Уехать в отпуск это словосочетание с какой связью
Опубликовано: 17.05.2024
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
- при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
- при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
- по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
1. словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
2. словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
3. комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
- согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
- управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
- примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
- синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
- синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
-
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Подарок (кому?) подруге.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
1. Глагольные словосочетания с именем существительным:
- беспредложные (читать книгу),
- предложные (говорить об искусстве).
2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
3. Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Чтобы сразу закрепить все знания на практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок по русскому языку в Skysmart.
Ученики занимаются на интерактивной платформе вместе с внимательным учителем, задает любые, даже самые неловкие вопросы и чувствует себя увереннее на школьных занятиях.
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
1. С именами существительными:
- беспредложные (письмо родителям);
- предложные (прогулка по лесу).
2. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
3. С наречиями (прогулка верхом).
4. С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
1. С именами существительными:
- беспредложные (довольный ответом);
- предложные ( способный к музыке).
2. С наречиями (очень интересный).
3. С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
1. Словосочетания с наречием (очень удачно).
2. Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
- Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
- Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
- Слова с предлогами: около стола, возле дома.
- Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
- Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
- Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
- Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
- дождливым утром
- легкомысленный человек
- трудная дорога
- у соседнего двора
- с веселой песней
Существительное + причастие:
- перед цветущим полем
- опавшей листвой
- запеченное яблоко
- беспрерывная беседа
- разбросанные вещи
Существительное + порядковое числительное:
- на седьмое небо
- первая скрипка
- возле третьего подъезда
- через девятый этаж
Существительное + местоимение:
- каждый человек
- любого прохожего
- какой-то человек
- ничья вещь
- о целом дне
- у того столба
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
- кислое мороженое
- в чистой столовой
- в белой ванной
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
- о ком-то чужом
- с чем-то веселым
- над чем-нибудь неясным
- с нашим знакомым
- перед этим зевающим
Существительное + существительное (приложение):
- мышь-полевка
- художник-поэт
- журналист-интервьюер
- дуб-великан
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
- разозлиться на шутку
- купить хлеба
- вернемся на рассвете
- бегу в шапке
- беседую с другом
Прилагательное + местоимение:
- никому не рад
- не согласен ни с кем
- не должен никому
- уверен в нём
Прилагательное + существительное:
- румяный от мороза
- сладкий на вкус
- злой на соседей
- довольный результатом
Существительное + существительное:
- директор театра
- увлечение рыбалкой
- радость от встречи
- продолжение жизни
- поле цветов
- грудь в медалях
Наречие + существительное:
- смешно до слез
- вниз по улице
- впереди у моста
Числительное + существительное:
- семеро козлят
- двенадцать месяцев
- три капли
Деепричастие + существительное, местоимение:
- идя по двору
- шагая по тропинке
- следя за ним
- следя за ним
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
- позволил уйти
- любит смеяться
- наука мыслить
- намерен читать
- должен договориться
Глагол + наречие:
- читать медленно
- ответил впопыхах
- вернемся поздно
- уедем завтра
- сказал сгоряча
Глагол + деепричастие:
- рисовал стоя у мольберта
- ответил улыбаясь мне
Существительное + наречие:
- пальто нараспашку
- взгляд исподлобья
- поворот налево
- разговор начистоту
Существительное + несклоняемое прилагательное:
- цвет хаки
- час пик
- юбка плиссе
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.
Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.
Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться
Разбираем каждый компонент определения.
Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.
Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.
Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.
Вывод
«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.
«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.
Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?
Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.
Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.
Что не является словосочетанием
Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.
Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.
Лайфхак
Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.
Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».
Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.
Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.
Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.
Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.
Типы словосочетаний по главному слову
Три типа: именные, глагольные, наречные.
Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).
Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).
Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).
Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.
Виды связи слов в словосочетании
Их три: согласование, управление, примыкание.
Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.
Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.
Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.
Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.
Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.
Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.
Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.
Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)
Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.
Что надо знать про подход Бабайцевой
Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.
Короче, если у вас вот такой учебник:
– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.
Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:
- сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
- вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
- свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.
Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.
Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Главные члены предложения.
- Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
- Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
- Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
- Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).
Типы подчинительной связи
Согласование
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:
- серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
- серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
- для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.
Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.
Управление
Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:
- услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
- услышу (я) друга (Вин. п);
- услышите (вы) друга (Вин. п);
- услышат (они) друга (Вин. п);
- услышал бы (условное) друга (Вин. п);
- услышьте (повелительное) друга (Вин. п).
Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.
Примыкание
Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.
Трудные случаи
Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Начинаем исследование второстепенных членов предложения, выявляемых на основе словосочетаний.
Урок 20. Словосочетания в составе предложения. Словосочетания простые и сложные; синтаксически свободные и синтаксически несвободные Виды грамматической подчинительной связи между компонентами простых словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Части речи, которыми выражены компоненты словосочетаний
I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.
Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания - смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, - выявить в этом предложении словосочетания.
Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.
Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:
кот (какой?, с чем?) с хвостом;
с хвостом (каким?) пушистым;
кот (какой?) серый;
гонял (кого?) мышь;
гонял (когда?) вчера;
гонял (где?, на чём?) на тропинке;
на тропинке (какой?, чего?) сада.
Все ли из представленных сочетаний слов словосочетания?
Помня о том, что словосочетания компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно, лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки зрения реализации грамматических значений существительное кот, стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с ведром и т. д.).
Второе сочетание с хвостом пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)
Какой можно сделать вывод? По смыслу и грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот (какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе зависимых компонентов, называются сложными.
Задание. Определите, какие из следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.
Следующее сочетание из нашего столбика кот серый - словосочетание: и по смыслу эти слова соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.
Четвёртое сочетание гонял мышь тоже словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая - глагол часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать книгу, смотреть фильм и т. д.).
Словосочетания, подобные разобранным третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов - главного и зависимого, - называются простыми.
ВАЖНО! Определять, какое - простое или сложное - перед вами словосочетание, нужно только исходя из контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По дорожке бежали два кота. Один куцый, а другой - кот с пушистым хвостом. Здесь хвост - определяющий признак, по которому один кот отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.
Задание. Посмотрите на оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым словосочетаниям.
Нет сомнений, что вы отнесли все три оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим - он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим - по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической связи между компонентами (об этом ниже).
Таким образом, в нашем предложении из представленных сочетаний шесть словосочетаний:
1) кот (какой?) с пушистым хвостом;
2) кот (какой?) серый;
3) гонял (кого?) мышь;
4) гонял (когда?) вчера;
5) гонял (где?, на чём?) на тропинке;
6) на тропинке (какой?, чего?) сада.
Все разобранные простые словосочетания (2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д., соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже упоминаемые нами два ученика, несколько человек, ряд вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных словосочетаний особые лексические единицы - фразеологические обороты (бежать во все лопатки и т. д.).
II. В соответствии с логическими и грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими - именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и указывает на синтаксическую связь.
Рассмотрим все три вида подчинительной связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь:
кот (какой?) серый;
гонял (кого?) мышь;
гонял (когда?) вчера;
гонял (где?, на чём?) на тропинке;
на тропинке (какой?, чего?) сада.
1. Согласование - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и падежа.
Опираясь на морфологию, можно сделать вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительное, зависимое - часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как прилагательное.
В нашем примере согласованием соединены компоненты кот (какой?) серый (кота серого, котом серым и т. д.).
Рассмотрите также примеры других словосочетаний, где зависимые компоненты - части речи, изменяющиеся по принципу имён прилагательных.
Причастие: поезд (какой?) движущийся.
Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;
Местоимение: игрушка (какая?) своя.
Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;
Порядковое числительное: класс (какой?) второй.
Миша учится во втором (каком?) классе.
В представленных примерах зависимое слово согласуется с главным во всех грамматических формах - рода, числа и падежа. Такое согласование называется полным.
Из примеров видно, что при полном согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.
Существует также неполное согласование, когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб, Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент при неполном согласовании выражается именем существительным.
2. Управление - вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в грамматической форме существительного в косвенном падеже.
Из определения вытекает, что в качестве зависимого компонента при управлении всегда выступает существительное в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного).
По главному слову различают следующие виды управления.
1) глагольное, когда главное слово:
а) глагол - примеры из нашего предложения гонял (кого?) мышь (гоняю мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?, на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на тропинке и т. д.);
б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.
Я знаю мальчика, всегда говорящего правду;
в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?, к чему?) к лесу.
Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;
2) именное, когда главное слово:
а) имя существительное - пример из нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой сада, у тропинки сада и т. д.);
б) краткая форма имени прилагательного: полон (чего?) радости.
Сегодня наш дом полон радости;
в) количественное числительное в именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.
Я взял в библиотеке шесть книг;
3) наречное, когда главное слово наречие: далеко (от чего?) от дома.
Малыш отошёл далеко от дома.
Из примеров видно, что при управлении грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент (существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме косвенного падежа.
3. Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.
Из определения понятно, что зависимым компонентом в этом случае выступают неизменяемые части речи:
1) наречие: из нашего примера гонял (когда?) вчера;
2) деепричастие: делать (как?, каким образом?) не задумываясь.
Я часто делаю дело не задумываясь;
3) неизменяемое прилагательное: платье (какое?) беж.
Женщина была в красивом платье беж;
1) У Пети появилось желание (какое? что сделать?) учиться.
2) Все меня просили (что?, что сделать?) спеть.
3) Уставший отец отправился (куда? что делать?) спать.
В качестве главного слова при примыкании могут выступать:
1) глагол: из нашего предложения гонял (когда?) вчера (гоняю вчера, гоняешь вчера и т. д.);
2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).
В автобус вошёл пассажир в плаще нараспашку;
3) прилагательное: заботливый (каким образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и т. д.).
У всегда заботливых родителей дети под приглядом;
4) числительное: третий (где?) справа (третьего справа, третьему справа и т. д.).
На третьем справа месте сидел мой знакомый;
5) наречие: рано (когда?) утром.
Семья рано утром собралась на дачу.
Из примеров видно, что при примыкании грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого компонента остаётся без изменения.
Задание. В нашем предложении есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом. Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым. Определите в каждом случае тип связи.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании "работать от души". Если примыкание , то правильно ли понимаю, что "от души" - это наречие?
Ответ справочной службы русского языка
Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.
Ответ справочной службы русского языка
В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?
Ответ справочной службы русского языка
Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях "носить пальто, ехать в метро", то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление – это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом); примыкание – это связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ - это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ - управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?
Ответ справочной службы русского языка
Слова весной, осенью, утром, вечером и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда? и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром. Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером. В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером. Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром. Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.
В сочетании весенний сев тип связи согласование. В сочетании сев весной – примыкание .
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может "управляться" каким-либо падежом.
Ответ справочной службы русского языка
Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Тип связи - управление или примыкание - нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.
Ответ справочной службы русского языка
Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.
Ответ справочной службы русского языка
Вряд ли это возможно, если только вместо слова "в плечах" не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.
Ответ справочной службы русского языка
Управление (если считать "лесом" формой существительного) или примыкание (если рассматривать "лесом" как наречие).
Читайте также: