоточен комплекс физических упражнений.

Б) Метод быстрого просыпания

В) Один из методов похудания

А) Состояние полного физического, душевного и социального благополучия

Б) Отсутствие болезни.

В) Способность организма к выполнению профессиональных функций.

А) Легкая атлетика

Б) Стрельба из лука

В) Художественная гимнастика

7. Вид спорта, где

В) Фигурное катание

8. Вид спорта, где больше проявляется дыхательная функция:

9. Где нельзя измерить пульс?

А) В области шеи.

А) Лазанье по канату

Б) Синхронное плавание

В) Бег на короткие дистанции

11. Отличительные внешние признаки утомление организма человека:

А) Одышка, потливость

Б) Повышенный пульс

В) Головная боль.

12. Что такое закаливание?

А) Переохлаждение или перегрев организма

Б) Повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям

В) Выполнение утренней гигиенической гимнастики

13. Что не включают в утреннюю гигиеническую гимнастику?

В) Бег на длинную дистанцию

15. Как в древней Греции называли людей, следивших за соблюдением правил олимпийских состязаний, отбором, подготовкой атлетов и мест соревнований?

16. Кто из императоров изменил программу Игр и стал победителем во всех без исключения турнирах?

17. Кто из римских императоров издал декрет о разрушении языческих храмов, после чего Олимпиада прекратила свое существование?

18. При развитии гибкости следует стремиться к:

А) Гармоничному увеличению подвижности в основных суставах

Б) Достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах

В) Оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставах.

А) Выполнения с мячом в руках одного шага

Б) Выполнения с мячом в руках двух шагов

В) Выполнения с мячом в руках трех шагов

20. С какой целью планируют режим дня:

А) С целью организации рационального режима питания

Б) С целью поддержания высокого уровня работоспособности организма

В) С целью четкой организации текущих дел, их выполнение в установленные сроки.

Г) С целью высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений.

По физической культуре

1. В первых известных нам Олимпийских играх, состоявшихся в 776г. до

Нашей эры, атлеты состязались в беге на дистанции, равной:

А) одному стадию;

Б) двойной длине стадиона;

Г) во время тех Игр атлеты состязались в борьбе и метаниях, а не в беге.

2.Чем награждались победители олимпионики?

А) оливковой ветвью и лавровым венком;

Б) лавровой ветвью и оливковым венком;

В) оливковой ветвью и золотым руном;

Г) лавровым венком.

3. Первый олимпийский чемпион, уроженец Республики Саха (Якутия)

А) Владимир Голованов (тяжелая атлетика);

Б) Роман Дмитриев (вольная борьба);

В) Тимир Пинегин (парусный спорт);

Г) Павел Пинигин (вольная борьба)

4. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения:

А) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;

Б) упражнения, способствующие снижению веса тела;

В) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;

Г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

5. Индивидуальные способы контроля за уровнем физической подготовленности:

А) по внутренним ощущениям;

Б) по особенностям ночного сна и пробуждения;

В) тесты по оценке развития выносливости в работе статического

И динамического характера;

Г) по показаниям артериального давления.

6. Главной причиной нарушения осанки является:

А) привычка к определенным позам;

Б) слабость мышц;

В) отсутствие движений во время школьных уроков;

Г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

А) лекарственные средства, санитарные нормы;

Б) физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы;

В) медицинское обследование, санатории, курорты,

Г) спортзалы, тренажеры, спортинвентарь.

8. При развитии гибкости следует стремиться к:

А) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;

Б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;

В) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставах;

Г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

9.Какие мероприятия необходимо включить перед выполнением физических упражнений, требующих максимального мышечного усилия?

А) кроссовый бег на длинную дистанцию для повышения функциональной готовности;

Б) контроль за функциональным состоянием организма, правильный выбор физических упражнений, контроль за правильным выполнением упражнений;

В) психологический настрой;

Г) провести тщательную разминку, выполнить подводящие упражнения.

10.Как правильно организовать занятие, чтобы избежать травмы при самостоятельных занятиях физическими упражнениями?

А) найти подходящее место и напарника;

Б) учитывать точность, направление, амплитуду того или иного движения;

В) проверить инвентарь, соответствие одежды, учитывать уровень физической и технической подготовки, места и время проведения занятий.

11.Чем характеризуется утомление:

А) отказом от работы;

Б) временным снижением работоспособности организма;

В) повышенной ЧСС;

Г) пониженной ЧСС.

12.Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных

Возможностей организма будет зависеть:

А) от технической и физической подготовленности занимающихся;

Б) от особенностей реакций систем организма в ответ на выполняемые упражнения;

В) от состояния здоровья и самочувствия занимающихся во время выполняемых упражнений;

Г) от величины физической нагрузки и степени напряжения в работе определенных мышечных групп.

13.С какой целью планируют режим дня:

А) с целью организации рационального режима питания;

Б) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма;

В) с целью четкой организации текущих дел, их выполнения в установленные сроки;

Г) с целью высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений.

14.Где зажигается факел олимпийского огня?

А) на олимпийском стадионе в Афинах;

Б) на олимпийском стадионе в Риме.

В) на стадионе города-организатора Игр;

Б) на олимпийском стадионе в Риме.

Г) у развалин храма Геры в Олимпии;

15.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья:

Г) верховая езда.

16. Основные источники энергии для организма:

А) белки, витамины;

Б) углеводы, жиры;

В) углеводы, минеральные элементы;

17.Под физическим развитием понимается:

А) процесс изменения морфо-функциональных свойств организма человека, протекающий на протяжении все жизни;

Б) процесс физической подготовке, направленный на развитие физических качеств;

В) процесс изменения морфо-функциональных свойств организма человека, протекающий под влиянием занятий физическими упражнениями;

Г) педагогический процесс по фрмированию правильной осанки и развитию мышц, обеспечивающих ее продвижение.

18.При каких переломах транспортная шина должна захватить три сустава:

А) при переломах плечевой и бедренной кисти;

Б) при переломах лучевой и малоберцовой костей;

В) при переломах локтевой кости и бедренной кости;

Г) при переломах большеберцовой и малоберцовой костей.

19.Оказание доврачебной помощи при появлении мозолей:

А) вымыть этот участок тела, проколоть и наложить марлевую повязку;

Б) необходимо проколоть и вымыть этот участок;

В) срезать, промыть дезинфицирующим раствором и положить марлевую повязку;


Проведение Олимпийских игр, как известно, - традиция древняя. Но в 393 Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков, проводились в последний раз. Прекращение проведения игр чаще всего связывают с именем императора Феодосия I, но последний его эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом, и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал спортивных состязаний вообще, но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпийских игр. Дело в том, что, согласно эдикту Феодосия от 391 года, запрещалось не только поклонение языческим богам в храмах, но и совершение языческих жертвоприношений дома. А поскольку изначально покровителем Олимпийских игр считался Зевс, или Юпитер, то проведение игр, соответственно сопровождалось жертвоприношением языческим богам, что, начиная с 391 года, было запрещено. Итак, традиция проведения Олимпийских игр прервалась на 16 веков.

Первые императоры-христиане развернули борьбу с язычеством, в частности, смертью каралось обращение к прорицателям, по-нашему, к ясновидящим, что сегодня получило такое широкое распространение. Но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. И если Прославленный Константин Великий только запер святыни и храмы эллинов, то Феодосий Великий — уничтожил их. В 379 году произошло очень важное событие – на престол вступает император Феодосий, который вошел в историю как Феодосий Великий, испанец по происхождению, православный по рождению.
Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, Flavius Theodosius, Theodosius Magnus) (346—395) — римский император, царствовавший в 379—395, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). При нём христианство окончательно стало государственной религией, а государственный языческий культ был отменён. Воспитан он был в православном духе. Феодосий был хорошо знаком с Амвросием Медиоланским. С его приходом появляется надежда на лучшее будущее для православных. Феодосий, несмотря на свой молодой возраст, был мудрым человеком. Он понимал, что империя ввергнута арианами в ужасающую смуту, погружена в распри.

Будучи сам ревностным христианином и определённо придерживаясь православия, Феодосий Великий окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово стал осуществлять принцип государственной религии, как необходимого условия единства. Когда он вступил на престол, то не был ещё крещеным, но собирался принять крещение. Вскоре после восшествия на престол он заболел и принял крещение от епископа Ахолия Фессалоникийского. В 380 году выходит эдикт, согласно которому, члены Церкви должны исповедовать такую веру, какую исповедует Римский епископ Дамас и Александрийский епископ Петр II. Кто не исповедует веру так, те считаются еретиками, их изгоняют из столиц и запрещают иметь храмы в крупных городах. Феодосий запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались. Однако укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.

Олимпийские игры были возобновлены в 1896, когда христианская Европа уже утратила бдительность по отношению к язычеству и не видела в нём никакой угрозы. В наше время, спустя более чем 100 лет со времени возобновления игр, многое изменилось и в самом спорте и нашем к нему отношении. Сегодня это уже не просто спорт, но и бизнес, и шоу-индустрия, иногда даже с криминальным оттенком, и средство идеологического воздействия на массы, и политическая манипуляция общественным мнением и сознанием. А вот про языческую основу Олимпийских игр все как-то благополучно забыли. Ускользнуло от нашего внимания то, что, будучи, по сути, языческим мероприятием, игры эти никак не совместимы с христианской культурой, традицией, идеологий. Однако организаторы нынешней зимней олимпиады в Ванкувере напомнили всем об исконных языческих корнях Олимпийских игр, возродив, фактически, языческие жертвоприношения на играх в виде шаманских камланий. Может быть, кто-то и не видит в этом ничего особенного и предосудительного, в сегодняшнем толерантном мiре мы уже ко всему должны были привыкнуть. При этом картина складывается прямо-таки как в первые века христианства, когда оно еще не успело отмежеваться от язычества. Но если в ту далёкую эпоху это размежевание было впереди, то в наше время, в 21 веке, оно уже, получается, позади, ибо вера Христова всё больше и больше сдаёт свои позиции, во всяком случае, на Западе, в Европе и Новом Свете. Впрочем, там, видимо, это мало кого заботит, а вот нам в России есть над чем задуматься.

Михаил Чесалин

Ещё со школьной скамьи всем известно, что античные Олимпийские игры были загублены ярыми последователями христианства, истреблявшими все языческие традиции, к которым в частности относились и древние Олимпиады. Однако новейшие исследования российских учёных заставляют усомниться в том, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий своим указом в одночасье лишил всех поклонников спорта традиционных и популярных спортивных соревнований. События давно минувших дней мы разбираем в нашей традиционной рубрике «Срыв покровов».

Христианство против Олимпийских игр

Все поклонники спорта прекрасно знают, что современные Олимпийские игры созданы по образу Олимпиад, которые проводились ещё в Древней Греции. Сражения атлетов во множестве дисциплин, пышные празднования и чествования, стечение тысяч людей к месту проведения соревнований и даже всевозможные ритуалы, которые в наши дни, правда, уже не носят религиозного значения.

Всё это неведомым образом исчезало на почти 15 веков, поскольку история античных Олимпиад имеет вполне определённую дату своего завершения – 394 год нашей эры, в тот же год, когда проходила 293-я Олимпиада.

Общепринятая версия причины завершения Олимпиад описана, например, в «Школьной энциклопедии «Руссика». История древнего мира». «В 392 году Олимпийские игры были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого». На этом история Олимпиад прерывается и возобновляется лишь спустя полтора тысячелетия, когда по инициативе Пьера де Кубертена, который в своих трудах также придерживался общепринятой версии, было создано современное олимпийские движение. В версии запрета Игр в Древней Греции всё довольно логично: христианство в Римской империи стало доминирующей религией, и власти всеми силами боролись с язычеством. Олимпийские игры – это не только спортивные состязания, но и ритуал обращения к богам. Логично, что всё это было запрещено специальным указом.

Но в этой истории оказалось одно слабое место…


Срыв покровов

Российские учёные Алексей Кыласов и Павел Нестеров решили выяснить, когда именно и какими документами были запрещены Олимпийские игры. Однако результат оказался неожиданным. Никаких свидетельств о запрете обнаружено не было!

Исследователи обратились к первоисточнику: эдикту Феодосия Великого от 10 ноября 392 года, который считается пограничным указом в момент перехода Римской империи от язычества к христианству. Олимпийские игры, которые вроде бы им и были запрещены, там не упоминаются вовсе. Речь идёт о запрете целого ряда италийских языческих обрядов, но ни слова о спортивных соревнованиях там сказано не было. Да, разумеется, там предусмотрены наказания за поклонение божествам, не признанным государством, что предопределило будущее запрещённого культа олимпиоников, но запрет никоим образом не коснулся самих спортивных состязаний.

Более того, христианская церковь в целом никогда не боролась с Олимпийскими играми как таковыми. Напротив, Иоанн Златоуст, будучи современником олимпийских сражений, чаще прибегает к положительным эпитетам. Порой он даже поясняет некоторые положения христианского вероучения примерами из олимпийских соревнований, призывает своих прихожан брать пример с атлетов в их стойкости и выносливости. Российские учёные обнаружили, что даже зрители олимпийских соревнований в проповедях Иоанна Златоуста представляются как пример упорства.

Выходит, что видные представители христианского вероучения не видели в Олимпийских играх ничего дурного. Феодосий Великий на самом деле никаких решений об их запрете никогда не выносил. Но что же тогда стало с античными Олимпиадами?

Угасание и трансформация

Ключевым моментом в истории поздних античных Олимпиад стал пожар, возникший в Дафне Антиохийской, разрушивший храм, где проходили важнейшие ритуалы Олимпийских игр. Этот храм никто так и не решился восстанавливать, и так соревнования во многом лишились своего культового оформления. А впоследствии сказались и последствия законов Римской империи, создавшей принцип «плавильного котла». Греческая культура постепенно вымывалась и искоренялась. Уменьшалась и популярность главного спортивного состязания – Олимпийских игр.

Впрочем, спорт не исчез из жизни последователей олимпийцев. Игры не исчезали, менялась лишь их форма. Традиционные игры трансформировались и в разных видах дошли до наших дней, существуя на Балканах и в Малой Азии. Что касается Европы, то олимпийские сражения сначала подверглись удивительной модернизации и превратились в соревнования аристократов на рыцарских турнирах, а затем и переродились в классический англосаксонский спорт, породивший по инициативе барона Пьера де Кубертена то, что мы сейчас знаем как современные Олимпийские игры.

А черты игровой культуры древних греков до сих пор можно обнаружить, например, в Турции, где до сих пор проводится фестиваль Кыркпынар, впервые проведённый ещё в XIV веке. В рамках этого соревнования атлеты до сих пор сражаются в масляной борьбе и скачках, а также используют ритуалы, похожие на те, что применялись на Олимпийских играх. Эти соревнования прошли до наших дней сквозь века и религии. Турецкие атлеты сначала поменяли политеизм на христианские богослужения во времена Византии, затем на суфизм при османах, а потом вновь вернулись к имитации языческих ритуалов во времена светского государства при Ататюрке. Так что Олимпийские игры по религиозным мотивам никто не запрещал: они причудливым образом угасали и расцветали, множились и трансформировались и в сильно изменённом виде даже дошли до наших дней.

Родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Но место, где они проводились, географическое положение знают далеко не все. Иногда можно слышать и даже прочитать в отдельных изданиях, что Игры проводились у подножия горы Олимп. Там же, мол, зажигается и Олимпийский огонь, который доставляется к месту проведения современных Олимпийских игр. Однако это не так. Гора Олимп находится на севере Греции. А Игры проводились в 350 км от Олимпа, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида, в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Именно здесь зажигается Олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета к месту проведения Игр Нового времени [2].

Олимпия - центр зарождения олимпизма. Что известно об Олимпии, этом святилище древних греков? Люди заселяли плодородную равнину, примыкавшую к Олимпии, еще в III тысячелетии до нашей эры, а ритуальные состязания были распространены в Древней Греции с незапамятных времен. Еще Гомер поведал в «Илиаде» о том, как в честь павшего героя Троянской войны Патрокла его друг Ахилл устроил гонки колесниц, кулачные бои, турниры по борьбе, бегу, стрельбе из лука, метанию копья и диска [17].

Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых центров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии совершались у алтаря богини Геры. Позже, во второй половине VII в. до н.э., в честь матери-Земли был воздвигнут храм. А еще 200 лет спустя в ознаменование победы греков над персами в Олимпии появляется величественный храм Зевса. Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света [24].

Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света. Помимо этих храмов, в Олимпии были и другие строения, в которых хранились сокровища, привозимые сюда всеми греческими государствами после удачных войн; располагались мастерские лучших греческих скульпторов, стояло здание Высшего Совета Элиды, были построены гостиницы, где жили во время Игр наиболее состоятельные гости Олимпии, судьи, участники, почетные гости, обслуживающий персонал. Кроме того, в Олимпии было множество алтарей, статуй, памятников в честь различных богов, мифологических героев, олимпийских чемпионов, царей, полководцев [18].

Наряду с храмами и другими памятниками, в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания. К этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. Стадион своей северной частью примыкал к склону горы Кронос, который и служил как бы естественной трибуной, где размещалось до 50 тысяч зрителей во время празднеств. Другие стороны стадиона были обнесены искусственной насыпью. Гимнасий и палестра служили местом для последнего этапа подготовки участников к олимпийским состязаниям за месяц до их начала. Кроме того, в гимнасий, роскошном по тем временам сооружении, проводились беседы, хранились различные материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и победителей и даже статуи выдающихся атлетов [3].

Мифы и легенды о происхождении Игр. Греческая традиция сохранила письменные свидетельства о зарождении Олимпийских игр в виде нескольких мифов и легенд, созданных фантазией людей. Согласно этим источникам возникновение Игр связывается в основном с культовыми обрядами, совершавшимися в Олимпии. Главные причины проведения Игр усматривались в умиротворении богов, в праздновании победы над враждебными царями и вождями или в честь почетных гостей. Одна из легенд говорит о том, что Олимпийские игры основал бог богов Зевс в честь победы над своим отцом - богом Кроносом. Другая легенда отдает честь организации Игр мифическому герою Гераклу, который олицетворяет силу, мужество, воинскую доблесть. Одержав победу над царем Элиды Авгием, Геракл устроил Игры. Для проведения состязаний он установил дистанцию - стадий, отмерив его своими стопами. Шестьсот стоп - один стадий, или 192 м 27 см. Долгое время на Играх атлеты выявляли победителя только в этом виде состязаний. Когда появились другие виды упражнений, Геракл принял в них участие и победил в борьбе и панкратионе (соединение борьбы с кулачным боем). Позднее такая победа в этих дисциплинах называлась «геракловой победой», а победитель получал имя «Второго Геракла» [10].

Одной из популярных является легенда о внуке Зевса Пелопсе и его победе над царем города Пиза Эномаем. Оракул предсказал, что Эномай умрет в тот день, когда его дочь красавица Гипподамия выйдет замуж. Царь всячески стремился оттянуть день свадьбы дочери. Он ставил всем женихам одно условие - состязаться с ним на колесницах. В случае победы жених получал и царство, и дочь. Эномай, имея быстрых коней, догонял и убивал копьем соискателей руки дочери. Тринадцать женихов погибли от копья Эномая. Наконец, явился Пелопс, который очень понравился Гипподамии. В сговоре с возницей колесницы Эномая Миртилосом они одержали победу. Пелопс, завладев царством и Гипподамией, в знак благодарности богам воздвиг в Олимпии святилище, где приносились жертвы, и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Благодаря Пелопсу, по легенде, Игры приобрели традиционный характер. Еще одна легенда говорит о том, как Игры превратились в общегреческие праздники. Дельфийский оракул предсказал, что царь Элиды Ифит и царь могущественной Спарты Ликург должны заключить между собой договор, по которому в Играх смогли бы участвовать атлеты всех греческих городов. По договору во время проведения Игр будет воцаряться «священный мир», исчезнут мор, голод, болезни и другие несчастья среди жителей Греции. Договор между Ифитом и Ликургом, видимо, был заключен, его текст вырезан на металлическом диске, который хранился в храме Геры, построенном на территории Олимпии [14].

Игры и герои древней Олимпии. Возникновение и развитие Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран мира. Они установили, что в основе их происхождения лежат не только легенды, но и объективные потребности общества. Сюда относится необходимость в улучшении физической подготовки будущих воинов, ведь в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С другой стороны, Игры были призваны способствовать расширению культурных связей между разрозненными племенами Греции. Обращая особое внимание на культуру тела, греки рассматривали Олимпийские игры как важную часть всестороннего развития человека. Оно должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. О некультурном человеке они говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать [11].

В течение многих веков древние Игры (или как их называли греки - агоны) проводились в разных местах Греции, а также и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских [23].

Первые достоверно известные в истории Игры состоялись в 776 г. до н.э. С этих Игр начинается счет древних олимпиад, а дата взята за основу во всем мире потому, что удалось установить имя победителя Игр. Так, первым в списках чемпионов стал Короибос из греческого города-полиса Элида. В то же время некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е Игры. Участниками Игр могли быть только свободнорожденные греки. Рабы и варвары (чужеземцы), а также женщины к Играм не допускались. Так продолжалось до тех пор, пока Греция не потеряла свою независимость (II в. до н.э.) [25].

Участники собирались на Игры один раз в четыре года. Промежуток четырехлетия назывался Олимпиадой, по которой некоторое время вели летосчисление. Игры проводились в первый год Олимпиады. С наступлением каждого олимпийского года специальные послы оповещали жителей городов и колоний Греции и приглашали на очередные Игры. С наступлением праздника все враждебные отношения должны быть прекращены. Никто с оружием в руках не может вступать на территорию Олимпии. Проклятие постигнет всякого, кто попытается овладеть ее территорией или не придет на помощь жителям Элиды в борьбе против врага, совершившего святотатство. На каждого солдата, нарушившего договор, налагается штраф в две мины (1 мина - 27 рублей золотом). Проклятие и штраф будут также служить наказанием всякому, кто осмелится оскорбить путника, идущего на олимпийские праздники [5].

Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем проходить подготовку непосредственно в Олимпии. Организацию Игр осуществляли элланодики - распорядители-судьи. Это были знатные люди из Элиды, на территории, которой находилась Олимпия. Они распространяли приглашения, записывали желающих участвовать в Играх, наблюдали за ходом подготовки атлетов и мест проведения занятий и состязаний. Элланодики формировали окончательный состав участников, проводили соревнования, награждали победителей и в то же время налагали штраф на провинившихся [12].

Программа Игр состояла из разнообразных физических упражнений. На первых играх атлеты состязались лишь в одном виде - беге на один стадий, затем постепенно включались все новые виды упражнений. Самым трудным и популярным считалось греческое пятиборье - пентатлон: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. Соревнования проводились также по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязаниям на колесницах. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в отдельных видах физических упражнений стали принимать участие и дети [26].

Праздники в Олимпии проводились чрезвычайно торжественно. В ранний период они проходили один день. В период расцвета (VI-IV вв. до н.э.) - в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву о том, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители на Играх, настоящие герои античных стадионов, назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград олимпионики на Играх не получали. На родине их встречали, как героев. Кроме первого олимпийского чемпиона всех времен и народов Ко-роибоса, большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родоса, их сыновья и внуки. Восемьдесят лет семья Диагора выступала на Олимпийских играх и принесла на родину 9 оливковых венков. Легендарный Милон из Кротона (колония Греции на юге Италии), ученик Пифагора, шесть раз становился победителем Игр по борьбе. Его имя увековечено не только в мифах и легендах о его олимпийских подвигах, но и в истории искусства. Два выдающихся скульптора Франции Пьер Пюже (1620-1694) и Морис Фальконе (1716-1791) оставили нам свои произведения в мраморе о Милоне Кротонском (в России Морис Фальконе известен как автор знаменитого памятника Петру I «Медный всадник»). Было много и других чемпионов из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции. Греческий поэт Пиндар слагал хвалебные оды в честь победителей на Играх [4].

В жизни Греции олимпийские праздники, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения. Игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях. Оценку выдающегося математика и философа Пифагора современных ему Игр приводит Мишель Монтень. «Наша жизнь, - говорил Пифагор, - напоминает собой большое многолюдное сборище на Олимпийских играх. Одни упражняют там свое тело, чтобы завоевать себе славу на состязаниях; другие тащат туда свои товары, чтобы извлечь из этого прибыль. Но есть и такие - и они не из худших, - которые не ищут здесь никакой выгоды: они хотят лишь посмотреть, каким образом и зачем делается то-то и то-то. Они хотят быть просто зрителями, наблюдающими жизнь других, чтобы вернее судить о ней и соответственным образом устроить свою» [27].

В середине II в. до н.э. Грецию покорили римляне. По-разному относились правители метрополии к Олимпии. Одни возводили там новые строения, другие рушили старые, третьи наживали на популярности Игр политический и финансовый капитал. Император Нерон, например, решивший сам участвовать в Играх, распорядился во многом изменить программу 211-х Игр, введя в них такие турниры, которых ранее не было. Разными путями устранив конкурентов, Нерон был объявлен победителем во многих соревнованиях - от гонок на колесницах до чтения трагедий и игры на лире. Следует сказать, что в римскую эпоху Игры из мононациональных, характерных для периода свободной Греции, становятся многонациональными. Если на протяжении без малого семи веков право на участие в них имели только свободные граждане Греции, то затем на Играх могли выступать представители народностей, населявших гигантскую Римскую империю, которая включала огромные территории нынешней Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. На Игры приезжали атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и других регионов. Так случилось, что самым последним в списке олимпийских чемпионов древних Игр значится имя Вараздата из Артаксаты - древней столицы Армении [1].

Олимпийские игры Древней Греции проводились без перерыва 1168 лет. 290 раз собирались жители Эллады на свои олимпийские праздники. Последний раз это было в 393 г. уже нашей эры. А через год, в 394 г., в связи со все большим распространением христианства римский император Феодосии I запретил олимпийские праздники. Еще через 32 года Феодосии II издал декрет о разрушении всех языческих храмов, и олимпийское святилище перестало существовать. То, что не успели разбить и растащить легионеры, со временем уничтожили землетрясения и наводнения. Более чем на двенадцать столетий Олимпия как бы исчезла с лица земли. Даже название ее было забыто [9].

С проникновением греческой культуры в Рим делались попытки перенести на римскую землю и гимнастические агоны греков. Так, римский консул Сулла приказал перенести 175 Олимпийские игры (80 г. до н.э.) из Греции в Рим. Успеха эта затея Суллы не имела, римскому народу греческие агоны были чужды по духу, форме и традициям. В Древней Греции наряду с олимпийскими праздниками были широко распространены и другие агоны: Немейские, Пифийские, Панафинейские и Истмийские игры. Немейские игры проводились в Немее в честь Зевса один раз в два года на второй и четвертый год Олимпиады осенью и зимой. Впервые состоялись в VI в. до н. э. Программа включала мусические и гимнастические состязания. Здесь, как и в Олимпийских играх, существовало священное перемирие, но соблюдалось оно не так строго, как в Олимпии. Как свидетельствовали раскопки, соревнования проходили на стадионе с каменными трибунами. Участники широко пользовались банями, бассейном. Пифийсие игры проводились в честь Аполлона в окрестностях города Дельфы, где находилось известное всей Греции святилище и оракул - предсказатель судеб. В начале это были состязания певцов и музыкантов, а с 586 г. до н.э. после победы над персами были включены в программу игр состязания на колесницах и другие виды греческой гимнастики. Победители увенчивались лавровым венком. Панафинейские игры являлись главным торжеством в Аттике. Расцвет их относится к VI в. до н.э. Проводились в Афинах каждые четыре года, на третий год Олимпиады. Продолжительность Игр - пять дней. В программу входили гонки на колесницах, бег, прыжки, метания, пятиборье, гонки в порту на афинских триерах. Участники выступали в трех возрастных группах. Большой популярностью пользовались здесь конкурсы музыкантов, чтецов, танцоров в полном боевом снаряжении. Устраивался бег ночью с зажженными факелами. К Играм не допускались лица, не обладавшие всей полнотой гражданских прав [15].

Истмийские игры проводились на Коринфском перешейке в сосновой роще в честь владыки морей Посейдона каждые два года весной. В программу Игр входили состязания флейтистов и кифаристов, соревнования в беге, борьбе, гонках на колесницах, скачках на лошадях. Игры проходили пышно, в присутствии большого количества зрителей. Участвовали почти все государства-полисы Древней Греции, кроме Элиды: атлетам этой страны участвовать в Истмийских играх запрещалось [24].

Начиная с IV в. до н.э., рабовладельческие отношения в Греции начали клониться к закату. Постепенно приходила в упадок греческая культура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоевания Македонией, а затем Римом, не нуждалась более в самостоятельной армии. Отпала необходимость в той совершенной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнениями в них продолжались, но объем этих занятий уменьшался с каждым годом [11].

Глубокие перемены в экономической, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К участию в Играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного оливкового венка победителей стали награждать материальными ценностями. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песен. Римские консулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели успеха [23].

К концу 4 в. н.э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников [26].

Читайте также: