Материальная помощь на оздоровление к отпуску в беларуси 2020 облагается ли фсзн

Опубликовано: 11.05.2024

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.


Другие
наши издания

Рубрики в номере

Рубрика «Расчеты и начисления»

О.Н. Шикина, аудитор

При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан производить работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).

Возможность осуществления единовременной выплаты на оздоровление предусмотрена законодательным актом — Трудовым кодексом. При этом размер такой выплаты и обязанность по ее осуществлению устанавливаются в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре.

Важно обратить внимание на то, что ст. 182 ТК не обязывает организацию включать в трудовые договоры, коллективный договор или иные локальные правовые акты (далее — ЛПА) обязательство производить рассматриваемую выплату. Это решение принимается организацией самостоятельно. Статьей 182 ТК лишь определено, что если организация приняла такое решение и внесла соответствующие положения в ЛПА, то она обязана выплачивать помощь на оздоровление.

Порядок выплаты единовременной материальной помощи

В настоящее время единовременная выплата на оздоровление предусмотрена несколькими нормативными правовыми актами.

1 Пунктами 4 и 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установлено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2 Подпунктом 7.1 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (в ред. от 14.04.2020; далее — Положение № 597), предусмотрено, что руководителю может быть выплачена материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере:

  • не более двух окладов — один раз в течение календарного года;
  • не более 0,5 общего фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 Положения № 597, — по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

3 В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2019) государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

4 Как уже говорилось выше, согласно ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Порядок документального оформления осуществления единовременной выплаты на оздоровление организация разрабатывает самостоятельно.

Как правило, при уходе в отпуск работник подает на имя руководителя организации заявление, в котором содержится указание на необходимость осуществления единовременной выплаты. На основании заявления оформляется приказ о предоставлении отпуска с выплатой единовременной материальной помощи на оздоровление.

Поскольку согласно ст. 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными ЛПА, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме (кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, совмещающих работу с получением образования, которые предоставляются только по месту основной работы), материальная помощь на оздоровление может оказываться не только работникам, работающим в организации по месту основной работы, но и совместителям.

Так как совместитель является работником организации, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора, выплата ему единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление осуществляется в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций установлен:

  • Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 13.12.2019; далее — Инструкция № 50);
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 22.12.2018; далее — Инструкция № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90 - 10 «Прочие расходы по текущей деятельности», включается в т. ч. материальная помощь работникам организации на оздоровление (п. 13 Инструкции № 102).

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете организации начисление единовременной материальной помощи к отпуску отражается по дебету субсчета 90 - 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а ее выплата — по дебету счета 70
«Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Налоговый учет

Налог на прибыль

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление включаются в состав прочих нормируемых затрат (подп. 2.1 ст. 171 НК).

Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику к отпуску на оздоровление, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

Начиная с 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации (ч. 2 п. 6 и абз. 2 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в ред. от 17.04.2020; далее — Указ № 503)), т. е. ограничение, предусмотренное п. 3 ст. 171 НК, на данный случай не распространяется.

Подоходный налог

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК) от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за ее пределами (подп. 1.1 ст. 196 НК).

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).

Важно учитывать то, что от подоходного налога освобождаются доходы физических лиц, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т. ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29, 30 ст. 208 НК), получаемые:

  • от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т. ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, — в размере, не превышающем 2115 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
  • иных организаций и ИП, — в размере, не превышающем 140 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу № 503).

Таким образом, доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

Если имеется превышение данной величины, подоходный налог с суммы превышения льготы исчисляется в общеустановленном порядке и в бухгалтерском учете организации отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсчета 68 - 4 «Расчеты по подоходному налогу».

Страховые взносы в ФСЗН и Белгостсрах

Основные нормативные правовые акты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, — это:

  • Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. от 09.01.2017; далее — Закон № 138-XIII);
  • Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (в ред. от 29.08.2019; далее — Положение № 1297);
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в ред. от 29.08.2019; далее — Перечень № 115).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 2 Закона № 138-XIII).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения № 1297).

В соответствии с п. 7 Перечня № 115 материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников, не является объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Таким образом, в случае выплаты работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Отчисления на социальное страхование в ФСЗН и взносы в Белгосстрах, уплачиваемые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых учитывается начисление оплаты труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и субсчета 76 - 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» соответственно (пп. 54 и 59 Инструкции № 50).

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 ст. 170 НК).

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп. 2.5 ст. 170 НК, или относимые к первоначальной стоимости амортизируемых активов, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 ст. 175 НК).

1. При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан произвести работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Трудовой кодекс не обязывает организацию предусматривать в трудовых договорах, коллективном договоре или иных ЛПА обязательство производить эту выплату, решение принимается организацией самостоятельно. Если организация приняла такое решение и внесла соответствующие положения в ЛПА, то она обязана выплачивать помощь на оздоровление.

2. Единовременная материальная помощь работнику к отпуску на оздоровление учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

3. Доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

4. При выплате работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (175), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Ура! Скоро лето! Наступает сезон отпусков! Работникам бюджетной организации выплачивается материальная помощь на оздоровление. В данном материале рассмотрено, в каких ситуация она выплачивается, следует ли с этих сумм исчислять зарплатные налоги, как отразить материальную помощь в бухгалтерском учете и учесть при налогообложении прибыли.

СИТУАЦИЯ: Работнику бюджетной организации начислена материальная помощь к отпуску на оздоровление согласно ст. 182 ТК. Ее размер предусмотрен коллективным договором и составил 46,00 руб. Данная организация является для работника местом основной работы. Другие выплаты социального характера работнику в 2017 г. не производились.

  1. В каких случаях выплачивается материальная помощь на оздоровление?
  2. Какие зарплатные налоги исчисляются с материальной помощи на оздоровление: подоходный налог; страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах?
  3. Как отразить в бухгалтерском учете выплату материальной помощи на оздоровление?
  4. Учитывается ли при налогообложении прибыли сумма материальной помощи на оздоровление, выплачиваемая из внебюджетных средств?

1. Наниматель выплачивает единовременную выплату на оздоровление в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска). Размер единовременной выплаты на оздоровление определяется законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 ТК).

При этом руководители бюджетных организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5 % планового фонда заработной платы штатных работников (подп. 2.7 приложения 1 к постановлению Минтруда от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее – постановление № 6)).

Данный размер материальной помощи применяется как для работников, которые получают заработную плату из бюджетных источников, так и для работников, чья заработная плата выплачивается из внебюджетных средств (подп. 1.1 приложения 1 к постановлению № 6).

Единственным отличием является то, что на выплату работникам, получающим заработную плату из бюджетных источников, направляются средства, запланированные в бюджетной смете, а другим работникам – средства, определенные в расходной части сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета доходов и расходов) (подп. 13.2, пп. 10, 15, 20 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641).

На практике порядок и условия предоставления материальной помощи из 5 % планового фонда заработной платы штатных работников регулируются положением об оказании материальной помощи, в котором организация вправе предусмотреть оказание помощи в соответствии со ст. 182 ТК. Данное положение может включаться в коллективный договор либо являться приложением к нему.

В рассматриваемой ситуации размер материальной помощи предусмотрен в коллективном договоре организации. При этом она может выплачиваться как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

  1. Порядок исчисления зарплатных налогов представлен ниже:

2.1. Подоходный налог с физических лиц.

Доходы, полученные физическими лицами от источников в Республике Беларусь, как в денежной, так и в натуральной формах, признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц (ст. 152, подп. 1.1 ст. 153, часть первая п. 1 ст. 156 НК).

Согласно абзацу второму подп. 1.19 ст. 163, части первой ст. 162 НК освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы, в размере, не превышающем 1678,00 руб., от каждого источника в течение календарного года.

Так как в рассматриваемой ситуации размер материальной помощи, оказываемой бюджетной организацией, являющейся для работника местом основной работы, в течение календарного года не превышает установленный предел (46,00 руб. < 1678,00 руб.), сумма материальной помощи к отпуску на оздоровление освобождается от подоходного налога в полном объеме.

2.2. Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

В соответствии с п. 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень), страховые взносы не начисляются на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами.

Вместе с тем законодательными актами признаются законы (в т.ч. кодексы) Республики Беларусь (абзац шестой части первой ст. 1, часть четвертая ст. 2 Закона от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").

По разъяснениям специалистов ФСЗН, материальная помощь к отпуску на оздоровление, предусмотренная ст. 182 ТК, конкретный порядок и размер выплаты которой устанавливается организацией самостоятельно в коллективном договоре, относится к п. 7 Перечня. Соответственно, данная выплата страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах не облагается.

  1. Расходы, произведенные бюджетной организацией, учитываются на субсчете:
  • 200 "Расходы по бюджету" – если они произведены за счет бюджетных средств;
  • 211 "Расходы по внебюджетным средствам" (субсчете счета 08 "Затраты на производство") – если они произведены за счет внебюджетных средств в пределах расходной части сметы доходов и расходов (пп. 4, 11 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157)).

Начисление материальной помощи производится по дебету вышеуказанных субсчетов в корреспонденции с кредитом субсчета 180 "Расчеты с персоналом".

Как правило, денежные средства перечисляются в банк для зачисления на счет работника. Такая хозяйственная операция отражается:

  • тремя записями (если выплата производится за счет бюджетных средств):
  1. Д-т субсч. 100 "Текущий счет по бюджету"

К-т субсч. 140 "Расчеты по финансированию из бюджета" – получено бюджетное финансирование;

  1. Д-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

К-т субсч. 100 "Текущий счет по бюджету" – перечислены бюджетные средства в банк;

  1. Д-т субсч. 180 "Расчеты с персоналом"

К-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – зачислены денежные средства на счет работника;

  • двумя записями (если выплата производится за счет внебюджетных средств):
  1. Д-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

К-т субсч. 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" – перечислены внебюджетные средства в банк;

  1. Д-т субсч. 180 "Расчеты с персоналом"

К-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – зачислены денежные средства на счет работника.

Исходя из условий, приведенных в ситуации, отразим в бухгалтерском учете выплату материальной помощи на оздоровление (см. табл.)

С 2020 года работникам бюджетной сферы, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) осуществляется единовременная выплата на оздоровление из расчета 0,5 оклада (или иной размер в соответствии с законодательными актами или постановлениями Совмина). Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положению, утвержденному руководителем бюджетной организации <*> .

На осуществление единовременной выплаты на оздоровление направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством <*> .

Рассчитываем размер единовременной выплаты на оздоровление

В общем случае выплата на оздоровление рассчитывается по формуле <*> :


В свою очередь оклад работника с 2020 года определяется по формуле <*> :


На какую дату следует брать оклад для исчисления единовременной выплаты на оздоровление, надо прописать в положении об единовременной выплате на оздоровление.

В общем случае размер оклада работника, от которого исчисляется выплата на оздоровление, может определяться согласно положению на день начала трудового отпуска, отпуска работника организации. Причем рекомендуем также прописать в положении, что при последующем изменении оклада работника после даты начала отпуска перерасчет единовременной выплаты на оздоровление не производится.

При этом отметим, что согласно Указу N 27 единовременная выплата на оздоровление осуществляется, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск).

В таком случае расчет выплаты на оздоровление может определяться исходя из размера оклада работника, установленного на дату приказа об увольнении.

Причем в данной ситуации выплата пособия согласно положению может производиться не в полном объеме, а пропорционально отработанному времени.

Расчет единовременной выплаты на оздоровление в этом случае будет производиться по следующей формуле:


Положением могут быть предусмотрены иные случаи, когда единовременная выплата на оздоровление производится пропорционально отработанному в текущем календарном году времени. Например, в случаях:

Подоходный налог. Единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, освобождается от подоходного налога с физических лиц <*> .

Взносы в ФСЗН и Белгосстрах. От исчисления страховых взносов в ФСЗН и в Белгосстрах освобождается только матпомощь на оздоровление, установленная законодательными актами <*> .

На сумму единовременной выплаты на оздоровление взносы в ФСЗН и в Белгосстрах начисляются в общеустановленном порядке.

Отражаем сумму единовременной выплаты на оздоровление в налоговом учете

При налогообложении прибыли единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств, включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав <*> .

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные на сумму единовременной выплаты на оздоровление, также включаются в состав затрат <*> .

Отражаем единовременную выплату на оздоровление в бухгалтерском учете

Начисление единовременной выплаты на оздоровление отражается по кредиту этого субсчета в корреспонденции с дебетом соответствующих субсчетов учета затрат (расходов).

В бухгалтерском учете при единовременной выплате на оздоровление, осуществляемой за счет бюджетных средств на карточку работника, производятся следующие записи:

Содержание операций Дебет Кредит
Начислена единовременная выплата на оздоровление за счет средств бюджета 200 180
Удержан страховой взнос в ФСЗН (1%) 180 171
Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) 200 171
Начислен страховой взнос в Белгосстрах 200 171
Перечислены денежные средства в банк для зачисления на карточку работника 178 100
Отражено получение бюджетного финансирования на единовременную выплату 100 140 (230)
Зачислена единовременная выплата на оздоровление на карточку работника 180 178

Единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая за счет бюджета из кассы организации, отражается бухгалтерскими записями:

Содержание операций Дебет Кредит
Начислена единовременная выплата на оздоровление за счет средств бюджета 200 180
Удержан страховой взнос в ФСЗН (1%) 180 171
Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) 200 171
Начислен страховой взнос в Белгосстрах 200 171
Поступили средства со счета госказначейства на текущий (бюджетный) счет организации для осуществления единовременной выплаты на оздоровление 100 140 (230)
Оприходованы в кассу денежные средства, полученные с текущего (бюджетного) счета для осуществления единовременной выплаты на оздоровление 120 100
Выплачена из кассы единовременная выплата на оздоровление 180 120

Единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая за счет внебюджетных средств на карточку работника, отражается записями:

Содержание операций Дебет Кредит
Начислена единовременная выплата на оздоровление работнику за счет внебюджетных средств 211 (080, 082) 180
Удержан страховой взнос в ФСЗН (1%) 180 171
Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) 211 (080, 082) 171
Начислен страховой взнос в Белгосстрах 211 (080, 082) 171
Перечислены денежные средства в банк для зачисления на счет работника 178 111
Зачислена единовременная выплата на оздоровление на счет работника 180 178

Единовременную выплату на оздоровление, осуществляемую за счет внебюджетных средств из кассы, отражают следующим образом:

Когда сотрудники предприятия уходят в отпуск, многие работодатели считают нужным выплатить им дополнительные средства, чтобы они могли в полной мере насладиться отдыхом и оценить заботу руководства о себе. Чаще всего эти средства даются работнику именно в форме денег. По нормативным актам эти выплаты могут быть премией или материальной помощью.

Работодателям следует знать особенности учета и обложения налогами таких выплат, а сотрудникам будут полезны нюансы документального оформления и правила начисления.

Терминология по ТК РФ

В каждой организации, независимо от того, относится она к бюджетным или частным, существует регламентированный порядок выплат как регулярных, так и разовых. Порядок этот должен проходить в соответствии с положениями Трудового Кодекса ТК РФ.

В статьях ТК РФ не содержится специального термина для обозначения отпускных, выплачиваемых дополнительно. Говоря «материальная помощь к отпуску», чаще всего подразумевают регулярную или единовременную выплату денежных средств, назначенную сотруднику не за отработанное время или исполнение трудовых обязанностей, а по иной причине. В данном случае по уходу в отпуск, подкрепленной доброй волей работодателя.

Порядок выплаты средств по подобным основаниям относятся к компетенции ст. 129 ТК РФ, согласно которой работодатель может предоставлять работникам, помимо заработной платы, разнообразную поддержку:

  • социальную;
  • поощрительную.

Социальная выплата может быть назначена в связи с любым событием, которое отражается на материальном благополучии подчиненного, в том числе и получении отпуска. Ее можно назначать один раз в год или несколько, по усмотрению начальства.

Поощрительная выплата отличается от социальной тем, что от результатов труда сотрудника зависит факт ее начисления и/или размер. Сумма может быть в процентах от оклада (тарифной ставки), или же ее можно зафиксировать в Положении о начислении поощрительных выплат, дифференцировав в зависимости от разных факторов успешности, например, отсутствия взысканий или наличия каких-либо выдающихся показателей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Порядок начисления и выплаты материальной помощи должен быть закреплен в локальных нормативных актах организации.

Матпомощь к отпуску для работников бюджетной сферы

Прибавка к выплатам, осуществляемым к отпускам бюджетников, регламентируется специальным федеральным законом №79-ФЗ от 27 июля 2004 года (п.6 ч.5 ст.50), а также ст. 135 и 144.

Согласно этим документам надбавка может быть выплачена сотрудникам к одному (ежегодному) отпуску, является регулярной и обязательной к выплате, независимо от результатов труда и особенностей выполнения трудовых функций. Эта выплата должна быть предусмотрена во внутренней документации:

  • коллективном договоре;
  • трудовом договоре;
  • допсоглашении к договору;
  • специальном положении;
  • приказах руководства.

Размер этой помощи не может превышать установленных законодательством норм (обычно это удвоенный оклад).

ВАЖНО! Образец заявления работника о выплате материальной помощи к отпуску от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Когда работодатель принял решение поддерживать сотрудников, уходящих в отпуск, материально, то большинство вопросов, связанных с этой выплатой, он решает на свое усмотрение. Тем не менее некоторые распространенные ситуации на практике разрешаются общепринятым порядком:

  1. Если сотрудник разделяет свой отпуск на части, то матпомощь выплачивается на ту из них, которая составляет не менее предусмотренных законом двух недель.
  2. Получение отпуска авансом не влияет на факт и размер материальной помощи.
  3. Заявление на отпуск и на предоставление матпомощи может быть общим, либо же эти два документа можно подать отдельно.

Как написать заявление на материальную помощь

Данная выплата осуществляется только на базе выраженного желания работника и работодателя, что оформляется подачей соответствующего заявления.

ВНИМАНИЕ! Поощрительную надбавку разового характера работодатель может выплатить на основании приказа, но постоянную социальную выплату нужно оформлять исключительно через заявление.

Заявление на предоставление финансовой поддержки к отпуску пишется в отделе кадров или бухгалтерии согласно общим правилам документооборота. В нем обязательно должны быть следующие моменты:

  • имя и должность заявителя;
  • адресованность на имя руководителя организации;
  • четко сформулированная причина просьбы о матпомощи;
  • даты, когда сотрудник собирается в отпуск (то есть когда ему будут необходимы просимые средства);
  • привычная форма концовки – дата и личная подпись с расшифровкой.

На заявлении руководитель оставит свою визу и резолюцию для бухгалтерии.

Пример заявления на предоставления матпомощи к отпуску

Генеральному директору
ООО «Шантарам»
А.Г. Сайфетдинову
от экономиста отдела снабжения
Л.И. Рубан

Прошу предоставить мне материальную помощь в связи с предстоящим отпуском с 21.05.2017 г. по 17.06.2017 г., выплачиваемую на основании положений коллективного договора.

Налоговый учет матпомощи к отпуску

Средства, выплачиваемые работнику, являются расходами предприятия. Как это отражается на налогообложении, зависит от того, проводится ли она как поощрительная или социальная надбавка.

Налоговый учет материальной помощи-соцвыплаты

Фиксированное количество денежных средств, которое гарантированно получает к отпуску каждый работник, безотносительно к условиям и результатам своего труда, в списке расходов предприятия относится к неучтенным. Поэтому согласно п. 23 ст. 270 НК РФ она не является признаваемой в расходах для налогов на прибыль.

С точки зрения работника эта выплата признается доходом, поэтому подпадает под НДФЛ и начисление с нее обязательных страховых взносов в ПФР, ФССС и ФФОМС, если превышает установленный законом необлагаемый лимит в 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ, Письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 года № 03-03-06/4/44144, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212).

НДФЛ и страховые взносы рассчитываются и удерживаются, исходя не из всей выплаты, а только из части, превышающей лимит, то есть с суммы свыше 4 000 руб.

Налогообложение отпускной поощрительной выплаты

В некоторых организациях надбавка к отпускным привязывается к результатам деятельности сотрудника:

  • факт выплаты может зависеть от соблюдения трудовой дисциплины;
  • размер варьируется в зависимости от стажа, квалификации, трудовых достижений и т.п.

Такая выплата с позиции налогового законодательства является частью затрат на оплату труда, поэтому и признается в расходах на налогообложение, если она должным образом регламентирована во внутренних нормативных актах. НДФЛ и страховые взносы взимаются с нее в полном объеме, а не только с части, превышающей 4 000 руб. ежегодно.

Бухучет материальной помощи к отпуску

При осуществлении бухгалтерского учета материальную помощь проводят как «прочие расходы». Проводки будут выглядеть следующим образом:


В нашей статье речь пойдет о выплате материальной помощи к отпуску. Мы рассмотрим, входит ли она в расчет отпускных, как выплачивается данный вид материальной помощи и некоторые нюансы, касающиеся нашей темы. Статья будет полезна не только бухгалтерам, но и другим сотрудникам.

Что такое материальная помощь

Выплата материальной помощи к отпуску является дополнительным денежным поощрением. Важно понимать, что выплата материальной помощи является добровольным жестом руководства в коммерческих фирмах. Другими словами, матпомощь не является обязательной для работодателя негосударственного учреждения.

На сегодняшний момент ТК РФ не регламентирует выплату материальной помощи к отпуску. Однако, существует несколько статей в Трудовом кодексе, в которых разъясняется характер выплат матпомощи и некоторые нюансы.

Так, например, ст. 135 ТК РФ дает четкое понимание распределения дополнительной выплаты — как поощрение сотрудника к ответственному подходу к выполнению своих трудовых обязанностей.

Поговорим о том, включается ли материальная помощь в расчет отпускных.

Согласно п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты, утвержденного постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922 и п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее — Правила), материальная помощь при расчете отпускных может не учитываться или включаться в нее с некоторыми ограничениями, о которых будет рассказано далее.

Включать или не включать матпомощь в расчет отпускных, зависит от формы собственности организации. В соответствии с нашим законодательством, организации бывают двух типов: бюджетные, то есть государственные, или коммерческие, частные. В зависимости от этого, материальная помощь включена в расчет отпускных или же исключена.

Обратимся к уже указанным выше законодательным актам. Согласно п. 6 Правил, материальная помощь частично входит в расчет отпускных, как 1/12 часть всех выплат, которые были начислены за период расчета перед отпуском. Это касается только фирм-бюджетников. Матпомощь сотрудникам остальных фирм, коммерческих, не входит в расчет отпускных. Исключением является случай, когда материальная помощь к отпуску трактуется в нормативных локальных актах коммерческой организации как стимулирующая и поощряющая выплата и включена в фонд оплаты труда, тогда она может входить в расчет отпускных.

Порядок выплаты материальной помощи к отпуску

Выплата матпомощи к отпуску осуществляется один раз в год, чаще всего перед ежегодным оплачиваемым отпуском. Однако трудовое законодательство РФ не обязывает работодателя это делать. Следовательно, сотрудники коммерческих организаций должны опираться на внутренние приказы и пункты трудового договора.

Что же касается государственных фирм, выплата матпомощи к отпуску происходит с ориентацией на специальные законодательные акты.

Положена ли материальная помощь к отпуску

Данное поощрение может выплачиваться с учетом качества выполнения трудовых обязанностей работника, то есть как мотивационная выплата, или же при социальной потребности работника фирмы, то есть в качестве социальной выплаты.

Сама выплата матпомощи основывается на локально-нормативных актах фирмы. Если в данном документе прописаны положения о выплатах, то получать их будут все работники фирмы с небольшим исключением, о котором расскажем далее.

У сотрудников госорганизаций размер выплат матпомощи — фиксированный, а порядок выплат устанавливается, повторим еще раз, согласно нормативно-правовым актам.

Рассмотрим ниже некоторые ограничения в предоставлении матпомощи к отпуску. Во-первых, для получения матпомощи сотрудник должен отработать в организации не менее полугода, поскольку получение дополнительной выплаты у сотрудника появляется после отработки указанного срока.

Во-вторых, при декретном отпуске будущие мамы тоже не могут рассчитывать на матпомощь к отпуску, поскольку декретный отпуск — социальная мера, не относящаяся к очередному оплачиваемому отпуску. Беременные женщины получат установленные пособия на рождение ребенка и период беременности.

Еще одна категория людей, которым не полагается матпомощь к отпуску — работники, уходящие в отпуск с последующим увольнением. В этом случае работодатель не поощряет денежно сотрудника, ведь в этом нет смысла.

Итоги

Выплата матпомощи к отпуску в частных коммерческих фирмах является добровольной, а размер дополнительного финансирования устанавливается в индивидуальном порядке.

В государственных организациях выплата матпомощи обязательна, если она установлена в соответствующих НПА. Она выплачивается фиксированной суммой и не зависит от качества выполнения трудовых обязанностей сотрудника.

Читайте также: