Что должен иметь работник назначаемый на должность машиниста

Опубликовано: 16.05.2024

5. Машинистом локомотива (МВПС) может быть назначено лицо, имеющее свидетельство установленного образца на право управления локомотивом или МВПС соответствующего вида тяги, а также письменное заключение машиниста-инструктора (далее - ТЧИ), прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом (МВПС) на конкретных участках и железнодорожных станциях (далее - станция).

6. Помощником машиниста локомотива (МВПС), может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста локомотива или МВПС соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях после дачи письменной рекомендации машинистом, которому поручено проведение практической подготовки помощника машиниста.

7. Перед назначением на должность машиниста и помощника машиниста локомотива (МВПС), кандидат в установленном порядке проходит медицинский осмотр, профессиональный отбор и испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо (далее - ТЧЭ) на знание ПТЭ, ИСИ, ИДП, конструкции локомотива, автотормозов, охраны труда, приказов, локальных актов и других инструкций.

8. Назначение (освобождение) на должность машиниста, помощника машиниста локомотива (МВПС), производится директором ТЧЭ по представлению ТЧИ, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, и согласованию с заместителем директора ТЧЭ по эксплуатации согласно законодательным актам Республики Казахстан.

3. Подготовка помощника машиниста (МВПС) к самостоятельной работе в должности машиниста локомотива (МВПС)

9. Помощник машиниста для назначения на должность машиниста локомотива (МВПС) должен:

а) иметь свидетельство установленного образца на право управления локомотивом или МВПС соответствующего вида тяги;

б) пройти в установленном порядке медицинский осмотр, профессиональный отбор и испытание в комиссии ТЧЭ;

в) иметь рекомендацию машиниста, проводившего его практическую подготовку к работе в должности машиниста;

г) иметь акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом локомотива (МВПС) в комиссии ТЧЭ;

д) иметь заключение ТЧИ, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом (МВПС) на конкретных участках и станциях;

е) общий стаж в должности помощника машиниста локомотива не менее двух лет.

10. На период практической подготовки кандидат на должность машиниста для обучения режиму вождения поездов и управлению автотормозами, а также для изучения плана профиля пути и расположения сигналов приказом директора ТЧЭ закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива (МВПС) не менее трех лет.

Практическая подготовка кандидата в машинисты осуществляется от одного до трех месяцев.

На время проведения практической подготовки кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом (МВПС) под непосредственным контролем машиниста, о чем ТЧИ производит запись в служебный формуляр кандидата в машинисты.

Машинист локомотива (МВПС), проводивший подготовку кандидата в машинисты, по ее результатам выдает кандидату письменную рекомендацию.

11. Во время проведения практической подготовки кандидат в машинисты закрепляется за ТЧИ по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии ТЧИ, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в машинисты нормативной документации, технико-распорядительных актов станций, обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, который разрабатывается в каждом ТЧЭ с учетом местных условий.

Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводится ТЧИ на тренажерах и действующих локомотивах.

12. ТЧИ после завершения практической подготовки и обучения кандидата в машинисты проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию.

13. При наличии письменного заявления от кандидата в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации ТЧИ по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии - ТЧИ, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии ТЧЭ.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

14. По итогам испытаний по приказу директора ТЧЭ, ТЧИ прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-заключительные поездки (далее - КЗП) (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, полной смены на маневровой работе).

15. После успешного выполнения с кандидатом в машинисты КЗП ТЧИ выдает ему заключение о допуске к самостоятельному управлению локомотивом (МВПС) на конкретных участках и станциях с записью в служебный формуляр.

16. ТЧИ, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии ТЧЭ кандидата в машинисты директору ТЧЭ для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования директор ТЧЭ по согласованию с заместителем директора ТЧЭ по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в машинисты на должность машиниста локомотива (МВПС).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

8. Для назначения на должность машиниста локомотива (МВПС) помощник машиниста (МВПС) должен:
а) иметь свидетельство установленного образца на право управления локомотивом или МВПС соответствующего вида тяги;
б) пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;
в) иметь рекомендацию машиниста локомотива (МВПС), проводившего его практическую подготовку к работе в должности машиниста локомотива (МВПС);
г) иметь акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом локомотива (МВПС);
д) иметь заключение машиниста-инструктора, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом (МВПС) на конкретных участках и станциях.
9. На период практической подготовки кандидат на должность машиниста локомотива (МВПС) (далее – кандидат в машинисты) для обучения режиму вождения поездов и управлению автотормозами, а также для изучения профиля железнодорожного пути и расположения сигналов приказом начальника локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива (МВПС) не менее трех лет.
Практическая подготовка кандидата в машинисты осуществляется в течение не менее трех месяцев.
На время проведения практической подготовки кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом (МВПС) под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста.
Машинист локомотива (МВПС), проводивший подготовку кандидата в машинисты, по ее результатам выдает кандидату письменную рекомендацию.
10. Во время проведения практической подготовки кандидата в машинисты машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машинист-инструктор, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в машинисты нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.
Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо с учетом местных условий.
Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.
11. Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в машинисты проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию.
12. При наличии письменного заявления от кандидата в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машиниста-инструктора, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.
тРезультаы испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.
13. По итогам испытаний по приказу начальника локомотивного депо машинист-инструктор, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторские поездки (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, смены на маневровой работе).
14. После успешного выполнения с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторских поездок машинист-инструктор выдает ему заключение о допуске к самостоятельному управлению локомотивом (МВПС) на конкретных участках и станциях.
15. Машинист-инструктор, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику локомотивного депо для проведения с ним собеседования.
По результатам собеседования начальник локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в машинисты на должность машиниста локомотива (МВПС).

Изначально движение составов по железной дороге обеспечивалось силой пара, но в начале XX века дороги стали электрифицироваться. Так, в СССР на маршрут «Баку — Сураханы» в 1926 году вышел первый электропоезд. Напряжение на разных линиях могло колебаться от 1200 В до 3000 В, поэтому на станциях стыкования приходилось переключать оборудование.

Производство электропоездов было налажено в Риге, а после распада Советского Союза – в Торжке и Демихове. Сейчас активно развиваются скоростные перевозки на железной дороге, поэтому скоростные поезда закупаются за границей и производятся в Екатеринбурге. Для работы на маршрутах, где есть электрифицированные и неэлектрифицированные участки, применяют дизель-электропоезда.

Описание и характеристика профессии

Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным ему составом, выполняя поставленные задания (перевозка пассажиров, доставка груза и ремонтной бригады для обслуживания путей). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, сменным или ненормированным характером работы, воздействием на организм электрических полей.

Можно выделить два основных вида таких работников по месту их работы:

  • машинист электропоезда РЖД, который обеспечивает движение на поверхности земли, в основном, между разными населенными пунктами;
  • работник метрополитена, который осуществляет перевозки в границах конкретного города, в основном в подземном режиме.

В подчинении у машиниста часто находится помощник машиниста электропоезда, который способствует обслуживанию состава, следит за работой узлов и механизмов, а при необходимости может управлять транспортным средством.

Обучение на машиниста

Овладеть профессией можно как за полгода, так и посвятить этому 5 лет своей жизни.

Все зависит от базового образования и формы обучения. Если у вас имеется неоконченное среднее образование, вы можете подать документы в колледж и выучиться на помощника машиниста. Это позволит узнать профессию изнутри, на практике. А в дальнейшем переквалифицироваться на машиниста по упрощенной схеме.

Можно после школы сразу поступить в железнодорожный колледж или техникум на профессию техника, где на последних курсах изучить профессию машиниста. Если вы давно выпускались из школы и не имеете профильного образования, вы можете выучиться по месту работы.

Кроме среднего образования, можно получить диплом машиниста в вузе. Ниже перечислены 5 популярных высших учебных заведений, имеющих такую программу обучения:

  • Российский университет транспорта, г. Москва;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск;
  • Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург;
  • Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург;
  • Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Учеба на машиниста электрички производится в профильных железнодорожных колледжах и техникумах. Специальностей для водителей всех видов ж/д транспорта предусмотрено две: «машинист локомотива» и «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно по месту трудоустройства.

Перед тем как стать машинистом, придется несколько лет поработать на должности «помощник машиниста электропоезда», набраться необходимого опыта и сдать экзамен. Высшее образование можно получить в профильных и технических вузах, причем после окончания колледжа на некоторые специальности можно выучиться за счет бюджета.

Министерство транспорта России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых обучают рабочим специальностям, востребованным на железных дорогах. Среди них можно отметить:

  1. Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает абитуриентам несколько направлений подготовки, после которых выпускники получают квалификацию «техник» и могут работать слесарями, механиками или помощниками машиниста.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение обладает прекрасной базой и сильным преподавательским составом. Практические умения учащиеся приобретают непосредственно в депо.
  3. Нижегородское отделение СПО Самарского государственного университета путей сообщения обучает выпускников 9 и 11 классов школ именно на машиниста электропоезда.

Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть профильные транспортные вузы:

  1. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Владивосток). Среди ряда факультетов лучше всего подойдет институт тяги и подвижного состава, где есть специальности «эксплуатация транспортно-технических комплексов» и «подвижной состав железных дорог». Есть филиалы в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
  2. Ростовский государственный университет ПС. Вуз имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. На специальности «подвижной состав железных дорог» есть направление электротранспорта.
  3. Сибирский государственный университет ПС (г. Красноярск) дает возможность обучения студентов по направлениям «эксплуатация железных дорог» и «строительство ж/д, мостов и транспортных тоннелей».

В этих вузах всегда есть в наличии большое количество целевых мест от ОАО «Российские железные дороги» и других предприятий.

Требования для обучения на машиниста РЖД

Требования к знаниям предъявляются высокие, особенно в технических и математических направлениях. Оснащение кабины машиниста высокотехнологичное, множество приборов, автоматики, средства связи – всё это требует от машиниста высоких знаний и быстроты действий.

Получить профессию машиниста сразу и быстро не получится. Сначала необходимо получить профессию помощника машиниста. Это можно сделать в средне-профессиональных учебных заведениях на отделении «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», окончив 9 или 11 классов. От этого будет зависеть срок обучения в учебном заведении – 4 года или 2 года 10 месяцев.

Но и здесь не всё так просто. Даже если есть огромное желание и мечта, обучение на машиниста поезда РЖД подойдет не каждому. Во-первых: перед приёмом в учебное заведение все претенденты должны пройти медицинскую комиссию, и не обыкновенную, а по расширенной программе.

На первом месте зрение: не допускается никаких отклонений, дальтонизма, цветоощущение должно быть в норме. Ведь машинист и помощник машиниста постоянно ведут наблюдение за приборами в кабине электропоезда, а также семафорами на пути следования. Ошибка машиниста в определении цвета семафора может привести к серьезным последствиям.

Для обучения на машиниста электропоезда РЖД не менее важным является слух – проводится исследование аудиограммы. Обязательно должна быть в норме работа сердца, отсутствовать хронические заболевания, так же нужно получить заключения нарколога и психиатра.

Где проводится обучение машиниста электропоезда РЖД?

Когда комиссия пройдена, здоровье позволяет проводить по много часов за управлением электропоезда, можно определиться, в какое учебное заведение пойти приобретать профессию.

Самый первый и простой шаг в поиске для молодёжи – это поисковая система в интернете. В каждом городе есть свои представительства российских железных дорог и поэтому стоит искать обучение на машиниста электропоезда РЖД в том городе, где вы проживаете.

Профессиональные обязанности

В перечень обязанностей специалиста, управляющего электричкой, входит:

  • управлять транспортным средством на утвержденном маршруте,
  • корректировать скорость движения в зависимости от погодных условий и профиля путей,
  • совершать плановые остановки и оповещать о них пассажиров,
  • контролировать открытие и закрытие пневматических дверей,
  • контролировать состояние всех систем электропоезда,
  • устранять мелкие неполадки и информировать дежурного о серьезных проблемах,
  • обеспечивать безопасность перевозки,
  • руководить действиями своего помощника.

Задачи машиниста электропоезда могут несколько отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его разряда.

Кому подходит

Эта профессия доступна только мужчинам не моложе 18 лет, которые прошли специальную подготовку в средних специальных учебных заведениях по соответствующей специальности или учебных подразделениях транспортной компании. Законодательством России определено, что этот труд слишком тяжел для женщин.

Кандидат на должность должен обязательно представить сертификат о прохождении медицинской комиссии. Особое внимание медики обращают на следующие показатели:

  • слух (нужна идеальная аудиограмма);
  • зрение;
  • показания велоэргометра;
  • результаты флюорографии и ЭКГ;
  • результаты анализов;
  • историю болезней, особенно хронических;
  • текущее состояние основных жизненных систем организма.

Работодатели обращают внимание на наличие военного билета, а при отсрочке от призыва изучают ее причины. Если отсрочка связана с проблемами со здоровьем, кандидату могут отказать. В дальнейшем медкомиссии работник будет проходить постоянно, не реже раза в год.

Положительные стороны профессии – это стабильная и достаточно высокая оплата труда, наличие льгот, возможность дальнейшего обучения за бюджетный счет. Минусов также немало: необходимо постоянно пребывать в готовности к изменениям ситуации на полотне, работать в ночное и вечернее время, посменно. Электроизлучение, тряска и шум негативно влияют на здоровье. Нередко работнику не удается полноценно отдохнуть или поесть.

Положительные и отрицательные стороны профессии

Для того, чтобы иметь полное представление о профессии, необходимо ознакомиться с плюсами и минусами профессии, которые присутствуют в ежедневных буднях профессионалов данного направления.

Начнем с плюсов, к ним можно отнести следующие пункты:

  • О такой деятельности мечтают многие мальчишки. Работая машинистом можно осуществить свою мечту;
  • Хорошая и стабильная оплата труда;
  • Данная профессия относится к категории уважаемых;
  • Ранний уход на пенсию;
  • Посещение большого количества городов, а и иногда стран;
  • Нет привязанности к офисной работе.

Перейдем к минусам профессии, к ним можно причислить следующее:

  • Высокие физические и психологические нагрузки;
  • Строгий контроль за физическим здоровьем. При малейших отклонениях от норм, могут не допустить машиниста к исполнению обязанностей;
  • Сильные нагрузки приводят к потребности к более частому отдыху.

Только взвесив все «за» и «против» можно принять решение о том становиться ли машинистом, или выбрать другое профессиональное направление.

Заработная плата

Эта профессия традиционно в нашей стране оплачивается высоко. Однако на размер зарплаты конкретного работника влияет ряд факторов:

  • регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, на периферии меньше);
  • разряд специалиста;
  • количество лет выслуги;
  • качество выполнения заданий и вклад в работу предприятия.

Средняя зарплата машинистов электропоезда по России колеблется в диапазоне от 40 до 70 тысяч рублей, однако опытные работники могут получать свыше 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве размер заработной платы стартует с 80-85 тысяч рублей.

Говоря об оплате труда, не следует забывать о том, что машинист имеет еще ряд преимуществ. Речь идет о длительном отпуске (до 44 дней), который можно разбивать на части, форменной одежде, раннем выходе на пенсию при наличии стажа, возможности учиться в вузе за государственный счет и получить кредит или ипотеку. Это все также составляет основу благополучия работника и делает профессию, несмотря на все ее минусы, очень привлекательной.

Основными работодателями для машинистов электропоездов выступают ОАО «РЖД», метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты, в которых есть внутренние железнодорожные пути.

Кто такой машинист поезда?

Машинист поезда — это работник железной дороги, который управляет грузовыми и пассажирскими составами, электропоездами разнообразных сообщений и назначения. Машинист управляет локомотивом, направляя движение поезда.

Как только появились железнодорожные пути, появилась и профессия машиниста. Еще в далеком 1834 году в Российской империи появились первопроходцы этого дела. Тогда скорость движения поезда приравнивалась к 33 км в час, а путь следования пролегал только из Санкт-Петербурга в Москву.

машинист поезда в старые времена


Формы машинистов 1861, 1865, 1855 годов

Вместе с индустриальным развитием, увеличивалось и количество путей. Появилась необходимость перемещения на дальние расстояния не только людей, но и грузов. Профессия машиниста стала еще более востребованной. И сегодня актуальность профессии только повышается.

Перспективы профессии

По статистике, доля железных дорог в перевозке пассажиров в России составляет около 28%, причем рост наблюдается как на дальнемагистральных, так и на пригородных маршрутах. Это десятки миллионов пассажиров ежегодно, а говоря сухим языком цифр – свыше 124 миллиардов пассажиро-километров. На сегодняшний день это самая стабильная и развитая транспортная отрасль страны, которой ежегодно требуется десятки тысяч работников во всех регионах. Поэтому квалифицированный водитель железнодорожного состава на электрической тяге всегда сможет найти применение своим способностям.

Уровень заработной платы профессии машинист электропоезда


Величина оклада машиниста зависит от количества отработанных часов, выслуги лет, региона работы. Так, уровень заработной платы сотрудника РЖД варьируется в диапазоне от 50 000 до 100 000 рублей.

А машинист столичного метрополитена ежемесячно зарабатывает в среднем 60 000 рублей. При этом уровень заработной платы в других города России значительно ниже. Например, в Нижнем Новгороде машинист зарабатывает до 30 000 рублей, в Санкт-Петербурге – около 55 000 рублей, а в Екатеринбурге ежемесячный доход колеблется от 25 000 до 30 000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что средняя зарплата машиниста метро в России составляет примерно 45 000.

1.1 Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на электровозах, основные обязанности и права помощников машинистов электровозов, а также порядок организации их работы.

1.2 Помощники машинистов электровозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3 Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей инструкцией.

Назначение (освобождение) на должность помощника

Машиниста электровоза

2.1 Помощником машиниста электровоза может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста электровоза и успешно прошедшего проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

2.2 Перед назначением на должность помощника машиниста электровоза кандидат в помощники машиниста проходит предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию.

2.3 Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста электровоза производится начальником локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.

Подготовка помощника машиниста электровоза к самостоятельной работе в должности помощника машиниста электровоза

3.1 Для назначения на должность помощника машиниста электровоза кандидат на помощник машиниста электровоза должен:

– иметь свидетельство помощника машиниста электровоза установленного образца;

– пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

– иметь рекомендацию машиниста электровоза, проводившего его практическую подготовку к работе в должности помощника машиниста;

– иметь акт о проведении испытаний при назначении на должность помощника машиниста.

3.2 Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машинист-инструктор, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в помощники машинисты нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо с учетом местных условий.

3.3 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в помощники машиниста проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в помощники машинисты письменную рекомендацию.

3.4 При наличии письменного заявления от кандидата в помощники машиниста, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машиниста-инструктора, кандидат в помощники машиниста допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

3.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования начальник локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в помощники машиниста на должность помощника машиниста электровоза.




Помощники машинистов не имеющие свидетельства на право управления электровозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

4. Порядок формирования локомотивных бригад и организации
работы помощников машинистов электровозов

4.1 Количественный состав помощников машинистов электровозов и порядок обслуживания ими локомотивов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий электровозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания электровозов.

4.2 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3 Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников , рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений – заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4 Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по локомотивному депо и нарядчиков.

4.5 Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

– по приказу начальника локомотивного депо при подготовке к новому графику;

– в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа по депо о формировании локомотивных бригад.

4.6 Руководители локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригады перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7 В локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты локомотивов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада может формироваться из машиниста локомотива, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

Помощники машинистов локомотивов, не имеющие свидетельства на право управления электровозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

4.8 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

от 17 июля 2009 года N 1506р

(с изменениями на 2 ноября 2011 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с отменой типовой инструкции
"Организация работы машинистов локомотивов без помощников машинистов"
на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 11 января 2016 года N 4р
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях дальнейшего распространения на сети железных дорог ОАО "РЖД" технологии вождения поездов машинистами без помощников машиниста:

2. Начальникам дирекций тяги - структурным подразделениям Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" (далее - начальники дирекций тяги) организовать в установленном порядке изучение настоящей типовой инструкции с учетом изменений и обеспечить выполнение ее требований.

3. Утвердить и ввести в действие с 10 ноября 2011 года изменения в типовой инструкции Организации работы машинистов локомотивов без помощников машиниста.

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 17 июля 2009 года N 1506р

Типовая инструкция "Организация работы машинистов локомотивов без помощников машинистов"

(с изменениями на 2 ноября 2011 года)

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 11 января 2016 года N 4р
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет основные положения и требования к организации работы машинистов локомотивов в пассажирском, вывозном и маневровом видах движения без помощников машинистов, требования к локомотивам при обслуживании их без помощников машинистов, требования к объектам инфраструктуры железных дорог, а также порядок взаимодействия машинистов, работающих без помощников машинистов с причастными работниками.

1.2. Участки следования и номера пассажирских поездов с машинистами, работающими без помощника машиниста, утверждаются ОАО "РЖД" по представлениям железных дорог.

1.3. Перечень специализированных станционных путей, предназначенных для приема пассажирских поездов, обслуживаемых машинистами, работающими без помощников машиниста, должен быть указан в ТРА станций обслуживаемого участка.

2. Требования к машинисту локомотива, работающему без помощника машиниста

2.1. К работе без помощника машиниста допускаются машинисты:

- на основании личного заявления о согласии на работу без помощника машиниста;

- в пассажирском движении - имеющие класс квалификации не ниже второго и стаж работы не менее двух лет в пассажирском движении;

- в вывозном движении - имеющие класс квалификации не ниже третьего со стажем работы не менее двух лет в грузовом движении;

- в маневровом движении - имеющие класс квалификации не ниже третьего со стажем работы не менее одного года в маневровом движении;

- прошедшие обязательное медицинское освидетельствование;

- прошедшие первичный профессиональный психофизиологический отбор;

- дополнительно прошедшие теоретическое и практическое обучение в дорожной технической школе (учебном центре) на курсах повышения квалификации целевого назначения по обучению для работы в качестве машинистов без помощников машинистов;

- имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом без помощника машиниста на конкретных участках обслуживания и сериях локомотивов;

- не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.

2.2. По результатам обязательного медицинского осмотра и первичного профессионального психофизиологического отбора приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на должность машиниста, работающего без помощника машиниста.

2.3. По окончании обучения кандидата на должность машиниста, работающего без помощника, в дорожной технической школе машинистом-инструктором проводятся контрольно-заключительные поездки в установленные сроки и на полное плечо участка обслуживания в оба направления.

2.4. После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре машиниста и дается письменное заключение о возможности самостоятельной работы без помощника машиниста.

2.5. С машинистами, прошедшими теоретическое и практическое обучение, проводится собеседование в комиссии под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:

- личное заявление машиниста;

- заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом;

- заключение психолога о наличии у машиниста первой группы профессиональной пригодности;

- справки по выполнению контрольно-заключительных поездок с машинистом-инструктором на участках обслуживания;

- свидетельство об обучении в дорожной технической школе (учебном центре) на курсах повышения квалификации целевого назначения для работы в качестве машиниста без помощника;

- заключение машиниста-инструктора о возможности работы машиниста без помощника машиниста.

2.6. По результатам собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к самостоятельной работе машиниста без помощника машиниста.

2.7. Списки машинистов, назначаемых для управления локомотивами без помощника машиниста, должны утверждаться начальником региональной дирекции тяги два раза в год - к летнему и зимнему графикам.

2.8. Машинисты, работающие без помощника машиниста, не реже одного раза в год направляются в центры медицинской реабилитации при локомотивных депо на курсы восстановительных мероприятий.

2.9. Периодическая проверка у данной категории работников знаний ПТЭ, инструкций, приказов, направленных на обеспечение безопасности движения и безопасности труда, техническо-распорядительных актов станций (далее - ТРА), производится на общих основаниях.

3. Общие требования к организации проведения обучения и проверки знаний машинистов для работы без помощника машиниста

3.1. Обучение машинистов локомотивов для работы без помощника машиниста должно проводиться с отрывом от производства в дорожных технических школах (учебных центрах) по примерным учебным планам и программам, согласованным с Дирекцией тяги и утвержденным курирующим вице-президентом ОАО "РЖД".

3.2. Для обучения действующих машинистов локомотивов работе без помощника машиниста учебный план и программа курсов повышения квалификации целевого назначения должны составлять не менее 72 ч.

3.3. Рабочие учебные планы и программы для обучения машинистов локомотивов для работы без помощника машиниста должны быть разработаны дорожными техническими школами (учебными центрами) и утверждены начальниками региональных дирекций тяги на основе примерных учебных планов и программ, а также конкретных должностных инструкций, в которых должны быть отражены требования к знаниям, навыкам и умениям при работе машиниста без помощника машиниста.

3.4. В рабочие учебные программы должны быть включены вопросы, отражающие особенности работы машинистов без помощников машинистов:

порядок действия машинистов и причастных работников по выполнению операций при ведении поезда, опробованию тормозов, закреплению состава и его ограждению, отцепке и прицепке локомотива к составу, остановке поезда на перегоне и отказе технических средств или приборов безопасности;

изучение систем и устройств обеспечения безопасности движения поездов, применяемых на локомотивах при обслуживании одним машинистом;

практическая отработка действий в нестандартных ситуациях или при отказе технических средств на тренажерах или локомотиве;

изучение должностных инструкций локомотивной бригаде и приказов ОАО "РЖД" и его филиалов;

изучение инструкций по охране труда.

4. Организация труда и отдыха машинистов, работающих без помощника машиниста

4.1. При организации производственной деятельности машинистов без помощников машиниста необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

4.1.1. Работа машинистов без помощников машиниста в пассажирском и пригородном движении организовывается на основе месячного графика рабочего времени (сменности), исключающего сверхурочную работу.

4.1.2. Работа машинистов без помощников машиниста в вывозном, хозяйственном и маневровом движении организовывается на основе графика рабочего времени (сменности). Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

4.1.3. Работа машинистов без помощников машиниста может осуществляться как по обороту, так и с предоставлением отдыха в пункте оборота.

4.1.4. Продолжительность рабочего времени за поездку (смену) должна составлять:

- в пассажирском движении - не более 7 ч;

- для вывозного, хозяйственного, маневрового движения - не более 12 ч.

4.1.5. После выработки 40 ч рабочего времени необходимо предоставлять выходной день.

4.1.6. Дни еженедельного непрерывного отдыха должны предоставляться равномерно в течение учетного периода в количестве, равном числу воскресений.

4.1.7. Продолжительность времени отдыха в пункте оборота должна составлять:

- дневного - не менее 4 ч;

- ночного - не менее 5 ч.

4.1.8. Продолжительность времени междусменного отдыха должна составлять не менее 20 ч.

4.1.9. Запрещается работать две ночи подряд.

5. Требования к локомотивам, обслуживаемым одним машинистом

5.1. Не допускается выдача локомотивов, обслуживаемых машинистами, работающими без помощника машиниста, с превышением установленного срока службы или имеющих перепробег от плановых видов ремонта и технического обслуживания.

5.2. Список номеров локомотивов, обслуживаемых машинистами без помощника машиниста, утверждается начальником региональной дирекции тяги и пересматривается два раза в год - на зимний и летний графики движения.

5.3. Поездные локомотивы для обслуживания машинистом без помощника машиниста должны быть оборудованы:

- системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности;

- путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации;

- путевыми устройствами автоматического управления торможением поезда;

- средствами автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда;

- устройствами контроля схода подвижного состава;

- устройствами автоматической передачи машинисту локомотива информации о неисправности или сходе подвижного состава;

- устройствами двухсторонней радиосвязи с поездным диспетчером в пределах всего диспетчерского участка, дежурными по станциям, ограничивающим перегон, дежурными по переездам и депо в пределах перегона, начальником пассажирского поезда.

6.2*. Электроснабжение объектов инфраструктуры должно осуществляться как потребителей электрической энергии первой категории.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

6.3. Железнодорожный путь должен содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными ПТЭ и Инструкцией по техническому содержанию железнодорожного пути.

6.4. Организация движения по участку локомотивов, обслуживаемых машинистом без помощника, допускается только при исправном состоянии указанных выше устройств.

Читайте также: