За сколько дней до выборов губернатора губернатор уходит в отпуск

Опубликовано: 17.09.2024

2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через три дня со дня регистрации, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящей статьи. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
3. Президент Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации и являющийся зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации) продолжает осуществлять свои полномочия. При этом ему запрещается использовать преимущества своего должностного положения.
4. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или муниципальные должности, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
5. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе следует понимать:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, группам участников референдума не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
г) использование на безвозмездной основе или использование на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в том числе государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
е) преимущественный (по сравнению с другими кандидатами, группами участников референдума) доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении массовых мероприятий, организуемых государственными и муниципальными органами и организациями, за исключением предусмотренных пунктом 6 статьи 53 настоящего Федерального закона, обнародование в период избирательной кампании отчетов о проделанной работе, рассылку от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченные из соответствующего избирательного фонда.
6. Соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
7. Должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации.
Комментарий к статье 40
Одним из направлений, получивших развитие в комментируемом Федеральном законе, является борьба с так называемым "административным ресурсом", т.е. с использованием возможностей, которые лицо имеет в силу своего должностного положения в государственном аппарате или в органах местного самоуправления, в целях своего избрания, избрания кандидата, списка кандидатов. В целом ограничения, налагаемые на данную категорию лиц во время избирательной кампании, расширены.
1. Общий запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения при проведении своей избирательной кампании распространяется на кандидатов на всех этапах избирательной кампании. Запрет касается следующих категорий: лица, замещающие государственные должности (это руководители федерального, регионального уровня, занимающие должности категории "А": депутаты, министры, судьи - ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"); лица, замещающие выборные муниципальные должности (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления - ст. 1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"); лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе (это служащие категории "Б" и "В", лица, находящиеся на воинской службе, службе в органах МВД и т.п.), а также должностные лица и другие работники организаций, выпускающих средства массовой информации (главные редакторы, выпускающие редакторы, ответственные секретари, журналисты, ведущие телепрограмм и т.д.).
2. В развитие запрета, изложенного в п. 1 комментируемой статьи, комментируемый п. 2 предписывает кандидатам, получившим статус зарегистрированных кандидатов, совершить определенные действия, организационно препятствующие использованию отдельными категориями указанных лиц преимуществ своего должностного или служебного положения. На время участия в выборах они должны быть освобождены от выполнения своих обязанностей (уйти в отпуск) и представить в избирательную комиссию соответствующий подтверждающий документ в течение трех дней после регистрации. Новацией является распространение этой обязанности на лиц, занимающих должности категории "А", т.е. руководителей (в прежней редакции Закона в отпуск должны были уходить только государственные и муниципальные служащие и работники СМИ). С другой стороны, данная обязанность распространяется не на всех лиц, замещающих должности категории "А", а только на представителей органов исполнительной или судебной власти, а также лиц, занимающих выборные муниципальные должности (кроме депутатов). Таким образом, федеральные министры, губернаторы и иные главы субъектов РФ, судьи, главы муниципальных образований, служащие, работники организаций, выпускающих СМИ, не могут выполнять свои служебные обязанности во время их участия в выборах. Однако это ограничение не распространяется на депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также на лиц, занимающих должности категории "А" в иных (не исполнительных и не судебных) органах. Представляется, тем не менее, что, например, Председателю Центрального банка РФ, Председателю и аудиторам Счетной палаты РФ, Уполномоченному по правам человека РФ было бы также целесообразно слагать с себя должностные обязанности на время участия в избирательной кампании в качестве зарегистрированного кандидата. Не распространяется обязанность уходить в отпуск на работников редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами либо избирательными объединениями. И, кроме того, исключение из общего правила может быть предусмотрено законом субъекта РФ для лица, находящегося на государственной службе, в том числе военнослужащего, служащего МВД России, ставшего зарегистрированным кандидатом при двух условиях: 1) если он участвует в выборах в представительный орган местного самоуправления; 2) если избирательный округ, в котором он баллотируется, насчитывает не более пяти тысяч избирателей.
3. Обязанность уходить в отпуск не распространяется на Президента РФ или Председателя Правительства РФ, временно исполняющего обязанности Президента и являющегося зарегистрированным кандидатом на должность Президента. В данном случае комментируемый Федеральный закон следует сложившейся общемировой практике.
4. Серьезная новелла федерального избирательного законодательства заключается в том, что лица, замещающие должности категории "А", не вправе использовать преимущества своего положения не только тогда, когда они сами являются кандидатами, но и в пользу других лиц. Как раз этот вид нарушений весьма распространен: руководители разного уровня часто используют свои возможности выступлений перед населением для поддержки, положительной характеристики кандидатов, влияя тем самым на волеизъявление избирателей. Можно полагать, что прямой запрет такой косвенной агитации будет способствовать обеспечению равенства кандидатов.
5. Характеристика случаев использования преимуществ должностного или служебного положения практически не изменилась по сравнению с прежней редакцией Федерального закона. Следует, однако, обратить внимание на новый запрет, касающийся проведения агитации за одного кандидата на мероприятиях, организуемых и финансируемых государственными или муниципальными органами, если другим кандидатам не была предоставлена аналогичная возможность. Комментируемый Федеральный закон также отреагировал на распространенные недобросовестные приемы агитации с использованием административных возможностей, запретив обнародование отчетов о проделанной работе, рассылку поздравлений избирателям от имени кандидата и тому подобных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда (подп. "ж").
6. Существенное изменение внесено в норму о том, что соблюдение правил, перечисленных в п. 1 - 5 комментируемой статьи, не должно препятствовать выполнению избранными лицами своих обязанностей перед избирателями. Если ранее к числу таких лиц были отнесены депутаты и выборные должностные лица, то теперь - только депутаты и Президент РФ. Следовательно, на глав органов исполнительной власти и местного самоуправления эта поправка не распространяется, что вполне логично, поскольку с момента регистрации они освобождаются от обязанностей по должности.
7. Запрет должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам организаций, осуществляющим выпуск СМИ, если они являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, участвовать в освещении избирательной кампании в СМИ является еще одной гарантией обеспечения равенства кандидатов и исключения использования такого эффективного ресурса, как выступление в электронных и печатных СМИ без соблюдения правил, установленных соответствующими нормами избирательного законодательства. Применительно к журналисту речь идет не об организации, в которой он работает и в которой должен быть освобожден от выполнения обязанностей с момента его регистрации как кандидата, а о других средствах массовой информации. Естественно, что запрет распространяется только на избирательную тематику и не препятствует творческим выступлениям и публикациям журналистов по другим проблемам. Такое же исключение, как и в комментируемом п. 2, сделано для работников редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями. Будучи кандидатами или доверенными лицами, они могут продолжать свою профессиональную деятельность.

Закон «О выборах депутатов Госдумы» устанавливает для зарегистрированных кандидатов ряд ограничений, связанных с должностным или служебным положением

Военные, государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники СМИ, которые баллотируются в Госдуму, должны уйти в отпуск после регистрации кандидатами на выборах. Это подчеркнула в среду в разговоре с корреспондентом ТАСС секретарь Центризбиркома России Майя Гришина. Некоторые известные кандидаты уже сделали это.

«В отпуск уходят те, кто является государственными или муниципальными служащими и работает в СМИ. Военнослужащие - это особый вид государственной службы, поэтому они уходят в отпуск», - напомнила собеседница агентства.

Ограничения для чиновников и журналистов
Закон «О выборах депутатов Госдумы» устанавливает для зарегистрированных кандидатов ряд ограничений, связанных с должностным или служебным положением. Так, кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе в период избирательной кампании использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Такие же ограничения касаются журналистов и других сотрудников СМИ, а также кандидатов, являющихся членами органов управления организаций (независимо от формы собственности).
При этом кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе или работающие в СМИ, должны после регистрации на выборы уйти в отпуск. В течение пяти дней с момента регистрации им необходимо принести в ЦИК или в комиссию одномандатного округа копию приказа о предоставлении отпуска.

Кто совместит работу и кампанию
Кандидатам, замещающим государственные должности, в отпуск уходить не требуется. К таковым относятся, например, премьер-министр (Дмитрий Медведев единолично возглавляет общефедеральную часть списка «Единой России») и главы регионов. В списке единороссов значатся 19 губернаторов и глав республик, а губернатор Иркутской области Сергей Левченко возглавляет соответствующую региональную группу в списке КПРФ.
Бизнес-омбудсмену Борису Титову, который стоит во главе общефедеральной части списка Партии роста, уходить в отпуск будет также необязательно. Должность уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей входит в сводный перечень государственных должностей.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть, который ведет на выборы список КПРФ в Новосибирской области, тоже останется на рабочем месте. Он занимает выборную муниципальную должность, а такие кандидаты не обязаны уходить в отпуск на время кампании.

Журналисты включаются в предвыборную борьбу
Известный журналист и телеведущий Роман Бабаян, возглавляющих одну из столичных региональных групп «Справедливой России», ушел в отпуск после того, как ЦИК 22 июля зарегистрировал список справороссов. «Я уже ушел в отпуск», - подтвердил он ТАСС. По словам Бабаяна, ежедневное ток-шоу «Право голоса», которое он ведет на ТВЦ, пока выходить в эфир не будет.

Видных сотрудников СМИ больше всего среди единороссов. Главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская возглавляет региональную группу, в которую входят Курганская и Челябинская области, заместитель гендиректора ВГТРК Евгений Ревенко идет под номером три в группе из Владимирской, Воронежской, Липецкой и Рязанской областей.
Вторым в петербургском списке единороссов стоит Сергей Боярский (сын актера Михаила Боярского) - гендиректор телеканала «Санкт-Петербург». Кроме того, телеведущий Первого канала Петр Толстой баллотируется от «Единой России» одномандатником в Люблинском округе (Москва).
Говорить об отпусках таких кандидатов можно будет только после их регистрации.

Выборы в Госдуму пройдут 18 сентября по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, 225 - по одномандатным округам. 17 июня президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении выборов, в тот же день он был опубликован, и с этого дня в России официально началась избирательная кампания. Выборы заксобраний пройдут 18 сентября в 39 регионах страны, в семи субъектах состоятся прямые выборы высших должностных лиц, также запланировано проведение порядка 5 тысяч муниципальных кампаний.

Почему отмененные и зачем? На этот счет есть разные версии. Самая распространенная называет отказ от всенародного голосования на выборах губернаторов и замену его на странную схему "наделения полномочиями", когда голосуют только региональные депутаты, вынужденной необходимостью. Страна пережила ряд трагических обстоятельств, едва удерживалась на грани развала, а в региональную власть устремились "жесткие группы", нажитые неправедным путем капиталы позволяли им влиять на выборные процессы.

Впрочем, надо признать, что принимая почти восемь лет назад новый порядок наделения полномочиями глав российских регионов - недемократическое слово "назначение", более точно обозначавшее суть процесса, категорически отвергалось, - законодатели не скрывали, что мера это временная. Она решает задачи стабилизации страны, сохранения суверенности на всей ее территории. "И если Россия будет жить в условиях мира и стабильности, продолжит движение к еще большему разделению властей, если регионы получат реальные источники наполнения своих бюджетов, возрастет роль гражданских институтов, будет в полной мере воспринято обществом и государством то, что называется "свобода личности", тогда мы сможем выйти и на прямые выборы глав всех субъектов Российской Федерации". Перечисляя тогда в интервью "РГ" эти условия возвращения в Россию прямых выборов губернаторов, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заметил, что процесс это "сложный, но исторически необходимый, но подгонять его совершенно не стоит".

Теперь, вероятно, и страна, и народ для прямых выборов созрели.

Общая ситуация изменилась, выросла роль политических партий в обществе, которые готовы взять на себя ответственность за своего человека во власти. Однако выборы возвращаются не в прежнем виде: учтены ошибки конца прошлого века и начала нынешнего. Новый закон, определяющий правила формирования региональной власти страны, по мнению большинства депутатов Госдумы, смог создать такую конструкцию, "чтобы на выборы шли самые профессиональные люди, которым доверяет население".

Можно называть эту конструкцию фильтром, который позволяет еще до всеобщего голосования отсеивать тех претендентов на губернаторский пост, кому эта ноша не по силам или противопоказана. Можно - страховкой, которая поможет уберечь регион от непрофессионального управленца. Можно - барьером. В законе таких "страховочных" механизмов несколько. Кандидаты в губернаторы будут выдвигаться политическими партиями, при этом они могут быть беспартийными или представителями других партий. Разрешено участвовать в выборах и самовыдвиженцам, однако это право должно быть прописано в законе субъекта РФ. Для участия в борьбе за высокий пост самовыдвиженцам нужно будет собрать в свою поддержку от 0,5 процента до двух процентов подписей избирателей, проживающих на территории. А дальше вступают в действие другие барьеры, которые необходимо преодолеть.

Это консультация политических партий с президентом по поводу партийных выдвиженцев на губернаторский пост, которые глава государства проводит по своей инициативе. Это необходимость для выдвигаемых партиями кандидатов, а также самовыдвиженцев заручиться поддержкой депутатов в муниципальных образованиях и (или) избранных глав муниципальных образований. Губернатору, не имеющему опоры "внизу", на муниципальном уровне будет труднее исполнять свои сложнейшие функции. Кандидата в регионе должны поддержать от пяти до десяти процентов муниципальных депутатов и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от пяти до десяти депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов должно поддержать не меньшее число местных депутатов. Муниципальным депутатам представлено право поддержать только одного кандидата.

Согласно закону, избираться на пост губернатора смогут граждане РФ, которым исполнилось 30 лет. Лица, ранее судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, не смогут претендовать на эту должность. Запрет не будет действовать в случаях, когда новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. Избранным может считаться лицо, получившее 50 процентов плюс один голос от числа проголосовавших, а не простое большинство. Значит, может потребоваться и второй тур.

Губернатор может избираться на пять лет и не вправе занимать этот высокий пост более двух сроков подряд. Главы регионов, которые получали свои руководящие полномочия по представлению президента, поддержанному голосованием в региональном парламенте, смогут начать свой новый, но уже выборный срок с чистого листа. Годы, проведенные на губернаторском посту до вступления в действие закона о прямых выборах главы региона, в зачет не пойдут. Губернатор, получивший свой пост по старой схеме, через год может добровольно уйти в отставку и с согласия президента участвовать в борьбе за руководящее кресло уже по новым, выборным правилам. Но закон предусматривает основания для отставки губернаторов по инициативе главы государства, среди которых - выявление фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. Еще одним поводом будет считаться неоднократное грубое неисполнение губернатором своих обязанностей без уважительных причин, установленное судом.

Инициировать отзыв губернатора может и группа избирателей не менее 100 человек - в случае установления судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.

В законе есть норма, которая дает возможность губернаторам, получившим свой пост по действующей сегодня схеме, уже через год после вступления в должность добровольно уйти в отставку и участвовать в досрочных выборах глав регионов по новому закону. Но только с согласия президента РФ.

Закон вступает в силу 1 июня 2012 года, а первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года и будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно.

В 2015 году согласование губернаторами, ушедшими в добровольную досрочную отставку, своего переизбрания с президентом становится фактически формой легитимации власти. Эти кандидаты имеют все шансы вернуться в губернаторские кресла еще на пять лет, вопреки попыткам федеральных законодателей ограничить срок пребывания во главе региона.

С 12 по 15 мая в досрочную отставку ушли пять губернаторов: Ленинградской, Омской, Иркутской, Костромской областей, а также Камчатского края. Все они получили разрешение президента на участие в досрочных выборах в сентябре этого года. Затем к ним присоединились главы еще двух областей – Пензенской и Тамбовской. Неделей позднее стало известно, что президент Владимир Путин принял отставку архангельского губернатора Игоря Орлова, назначив его временно исполняющим обязанности главы региона до выборов.

Губернаторы Пензенской и Тамбовской областей Василий Бочкарев и Олег Бетин, в отличие от остальных ушедших в досрочную отставку, не останутся на посту в статусе врио и, очевидно, не будут претендовать в сентябре на должность главы региона. Логика этих отставок проста – срок полномочий губернаторов к моменту отставки практически истекает. Оба являются старожилами, после их ухода Путин назначит временно исполняющими обязанности руководителей регионов новых политиков – они должны будут принять участие в выборах, которые намечены на 13 сентября этого года.

Рост числа губернаторов, желающих участвовать в досрочных выборах, связан с их надеждами на то, что они будут лучше защищены от отставки, подтвердив свой мандат на выборах. Намерение избираться досрочно в этих случаях объясняется почти одинаково: кто-то таким образом просит поддержки граждан, чтобы завершить выполнение майских указов, кто-то желает сэкономить на избирательной кампании. «Многие губернаторы, у кого нормальные показатели, все-таки стараются быть избранными, чтобы возобновить кредит доверия, – подтвердил слова губернаторов пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. – Те регионы, в которых будут выборы в законодательные собрания в единый день голосования в сентябре, вполне резонно совмещают их с досрочными выборами губернаторов, что сулит достаточно серьезную экономию региональным бюджетам».

Однако досрочные выборы, как правило, означают более высокую частоту проведения избирательных кампаний и ведут к увеличению трат, а вовсе не к экономии. К тому же совместить губернаторские выборы с выборами в заксобрание получится только в Костромской области.

Несколько более реальной причиной добровольных отставок выглядит стремление губернаторов избежать попадания под действие нового закона об ограничении срока: в мае 2015 года депутаты Государственной Думы одобрили в первом чтении поправки в закон, позволяющий главам регионов избираться на эту должность более двух раз. При этом первым губернаторским сроком предлагается рассматривать период после 1 июня 2012 года. Поправки, внесенные лидерами всех четырех думских фракций, гласят, что глава региона избирается не более чем пять лет и не может занимать свой пост более двух сроков подряд «независимо от того, избирается оно гражданами РФ или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ».

Таким образом, одобрение президентом досрочных выборов – это попытка легитимировать продление полномочий нынешним губернаторам. А наличие муниципального фильтра настолько снижает возможности реальной конкуренции, что «досрочникам» почти не о чем волноваться – в таких условиях выборы окажутся фактически референдумом о доверии.

Добровольная отставка ряда глав регионов породила в среде депутатов идею законопроекта о запрете избираться таким губернаторам на досрочных выборах. С этой инициативой выступил депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. Однако вряд ли эта идея получит поддержку во властных кругах: полная отмена права губернаторов на досрочное переизбрание будет сужать не только их возможности, но и полномочия главы государства решать, может ли досрочно уволившийся глава региона переизбираться на новый срок или нет.

Сергей Морозов

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило доклад о губернаторах, находящихся в зоне карьерного риска (есть в распоряжении РБК). Согласно выводам экспертов агентства, восемь глав регионов могут потерять свои посты до сентябрьского единого дня голосования. В эту восьмерку попали в том числе губернаторы, полномочия которых истекают не в этом году. Вероятность ухода в отставку, по оценкам АПЭК, у всех разная.

У глав регионов, полномочия которых истекают в 2021-м, но которые при этом не упомянуты в докладе, — вероятность отставки нулевая либо очень низкая, пояснил РБК гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов. Речь идет об Алексее Дюмине (Тульская область), Игоре Рудене (Тверская область), Рамзане Кадырове (Чечня), Рашиде Темрезове (Карачаево-Черкесия).

На сентябрь 2021 года запланированы выборы в Государственную думу Федерального собрания, а также губернаторские выборы в восьми регионах (в Хабаровском крае, Мордовии, Белгородской, Тульской, Тверской, Ульяновской областях, Чечне и Туве), еще трех глав утвердят заксобрания (Дагестан, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия).

Вероятность отставки выше среднего

Самая высокая вероятность отставки — выше среднего — у губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Он занимает свой пост с 2005 года, срок его полномочий истекает в 2021 году.

Регион демонстрировал высокий уровень протестного голосования на выборах в местное заксобрание в сентябре 2018 года, при этом многие очаги протестных настроений имеют достаточно длительную историю, отмечают эксперты. Частью актуальной политической повестки остаются публичные конфликты между руководством Ульяновской области и представителями областного отделения КПРФ.

При этом Морозов надеется получить разрешение выдвигаться на новый губернаторский срок, отмечают в АПЭК. В частности, ряд решений главы региона выдержаны «в режиме предвыборной кампании». В их числе авторы доклада называют ноябрьский указ губернатора о заморозке на год тарифов на тепло, газ, воду и вывоз твердых коммунальных отходов.

Средняя вероятность отставки

Среди политических проблем Томской области эксперты называют высокий уровень протестного голосования на выборах в Томскую гордуму в сентябре 2020 года. «Уровень поддержки списка «Единой России» составил 24,46% голосов, в городской парламент прошли и политики, связанные с внесистемной оппозицией», — говорится в исследовании. В частности, депутатские мандаты получили сотрудники штаба Алексея Навального Ксения Фадеева и Алексей Фатеев. Достаточно высокий уровень протестных настроений был продемонстрирован и в ходе голосования по поправкам в Конституцию, отмечают эксперты.

При этом Жвачкин, полномочия которого истекают в 2022 году, относится к возрастным руководителям (ему 64 года).

Авторы доклада оговариваются, что хотя замена губернатора может остановить рост протестных настроений, для их снижения требуются дополнительные усилия: «Вряд ли приход на пост томского губернатора нового лица сможет снизить уровень поддержки оппозиции в областном центре». Это факторы, влияющие на устойчивость позиций Жвачкина.

В качестве одного из факторов, повышающих вероятность отставки Шолбана Кара-оола, полномочия которого истекают в этом году, в АПЭК называют длительность его пребывания на посту — с 2007 года. Однако специфический характер региона (в частности, проблема транспортной доступности) «ограничивает возможности в подборе кадров для замены его руководства». В таких субъектах вероятность сохранения в должности «губернаторов-старожилов», как правило, выше, считают в АПЭК.

Предсказания скорой отставки главы Хакасии коммуниста Валентина Коновалова, победившего во втором туре выборов в 2018 году, стали появляться практически сразу после его избрания, пишут авторы доклада. В числе проблемных информационных поводов в сфере управления республикой они называют задержание в апреле 2020 года и.о. замглавы Хакасии Сергея Новикова, а также «неоднократные перестановки в руководстве региона».

Отставка Коновалова (полномочия истекают в 2023 году) может произойти в случае серьезных эксцессов, связанных с управленческими просчетами, считают эксперты. Однако довольно ограниченное электоральное значение Хакасии в рамках парламентской кампании (на 1 января 2021 года число зарегистрированных в республике избирателей — чуть меньше 400 тыс. человек) может стать мотивом для федерального центра не форсировать замену губернатора, полагают в АПЭК.

Что касается губернатора Владимирской области, представителя ЛДПР Владимира Сипягина, победившего во втором туре выборов в 2018 году, то у него сложные взаимоотношения с представителями муниципальных элит. В частности, в январе этого года главы 20 из 21 муниципалитета не явились на совещание по реализации нацпроектов, которое проходило под председательством губернатора в дистанционном режиме. Вместо себя они направили заместителей. Сипягин раскритиковал неявившихся и покинул мероприятие.

Вероятность замены Сипягина уже в этом году (полномочия истекают в 2023-м) снижается за счет сравнительно ограниченного интереса федеральных групп влияния к региону, а достаточно высокий протестный потенциал области в ситуации начинающейся парламентской кампании потребовал бы осторожного подхода к выбору нового врио губернатора, резюмируют авторы доклада.

Одним из наиболее негативных факторов, влияющих на позиции красноярского губернатора Александра Усса (полномочия истекают в 2023 году), в АПЭК называют разлив дизельного топлива в мае 2020 года в Норильске. 2020 год был связан с серией проблемных информационных поводов для руководства Красноярского края, констатируют авторы доклада. Однако сложная внутриэлитная ситуация и протестный потенциал региона повышают уязвимость потенциальных сменщиков Усса, что, в свою очередь, снижает возможность его замены до думских выборов.

Вероятность отставки ниже среднего

Вероятность отставки ниже среднего, по оценкам авторов доклада, — у главы Северной Осетии Вячеслава Битарова и врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева.

В федеральной медийно-экспертной среде и, вероятно, как минимум у части представителей федеральных элит закрепилось представление об определенных проблемах властей Северной Осетии в работе с протестными настроениями. Наиболее резонансная акция имела место в апреле 2020 года, напоминают эксперты, когда во Владикавказе прошел митинг против режима самоизоляции. Протестная активность и перспектива президентских выборов 2022 года в Южной Осетии могут стать одним из аргументов игроков, заинтересованных в замене главы Северной Осетии. Аргумент может заключаться в том, что новая фигура во главе пограничного российского региона поможет более эффективной реализации политики Москвы и в отношении Цхинвала, указывают эксперты АПЭК.

В то же время, по их мнению, протестный потенциал и достаточно сложная внутриэлитная конфигурация Северной Осетии могут подтолкнуть федеральный центр к отказу от форсирования отставки Битарова, полномочия которого истекают в 2021 году.

Вероятность отставки врио губернатора Хабаровского края, члена ЛДПР Михаила Дегтярева хотя и остается ниже средней, но может возрасти, если до начала июня 2021 года (последний срок, когда президент может назначить нового врио с тем, чтобы тот избирался в текущем году) в регионе произойдут крупные эксцессы, «которые оппоненты могут связать с управленческими просчетами руководства региона, а также в случае роста протестной активности в крае».

Отставка врио губернаторов до выборов — явление редкое, но такие случаи уже были. В 2016 году свой пост покинул врио губернатора Калининградской области Евгений Зиничев, в 2019-м — врио главы Астраханской области Сергей Морозов.

Единственный глава среди вышеперечисленных, чья отставка действительно возможна, — это губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, считает эксперт по региональной политике Виталий Иванов. И то потому, что у него заканчивается срок полномочий, а выборы в этом регионе прямые. Но в целом в год думских выборов федеральный центр старается не менять глав без надобности. А в ряде вышеупомянутых регионов в этом году пройдут и выборы в заксобрания (Красноярский край и Томская область). «Как показывает практика, замена губернаторов в таких ситуациях ничего хорошего принести не может», — говорит Иванов.

Некоторые главы располагают мощным покровительством, уточняет эксперт. Например, патрон Кара-оола — министр обороны Сергей Шойгу. Усс опирается на Шойгу и «Роснефть». За Жвачкиным стоит «Газпром». Отставка Коновалова сомнительна, потому что регион не является важным с электоральной точки зрения, да и кампания потенциального нового врио не будет легкой. Если говорить о Сипягине и Дегтяреве, то Кремль не станет в год парламентских выборов осложнять отношения с ЛДПР.

Читайте также: