Что такое акт о назначении гражданина на должность гражданской службы

Опубликовано: 02.10.2024

Трудовое законодательство регулирует сферу трудовых отношений.

Трудовое законодательство регулирует сферу трудовых отношений, которые возникают между стороной работодателя и работника. Основанием для возникновения соответствующих взаимоотношений является специальный документ – это акт, который свидетельствует о назначении гражданина на должность, а также трудовой договор, регламентирующий условия и особенности выполнения трудовых обязанностей.

Что такое акт назначения на должность

Акт назначения на должность в соответствии с трудовым законодательством рассматривается как факт возникновения административных и трудовых отношений. Содержание данного документа включает в себя все полномочия и обязанности лиц, которые приступают к выполнению трудовых обязанностей на должности государственного служащего и реализуют свои полномочия в отношении третьих лиц. Соответствующие трудовые отношения возникают между следующими объектами:

  • гражданином, выполняющим определенные трудовые обязанности;
  • государством.

Трудовые обязанности могут возникнуть исключительно после составления и издания ответственным государственным органом правового акта, который действует в локальных пределах. Обычно это документ установленной формы: приказ или трудовое распоряжение.

В процессе рассмотрения правоотношений, которые возникают между государственными и муниципальными органами и гражданами, данная сфера рассматривается в поле трудового законодательства. Основанием для такой ситуации является сложный правовой состав, основными элементами которого служат следующие документы:

  • акт о назначении на должность;
  • служебный контракт (трудовой договор), который заключается с государственными работниками.

Акт о назначении на должность в качестве самостоятельного документа не выступает основанием для возникновения служебных отношений. Для организации таких правоотношений обязательным является наличие полного перечня документации: акта о назначении на должность и служебного контракта. Возникновение служебных отношений основано на соблюдении определенной процедуры, а также выполнении строгого алгоритма действий:

  • организация конкурса или внеконкурсное назначение на должность;
  • составление и выдача акта о назначении лица на должность государственного служащего.

Утверждение лица на должность государственного служащего происходит после выдачи приказа или распоряжения от имени работодателя, который издается на основании заключенного ранее трудового договора. Содержание такого документа должно полностью соответствовать всем условиям служебного контракта. Таким образом, возникновение трудовых правоотношений связано с заключением служебного контракта, что становится поводом для составления акта о назначении. Приказ или распоряжение выступает в роли технической детали, которая констатирует факт возникновения трудовых правоотношений.

Утверждение в должности. Трудовой договор

В большинстве случаев трудовые отношения между работодателем и работником регулируются трудовым договором, который является юридическим основанием, порождающим и сопровождающим трудовые взаимоотношения. С помощью такого документа, как трудовой договор, особы имеют возможность полностью реализовать свои способности к выполнению трудовых обязанностей, предопределяют условия труда, обязанности сторон.

Трудовой договор – это официальное соглашение между стороной работодателя и работника. Данный документ оформляется в письменной форме и обязывает работодателя:

  • предоставить сотруднику рабочее место для выполнения определенных трудовых функций;
  • максимально обеспечить нормальные условия работы, которые регламентируются трудовым законодательством;
  • своевременно выплачивать заработную плату в установленном размере.

Сторона работника обязуется полностью выполнять все трудовые функции в интересах работодателя, а также при его контроле, соблюдать установленные правила. Трудовой договор выступает основным юридическим средством, которое позволяет при выполнении трудовых обязанностей полностью учесть все интересы и права стороны работника и работодателя.

Данный документ устанавливает определенные гарантии для лиц, которые являются субъектами трудовых отношений.

В трудовом договоре регламентируются и гарантируются такие трудовые условия, как продолжительность рабочего дня, наличие выходных, праздников и ежегодного отпуска, который оплачивается работодателем.

Трудовой договор может заключаться на различный срок: неопределенный период или же на установленный срок, который не может превышать пяти лет, если иной срок не предусматривается действующим законодательством. Трудовой договор считается правомерным и действительным, если в нем в полной мере указаны достоверные данные:

  • инициалы работника и работодателя (физического или юридического лица);
  • данные о документации, которая удостоверяет личности сторон;
  • личные идентификационные налоговые номера работника и работодателя;
  • подробные данные о законном представителе работодателя, который имеет право подписать трудовой договор, и юридические основания, в соответствии с которыми данное лицо наделено полномочиями;
  • Место и дата подписания документа.

Помимо личных данных сторон, а также адресных сведений, которые касаются момента заключения трудового договора, в данной бумаге прописываются необходимые условия, которые непосредственно касаются вопросов выполнения трудовых обязанностей:

  • точное место работы (наименование и место нахождения);
  • определенная трудовая функция (должность, штатное расписание, профессия, специальность и квалификация);
  • дата начала работы, срок действия трудового договора;
  • условия, которые регламентируют оплату труда (ставка, оклад, доплаты, надбавки, авансы и др.);
  • режим работы и отдыха;
  • характер работы;
  • условия труда на рабочем месте;
  • социальное страхование, гарантии и компенсации.

Возникновение трудовых отношений в результате назначения на должность или утверждения в должности

Трудовые отношения могут возникать на основании наличия сложного механизма в отношении конкретного фактического состава. Основными видами правовой документации в подобных делах являются:

  • акт, который свидетельствует о назначении на определенную должность или подтверждает факт утверждения в должности;
  • трудовой договор.

Соответствующий состав документации в обязательном порядке требуется для разграничения лиц в должностях государственной гражданской службы категорий, которые предусмотрены трудовым законодательством. Среди таких категорий:

  • руководители;
  • помощники;
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Утверждение лиц на гражданской государственной службе или же замещение одними особами иных возможно путем организации конкурса, если иной порядок не предусматривается законодательством. Конкурс включает в себя оценку уровня профессионализма всех претендентов на должность гражданской службы, а также соответствие граждан основным квалификационным требованиям для выполнения основных обязанностей государственной службы.

Акт, который свидетельствует о назначении лиц на должность, требуется в различных случаях, которые предусматриваются трудовым законодательством.

Соответственно, юридические лица вправе назначать граждан на должность руководителей различных представительств и отдельных филиалов, на основании лично составленной доверенности.

Возникновение трудовых отношений между работодателем и работником на основании акта о назначении или утверждении на должности, трудового договора обычно регламентируется в уставной документации любой организации. Назначение граждан на должности осуществляется также на основании действующего трудового законодательства и прочих нормативных актов, которые устанавливают трудовые отношения.

Подобный порядок формирования управленческого аппарата любой организации или компании предусмотрен большинством уставных фондов.

Трудовым законодательством не устанавливается смысловая доминанта в отношении акта о назначении на должность или утверждения лица на должности. Для возникновения трудовых отношений в законном поле потребуется также заключение трудового договора, в котором будут регламентированы все права и обязанности лиц, назначенных на определенную должность.

Владимир, как происхходит назначение на должность государственной гражданской службы без проведения конкурса?

Добрый день, Евгения!

Частью 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ и п. 3 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112) установлено, что конкурсные процедуры не проводятся:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)".

Необходимо, чтобы должности категорий "руководители", "помощники (советники)" соответствовали должностям из реестров должностей федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона N 79-ФЗ). Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574;

б) назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

в) заключении срочного служебного контракта;

г) переводе на иную, соответствующую квалификации госслужащего и не противопоказанную по состоянию здоровья должность гражданской службы в случае невозможности исполнять должностные обязанности по замещаемой должности на основании медицинского заключения (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

д) назначении на иную должность гражданской службы при сокращении должностей или упразднении государственного органа.

Так, гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность гражданской службы в госоргане либо должность гражданской службы в упраздняемом госоргане, может быть предоставлена иная должность гражданской службы в том же или другом госоргане при наличии письменного согласия этого служащего и с учетом требований, предусмотренных в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ. В данном случае государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются. Такие выводы следуют из ч. 1 ст. 31 названного Закона;

е) переводе гражданского служащего на иную должность, предложенную ему в случае отказа от ротации по причинам, которые указаны в ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);

ж) назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в соответствующий кадровый резерв. Конституционный Суд РФ указал следующее. Особый внеконкурсный порядок, в котором на должность государственной гражданской службы назначаются состоящие в кадровом резерве лица, не означает, что у лица из кадрового резерва федерального государственного органа возникает право замещать конкретную вакантную должность. Такие правовые последствия включения в кадровый резерв Законом N 79-ФЗ не предусмотрены (см. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год).

На государственной гражданской службе формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ, кадровый резерв государственного органа субъекта РФ (ч. 1 ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

Положение о кадровом резерве федерального государственного органа утверждено Указом Президента РФ от 01.03.2017 N 96.

Конкурс может не проводится в следующих случаях (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ, п. 4 Положения о конкурсе):

- при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Степени секретности документов ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") установлены ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.

Перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждается в каждом конкретном случае нормативным актом государственного органа (см., например, Приказы Минтранса России от 28.06.2013 N 226, Минэнерго России от 23.10.2013 N 737);

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ в часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана не противоречащей Конституции РФ

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П часть 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана не противоречащей Конституции РФ

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ пункт 5 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 февраля 2010 г. N 9-ФЗ в часть 3 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П часть 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана не противоречащей Конституции РФ

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана не противоречащей Конституции РФ

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

ГАРАНТ:

О внеконкурсном поступлении на федеральную государственную гражданскую службу и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы см:

приказ ФССП от 25 ноября 2020 г. N 796

приказ Россотрудничества от 13 февраля 2020 г. N 0020-пр

приказ Росавиации от 21 января 2020 г. N 41-П

приказ Росреестра от 8 июня 2018 г. N П/0233

приказ Росрыболовства от 12 сентября 2017 г. N 618

приказ Роспотребнадзора от 16 мая 2016 г. N 403

приказ Минстроя России от 20 апреля 2016 г. N 252/пр

приказ Минкультуры России от 24 февраля 2016 г. N 445

приказ ФСФР России от 5 апреля 2012 г. N 12-75/пз

приказ Росфинмониторинга от 29 сентября 2010 г. N 259

приказ Росжелдора от 10 июня 2010 г. N 228

приказ Роспатента от 13 августа 2009 г. N 124

приказ Росморречфлота от 25 мая 2009 г. N 54

приказ Росгидромета от 5 декабря 2008 г. N 461

приказ Росграницы РФ от 17 ноября 2008 г. N 120

приказ Минприроды РФ от 10 июля 2008 г. N 142

приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 февраля 2008 г. N 35

приказ Федерального агентства по недропользованию от 17 января 2008 г. N 29

приказ Федерального агентства водных ресурсов от 21 августа 2007 г. N 161

приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 16 июля 2007 г. N 380

приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 17 мая 2007 г. N 653

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 мая 2007 г. N 1372

приказ МЧС РФ от 13 марта 2007 г. N 13

приказ Минсельхоза РФ от 25 января 2007 г. N 44

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346-ФЗ

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

ГАРАНТ:

О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных комиссий, образуемых федеральными государственными органами, см. постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 295-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона дополнена частью 8.1

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена частью 8.2 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346-ФЗ

8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена частью 8.3 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346-ФЗ

8.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

ГАРАНТ:

Независимый эксперт, пребывающий на 1 января 2021 г. в конкурсной комиссии государственного органа

более трех лет, сохраняет свои полномочия до 1 июля 2021 г.

менее трех лет, сохраняет свои полномочия до истечения трех лет с момента его первого включения в состав комиссии

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена частью 8.4 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 346-ФЗ

8.4. Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О конкурсных комиссиях для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, сроках и порядке их работы, а также методиках проведения конкурсов см. справку

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство экономического развития Российской Федерации определены законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, не имеющие установленных законодательством Российской Федерации ограничений для поступления на государственную гражданскую службу и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Информация о порядке проведения конкурса и перечне необходимых документов представлена в разделе Конкурсы.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» определены следующие квалификационные требования к должностям гражданской службы:

  • обеспечивающие специалисты (специалист 1 разряда, старший специалист 1 разряда) — профессиональное образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты старшей группы (главный и ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты ведущей группы (консультант, ведущий консультант, советник, ведущий советник, заместитель начальника отдела) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты главной группы (референт, начальник отдела) — высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
  • руководители высшей группы (заместитель директора департамента, директор департамента) – высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.

К таким обстоятельствам относятся:

  • признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Нормативные правовые акты по вопросам поступления на государственную гражданскую службу и её прохождения:

Госслужба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в рамках исполнения полномочий и функций государственных органов.

Отличительная черта госслужбы заключается в масштабе выполняемой государственными служащими работы – их труд направлен на удовлетворение интересов и потребностей граждан, на решение задач, стоящих перед целыми отраслями (здравоохранение, транспортная система, образование), а не отдельно взятой компании. Таких сложных, разноплановых, амбициозных и интересных проектов, а значит и возможностей для профессионального и личностного роста, вам не предложит ни одна компания!

В сфере государственной службы, как и в коммерческом секторе, работают представители самых разных профессий: юристы, финансисты, строители, медики, IT-специалисты и многие другие.

Как поступить на государственную гражданскую службу города Москвы

Мы хотим видеть в нашей команде активных и увлеченных людей, которые смогут применить свои профессиональные знания и умения для решения актуальных задач, стоящих перед столицей. Если вы горите желанием помогать Москве развиваться и совершенствоваться, регистрируйтесь на Карьерном портале Правительства Москвы. Здесь вы найдёте информацию о вакансиях и конкурсах, объявленных в органах исполнительной власти города Москвы.

Мы рекомендуем вам заполнить и поддерживать в актуальном состоянии резюме, а также следить за обновлениями Карьерного портала и при появлении вакансий, соответствующих вашему профессиональному опыту, функциональным и отраслевым профилям служебной деятельности, направлять отклик и принимать участие в объявленном конкурсе.

Регистрируясь на Карьерном портале Правительства Москвы, вы получаете возможность самостоятельно управлять своей карьерой!

Поступление на государственную гражданскую службу проходит в основном по результатам конкурса на замещение должности государственной гражданской службы.

Конкурс заключается в оценке соответствия ваших профессиональных знаний и умений квалификационным требованиям, предъявляемым к конкретной должности:

  • уровень образования
  • стаж работы по специальности или стаж гражданской службы (государственной службы иных видов)
  • знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Поступить на государственную службу можно также без конкурса, если:

  • вы уже включены в кадровый резерв, сформированный на конкурсной основе
  • вы претендуете на должность категорий «Руководители» и «Помощники (советники)» с ограниченным сроком полномочий
  • речь идет о должности категории «Руководители», назначение и освобождение от которой осуществляется Мэром Москвы
  • с вами заключается срочный служебный контракт (для должностей гражданской службы категорий «Специалисты» и «Обеспечивающие специалисты»)
  • вас назначают на должность, которая относится к группе младших должностей гражданской службы
  • должность предполагает при исполнении должностных обязанностей использование сведений, составляющих государственную тайну (согласно перечню должностей, утвержденному правовым актом государственного органа).

Окончательное решение о назначении кандидата на вакантную должность остается на усмотрение представителя нанимателя.

Информация о конкурсах на вакансии и включению в кадровый резерв госслужбы города Москвы, а также о вакансиях без прохождения конкурса публикуется на Карьерном портале Правительства Москвы и сайтах органов исполнительной власти города.

Что такое квалификационные требования

Квалификационные требования - это набор профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности. Квалификационные требования предъявляются к любой профессиональной деятельности, и госслужба - не исключение.

Перечень квалификационных требований зависит от категории и группы должностей.

Требования, предъявляемые к образованию:

категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;

категории "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования;

категория «Обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы – наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения должностей гражданской службы не предъявляются.

Кроме того, должность определяет перечень профессиональных знаний и компетенций, необходимых для исполнения сотрудником своих основных задач и функций. Другими словами, на должность главного специалиста по юридическим вопросам идеальным кандидатом будет человек с юридическим образованием, имеющий практический опыт представления организации в судах различных инстанций и владеющий навыками работы с правовыми базами данных.

Можно ли поступить на госслужбу без опыта работы

Ключевые компетенции госслужащего Правительства Москвы

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые обеспечивают достижение эффективного результата в конкретной профессиональной или управленческой деятельности госслужащего Правительства Москвы.

5 ключевых компетенций госслужащих Правительства Москвы.

Профессионализм – высокий профессионализм характеризуется способностью госслужащего отлично разбираться в своей сфере, глубоким пониманием узкопрофессиональных вопросов своей области, способностью профессионально проконсультировать по широкому кругу вопросов в рамках своих полномочий.

Правосознание – данная компетенция включает в себя уважение и соблюдение закона, норм, правил, выполнение взятых на себя обязательств, эффективное устранение конфликтов интересов в рамках своей компетенции, четкое исполнение антикоррупционных мероприятий.

Коммуникация – навыки эффективного публичного выступления; способность четко и ясно излагать мысли с учетом особенностей аудитории или конкретного собеседника, открытость и доброжелательность в общении, способность улаживать конфликты, умение аргументировано доказывать свою позицию, убеждать других в своем мнении.

Результативность – высокая результативность обеспечивается за счет умения формулировать цели и механизмы их достижения, добиваться выполнения поставленных задач, способности мыслить в категориях ключевых показателей эффективности (КПЭ), готовности постоянно внедрять механизмы совершенствования работы, ставить перед собой «высокую планку».

Управление (для должностей категории «Руководители») – навыки управления, среди которых: умение четко формулировать подчиненным цели и задачи и эффективно контролировать их исполнение, способность координировать работу сотрудников, навыки мотивации и развития подчиненных, навыки управления ресурсами своего подразделения; готовность брать на себя ответственность и риски за все, что происходит в подразделении.

Представитель нанимателя

Как попасть на стажировку в Правительство Москвы

Для участия в программе стажировки в Правительстве Москвы необходимо подать заявку на Карьерном портале Правительства Москвы, а затем пройти все этапы конкурсного отбора:

1 волна: отбор на стажировку через «Летнюю карьерную школу»:

- Первый тур: подача заявки на «Летнюю карьерную школу» через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: участие в Летней карьерной школе и онлайн интервью;

- выход на стажировку 6 октября.

Волна 2 — общий конкурс:

- Первый тур: подача заявки на стажировку через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: деловая игра и онлайн интервью;

- выход на стажировку 8 декабря.

Как пройти практику в Аппарате Мэра и Правительства Москвы или в органах исполнительной власти города Москвы

  • специальность, по которой вы обучаетесь
  • характер практики
  • продолжительность практики
  • даты ее начала и завершения.

Практика проходит на основе договора между вузом и Аппаратом Мэра и Правительства Москвы или органом исполнительной власти города Москвы.

Какие социальные гарантии есть у госслужащих

В соцпакете государственных служащих есть все социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ - оплачиваемые отпуска, больничные листы и пр. Плюс к этому у госслужащих есть ряд других социальных гарантий:

  • ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска
  • бесплатная или льготная путевка в санаторий (на курорт)
  • выплаты к отпуску: материальная помощь, компенсация за неиспользованную путевку .

Возрастные ограничения для госслужащих

Поступить на госслужбу можно с 18 лет и работать на благо города вплоть до 60 лет. Другими словами, впервые устроиться на государственную службу не могут люди в возрасте 60 лет и старше. Такие возрастные рамки установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 25.1).

По решению представителя нанимателя срок гражданской службы может быть продлен - но только гражданскому служащему, на условиях срочного служебного контракта и до момента достижения им возраста 65 лет.

Читайте также: