Что такое аэронавигация профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Жизнь профессионального аэронавигационного специалиста — это четкий график, высокая ответственность и постоянное нервное перенапряжение.

Аэронавигационный специалист занимается разработкой нормативных документов, расчетами, планированием полетов и количества топлива, урегулированием сложных ситуаций, поиском информации. Он отвечает за безопасность, имея высшее образование в сфере авиации. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Пассажиры, садящиеся в самолеты, контактируют с бортпроводницами, видят пилотов и штурманов, а остальная команда остается практически невидимой. А ведь за безопасность и качество полетов отвечает огромное количество персонала, среди которого аэронавигационный специалист.

Главная его обязанность — это сбор, анализ и выдача определенного количества информации, необходимой экипажу для проведения полета. Работая, он обязан учитывать аэропорты по ходу маршрута и их оснащение, модель и тех. состояние воздушного судна, погодные условия. На базе полученной информации он делает выводы, а также рассчитывает количество топлива, необходимого для преодоления конкретной дистанции в определенных условиях.

Особенности профессии

Профессия достаточно редкая, юных выпускников принимают на работу сразу после обучения. Сначала они проходят стажировку, получают необходимый опыт, а уже потом приступают к ответственной работе. Опытный аэронавигационный специалист обязан уметь выполнять следующие задачи:

  • взаимодействие с экипажем во время пробных полетов;
  • составление планов полетов, передача их в другие подразделения;
  • подготовка и контроль проведения рейсов с учетом правил безопасности;
  • подготовка пакета документации, необходимого для проведения полета;
  • оценка метеорологических условий, состояния воздушных судов (характеристики, технические особенности), взлетно-посадочных полос;
  • анализ технических характеристик самолета, сопоставление их с массой перевозимых коммерческих грузов, количеством пассажиров;
  • поиск ошибок, передача информации о них в другие подразделения;
  • расчет топлива, количество которого необходимо для полета. Учитываются погодные условия, тех. возможности воздушного судна, непредвиденные обстоятельства;
  • изменение маршрута полета, контроль полета с использованием современных технических средств.

Аэронавигационный специалист имеет широкие полномочия, он вправе выполнять любые действия, направленные на предупреждение ошибок и катастроф. Этот специалист прекрасно знаком с актуальным законодательством, нормативно-правовыми документами, своими правами и обязанностями. Он делает работу экипажа воздушного судна более простой, понятной, спокойной, позволяя летному составу сосредоточиться на управлении, а не на технических моментах.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия редкая, что обуславливает огромный спрос на аэронавигационных специалистов.
  2. Возможность получить бесплатное высшее образование.
  3. Работа очень интересная.
  4. Специалисты получают солидный оклад, размер которого часто не зависит от региона проживания.
  5. Полная социальная защита, куда включена страховка, отпуск, лечение и другие приятные бонусы.
  6. Возможность работать в сфере авиации для людей, которые любят полеты, но боятся садиться за штурвал.
  7. Ведение здорового образа жизни. Вредные привычки могут привести к снижению зрения, ухудшению самочувствия, что чревато потерей работы.
  8. Право на досрочную пенсию.

Минусы

  1. Огромная ответственность. Малейшая ошибка приведет к катастрофе, а ведь среднее число пассажиров на борту составляет 200 человек и более.
  2. Ненормированный рабочий день, многочисленные ночные смены.
  3. Частые стрессовые ситуации.
  4. Необходимо постоянно совершенствовать технические знания.
  5. Небольшое количество вузов, занимающихся подготовкой этих редких специалистов.

Важные личные качества

Жизнь профессионального аэронавигационного специалиста — это четкий график, высокая ответственность и постоянное нервное перенапряжение. Поэтому он должен иметь следующие черты характера:

  • благоразумие,
  • сосредоточенность,
  • педантичность,
  • вдумчивость,
  • усидчивость,
  • лидерство,
  • наблюдательность,
  • сдержанность.

Важны логическое мышление, хорошо развитая память, способности к анализу и самокритике. Для работы в этой сфере необходимо хорошее здоровье: нормальное давление, зрение, слух. Профессия не сопряжена с тяжелыми физическими нагрузками, поэтому подходит как для женщин, так и для мужчин.

Обучение на аэронавигационного специалиста

Высшее образование для работы в этой сфере необходимо, поэтому студенты, мечтающие стать аэронавигационными специалистами, выбирают такие направления подготовки:

  • «Аэронавигационное обеспечение полетов»;
  • «Аэронавигация».

Специальность техническая, поэтому абитуриент должен иметь хорошие знания в сфере математики, физики, русского языка, ведь по этим предметам придется сдавать ЕГЭ. В некоторых случаях в списке экзаменов может фигурировать химия, информатика или иностранный язык, поэтому обязательно уточняйте информацию перед поступлением.

Курсы аэронавигационного специалиста

«Авиационная школа Аэрофлота»

На курсах при школе выпускник профильного вуза может получить свидетельство, дающее ему право работать полетным диспетчером, специалистом по наземному обслуживанию или авиационной безопасности. Программ подготовки очень много, цена зависит от выбранного направления, длительности курса, его формата. Это учебное заведение получило отличную репутацию, его выпускников без проблем принимают на работу компании из разных регионов РФ.

картинка Аэронавигация – что за профессия

Специалист по аэронавигации – это профессионал в сфере авиации, в обязанности которого входит подготовка документов, создание расчетов, планировка рейсов, определение объема необходимого топлива, урегулирование чрезвычайных происшествий и поиск нужной информации. Таким образом, имея соответствующее высшее образование, данный специалист полностью отвечает за сферу безопасности обслуживания воздушного судна.

Задачи специалиста по аэронавигации

Ввиду того, что профессия специалиста по аэронавигации является очень редкой, выпускники высших учебных заведений быстро и легко находят вакансии в разных регионах страны. Приступить к работе они могут только после профессиональной длительной стажировки и обретения соответствующего опыта.

Основные задачи, которые необходимо выполнять специалисты по аэронавигации, заключаются в следующем:

  1. Осуществление коммуникации с экипажем воздушных суден в процессе совершения им полетов.
  2. Создание планов будущих полетов с передачей их в соответствующие структурные отделы аэропорта.
  3. Подготовка и ведение конкретных рейсов самолетов с учетом всех действующих правил по безопасности.
  4. Подготовка полного пакета документов, который требуется для осуществления полета рейсом.
  5. Оценка климатических условия и состояния взлетно-посадочной полосы, а также технических особенностей и функциональных характеристик суден.
  6. Сравнение технических данных о самолете с количеством его пассажиров и весом груза.
  7. Поиск ошибок пилотов и других специалистов в сфере авиации с последующей передачей собранных данных в другие отделы.
  8. Расчет нужного объема топлива для совершения рейса с учетом тех или иных непредвиденных ситуаций и особенности непосредственно самого воздушного судна.
  9. Корректировка траектории полета самолета, а также контроль его направления с применением соответствующего оборудования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специалист по аэронавигации имеет достаточно широкие полномочия, которые позволяют ему совершать разнообразные действия, направленные на поиск ошибок и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Для этого данный работник авиационной отрасли должен иметь знания о действующих нормативно-правовых актах, правилах по безопасности, особенностях совершения полетов и многих других факторов.

Основные преимущества профессии

Прежде чем выбрать профессию специалиста по аэронавигации, необходимо оценить все ее преимущества, такие как:

  1. Наличие большого спроса на выпускников, получивших высшее образование в данной сфере.
  2. Возможность бесплатного обучения в университетах страны.
  3. Интересные условия работы и непосредственно сама трудовая деятельность.
  4. Значительный оклад специалистов, который не зависит от региона нахождения аэропорта.
  5. Полная социальная защита работников, в которую входит страховка, отпуск, лечение и т.д.
  6. Ведение правильного образа жизни, так как курение и алкоголь могут ухудшить здоровье, что приведет к невозможности пройти медицинский осмотр для приема на работу.
  7. Наличие права на досрочный выход на пенсию.

Таким образом, несмотря на все вышеперечисленные преимущества, на специалистов в сфере аэронавигации существует значительный спрос.

Недостатки профессии

Как и любая другая трудовая деятельность, работа в сфере аэронавигации имеет свои недостатки, такие как:

  1. Большая ответственность, так как даже самая маленькая ошибка может привести к катастрофе, вследствие которой погибнет большое количество людей.
  2. Ненормативный рабочий день, который включает в себя постоянные ночные смены.
  3. Частое пребывание в стрессовых и достаточно нервных ситуациях.
  4. Необходимость постоянно осуществлять соответствующие технические задания.
  5. Небольшое количество высших учебных заведений, который могут провести обучение специалиста.

В настоящее время в России присутствует нехватка специалистов в сфере аэронавигации.

Личностные характеристики

Специалист по аэронавигации должен быть предельно ответственным и максимально сконцентрированным. Ему нужно уметь составлять собственный график, постоянно пребывая в определенном нервном напряжении.

Основные личностные характеристики специалиста в аэронавигационной сфере заключаются в следующем:

  • сосредоточенность на деле;
  • педантичность;
  • усидчивость на одном месте;
  • вдумчивость;
  • наблюдательность за происходящим вокруг;
  • сдержанность в собственных эмоциях.

Для специалиста в сфере аэронавигации очень важно иметь логическое мышление, хорошую память, способности к анализу и критике. Кроме этого, такой человек должен быть полностью здоровым, так как в его работе слух, зрение и общее самочувствие играют чуть ли не основную роль в корректном выполнении поставленных задач.

Аэронавигация – научная область, объектом изучения которой являются методы и средства управления воздушными суднами. Для эффективного функционирования отрасли важно освоение величин, значения которых играют ключевую роль в навигации. Специальность 25.03.03 «Аэронавигация» выпускает профессионалов области, готовых координировать скорость и высоту полетов и обеспечивать их безопасность. Это весьма узкоспециализированная научная сфера, которая нуждается в свежих кадрах на постоянной основе. Если вы решили освоить данное направление, то смело можете рассчитывать на достойные позиции в профессиональном будущем.

Условия поступления

Поскольку каждый вуз вправе устанавливать свой перечень экзаменов, рекомендуем заблаговременно уточнять информацию о том, какие конкретно предметы вам предстоит сдавать.

Список дисциплин для поступления, как правило, выглядит следующим образом:

  • математика (профильный уровень);
  • русский язык;
  • физика или информатика и ИКТ.

В некоторых случаях образовательные учреждения могут потребовать предъявить баллы по химии и иностранному языку.

Будущая профессия


В процессе обучения студенты осваивают основы обеспечения и обслуживания навигации воздушных судов. Кроме того они изучают правила организации полетов и принципы их управлением. Немаловажным блоком образовательной программы является обеспечение безопасности полетов и основы организации поисковых работ при авариях.

Куда поступать

В Москве располагается всего один вуз, имеющий в своем распоряжении заданное направление. Всего же в стране насчитывается пять учебных заведений, готовых выпустить специалистов по «Аэронавигации». Среди них:

  • Московский государственный технический университет гражданкой авиации;
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт);
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Красноярский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения


Программа подготовки будущих специалистов включает в себя такие важные предметы, как:

  • авиационная безопасность;
  • авиационная метеорология;
  • авиационный английский язык;
  • аэродромы и аэропорты;
  • воздушное право;
  • воздушные перевозки и авиационные работы;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • механика;
  • прикладная геометрия и инженерная графика;
  • электротехника и электроника.

Приобретаемые навыки

В результате обучения выпускники приобретают следующие умения и навыки:

  1. Эксплуатация воздушных судов.
  2. Обеспечение и обслуживание полетов.
  3. Обслуживание воздушного движения.
  4. Осуществление авиационных работ и организация воздушных перевозок.
  5. Составление планов полетов для реализации воздушных перевозок.
  6. Проведение мер по обеспечению воздушной безопасности.
  7. Умение эффективно справляться с чрезвычайными ситуациями.
  8. Проведение мер по расследованию аварийных ситуаций и катастроф.
  9. Совершенное владение английским языком.
  10. Соблюдение всех норм воздушного права РФ.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем работать по окончании университета? В результате прохождения подготовки по специальности выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:


  • авиадиспетчер;
  • штурман воздушного судна;
  • пилот;
  • авиамеханик;
  • инженер-радист;
  • авиационный инженер;
  • лоуд-мастер.

Эксперты направления могут занимать должности в конструкторских бюро, технических центрах и авиакомпаниях. Зарплата начинающего специалиста составляет 20 000 – 25 000 рублей. В зависимости от величины компании более опытные профессионалы могут рассчитывать на оклад в 40 000 – 50 000 рублей.

Преимущества поступления в магистратуру

Зачастую студенты-бакалавры принимают решение продолжить свое обучение в магистратуре, что открывает перед ними целый ряд перспектив:

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 161000 Аэронавигация включает:

  • организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов;
  • организацию использования воздушного пространства;
  • организацию и обслуживание воздушного движения;
  • организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ;
  • обеспечение безопасности полетов воздушных судов и (или) авиационной безопасности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 161000 Аэронавигация являются:

  • воздушные суда; процессы, методы и средства эксплуатации воздушных судов, двигателей и бортовых систем, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления, пилотажно-навигационные комплексы, бортовые навигационные системы и оборудование; процессы, методы и средства организации, выполнения, обеспечения и обслуживания полетов воздушных судов;
  • объекты единой системы организации воздушного движения; процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения, включая эксплуатацию автоматизированных систем обслуживания воздушного движения, радиоэлектронных систем наблюдения, навигации и связи, средств навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения; процессы, методы и средства организации и проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;
  • аэродромы и аэропорты; авиационные предприятия и эксплуатанты; процессы, методы и средства организации, выполнения, обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ; системы управления технологическими процессами;
  • процессы, методы и средства обеспечения безопасности полетов воздушных судов и организации оперативного контроля за производством полетов, включая эксплуатацию технических и иных средств, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов;
  • процессы, методы и средства обеспечения авиационной безопасности и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, включая эксплуатацию электронных средств обеспечения авиационной безопасности.

Бакалавр по направлению подготовки 161000 Аэронавигация готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • производственно-технологическая деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • учебно-тренировочная и методическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "бакалавр" присваивается специальное звание "бакалавр-инженер".
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657)
Бакалавр по направлению подготовки 161000 Аэронавигация должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:

  • эксплуатация воздушных судов, двигателей и бортовых систем, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления, бортовое аварийно-спасательное оборудование, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
  • эксплуатация пилотажно-навигационных комплексов, бортовых систем связи, навигационных систем и оборудования;
  • эксплуатация объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • эксплуатация автоматизированных систем обслуживания воздушного движения, радиоэлектронных систем наблюдения, навигации и связи, средств навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения;
  • определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого оборудования;
  • выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
  • настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;
  • проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
  • приемка и освоение вводимого оборудования;
  • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации;
  • выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов;
  • обслуживание воздушного движения;
  • обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ;
  • обеспечение безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
  • планирование полетов воздушных судов, подготовка рабочих планов полета и планов полетов для целей обслуживания воздушного движения;
  • выполнение работ по информационному обслуживанию эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организации воздушного движения, аэронавигационного обслуживания полетов и использования воздушного пространства с помощью средств вычислительной техники;
  • проведение маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ; организация и обеспечение работы с клиентурой;
  • организация работы малых коллективов исполнителей;
  • участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
  • выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
  • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
  • подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
  • участие в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, обеспечению безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства, обеспечению авиационной безопасности и качества работ и услуг;
  • организация и эффективное осуществление входного контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг;
  • эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;
  • проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг;
  • участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства;
  • метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества;
  • обеспечение экологической безопасности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
  • обслуживание технологического оборудования;
  • выполнение поисковых и аварийно-спасательных работ;
  • участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов;
  • выполнение работ по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала;
  • проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
  • участие в выполнении эксперимента, проведение наблюдений и измерений, составление их описания и формулировка выводов;
  • участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области аэронавигации;
  • информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
  • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
  • изучение технических данных, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники;
  • проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований;
  • подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
  • составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
  • участие в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с эксплуатацией воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием полетов воздушных судов, организацией использования воздушного пространства, организацией и обслуживанием воздушного движения, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием воздушных перевозок и авиационных работ;

учебно-тренировочная и методическая деятельность:

  • участие в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями;
  • участие в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала;
  • участие в проведении тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения;
  • участие в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, переподготовки на новые типы воздушных судов и современные автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска к работе.

ФГОС: «Авиационная и ракетно-космическая техника»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Одновременный контроль в условиях воздушного движения поддерживается иногда с двумя-тремя десятками бортов, при этом необходимо ещё параллельно отслеживать изменения погоды, давления, состояние близлежащих аэродромов и т.д.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная».

Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Что делает авиадиспетчер? | Описание работы

24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 полных дней в году, конечно, авиадиспетчеры стараются изо всех сил, чтобы обеспечить безопасность. Кроме того, они предотвращают задержки в расписании полетов для транспортных средств в небе.

Итак, авиадиспетчеры обычно делают следующее:

  • Контролировать и направлять движение самолетов на земле и в воздухе
  • Контроль всего наземного движения на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках
  • Выдача инструкций по посадке и взлету пилотам
  • Передать контроль вылетающих рейсов в другие центры управления движением и принять контроль над прибывающими рейсами
  • Информировать пилотов о погоде, закрытии взлетно-посадочной полосы и другой важной информации
  • Оповещение сотрудников аэропорта об ответных действиях в случае аварии самолета.

Типы контроллеров

В зависимости от должностной инструкции, в основном существуют авиадиспетчеры 3:

Кроме того, есть другие диспетчеры воздушного движения, которые работают в командном центре систем управления, где они контролируют движение в пределах всего национального воздушного пространства. Когда они обнаруживают узкое место, они раздают инструкции другим контролерам, помогая предотвратить пробки. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить управление уровнями трафика для аэропортов и диспетчеров на маршруте.

Плюсы и минусы

Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

Важные качества

Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

Знания и навыки

Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.

Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?

Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.

Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».

Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.

Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.

Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:

  • высшее профильное образование;
  • знание авиационного английского языка;
  • высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
  • речь четкая, дикция без дефектов;
  • учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
  • стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
  • математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
  • кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.

В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы получить подготовку авиадиспетчера, базовое обучение можно проходить по нескольким специализациям:

  • Управление воздушным движением – код специализации: 2.25.03.03.
  • Организация использования воздушного пространства и Организация аэронавигационного обеспечения полётов – код специализации: 2.25.05.05.
  • Системы управления движением летательных аппаратов – код специализации: 2.24.05.06

По каждому профилю существует от 1 до 3 вариантов программы, так что школьники, поступающие на диспетчера, могут выбирать, где учиться.

Где учиться на авиадиспетчера?

Поступающих учиться на авиадиспетчера кандидатов ждет серьезное конкурсное испытание. От них требуется достаточно высокая осведомленность в области специальных знаний: навигация, метрология, аэродинамика, радиотехническое оборудование, хорошее владение английским языком, психоэмоциональная устойчивость.

Частично недостаток знаний студент сможет восполнить, поступив на обучение диспетчеров гражданской авиации в учебное заведение, но рассчитывать только на знания, полученные во время учебы, не приходится. Очень много учащемуся придется осваивать самостоятельно.

Где же обучают авиадиспетчеров в России?

Выбор не богат. Всего в России насчитывается 10 учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров. Это семь высших и три средних образовательных учреждения, которые подотчетны Росавиации.

Также учиться на авиадиспетчера приходится и на курсах повышения квалификации. Для прохождения подобных курсов существует образовательное учреждение некоммерческого типа дополнительного образования «Институт аэронавигации», входящий в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Вузы, где учат авиадиспетчеров в России:

  1. Южно-Уральский государственный университет – крупнейшее учебное заведение на Южном Урале, где учат на диспетчеров гражданской авиации жителей Челябинска и студентов, выбирающих этот вуз в качестве приоритетного.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – престижный авиационный вуз северной столицы России, который, в первую очередь, известен как один из всего нескольких вузов, где можно пройти обучение на пилота и, в том числе, где готовят авиадиспетчеров в СПБ.
  3. Тульский государственный университет – здесь есть направление подготовки «Системы управления движением летательных аппаратов», которая как раз и нужна абитуриентам, выбирающим для себя вариант обучения на авиадиспетчера гражданской авиации.
  4. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Здесь также проходят подготовку студенты, обучающиеся на пилотов и летчиков. Здесь же можно и выучиться на авиадиспетчера.

Больше всего повезет тем, кто проживает в столице. Здесь к выбору абитуриентов сразу несколько учебных заведений, куда можно пойти учиться на специалиста по аэронавигации.

Вузы, где можно учиться на авиадиспетчера в Москве

Для получения базового образования по специальности авиадиспетчер существует несколько специализаций:

  • Управление воздушным движением, код специализации 2.25.03.03.
  • Организация использования воздушного пространства и организация аэронавигационного обеспечения полетов, код 2.25.05.05.
  • Системы управления движением летательных аппаратов – 2.24.05.06.

Каждое направление учебы авиадиспетчеров включает в себя несколько вариантов программы, поэтому школьники могут выбирать не только, где учиться, но еще и по какой программе.

Стать авиадиспетчером в Москве можно, если пойти учиться в один из вузов:

  1. Московский авиационный институт (МАИ) – поступить учиться будет очень сложно, если не невозможно. Конкурс на место очень высокий, желающих стать диспетчером управления воздушным движением много.
  2. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана – это учебное заведение знает, пожалуй, каждый абитуриент, выбирающий вуз для получения технической специальности. Есть здесь и авиационные профессии.
  3. Московский государственный технический университет гражданской авиации – обучение на авиадиспетчера осуществляет факультет авиационных систем и комплексов.

Независимо от того, где учиться на диспетчера авиации, сделать это можно лишь поступив на очное обучение. Заочных и дистанционных программ подготовки авиадиспетчеров не существует.

Высшее образование

Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева

Институт располагается в центральном районе города. Для проживания учащихся на территории находится несколько общежитий и гостиница «Авиационная». Есть своя МСЧ, столовая, тренажерный центр. При учебном заведении существует военная кафедра. Все учебные корпуса находятся в непосредственной близости с общежитиями.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Данный университет находится рядом с аэропортом Пулково. Существенное отличие от УИГА это отсутствие военной кафедры.

Среднее образование

Красноярский филиал СПбГУ ГА

Поступить сюда можно только поле 11 класса. Преимущество данного учебного заведения заключается в том, что получить специальность здесь можно за меньший срок в отличии от высших учебных заведений. При трудоустройстве выпускники средних и высших учебных заведений находятся в равных условиях.

Зарплата авиадиспетчера

В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.

Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.

Как построить карьеру

При построении карьеры авиадиспетчер вырастает до старшего диспетчера, а затем – до и руководителя полётов с большими полномочиями. Однако своеобразным витком карьеры может стать не только должностной рост, но и переход из провинциального аэропорта в аэропорт с большим трафиком и повышенными нагрузками, что становится своеобразным профессиональным вызовом для авиадиспетчера.

При уходе с основного места работы диспетчер может попробовать себя в качестве инженера по снабжению, логиста, то есть, на работах, где его профессиональные навыки востребованы.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Читайте также: