Что такое профессия и ремесло

Опубликовано: 04.07.2024

В журналистику мало кто из настоящих звезд попадает «стандартным» путем — через журфак. У великого Эда Мерроу (см. фильм Good Night and Good Luck) не было журналистского диплома: в колледже он специализировался на ораторском искусстве — да, такая специальность была в те блаженные времена. У легендарной Анны Винтур (см. фильм The Devil Wears Prada), хоть она и дочь главного редактора ежедневки, вообще никакого диплома нет: работать она начинала в бутиках, а в Vogue попала редакционной ассистенткой. В постсоветской Москве лучшие главные редакторы тоже никогда формально журналистике не учились. Татьяна Лысова, главред «Ведомостей», программист. Елизавета Осетинская, главред «Форбса», экономист. Андрей Васильев, с чьим именем связаны лучшие годы «Коммерсанта», учился в институте химического машиностроения, но диплома счастливо избежал. Основатель русского Cosmo Елена Мясникова — филолог-германист, специалист по голландскому языку. Владислав Бородулин, создатель Газеты. ру, авиационный инженер.

Есть, конечно, исключения. Блестящая Эвелина Хромченко, не только создавшая русский L’Officiel, но и дублировавшая главную героиню в фильме про дьявола и Prada, окончила журфак МГУ, да еще с красным дипломом. Леонид Парфенов учился журналистике в Питере. Евгения Альбац, прославившаяся фразой «Вон из профессии» в адрес журналистки, выступившей с посмертной критикой Анны Политковской, — выпускница журфака МГУ. Впрочем, Анна Арутюнян, которой было адресовано это самое «вон», тоже училась журналистике — в Нью-Йоркском университете.

У меня журналистского образования нет, и я считаю, что перечисленные в предыдущем абзаце личности стали журналистами не благодаря, а вопреки его наличию.

В декабре 2005 года критик Александр Тимофеевский, один из основателей «Коммерсанта» и непререкаемый авторитет для «культурных» журналистов, опубликовал в журнале «Эксперт» статью под названием «Факультет ненужных вещей». В ней он объяснил, что и сам он, тогда главред сайта globalrus.ru, и другие известные ему редакторы неохотно берут на работу выпускников журфака МГУ. «Журфаковцы заработали твердую, неколебимую репутацию, — писал Тимофеевский. — Все знают, что в графе „Ожидания по зарплате“ у них стоят цифры с алогичным числом нулей. Оправившись от первого смущения, редактор заглядывает в графу „Какую должность вы хотели бы занимать?“. Никто не желает становиться репортером. Волчья работа, тяжкая жизнь — ноги кормят, а они, знаете ли, не казенные. Зато хотят заниматься „пиаром и рекламой“ и очень удивляются, узнав, что эти отделы к редакции не относятся. Как так? Почему?»

Я и сам столкнулся с чем-то подобным, когда читал лекции людям, получавшим на журфаке второе высшее образование.

Тимофеевский не мог обойти вниманием и вторую проблему журналистского образования: большинство выпускников покидают вуз законченными невеждами. Он цитировал знакомого редактора: «Одна девочка пришла к нам устраиваться экономическим обозревателем, и ее попросили для начала перечислить основные мировые валюты. Она же в обменник ходит, как мы ходили в булочную. Но на вопрос не ответила: дошла до трех и запнулась. Была изгнана и удалилась, негодуя, так и не поняв, где оплошала». Впрочем, судя по постановке вопроса, редактор и сам закончил журфак. Несчастной выпускнице надо было бы переспросить, имеет ли он в виду валюты резервные, и если да, то с точки зрения какой организации. Не думаю, что он смог бы ответить.

Я видел не только невежественных выпускников журфака, но и дислексичных. Откуда они берутся, я понял, прочитав в 2009 году в «МК» интервью доцента кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасии Николаевой (эту кафедру долгое время возглавлял Дитмар Эльяшевич Розенталь, главный авторитет по части правил русского языка для всех на нем пишущих). С ужасом говорила Николаева о результатах проверочного диктанта, который написали в тот год только что набранные первокурсники. «Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться, — вспоминала она прочитанное. — Или, скажем, поциэнт, удастса, врочи, нез наю, генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита… По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян».

Откуда бы ни прилетели эти люди, журфак способен лишь усугубить их проблему. Понятно, что и в технические вузы поступает много бездарных будущих инженеров, программистов и математиков. Но при известном старании их можно чему-то научить традиционными методами: лекции, семинары, практические занятия. Писать, редактировать и уж тем более собирать информацию так не научишь. Зато можно на пять лет отложить как осознание собственной непригодности, так и необходимые для ее преодоления меры.

Все известные мне хорошие журналисты, по молодости зачем-то решившие получить профильное образование, переставали посещать вуз не позже третьего курса и начинали работать в настоящих редакциях. То есть, по сути, шли в подмастерья к тем, у кого в цехе уже был какой-то статус. Приемы журналистской и редакторской работы нельзя объяснить — их можно только показать на личном примере.

Я тоже начинал подмастерьем — у Фена Монтейна, московского корреспондента газеты The Philadelphia Inquirer, одной из старейших и самых качественных в Америке городских ежедневок. То было время, когда такие издания старались не экономить на иностранных новостях и отправляли в заграничные бюро лучших репортеров, уже доказавших свою ценность дома. Мне было неполных 18, когда я, студент иняза, позвонил в московское бюро газеты и спросил, не нужен ли там переводчик. В то время, в 1990-м, корпункты как раз избавлялись от навязанных им советским МИДом услуг Управления по обслуживанию дипкорпуса (УПДК): специалисты, которых оно поставляло, были, кажется, скорее нацелены на стук куда следует, чем на помощь формальным начальникам из западных газет, журналов и агентств. Так что меня наняли — за $175 в месяц. Мой английский тогда оставлял желать лучшего, но в Москве вообще мало кто знал язык хорошо. Зато я готов был работать сутками и учиться. Фен отдавал мне бесчисленные кассеты с интервью, записанными в поездках по Советскому Союзу, а я переводил то, что было на пленках — сначала дословно, потом, когда Фен разрешил, — то, что мне казалось важным. Я часами корпел над косноязычными речами колхозных председателей, первых по-настоящему избранных депутатов, генералов, обычных людей с улицы. В тексты Фена из десятков страниц расшифровок попадали три-четыре цитаты. Иногда не попадало вообще ничего. Но я все лучше понимал, как нужно строить интервью, что спрашивать, какие выводы делать, как упаковывать то, что узнал, для читателя. Постепенно Фен стал доверять мне репортерскую работу. Во время путча 1991 года, когда Фен в одиночку писал первую полосу газеты — да, распад СССР был в Филадельфии главной новостью, — я уже упоминался как его соавтор.

По той же схеме в Средние века люди учились ткачеству или бочарному ремеслу. Фен весело помыкал мной, как какой-нибудь мастер-краснодеревщик пацаном, которого родители отдали ему в обучение. Я не знал, что такое нормированный рабочий день, и иногда засыпал, положив голову на стол (тексты сдавались по филадельфийскому времени). Благо я был молод и мог без особого риска употреблять стимуляторы. «Что ты сегодня принял?» — бодро интересовался начальник, вываливая на стол пару-тройку книг, из которых мне предстояло извлечь бэкграунд для очередного текста.

Профессия? У меня ее не было. А вот ремесло я постигал, как сказали бы американцы, the hard way.

Дальше Гатов предлагал на гипотетическом журфаке будущего создать несколько полноценных, «взрослых» редакций или медиапредприятий, где мог бы функционировать «режим ПТУ». Я тоже верю в такой способ обучения, но это, конечно, паллиатив. Подмастерье должен получать не стипендию, а реальную зарплату, напросившись к тому мастеру, которому он хочет помогать и который может передать ему необходимые навыки. Так было устроено у учеников Рембрандта, например, — да любого средневекового художника.

Ремесло — это не профессия, а вот именно набор навыков ручной работы. Чтобы приобрести его и с успехом использовать, конечно, необходим талант. Рембрандт не принял бы в ученики Говерта Флинка, не будь он талантливым молодым человеком.

Хорошо, а как тогда быть с профессией? Профессия журналиста, в отличие от ремесла, — это то, о чем он пишет. Я глубоко убежден, что о музыке может хорошо писать только человек с хорошим музыкальным образованием, о науке — человек с навыками и подходом ученого, о бизнесе — тот, кто хорошо понимает его устройство.

Та же Альбац получила профессию позже, чем научилась ремеслу: защитила в Америке диссертацию как политолог.

Моя профессия — бизнес. Я приобретал ее целенаправленно, читал книжки, получил степень магистра управления в хорошей бизнес-школе, а к 40 годам успел и поработать в разных компаниях на должностях, позволявших мне разобраться в тонкостях дела.

Откровенно говоря, заниматься бизнесом мне нравится меньше, чем журналистикой. О мотивации журналиста-ремесленника речь пойдет ниже, пока же достаточно сказать, что эта мотивация у меня сильнее, чем материальная или деловая. Многие хорошие журналисты пишут о сферах человеческой деятельности, которые им интереснее наблюдать снаружи, чем изнутри. Я встречал репортеров, которые вполне могли бы работать менеджерами в нефтяных или торговых компаниях, заниматься фундаментальной наукой, работать кодерами в какой-нибудь Google — но предпочитают писать о людях, которые всем этим занимаются. У них, помимо журналистского ремесла, есть профессия — но они берегут эту профессию от себя, потому что ремесло им ближе и дороже.

А вот без настоящей профессии заниматься нашим ремеслом — дело неблагодарное и часто травматичное и для самого журналиста, и для его источников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ремесло и мастерство

Ремесло и мастерство Если вы освоите все элементы, которые мы проходили, вы научитесь хорошо общаться, но это не сделает вас мастером. Чем отличается мастер от ремесленника? Ремесленник работает известным набором инструментов; мастер умеет создавать новые инструменты,

РОДИТЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ

РОДИТЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ И если мы, МЕНАТЕП, стали бы брать на себя заботу о социальной сфере, мы опять скатились бы к элементарной уравниловке и распределиловке. Прибавляя одним, мы отнимали бы у других. Кто-то многодетен, кто-то бездетен. Производя выплаты на детей, мы

Воровство — немецкое ремесло

Воровство — немецкое ремесло Я спросил одного пленного, доволен ли он, что Гитлер послал его на войну. Немец посмотрел на меня стеклянными глазами и ответил: «А что бы я делал, если бы не было войны? Сгнил бы, как отец, на фабрике…»Говорят, что воровство — последнее ремесло.

Прокурор Каверин: врать — мое ремесло (Заседание пятьдесят пятое)

Прокурор Каверин: врать — мое ремесло (Заседание пятьдесят пятое) Нет предела совершенству — мудро молвит поговорка. И современное российское судопроизводство находится в постоянном движении к лучшему, о чем не устают возвещать главы Конституционного, Верховного и

РЕЖИССЕР — ЭТО ПРОФЕССИЯ

РЕЖИССЕР — ЭТО ПРОФЕССИЯ Театр не может жить без режиссера. Именно режиссер руководит театром и определяет его творческий путь. От режиссера зависят все без исключения вопросы театрального искусства. Режиссер несет наибольшую ответственность за спектакль. Он отвечает

«Думать – мое ремесло»

«Думать – мое ремесло» С писателем Юрием Поляковым я знаком давно. Тогда он еще только становился писателем. В 1973 году судьба привела нас в литературную студию, организованную для молодых литераторов отцовской заботой Московской писательской организации (которая

В. Лурье Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. Берлин: Геликон, 1923

В. Лурье Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. Берлин: Геликон, 1923 <57>Цветаева — вся устремленность. Я рук не ломаю! Я только тяну их…[216] С протянутыми вперед руками, готовая броситься вслед неотвязно зовущему, но неожиданно окаменевшая в движении; внешне застывшая,

Е. Зноско-Боровский Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. М.-Берлин: Геликон, 1923

Е. Зноско-Боровский Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. М.-Берлин: Геликон, 1923 <69>Книга стихов Марины Цветаевой оставляет на первых порах впечатление довольно смутное и, пожалуй, не много найдется читателей, которые терпеливо прочтут все полтораста составляющих ее

В. Сосинский Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. М.-Берлин: Геликон, 1923

В. Сосинский Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. М.-Берлин: Геликон, 1923 <126>Цветаева — один из крупнейших поэтов нашего времени. Ее стихи поражают необычайной силой и мужеством, которых еще ни одной женщине-поэту не удавалось достичь. Редкое богатство ритмов, их

Другая профессия

Другая профессия Майкл Ондатжи[84] попросил меня написать статью в номер канадского литературного журнала «Брик», посвященный выбору профессии. Выло это, разумеется, за много лет до того, как я снялся в фильме «Дневник Бриджит Джонс». Я всегда мечтал стать актером,

Цинизм как ремесло

Цинизм как ремесло События и мнения Цинизм как ремесло ОЧЕВИДЕЦ Анатолий МАКАРОВ Недавно нравственное чувство нашей толерантной общественности было наконец ущемлено. Один скандальный литератор, никогда, кстати, не стеснявшийся в выражениях и к эзопову языку не

Ремесло окаянное Ремесло окаянное Тюремные записки Константин Душенов 06.02.2013

Профессия

Профессия Исполнилось 80 лет популярному режиссёру Марку Захарову. Сейчас, когда режиссёрские достижения отодвинули в тень его другие таланты, многие забывают о том, что в молодости Марк Анатольевич баловался сочинением юмористических рассказов. В "ЛГ" некоторые из них

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

ремесло это

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

русские ремесла

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

народные ремесла

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

виды ремесел

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло - это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

кузнечное ремесло

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

промыслы и ремесла

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

гончарное ремесло

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.


После первого курса я восстанавливала нервную систему в одном из самых захудалых санаториев, какой можно только представить. История болезни, вернее, болезней, по объему походила на рукопись солидного романа и вмещала в себя многое: острый гастрит, гайморит, малокровие, сердечная недостаточность…

В общем, я недоедала (это был 1992 год, и я одна жила в чужом городе), недосыпала, учила ночи напролет, боясь пуще смерти «хвостов», в итоге стала кандидатом на получение государственной стипендии и, увы, инвалидности. Теперь мне прописывалась самая щадящая диета, при том что столовая сельского санатория разносолами не отличалась, и за столом я сидела с инвалидом войны. Мой сосед участвовал в Сталинградской битве, но о потерях не говорил, да и зачем, когда и так было видно: части органов у него попросту не было, а то, что имелось, требовало постоянного медицинского контроля и порой даже вмешательства. Но, в отличие от меня, он ходил веселым, бодрым, все время что-то чинил пациентам и медперсоналу – то старый радиоприемник, то сапоги, то электропроводку; временами перочинным ножичком выстругивал из березового бревна ложки, а в вечернее время доставал гармонь и душевно играл «Самара-городок» или «Хасбулат удалой», и так у него все ладно получалось, что я, нахмуренная, обычно стороной обходила его: тоже мне, счастливчик нашелся.

В один из дней, когда мы сидели за столом и я уныло смотрела, как всем разносят какао, а нам двоим компот без сахара, он со мной в непринужденной манере заговорил, спросил, нет, не почему я мрачнее тучи и даже не на кого учусь, а что я умею делать руками. Признаться, меня вопрос застал врасплох: я учусь интеллигентной профессии, зачем мне руками работать?

– Ну и что? – улыбался мой собеседник. – Будь ты семи пядей во лбу, а руками все одно должна работать: туески (емкости из березовой коры) выделывать, коврики вязать, одежду шить, хлеб печь…

По мере того, как он перечислял, казалось бы, пустяковые обязанности, глаза мои делались все круглее и круглее. В моем понимании эти навыки не совмещались со специальностью юриста.

Я замолчала и покраснела. И до меня вдруг отчетливо дошла простая до примитивности мысль, что даже самый лучший диплом не гарантирует стопроцентного устройства на хорошую работу, да и на работу вообще; что он, вполне возможно, не защитит меня от неустроенности быта. Более того, обретя, казалось бы, профессиональную или даже финансовую независимость, я все равно буду зависеть от тех, кто ремонтирует мое жилище и чинит одежду, стану покупать не пойми из чего полуфабрикаты еды…

Николай II со своим сыном Алексеем во время ссылки в Тобольске в 1917-м году
Николай II со своим сыном Алексеем во время ссылки в Тобольске в 1917-м году

Царь наш Николай Второй… Император – а по хозяйству все умел: и дрова пилить, и грядки возделывать

– Кроме того, – уверенно говорил мой собеседник, – ручной труд очень нервы успокаивает. Представляешь, если бы ты умела вязать или вышивать, ты бы здесь не оказалась. А почему? Ты бы переключалась с одного дела на другое, а когда руки работают, ум отдыхает-отдыхает, а потом вдруг выдает решение проблемы. А все почему? Потому что он переключался: со стороны дело видней. Не веришь? Вот пример: наш земляк Дмитрий Иванович Менделеев. Разве он только химией занимался? Нет. Он делал чемоданы, да какие! Они по сей день хранятся в музее и частных коллекциях. (Впоследствии я в этом убедилась. – О.И.) А великий хирург Николай Иванович Пирогов после того, как помогал скульптору, придумал гипс… Вот царь наш Николай Второй, до чего велик был: император! – а по хозяйству все умел: и дрова пилить, и грядки возделывать. Как-нибудь на досуге фотографии посмотри где-нибудь в архивах. Не было у него праздности и в помине. И, между прочим, вся семья у него физически работала, хотя запросто могли отговориться: дескать, мы благородных кровей, наше дело – ручкой народу махать да на балах блистать. Но вместо этого великие княжны перевязывали раненых в госпитале и шили одежду.

Запомни: все достойные люди умеют и любят работать физически

Запомни: все достойные люди умеют и любят работать физически. Настоящий профессиональный успех обычно приходит к трудягам. Думаешь, у всех этих людей забот было меньше твоего? На самом деле человек – большая ценность, и он должен уметь беречь себя и ближних. Каково твоим родителям знать, что их ребенок болен? Нужно держать себя в руках, чтобы можно было поддержать близких, а не быть им обузой.

Сразу после обеда я по совету соседа пошла в заросли вербы и его ножичком нарезала много мелких прутьев, семь средних и три больших. Получился замечательный остов корзинки, а дальше мне он только показал, я доплетала корзинку уже сама. Потом еще одну… Как бы между делом он мне рассказывал о пользе березового листа и полевой ромашки. Я собирала иван-чай, полынь и осот. В утренние часы рвала конский щавель и полевой хвощ, ходила с корзинкой в лес за брусничным листом и сушила его под кроватью на газетах; взятой у завхоза лопатой накопала корни репейника…

Ну, а книги, взятые из дома, оказались большей частью непрочитанными. Впрочем, я зря переживала: осенью выяснилось, что в связи со сменой Конституции многие предметы, в первую очередь те, что по идеологической части, из программы убрали. Зато после учебных занятий я делала добротные отвары и настои в студенческом общежитии, которые многие ребята до сих пор вспоминают с благодарностью. А еще я полюбила народные песни.

С тех самых пор я по совету санаторного соседа (имя его, к сожалению, не помню) стала вникать во все стороны жизни. Уже ближе к концу лечебного курса выяснилось, что он был не только всесторонне одарен, но и прекрасно образован: окончил архитектурный институт, прекрасно говорил по-немецки, разбирался в музыке, балете. И несмотря на выдающиеся заслуги перед Родиной, ордена и медали, много и плодотворно работал для себя и людей: столярничал, лудил, выжигал, ремонтировал, бондарил, плел сети для лова рыбы, конопатил, камни тесал… Просто так, потому что по-другому не умел, не мог ни минуты сидеть без дела, всегда во всем находил работу и прок. Даже из использованных капельниц умел делать удивительных рыбок.

Сейчас, по прошествии многих лет, с уверенностью могу сказать, что это была одна из судьбоносных встреч, которая повлияла не только на характер, но и на жизнь. И задавая себе вопрос: а если вдруг беда, война, безработица, что я буду делать, чтобы элементарно прокормиться? – отвечаю: да, пожалуй, кое-что все-таки смогу: стирать, вязать, красить, варить, консервировать, корзинки плести… У меня были удивительные учителя.

Профессии современные и древние ремесла автор: воспитатель ГБОУ специальной ш.

Профессии современные и древние ремесла автор: воспитатель ГБОУ специальной ш

1 слайд

Профессии современные и древние ремесла автор: воспитатель ГБОУ специальной школы – интерната г. Грязи Прокудина Н.Н.

Русь всегда славилась ремесленниками. Ремесло начало развиваться на Руси с н

2 слайд

Русь всегда славилась ремесленниками. Ремесло начало развиваться на Руси с незапамятных времен. Пика своего развития в те времена ремесленничество достигло в Х-ХI веках. Расцвет Киевской Руси был обязан развитию русского ремесла. Татаро-монгольское иго практически полностью уничтожило и расхитило эту цветущую культуру. Сопровождалось это разрушением русских городов, угоном в плен мастеров-ремесленников, уничтожение русских людей и в результате исчезновение большей части ремесленного производства - таковы были последствия монгольского погрома. Но с середины XIV в. начинается возрождение Руси, возобновление ремесленничества, растут кадры мастеров. Создание русского национального государства проходит на фоне как технического, так и социального роста русского ремесла. Искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.


3 слайд

Современные строители Все люди имеют жилища. Без строителей у нас не было бы

4 слайд

Современные строители Все люди имеют жилища. Без строителей у нас не было бы крова над головой. Разрастаются города, возводятся новые здания- все это делают строители. Профессия строителя очень тяжела, но и столь же почетна.

кузнечное дело Кузнец - мастер по изготовлению изделий из разогретого металла

5 слайд

кузнечное дело Кузнец - мастер по изготовлению изделий из разогретого металла. С давних пор профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста зависел не только быт, но и их жизнь. Хороший кузнец мог выковать оружие, доспехи, орудия труда и даже украшения. К тому же кузнец обладал огромной физической силой, и спорить с ним просто побаивались. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари , ни боги – достаточно вспомнить царя Петра Первого и бога Гефеста. Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем предметы быта. Тем не менее, эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства.

Современная кузница, если не брать в расчет кузни дельцов-бизнесменов, предс

6 слайд

Современная кузница, если не брать в расчет кузни дельцов-бизнесменов, представляет собой достаточно просторное помещение, оборудованное стационарным твердотопливным горном, разметочным столом и «рабочим столом» кузнеца — наковальней. Построить свою домашнюю кузню дело не сложное. Было бы свободное место в небольшом отдалении от жилых домов. Рассмотрим постройку личной кузни подробнее. Для постройки такой кузни нам понадобится пространство примерно 18 квадратных метров. В первую очередь нужно возвести стены из негорючего материала. В качестве материала для стен отлично подойдет как кирпич, так и всякого рода пеноблоки, шлакоблоки, гипсоблоки и прочее.

Гончарное дело Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В р

7 слайд

Гончарное дело Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В русских городах X—XIII вв. гончарное дело было развито достаточно широко. В XI в. появляется гончарный круг.

Ткацкое ремесло Одним из ремесел является ткачество. Пряжу ткали на ткацком с

8 слайд

Ткацкое ремесло Одним из ремесел является ткачество. Пряжу ткали на ткацком стане. Ткань делалась не только простая, но и узорная. Узор бывал одноцветным и многоцветным. Часто, кроме тканого узора, ткань украшалась цветной вышивкой или набойкой.

Современное производство

9 слайд

Художественная роспись Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством ху

10 слайд

Художественная роспись Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этих народных промыслов. Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - дек

11 слайд

Жостовская роспись Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской о

12 слайд

Палехская миниатюра Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку.

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки,

13 слайд

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза открывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Топ – 10 забытых профессий 1. Трубочист – одна из древнейших профессий, овлад

14 слайд

Топ – 10 забытых профессий 1. Трубочист – одна из древнейших профессий, овладеть которой могли лишь люди худощавого телосложения, поскольку по роду деятельности трубочистам приходилось влезать внутрь печной или каминной трубы с целью ее очищения от продуктов сгорания. По старым поверьям даже считалось, что если на пути повстречался трубочист, то быть удаче. 2. Чистильщик обуви – весьма востребованная профессия в свое время. Пыль, слякоть, грязь – неизменные спутники в дороге. А, как известно, люди высокого сословия (аристократы, дворяне) не могли позволить себе разгуливать в грязной обуви. Для них всегда на улицах городов в самых многолюдных местах было уготовано кресло, подле которого сидел паренек или мужчина, вооруженный несколькими щетками, кремами и бархоткой, который за считанные минутки до блеска натирал ботинки или сапоги господина. Ныне же пыль и грязь на дорогах так и остались, а вот чистильщики обуви канули в лета. 3. Ткач – человек, вручную ткавший тканые полотна. С появлением же модернизированных ткацких станков необходимость в кропотливом ручном труде ткачей отпала. Теперь все делают за людей машины. Качество полотен существенно улучшилось, а скорость их изготовления в сто крат возросла. 4. Шарманщик – популярная среди бедняков профессия, которые, не умея играть на каких-либо музыкальных инструментах, пользовались столь незамысловатым приспособлением, воспроизводившим некую мелодию. Шарманщик мог выступать как единолично, так и в компании с каким-нибудь зверьком. Например, это мог быть попугай или обезьянка, вытаскивающие билетики «на счастье». Компанию могли дополнять и кукольники. Сегодня же никого не удивишь даже самой современной моделью магнитолы. 5. Фонарщик. Еще древние столицы Греции, Рима, Египта в темное время суток освещались при помощи масляных ламп и факелов, позже появилось освещение фонарями на основе газа. Следить за исправным освещением были призваны специальные наблюдающие, снабженные лестницей и шестом – фонарщики. Теперь же в век электрификации на смену газовым фонарям пришли фонари электрические, а фонарщиков сменили электрики. 6. Водовоз. В старину сия профессия считалась очень престижной и доходной. Как известно, без воды невозможно прожить и дня. Это сегодня с появлением централизованного водопровода повернул кран, и вода потекла ручейком. А в старину жители многих деревень, да и окраин городов испытывали нехватку живительной влаги. И единственным спасителем от этой проблемы был водовоз, который наполнял бочку водой и развозил ее на запряженной лошадью телеге, сдирая с людей немалую сумму. 7. Ямщик. Без представителя этой профессии казалось невозможным перемещение по городу на приличные расстояния. Конные экипажи, управляемые извозчиком-ямщиком, были не только средством перемещения, но и прекрасным украшением городского пейзажа. Ныне лошадей заменили быстрые автомобили, двигающиеся с гораздо большей скоростью. А ямщиков во главе конного экипажа можно видеть лишь на торжественных мероприятиях в качестве сопровождающего эскорта. И то подобный шик позволить себе могут не все. 8. Палач – человек, исполняющий роль карателя, который приводил в исполнение приговор о казни смертной, либо телесном наказании. В связи с гуманностью современного общества и отменой столь жестокой кары исчерпала себя и профессия палача. 9. Бурлак – человек, выполняющий функцию тягловой силы, который, шагая вдоль берега, тянул речное судно посредством бечевы. Как правило, это был не один человек, а полная артель. С появлением оснащенных двигателями пароходов стал излишним и тяжелый труд бурлака. Осталось лишь напоминание о бурлацкой профессии благодаря картине «Бурлаки на Волге», написанной Репиным. 10. Бакенщик – рыбак, выполняющий очень ответственную функцию по зажиганию специальных фонарей, размещенных на бакенах (плавучие корзины), которые помогали суднам в ночное время не сесть на мелководье. Ныне также на реках имеются бакены, но уже оснащенные электрическим освещением. Соответственно, в бакенщиках необходимость отпала. Мы ознакомили вас лишь с небольшой частью отживших профессий, но с каждым годом в виду продвижения и развития технического прогресса таковых становится все больше и больше.

Топ – 10 востребованных профессий • Инженеры. Потребность в них уже заметно в

15 слайд

Топ – 10 востребованных профессий • Инженеры. Потребность в них уже заметно возрастает. А наличие (помимо технического) дополнительного экономического или юридического образования у инженеров или мастеров будет цениться особенно. • Компьютерщики. Собственно, учитывая бурное развитие IT-технологий, это не столь удивительно. • Нанотехнологи. Ожидается внедрение нанотехнологий в сферы автомобилестроения, пищевой промышленности, медицины и так далее. • Специалисты по электронике и биотехнологиям. В скором будущем объектами разработок станут электронные схемы, базирующиеся на живых микроорганизмах. • Маркетологи. В связи с ожидаемым перенасыщением рынка товарами и услугами, потребуются хорошие специалисты в области маркетинга, которые смогут благополучно регулировать те или иные сложные ситуации. • Специалисты в области сервиса. Спрос на эту профессию мотивируется экспертами ростом численности среднего класса и дохода населения. • Логисты. Наличия этих профессионалов потребует активное участие какого-либо государства на мировом рынке. • Химики. Основной спрос химики получат в области энергетики. Также эксперты назвали профессии, которые, по их мнению, будут сравнительно менее востребованы. К ним относятся брокеры, веб-дизайнеры, модельеры, флористы, пластические хирурги и так далее. • Экологи. Проблемы экологии растут чрезвычайно быстрыми темпами, и высококвалифицированные экологи будут очень нужны производственным предприятиям. • Медики. Одной из причин спроса этой профессии является поиск путей продления жизни.

Наши ремесла Времена теперь другие Как и мысли, и дела Далеко ушла Россия, от

16 слайд

Наши ремесла Времена теперь другие Как и мысли, и дела Далеко ушла Россия, от страны какой была. Умный, сильный наш народ Свою землю бережёт, А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине – слава нашей стороне!

У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти.

Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие.

Вы на себя плетёте петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?

На мне убогая сермяга,
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.

В мой хлеб мешаете вы пепел,
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.

Вы обошли моря и сушу,
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня - мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.

Работник родины свободной
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как тёрн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?

Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.

В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.

Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.

Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

Дёгтекур и смолокур

Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.

Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Подробнее о лаптях на Руси.

Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви. Какая ещё была обувь на Руси.

Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.

Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.

Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.

Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.

Красильщик – ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.

Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Подробнее.

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность – ткачество.

Вышивальщица

Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Руская народная вышивка.

Кружевная мастерица

На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.

На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.

Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.

Водовоз

Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.

Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.

В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.

На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.

Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Ямщик, извозчик, ломовик

Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.

А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.

«Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.

Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.

Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Читайте также: