Можно ли взять отпуск по уходу за ребенком до 7 лет в 2021 году

Опубликовано: 15.05.2024


Если будущая мать встаёт на учет у врачей на сроке до 12 недель беременности, ей положена дополнительная стимулирующая выплата — пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности.

Выплата не велика, однако ее размер ежегодно индексируют. Произойдет такая индексация и в 2021 году, но не с начала года, а с 1 февраля 2021.

Что нужно знать об этой выплате в 2021 году:

1. Пособие за постановку на учет назначают только женщине — будущей матери.

2. Пособие выплачивают не всем без исключения:


3. Пособие выплачивают только вместе с пособием по беременности и родам (далее также — пособие по БиР). Как правило, если есть право на пособие по БиР и справка из медучреждения о постановке на учет на сроке до 12 недель (включительно), то будущей матери остается только написать заявление на выплату за постановку на учет в ранние сроки беременности.

Подавать заявление и документы на выплату пособия нужно работодателю (по месту службы, образовательному учреждению). Безработные, имеющие право на пособие, могут обратиться в МФЦ или соцзащиту по месту проживания.

Компенсационные выплаты в Москве и Санкт-Петербурге 2021

В Москве сроки постановки беременной на учет, по сути, продлены до 20 недель беременности. Будущие мамы, имеющие постоянную регистрацию в столице и вставшие на учет в московской медорганизации, могу подавать заявление на пособие со справкой о постановке на учет на сроке до 20 недель.

При постановке на учет по беременности до 20 недель москвичке заплатят 634 рубля. Размер пособия утвержден постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП в редакции изменений от 20.05.2020.

А вот в СПб ситуация немного другая. Жителям северной столицы нужно иметь справку о постановке будущей матери на учет на сроке до 20 недель, чтобы получить выплату после рождения ребенка не менее:

  • 32 339 рублей — на первого;
  • 43 122 рублей — на второго;
  • 53 900 рублей — на третьего и следующих далее детей.

Кроме того, на размер выплаты в Питере влияет и то, является ли беременность многоплодной. Если состоится рождение, например, двойни, то детей будут считать «по порядку»: первый и второй, и выплата будет сделана на каждого (Социальный кодекс Санкт-Петербурга с изменениями от 07.10.2020).

Выплаты достаточно часто индексируют. Поэтому на момент публикации этой статьи мы указываем, что «не менее». Точный размер выплат за постановку на учет до 20 недель в СПб в 2021 году может оказаться и больше.

Пособие по беременности и родам 2021

В 2021 году большинство матерей продолжат получать пособие по БиР. Условия для его назначения аналогичны тому, как назначают федеральное пособие за постановку на учет.

Если будущая мать за 70 дней до родов является застрахованным лицом (за нее поступают взносы в ФСС) или студенткой либо безработной по причине ликвидации работодателя — можно брать больничный лист и рассчитывать на пособие.

Обычный больничный по БиР выдают на 140 дней. Однако при проблемах со здоровьем у роженицы, при многоплодных родах и в прочих подобных случаях количество дней больничного по БиР может быть увеличено.

Если в предыдущих периодах нет достаточного количества доходов или мать проработала до ухода в декрет меньше полугода — пособие по БиР считают по действующему МРОТ.

  • максимум, который можно получить в день по больничному по БиР в 2021 году — 2434,25 рублей (соответственно, стандартный больничный на 140 дней не может быть оплачен в размере большем чем 340 795 руб.);
  • минимум в день (получат те, кому пособие посчитают по МРОТ) в 2021 году — 420,56 рублей (по не продленному больничному заплатят 58 878 рублей).

Общие правила расчета больничного по БиР не касаются безработных, имеющих право на получение пособия. Им расчет производят исходя из фиксированной суммы в месяц, охватываемой больничным. «Тариф» на месяц очень не велик: в январе 2021 года он составляет 675 рублей в месяц. С 01.02.2021 размер подрос до 708 рублей.

Пособие по беременности женам призывников 2021

Данный вид пособий выплачивают беременным супругам мужчин, призванных для прохождения срочной службы.

Беременность супруги, если в семье нет еще детей, не является основанием для получения супругом призывного возраста отсрочки от обязательного призыва. При этом государство учитывает особенность ситуации и выплачивает таким женам призывников дополнительное пособие.

Вот, что нужно знать об этом пособии в 2021 году:

1. Выплата федеральная — то есть обращаться за ней можно в любом регионе РФ.

2. Пособие — дополнительное. Его получение не отменяет права на прочие выплаты по беременности, вкл. обычное пособие по БиР.

3. Установленная сумма пособия подлежит увеличению на районный коэффициент — везде, где это предусмотрено законодательством для зарплатных выплат.

4. Базовую сумму пособия ежегодно индексируют по состоянию на 1 февраля — в зависимости от уровня инфляции в предыдущем году.

5. Право на обращение за пособием имеет супруга военнослужащего-срочника со сроком беременности не менее 180 дней.

Пособие назначают в заявительном порядке. С заявлением нужно предъявить:

  • справку от врача с указанием срока беременности;
  • справку от мужа о срочной военной службе (ее можно взять как у командира воинской части, так и в военкомате);
  • паспорт и документ, подтверждающий официальный брак.

Подают всё в отдел соцзащиты или в МФЦ (про подачу в МФЦ рекомендуем уточнить заранее, т. к. иногда там такие заявления не оформляют).

Дополнительные региональные пособия по беременности 2021

Дополнительная поддержка будущих матерей есть во многих регионах России. Причем виды ее различаются, как и итоговые размеры преференций в денежном выражении.

Например, в Москве существует доплата к маленькому федеральному пособию по БиР для безработных, имеющих на него право.

Чтобы узнать, на что еще, кроме перечисленного выше, может претендовать беременная, ей нужно обратиться в свой региональный отдел соцзащиты или учреждение здравоохранения.

Единовременное пособие при рождении ребенка 2021

Появление на свет малыша в 2021 году ознаменуется правом родителей на новые меры соцподдержки от федерального и часто регионального бюджета.

Федеральное единовременное пособие при рождении ребенка 2021

На каждого новорожденного (усыновленного) положена единоразовая выплата. Получить ее может уже не только мать, но и отец, а так же лицо, законным образом их заменяющее.

В начале 2021 года выплату так же ожидает индексация.

Региональное единовременное пособие при рождении 2021

Помимо федеральной выплаты, в различных регионах есть дополнительные меры поддержки молодых родителей.

Мы уже рассказывали про особенности назначения выплаты при рождении ребенка в Питере. Там условием выступает постановка будущей матери на учет по беременности в определенные сроки.

Во многих регионах условие получения дополнительных выплат при появлении детей — малая обеспеченность семьи. Для назначения дополнительной выплаты нужно подать документы, подтверждающие доход семьи в течение года до момента обращения за пособием.

Сумма назначаемого регионального пособия зависит от бюджета региона и местных особенностей. Различия могут быть довольно существенными. Поэтому подробно останавливаться на этой информации не будем. Рекомендуем новоиспеченным родителям проконсультироваться в своей соцзащите или посмотреть информацию на региональном сайте госуслуг.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Ежемесячная выплата члену семьи, фактически ухаживающему за ребенком до его 1,5 лет, различается в зависимости от статуса ухаживающего.

Напомним, что оформить это пособие может мама или папа либо другой близкий родственник. Но только один человек. Например, нельзя получать выплату и маме, и бабушке, даже если по факту они обе сидят с ребенком.

Пособие по уходу за ребенком работающему 2021

Если родственник, ухаживающий за ребенком, трудоустроен, то на работе ему нужно взять отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом пособие будут рассчитывать исходя из среднего заработка в 2-х предыдущих годах лица, осуществляющего уход.

Размер пособия в месяц составит:

  • 40% от среднего заработка — если получившаяся сумма превышает МРОТ;
  • 40% от МРОТ — если заработок за предыдущие годы оказался мал.
  • максимальный размер пособия по уходу за ребенком с 1 января 2021 года — 29 600,48 рублей;
  • минимальный расчетный размер (по МРОТ) с 1 января 2021 года — 4956,80 рублей, но не меньше пособия, выплачиваемого безработным лицам, осуществляющим уход.

Пособие по уходу за ребенком безработному

Если человек, ухаживающий за малышом до 1,5 лет, не имеет работы на момент оформления пособия, то выплаты ему все равно положены.

Для таких случаев пособие по уходу до 1,5 лет установлено в твердой ежегодно индексируемой сумме.

До 01.06.2020 величина пособия для неработающих лиц зависела от того, первый это ребенок или второй и последующие. С 01.06.2020 всем лицам, осуществляющим уход за любым малышом до 1,5 лет и не трудоустроенным, выплачивают 6752 рубля.

Сумма подлежит ежегодной индексации в связи с инфляцией за предыдущий год по состоянию на 1 февраля.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для не работающих в январе 2021 года — 6752 рубля.

Предполагаемая величина после индексации с 01 февраля 2021 — 7082,85 рублей.

Таким образом, трудоустроенные граждане, которым размер пособия по уходу рассчитывают по МРОТ, тоже должны получить за январь 2021 не менее 6752 рублей, а за последующие месяцы 2021 года — не менее 7082,25 рублей.

Ежемесячное пособие на ребенка родителя, проходящего военную службу по призыву 2021

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивают:

  • матери ребенка или родственнику, осуществляющему уход за ним, если нет матери. Также право на это пособие имеют официально назначенные опекуны. Если фактически ухаживающих лиц несколько, пособие положено кому-то одному;
  • со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву;
  • до более ранней из дат — дня достижения ребенком возраста 3-х лет или дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.

Получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего-призывника не отменяет право на прочие детские выплаты и от них не зависит.

Размер пособия подлежит ежегодной индексации по состоянию на 1 февраля.

Ежемесячное пособие ребенку проходящего службу по призыву в январе 2021 года составляет 12 219,17 рублей.

Ожидаемый размер пособия с 1 февраля 2021 года — 12 817,91 рублей.

Ежемесячные пособия на детей до 3-х лет 2021

Право на получение детских пособий до 3-х лет зависит от нескольких параметров:

  • уровня малообеспеченности семьи;
  • возраста и очередности появления ребенка (детей);
  • региона проживания семьи.

Выплаты на первого и второго ребенка 2021

На первого и второго детей, родившихся с 01.01.2018, положена ежемесячная выплата до достижения ребенком возраста трёх лет.

Что нужно знать:

1. Выплату назначают, если доход на 1 человека в семье (вкл. детей) меньше 2-х прожиточных минимумов для трудоспособного населения (далее — ПМТН), установленных в регионе проживания. Минимум для сравнения берут за 2 квартал года, предшествующего году назначения пособия.

ПМТН в Москве во 2 кв. 2020 года составлял 20 361 рубль. В семье двое взрослых и двое детей 7 и 1 лет. Доход в месяц складывают из зарплаты мужа (100 000 руб.) и получаемого женой пособия по уходу до 1,5 лет — 10 000 рублей. Значит, душевой доход:

110 000 / 4 = 27 500 рублей.

Это меньше, чем двойной ПМТН в регионе. Семья может обращаться за пособием на ребенка до 3-х лет.

2. Выплату получает женщина, которая родила (усыновила) ребенка. И только если с ней что-то случилось (умерла, лишили родительских прав), выплату может оформить на себя отец или опекун.

3. Размер назначенной выплаты равен прожиточному минимуму, установленному для детей в регионе проживания семьи. Значение минимума тоже берут за 2 квартал предыдущего года.

При назначении выплаты на ребенка до 3-х лет в 2021 году, мать будет получать 15 450 рублей (детский прожиточный минимум в Москве во 2 кв. 2020 г.).

4. Выплату назначают на год. Если в дальнейшем есть право ее получать, нужно подавать отдельное заявление на продление. Общий порядок был изменен из-за коронавируса в 2020 году. При отсутствии у госорганов данных об изменении ситуации в семье (например, переезде в другой регион), положенные выплаты продлевают автоматически. Такой порядок будет действовать пока до 1 марта 2021 года.

Выплаты на детей от 3 до 7 лет 2021

Данная выплата — как бы продолжение предыдущей. Однако положена она только еще менее обеспеченным семьям.

Если на выплату до 3-х лет ребенка могут рассчитывать семьи, где доход на одного члена не превышает 2-кратной величины ПМТН, то после 3-х лет малыша доход должен вкладываться только в 1 прожиточный минимум.

В остальном правила расчетов такие же, как и для пособия на ребенка до 3-х лет. Точно так же величину ПМТН берут за 2 квартал предыдущего года. Если подушевой доход семейства меньше 1-го ПМТН в регионе, то на каждого ребенка от 3 до 7 лет положена выплата в размере ½ детского прожиточного минимума.

Для получения двойного пособия снова нужно рассчитать доход семьи. Но уже с учетом сумм, полученных после предыдущего обращения. Если доход на члена семьи даже с учетом половинного пособия не превысил ПМТН, детское пособие будет увеличено.

ПМТН в Санкт-Петербурге во 2 кв. 2020 года составлял 12 796,90 рублей. В семье двое взрослых и двое детей 8 и 4 лет. Доход в месяц складывается из зарплаты мужа (35 000 руб.) и зарплаты жены (трудится на полставки) — 8000 рублей. Значит, душевой доход:

43 000/4 = 10 750 рублей

Это меньше, чем ПМТН в регионе. Семья может обращаться за пособием на 4-хлетнего ребенка.

Детский минимум в СПб во 2 квартале 2020 составлял 11 366,10 рублей. Обычный размер пособия будет равен половине от детского минимума — 5683 рубля.

То есть, новый доход на члена семьи с учетом пособия составит:

(43 000 5683) / 4 = 12 170 рублей

Что все равно меньше прожиточного минимума в 12 796,90 руб. То есть, в 2021 году семья может претендовать на выплату на ребенка в размере полного детского прожиточного минимума в 11 366 рублей.

Для определения права на выплату воспользуйтесь калькулятором на сайте Госуслуг.

Материнский капитал в 2021 году

В 2021 году размер материнского капитала увеличен:

  • у кого право на него возникло до 01.01.2020, а также для тех, у кого первый ребенок рожден (усыновлен) с 01.01.2021, — маткапитал составит 483 881,83 руб. (Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ);
  • у кого право на эту меру поддержки появилось в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка — при появлении второго с 2021 года получат прибавку на 155 550 руб.;
  • для лиц, у которых право на маткапитал возникло в связи с появлением в семье второго или третьего и последующих детей, начиная с 01.01.2020, если ранее такая выплата не оформлялась, — размер материнского капитала в 2021 году составит сразу 639 431,83 руб.

Итоги

Размеры всех пособий, связанных с появлением детей, в 2021 году выросли.

Те виды выплат, которые зависят от размера МРОТ, увеличились с 01.01.2021.

Выплаты, установленные в твердой индексируемой сумме, индексируют на 01.02.2021, за исключением маткапитала, новая величина которого установлена с 01.01.2020.

В правилах выплат на детей от 3 до 7 лет в 2021 году все поменялось. С одной стороны, появился шанс получать в два раза больше денег — не 50, а 100% детского прожиточного минимума. С другой — многие семьи потеряли право на выплату, даже если нуждаются в господдержке. Потому что теперь кроме среднедушевого дохода оценивается наличие имущества и готовность родителей самим обеспечивать семью.

Если недвижимости или транспорта больше нормы — выплаты не будет. Если взрослые в семье не работают без уважительной причины — тоже.

Правила назначения выплаты на детей от 3 до 7 лет настолько сложные, что о них будет несколько разборов:

Кого это касается

С правилом нулевого дохода нужно разобраться семьям с детьми от 3 до 7 лет. И тем, кто получает выплату, и тем, кому она раньше не полагалась. И даже тем, кто по доходам точно имеет право на продление выплаты: возможно, на самом деле такие семьи ее не получат из-за формальностей и новых правил.

Если ребенку еще нет 3 лет, но в будущем вы рассчитываете на выплату, тоже разберитесь с правилом нулевого дохода. Дальше станет понятно, почему это стоит сделать заранее.

Что такое правило нулевого дохода

Правилом нулевого дохода условно называют новое требование для назначения выплаты. Его суть в том, что семьи, где хотя бы один из взрослых не имеет официального дохода в расчетном периоде, выплату не получат.

Предпосылки такие: многие родители живут только на детские выплаты и сами не пытаются как-то зарабатывать. Например, если в семье трое детей, которым 6 месяцев, 2 года и 5 лет, ежемесячные выплаты в регионе составят в среднем 35 250 Р . А с учетом повышения выплаты с 3 до 7 лет семья будет получать 40 тысяч в месяц. Для поселка в средней полосе это две зарплаты. Если дети старше 3 лет, на каждого из них соцзащита назначит по 11 300 Р до восьмилетия. Некоторые родители так и живут: если государство платит, можно и не работать. Они не становятся на учет в центре занятости, не пытаются искать работу, не регистрируются как самозанятые. Кто-то так экономит на налогах, работая без оформления.

Но государство решило помогать только тем, кто сам прилагает усилия, чтобы обеспечить семью. А тем, у кого весь доход — это пособия, хотя могла бы быть и зарплата, доступ к господдержке теперь ограничен.

Суть правила: если можете получать доход, но не получаете — выплат с 3 до 7 лет не будет.

Например, в семье двое детей, 4 и 6 лет. Отец работает водителем, официальная зарплата — 30 000 Р , остальное — в конверте. Мама не работает. Реальный доход семьи — 100 000 Р в месяц. Но по документам среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В прошлом году была назначена ежемесячная выплата на двоих детей — по 50% прожиточного минимума для ребенка. Но в 2021 году ее не продлят. Сработает правило нулевого дохода: мама ничего не получает, поэтому выплата семье не положена.

А если в такой же семье мама оформлена как самозанятая и получает около 3000 Р в месяц за написание текстов, на детей назначат выплату на новый срок. Потому что все взрослые получают какой-то доход и могут его подтвердить.

Какие доходы подойдут для назначения выплаты

Все взрослые члены семьи, которые учитываются в ее составе для назначения выплаты, должны иметь хотя бы один вид дохода:

  1. Зарплату на работе.
  2. Выплаты по гражданско-правовым договорам — за услуги или работы.
  3. От бизнеса или самозанятости.
  4. Пенсию.
  5. Стипендию.

Алименты и пособия учитываются при расчете среднедушевого дохода , но одних этих поступлений для назначения выплаты недостаточно. А вот если есть хотя бы 1000 Р от самозанятости или пенсия по инвалидности — этого хватит.

Доход от продажи или сдачи в аренду имущества тоже не подойдет. Даже если семья сдает квартиру в Москве и живет только на эти деньги, доход все равно будет считаться нулевым — выплату не назначат.

Можно ли получить выплату, если нет дохода

Да, если у нулевого дохода есть уважительная причина, в выплате из-за этого правила уже не откажут.

Вот уважительные причины отсутствия дохода:

  1. Его не может подтвердить один из родителей в многодетной семье.
  2. Выплату оформляет единственный родитель — второго нет в документах, он умер или пропал без вести.
  3. Родитель ухаживает за ребенком до 3 лет.
  4. У члена семьи оформлен уход за инвалидом или престарелым от 80 лет.
  5. Дохода нет у студента-очника до 23 лет.
  6. Член семьи служит в армии. Или после демобилизации прошло не больше 3 месяцев.
  7. Проходит лечение длительностью от 3 месяцев.
  8. Есть статус безработного — не более 6 месяцев.
  9. Член семьи отбывает наказание. Или после освобождения прошло не больше 3 месяцев.

Если в течение расчетного периода у члена семьи подтверждается одна или несколько уважительных причин, то нулевой доход не будет поводом для отказа в выплате.

Расчетный период — это 12 месяцев, предшествующих 4 месяцам до месяца обращения. Если подавать заявление в мае 2021 года, расчетный период — это весь 2020 год.

С января по декабрь 2020 года нужно подтвердить доход — за каждый месяц. А если его в каком-то месяце нет, должна быть уважительная причина. Они могут быть разными в течение года. Также уважительные причины могут быть у обоих родителей.

Например, с января по май 2020 года отец работал. Потом попал под сокращение и встал на учет в центре занятости. Через четыре месяца он снова устроился на работу. В течение этих четырех месяцев у мужчины фактически был нулевой доход — пособие по безработице не считается. Но статус безработного — это уважительная причина. Оснований для отказа в выплате нет.

Мама в той же семье находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. На него платят пособие и ежемесячную выплату. Эти суммы учитываются в расчете среднедушевого дохода, но доход все равно нулевой. Зато у мамы есть уважительная причина, поэтому ее нулевой доход тоже не повод для отказа.

В этой семье есть старший сын, ему 18 лет. Он учится очно, учитывается в составе семьи, но не получает стипендию. Это не проблема: очное обучение считается уважительной причиной. Достаточно справки из вуза — и отказа в выплате из-за нулевого дохода тоже не будет.

Уважительная причина может быть у мамы и папы одновременно. Например, отец официально безработный, мама в том же периоде находится в отпуске по уходу за ребенком. Может даже быть так, что у обоих супругов весь расчетный период не было дохода и есть уважительные причины, — тогда семья получит выплату, даже если жила на пособия.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Кто из членов семьи должен иметь доходы

Доходы должны подтвердить все совершеннолетние члены семьи, которые учитываются в составе семьи при расчете среднедушевого дохода:

  1. Родитель, усыновитель или опекун, который подает заявление.
  2. Его супруг или супруга — только при зарегистрированном браке.
  3. Дети до 23 лет, если они учатся очно и не в браке. В том числе те, что под опекой.

Дети. С детьми от 18 до 23 лет все просто: если они студенты-очники, это автоматически уважительная причина отсутствия дохода.

Если ребенок от 18 лет не учится очно, он не учитывается в составе семьи. И тогда неважно, есть у него доход или нет.

Супруги. Для супругов важна регистрация брака. Если мама и папа живут вместе, растят ребенка, но в браке не состоят, заявление на выплату подаст мама, а доходы отца не будут учитываться. Если у него нулевой доход — это не помешает получить выплату. Но и в составе семьи такой папа тоже не учитывается: доходы мамы в расчетном периоде нужно делить на 2, а не на 3. Та же ситуация, если родители в разводе и не живут вместе.

А вот если у мамы новый брак и есть официальный муж — не отец ребенка, то он считается членом семьи и должен соблюдать правило нулевого дохода или подтверждать уважительные причины. Доходы отца ребенка в такой ситуации не учитываются, его нулевой доход на выплаты не влияет.

Родственники. Бабушки и дедушки в составе семьи не учитываются, доходы не подтверждают, их зарплата и пенсия на расчет среднедушевого дохода не влияет.

За какой период нужно подтвердить уважительные причины

Расчетный период — это 12 месяцев. Доход нужно подтвердить за каждый из этих месяцев. Если нет дохода, в этом месяце должна быть уважительная причина.

Например, мама с января по июль была в отпуске по уходу за ребенком. С августа она должна подтверждать доходы. Но может оформить уход за бабушкой 80 лет — вот и продление уважительной причины.

Папа был в армии, в апреле демобилизовался, с августа он должен подтверждать доходы. Но он может встать на учет в центре занятости — это еще несколько месяцев с уважительной причиной.

Если удастся подтвердить уважительную причину за 10 месяцев из 12 , этого будет достаточно, чтобы правило нулевого дохода не стало поводом для отказа в выплате.

Например, дохода нет весь 2020 год, а уважительные причины подтверждаются с февраля по ноябрь включительно. В январе и декабре их нет — но при соблюдении других требований назначению выплаты это не помешает. Этот 10-месячный период касается каждого члена семьи, а не всех в совокупности.

Если в 2020 году не было зарплаты и уважительных причин

С такой проблемой сейчас столкнутся тысячи родителей. При продлении выплат на новый срок учитываются доходы за прошлые месяцы. Задним числом уже нельзя устроиться на работу, встать на учет в центре занятости или оформить уход за бабушкой. Но кое-что сделать все-таки можно.

Есть законный способ получить право на выплату в 2020 году. Он не бесплатный — и на его воплощение осталось несколько дней.

Задекларировать доходы за 2020 год. Вспомните, возможно, в 2020 году вы получали доходы за какие-то услуги: помощь соседу на огороде, подруге с ребенком, знакомым знакомых с какими угодно консультациями. Может, вы ремонтировали и собирали мебель, помогали с переездом, уборкой по дому или с чем-то еще. То есть делали что-то , что и бизнесом назвать нельзя, но какой-то доход это приносило.

Эти доходы нужно задекларировать до 30 апреля 2021 года. Можно и позже, но со штрафом в 1000 Р . Или 30 апреля подать нулевую декларацию 3-НДФЛ , а в мае — уточненную, с доходами. Так можно: сначала забыли внести данные, потом разобрались, вспомнили — и все исправили. Тогда и штрафа может не быть. Вы же не специально ошиблись, просто запутались.

Например, у Ивана в 2020 году не было официальной работы. С января по июнь он стоял на учете в центре занятости. А потом гулял два раза в неделю с соседской собакой, пару раз ремонтировал кран у знакомых и однажды помог с предновогодним переездом родственникам — разгружал вещи. Получилось, что с июля по декабрь у Ивана был доход — около 3500 Р в месяц. Он и не знал, что это надо декларировать, но тут вспомнил и решил отчитаться: подал декларацию до 30 апреля, применил стандартный вычет за двоих детей — 2800 Р в месяц. Налог к уплате составил: (3500 Р — 2800 Р ) × 13% × 6 = 546 Р . Иван должен заплатить его до 15 июля 2021 года.

А его супруга подаст заявление на повышение и продление выплаты на ребенка от 3 до 7 лет. Сама она в декрете с младшим — у нее уважительная причина нулевого дохода. Семье доплатят 24 000 Р за первые четыре месяца 2021 года. А с мая будут платить 12 000 Р в месяц вместо 6000 Р , как было раньше. И назначат выплату сразу до мая 2022 года.

Обратиться за выплатой позже. При обращении в мае 2021 года проверяются доходы с января по декабрь 2020 года. Но если заявление на выплату подать в августе, в расчет войдет период с апреля 2020 по март 2021. А доходы с января по март 2020 учитываться уже не будут. Если были значительные выплаты или не было уважительной причины, можно просто дождаться, когда соответствующий месяц будет исключен из расчета. Если в августе 2021 года ребенку еще нет трех с половиной лет, выплату на него назначат с трехлетия. Если ребенок старше — со дня обращения.

Если доходов нет в 2021 году

Если имеют значение доходы 2021 года, сейчас самое время поработать над ситуацией, чтобы в будущем этот период не лишил права на выплату.

Например, ребенку пока еще нет трех лет — исполнится в феврале 2022 года, тогда и можно будет обратиться за выплатой. А в расчете будет учитываться период с августа 2020 по сентябрь 2021 года. У мамы будет уважительная причина нулевого дохода: уход за ребенком до 3 лет.

Самозанятость. А папа, допустим, официально не работает. Сейчас он может зарегистрироваться как самозанятый и формировать чеки на поступления даже от физлиц — соседей, знакомых, заказчиков с ресурсов по поиску работы. Причем их имя указывать не нужно.

Например, подработки приносят папе 7000 Р в месяц. Это уже подтверждение дохода — он не нулевой. Налог составит всего 3% от поступлений — его рассчитает сама налоговая. Но это шанс в будущем получать значительную выплату как минимум 12 месяцев. При доходе около 7000 Р в месяц налог за год составит 2520 Р . Выплата за 12 месяцев — около 100 тысяч.

Для соцзащиты доходы можно подтвердить справкой — она формируется в приложении моментально.

И никакое правило нулевого дохода вам уже не помешает. Если, конечно, Минтруд снова не изменит условия и не введет, например, минимальную сумму дохода.

Даже если доход нулевой, нет уважительной причины и уже можно было бы обратиться за выплатой, оформляйте самозанятость прямо сейчас. Это ничем не грозит. Нет дохода по чекам — нет и налога. Ни деклараций, ни касс — ничего не нужно. Накопите 12 месяцев с ненулевым доходом и подадите заявление на выплату.

Уход за пожилым. Родители — один или оба — могут оформить уход за бабушкой-соседкой или пожилым родственником от 80 лет. Это прибавка к пенсии и уважительная причина нулевого дохода. При этом никто не проверяет, в чем на самом деле состоит уход: может, и ни в чем. Жить с пожилым человеком, быть членом его семьи и даже видеться с ним совсем не обязательно. А право на выплату появится. Да еще и стаж с баллами начислят. Абсолютно законно и без серых схем.

Оформить такой уход очень просто, заявление можно подать онлайн — через личный кабинет на сайте ПФР.

Обязательно изучите условия региональных законов об этой выплате. Там могут быть нюансы, которых нет в постановлении правительства.


насколько я помню последние соцопросы среди реально нуждающихся в пособиях, основная проблема в их получении - это сложность оформления

принесите стопятьсот миллионов справок и получите 100р в год.

поэтому де-факто пособия доходят не до тех, кто нуждается, а до тех, кто поднаторел в собирании справок. со всеми госпрограммами "поддержки" вроде льготной ипотеки и тд - точно такая же история. проще пойти торговать на рынок или в яндекс.еду устроиться, чем эти бесконечные кипы бумажек собирать, при том, что на электронное правительство, где все справки должны бы подтягиваться автоматически, уже потрачен годовой бюджет средней восточноевропейской страны.

и вот это - основная проблема адресной помощи нуждающимся в рф

Ivan, Согласна с вами! Вот я ИП. Моему ребенку уже 7 месяцев, а я до сих пор не получила никакие выплаты, ни путинские, никакие! потому что для их получения нужно собрать миллион справок, и туда, где их выдают, невозможно пройти с коляской! Это либо собес в здании на втором этаже без лифта с узким коридором, либо здание непонятного ЕРЦ, в котором выдают справки о составе семьи, вокруг которого бездорожье. Мне не с кем оставить ребёнка, а муж в длительной командировке. Вот и спрашивается, почему нельзя все это сделать электронно, неужели так сложно настроить межведомственный обмен данными? Почему нельзя через госуслуги?Почему мамы с младенцами на руках должны проходить все эти круги ада, чтобы получить пособия и выплаты? Я уже настолько устала все это собирать, что например, пособие на питание кормящей матери просто не стала оформлять, опустились руки 🤷‍♀️также потеряла выплату за постановку на учет в ранние сроки беременности, т.к. ее просто не оформляют в МФЦ и нужно все равно идти в Собес и стоять там около 1.5 часов в очереди. Просто уже стояла там и знаю! Куча бабулек и с ребенком меня никто не пропустил. Онлайн запись якобы есть, но по факту там 1-2 раза в месяц открывается свободный день, на который можно записаться и нужно ждать и мониторить. Пробовала получить выплаты в ФСС, как ИП- добровольщик, так еще больше потеряла по итогу денег и времени, сделав взнос в размере 4221 рубль туда. Спустя время мне сообщили, что декретные выплаты они мне не должны, что нужно было регистрироваться у них еще в 2019 году. Я тогда даже не знала, что беременна. А как можно все это узнать, если нигде нет информации? В интернете статьи противоречат друг другу, либо все красиво описано "заплатите в одном году, получите в следующем", в ФСС не дозвониться, не берут трубки. Так я им и заплатила, и они даже ничего не сказали, взяли деньги и зарегистрировали. А потом окащалось, что это все зря! Жалко не столько эти 4 тысячи, а свое время! Теперь у меня половина выплат до 1.5 лет должна идти через собес, половина - с ФСС, т.к. ФСС покрыаает только 2021 год, а ребенок рожден в сентябре 2020 🤦‍♀️
Также я не стала оформлять какую-то выплату на детей до 18 лет в размере 222 рубля, тоже уже не хватило сил все это собирать. Справки с работы папы нам 2 раза пришлось брать по итогу, т.к. оригиналы их забрали в ФСС. По итогу последним отчаянным рывком был сбор справок на получение путинской выплаты на первенца до 1.5 лет. Также пришлось и в налоговой стоять, чтоб заверить декларации, ездить ксерокопировать все документы с коляской по всем бордюрам района и т.д. и т.п. Еще 3 раза ездила в собес, как на работу, что-то им постоянно довозила и обьясняла, в итоге меня вызвала начальница, и на голубом глазу сообщила, что выплата нам не положена, т.к. они узнали по своим каналам, что наш папа где-то работает вахтами и наверняка там имеет леваком нормальный доход 😂😅 посоветовали забрать документы и не приходить к ним больше. У меня уже смех сквозь слезы. Реально плакать хочется после всей этой беготни. Больше мы за выплатами и пособиями ни ногой! Лучше заработаем сами. Причем, нам еще даже не дали единовременную выплату при рождении в размере 18 тысяч. Там нужно также справку о составе семьи предоставлять. А ведь эту выплату дают всем. Так что тогда собес хочет в этой справке о составе семьи найти и увидеть?! зачем она? для чего?🤷‍♀️😅 Я у них спрашивала, мне грозно ответили, что у них регламент🤨



Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федераци, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, работающие по трудовым договорам (ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Таким образом, единственным основанием для замены календарных лет (календарного года) расчетного периода является факт нахождения в указанных годах (годе) в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком.

В данном случае трудовые отношения были прекращены в марте 2018 года в связи с истечением срока действия трудового договора, и вплоть до 13 января 2020 года женщина не была трудоустроена.
Отпуск по уходу за ребенком может быть оформлен только лицам, работающим по трудовому договору. Факт ухода за ребенком без оформленных трудовых отношений и получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком из органов социальной защиты не свидетельствует о нахождении в отпуске по уходу за ребенком и, следовательно, не является основанием для замены лет.

Согласно части 1 статьи 14 Закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В данном случае у работника есть право на замену 2018 года на 2014 год (так как 2014 год предшествует году ухода в декретный отпуск). 2013 год не может быть включен в расчет.
Таким образом расчетным периодом может быть 2014-2019 гг. Замена лет осуществляется только по заявлению, представленному по месту работы вместе с документами, необходимыми для назначения пособия.

Согласно части 1 статьи 14 Закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Поскольку в 2019 году работник не находился в указанных выше отпусках, оснований для замены 2019 года не имеется.

Пособие по беременности и родам должно быть исчислено из заработка за 2018-2019 гг.

Действующее законодательство не содержит указаний о том, сколько заявлений о замене лет расчетного периода следует написать - одно в году или по каждому страховому случаю.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, расчет пособий в каждом году производится из одного и того же периода (двух лет, предшествующих наступлению страхового случая), поэтому, по мнению Тверского регионального отделения, одного заявления о замене лет в году, в котором указано, что заменять периоды следует по всем листкам нетрудоспособности, по которым наступает страховой случай в данном году, достаточно.

Действующим законодательством не предусмотрена форма заявления о замене лет расчетного периода, однако из содержания заявления должно усматриваться какие года (год) расчетного периода на какие (какой) предшествующие наступлению страхового случая календарные годы (год) подлежат замене, а также указание на страховой случай (страховые случаи), при расчете которого необходимо произвести замену лет (конкретный страховой случай или все страховые случаи, которые будут иметь место в данном календарном году).

С 2011 по февраль 2020 года я работала в государственном учреждении, с марта 2020 года перешла на новое место работы, но через три месяца уволилась. С июля 2020 года я устроилась на работу и в 2021 году должна уйти в отпуск по беременности и родам. За 5 лет в декрет не уходила. Могу ли я для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2021 году использовать период за 2018-2019 гг.?

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работающего лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В изложенной ситуации страховой случай наступит в 2021 году, следовательно расчетным периодом являются 2020-2019 гг. Поскольку в расчетном периоде работница не находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, право на замену лет у нее отсутствует.

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению получателя пособия могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), если это приведет к увеличению размера пособия. В 2020 году в расчет берется заработок за 2018 и 2019 годы. Можно заменить как 2018 и 2019 годы, так и только 2018 или только 2019 год. Возможно заменить тот или иной год даже в случае, когда работник находился в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком один день в году.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления вышеперечисленных обстоятельств, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Замена лет, которые используются при расчете среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а только на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, поскольку страховой случай наступил в 2020 году, то расчетным периодом будут являться 2018-2019 годы. Но так как работник с 2015 по 2018 год находился в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то замена расчетного периода может быть произведена следующим образом: 2018 год может быть заменен 2014 годом, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам - это два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Например, если страховой случай наступил в 2020 году, расчетным периодом будут являться 2018 и 2019 гг.

Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия. Для этого работник должен написать заявление о замене одного или обоих лет расчетного периода на более ранний год (годы), непосредственно предшествующий (предшествующие) году, в котором наступил страховой случай (Письмо Минтруда от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105).

В рассматриваемой ситуации страховой случай (отпуск по беременности и родам) наступит в 2020 году, следовательно, расчетным периодом является 2014-2015 гг. Поскольку в 2018-2019 гг. Вы находились в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, у Вас есть право, на основании заявления, на замену 2018-2019 гг. на 2015-2016 гг.

Многие молодые родители задумываются о возможности продления декретного отпуска после достижения ребенком 3 лет. В 2013 году в законы были внесены соответствующие правки, которые позволяют продлевать отпуск для ухода за детьми вплоть до достижения малышом 4,5 лет. Сегодня мы расскажем о возможностях продления декрета и особенностях законодательства в России.

Необходимость в продлении отпуска может появиться по различным причинам. Во-первых, мамы могут не хотеть перекладывать обязанности по уходу и воспитанию малыша на других родственников, пока они сами будут на работе. Во-вторых, в некоторых населенных пунктах нашей страны имеются существенные очереди в дошкольные учреждения, и отдать ребенка в сад по достижению им 2-3 лет не всегда получается.

Практически каждая молодая мама имеет возможность продлить декрет, если перед выходом в него она была трудоустроена официально. Мамы часто думают, что декрет – это все время, в течение которого они являются нетрудоспособными из-за беременности и необходимости ухаживать за малышом. Но законодательством установлены разные периоды времени, в соответствии с которыми определяется размер и порядок выплат пособий. Сам декрет – это всего 1,5 года с момента рождения, которые полагаются родителям для ухода за своим чадом.

Продолжительность срока на роды и воспитание детей определяется по статье 255 ТК. В ней говорится о предоставлении матерям ровно 140 отпускных дней при беременности и родах (70 на беременность и 70 после родов). Число дней увеличивается до 156 в случае возникновения осложнений и до 194 дней, если мама в 1 день рожает сразу нескольких детей. Когда больничный лист молодой мамы закрыт, начинается отсчет оплачиваемых полутора лет. Срок можно продлить до 3 лет, но последние 1,5 года оплачиваться уже не будут.

После 3 лет дома маме нужно возвращаться к работе, однако законы не позволяют увольнять ее еще в течение 1,5 лет, которые она может потратить на воспитание малыша без потери рабочего места. Тем самым общий срок ее декрета увеличивается до 4,5 лет. На протяжении продленного времени мать уже не сможет получать государственные компенсации и отпускные.

В целом, дополнительные 1,5 года вполне можно считать отпуском за свой счет. Однако этот период времени будет учитываться при измерении страхового стажа матери и во время определения размера ее пенсии. При рождении нескольких детей за каждого из них будет засчитан дополнительный стаж. К примеру, если мама родит двойню, в ее стаж запишут уже не 1,5, а 3 года. Продолжительность отпускного времени увеличена не будет, но последующие пенсионные выплаты будут выше.

Продление декретного времени было прописано в законодательстве в 2013 году, тогда как общий срок ухода за детьми определен законом от 1992 года. Несмотря на последние изменения, процедура получения и увеличения периода времени, в течение которого мать не будет работать, осталась почти без изменений. Чтобы получить полагающееся вам время дома, необходимо подготовить определенный пакет документов и предоставить своему работодателю заявление. Если выйти в отпуск необходимо раньше положенного срока из-за плохого состояния здоровья, к заявлению прикладывают медицинскую справку.

Уходить в декрет можно после 12 недели беременности, либо раньше, при наличии медицинских показаний.


Одновременно с этим следует подавать и заявление на предоставление оплачиваемого время дома сроком на 1,5 года для ухода за малышом. Сразу же можно подать заявление и на продление времени для присмотра за отпрыском до 3 лет. Оплачиваться эти полтора года не будут, но мамы имеют право на компенсацию в размере 50 рублей. Если эта компенсация вам требуется, необходимо приложить заявку на нее к ранее подготовленному заявлению. По требованию работодателя для увеличения периода до 3 лет может потребоваться приложить к своей заявке свидетельство о рождении отпрыска.

Для последнего продления, чтобы срок в общей сложности составлял 4 или даже 5 лет (с учетом времени дома до и сразу после родов), необходимо подать работодателю заявление на время дома за свой счет. В этом заявлении следует лишь указать причину, по которой вам требуется свободное время. По Трудовому Кодексу уважительной причиной считаются семейные обстоятельства, болезнь и т.д.

Лучше всего принимать решение о продолжительности необходимого вам времени дома сразу после рождения малыша. Если вы сразу подадите заявку на предоставление вам не 1,5, а 3 лет для ухода за малышом, вы сможете дольше получать пособие, хотя размер его существенно уменьшится. Сразу же следует писать и заявку о получении компенсации (ежемесячно 50 рублей в течение последних 1,5 лет).

Не существует рекомендованной или принятой формы, в соответствии с которой необходимо писать заявление. Оно должно быть подготовлено на имя руководителя компании, где работает мама. Самое главное – следует точно и правильно изложить причину, по которой вам требуется отпуск. Можно указать в заявке законодательные нормы, в соответствии с которыми вы рассчитываете на отпуск, однако работодатель и сам их хорошо знает. Не нужно отдельно писать заявку на выплату единовременного пособия из-за рождения малыша. Эти средства полагаются вам на основании документа, в котором говорится о предоставлении беременной сотруднице декрета.

Далеко не всегда работодатели спокойно воспринимают желание своей сотрудницы оставаться дома после достижения малышом 3 лет. Они имеют право отказать в предоставлении отпуска за свой счет, и единственное, что может их переубедить – веское основание, которым может стать официальный медицинский документ, подтверждающий необходимость присматривать за ребенком еще 1,5 года. В этом случае вам пригодится справка ВКК (врачебно-консультационной комиссии), подтверждающая наличие серьезных заболеваний у ребенка, требующих срочного или длительного лечения. При выявлении существенных проблем со здоровьем рабочее место матери может сохраняться даже 5 или 6 лет.

Одна из мер государственной поддержки семей — это гарантия на выплату пособий по уходу за детьми.

В период «коронакризиса» законодатели приняли немало изменений, направленных на поддержку родителей. Одно из значимых — повышение минимального размера ежемесячного пособия по уходу за детьми до 1,5 лет. Разберемся, кто имеет право на эти пособия и в каких размерах.

Кто имеет право на пособия

Пособие могут получать и иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Пребывающим в России иностранцам пособия на детей не положены.

Размер пособия у безработных

Справочно. Коэффициент индексации для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2020 г. составляет 1,030 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.01.2020 N 61).

До 1 июня 2020 года размер пособия зависел от того, за каким по очереди ребенком ухаживает родитель (родственник).

Поэтому с 1 февраля 2020 года до 1 июня 2020 года ежемесячное пособие выплачивалось в размере:

  • по уходу за «первенцем» — 3375,77 руб.;
  • по уходу за рожденными следующими детьми — 6751,54 руб.

Начиная с 1 июня 2020 года размер пособия одинаков для любого ребенка не достигшего полуторагодовалого возраста — 6752 руб. (ст. 24 Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

Размер пособия у тех, кто в отпуске по уходу

Расчет можно произвести по следующей формуле:


*Справочно: Из числа календарных дней исключаются периоды:

  • временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начислялись страховые взносы.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, наступившим в 2020 году, составляет 27984,67руб. = (865 000+815 000)/730) х 30,4×40%), где:

  • 815 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2018 году (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378);
  • 865 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2019 году (Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426);
  • 30,4 коэффициент (среднемесячное количество календарных дней) — п. 23 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375;

По общему правилу, минимальный размер пособия составляет 40% от минимального размера оплаты труда на момент оформления отпуска по уходу за ребенком. В 2020 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия — 4 852 руб. (12 130 руб. x 40%, где 12130 руб. — МРОТ (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ)).

Обратите внимание! Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работодателя не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого не застрахованным лицам (безработным).

Таким образом, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми у работодателя в 2020 году не может быть ниже 6751,54 руб.

Размеры минимальных пособий не зависят от даты обращения за пособием, то есть если обращение за пособием было до 2020 года, например, по уходу за ребенком, рожденным в 2019 году, то пособие, выплачиваемое в 2020 году не может быть менее этих минимальных размеров.

Максимальные и минимальные размеры пособий в 2021 году

Размер пособия у безработных граждан будет проиндексирован с 1 февраля 2021 в соответствии с Постановлением Правительства РФ (оно еще не принято). Соответственно в январе 2021 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет прежнее — 6 752,00 руб.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, которые наступят в 2021 году, составит 29 600,44 руб. = (912 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) + 865 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) /730 дн. (в 2019-2020 годах)) х 30,4×40%, что на 1 615,77 руб. больше, чем по отпускам, оформленным в 2020 году (максимальный размер пособия 27984,67руб.).

Минимальный размер пособия для родителей, у которых заключены трудовые договоры, составляет 40% от МРОТ на момент оформления отпуска. В 2021 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия будет 4 956,80 руб. (12 392 руб. x 40%, где 12392 руб. — МРОТ с 01.01.2021 г. (Приказ Минтруда России от 28.08.2020 N 542н)). Однако пособие не может быть меньше пособия у незастрахованных (безработных).

Таким образом, минимальный размер пособия в январе 2021 у работодателя будет не менее 6 752,00 руб., а с 1 февраля 2021 года этот размер будет повышен с учетом индексации.

Работа в период отпуска по уходу за ребенком

Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.

Поэтому в случае, когда работник в заявлении укажет чисто символическое сокращение рабочего времени, например, сократит рабочий день на 15 минут, осуществлять фактический уход за ребенком он не сможет (т.е. почти 8 часов + обед ребенок будет вне родительской заботы).

Практика показывает, что ФСС очень тщательно подходит к вопросу сокращения рабочего дня у работающих «декретников» и довольно часто отказывает в возмещении пособий, если выявит «формальный подход».

Конституционный Суд РФ в Определении от 28.02.2017 N 329-О указал, если рабочий день будет сокращен менее, чем на час, то гарантия в виде пособия по уходу за ребенком не сохраняется.

Однако Верховный Суд РФ (Определение от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387 по делу N А38-5758/2019) посчитал, что сокращение рабочего дня на 1 час недостаточно для получения пособия. Причем тот факт, что работник, получающий пособия, работал дистанционно, не убедил суд, что данные обстоятельства позволяют ухаживать за ребенком, а также в том, что уход за ребенком привел к утрате заработка.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).

Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячного пособия 40% (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018). В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

Поэтому, по мнению автора, в относительной безопасности могут себя чувствовать только те работодатели, которые согласовали с «декретником» сокращение его рабочего времени и как следствие заработка не менее, чем на 40%.

Порядок выплаты пособий

Ежемесячное пособие выплачивается в день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Законом 81-ФЗ не установлен способ выплаты пособия, поэтому можно предположить, что оно выплачивается наличными деньгами или перечисляется на банковский счет, указанный в заявлении работника для перечисления заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2019 N 419 внесены изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В частности, расширен перечень физических лиц — получателей пособий из бюджетов различных уровней, с которыми расчеты теперь осуществляются с использованием карты «Мир».

С 1 мая 2019 года пособия, связанные с рождением детей нужно выплачивать только на карты «Мир». Однако для пособий по уходу за ребенком назначенных до 1 мая 2019 года предусмотрен переходный период. Их можно перечислять на счета, на которые пособия перечислялись изначально, до истечения периодов:

  • окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • срока истечения действия платежной карты;
  • не позднее 01.07.2020 года.

В связи с пандемией коронавируса Правительство РФ перенесло дату окончания переходного периода до 01.10.2020 года (Постановление Правительства РФ от 25.06.20 N 920) при условии, если срок платежной карты не истечет раньше. Но ФСС сообщил, что до 31 декабря 2020 Центробанк не будет применять меры ответственности за зачисление указанных выплат на карты, не являющихся национальными платежными инструментами. Поэтому до 31.12.2020 года можно продолжать зачислять пособия в прежнем порядке (Информация ФСС РФ от 05.10.2020 «Пособия продолжают зачислять на любую банковскую карту до 31.12.2020»).

Прямые выплаты пособий из ФСС в рамках пилотного проекта

В течении 2012-2020 годов действует пилотный проект для субъектов РФ по прямым выплатам пособий из средств ФСС (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).

Перечень субъектов РФ которые участвуют в пилотном проекте перечислен в п. 2 данного Постановления.

Работодатели — участники пилотного проекта уплачивают начисленные страховые взносы в ФСС в полном объеме, т.к. у них нет расходов, возмещаемых ФСС. Пособия выплачиваются работникам напрямую из ФСС. Для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет работодатель — участник пилотного проекта в течение пяти календарных дней после получения заявления о выплате пособия по уходу за ребенком от работника должен передать в территориальный орган ФСС РФ это заявление и документы, дающие право на пособие. Перечень документов установлен п. 54 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

Если среднесписочная численность работников не превышает 25 человек, можно подать бумажные документы с приложением описи по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 578.

В случае превышения среднесписочной численности 25 человек, нужно представить сведения в виде электронного реестра по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579.

Если работодатель включит в реестр не все сведения или сдаст не все документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, ФСС РФ направит ему извещение. В течение пяти рабочих дней со дня его получения работодатель должен представить недостающие документы.

Читайте также: