Чем привлекательна профессия преподавателя

Опубликовано: 02.10.2024


Учитель — это профессия, внутри которой есть много специализаций. Одно или несколько несколько направлений педагогики будущие специалисты выбирают в процессе обучения, повышения или переквалификации. Основные из них:

Учитель начальных классов. В педагогических вузах есть специальный факультет для тех, кто в будущем хочет учить самых маленьких школьников. Это сделано не просто так: чтобы работать с учениками 7−10 лет, нужно хорошо знать детскую психологию, физиологию и уметь удерживать внимание детей.

Учитель средней и старшей школы, «предметник». Педагоги-предметники преподают в 5−11 классах. Это учителя, специализирующиеся на каком-то одном предмете. Таких специалистов готовят в педвузах на профильных факультетах. Выпускник филологического факультета будет учителем русского языка и литературы, физического — преподавателем физики, биологического — биологии. Часто в школе работают учителя с двумя профилями подготовки, например математика и экономика. Как правило, это выпускники тех факультетов, где обучение идет по двум направлениям.

Педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Этот специалист отвечает за психологическое развитие школьников, решение проблем с успеваемостью и дефицитом внимания. Очень часто школьный психолог первым замечает, что у ребенка конфликты в семье или депрессия.

Педагог-дефектолог — одна из самых сложных специализаций. Дефектолог работает с детьми с физическими и ментальными особенностями развития. Такой педагог должен быть не только чутким учителем и воспитателем. Он должен обладать глубокими знаниями медицины и психологии. К дефектологам относится, например, известный многим детям и их родителям логопед.

Педагог девиантного поведения работает с так называемыми «трудными» детьми. Такой специалист корректирует нетипичное поведение школьников: агрессию в отношении сверстников, трудности в адаптации. Одна из задач педагога девиантного поведения — предотвратить причинение школьником вреда самому себе и окружающим.

Плюсы

Работать учителем - это значит быть постоянно включенным в жизнь учеников, в их успехи. Главные плюсы профессии учитель - развивать и развиваться самому. Того кто, выбрал эту профессию ждет:

  • работа с людьми;
  • возможность постоянного профессионального роста;
  • простор для творчества в процессе обучения;
  • возможность развертывать собственные программы и методики;
  • длительный оплачиваемый отпуск в летнее время;
  • возможность дополнительного заработка частными уроками;
  • эмоциональная отдача от учеников и их близких.

Минусы

Быть включенным в жизнь других - это не только радость и отдача. Это еще и огромная эмоциональная и физическая нагрузка, которая может превратиться в профессиональное выгорание, если не принять меры. Минусы профессии учитель включают следующее:

  • сравнительно небольшая оплата труда;
  • большие нагрузки;
  • много бюрократической работы с документами и отчетами;
  • постоянный контроль руководства и надзорных органов;
  • «сложные» дети и родители;
  • риск быстрого эмоционального и профессионального выгорания;
  • необходимость регулярно подтверждать квалификацию.

Где получить образование

Колледжи и училища

Высшие учебные заведения

После колледжа или вместо него можно поступить в педагогический университет и получить высшее образование, которое позволит обучать детей средних и старших классов, специализироваться в разных предметных областях.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Один из старейших педагогический вузов в России с богатой историей и множеством направлений подготовки. Образование здесь считается одним из лучших, а выпускники очень востребованы на рынке труда.

Московский педагогический государственный университет (Москва)

В вузе не только многопрофильное обучение, но и действует научно-исследовательский центр.

Томский государственный педагогический университет (Томск)

Сибирский вуз не слишком уступает «коллегам» из Петербурга и Москвы и постоянно входит в десятку лучших педагогических университетов России. Также известен своими исследовательскими проектами.

Курсы

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длится 280–520 часов (1,5–3,5 месяца);

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Ольга Костина, учитель русского и литературы в школе, педагог-психолог, репетитор, общий стаж 28 лет

- Современный учитель – профессия трудная, но интересная. Отработав в школе 28 лет, с уверенностью могу сказать, что ни дня не жалела о своем выборе. Филологическое образование позволяло мне обучать детей русскому языку и литературе, помогать руководству писать тексты делового характера (договоры, характеристики, представления и заключения об аттестации педработников). Вся моя педагогическая карьера состояла из повышения квалификации: все время нужно было посещать курсы, аттестовываться, получать дополнительное образование (в какой-то момент пришлось получить и образование педагога-психолога, так как знаний и умений грамотно вести образовательный и воспитательный процесс не хватало). Когда в школу пришла компьютеризация, потребовались курсы информатизации.

Школа – это образ жизни. От процесса обучения и воспитания нельзя отделиться, нельзя забыть то, чем занимаешься, когда закрыл последнюю проверенную тетрадку. Однако оплата работы учителя не соответствует моральным и физическим затратам. Долгое время я работа на две ставки, то есть вела 36 уроков в неделю, плюс консультации, внеурочные занятия, работала с родителями. Рабочий день длился по 12 часов (6 уроков в школе и 6 часов уходило на подготовку уроков и дополнительную работу). При этом зарплата оставалась невысокой. Мы каждый раз слышим о повышении зарплат педагогам, но на самом деле теория резко расходится с практикой.

Отдельно стоит отметить оформление отчетности, за которую никто не платит. Современному учителю некогда полноценно работать, нужно все время кому-то в чем-то отчитываться. С каждым годом объем работы увеличивается, учитель тонет в бумагах. Поэтому и трудно молодым людям прижиться в школе, непросто понять работу современного учителя.

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Работу в данной сфере нельзя назвать простой, но это один из самых социально важных и благодарных видов деятельности. Зарплата невысокая, особенно на первых годах стажа, но гарантированная. Бумажной волокиты много, зато немало и живого общения с самыми яркими представителями нашего общества, детьми.

Одним словом, в этой важной, всегда нужной и увлекательной профессии есть много плюсов и минусов. Но как решить, стоит ли поступать на учителя? Нужно, прежде всего, разобраться с тем, что он делает, и какие перспективы ему открываются на профессиональном поле.

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах ).

Учитель в глобальном смысле — это человек с высшим образованием, который занимается педагогической деятельностью. То есть обучает детей и подростков, воспитывает, занимается социальной адаптацией своих подопечных. Такой специалист не только передает знания, но и учит детей учиться, что крайне важно.

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:


Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.


Причем некоторые качества нужно уметь совмещать, не допуская «перегибов» в ту или другую сторону. В частности, специалист должен быть тактичным и терпеливым, но требовательным, оригинальным и даже артистичным, но авторитетным. В профессии важен энтузиазм — умение по-настоящему увлекаться своим делом. А еще — самоуважение, стремление к росту, самоанализ, ораторские способности и навыки организатора.

Где можно работать

Выбор мест для трудоустройства очень велик. Это одна из тех профессий, которые будут востребованы всегда и везде. Сразу после выпуска из вуза (или еще до получения диплома в рамках практики) можно работать:

  • в общеобразовательной школе;
  • детском саду;
  • собственном вузе (функции методиста, отличная возможность совмещать работу, практику и учебу);
  • социальных организациях;
  • колледжах;
  • частных образовательных заведениях;
  • образовательных центрах;
  • фрилансе (частная практика репетиторства);
  • Российской академии образования;
  • правоохранительных органах (колонии, приемники-распределители).

В будущем педагог может трудоустроиться в госаппарат (разработка методических пособий, утверждение регламентов), найти себя в научной сфере, заняться исследовательской деятельностью в области педагогики.


Перспективы карьерного роста

Как правило, в рамках данного профессионального направления речь ведется о вертикальной карьере — росте от штатного учителя до завуча или даже директора школы. И такой рост вполне вероятен, если специалист действительно увлечен своим делом.

Кроме того, он может совмещать несколько направлений деятельности одновременно — вести занятия в колледже, репетиторствовать или заниматься тренерской деятельностью, вести лекции на курсах в различных центрах, готовить детей к ЕГЭ. Перспективы на самом деле блестящие: наряду с должностями завуча, педагог может претендовать на место в райотделе народного образования или городском управлении образования. Есть все условия для открытия собственного обучающего центра.

Зарплата

По состоянию на начало 2021 года средняя зарплата учителей по России составляет 35 тыс. рублей. Диапазон доходов педагогов в Москве — от 20 до 70 тыс. в месяц. В регионах — от 15 до 75 тыс. Как правило, наибольшее влияние на доходность представителя профессии оказывает его специализация и стаж.

Тот же тренер физической культуры может зарабатывать от 22 до 55 тыс. Учитель младших классов получает от 25 тыс. рублей в общеобразовательной школе до 40−60 тыс. в частном учебном заведении.


Преимущества и недостатки профессии

Сами представители профессии выделяют такие плюсы:

  • творчество;
  • возможности постоянного роста;
  • перспективы совмещения нескольких направлений (на основном месте это часто неполный рабочий день);
  • радость от успехов своих подопечных;
  • долгий отпуск (свободное лето);
  • возможности подработки;
  • большая востребованность;
  • постоянный заряд оптимизма и молодости от общения с юными поколениями.

К минусам относятся невысокая зарплата, требования к личности, постоянно меняющиеся квалификационные нормы, необходимая непрерывная активность (ежедневная подготовка программ и планов), большой объем общественных работ. Многие говорят о так называемом выгорании, как одной из ключевых проблем профессии. От него есть «средства», но ими надо уметь воспользоваться.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Преподаватель является специалистом, который обучает студентов вузов и ссузов. Преподаватели имеют высшее образование, профессия относится к типу «человек-человек». Работа хорошо оплачивается, предполагает карьерный рост.

Преподаватель – человек, который несет ответственность за обучение студентов. Обязанности и специфика работы зависят от уровня полученного образования. Главное в этой профессии – терпеливость, эрудированность, умение находить общий язык с людьми. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Учитель – специалист, который преподает в школе один или несколько предметов. Педагог может заниматься организаторской или социальной работой, вести группы в детском саду, хореографической студии и т. д. Деятельность преподавателя связана с обучением и воспитанием ребят, получающих образование в ссузах и вузах. Он пишет научно-исследовательские труды, может иметь ученую степень.


Особенности профессии

Преподаватель является специалистом, который не только отлично знает свой предмет, но и обладает развитыми коммуникативными навыками. Работа направлена на обучение, а также на правильное психологическое, физиологическое, эмоциональное развитие учеников. Рассмотрим основные должностные обязанности преподавателя:

  • разработка учебных планов и программ;
  • обучение студентов в соответствии с нормами, регулируемыми законодательством;
  • организация самостоятельной работы, контроль результатов;
  • выбор форм и методов преподавания;
  • поддержка дисциплины в коллективе;
  • содействие развитию творческого потенциала студентов;
  • ведение внеучебной работы, защита прав и интересов студентов.

Преподаватель занимается научно-исследовательской работой, постоянно расширяет круг знаний с помощью посещения конференций, семинаров, тренингов. Он принимает активное участие в мероприятиях, направленных на развитие образовательного учреждения, повышение качества обучения.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Широкий выбор направлений подготовки и сфер деятельности.
  2. Много вакансий в вузах, колледжах, техникумах.
  3. Доступно множество способов, позволяющих увеличить доход.
  4. Постоянное повышение квалификации. Стоимость курсов и других образовательных программ нередко компенсирует работодатель.
  5. Можно принимать участие в программах, направленных на международный обмен преподавателями.

Минусы

  1. Преподаватели получают невысокие заработные платы, однако этот минус нивелирует возможность заниматься репетиторством. Также можно найти подработку в коммерческом образовательном учреждении.
  2. Преподаватели постоянно контактируют с родителями студентов, которые могут высказывать недовольство или выдвигать претензии, касающиеся выбранных образовательных технологий.
  3. Длительное обучение, сложный карьерный путь.


Важные личные качества

Преподаватель обладает рядом уникальных навыков, которые позволяют ему удерживать внимание студентов, быстро завоевывать авторитет. Он грамотный, владеет основами ораторского искусства, отличается тактическим мышлением, аккуратностью в высказываниях. Преподаватели являются толерантными, терпеливыми, ответственными, упорными, трудолюбивыми специалистами, у которых достаточно сильно развита эмпатия.

Обучение на преподавателя

Для ведения деятельности в рассматриваемой сфере необходимо иметь высшее образование по тому профилю, с которым вы хотите работать в будущем. Можно обучать студентов основам программирования, литературы, физики – любым дисциплинам и наукам, которые придутся вам по душе. Квалификация должна быть не ниже специалиста или магистра, рекомендуется продолжить подготовку в аспирантуре.

РАНХиГС провела исследование о привлекательности школы для учителей с их же точки зрения. Педсовет заинтересовался итогами и провел свой опрос, в котором приняли участие 486 респондентов из регионов России. По мнению респондентов обоих опросов, школа привлекательна для молодых специалистов стабильностью, режимом работы и творческой составляющей профессии. Но молодые специалисты - выпускники 2018 года в школу работать не пойдут, уверены участники опроса Педсовета.

В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.

В опросе Педсовета участвовали 486 учителей из разных регионов России. Опрос проводился в июне текущего года. Возраст опрошенных - от 28 до 71 года.

Для того, чтобы школа жила, развивалась и обогащалась новыми элементами в содержании и обучении, в нее должны приходить работать молодые педагоги. В течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, считают учителя - респонденты опроса РАНХиГС. О значительном обновлении кадрового состава в школах заявили лишь всего 17,3 процента опрошенных. При этом доля сельских школ в этих процентах значительно ниже доли школ, расположенных в региональных столицах. В целом, значительное количество респондентов (80 процентов) отметили, что процесс обновления педагогических коллективов носит низкую динамику.

Что привлекает молодых учителей в работе в школе?

Исследование РАНХиГС

Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.

Опрос Педсовета

Самыми популярными ответами оказались такие, как интерес к профессиии (12 процентов), ее творческая составляющая (14,7), любовь к детям (22,2), возможность стабильной работы (18) и удобный режим (8,3). О том, что в школе нет ничего привлекательного для молодых специалистов, заявили меньшинство респодентов (1,5 процента). Названы учителями и факторы непривлекательности - низкие зарплаты (11,3) и высокие требования к учителю (8,6).


В целом, привлекательность школы для молодого педагога на «троечку» оценили большинство участников опроса - 42,9 процента.

Карьерный рост в школе. Нереально?

Исследование РАНХиГС

Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с упр авленческой. О желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ.

Среди респондентов, кто не видит никаких направлений развития своей карьеры, 70 процентов работают в сельских школах. а 70,9 - в городских. Вероятно, это связано с узостью рынков учительского труда и отсутствием амбиций, отмечают исследователи.

Более оптимистичными оказались молодые учителя, питающие надежды на карьерный рост, но уже к 35-ти годам их взгляды на данную возможность меняются. Например, если на начальном этапе профессиональной деятельности заниматься методической работой хотели бы 28,1 процента молодых учителей, то в возрасте 36 - 45-ти лет их осталось 18,4 процента.

Опрос Педсовета

В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.


Педагогический коллектив и качество образовательного процесса

Исследование РАНХиГС

По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.

Опрос Педсовета

Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.


Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.

В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.


Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.

Удовлетворенность заработной платой

Исследование РАНХиГС

Как отмечают исследователи, в отличие от предыдущих лет, доля учителей, которых устраивает заработная плата (по всем типам поселений), выросла. Вместе с тем, ее размером удовлетворены менее половины респондентов сельских школ (40,1) и региональных столиц (41, 6). Совершенно не устраивает материальная сторона профессиональной деятельности 23, 6 процента учителей региональных столиц и 25, 6 - сельских школ.

Опрос Педсовета

В исследовании Педсовета вопрос о зарплате имел другую окраску и звучал так: «насколько для вас важен размер заработной платы?» (оценка по 5-ти бальной системе). Оказалось, что учителей, для которых вопрос зарплаты вообще не существует, нет. То есть, оценка по сути произошла по трехбальной системе. Минимально заинтересованных в зарплате респондентов оказалось 10,7 процентов. Более заинтересованных - 50 процентов, и еще почти 40 процентов (39,3) считают, что размер зарплаты для них категорически важен (максимальный балл).


Удовлетворенность учебной нагрузкой

Исследование РАНХиГС

Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.

Опрос Педсовета


Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности.


Возможно, с учетом всех сложностей и непривлекательностей работы учителя в школе, большинство респондентов (73,6 процента) уверены, что выпускники педагогических колледжей и университетов 2018 года не пойдут работать в школу. Куда угодно, только не в школу - так считает 31 процент участников опроса. 36 процентов респондентов думают, что молодые специалисты уйдут работать в коммерческие структуры, около 5,6 процентов надеются, что выпускники станут не учителями, а предпринимателями. Среди участников опроса есть и те, кто видит, место работы выпускника на заводе (1 процент).

В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.


Читайте также: