Что такое профессия кластер

Опубликовано: 02.10.2024

Слово «кластер» понятно узкопрофильным профессионалам, а для большинства – то есть для нас, тех, в чьих интересах кластер обычно призван создавать условия не только хорошей работы, но и жизни, самореализации и творчества: горожан, студентов, малого бизнеса и т.д. … - кластер это что-то модное, но непонятное.

Последние 10 лет термином оперируют и в теме развития регионов и территорий, именуя «кластером» многое : то, где занимаются инновациями или производством, территории внутри городов типа Сколково, Винзавода или Флакона в Москве, Иннополис в Казании в теме ICT, маркетинга и производства - кластеры данных, кластеры продуктов. Когда говорят о кластере для развития города или региона, сложно уследить и разобраться, почему в кластеры делают столько вложений и зачем он лично нам, горожанам, представителям самых разных сфер и профессий. Кажется, может быть это просто красивое слово для получения финансирования?

Кластер – это не ассоциация или формальное объединение компаний. Хотя разные сети, объединения однозначно работают на кластер и в большинстве ситуаций не мешают. Хотя…важно отслеживать, чтобы такие ассоциации не обязывали стать участником, потому что компании малого бизнеса, например, не всегда будут стремиться куда-то вступить. Главное для кластера – чтобы люди и компании приходили в него, выбирали эту территорию или экосистему в этот период своего развития, на какое-то время оставались тут.

В традиционном понимании кластер – это территория, на которой на расстоянии 2-3 часа езды друг от друга расположено много компаний разного размера (малый, средний, крупный бизнес, стартапы), университеты, технопарки, инкубаторы, разные научно-исследовательские и другие организации, НКО, СМИ, работающих по определенной теме. Концентрация обычно составляет 130 и больше участников (даже в аэрокосмосе и авиации). Именно такой количественный размах «имеет значение» и переходит в качественный – таким образом в одном месте появляется много правильных людей по теме специализации кластера и в результате формируется разнообразие – кластеру нужны люди, которые думают и действуют по-разному. Одна корпорация или компания формируют определенный образ мышления, привычки, модели, а кластер позволяет за них выходить.

Именно поэтому кластер может и должен ежегодно (подчеркну, ежегодно) подтверждать, что он работает: в нем появляются решения по оптимизации и совершенно новым продуктам прежде всего для данной территории, сервисам и даже новые компании, стартапы, проекты, в том числе инновационные для отрасли и мира вообще.

Но важнее другое - в регионе и для него или в экосистеме кластера должны появляться новые профессии и рабочие места под них – это точное подтверждение силы кластера и это высший пилотаж. Задача кластера – ввести регион (или даже страну) в число 5-7, максимум 10 территорий мира, специализирующихся по той или иной теме, постоянно привлекая «своих» людей может быть даже со всего мира и помогать развиваться профессиональным сообществам.

Сильный кластер всегда основан на науке. Что происходит в таком кластере? В идеале в нем разрабатывают научно-производственные решения, которые производство оценивает, как рабочие и внедряет. Например, компания заказывает исследование и разработку решения в университете, и активно сотрудничает с ним в этом процессе. Сейчас это не всегда получаются – не всегда бизнес доверяет университетам. Хороший пример, где получается получить результат – Политехнический университет в Санкт-Петербурге, где умеют работать с обратным инжинирингом.

Самые объяснимые– это производственные или сервисные кластеры, они как бы «маркированы». Там производят много продуктов или сервисов по определенной специализации. В таких кластерах инновации касаются новых технологий по своей сути. Обычно по мере накопления потенциала в таких кластерах появляются свои исследовательские институты и фабрики мысли (занимаются анализом трендов и будущего). Тогда производственные или сервисные кластеры переходят в разряд научно-производственных кластеров. Примеры - автомобильный кластер в Калужской области, фармацевтический кластер в Ярославской области. Сюда же относятся гастрономические кластеры Барселоны и всего региона Каталония, отдельные регионы Италии, Франции, Перу, Санкт-Петербург. Москва и Казань очень интересны с точки зрения гастрономических кластеров. Их расцвет я надеюсь увидеть в самое ближайшее время и в Москве.

Понятные, правильные, традиционно самые сильные в мире – это научно-производственные или научно-сервисные кластеры, в которых есть и хорошее образование по специализации. Это касается, например, активно развиваемого Московского международного медицинского кластера.

Вроде бы очевидные с точки зрения формальных признаков, но не объяснимые, не очерченные – это образовательные кластеры. Там традиционно много вкладываются в науку и образование, туда надо ехать учиться, искать научные решения. Москва и Санкт-Петербург - однозначно сильные образовательные кластеры, так же, как Новосибирск и Томск. Томск – уникальные история с сильным образовательным кластером, когда большинство населения города связанно именно с образованием: 2/3 горожан либо учатся, либо работают в университетах, образовательных учреждениях. Образовательные кластеры есть в России - только как их объяснить, оценить и осознать? А это значит и нельзя «очевидным» образом ответить на вопросы - почему и по какой теме туда, а не в Оксфорд, Кэмбридж, Бостон с MIT и Гарвардом – над этим предстоит работать.

Все сильные кластеры создают инновации. Это обязательное (без исключений) условие работы кластера. Сейчас этим словом подчеркивают, что инновации должны быть или уже есть в кластере, что к этому надо стремиться, иначе без инноваций территория, город проиграют.

Именно поэтому, помимо определения специализации для мегаполиса, например, Москвы, где есть много разных кластеров, возникает задача - показывать не отдельный кластер, а всю себя как территорию инноваций – для горожан Москву, а для всего мира вскоре, скорее всего и весь российский инновационный потенциал.

Поэтому понятно и логично стремление Москвы к созданию платформы Инновационного кластера: необходимо и очертить весь потенциал, и объяснить, и представить горожанам и заявить стране\миру, то есть агрегировать инновации во всех имеющихся направлениях, развить новые.

Участникам кластеров нужны витрина и площадка для общения людей из разных отраслей, в том числе для более эффективного продвижения продукции за границей и создания кросс-отраслевых решений. Идея правильная – только слово «суперкластер» запутает людей. Я за то, чтобы найти другое слово, а использовать механизмы развития кластеров.

И так выяснили главное: кластеры - это не профанация, если их понимают те, ради кого создаются инновации и вовлекаются в них. А в нынешнее время, кластеры - это необходимое условие глобальной конкуренции для всех передовых территорий, включая города и мегаполисы. Они показывают специализацию места – что здесь сильное – и помогают ее усилить. Они создаются, для того, чтобы дать сигнал «вам сюда» и сконцентрировать у себя людей, компании, организации по своей тематике.

Это особенно критично, когда старые инструменты (территориально-промышленные комплексы с одним главным предприятием или закрытые города) перестали успевать за миром - для них он стал слишком быстрым, меняющимся, мобильным.

Кластеры же помогают конкурировать в 21 веке. И в первую очередь – конкурировать за людей! Впервые за историю человечества многие люди могут выбрать «правильный» стиль и место для жизни и работы, где они будут не только жить сами, но и перевезут свои проекты и амбиции. Модель «где родился, там и пригодился» стала слишком тесная. Поэтому все страны мира активно вкладываются в развитие кластеров, объясняя гражданам, что стоит за кластером, который «маркирует» ту или иную локацию определенным образом.

Что значит «объяснять себя» для каждого из нас? Мы (большинство из нас, а не только ограниченная группа специалистов, которые напрямую занимается кластерами) не можем точно объяснить – что сильного, инновационного, классного есть в городе/ регионе. Грубо говоря, а по какому вопросу надо сюда обращаться или что здесь хорошо развивать.

А вот, например, Кремниевая долина вкладывается в свою идентификацию, постоянно конкретизирует и объясняет, что в ней сильного, отстраивается от Сан-Франциско, где другие сильные кластеры, подтверждает, что она продолжает оставаться Меккой для CIT отрасли.

А теперь попробуйте объяснить (с примерами за последние три года), что и почему сильное есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре? Ответ «всё» не принимается. Ни один мегаполис мира не может быть силен во всём – людей со всего мира просто не хватит. Поэтому: главное для кластера - привлечь «своих», «правильных» по теме и духу людей, ведь именно люди принимают решения. И именно за ними в город, регион приходят компании. Поэтому важно помнить, что кластер – это не только про работу, это и про качество жизни. И это качество, культуру жизни в городе важно формировать, развивать. Так что задача новой платформы (называемый сейчас Инновационного кластером) – сделать Москву понятной и привлекательной для людей из разных отраслей. А наша задача – в этом участвовать и не быть пассивными. Как это делать – в следующей колонке.

Уже не в первый раз возникает вопрос о создании профессионального кластера, который соединил бы образовательные учреждения разного типа (школа – колледж) и производство в своеобразную сеть. А учебная программа колледжа должна быть сформирована с учетом прикладного характера профессионального образования, и тех потребностей участников сети, которые выставляет сегодня производство и бизнес региона.

Такое партнёрство образовательных учреждений и производства проходит апробацию во многих регионах Российской Федерации. Результатом становится подготовка квалифицированных кадров, способных освоить технологии нового поколения, отвечающих требованиям высокотехнологичных производств. Колледж, где налажено сотрудничество не только с образовательными учреждениями, региональным бизнесом, но и со спортивными организациями, становится более привлекательным для подростков. Занятия спортом способствуют проведению совместных массовых мероприятий участников кластерной сети.

Продолжая разговор о популяризации рабочих профессий, заметим, что более пяти тысяч человек ежегодно приходят учиться в колледжи Севастополя на бюджетные места. Интерес к рабочим профессиям поддерживается в средних учебных заведениях. Регулярно проводятся мероприятия профессиональной ориентации в общеобразовательных школах города. Проводятся классные часы, родительские собрания о рабочих профессиях, экскурсии в учреждения профессионального образования, дни открытых дверей. Проведение предметной олимпиады по технологии на школьном и городском уровнях могло бы повысить интерес к рабочим профессиям. Родители и сами выпускники должны видеть перспективы, которые открывают перед ними та или иная профессия, специальность или деятельность, которой они будут заниматься, будучи студентами. Наиболее популярным направлением дополнительного образования остаётся спортивная деятельность, а популяризация здорового образа жизни в студенческой среде способствует формированию стратегии собственной жизни.

Реализация профориентационной работы проходит поэтапно.

Предварительное формирование группы учеников для поступления в колледж, осуществляется на основе проведения мониторинга среди учащихся 9-х классов и родителей о потребности в профильном обучении. Зачисление в группу происходит на основании заявления учащегося, согласованного с родителями.

Школа проводит мониторинг потребности учащихся в получении среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, формирует программу за счет часов на профильное обучение с учетом интеграции спецкурса, профессиональной подготовки.

Составляет договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, которые должны регулировать совместные мероприятия участников сети. Образовательная деятельность связана не только с преподаванием учебных дисциплин, но и с внеклассной работой: спортивно-массовые мероприятия, акции, праздники, фестивали, концерты, конкурсы, профильные лагеря, различные социальные практики, и др.

Колледж разрабатывает содержание базового подготовительного курса для профессий, специальностей, программ профессиональной подготовки, организует профориентационную работу, осуществляет реализацию базового подготовительного курса, профессиональной подготовки в рамках профильного обучения в соответствии с региональным заказом.

Для организации теоретических и практических занятий колледж готовит производственно-технологическую информацию, научно-техническую документацию, специальную литературу по профилю подготовки и другие информационные и материально-технические ресурсы.

Формирование пакета учебно-программной документации, планов, комплекта методического обеспечения. Учебный план и программы должны разрабатываться совместно педагогами школы и колледжа. К реализации профессиональных программ должны активно привлекаться представители предприятий.

На современном этапе формирование кластеров в области образования является важной задачей. В основе кластерного взаимодействия лежит заинтересованность не только средне-специальных профессиональных образовательных учреждений, но и регионального работодателя, который решает для себя задачу обеспечения производства трудовыми ресурсами.

Трудоустройство выпускников колледжа на основе реализации кластерного подхода, влияет на продуктивность деятельности колледжа, выделяя следующие ключевые моменты: общую цель; алгоритм взаимодействия; правовую основу для совместной деятельности; механизма управления и технологии реализации кластерного подхода.

Кластер структурирует сетевую горизонталь и вертикаль управления с возможностью свободного творчества для участников кластера. В кластерной сети нет жестких границы между видами деятельности, которые рассматриваются во внутренних взаимосвязях. Преимущество кластера заключается в возможности неформальных взаимоотношений между образовательным учреждением и социальными партнерами, работодателями, родителями, входящими в кластер.

Основу разработанного механизма составляет сотрудничество с партнерами, заинтересованными в подготовке кадров, которые способны быстро включиться в трудовую деятельность. Средством достижения такого уровня подготовки служит участие в образовательном процессе всех заинтересованных сторон.

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Одна из основных площадок на Московском Международном Салоне Образования 2016, кластер «ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО», посвящен новому современному подходу к профориентации. Куратором площадки выступила Алена Владимирская, основатель карьерного консалтингового агентства «Антирабство» и один из самых известных хедхантеров рунета. Основные вопросы, которые будут освещены в этом кластере, – какие профессии и в каком виде будут наиболее востребованы в ближайшем будущем, как они будут развиваться, а где человек уже не сумеет конкурировать с развивающимися технологиями.

ММСО 2016

Площадка рассчитана, в первую очередь, на подростков и их родителей, чтобы помочь им реалистично оценить перспективность тех или иных профессий в ближайшие десятилетия. В сегодняшних условиях родители становятся продюсерами образования своих детей, именно они должны понимать, что ситуация на рынке труда стремительно меняется и мыслить прежними категориями уже не получится, нужно немного заглянуть в будущее, когда роботы и новые технологии, которые активно меняют мир на наших глазах, радикально изменят и список «престижных профессий».

Программа кластера профориентации может оказаться интересной и взрослым людям, планирующим сменить профессию или скорректировать ее профиль, чтобы сохранить свою востребованность. Такой «взгляд в будущее» поможет подстроиться под быстроменяющиеся реалии и «сыграть на опережение». Специалисты в области профориентации и профессий будущего сходятся во мнении, что понятие профессии сегодня отходит на второй план и важнейшим фактором успешности человека становятся его компетенции и навыки, готовность инвестировать в собственное образование, креативность.

На входе в кластер каждый сможет сам составить индивидуальный маршрут посещения согласно своим профессиональным интересам. Те, кто еще не определился с профессией, могут сформировать маршрут посещения кластера на месте после прохождения профориентационного теста.

Большое внимание будет уделено шести основным направлениям, в которых в большей степени растет потребность в специалистах новых профессий:

  • Промышленность, производство, робототехника.
  • IT-технологии.
  • Медицина и био-технологии.
  • Аграрный бизнес.
  • Искусство, развлечения и масс-медиа.
  • Экономика и финансы.

mmco2016

Темы, стенды, спикеры

В основном зале каждый час будет демонстрироваться короткий фильм о профессиях будущего, пройдут лекции хэдхантеров о том, как определиться с выбором, и обсуждения с ответами на вопросы. Свои лекции прочтут специалисты в области профессий будущего и эксперты в различных отраслях, например, Александр Барковский, глава компании «Сингента» в странах СНГ расскажет о новых профессиях в аграрном бизнесе, а Наргиз Асадова, директор школы Краш Про – о новых профессиях в сфере IT, Александр Ларьяновский (Skyeng) – о новых профессиях в гуманитарной сфере, Илья Чех (Motorika), Динара Гагарина (Занимательная робототехника) и Владимир Румынцев (Can Touch), – о новых профессиях в робототехнике, Юлия Смирнова из 3D Bio Solutions – о новых профессиях в медицине и био-технологиях. После лекции посетители смогут поучаствовать в мастер-классах по выбранному направлению. Здесь руководители разных инновационных компаний дадут представление о профессиях будущего на реальных примерах действующего бизнеса.

Например, основатели агентства ИКРА проведут игру-симуляцию настоящей бойни на рекламном рынке «Жизнь агентства», Никита Хохлов, ведущий психолог ЦТР «Гуманитарные технологии» расскажет о нейронауке, директор музея истории МИСиС Павел Черноусов – поможет построить металлургический завод на компьютерном симуляторе.

В зале экспертной профориентации специалисты расскажут о навыках, необходимых для успешного функционирования в современном мире. В том числе, как ставить цели, чтобы достигать их, как правильно составлять резюме и портфолио, что такое тайм-менеджмент и самопрезентация, как правильно выбрать профессию, каковы критерии выбора и оценка рисков. Представители Ucheba.ru расскажут молодым людям, как связаны образование и профессия, как наиболее эффективно начинать и развивать свою карьеру.

В зоне экспресс-тестирования каждый желающий сможет первично определиться с направлением профориентации, а более глубокое тестирование можно будет бесплатно пройти на стенде Центра «Гуманитарных технологий МГУ». Компания MAXIMUM проведет тесты, являющиеся полным аналогом экзамена ЕГЭ. А на стенде компании «Дидактические системы» можно будет печатать на 3D принтере, тестировать работу гидравлического пресса, собрать коробку передач автомобиля!

Занимательная робототехника на ММСО 2016

Кроме того, в рамках деловой программы Динара Гагарина, главный редактор портала, выступит в формате вдохновляющей лекции по теме «Занимательная робототехника: от увлечения к профессии». Лекция пройдет 13 апреля в 10-15 в зале Сухомлинский.

edurobotsru700

«Занимательная робототехника» – научно-популярный интернет-портал о роботах для детей, родителей, учителей и мейкеров. Среди наших направлений – новости робототехники, аналитические и учебные материалы, он-лайн уроки, обзоры продуктов – от обучающих конструкторов до космических и медицинских роботов, каталог кружков робототехники, анонсы и отчеты о робототехнических мероприятиях в России и за рубежом, удобный поиск событий и конкурсов в календаре.

Видео круглого стола по новым профессиям:

Ход урока: Оргмомент. Подготовка к восприятию новой темы.

- Ребята, сегодня мы пойдем на заочную экскурсию.

В гостях у сказки.

На экране появляются герои мультфильмов, стихотворений: Дядя Степа, Печкин, Баба Яга, Царь, Мойдодыр.

Беседа по картинкам:

- Скажите, как эти герои взаимодействуют с другими людьми. С помощью чего они вступают в контакт с людьми?

- С помощью общения.

- Какие профессии можно подобрать этим героям?

- Милиционер, почтальон, водитель, менеджер, банщик.

- Что является предметом их труда?

- Люди, работа с ними.

- К какому типу профессий они относятся?

- Как вы думаете, почему я сегодня вам показала этих персонажей и беседовала с вами? ( догадки учащихся)

- Сегодня мы будем говорить о профессиях.

2. Запись даты, темы урока. Знакомство с целями урока.

3. В гостях у ученого. Словарная работа.1-й слайд.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность- это вид занятия в рамках одной профессии

Общение - форма социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями при помощи языка в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

Профессиограмма - это описание профессии, включающее в себе основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Схема построения профессиограммы:

- вид труда( ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный).

- предмет и продукт труда.

- знания и умения, необходимые для выполнения работы.

- Президент, дворник, уборщица – это профессия? . Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми.

- Что необходимо человеку прежде всего, чтобы получить профессию?

4. В гостях у профконсультанта. Составление кластера( использование приема технологии РКМЧП ( развития критического мышления через чтение и письмо) по итогам диагностики учащихся данного класса по методике Е.А.Климова, по типологическому опроснику Дж. Голланда и написания сочинения « Моя будущая профессия».

Вывод. В вашем классе всего 22 учащегося. В диагностике по ДДО Е.А Климова участвовало 21 человек, написали сочинение 19 человек. Из этой схемы мы видим, что большинство учащихся класса относятся к типу профессий «человек – человек», к социальному типу.

5. Познакомимся с требованиями к людям типа «человек – человек» и к социальному типу и подумаем, есть ли у вас такие качества.

6. Слайд.

Требования к людям типа «человек – человек»

-потребность в общении.

-умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников.

- способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми.

- способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей.

- способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему.

Отзывчивость, способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации.

- умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения.

- умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону

- умение убедить в чем-то важном сверстников и организовать на выполнение какого-либо дела.

7. Слайд.

Цели и задачи людей этого типа – установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию, женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение – врачи, педагоги, психологи. Этот тип активен. Но зависим от окружающих и общественного мнения. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным ученых среди студентов психологов, медиков, учителей 91% лиц социального типа.

8. В гостях психолога. Работа в парах. Составить кластер в тетрадях о специальностях в профессиях врача, юриста.

- Назовите самое главное требование к людям типа профессий «человек – человек»

- В процессе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями , чувствами и действиями., .обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Каждый из нас в соей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретают практические навыки и умения в сфере общения.

Сегодня тема несколько специфическая. Мы будем выяснять что такое кластер. Что вообще означает это понятие и что оно означает в самых разнообразных профессиях и специальностях. Что бы узнать, что означает само понятие кластер, заглянем в Википедию. Там можно прочитать следующее:

Кластер, от англ. Cluster, что значит скопление, кисть, рой — это объединение нескольких однородных элементов, рассматриваемое как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами

Простым языком – это несколько одинаковых предметов или явлений. Которые объединяются в группу по каким-то общим признакам. Например, таким кластером может являться группа компьютеров, которая объединена высокоскоростными каналами связи и представляет собой единый аппаратный ресурс.

Графическое изображения кластера

Составить кластер в принципе несложно. Достаточно ознакомиться с некоторыми примерами и все сразу станет понятно.

Что бы составить кластер берется некое ключевое слово, под которое подбираются понятия уже по категориям.


Что же касается непосредственно примеров, то мы их сейчас и рассмотрим, причем из разных областей науки и техники.

Содержание:

Кластер в информатике, что это такое

Один из примеров кластера в информатике уже был приведен ранее. Это группа компьютеров, которая объединена высокоскоростными каналами связи и представляет собой единый аппаратный ресурс.

Кроме того, кластерами в информатике могут быть еще и сектора жесткого диска. Это будет являться физическим кластером. Он представляет собой логическую единицу хранения файла. Для того, чтобы файлы размещались компактно, существуют специальные файловые системы, например, FAT32. Здесь объем кластера равен 8 секторам или 4 килобайтам для диска любого объема.

В целом, в информатике в кластер можно выделить любую систему, любое действие. Главное, чтобы элементы кластера были схожи между собой.

Кластер по информатике

Что такое кластер в экономике

В экономике понятие кластер включает в себя взаимозаменяемые элементы, относящиеся к самодостаточной локализованной сфере производства или услуг определённого направления.

Это может быть группа взаимосвязанных организаций, компаний, банков, учреждений образования, поставщиков продукции и комплектующих, научно-исследовательских институтов, которые сконцентрированы на некоторой территории, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, а также всего кластера в целом.

Кластер в экономике

Понятие кластера в экономике было предложено в 1990 году американским экономистом М. Портером. Этим термином обозначалась группа конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Причем компании, которые действуют в кластерных отраслях имеют тенденцию к географической концентрации. Поэтому современное определение кластера включает в себя следующее:

группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и организаций, которые действуют в определённом секторе экономики и характеризуются общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга

По своей сути, они являются не какой-то организацией, а всего на всего, определенной группой, в которую объединяются предприятия одного региона. Эти предприятия являются независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.

Такая форма объединения обладает достаточно высокими показателями конкуренции, кооперации и, само собой эффективностью экономики.

У кластера имеется свой центр, куда входит группа конкурирующих компаний данного кластера. Эта группа выпускает конечный продукт, который реализуется вне кластера.

Схема экономического кластера

Кластеры в экономике являются очень важным моментом, поскольку развивая сам кластер, тем самым развивается и экономика региона, повышается качество продукции.

Это связано с усилением конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям. Кроме того, увеличивается занятость, повышается качество рабочей силы и, соответственно, повышается конкурентоспособность региона.

Пример кластера в истории

Занимаясь историей, можно составлять кластеры, которые помогут лучше понять изучаемую тему. Выделив ключевое слово, можно составить к нему несколько подходящих определений. В приведенной ниже схеме такое ключевое слово показано красным шрифтом.

Схема кластера в истории

В красных кружках определяем блоки второго уровня, от которых уже идут тематические определения.

Для кластера в истории основным определением является выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке.

Создавать кластеры при изучении истории можно на любую тему. Данная технология поможет понять изучаемую тему.

схема кластера в истории государств

Использование кластеров характерно в большей степени для школьного обучения.

Кластер в автомобилестроении и автомобиле — что это такое

По поводу кластера в автомобиле необходимо сделать несколько разъяснений. Дело в том, что понятие кластера характерно для отрасли автомобилестроения. Это уже экономика, т.е. кластер здесь – это группа расположенных на одной территории предприятий или организаций, связанных с автомобилестроением.

Например, в России сформировано три таких кластера. Это Приволжский, Центральный и Северо-западный. Они связаны с местом концентрации производств конечной продукции.

В свою очередь, в каждом из этих кластеров можно выделить свои кластерные единицы. Так, для Самарской области, структура автомобильного кластера будет выглядеть следующим образом:

структура кластера

Что же касается непосредственно автомобиля, то здесь также имеется такое понятие как кастер, которое некоторые путают со словом кластер. Связано это с такой технической характеристикой, как развал-схождение.

Здесь понятие кастер – это угол, под которым наклоняется ось поворота колеса по отношению к вертикали. Этот угол является важным параметром подвески автомобиля.

подвеска автомобиля

Если кастер небольшой, то сцепление колес с дорогой улучшается. При поездке по неровной дороге в гоночных автомобилях угол кастера уменьшается, а на ровной скоростной трассе – увеличивается.

Если показатель угла продольного смещения колес выходит за заводские стандарты, то это повышает риск поломки в ходовой части и в системе управления.

колёса автомобиля

Однако, если применить к автомобилю стандартное понятие кластера и использовать слово автомобиль в качестве ключевого, то можно составить что-то вроде такой схемы:

схема автомобильного кластера

Что такое промышленный кластер

Промышленный кластер, по своему аналогичен экономическому. Он также определяет группу связанных между собой организаций (компаний или корпораций). Они находятся на определенной территории и являются производителями определенной продукции или услуг.

Кроме того, промышленный кластер является формой пространственной и экономической организации хозяйственной деятельности, в которую входит группа производственных компаний. Эти компании территориально и экономически связаны между собой и имеют меж фирменное разделение труда.

Как уже говорилось, создание кластеров в промышленности несет ряд положительных качеств. Это помогает развитию производства. Поэтому у нас в стране уже начали подходить к созданию таких кластеров.

региональные кластеры

Наиболее ярким примером промышленного кластера являются Кремниевая долина в США, компания Airbus, компания Fujitsu Siemens Computers, Евразийский экономический союз.

Туристический кластер, что это

туристический кластер

Выяснив, что такое кластер, дать определение кластера в сфере туризма не составит больших сложностей.

Все очень просто. Создание таких кластеров направлено, в первую очередь, на конкурентоспособность в этой сфере.

Если рассматривать этот кластер далее. То можно обнаружить такие подразделения, как компании по организации трансферта, предприятия питания (рестораны, кафе, бары и т. д.), места досуга и отдыха (парки, спортивные залы, площадки, кинотеатры), торговые точки с сувенирной продукцией.

Туристический кластер

Таким образом, более расширенное понятие туристского кластера будет выглядеть так:

Совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ

Кластеры, по видам туристических ресурсов, делятся на водные (морской, речной, озерный), лесные, горные и смешанные. По видам туристских аттракторов они бывают музейные, развлекательные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и пр. кластеры.

По масштабу выделяют локальные, региональные, национальные и транснациональные кластеры.

Спортивный кластер

Спортивный кластер

Спортивный кластер – это группа спортивных объектов, которые создают больший спектр самых разнообразных возможностей для занятий спортом. Причем не только для профессиональных спортсменов, но и для обычных любителей спорта и физической культуры.

Спортивным кластером не обязательно должен быть ряд крупных сооружений. Скажем ледовый дворец, плавательный бассейн, футбольный стадион и пр. В такой кластер можно выделить комплекс небольших спортивных сооружений – площадок, объединенных на одной локальной территории.

спортивные площадки

Сюда может входить воркаут – занятия на турниках, урбан футбол – небольшие боксы для минифутбола, стритбол – уличный баскетбол, зоны бокса – площадки с боксерскими грушами, зона для настольного тенниса и для волейбола, беговая дорожка.


Такой кластер не только полезен, но и обладает наибольшей привлекательностью, поскольку объединяет на одной территории представителей разных спортивных направлений, а также дает возможность заниматься разными видами спорта.

Что такое медицинский кластер

Медицинские кластеры в настоящее время активно развиваются. Они включают в себя инновационную модель организации процесса оказания медицинской помощи, основанную на согласованных действиях по реализации профильного отбора, лечения, реабилитации и диспансерного наблюдения пациента.

Один из крупных, призванный объединить в себе все медицинские технологии – это международный медицинский кластер в Сколково.

медицинский кластер в Сколково

Такой кластер создается для развития деятельности по оказанию медицинской помощи, повышения её качества, а также содействию в разработке лекарственных препаратов, медицинских технологий и медицинских изделий. Сюда же входит и развитие образовательной деятельности, проведение научных исследований в сфере охраны здоровья.

Подобные кластеры создаются и в регионах. Например, достаточно эффективный создан в Кургане.

Курганский медицинский кластер

Еще один планируется создать на Кавказских минеральных водах. Идеей создания стали возможности этой еще с советских времен здравницы.

Будем надеяться, что создание таких крупный центров пойдет только на пользу.

Читайте также: