Автоматические системы управления что за профессия

Опубликовано: 26.04.2024


ГАПОУ «ЛНТ»
ГАПОУ

  • История / Тарих
  • О руководителях / Лидерлар
  • Проф образование в техникуме
  • Социальное партнерство
  • Наши достижения
  • Правовые документы
  • Отчет о самообследовании
  • Локальные акты
  • Предписания
  • Программа развития
  • Образовательные программы
  • Учебные планы
  • Календарный учебный график
  • Численность
  • Лицензия
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Документация
  • Сведения
  • Полезные советы
  • Документы
  • Специальности
  • Информация
  • Стоимость обучения
  • Перечень документов
  • Правила приема
  • Подать заявление
  • График учебного процесса
  • Документы
  • Учебные пособия
  • На день
  • На семестр
  • Звонки
  • Расписание занятий
  • Расписание занятий
  • 1 курсы
  • 2 курсы
  • 3 курсы
  • 6 курсы
  • Информация
  • Периодика
  • Мероприятия
  • ЛНТ в печати
  • Газета ЛНТ
  • Информ. ресурсы
  • WorldSkills 2020-2021
  • Региональный чемпионат WorldSkills-2019
  • График рег. чемпионатов 2018г.
  • График сетевых этапов 2018г.
  • График сетевых этапов 2017г.
  • Участие в 2017г.
  • Участие в 2016г.
  • Тех. описание «Геодезия»
  • Конк. задание «Геодезия»
  • Инструкция по ОТ
  • Справка о компетенции
  • Участие в сет. эт. WSR-2017
  • Участие в рег. эт. WSR-2017
  • Итоги рег. чемп. WSR-2017
  • Итоги нац. чемп. WSR-2017
  • Итоги участия WSR-2017
  • Документы по WorldSkills
  • Демоэкзамен по Геодезии
  • Демоэкзамен по Граф. дизайну
  • Бланки по практике
  • Распределение часов
  • Места прохождения
  • Перечень рабочих профессий
  • Информация
  • График КПК и стажировки
  • Конкурсы, олимпиады
  • В помощь препод-лю
  • Архив мероприятий
  • Документация
  • Общежитие
  • Инф-ция об общежитии
  • Документация
  • Профилактика правонарушений
  • Профилактика нарушений ПДД
  • Профилактика употребления ПАВ
  • Пропаганда ЗОЖ
  • Служба медиации
  • Инвалиды и лица с ОВЗ
  • Экстремизм и терроризм
  • Для руководителей групп
  • Студенческий профком
  • Коллективный договор
  • Закон РТ о профсоюзах
  • Профсоюз сегодня
  • Общая информация
  • Направления курсов
  • График учебного процесса
  • Итоговая аттестация
  • Форма итоговой аттестации
  • Материал для подготовки к ИА
  • Аккредитация мастерских
  • Графики загрузки мастерских
  • Перечень обр. программ
  • Программа развития
  • План занятости 2020-2021
  • Нормативные документы
  • Банк фотоматериалов

Автоматизированные системы управления технологическим процессом

Что включает в себя специальность АСУ ТП

Эта специальность, предполагает участие в создании современных программных продуктов для проектирования, автоматического контроля технологических процессов, диагностирования механизмов и оборудования для выпуска продукции, а также контроля показателей качества самой продукции с минимальным участием человека.

«Автоматические системы управления» - специальность, которая имеет дело с процессами проектирования и внедрения программ для систем управления и автоматики. Автоматизация - это автоматическое управление - не требует участия или действия человека. Для автоматизированных систем главное решение всегда остается за человеком. Автоматические системы работают без участия человека - по программе.




Какие профессии будут доступны


Специалисты востребованы в любой отрасли промышленности, где используются автоматические системы управления (космической, авиационной, медицинской и т.д.). Если на практике вы усвоили основы механики, умеете работать с нормативными документами, знаете правила составления электросхем и чтения электрочертежей, способны выполнить разделку и монтаж кабелей, значит, смело можете претендовать на вакансии сборщика, монтажника, наладчика, мастера по ремонту и эксплуатации АСУ.

Существующие требования к индивидуальным особенностям

Профессиональными качествами специалиста является:

  • Внимательность
  • Оперативное мышление
  • Сенсорная память хорошее зрение
  • Четкая координация движений
  • Зрительная память
  • Аккуратность

Чему обучаются студенты

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Все о профессии инженер автоматизированных систем управления

Инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом – это важный сотрудник, без которого полноценно не сможет функционировать ни одно современное предприятие. Сегодня в нашем материале мы поговорим об особенностях данной должности, обязанностях, которые выполняет профессионал, а также о том, что высококлассный сотрудник должен знать и уметь для эффективного и успешного выполнения своих функциональных задач.

Особенности

Инженер АСУ ТП (расшифровка аббревиатуры – инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом) – это человек, который выполняет задачи управления и контроля, а также автоматизации различных технологических процессов на предприятии. Проектировщик по автоматизации также создает и конструирует устройства для управления и создает соответствующие алгоритмы. В целом работа ведущего специалиста довольно сложная и комплексная, так как он полностью ответственен за выполнение целого ряда работ, которые связаны с отладкой, введением в использование и сопровождением автоматизированных систем управления технологическим процессом.

Первый этап работы сотрудника – это настройка необходимых для работы параметров наличествующего программного обеспечения. Причем данный процесс осуществляется с учетом отдельно взятого объекта автоматизации отдельно взятой программно-технической структуры.

Инженер АСУ ТП не только производит пуск систем, но также придумывает схематичные решения шкафов автоматизации и подбирает наиболее подходящее для того или иного случая оборудование.


Обязанности

Инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом осуществляет свою рабочую деятельность на основании особого документа, который называется профстандарт. Помимо профстандарта, специалист руководствуется должностной инструкцией. Оба этих документа предъявляются соискателю для ознакомления перед тем, как специалист окончательно принимается на работу. Благодаря этому работодатель может окончательно убедиться в высокой компетенции будущего сотрудника, а соискатель, в свою очередь, может оценить свои способности и удостовериться в том, что он сможет полноценно выполнять свои рабочие функции.

Рассмотрим наиболее важные обязанности инженера АСУ ТП:

  • конструирование АСУ посредством использования особенных математических и экономических методов и принципов;
  • внедрение разработанных АСУ в производственную деятельность;
  • изучение и анализ способов управления организацией;
  • составление технических заданий для других работников;
  • создание технологических систем АСУ;
  • осуществление контроля за деятельностью нижестоящих работников;
  • создание методических и нормативных материалов;
  • разработка специальной методической документации;
  • проведение мероприятий по сопровождению разработанных проектов и программ;
  • участие в подготовительной работе;
  • испытание оборудования и материалов;
  • составление планов и графиков работ;
  • написание инструкций, пояснительных записок и методических указаний;
  • проведение экспертизы технической документации;
  • контроль за соблюдением необходимых требований и стандартов и т. д.

Несмотря на то что должностная инструкция инженера автоматизированных систем управления технологическим процессом является стандартизированным документом, некоторые работодатели могут изменять или дополнять ее содержание в зависимости от индивидуальных потребностей и пожеланий. Соответственно, вы должны быть готовы к такой ситуации и уметь быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды.

Кроме прочего, следует иметь в виду, что должностное руководство предусматривает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение инженером автоматизированных систем управления технологическим процессом своих профессиональных обязанностей. Так, недобросовестный и некомпетентный сотрудник может получить дисциплинарный выговор либо вовсе лишиться работы.



Знания и навыки

Согласно требованиям, которые выдвигают работодатели по отношению к специалистам, занимающим должность инженеров автоматизированных систем управления технологическим процессом, сотрудник должен знать большой объем специализированной информации, а также обладать профессиональными навыками и умениями. Рассмотрим основные из них:

  • знание специализированных нормативно-правовых актов, законов и подзаконных документов (например, постановлений и приказов), которые регламентируют работу с АСУ ТП;
  • знание новейших данных, которые касаются технического и технологического развития;
  • знание конструктивных особенностей и отличительных характеристик используемого оборудования, материалов и других технических средств;
  • умение правильно использовать разнообразные системы обработки информации;
  • знание экономико-математических методов;
  • знание трудового законодательства;
  • знание правил безопасности;
  • умение применять на практике рабочие стандарты;
  • умение заполнять учетную и отчетную документацию и т. д.

Кроме того, многие наниматели выдвигают требования не только к профессиональным, но и к личностным характеристикам. Так, например, в вакансии может быть указано, что соискатель должен обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, ответственность, исполнительность, пунктуальность, хорошая память, стремление к личностному развитию и т. д.

Считается, что только тот человек, которые сочетает в себе все необходимые профессиональные и личностные качества, будет максимально эффективно выполнять свои рабочие функции.



Образование

Как мы уже рассмотрели выше, работа инженера автоматизированных систем управления технологическим процессом очень сложная. Для того чтобы специалист мог корректно и полноценно выполнять все свои профессиональные обязанности, он должен пройти соответствующее специализированное обучение. В зависимости от конкретного места работы и требований работодателя, вам может понадобится высшее или среднее профессиональное образование.

После того как абитуриент оканчивает школу, он должен выбрать подходящий ВУЗ (например, университет или академия) или ССУЗ (например, колледж, училище или техникум). К выбору учебного заведения нужно подойти внимательно. Во-первых, нужно убедиться в том, что конкретное учебное заведение имеет соответствующий факультет и направление подготовки – нужно выбирать инженерные или инженерно-экономические специальности. Кроме того, рекомендуется наиболее пристальное внимание обращать на престиж и статус университета или колледжа. Все дело в том, что большое количество работодателей при приеме на работу отдает предпочтение выпускникам крупных столичных университетов.

В зависимости от того, где и на какой программе вы учились, срок обучения может составлять от 3 до 6 лет. При этом к процессу обучения рекомендуется подходить максимально ответственно и внимательно, так как некоторые работодатели могут попросить у вас предъявить выписку из диплома с оценками – предпочтение будет отдано тому соискателю, чей средний балл выше. Помимо теоретической подготовки, нужно позаботиться о прохождении всех необходимых стажировок и практик, в ходе которых вы получите необходимый опыт работы, а также отточите имеющиеся и приобретете новые, но необходимые для работы навыки. Кроме того, если вы отлично проявите себя на практике, то впоследствии данное место может стать вашим постоянным местом работы.

Однако даже после полного окончания своего базового образования и трудоустройства на работу, очень важно стремиться к постоянному развитию и самосовершенствованию. Для этого сотрудники самостоятельно, а также согласно требованиям руководителей предприятия на регулярной основе повышают свою квалификацию. Для этого необходимо посещать соответствующие специализированные курсы, конференции, тренинги, мастер-классы и воркшопы.

Таким образом, вы всегда будете оставаться в курсе самых последних тенденций, соответственно, станете актуальным и востребованным среди работодателей высококлассным специалистом.


Работа

В первую очередь, нужно отметить тот факт, что инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом – это хорошая профессия. Она интересная, популярная и востребованная. После того как молодой человек заканчивает учебное заведение, он может претендовать на начальную (или стартовую) позицию инженерного отдела крупного или мелкого предприятия. Очень часто данные специалисты занимаются работой, которая связана с контрольно-измерительным приборами и автоматикой (или КИП). Иногда студенты еще в процессе своего обучение определяются с будущей сферой деятельности. Для этого во многих ВУЗах организуются специализированные группы.

Например, молодые специалисты могут работать в сфере цветного металла. Кроме того, многие современные инженеры автоматизированных систем управления технологическим процессом связывают свою работу с популярной и развивающейся сферой – программирование. Так или иначе, но специалисты АСУ ТП могут работать как на государственных, так и на частных предприятиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная профессия отличается высоким уровнем универсальности, так как специалист может применить полученные знания и опыт в самых разных сферах человеческой деятельности.

Также важно упомянуть тот факт, что зарплата подобных специалистов является довольно высокой. Конкретные цифры могут значительно различаться в зависимости от региона проживания – очевидно, что материальное вознаграждение столичных специалистов значительно выше, чем у тех работников, которые трудятся в провинции.

Также заработная плата различается в зависимости от квалификации и опыта, а также от конкретного предприятия. В любом случае, ее размер является выше среднего по стране.

Инженер АСУ ТП

Это ключевой специалист на любом современном технологическом предприятии. В зону его ответственности входит создание и поддержание работоспособности систем технического управления технологическими процессами.

Расшифровывается или переводится название данной специальности как – инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом.

Инженер АСУ ТП – это специалист с высшим техническим образованием. Из-за специфики своей деятельности должен обладать обширным набором квалификаций: от программирования до пониманий физических процессов, протекающих на производственных линиях.

Что должен уметь?

Инженер АСУ ТП должен одновременно обладать навыками разных специальностей:

  • программист;
  • инженер;
  • технолог.

Программирование, алгоритмизация, базы данных, информационные каналы связи – это лишь базовая часть IT-направлений, которыми должен обладать такой специалист.

Также он должен хорошо разбираться в электротехнике для понимания процесса формирования управляющих и информационных сигналов, связывающих программный код и физический технологический процесс.

Таким образом, это специалист, который, в виде автоматизированных систем управления технологическим процессом, создаёт инструмент, позволяющий технологическому персоналу контролировать и управлять технологическим процессом в автоматизированном режиме, ведь в самом названии специальности, есть слово «система».

В АСУ ТП система – это комплекс программных, аппаратных средств, предназначенных для управления технологическим процессом.

Где учиться?

Из-за большого объёма необходимых квалификаций, обычно инженер АСУ ТП – это выпускник высших учебных заведений по направлениям, связанным с техническим управлением. На данных направлениях затрагиваются основные и углубленнее навыки и знания необходимых квалификаций.

Однако и инженеры других специальностей (программисты, технологи) могут стать инженерами АСУ ТП, пройдя курсы повышения квалификации или переподготовки специалистов.

Нередко слесаря по КИПиА становятся инженерами АСУ ТП.

Чем отличается слесарь по КИПиА от инженера АСУ ТП?

Имея некоторый опыт в автоматизированных системах управления, слесарю по КИПиА возможно проще стать инженером АСУ ТП, пройдя необходимое обучение.

Какие функции выполняет АСУ ТП и для чего она предназначена?

  1. Информационная. Система производит сбор информации о технологическом процессе, производит обработку, хранение и предоставляет оператору в удобном виде.
  2. Управление. Позволяет оператору управлять технологическим процессом генерируя управляющие сигналы, воздействующие на технологический процесс.
  3. Повышение производительности труда. Заменяет ручной труд на машинный.
  4. Повышение безопасности. Позволяет убрать человека от опасных для здоровья производственных процессов.

Из чего состоит автоматизированная система управления технологическим процессом и как она работает?

Часто АСУ ТП делят на 3 уровня:

  1. верхний уровень;
  2. средний уровень;
  3. нижний уровень.

На нижнем уровне обобщают всё, что непосредственно взаимодействует с технологическим процессом: датчики, которые измеряют параметры процесса, исполнительные механизмы, которые воздействуют на процесс. Слесарь по КИПиА занят только на этом уровне, что его и отличает от инженера АСУ ТП.

Что входит в обязанности на среднем уровне?

На этом этапе инженеру АСУ ТП нужна квалификация программиста и знание технологии.

Программист, кто это?

Как программист, инженер реализует алгоритмы в программный код. Алгоритмы составляют технологи и проектировщики, они досконально знают физику технологического процесса, но не обладают квалификацией программиста.

Разработанные ими алгоритмы инженер АСУ ТП должен перенести в программный код для загрузки в ПЛК.

Верхний уровень, что это, если нижний и средний уровень обеспечивают автоматическое управление технологическим процессом?

Верхний уровень необходим для взаимодействия человека с технологическим процессом. Инженер АСУ ТП создаёт на нём человеко-машинный интерфейс, базы данных и другие инструменты обработки информации.

Какие особенности присущи современным инженерам АСУ ТП?

Как объект КИИ (критической информационной инфраструктурой) АСУ ТП может относиться к любым категориям значимости: от третьей категории для небольших объектов до первой категории для крупных и важных объектов автоматизации. Он должен уметь различать категории значимости и применяемые для каждой категории технологии и оборудование.

Автоматизация и управление - как выбрать специальность и кем лучше работать
Автоматизация и управление - как выбрать специальность и кем лучше работать

Содержание

Автоматизация и управление в современном производстве

Современное производство невозможно представить без автоматизации. Все технологические цепочки на предприятиях самого разного уровня не могут обойтись без грамотного управления и автоматизации всего рабочего процесса. Средства автоматизации помогают людям значительно повысить эффективность труда, организовать управление производством и используемым при этом оборудованием, увеличить скорость выпуска той или иной продукции.

Грамотное выстраивание систем автоматизации невозможно без участие образованного специалиста. Кафедры автоматизации технологических процессов (АТП) располагают компьютеризированными лабораториями и необходимым оборудованием, что облегчает процесс обучения. Выпускники в итоге получают качественное образование, все необходимые знания, которые помогут в будущем устроится на высокооплачиваемую работу.

Какие знания и навыки даст обучение

В результате обучения выпускник сможет заниматься созданием и эксплуатацией систем управления современным оборудованием и производственными процессами на базе микропроцессорных средств. После окончания магистратуры выпускник получает навыки проектирования современных аппаратно-программных комплексов систем контроля и управления производством, технологическими процессами и так далее.

Полученное образование дает возможность умения правильно выбирать средства автоматизации, как технические, так и программные.

Работая в сфере автоматизации выпускник кафедры будет разрабатывать системы автоматизации по самым разным направлениям. Сюда входит и управление жизненным циклом продукции, контроля качества исходя из особенностей производства. И все это в строгом соответствии с российскими и международными нормативами и предписаниями.

Выпускник магистратуры сможет заниматься проектированием и совершенствованием структуры и процессов производства в рамках единого информационного пространства.

Среди навыков, которые выпускник приобретет в результате обучения, можно еще отметить умение создавать и применять алгоритмическое, аппаратное и программное обеспечение систем автоматизации, контроля и управления технологическими процессами и производствами. Таким образом на предприятии будет гарантированно выпускаться качественная и конкурентоспособная продукция, безопасная для человека в использовании и производстве. Правильно созданная система автоматизации позволит избежать непосредственного участия людей в получении, передачи или использовании информации и управления производством.

Выпускник кафедры сможет не только успешно работать с системами автоматизации, но и делать это с соблюдением всех норм безопасности.

Где и как можно трудоустроиться после учебы

Как правило, специалисты в сфере автоматизации всегда востребованы в таких отраслях как:

  • машиностроение;
  • химическая промышленность;
  • приборостроение;
  • энергетика;
  • нефтегазовая промышленность.

Выпускники кафедры работают как ведущими специалистами, так и руководителями в различным проектных бюро и лабораториях. Среди занимаемых должностей можно назвать инженеров по автоматизации производственных процессов, инженеров КИПиА, научных сотрудников, начальников службы, руководителей предприятий и многих других.

Кафедра АТП является кузницей кадров для многих предприятий страны. На кафедре регулярно обновляется база данных по тем работодателям, которые готовы принять к себе ее выпускника.

Среди предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве с молодыми специалистами можно назвать такие организации как ООО «Башкирэнерго», ООО «Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования», ООО «Башнефть-Информ», ОАО «Салаватнефтемаш», ОАО «КАМАЗ», ООО «Газпром добыча Надым» и многие другие. Среди них есть и крупные холдинги, и небольшие предприятия в обрабатывающей и добывающей промышленности. Специалистов в сфере автоматизации и управления ждут предприятия, занятые добычей нефти и газа, производящие электроэнергию и микроэлектронику, машиностроительные и приборостроительные заводы. Среди работодателей фигурируют конструкторские бюро, банки, исследовательские центры, предприятия пищевой промышленности. Столь богатый выбор дает возможность выпускнику магистратуры найти наилучший вариант для заработка, накопления опыта и профессиональной самореализации.

Однако практическая работа - это не единственный путь для выпускника магистратуры. Для тех, кто интересуется научными исследованиями, есть возможность поступления в аспирантуру «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами», после окончания которой кандидаты наук могут заниматься преподавательской деятельностью в вузе.

Для заказа услуг по автоматизации бизнес процессов можно воспользоваться данной ссылкой.

Дополнительная информация по теме

Статья о мощности калорифера, рабочее давление вентилятора - эти и другие параметры помогут правильно подобрать систему вентиляции

Заказ диссертации профессионалу позволяет получить качественную работу, сэкономив при этом время

Пример качественного копирайта на тему продуктов питания - Виды чая – какой выбрать

Диссертация обязательно должна соответствовать квалификационным признакам и требованиям, предъявленным к ней

Лаборатория автоматизации и цифровой обработки сигналов


Эта статья написана по мотивам собственного обучения и многочисленным встречам с абитуриентами и студентами для обобщения мыслей и в помощь будущим студентам в выборе любимой сферы деятельности.


Так кем же я буду, закончив УТС?


Вопрос справедлив и чрезвычайно сложен, что довольно нетипично для технических специальностей. Не будем сильно опираться на формальные стороны, а посмотрим на реальное положение дел. Формально, выпускник УТС должен заниматься разработкой и реализацией систем управления, однако эта формулировка настолько размыта, что даже студенту зачастую непонятно чем он будет заниматься. Причем разработка этих систем лежит в сугубо математической области, а реализация включает в себя как программирование, так и схемотехнику, радиотехнику, а иногда даже химию и биологию.

Тяжело ли учиться?

Вопрос, конечно, не делает чести для целеустремленного человека, но вполне имеет право не только на жизнь, но и на второе место по важности. Ведь не зря про сложность медицинского образования ходят легенды? — желание получить профессию должно соответствовать возможностям.

Ответ короткий: Да.

Сложно, да и не нужно, оспаривать факт того, что средний троечник способен получить диплом, но этот факт справедлив почти для всех кафедр и специальностей, но стать хорошим специалистом в области управления в технических системах не просто сложно, а нужно обладать интеллектом в широком смысле слова: уметь обобщать и создавать новые мысленные конструкции.

В общем, учиться сложно, но интересно при условии наличия желания саморазвиваться.

И да, несколько десятков бессонных ночей в семестр вам гарантированы =).

Что и в каком объеме я буду изучать?

Вот добрались до главного вопроса. При ответе на него стоит выделить общеобразовательные и профильные предметы.

Общеобразовательные предметы

Не совсем корректно их называть общеобразовательными, так как они входят в список предметов общего цикла, однако надо было как-то обозначить предметы, общие для всего факультета, как по программе, так и по перечню преподавателей. Это физика, линейная алгебра, математический анализ, теоретические основы электротехники, история, химия, экология, философия, право, различного рода экономические дисциплины, некоторые дисциплины, связанные с компьютерной техникой и, возможно, какие-то еще про которые я забыл. Вообще, со списком дисциплин можно ознакомиться в учебном плане интересующей специальности и направления, однако есть тонкости и акценты, которые можно узнать только из опыта: своего или чужого.

Однако, при разговоре об этих предметах, я хочу обратить внимание на важность качественного освоения ВСЕХ дисциплин математического цикла (такова специфика теории управления: широко используется разнообразный математический аппарат), а также важность получения базовых навыков работы с системами различной природы.

Профильные дисциплины

В отличии от предметов общеобразовательных, профильные дисциплины преподают сотрудники родных кафедр. Рассказывать про все, естественно, слишком долго, да и не интересно для целевой аудитории этой статьи, так что ограничимся общим описанием спектра получаемых знаний и специфики.

Все профильные дисциплины, на мой взгляд, обязательны к максимальному изучению или хотя бы четкому пониманию.

Программирование

Первая профильная дисциплина с которой сталкивается студент — программирование.

Первые курсы по программированию (первые 3 семестра) посвящены получению базовых навыков программирования на C++: начиная от синтаксиса и заканчивая основными навыками объектно-ориентированного программирования.

Лично я не могу назвать эти курсы сложными, однако, если в студент не интересовался ранее программированием, они могут у него вызвать некоторые сложности. Причем сложности эти вызваны не сколько трудностью программирования, сколько загруженностью студента на младших курсах.

Вообще к концу 6-го года обучения студент знаком примерно со следующим спектром языков программирования: C/C++, MatLab, Python, Assembler, а также несколькими специальными языками программирования промышленных контроллеров. Но специально изучаются только C++ и Assembler.

Теория управления

С ходу вспоминается три курса посвященных этой области: МОТС (математические основы теории систем) и 2 части ТАУ (теории автоматического управления).

В новых учебных планах МОТС идет на 4 семестре обучения, что на мой взгляд достаточно правильное решение. На этом курсе вы впервые познакомитесь (в процессе обучения) с MatLab (а может, когда вы доучитесь и Python или еще какие-нибудь среды научных расчетов), которые станут вашим главным инструментом в профессиональной деятельности. Не стоит недооценивать важность знаний, получаемых на этом курсе: хоть они и пересекаются с математическими знаниями, они даются в принципиально другом аспекте — аспекте инженерной деятельности.

Два курса теории автоматического управления делят между собой два больших класса систем: линейные и нелинейные (думаю, подробно описывать не стоит). Первая часть ТАУ — один из самых сложных курсов за все обучение в силу огромного количества принципиально новых теоретических знаний, которые необходимо постичь. Вторая часть чуть проще (вы уже что-то знаете и понимаете в этой области), однако не менее важная. К моменту вашего обучения, вероятно, будет новый набор лабораторных работ на реальных объектах (следите за новостями и подписывайтесь на страницу в ВК).

Самое главное, что нужно знать об этих дисциплинах: все что вы не поймете, аукнется вам при написании ВКР (диплома) и профессиональной деятельности.

Системы управления техническими системами

В этот большой раздел хотелось бы объединить достаточно большой перечень дисциплин, связанных с работой с реальным оборудованием.

На протяжении этих курсов вы получите базовые навыки программирования промышленных контроллеров таких производителей как Siemens, B&R, Mitsubishi Electric, а также основные знания, необходимые для работы с промышленными системами. Не исключено, что эти навыки станут вашим хлебом на многие годы.

Эти курсы можно характеризовать, как наиболее интересные и увлекательные, особенность их — работа с реальным оборудованием на лабораторных стендах или на основе задач из реальной инженерной практики.

Специальные и современные дисциплины

Прочие профильные дисциплины

К прочие профильные дисциплины, такие как системы управления базами данных (основы), системный анализ, системное программирование, теория систем массового обслуживания, математическое моделирование и многие будет долго описывать по отдельности, а с перечнем можно ознакомиться в учебном плане.

Несмотря на то, что я не рассказываю подробно про эти дисциплины, они чрезвычайно важны для полноценного развития специалиста: в своей деятельности вам рано или поздно пригодятся все области знания, основы которых изучаются на этих дисциплинах. А некоторые науки, например, теория систем массового обслуживания поможет понимать процессы, происходящие вокруг вас ежедневно, например, дорожные пробки.

Выпускные квалификационные работы (ВКР)

Что мне хочется выделить отдельно — это выпускные квалификационные работы (дипломы). Фактически, эта огромная работа, позволяющая за короткий промежуток времени использовать в самостоятельной практике большинство знаний, полученных в процессе обучения. Таким образом, качественная работа является залогом вашего становления, как специалиста.

В магистратуре же ВКР обязательно должно содержать более объемную научную составляющую, поэтому нередко магистрант использует в работе свой объект, созданный в бакалавриате или работает совместно со студентом бакалавриата. В этих работах, как правило, затрагиваются современные аспекты теории управления, такие как интеллектуальные технологии, оптимальное и адаптивное управление и другие современные области.

Заключение

В завершение хочу сказать: поступая в университет надо понимать, что никто не будет заставлять что-то делать: Студент — взрослый человек, несущий за себя полную ответственность. Однако, надо помнить, что любое решение принятое относительно обучения будет иметь долгосрочные последствия начиная с сессии и ВКР и заканчивая проблемами в профессиональной деятельности. Так что, решая устроиться на работу, стоит четко рассчитывать объем времени, который вы должны будете потратить на зарабатывание на хлеб и бензин сегодня и на инвестиции в будущее в виде образования.

Обучение в университете имеет много как позитивных, так и негативных моментов: иногда надо будет учить поверхностные знания, чтобы угодить преподавателю, иногда будут чрезвычайно интересные практические и теоретические работы. Однако надо помнить, что обучение в университете не ограничивается учебным планом, а качественное саморазвитие необходимо получать, участвую в олимпиадах, конкурсах, грантах, научных работах, которые, кстати, в какой-то момент начинают приносить прибыль не только ментального характера.

Не стоит идти в университет, чтобы получить диплом. В университет надо идти, чтобы получить высокооплачиваемое хобби.

Читайте также: