Академик секретарь что это за должность

Опубликовано: 03.10.2024

Современная экономическая наука являет собой множество направлений и школ, выводы которых часто приводят к противоположным практическим рекомендациям. Вот что пишет об этой ситуации академик — секретарь отделения экономики Российской академии наук Д. С. Львов ". в отличие, например, от физики и химии, современная экономика не имеет "теоретического ядра", которое признавали бы экономисты с самыми разными взглядами" [Львов. С. 77]. ,  [c.380]


Федоренко Николай Прокофьевич (р.1917), экономист, один из организаторов и основателей экономико-математического направления экономической науки в СССР. Академик АН СССР (ныне—РАН) с 1964 г., член Президиума академии академик-секретарь Отделения экономики АН СССР (1971—1983), почетный член Международного эконометрического общества. Окончил Военно-химическую академию, был преподавателем, зав. кафедрой экономики химической промышленности, проректором и ректором Московского института тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова. В 1963—1983 гг. — директор организованного им Центрального экономико-математического института АН СССР. Разрабатывая проблемы экономики химической промышленности, предложил новую методику определения затрат и эффективности продуктов, получаемых в комплексных технологических процессах. Под его руководством в ЦЭМИ были развернуты разносторонние исследования в области планирования и управления народным хозяйством на базе экономико-математического моделирования, системного анализа, программно-целевых методов. Были заложены основы теории оптимального функционирования социалистической экономики, создавались системы моделей народнохозяйственного планирования и прогнозирования, разрабатывались основы теории рационального природопользования. Государственная премия (1970).  [c.450]


Со времени организации в 1939 г. Отделения химических паук Академии Наук СССР и до настоящего времени С. И. состоит заместителем академика-секретаря Отделения по избранию (даты переизбрания 1942, 1946,1949 гг.). На этом посту им проведена большая организационная работа по развитию химических институтов АН СССР, особенно в первые годы создания Отделения и в годы Великой Отечественной войны.  [c.21]

Аганбегян Абел Гезевич (р. 1932), российский экономист, академик АН СССР (ныне РАН) с 1974 г. Окончил Московский экономический институт (1955). В 1961 г. организовал лабораторию экономико-математических исследований Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН, с 1967 по 1985 г. —директор этого института академик-секретарь Отделения экономики АН СССР (1986—1989). С 1989 по 2002 г. — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве СССР (затем РФ). Разрабатывал методы экономико-математического анализа межотраслевых балансов, отраслевого перспективного планирования, руководил составлением ряда крупных народнохозяйственных программ.  [c.433]

Избран заместителем академика-секретаря Отделения химических наук Академии Наук СССР2.  [c.5]

ВУЗУЛУКОВ Николай Степанович (р. 4. 5. 1905), советский экономист, акад. АН Эст. ССР (1951), д-р экономии, наук (1951), проф. (1956). Чл. КПСС с 1929. Окончил Моск. с.-х. академию им. К. А. Тимирязева (1932). На парт, работе (1942—47). В 1951—54 академик-секретарь АН Эст. ССР. С 1956 на педагогич. и науч. работе. Работы В. посвящены проблемам экономики с. х-ва и агр. теории, и в особенности вопросам экономики заготовок продуктов с. х-ва.  [c.185]

В выступлении на международной конференции [1] академик-секретарь отделения профессионального образования Российской академии образования В.М. Жу-раковский сообщил о разработке Правительством Федерального закона "О специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организациях". Причина появления этого законопроекта достаточно ясна основные законы, регулирующие сферу образования в РФ [2, 3], уже не выполняют возложенных на них функций. В действующих основных законах есть прямые противоречия Гражданскому кодексу, не отражаются реалии изменившегося налогового и бюджетного законодательства, содержатся нормы, препятствующие вхождению России в Бо-лонский процесс.  [c.265]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. На должность ученого секретаря назначается лицо, имеющее ученую степень доктора или кандидата наук, научные труды, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет. На должность ученого секретаря до 3 лет могут быть назначены не имеющие ученой степени высококвалифицированные специалисты соответствующей области знаний, обладающие указанным опытом работы.

1.2. Назначение на должность ученого секретаря и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения по представлению [вписать нужное].

1.3. Ученый секретарь должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, научные проблемы соответствующей области знаний, науки и техники, направления развития отрасли экономики по профилю деятельности учреждения, руководящие материалы вышестоящих органов;

- отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний;

- установленный порядок организации, планирования и финансирования, проведения и внедрения научных исследований и разработок, их патентно-информационного обеспечения;

- действующие положения по защите авторских прав и патентов, порядок подготовки и повышения квалификации кадров;

- порядок проведения конкурсов и аттестации научных работников;

- правовые вопросы оформления договорных отношений при совместном выполнении работ с другими учреждениями, организациями и предприятиями;

- методы организации труда научных работников и управления научными исследованиями и разработками;

- руководящие материалы по организации делопроизводства;

- законодательство о труде;

- правила и нормы охраны труда;

1.4. Ученый секретарь подчиняется непосредственно [вписать нужное].

1.5. [Вписать нужное].

II. Должностные обязанности

2.1. Возглавляет подготовку предложений по сводным перспективам и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов научно-исследовательских работ, выполняемых структурными подразделениями, организациями и предприятиями при совместном их проведении.

2.2. Организует контроль за своевременным и качественным выполнением установленных тематических планов и подготовку сводных отчетов о деятельности учреждения.

2.3. Обеспечивает координацию при разработке основных направлений работы учреждения, планов и программ повышения эффективности его деятельности, улучшения организации труда и управления.

2.4. Подготавливает проекты планов работы ученого или научно-технического (технического) совета, контролирует их выполнение и осуществление принятых советом решений.

2.5. Рассматривает материалы, связанные с защитой диссертаций и присвоением ученых степеней и званий.

2.6. Готовит предложения к планам издания научных трудов, обеспечивает их рецензирование, а также проведение научных конференций, совещаний, семинаров, дискуссий.

2.7. Организует проведение аттестации работников, разработку критериев и методов оценки их деятельности.

2.8. Координирует деятельность научно-вспомогательных подразделений учреждения.

2.9. Готовит предложения по подготовке и повышению квалификации научных кадров, стажировке научных сотрудников.

2.10. [Вписать нужное].

III. Права

Ученый секретарь имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности учреждения, замечания по деятельности сотрудников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя).

3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. [Вписать нужное].

IV. Ответственность

Ученый секретарь несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].


Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

8. Научный сотрудник

3. Ведущий научный сотрудник

4. Главный научный сотрудник

11. Старший преподаватель

13. Старший научный сотрудник

7. Младший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Зам. генерального директора

Зам. главного редактора

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

Младший научный сотрудник

Руководитель (заведующий, начальник) группы

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

Старший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил.

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус.

Заседание Президиума РАН 25.05.2021

25 мая состоялось онлайн-заседание Президиума Российской академии наук. Главная тема — «100-летие со дня рождения академика А.Д. Сахарова». О великом ученом рассказывали академики РАН Радий Иванович Илькаев и Алексей Георгиевич Арбатов.

«Российское общество в условиях пандемии: социальные, экономические и психологические аспекты» — тема выступлений академиков РАН Михаила Константиновича Горшкова и Дмитрия Викторовича Ушакова, доктора экономических наук Александры Анатольевны Шабуновой (Вологодский научный центр РАН).

Об утверждении изменений в устав Сибирского отделения РАН рассказывает академик РАН Валентин Николаевич Пармон.

Об утверждении Положения об иностранных членах РАН — вице-президент РАН Юрий Юрьевич Балега.

Согласование кандидатуры на должность председателя Комиссии по разработке научного наследия выдающихся ученых.

Утверждение председателя Экспертной комиссии по присуждению золотой медали имени В.Л. Гинзбурга.

Согласование кандидатуры главного редактора журнала «Биология моря».

10:02. Участников приветствует президент РАН Александр Михайлович Сергеев. Члены Академии наук обсуждают юбилей выдающегося ученого Андрея Сахарова, а также вопросы, посвященные обществу в условиях пандемии.

10:05. В заседании принимает участие внучка ученого - Марина Сахарова-Либерман.

10:08. Выступает академик РАН Радий Иванович Илькаев.

Из презентации Р.И. Илькаева

Из презентации Р.И. Илькаева

Источник: YouTube-канал Научной России

10:11. "Первая атомная бомба была испытана в нашей стране в 1949 году", - рассказывает Илькаев.

10:13. "К 1953 году международная обстановка была напряженной. США имели в 10 раз больше атомных зарядов и более 1800 бомбардировщиков для их доставки".

10:15. "На первом этапе Атомного проекта эффективно выступала Ленинградская школа физиков, на втором - термоядерном - этапе Московская школа физиков с молодым лидером Андреем Дмитриевичем Сахаровым".

10:17. Андрей Сахаров заменил оболочки из урана на оболочки из свинца при создании термоядерной бомбы. Уже тогда он заботился о том, чтобы при испытаниях не сильно загрязнялась атмосфера.

10:19. "Наше оружие имело не только стратегическую, но и тактическую компоненты", - отмечает Илькаев.

10:22. "Именно Академия наук со своими мощными научными кадрами обеспечила научную базу Росатома. В новых условиях необходимо укреплять связи наших ядерных центров с наукой. Мы вместе должны строить установки, создавать математические программы", - говорит Радий Иванович.

10:24. Говоря об основе военно-технической безопасности России, Радий Иванович подчеркивает, что в нынешних условиях турбулентности мировых процессов, малой численности населения России, наличия огромной территории, ограниченности мировых ресурсов ядерное оружие - гарант национальной безопасности страны. Ученый рассматривает его как эффективное средство предотвращения масштабных военных угроз государству.

10:27. "В трудные времена всегда находились граждане нашей великой страны - и полководцы, и руководители, и научно-технические лидеры, и врачи, которые делали все возможное для защиты нашего Отечества. К этой плеяде замечательных патриотов принадлежит и академик Сахаров, которого мы всегда будем помнить", - подводит итог академик Илькаев.

10:30. Тему продолжает Алексей Георгиевич Арбатов.

10:32. Ученый приводит цитату Андрея Дмитриевича: "Я убежден: ядерное оружие имеет смысл только как средство предупреждения ядерной же агрессии потенциального противника, то есть нельзя планировать ядерную войну с целью ее выиграть".

10:33. В 1990 году была сформулирована формула стратегической стабильности - состояния стратегических отношений сторон, устраняющих стимулы для нанесения первого ядерного удара.

Из презентации А.Г. Арбатова

Из презентации А.Г. Арбатова

Источник: YouTube-канал Научной России

10:37. "Академик Сахаров сказал пророческие слова - равновесие ядерного сдерживания становится всё более неустойчивым".

10:40. Среди факторов дестабилизации: развитие высокоточных ударных систем большой дальности, программы развития ПРО глобального и регионального уровней, развитие средств агрессивного воздействия на информационно-управляющие системы, рост скорости носителей, увеличение сложности и дефицит времени оценки информации.

10:43. "Никогда не стояло таких сложных задач при проведении переговоров о стратегическом вооружении", - отмечает Арбатов.

10:45. Президент РАН отмечает, что Андрей Дмитриевич занимался вопросами термоядерной энергии не только в военных, но и в мирных целях. "Мы должны отдать ему должное за реализацию идеи токамака. Даже термин принят в международном научном сообществе".

10:49. Александр Михайлович рассказывает о лазерном термоядерном синтезе, над которым также работал Сахаров. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Сарове.

10:51. Президент Российской академии наук предлагает провести мероприятие совместно с историками, которые бы предоставили архивную информацию, неизвестную ранее.

10:55. Академик Роберт Искандрович Нигматулин вспоминает встречи с Андреем Сахаровым.

11:02. Участники переходят к следующему пункту повестки - "Общество в условиях пандемии".

11:03. Слово предоставляется академику Михаилу Константиновичу Горшкову.

11:05. Доклад посвящен социальным последствиям пандемии коронавируса.

11:07. Институт социологии РАН провел исследование социодинамики российского общества, в том числе опросы населения.

11:08. "Пандемия значительно повлияла на общественную ситуацию, но не представляет в массовом сознании катастрофической ситуацию", - говорится в результатах исследования.

11:11. Среди последствий, указанных участниками опроса, - трата накопленных сбережений, увеличение нагрузки, срыв планируемых мероприятий, переход на удаленный режим работы, смена жизненных планов.

Из презентации М.К. Горшкова

Из презентации М.К. Горшкова

Источник: YouTube-канал Научной России

11:15. Самое негативное отношение вызывает дистанционное образование, ковид-диссидентство, самоизоляция, удаленный режим работы и социальный мониторинг.

11:18. "В условиях пандемии во внутреннем мире россиян значительную часть занимают мысли о будущем. Поразительно, но это факт. Наше общество - общество мечтателей", - подчеркивает Горшков.

11:22. Президент РАН отмечает негативную тенденцию, связанную с ковид-диссидентством и нежеланием прививаться.

11:26. Марина Сахарова-Либерман рассказывает об опыте вакцинации в Великобритании.

11:28. Александр Сергеев говорит о том, что наблюдается некое привыкание к существующим опасностям.

11:30. Фактором недоверия является разноголосица со стороны разных руководителей, подчеркивает Арбатов.

11:35. Выступает академик РАН Дмитрий Викторович Ушаков.

11:36. Разница в уровне заболеваемости, очевидно, связана с поведением людей и мерами, принятыми государством.

11:38. Уверенность в своих силах и страх за близких сильнее влияют на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, чем страх заразиться самому - говорится в докладе Ушакова.

11:40. Исследователи получили новые данные для анализа, например, данные социальных сетей и геолокации.

11:44. "Ситуация коронавирусного кризиса - одна из возможных ситуаций. Человечеству приходится сталкиваться с катастрофическими событиями. Поэтому способность страны справляться с подобными ситуациями - один из факторов конкурентоспособности страны, которая должна быть основана на научно-технологическом развитии", - уверен Ушаков.

11:48. Подобные исследования не могут существовать без больших данных.

11:50. "Необходимо создавать важные стратегические направления в рамках гуманитарных наук. Это вызов времени", - отмечает Дмитрий Викторович.

11:53. Звучат вопросы о прогнозировании.

11:56. Готовность вакцинироваться связана с осознанием серьезности угрозы.

11:59. "Нужно менять отношение к вакцинации у колеблющихся, а не у антипрививочников".

12:01. Необходимо избегать катастрофизации и алармизма, подчеркивать, что угроза COVID-19 уже хорошо изучена, рассказывать о примерах успеха, приводить больше примеров и меньше цифр, демонстрировать единодушие среди экспертов.

12:05. Выступает Александр Асмолов.

12:07. "Когда вводятся меры непонимаемые, они приводят к большему недоверию со стороны населения", - говорит Асмолов.

12:13. Выступает академик Сергей Алдошин. "Нет общей позиции относительно вакцинации у лечащих врачей".

12:17. Андрей Забродский говорит о том, что вопрос не может быть решен в одночасье кампаниями в социальных сетях и на телевидении. Необходимо изменить отношение в обществе к ценности жизни.

12:19. У трибуны Александра Анатольевна Шабунова.

12:22. Российская экономика, несмотря на бесконечную санкционную политику, внутренние проблемы, неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, показала один из лучших уровней устойчивости к коронавирусу среди крупных экономик.

12:24. Различная динамика развития отдельных отраслей в условиях пандемии и их вес в структуре экономики обусловили различные темпы экономической динамики регионов и ее отдельных компонентов. И, как следствие, проблема социально-экономического неравенства российских регионов стала более острой.

12:33. Звучат вопросы о результатах исследования.

12:45. Выступает Сергей Калашников.

12:46. "Пандемия наложилась на фундаментальные изменения в обществе. Это породило ряд последствий. Пандемия объективировала глубинные проблемы в обществе".

12:50. "Мы не можем опираться только на социологию. Нам нужна фундаментальная статистика", - подчеркивает Калашников.

12:54. Участники обсуждают проект постановления.

13:08. Члены РАН говорят о способах донести до населения значимость вакцинации.

13:19. Об утверждении Положения об иностранных членах Российской академии наук - доклад академика РАН Юрия Юрьевича Балеги.

13:23. Участники заседания президиума РАН переходят к другим вопросам повестки.

13:31. Трансляция завершена! Спасибо, что были с нами!

Прямая трансляция проведена при поддержке Министерства науки и высшего образования и Российской академии наук.

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

Читайте также: