Что делают люди разных профессий

Опубликовано: 02.10.2024

Классный час «Путешествие в мир профессий» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначен для учащихся 5 класса.

Цель: формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с существующими профессиями.
  • Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  • Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
  • Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.

Воспитательные:

  • Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям различных профессий.

Учебно-наглядное пособие:

  • Презентация Рower Point «Путешествие в мир профессий»;
  • Набор пословиц о труде;
  • Плакат «Пословицы и поговорки о профессиях».
  • Стенд с рисунками детей «Моя будущая профессия».
  • Стенд с эссе детей «Профессии моих родителей».
  • Раздаточный материал, цветные карандаши.

Ресурсы: Персональный компьютер с пакетом Microsoft Office 2007-2010, мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран, колонки.

Практическая значимость

Внеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально – трудовой адаптации у учащихся 5 класса носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.

Представленное занятие – очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 5 классов. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.

Подготовительная работа с детьми

За неделю до классного часа ученики получили задания, подготовка которых проводилась в течение недели.

1. Подготовить: калейдоскоп загадок, пословиц и поговорок о профессиях;

2. Написать эссе «Профессии моих родителей»;

3. Нарисовать рисунок «Моя будущая профессия».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент. Мотивация детей на занятие

Учитель: Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. Молодцы! А теперь внимание.

II. Целеполагание занятия

Учитель: Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт? Не вышли на работу врачи и повара…дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?

Конечно, о профессиях.

III. Актуализация знаний, первичное закрепление

А что означает слово «профессия»? Оно произошло от латинского «profiteer” - «объявлять своим делом». А это значит, что профессия - это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.
Что же такое профессия?

Дети: Работа, которой занимается человек.

Учитель: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность» Обратите внимание на слово «трудовая».

Что это значит? Человек трудиться на благо кого? (семьи, окружающих, своей страны)

Мне очень хочется, чтобы вы порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научится определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность.

Ребята, а как вы считаете, много ли существует на земле профессий? (Ответы детей)

Задание 1. Игра «Профессии от А до Я» (коллективная работа)

Учитель: Я вам буду показывать букву, а ваша задача, как можно больше вспомнить профессий (специальностей), которые начинаются с этой буквы.

А- адвокат, архитектор, артист, агроном, археолог, авиаконструктор,….
Б - библиотекарь, бочар, бухгалтер, брокер, балетмейстер,…
В - визажист, вязальщик, ветеринар, водитель, врач,….
Г- гончар, геолог, гримёр, геодезист,…
Д - дирижёр, дипломат, дрессировщик, драматург, докер, доярка,…
Е - егерь,…
Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,…
З - закройщик, зоолог,….
И - инженер, инкассатор, ихтиолог, искусствовед,…
К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар, краевед….
Л - лётчик, лектор, лоцман,…
М - маляр, машинист, менеджер, механик,
Н - нотариус, навигатор,…
О - овчар, официант, оптик,…
П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,…
Р - радист, рыбовод,….
С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь, сейсмолог.
Т- телеграфист, токарь, технолог, товаровед,…
У - учитель, укладчик,…
Ф - фармацевт, фотограф,….
Х - художник, хореограф, хормейстер, хлебороб,…
Ц - цимбалист, цензор.
Ч - часовщик,….
Ш - швея, штукатур,…
Э – электрик, экономист, эксперт, экспедитор,…
Ю - юрист, ювелир,…
Я - языковед,…

Учитель: Вот, оказывается, сколько бывает профессий. И это крошечная часть всех существующих на земле. В мире насчитывается более 100 тысяч разных профессий.
В нашей стране каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так записано в конституции. Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии.

Сделать выбор достаточно сложно.

А теперь, ребята, послушайте притчу: «Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".»

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Чтобы сделать в будущем правильно свой выбор, мы пригласили в гости психолога Наталью Николаевну Петухову.

Психолог: Все профессии ученые разделили на типы.

  • Человек - техника
  • Человек - природа
  • Человек - человек
  • Человек - знаковая система
  • Человек - художественный образ

1. Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

Назовите профессии этой группы. (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.)

2. Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

Назовите профессии этой группы. (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод)

3. Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.

Назовите профессии этой группы. (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор)

4. Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

Назовите профессии этой группы. (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)

5. Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Назовите профессии этой группы. (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)

Психолог: Я загадаю загадки, а вы внимательно прослушав ее, дадите мне ответ - какая это профессия и к какому типу мы ее отнесем.

Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач; человек - природа)

Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь; человек - техника)

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар; человек - человек)

Цифры-расчеты.
Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек - знаковая система)

Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Лестницы и двери. (Архитектор; человек - художественный образ)

IV. Физкультминутка

Учитель: Теперь я предлагаю немножко потрудиться, выполнить работу некоторых мастеров и провести физкультминутку. Встали все и вместе выполняем. (слова стихотворения записаны на слайде)

У Семена – столяра
Дело спорится с утра.
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил!
А шуруп, блестящий верткий
Быстро завернул отверткой!

- Молодцы! Садимся и продолжаем.

Задание 2. А теперь я предлагаю провести Тестирование

Психолог: Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения.

Время выполнения – 1 минута. (музыка, дети выполняют задание)

- Теперь подсчитаем количество треугольников.

- А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди.хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

- Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: Надо – могу – хочу

Профессия должна быть нужна обществу (Надо),
т.е. востребована на рынке труда;
надо - это все, что нужно для общества, страны.

У человека должны быть способности и знания (Могу);
могу - это все, что мне по силам, по способностям;

Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа, хочу получать за это достойную зарплату;

Задание 3. «Закончи предложение»

Сейчас каждый заполняет карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  • Люди работают ради…
  • Настоящий труд – это…
  • При выборе профессии люди часто не учитывают…
  • В любом профессиональном труде самое важное…
  • Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску. (Записали, зачитали)

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

V. “Любимые книги читая, профессии мы выбираем”

(Этот этап классного часа можно проводить по выбору учителя. Можно заменить его на игры из приложения)

Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь рассказывает о книгах из школьной библиотеки, где описываются различные профессии, кратко рассказывает про энциклопедию для детей Аванта “Выбор профессии”.

Книга интересно, доступно знакомит с миром профессиональной деятельности. Позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения. Рассматривает факты влияния на выбор профессии. В этой книге есть материал о трех китах профессии: хочу – могу – надо.

VI. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Учитель: Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас правильно выбрал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь. На сегодняшний день вы выбрали для себя профессию. Ваши рисунки говорят об этом. У нас впереди еще 6 лет учебы. Интересно изменятся ли ваши желания в выборе профессий? Сегодня я думаю, мы пришли к выводу, что

Все профессии важны
Все профессии нужны.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!

Учитель: Закончить наш сегодняшний классный час мне бы хотелось стихами:

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Я хочу подарить каждому из вас по закладке-кораблику. Пусть он напоминает вам о вашей мечте. И приглашаю вас принять участие в Всероссийская неделя профориентации на сайте Фоксфорд, пройти онлайн-тест по профориентации с 17 по 24 января. Воспользуйтесь профориентационным тестом Фоксфорда и вы поймете, какие перспективные профессии будущего вам подойти, получите сертификат участника «Всероссийской недели профориентации». Где каждый школьник получит результаты бесплатного профориентационного онлайн-тестирования с советами по профессиям и возможностью поделиться результатами

Предмет: окружающий мир, 1б Урок 5 5 Дата: 19 .04.2016г.

Тема. Люди разных профессий.

Педагогическая цель: формировать представление о разнообразии профессий.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: называть разные профессии, результаты труда и качества людей, занятых разным трудом; получит возможность научиться: определять знания, необходимые для человека, занимающегося тем или иным трудом.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям); получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные . Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами, группами; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Оборудование: презентация, электронный учебник http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=4396566 , карточки для работы в парах, в группах. Загадки http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_skladki.htm

Направляющая деятельность учителя

Формы деятельности учащихся

Окружающий нас мир Его тайны и загадки
Интересно познавать, Вы готовы разгадать?

Проверяют готовность к уроку.

II .Введение в тему урока. Постановка задач урока

- Ребята, вспомните, на уроках окружающего мира мы изучали развитие и становление человека.

- Что помогло древнейшим людям не только выжить, но и изменить условия своей жизни?

(Сначала они собирали различные коренья с помощью простой палки, потом появились люди, которые научились делать простые орудия труда и оружие, научились добывать огонь, варить пищу. Люди стали жить родовыми общинами, стали отвечать за определенное дело: сильные взрослые мужчины охотились, строили жилища, женщины варили еду, смотрели за детьми, шили одежду, украшали стены пещер. Появилась разная трудовая деятельность)

- Да, ребята, изменилась трудовая деятельность древних, но тогда они не могли ее назвать. А как сейчас мы их можем назвать? (Повар, строитель, охотник, портной, воспитатель, художник…)

1.Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь
Чтобы хлеб к утру спечь( пекарь )

2.Красками пахнет наш юбиляр:

Тысячный дом покрасил . ( Маляр.)

3.Кто в дни болезней

И лечит нас от всех

Болезней? ( Доктор)

4.Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз - и помним вас.

( Фотограф.)

5.Он учит детишек

Читать и писать,

Стариков уважать. ( Учитель.)

6.В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он . ( Артист )

7.Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит. ( сталевар )

8. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу. ( Водитель.)

9. Шьёт прекрасно, порет лихо

– Как можно назвать это одним словом (Профессии)- А что такое профессия? (Это труд, который выбирают взрослые люди)

- Правильно: «ПРОФЕССИЯ»- основной род занятий, трудовая деятельность.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О занятиях людей, о людях, которые трудятся, о профессиях)

- Верно, мы сегодня будем обсуждать различные профессии, узнаем, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии. А самое главное, попробуем ответить на вопрос: «Какая профессия самая важная?»

Мы в AdMe.ru считаем, что каждая работа сложна по-своему. И вот истории, которые это подтверждают.

Парикмахеры

Работать с волосами не так-то просто, ведь нужно хорошо знать химию, чтобы понимать, как между собой взаимодействуют разные составы красок. Еще нужно разбираться в геометрии, чтобы советовать клиентам только те стрижки, которые им идут. Ну и, конечно, как не стать психологом, изо дня в день выслушивая людей с их проблемами? Но к некоторым ситуациям даже прожженных специалистов жизнь не готовила.

А вы знали, что некоторые вещества в красках для волос плохо сочетаются друг с другом? Однажды к моей маме-парикмахеру пришла женщина, которая до этого делала окрашивание дома, и в ее средстве были частички металла. Упомянуть об этом она забыла. Мама нанесла профессиональную краску, и волосы просто на глазах стали таять. Спасти их было уже нельзя. Хорошо, что клиентка оказалась адекватной и все поняла. © ShiraCheshire / Reddit

Мама привела на стрижку своего сына лет 8 примерно с красивыми длинными волосами и сказала сбрить их как можно короче. А для парикмахеров это большой красный флаг, который значит, что совершенно точно не все в порядке. Но я тогда только училась в школе красоты, поэтому взяла машинку и начала работать. Так вот, сбриваю я волосы на затылке и вижу, как насекомое размером с ноготь моего большого пальца пытается спрятаться там, где шевелюра все еще длинная. Я пригляделась и заметила, что оно там не одно. Мой наставник тогда очень резко отчитал мать этого мальчика. © Perpetualinvalidity / Reddit

Середина 90-х, парень лет 17 приводит младшего брата лет 10 на вид и уходит. Мальчик садится в кресло и просит сделать ему ирокез. На вопрос, точно ли он уверен, отвечает, что да. Что ж, ребенок получает свой ирокез. Возвращается старший брат, с недоумением смотрит на младшего и спрашивает, что вообще случилось. «Я попросил ирокез, и мне его сделали», — отвечает ребенок. «Но ведь ты должен был попросить стрижку под горшок!» — говорит старший брат.
В те времена это была действительно трендовая стрижка, а ребенок просто забыл, как она называется. © crkachkake / Reddit

Официанты

Болевая точка каждого официанта — сложные клиенты. Чаще всего им совсем не важно, как их обслужили, ведь они найдут, к чему придраться, даже если все было сделано идеально. Радоваться здесь можно только тому, что в общей массе клиентов такие — абсолютное меньшинство.

К нам часто захаживала семья — папа, мама и двое маленьких детей. Они казались совершенно обычными, но это были люди, которые оставляли после себя только хаос и разрушение. Мне приходилось сидеть и смотреть, как ребенок засовывает в стакан с молоком солонку, а вслед за ней перечницу. А папуля потом говорит: «Эй, а можно малышу новое молоко? Кажется, у нас тут маленькая авария».
Оба ребенка были в молоке. Всюду валялась картошка фри и какие-то крошки. Дети постоянно орали, но родители вообще никак не реагировали. И так каждый раз. Мне пришлось много раз убирать весь этот кошмар, который они после себя оставляли, но однажды хозяйка заведения все же попросила их больше не приходить. Они устроили скандал, но, к счастью, действительно не вернулись. © soomuchcoffee / Reddit

Я работал в «Старбаксе» уже после колледжа. Это была менеджерская должность, платили неплохо. Так вот, однажды мы неправильно приготовили для клиентки чай со льдом. Это просто какая-то глупая ошибка, такое иногда случается. Приготовить новый напиток можно было секунд за 30. Но эта дамочка взяла чай и просто швырнула его нам обратно через прилавок, а потом повернулась к своей дочери и стервозно сказала: «Смотри, вот поэтому так важно закончить среднюю школу». Будучи менеджером, я мог отказать ей в дальнейшем обслуживании, что, конечно же, и сделал. © KhaosElement / Reddit

Мой друг работал официантом и рассказал такую историю. Пожилой мужчина пришел на ужин с дочерью в честь ее дня рождения. Все было в порядке, пока не пришло время платить. Девушка настаивала, чтобы официант отдал счет ей, и он это сделал. Это была ошибка. Ее отец закричал: «Что ты делаешь? Это самая большая ошибка в твоей жизни, и ты об этом пожалеешь!» Мой друг подумал, что это шутка, и у него вырвался короткий смешок. Это была вторая его ошибка. Мужик просто взбеленился. А его дочка была так смущена, что оставила на чай $ 50, хотя счет был на $ 100. © the_chief_mandate / Reddit


1.В мире насчитывается около 70 тысяч разнообразных профессий.

Некоторые профессии настолько нестандартные, что о них многие не слышали и даже не могли подозревать об их существовании. 2. Слово «профессия» в переводе с латинского «professio» означает «объявляю своим делом».

3. Чтобы быть хорошим специалистом в определенной области, нужно чтобы не человек выбирал профессию, а профессия — человека. Только тогда получится настоящая гармония и будет виден результат. А профессии, они важны всякие, начиная от обычного дворника и заканчивая космонавтом.

4. Во времена правления королевы Виктории в Англии существовала профессия «подметайлы». На эту должность брались молодые мальчики от 10 до 15 лет и люди преклонного возраста, но с хорошим здоровьем. В их задачу входило разметать дорогу перед высокопоставленными особами, которые решили прогуляться пешком.

5. Одним из наиболее интересных фактов о профессиях считается тот, что в древности на Руси была работа плевальщика. Их задача заключалась в том, чтобы сеять репу. Она имеет маленькие семена, сеять которые руками практически невозможно. Поэтому семена выплёвывались изо рта. В те времена качественные плевальщики были на вес золота.


СБОРЩИК КОНСТРУКТОРОВ

6 Сборщик конструкторов, пожалуй, самая детская профессия для взрослых. В ее обязанности входит оформление мест продажи конструкторов в магазинах. Так, в первый день Вы создаете город, во второй – замок Ниндзя. А чтобы сборщики конструкторов всегда в душе оставались детьми, им даже разрешается заходить на работу через окно и кататься на лестничных перилах.

7. Люди, медицинских специальностей, такие как хирурги и акушеры, которые в наши дни считаются одними из высокооплачиваемых и весьма солидных специальностей, в 19 веке считались низшими слоями населения.


УЧЁНЫЙ — ГЕНЕТИК

8. Дегустатор сладостей. 12-летний мальчик по имени Гарри попал в настоящую сказку. Он выиграл конкурс, после которого его назначили официальным дегустатором конфет в одной из английских фабрик. Его обязанности: каждый день пробовать новые сорта конфет и описывать свои впечатления. За это его обеспечат сладостями на 5 лет вперед.

9. Есть работа, которая называется подбиратель мячей. Владельцы гольф клубов посчитали, что очень много лишних расходов идет на покупку потерянных мячей для гольфа. Если игрок забивает мяч куда-то далеко, то легче взять новый, чем идти искать старый. В таком случае было принято решение нанять подбирателя мячей. Данный человек должен иметь зоркий взгляд и находить абсолютно все мячи, что остались на поле.

10. Такая профессия, как запаховед, предполагает нюхать чужие подмышки. Именно подобным способом тестируются разнообразные дезодоранты и антиперспиранты. Конечно, люди на такую специальность берутся те, у которых чрезвычайно обострено обоняние.


ДОЯР ЗМЕЙ

11. Кроме обычных дояров, существуют другие дояры. Например, дояр гремучих змей. Этот человек добывает яд из змей для медицинских целей. Вы только представьте себе, как он рискует! Например, змея тайпан за один укус может убить 250 тысяч мышей.

12. А вот дояр каракуртов получает до 30-ти метров паутины за один раз. Материал этот используют в оптике. К примеру, нитки оптических прицелов делают именно из паутины каракурта.


13. Есть профессия — служащий для наказаний. «Вы уволены!» – именно такую фразу в свой адрес десятки раз в день слышат некоторые люди в американских супермаркетах. Каждый раз, когда покупателю что-то не понравилось, администратор вызывает специального служащего для наказаний, от всей души его ругает и публично увольняет. В итоге все довольны: и Вы, и он. Ведь его зарплата зависит от количества таких «увольнений».

15. В России есть такой специалист как дергаль. Он отвечает за сбор водорослей 3 месяца в году.


16. Со многими профессиями связано множество интересных и занимательных фактов и примет. Например, доктора никогда не меняются дежурствами. Считается, что подобные изменения могут привести к плохой ночи и большим трудностям.

17. Всем известен факт, что люди, работающие по специальности пожарника чересчур суеверны. Несомненно, их работа имеет повышенную опасность, но не до такой степени, чтобы по возвращению из отпуска человека поливали холодной водой. Считается, что подобный обряд избавляет от экстренного выезда «отдохнувшего».

18.А ещё пожарные уверены, что если чистить обувь на дежурстве, то непременно случится вызов на пожар. Такое же произойдет, если в группу поступит новичок.

19. Выезжая на задание, саперы не прощаются. Кроме того, даже в повседневной жизни они стараются не произносить слово «последний».

20. Летчики стараются не фотографироваться до вылета.


НЮХАЧ

21. Профессия нюхач востребованная в сфере производства парфюмерии. Очень редкая, но высокооплачиваемая профессия. Достаточно мало людей, которые обладают столь сильным обонянием и способностью разделять запахи на составляющие.

22. Есть работа тестеров фильмов ужасов. Десятки режиссеров работают, чтобы он вспотел. Единицам удается заставить его дрожать. Тогда уже можно рассчитывать на Оскар.


23. Отмыватели монет. В одной из гостиниц Сан-Франциско уже несколько столетий все монеты вымывают до блеска. Раньше так делали, чтобы дамы не испачкали свои белые перчатки, а теперь монетки моют просто по традиции.

24. Гавкающий сыщик собак. Вот это работа! Оказывается, в Швеции за содержание собак нужно платить налог, а к тем, кто уклоняется от уплаты, подсылают специального работника, который умеет «разговаривать» на собачьем языке. Она гавкает на разные лады, и собаки всегда откликаются. Так что спрятать зверя дома не удастся!

25. В Великобритании есть удивительная профессия — стояльщик в очереди. Стоимость часа работы такого специалиста обходится клиенту в двадцать фунтов.


26. Очень странное суеверие у танцоров балета. Перед выходом на сцену они желают друг другу поломать ногу.

27. Заталкивателей в поезд в Японии называют «бас-бас», а в США – «пушер». Когда в час пик Вы не можете влезть в вагон, они приходят на помощь. Некоторые говорят, что им платят за каждого человека, который влез в вагон. Наверное, именно поэтому заталкиватели в поезд стараются, как только могут.


ШВЕЯ — МОТОРИСТКА

28. Называльщик платьев. Человек этой профессии придумывает звучные названия для одежды новой коллекции. «Капли крови на Гарибальди», «Рисовый пудинг Джавахарлава», «Соблазнение принца Богемы» – это его рук работа.

29. Слушатели пармезана работают на фабриках, где производят сыр Пармезан. Это люди с музыкальным образованием, у них должен быть абсолютный слух. Эти слушатели стучат серебряным молоточком по головкам сыра, чтобы определить, дозрел ли он. А дозревает он 3 года, ежедневно выдавая новые ноты. Чем дальше идешь – тем звонче Пармезан.

30. Существует профессия лифтовые леди. В их обязанности входит: желать пассажирам лифта счастливого пути; указывать этажи, на которых лифт будет останавливаться; кланяться.


31. В день концерта музыканты стараются вставать с кровати с правой ноги. Кроме того, они уверены, что перед выступлением её не стоит заправлять. Данное суеверие встречается не только среди музыкантов, но еще оперных певцов и дирижеров.

32. Ловец муравьев — существует и такая работа. Как ни странно, но для этого нужно пройти специальное обучение и стать настоящим профессионалом. Ловец должен понимать анатомию муравья, знать, как найти и обследовать муравейник, а потом выбрать самых крепких и живучих особей для того, чтобы разводить их на специальных муравьиных фермах. Чаще всего такие фермы используют муравьев в медицинских целях, собирая их яд и на его основе создавая всевозможные мази и настойки.


33. В азиатских странах люди привыкли сдерживать себя, поэтому похороны обслуживают специальные плакальщики. Цены на услуги такого персонала выглядят приблизительно так: плач – 1 монета; плач с подвыванием – 3 монеты; надрывный плач с подвыванием и паданием на колени – 7 монет; рыдание с битьем себя в грудь, разрыванием одежды и катанием по земле – 20 монет. Перед началом этой работы необходимо сдать тест на знание традиций, умение драматически рыдать и моментально успокаиваться.

34. Заработок Тодда Гордона из США основан на его умении улыбаться. Специалисты по рекламе установили, что его улыбка значительно улучшает влияние рекламы. На сегодняшний день за то, чтобы улыбнуться в рекламном ролике Тодд получает от четырех тысяч долларов.

35. Люди, чьей профессией считается выравниватели обуви, занимаются тем, что в обувных магазинах они выравнивают складки на обуви, которые появляются после неаккуратной примерки.


МОЙЩИК ОКОН НЕБОСКРЁБОВ

36. Мойщик окон небоскребов — очень опасная, но высокооплачиваемая работа.

37. Дегустатор воздуха. С помощью этой необычной профессии в Японии исследуют чистоту воздуха. Дегустатор воздуха должен все вынюхивать, записывать в компьютер и обрабатывать полученные данные.

38. Постижеры занимаются изготовлением париков, усов и всевозможных накладных бакенбардов. Многие могут подумать, а что ж тут такого интересного и необычного? Дело в том, что постижер должен владеть невероятной усидчивостью. Один качественный парик, изготавливаемый вручную, делается не менее 15 дней. Все аккуратно, по локону, по волоску вкладывается в будущую модель.

39. Клакеры – очень древняя профессия. Один драматург почти 2,5 тысячи лет назад нанял зрителя, чтобы тот освистал другого драматурга. Но другой драматург поступил хитрее – он заплатил нескольким зрителям за то, чтобы они ему громко аплодировали. Сейчас таких наемных зрителей называют клакерами.

40. Слесарь, конечно, ассоциируется с сантехникой. Но в переводе с немецкого это слово означает «замочник». Вследствие голосовой ассимиляции при совпадении двух согласных букв в начале слова немецкое «шлесарь» плавно перетекло в русское «слесарь».


41. Недавно один шведский женский журнал объявил конкурс на должность тестера пляжа. Их требования: целый год отдыхать на пляжах, купаться, загорать, посещать бары и дискотеки, читать книги.


Единственное условие – все это необходимо было красочно описывать в рубрике журнала.

42. Есть и такая профессия — педикюрщик для коров. Плохое состояние копыт рогатых может негативно сказаться на их самочувствии, возможности размножаться и давать нормальные удои молока. Чтоб всего этого избежать, на многих фермах была введена вакансия мастера педикюра для коров. Работа довольно интересная, но совершенно нелегкая.

43. Наблюдатель за сохнущей краской – есть и такая работа. Это невероятно скучно, но зато прибыльно смотреть за тем, как сохнет краска.

44. Существует профессия — взломщик сейфов. И это не криминальная, а вполне легальная профессия. Мало ли что может случиться? Потеряли ключ, забыли код. А эти специалисты всегда помогут.

45. В институте Харрисбурга подготавливают профессиональных аукционеров. Они не просто разбираются в многочисленных нюансах торгов, но еще и знают, как правильно искать и оценивать товар.


ЖЕНЩИНА — ГОНДОЛЬЕР

46. Профессия гондольер считается исключительно мужской. Сейчас только 1 женщина в мире занимается этим. Она трудится в Венеции. Чтобы овладеть этой профессией, дама проходила длительную подготовку и даже сдавала экзамены.

47. Интересной и нестандартной профессией является переворачиватель пингвинов. Эти птицы от природы являются весьма любопытными. Они часто смотрят на взлетающие самолеты, падают на спину, а потом не могут подняться без посторонней помощи.


48. Существуют профессиональные слушатели. На улицах Токио можно встретить людей с табличками «Я слушаю тебя». За небольшую плату они готовы просто слушать Вас, кивать, улыбаться, иногда хохотать. Единственный минус – эти слушатели не дают советов.

49. Дегустатор дыхания проверяет действенность жевательных резинок.

50. В Европе в последнее время особую популярность приобретает профессия выравнивателя подушек. Крупные мебельные фирмы позволяют себе нанять на работу людей, которые следят именно за тем, чтобы каждая подушка в любой момент имела безукоризненный товарный вид.

В марте прошлого года, когда подавляющее большинство россиян оказались в изоляции и у них появилось свободное время, многие решили потратить его с пользой: получить новую профессию или дополнительные знания. Спрос на онлайн-образование возрос в пять-семь раз, а прокачивать скиллы стало модным трендом. О том, какие профессии будут популярными и высокооплачиваемыми через пять лет, сколько специальностей нужно получить выпускникам, чтобы быть востребованными на рынке, и почему офлайн-обучение полностью не заменит онлайн, в интервью «Известиям» рассказал директор образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек.

— Какие изменения произошли на рынке онлайн-образования за последний год? Как отразилась на состоянии рынка пандемия коронавирусной инфекции?

— В пандемийный год рынок начал расти, сложился общий тренд на увеличение компаний в сфере онлайн-образования. Большинство укрепилось, а небольшие расширились, кроме того, появилось много новых операторов. И все-таки отмечу, что рынок, появившийся в России десять лет назад, пока находится в самом зачаточном состоянии. Реальный рост его мы увидим через пять лет, а фундаментальным объемом он наполнится только лет через десять. В начале пандемии, когда появилось свободное время, многие захотели учиться, и с этим связан повышенный спрос на онлайн-образование.

123


— Насколько интерес к онлайн-образованию вырос за год пандемии?

— В разы, ориентировочно в пять-семь раз. Люди, которые были раньше активными в сфере онлайн-обучения, стали еще активнее. К ним присоединились те, кто не знал о такой возможности и заинтересовался впервые. Новичков, конечно, большинство. Однако им требуется довольно длинный период, чтобы решиться на обучение. Ведь в головах всё еще традиционное представление об образовании: чтобы состояться в профессии, необходимо якобы получить высшее образование, причем в престижном вузе.

— На какие месяцы пришелся пик интереса к онлайн-образованию?

— В прошлом году — на март-апрель, когда все сидели по домам, а затем на август, сентябрь, октябрь. Вообще, во второй половине августа и в первые осенние месяцы на рынке образования всегда повышенные продажи, и в этом есть логика. Но мы всё же делаем ставку на постепенный рост, потому что резкий всплеск может носить разовый характер.


— Раньше на освоение профессии в вузах уходило пять лет. Сколько сейчас требуется времени на получение специальности?

— По нашим программам конкретной профессии можно целенаправленно обучиться, исключая всё ненужное, за полтора-два года. Около 80% информации, которую дают в вузах, вторично или даже третично, то есть не несет прямого смысла. Когда я учился на программиста в университете, то некоторые языки программирования нам преподаватель читал из книжки 1950–1960-х годов прошлого века. Это была устаревшая информация, от которой не было никакой пользы. Мы же обучаем конкретной профессии. Если человек действительно учится, то вероятность того, что он получит результат, — 100%.

— Приведите удачные примеры того, как россияне кардинально меняли свою профессию и добились успеха.

— В онлайн-школы приходит только молодежь? Набирает ли обороты этот вид обучения у людей среднего возраста и пожилых?

— У нас учатся очень разные люди по роду занятий и возрасту. Это те, кто работает в офисе и удаленно и те, кто находится на госслужбе. Пенсионеры, военные, ученые, аспиранты, школьники, инвалиды, самозанятые. Большинства в какой-либо возрастной категории нет. Обучаются и те, кому 18–20 лет, и те, кому 35–40, приходят люди старше 65. Эта возрастная категория нацелена на то, чтобы увеличить свои знания по некоторым профессиям или что-то освоить для себя дополнительно для хобби.


Если через 20 лет придем к обучению в цифре, то понятно, что людей за 60 лет получать онлайн-образование будет гораздо больше. Сейчас маркетологов в 50 лет вы на рынке не увидите, но еще десять лет назад тяжело было увидеть маркетолога в 40 лет. Рынок профессий находится в движении.

— Какие профессии сейчас наиболее востребованы?

— С точки зрения количества вакансий самые востребованные профессии на рынке — курьер и продавец-кассир. Если человек захочет стать курьером, то работу точно найдет. Сюда легкая точка входа, но возможности, касающиеся развития себя как личности, дохода и обеспечения семьи, повышения профессиональных навыков, а также карьерные перспективы ограничены. Однако есть профессии, которые явно востребованы, но охватывают узкий круг людей, так как им достаточно сложно обучиться. Я имею в виду специализированные языки программирования, а также специализированный дизайн, системный анализ, веб-программирование.

Кстати, в России масштабно востребованы разработчики программы 1С. Дело в том, что в других странах такой программы нет, так как у них свои истории учета бухгалтерии. Центральная линейка для нас — обучение программированию и всему, что вокруг этой специальности: аналитике, тестированию, проектному управлению. На мой взгляд, плюс программиста в том, что в целом заработная плата от региона к региону находится примерно на одном уровне.

— А какие сейчас зарплаты у программистов?

— В России они стартуют с 50 тыс. рублей. Конечно, в столице с такой зарплатой профессионала работодатели вряд ли найдут, если только самоучку. Самый большой сегмент квалифицированных программистов получает в диапазоне 200–400 тыс. рублей. Часть специалистов оценивается в 500–600 тыс. Ну и некоторые зарабатывают больше миллиона. Если сравнить с остальным миром, то отличия в зарплатах незначительные.


— Сохранится ли высокий уровень популярности профессии программиста через пять лет?

— Да, конечно. Более того, она будет еще популярней. В I квартале этого года мы зафиксировали небывалый спрос на эту профессию. Востребованность сохранится независимо от экономических кризисов, мировых проблем, так как весь бизнес ощущает потребность в цифровизации. Она охватывает даже тех, кому на первый взгляд не нужна. Например, продавцам цветов всё равно со временем нужен будет сайт или интернет-магазин. Программисты нужны предпринимателям, а, напомню, в России более 3 млн компаний. Им сейчас требуется комплекс программ, в том числе бухгалтерская 1С, которая раньше была единственной. За последний год получила развитие торговля e-commerce. Интернет-магазины были у многих, но за год число людей, заказывающих товары онлайн, многократно возросло.

— Какие вы дадите рекомендации по выбору специальности подросткам от 14 лет и выпускникам школ?

— Тем, кто заканчивает восьмой-девятый классы, я бы посоветовал серьезно окунуться в профессии. Попробовать себя в программировании, в аналитике или в дизайне, связанном с визуализацией ландшафта или объектами строительства, а может быть, пойти учиться фотографировать. У ребят этого возраста есть время на знакомство с профессией, их пока не подгоняет общество, но на этом этапе они профессионалами еще не станут.

Одиннадцатиклассникам нужно делать уже осознанный выбор. Им бы я рекомендовал обучиться нескольким профессиям в течение года или двух, а дальше можно специализироваться и развиваться: стать программистом, тестировщиком, аналитиком, пойти в проектное управление или обучиться системному анализу, маркетингу.

На нашей платформе на сегодняшний день около 70 длительных и хороших программ обучения. Они включают в себя уроки в формате лекций, где преподаватели читают их в режиме реального времени большой аудитории, а есть семинары для 20–40 человек. В таком формате у нас проходит более 70% уроков, в месяц даем 5 тыс. занятий. Есть курсы и в записи, с интерактивными материалами, тренажерами. То есть наша программа обучения — это комплексная история вовлечения человека в разные форматы. А сейчас еще вводим и офлайн-формат.


— В будущем онлайн-обучение заменит офлайн? Как вы считаете, стоит ли этот переход поддерживать?

— Если честно, то в парадигме получения информации онлайн уже вытеснил офлайн, но программы обучения в офлайне останутся. Я предполагаю, что в будущем сохранится сочетание онлайна и офлайна.

Для детей, на мой взгляд, важно получить образование в офлайн-формате, иначе они останутся дома. В целом зона виртуального обучения еще не отработана. Когда люди принимают решение выбрать онлайн- или офлайн-обучение, то делают это абсолютно абстрактно. Я убежден, что 99% населения не видит разницы.

— С какой периодичностью в последние годы люди меняют работу?

— Количество профессий увеличивается, расширяется их спектр, поэтому в России есть тренд времени — это более частая смена работы. В будущем люди, конечно, будут перемещаться больше, но и сталкиваться с проблемами. Если раньше переход внутри какой-то профессии не был болезненным, то сейчас переместившийся человек попадает в совершенно новую среду и перестает осознавать себя профессионалом. Я об этом слышу даже от больших специалистов. Когда они переходят из одной отрасли в другую, например из финтеха в продуктовые разработки, то проигрывают как профессионалы, так как становятся менее эффективными.

У продавца в «Ашане» и у менеджера по продажам в дорогом салоне красоты общий корень только один — продавать, но всё остальное разное. Подобных кардинальных делений внутри одной профессии будет невероятное количество, и в этом каталоге профессий нам жить, переписывать его, смотреть, изучать. Это новая эра развития человечества, в которой мы будем жить здесь и сейчас, и главное — любить то, что ты делаешь.

Читайте также: