Уехать в отпуск это словосочетание с какой связью

Опубликовано: 17.05.2024


Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

  • при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
  • при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
  • по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

1. словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

2. словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

3. комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

  • согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
  • управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
  • примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

  • синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
  • синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

    Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Подарок (кому?) подруге.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

  • беспредложные (читать книгу),
  • предложные (говорить об искусстве).

2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

3. Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Чтобы сразу закрепить все знания на практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок по русскому языку в Skysmart.

Ученики занимаются на интерактивной платформе вместе с внимательным учителем, задает любые, даже самые неловкие вопросы и чувствует себя увереннее на школьных занятиях.

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

1. С именами существительными:

  • беспредложные (письмо родителям);
  • предложные (прогулка по лесу).

2. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

3. С наречиями (прогулка верхом).

4. С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

1. С именами существительными:

  • беспредложные (довольный ответом);
  • предложные ( способный к музыке).

2. С наречиями (очень интересный).

3. С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (очень удачно).

2. Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

  • Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
  • Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
  • Слова с предлогами: около стола, возле дома.
  • Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
  • Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
  • Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
  • Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

  • дождливым утром
  • легкомысленный человек
  • трудная дорога
  • у соседнего двора
  • с веселой песней

Существительное + причастие:

  • перед цветущим полем
  • опавшей листвой
  • запеченное яблоко
  • беспрерывная беседа
  • разбросанные вещи

Существительное + порядковое числительное:

  • на седьмое небо
  • первая скрипка
  • возле третьего подъезда
  • через девятый этаж

Существительное + местоимение:

  • каждый человек
  • любого прохожего
  • какой-то человек
  • ничья вещь
  • о целом дне
  • у того столба

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

  • кислое мороженое
  • в чистой столовой
  • в белой ванной

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

  • о ком-то чужом
  • с чем-то веселым
  • над чем-нибудь неясным
  • с нашим знакомым
  • перед этим зевающим

Существительное + существительное (приложение):

  • мышь-полевка
  • художник-поэт
  • журналист-интервьюер
  • дуб-великан

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

  • разозлиться на шутку
  • купить хлеба
  • вернемся на рассвете
  • бегу в шапке
  • беседую с другом

Прилагательное + местоимение:

  • никому не рад
  • не согласен ни с кем
  • не должен никому
  • уверен в нём

Прилагательное + существительное:

  • румяный от мороза
  • сладкий на вкус
  • злой на соседей
  • довольный результатом

Существительное + существительное:

  • директор театра
  • увлечение рыбалкой
  • радость от встречи
  • продолжение жизни
  • поле цветов
  • грудь в медалях

Наречие + существительное:

  • смешно до слез
  • вниз по улице
  • впереди у моста

Числительное + существительное:

  • семеро козлят
  • двенадцать месяцев
  • три капли

Деепричастие + существительное, местоимение:

  • идя по двору
  • шагая по тропинке
  • следя за ним
  • следя за ним

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

  • позволил уйти
  • любит смеяться
  • наука мыслить
  • намерен читать
  • должен договориться

Глагол + наречие:

  • читать медленно
  • ответил впопыхах
  • вернемся поздно
  • уедем завтра
  • сказал сгоряча

Глагол + деепричастие:

  • рисовал стоя у мольберта
  • ответил улыбаясь мне

Существительное + наречие:

  • пальто нараспашку
  • взгляд исподлобья
  • поворот налево
  • разговор начистоту

Существительное + несклоняемое прилагательное:

  • цвет хаки
  • час пик
  • юбка плиссе

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Что такое словосочетание простыми словами

Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.

Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.

Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться

Разбираем каждый компонент определения.

Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.

Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.

Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.

Вывод

«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.

«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.

Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?

Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.

Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.

Что не является словосочетанием

Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.

Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.

Лайфхак

Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.

Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».

Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.

Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.

Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.

Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.

Типы словосочетаний по главному слову

Три типа: именные, глагольные, наречные.

Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).

Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).

Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).

Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.

Виды связи слов в словосочетании

Их три: согласование, управление, примыкание.

Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.

Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.

Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.

Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.

Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.

Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.

Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.

Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)

Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.

Что надо знать про подход Бабайцевой

Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.

Короче, если у вас вот такой учебник:

Теория по русскому языку В. В. Бабайцевой

– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.

Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
  5. Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Начинаем исследование второстепенных членов предложения, выявляемых на основе словосочетаний.

Урок 20. Словосочетания в составе предложения. Словосочетания простые и сложные; синтаксически свободные и синтаксически несвободные Виды грамматической подчинительной связи между компонентами простых словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Части речи, которыми выражены компоненты словосочетаний

I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания - смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, - выявить в этом предложении словосочетания.

Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.

Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:

кот (какой?, с чем?) с хвостом;

с хвостом (каким?) пушистым;

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все ли из представленных сочетаний слов словосочетания?

Помня о том, что словосочетания компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно, лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки зрения реализации грамматических значений существительное кот, стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с ведром и т. д.).

Второе сочетание с хвостом пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)

Какой можно сделать вывод? По смыслу и грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот (какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе зависимых компонентов, называются сложными.

Задание. Определите, какие из следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.

Следующее сочетание из нашего столбика кот серый - словосочетание: и по смыслу эти слова соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

Четвёртое сочетание гонял мышь тоже словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая - глагол часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать книгу, смотреть фильм и т. д.).

Словосочетания, подобные разобранным третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов - главного и зависимого, - называются простыми.

ВАЖНО! Определять, какое - простое или сложное - перед вами словосочетание, нужно только исходя из контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По дорожке бежали два кота. Один куцый, а другой - кот с пушистым хвостом. Здесь хвост - определяющий признак, по которому один кот отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.

Задание. Посмотрите на оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым словосочетаниям.

Нет сомнений, что вы отнесли все три оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим - он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим - по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической связи между компонентами (об этом ниже).

Таким образом, в нашем предложении из представленных сочетаний шесть словосочетаний:

1) кот (какой?) с пушистым хвостом;

2) кот (какой?) серый;

3) гонял (кого?) мышь;

4) гонял (когда?) вчера;

5) гонял (где?, на чём?) на тропинке;

6) на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все разобранные простые словосочетания (2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д., соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже упоминаемые нами два ученика, несколько человек, ряд вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных словосочетаний особые лексические единицы - фразеологические обороты (бежать во все лопатки и т. д.).

II. В соответствии с логическими и грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими - именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и указывает на синтаксическую связь.

Рассмотрим все три вида подчинительной связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь:

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

1. Согласование - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и падежа.

Опираясь на морфологию, можно сделать вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительное, зависимое - часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как прилагательное.

В нашем примере согласованием соединены компоненты кот (какой?) серый (кота серого, котом серым и т. д.).

Рассмотрите также примеры других словосочетаний, где зависимые компоненты - части речи, изменяющиеся по принципу имён прилагательных.

Причастие: поезд (какой?) движущийся.

Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;

Местоимение: игрушка (какая?) своя.

Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;

Порядковое числительное: класс (какой?) второй.

Миша учится во втором (каком?) классе.

В представленных примерах зависимое слово согласуется с главным во всех грамматических формах - рода, числа и падежа. Такое согласование называется полным.

Из примеров видно, что при полном согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.

Существует также неполное согласование, когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб, Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент при неполном согласовании выражается именем существительным.

2. Управление - вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в грамматической форме существительного в косвенном падеже.

Из определения вытекает, что в качестве зависимого компонента при управлении всегда выступает существительное в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного).

По главному слову различают следующие виды управления.

1) глагольное, когда главное слово:

а) глагол - примеры из нашего предложения гонял (кого?) мышь (гоняю мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?, на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на тропинке и т. д.);

б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.

Я знаю мальчика, всегда говорящего правду;

в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?, к чему?) к лесу.

Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;

2) именное, когда главное слово:

а) имя существительное - пример из нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой сада, у тропинки сада и т. д.);

б) краткая форма имени прилагательного: полон (чего?) радости.

Сегодня наш дом полон радости;

в) количественное числительное в именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.

Я взял в библиотеке шесть книг;

3) наречное, когда главное слово наречие: далеко (от чего?) от дома.

Малыш отошёл далеко от дома.

Из примеров видно, что при управлении грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент (существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме косвенного падежа.

3. Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.

Из определения понятно, что зависимым компонентом в этом случае выступают неизменяемые части речи:

1) наречие: из нашего примера гонял (когда?) вчера;

2) деепричастие: делать (как?, каким образом?) не задумываясь.

Я часто делаю дело не задумываясь;

3) неизменяемое прилагательное: платье (какое?) беж.

Женщина была в красивом платье беж;

1) У Пети появилось желание (какое? что сделать?) учиться.

2) Все меня просили (что?, что сделать?) спеть.

3) Уставший отец отправился (куда? что делать?) спать.

В качестве главного слова при примыкании могут выступать:

1) глагол: из нашего предложения гонял (когда?) вчера (гоняю вчера, гоняешь вчера и т. д.);

2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).

В автобус вошёл пассажир в плаще нараспашку;

3) прилагательное: заботливый (каким образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и т. д.).

У всегда заботливых родителей дети под приглядом;

4) числительное: третий (где?) справа (третьего справа, третьему справа и т. д.).

На третьем справа месте сидел мой знакомый;

5) наречие: рано (когда?) утром.

Семья рано утром собралась на дачу.

Из примеров видно, что при примыкании грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого компонента остаётся без изменения.

Задание. В нашем предложении есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом. Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым. Определите в каждом случае тип связи.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании "работать от души". Если примыкание , то правильно ли понимаю, что "от души" - это наречие?

Ответ справочной службы русского языка

Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях "носить пальто, ехать в метро", то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление – это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом); примыкание – это связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ - это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ - управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Слова весной, осенью, утром, вечером и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда? и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром. Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером. В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером. Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром. Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.

В сочетании весенний сев тип связи согласование. В сочетании сев весной – примыкание .

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может "управляться" каким-либо падежом.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - управление или примыкание - нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова "в плечах" не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

Ответ справочной службы русского языка

Управление (если считать "лесом" формой существительного) или примыкание (если рассматривать "лесом" как наречие).

Читайте также: