Что такое психологическая готовность к выбору профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Эта тема очень актуальна в наше время, ведь выбор профессии - это важный и ответственный шаг в жизни практически каждого человека, поскольку профессия, если она правильно выбрана, приносит человеку ряд положительных аспектов. По статистике половина выпускников профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учета своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случайных факторов: из соображений «престижа», «за компанию», под влиянием телесериалов.

Люди давно заметили, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Однако справедливо и другое: не только профессиональная деятельность формирует личностные особенности, но каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч профессий и это осложняет ситуацию. Чтобы скорректировать профессиональный выбор, можно использовать разные способы психодиагностики – различные тесты, анкеты, опросники, которые помогают определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Цель проекта: определить свои психологические особенности для выбора будущей профессии.

Задачи проекта :

Определиться, что относится к психологическим основам выбора профессии;

Выяснить, что такое профориентация;

Провести необходимые диагностические методики для выяснения своих психологических особенностей, которые будут способствовать выбору профессии;

Провести анализ полученных результатов и сделать выводы;

Предмет: мои индивидуальные психологические способности.

Объект: психологические основы выбора профессии.

Гипотеза: возможно, если я определю свои психологические особенности , то выясню какую профессию мне выбрать в будущем.

Диагностические - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.

Анализ - метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Обобщение - подведение итогов, общий вывод.

Важнейшим критерием осознания профессионального становления личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, самостоятельно проектировать, принимать решения о выборе профессии. Эти жизненно важные проблемы возникают перед человеком в течение всей его жизни. В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Зачастую профессиональная ориентация способствует выбору того или иного вида профессии.

I .1 Профессиональная ориентация

(профориентация, профессиональное самоопределение)- это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Цель профориентации - подвести человека к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Условия выбора профессии

"Хочу" — это интересы и склонности к определённой деятельности, мечты о профессии. Следует различать интересы и склонности.

"Могу" указывает на свойства личности, которые обеспечивают профессиональную пригодность человека. Прежде всего это личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность, т. е. профессионально важные качества ПВК. Среди ПВК необходимо различать ПНК (профессионально необходимые качества) и ПЖК (профессионально желательные качества).

"Надо" — это реальный спрос на рабочую силу. Рабочая сила (здоровье, квалификация и способности) на рынке труда являются товаром, цена которого зависит от соотношения спроса и предложения.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

I .2 Интересы и склонности

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

I .3 Способности

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией

I .4 Темперамент

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темпераменты и их характеристики.

Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

I .5 Характер

Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера.

Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, самомнение);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);

3) к делу (инициативность, работоспособность, лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Черты характера окрашивают жизнь человека определенными оттенками, формируют его стиль жизни, социальное окружение, что, хоть и косвенным способом, но влияет на выбор его профессии.

Галина Резапкина: "О психологической готовности школьников к выбору профессии. "


Москва. 6февраля. ИНТЕРФАКС -О психологической готовности школьников к выбору профессии и о критериях оценки эффективности профориентационной работы среди старшеклассников рассказывает научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС Галина Резапкина.

Директора школ и чиновники разного уровня часто задают профконсультантам вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Когда говорят об отсроченности результатов – мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите, – директора и чиновники подозревают, что их водят за нос, вспоминая Ходжу Насреддина, который обещал падишаху за двадцать лет научить осла говорить в надежде, что кто-то из троих столько не протянет.

Косвенным образом эффективность профориентационной работы можно оценить по числу выпускников школы, сориентированных на получение профессии, по которой они планируют работать. Если рассматривать школьную профориентацию как подготовку школьников к выбору профессии, то важно уточнить критерии этой готовности. Однако монографии и рефераты диссертаций дают широкий разброс мнений по этим вопросам:

«Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».«Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений».

«С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы».

«Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом».

Последовал ученик совету педагога –значит, выбрал профессию правильно, независимо от того, насколько обоснованы эти рекомендации. «Насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса» не всегда означает эффективную профориентационную работу – избыточность профориентационных мероприятий, проводимых рутинно и бессистемно, способна вызвать у детей отвращение: «Опять эта профориентация!» Особенно, если ее главная задача –«удовлетворить актуальные потребности города, района, региона, общества в целом».

Мы видим, что за критерии выдаются условия, причины, следствия, даже мечты.

Критерий –это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо – это дает уверенность в том, что мы действуем правильно или рождает сомнения, что еще важнее.

Не найдя внятного ответа на вопрос о критериях эффективности профориентационной работы в книгах и в интернете, рискну предложить свои критерии, основанные на личном опыте и понимании задачи подготовки подростков к выбору профессии.

Итак, первый и самый очевидный критерий –своевременность профессионального выбора. Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе. Нормативный, то есть обеспеченный полноценным развитием. В нашем случае это –психолого-педагогическое сопровождение самоопределения ребенка на протяжении всей учебы в школе. Как минимум. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть –плюс-минус 1 год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию? Если да, то какую?»

Второй критерий –осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу-могу-надо». Если школьник говорит, что выбирает профессию, потому, что она ему нравится, интересна, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессии на рынке туда, то такой выбор нельзя считать осознанным. Отвечая на вопрос анкеты «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», подросток начинает понимать, как много надо знать, чтобы правильно выбрать профессию.

Можно знать все перечисленное (предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т.д.), но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности–интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора – еще один критерий.
Например, подросток хочет стать ученым, но результаты интеллектуальных тестов невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка хочет стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Такой выбор трудно признать реалистичным, хотя иногда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.

Четвертый критерий –согласованность, или непротиворечивость профессионального выбора, при котором выбор профессии, профиля обучения, профессионального образования и результаты психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей лежат в одной плоскости. Пример непротиворечивого выбора: девушка хочет стать журналистом, любит русский язык и литературу, пишет статьи и рассказы, обладает развитым словесно-логическим мышлением, предпочитает профессии сферы «Человек-Человек». Пример противоречивого выбора: юноша хочет стать юристом, но учится в физико-математическом классе, а предпочитает профессии сферы «Человек-Природа». Причины этого рассогласования мы можем увидеть в ходе индивидуальной работы.

Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление –не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.

Своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методик. Если подросток еще не выбрал профессию, ее можно смоделировать на основе выбора объектов и видов деятельности, целей, содержания, средств и условий труда.

Анкета профессионального самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, –только первый этап систематической профориентационной работы. Целесообразно повторить анкетирование через год полноценных занятий в форме тренингов и классных часов по самоопределению. Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим, как у наших учеников повысится осознанность профессионального выбора. А директора школ получат достоверную информацию об эффективности профориентационной работы в виде желанных графиков и диаграмм.

Ниже приводится фрагмент аналитического отчета по апробации программы оценки психологической готовности обучающихся к выбору профессии и прогнозу профессиональной успешности педагога-психолога МБОУ СОШ No 5г.о. Королев Московской области Т.С. Туз.


Из 19 человек выбрали профессию только 13, т.е. две трети опрошенных.


Мы видим, что значительная часть выпускников выбирает профессию, которая им интересна. К сожалению, школьное обучение в существующем виде не дает возможности подросткам понять смысл профессии, увидеть ее плюсы и минусы, поэтому декларируемый большинством подростков «интерес» чаще всего не подкреплен реальным знанием будущей профессии, о чем свидетельствуют ответы на следующий вопрос, смысл которого в том, чтобы показать подросткам условия правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора.


Если вы не знаете, с чего начать профориентационную работу – начните ее с анкетирования учащихся 8-9 классов по Анкете профессионального самоопределения. Школьникам она поможет сделать осознанный выбор, а «профориентаторам» – собрать аналитический материал для целенаправленной работы.

АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (Г.В. Резапкина)

I.МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

1. Моя будущая профессия (если еще не выбрали, переходите к разделуII)

2. Какое образование считаете необходимым и достаточным для этой профессии?

1) обучение на рабочем месте

2) краткосрочные курсы

3) среднее профессиональное образование (колледж, лицей)

4) высшее профессиональное образование (институт, университет)

5) обучение не требуется

3. Что повлияло на ваш выбор (не более 3-х вариантов):

1) высокая зарплата

2) престиж профессии

3) будет легко найти работу

4) посоветовали родители и друзья

5) мне это интересно

4. Что вы знаете о своей будущей профессии?

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5) медицинские противопоказания

II.СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

5. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-2 варианта):

2)Информация (тексты, формулы, схемы,иностранные языки, языки программирования)

3)Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4)Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

5)Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

6)Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

7)Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)

8)Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.)

6. Выберите самые привлекательные для вас виды труда (1-3 варианта):

1)Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2)Обслуживание (оказание различных услуг)

3)Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4)Производство и добыча (изготовление продукции и получение сырья)

5)Конструирование (проектирование деталей и объектов)

6)Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

7)Защита (охрана от болезней и враждебных действий)

8)Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

7. Выберите самые привлекательные для вас средства труда (1-6 вариантов):

6)Голос, мимика, жесты

7)Физические возможности организма (сила, выносливость, координация)

8)Органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус)

8.Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-4варианта):

1)Обычное помещение (кабинет, класс, аудитория)

2)Помещение с большим числом людей (залы, спортивные сооружения, музеи, вокзалы, аэропорт и т.д.)

3)Разъезды и командировки

5)Экстремальные условия (в воздухе, под землей, под водой, угроза для жизни)

6)Работа на дому

7)Специально оборудованное помещение (мастерская, лаборатория, операционная)

8)Вахтовый метод или сезонная работа (несколько недель напряженно работать без выходных, зато потом столько же времени отдыхать)

III. ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ И ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

9. Выберите 3-5привлекательных для вас учебных предмета

13)Основы безопасности жизнедеятельности

14)Мировая художественная культура

10.Отметьте наиболее привлекательный для вас профиль обучения

2)Естественнонаучный профиль (физика-химия, биология-география),

10) Оборонно-спортивный профиль

11. Отметьтеинтересующие вас отрасли экономики (1-4 варианта)

1)Сельское, лесное и рыбное хозяйство

2)Разведка недр и добыча полезных ископаемых

7)Строительство и архитектура

8)Торговля и общественное питание

12)Операции с недвижимым имуществом

14)Обеспечение правопорядка и безопасности

15)Социальное обеспечение и здравоохранение

16)Образование и наука

17) IT-технологии, связь и телекоммуникации

19)Искусство, культура и СМИ

20)Физическая культура, спорт и туризм

12. Отметьте 2-3 отрасли экономики, в которых хотели бы работать после получения профессии.

Как правило проблемы профессионального самоопределения изучаются на выборках старшеклассников, стоящих на пороге определения своего профессионального будущего. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников.

В отечественной психологии большое место в самоопределении молодого человека отводится активности самой личности. Как отмечает А.Е.Голомшток, одной из важнейших признается «работа по воспитанию у учащихся стремления к самопознанию, активизации их внутренней позиции в выборе профессии» (А.Е.Голомшток, 1979, с. 30). В связи с этим в процессе профессионального самоопределения выделяется задача формировать профессиональную направленность «как обусловленную отношением человека к профессиональной деятельности установку личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии» (Л. Л. Кондратьева, 1975, с. 144). По существу, выбор профессии свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. В выборе профессии выступают в своем оптимальном сочетании личные интересы выпускника и, общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии народного хозяйства, науки, культуры. Правильный выбор свидетельствует о развитии положительных черт личности учащегося, об известной сформированное™ его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий.

Выбор в конечном счете демонстрирует, насколько успешно взаимодействовали три главных участника воспитательного процесса, насколько справились со своей задачей семья, школа, общественная среда.

Выбирая профессию, школьник ориентируется на три ряда факторов. Во-первых, на личные интересы, склонности. Не следует думать, что это непременно узко индивидуалистические интересы. Выполнение общественного долга может среди них доминировать. Сюда же входят: удовлетворение материальных и духовных потребностей, общественная оценка профессии, ее престиж, содержание деятельности, условия, в которых она протекает, возможности квалифицированного роста и продвижения, профессиональная среда со специфическими формами общения и др.

Второй ряд факторов связан с пониманием того, «где я нужен», пониманием места выбираемой профессии в структуре общества, необходимости в кадрах, ощущаемых определенными регионами страны, знаниями о мире профессий. Если первый ряд факторов формируется под влиянием определенных воспитательных воздействий, то второй отражает, главным образом, уровень ознакомления с потребностями общества в рабочих руках и самими профессиями.

Третий ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний.

Таким образом, целое направление исследований по профессиональной ориентации посвящено главным образом анализу факторов, причин выбора профессии и способам активизации этого процесса. Более перспективным представляется направление исследований, в которых этот процесс включен в более широкий контекст формирования личности профессионала, т.е. в проблематику становления личности в целом. Л.И.Божович подчеркивала, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а сам процесс самоопределения можно назвать «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» (Л.И. Божович, 1968, с. 44).

Выбор профессии рассматривается с позиций построения, проектирования жизненной перспективы учащимися старшего подросткового и юношеского возраста, для которых «устремленность в будущее» становится одной из главных личностных характеристик (Л.И.Божович, 1968; М.Р.Гинзбург, 1988, 1994; Н.Н. Толстых, 1984, 1989 и др.). «Выбор конкретной профессии (или профессионального направления), - отмечает М.Р.Гинзбург,- делает смысловое будущее определенным» (М.Р.Гинзбург, 1994, с. 50).

Для того, чтобы выбор профессии был не только мотивированным, но обеспечивал бы успешное формирование профпригодности, необходимо осуществлять эффективное психолого-педагогическое руководство этим процессом. На выбор профессии влияют множество факторов: это и социальные условия жизни в целом, условия семейного воспитания и особенности обучения в школе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, актуальные потребности общества в кадрах, общественная значимость профессии, ее содержание и привлекательность в глазах молодежи, средства массовой информации и многое другое.

Известно много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии у человека ярко выраженных способностей, одаренности. Особенно отчетливо это выступает в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы «предопределяется» ярко выраженной индивидуальностью, одаренностью индивида, которые служат источником развития положительной мотивации к определенным видам деятельности. Известны случаи раннего проявления музыкальных, художественных, математических и других способностей. Так, в раннем возрасте начал сочинять музыку и выступать с концертами В.Моцарт. С 6-ти лет появилось яркое художественное дарование В. Серова (В. Смирнова-Ракитина, 1961). Из наших современников можно назвать Надю Рушеву, прожившую всего лишь 17 лет, но заявившую о себе как о незаурядной художнице (Графика Н.Рушевой, 1976). Очень рано проявился математический дар у знаменитого физика Л.Ландау, который в 4,5 года предпочитал всем занятиям и играм упражнения с числами, в 13 лет окончил школу, а в 14 стал студентом (М.Бессараб, 1978). Подобные примеры можно продолжить. Надо отметить, что интерес к определенному виду деятельности, выраженные способности помогали многим людям стойко переносить неудачи, преодолевать многочисленные препятствия на пути к вершинам мастерства.

Однако неверным было бы считать, что только раннее самоопределение обеспечивает успешное профессиональное становление. Примеров позднего самоопределения, приведшего к высоким достижениям в разных областях деятельности, столь же много. Широко известен факт слабой успеваемости в гимназии Д.И.Менделеева (Г.Смирнов, 1973), которого неоднократно намеревались оставить на второй год; огромные трудности испытывала Г.С.Уланова в период обучения (Б.А.Львов-Анохин, 1984) и т.д. Эти факты свидетельствуют о том, что процесс профессионального самоопределения не сводится лишь к выбору профессии - это длительный сложный процесс жизненного самоопределения в целом. Совершенно справедливо указывают Т.В. Кудрявцев и В.Ю.Шегурова на то обстоятельство, что даже «мотивированный выбор личностью будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения» (1983, с. 52).

Многие аспекты формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению стали предметом исследований, проводящихся под руководством Е.А.Климова, О.А.Конопкина, Б.А.Федоришина, Д.И.Фельдштейна и других. Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития «операциональной и мотивационно-потребностной сфер личности» (Э.А.Фарапонова, 1988; В.В.Чебышева, 1983 и др.).

В психологии готовность рассматривается как психическое состояние (Н.Д.Левитов, 1964) и как устойчивая характеристика личности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, 1976). Как известно, понятие «установка» в психологии начало употребляться как показатель готовности к различным формам направленного реагирования: моторная установка, сенсорная установка и т.д. В современной психологии установка изучается в связи с общей активизацией организма, как состояние предшествующее поведению (там же). Психологическая готовность к определенной форме реагирования формируется под влиянием определенных внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации, это может быть и сама деятельность и готовность к деятельности, действию.

А.Г. Асмолов (1979) выделяет три вида установки: смысловую, целевую и операциональную. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению деятельности. Целевая установка определяет устойчивость действия и появляется в тенденции к завершению прерванных действий. Операциональная установка жестко предопределяет развертывание способов осуществления действий. К операциональным компонентам психологической готовности к профессиональному самоопределению относятся: вся система базисных и профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функций, а к личностным компонентам - направленность на труд, особенности мотивов и интересов к нему, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности» (Фарапонова, 1988, с. 33)

Под психологической готовностью к профессиональному самоопределению понимается устойчивая характеристика личности, имеющая определенную структуру, в которую включаются: положительное отношение к трудовой деятельности, потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей, умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения, сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений, адекватная самооценка профессионально значимых качеств личности (А.В. Массанов, 1988). Структура психологической готовности, по мнению А.В. Массанова, включает в себя следующие компоненты: а) мотивационный, б) познавательный, в) эмоциональ ный, г) волевой. По нашему мнению, в обсуждаемое определение готовности следует внести некоторые коррективы. Мы считаем, что под психологической готовностью к профессиональному самоопределению следует понимать динамичное личностное образование, имеющее специфическую структуру на разных возрастных этапах. С возрастом оно изменяется, обогащается, и в разные периоды развития на первый план могут выходить те или иные компоненты готовности. Готовность имеет неодинаковые границы созревания, входящие в ее структуру компоненты развиваются и могут менять свою значимость на разных стадиях развития человека, сама структура носит индивидуализированный характер, зависящий от объективных и субъективных факторов развития ребенка.

Анализ проводившихся в этой области исследований и собственное экспериментальное исследование позволяет на данном этапе разработки проблемы включить в структуру психологической готовности к профессиональному самоопределению следующие составляющие:

1. Наличие знаний о мире профессий и их динамике (с учетом социально-исторического подхода к профессиям);

2. Развитые интересы и склонности к разным видам деятельности, которые могут иметь выход на профессиональную деятельность;

3. Развитые профессиональные намерения;

4. Адекватная оценка своих возможностей по отношению к разным видам деятельности;

5. Умение соотносить свои интересы и способности с миром профессий;

6. Активность в стремлении познать себя;

7. Определенная самостоятельность, независимость суждений относительно своих профессиональных намерений, аргументированность предпочтений в выборе профессии;

8. Определенная зрелость личности.

На наш взгляд весь процесс личностного развития ребенка на разных стадиях вносит вклад в выбор будущей профессии. Поэтому представляет интерес изучение динамики формирования психологических предпосылок формирования готовности к такому выбору на разных возрастных этапах.

Автореферат диссертации по теме "Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ психологии

На правах рукописи

БОГУЧАРОЗА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКИАССНИКСа

I9.00.Ci.- Общая психология, история поихологии

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена в лаборатории Психологии личнооти Института психологии Академии наук СССР

Научный руководитель - кандидат филооофоких наук

Официальный оппоненты - доктор психологачеоких наук

Ведущее учреждение - Московский государственный педагогический университет им; В.И.Ленина /кафе-

га психологии АН СССР.

Адрео: 129366, Мсзква, ул.Ярославская, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института поихологии АН СССР.

кандидат психологических наук В.З.Мильман

на заседании специализированного Совета К.002.31.02 Институ-

Ученый секретарь специализированного Совета кандадаг философских наук

• Акту ал ьн ость jrewj. Ранняя школьная юность обычно рассматривается как период интенсивного поиска путей профессионального самоопределения. Предпочтение сферы труда превращается в особый центр ситуации развития юноаества. Выбор профессии, психологический смнсл которого заключается в реализации школьниками своих деятельностных возмоотостсй на благо других людей, ведет к максимальному раскрытию общественной сущности молодежи, тем самим, способствуя процессам становления личности. Повышение значимости вопроса о выборе в сфере труда для старшеклассников и необходимость его решения как одного из факторов регулирования трудовых ресур-соа, особенно в условиях предполагаемой безработицы, требует тщательного изучения роли и места учебно-трудовой деятельности, профориентайки в перестройке личности растущего человека.

трудовой деятельности школьников в профориентации. Последнее направление теоретических и экспериментальных разработок, сконцентрировалось на поиске причин, закономерностей, механизмов, специфических структур, от которых зависит смогут ли молодив люди, стоящие на пороге самостоятельной жизни, найти себя в профессиональной о$ере /К.А.Абульханова-Славская,В.Г. Асеев, В.Врум, М.Н.Назимов, Н.Н.Толстых и др./. В теориях этого круга ученых желания, способности как бы внедрены уже в функционирование психологических механизмов и струкоур.

Несмотря на столь значительный интерес к проблеме, вместе с тем, зависимость выбора профессии от особенностей развития личности в ранней юности не была до сих пор предметом специального изучения. Актуальность проблемы ь нсзой конкретно-истерической ситуации развития юношества и ее недостаточная разработанность спределили ему исследования.

П22^ле^_исслеао:вания - психологическое содержание выбора профессии в ранней юности.

Объект исследования - учащиеся 8-10 /9-11/ классов,проходившие производственное обучение и осуществившие свой первый профессиональный выбор специализации в УПК, а также выпускники школ в начальном периоде трудоустройства или продолжения учебы.

Профессиональный выбор является ключевым моментом самоопределения школьников в сфере труда. Его изучение предполагает анализ психслогичеокой готовности /И.В.Дубровина, 5.И. Иващенко, З.А.5аралонова/. Поэтому предметом исследования стала психологическая готовност к выбору профессии в ранне юности в ее структурных и функциональных составляющих, моти нация выбора.

выявить структурные и функциональные составляющие психологической готовности к выбору профес сии или специализации в сфере труда у старшеклассников,вкли чая ценносгше образования и деятельноотную готовность, мотивацию выбора как в отагике, так и в динамике.

Гипотеза исследования: X. У старшеклассников сушествуе три зоны /области/ значимости профессионального выбора -сверхзначимая, принимаемая, отвергаемая. Психологические хг рактвристики грех зон различны. Крайние - имеют тенденцию i

¿адекватному отражению дея1зльностной готовности. Средняя,-[ринимаемая - относительно адекватно отражает деятельностью готовность учащихся к избранны» профессиям. 2. При нали-ши идеальных и реальных целей /установок/ профессионального • шбора старшеклассников ичеальнв® цели, в основном, формируйся по содериательно-смысловым, а реальные - по дикамичес-И1М механизмам. 3. Нормирование психологической готовности к выбору профессии в ранней юности зависит от ценностных ори- . актаций ^ДО/ и деятельностной готовности так, что чем менее зубъективно значимы для старшеклассников ЦО, тем ниже дея-гельностнак готовность в конкретно избранной специализации в /ПК и тем больле родственных профессия оценивалгся как достижимые /доступные/.

В соответствии о целью и гипотезой были определены конкретные задачи:

С. Лагь характеристику.психологической специфики процессов принятия решения старшеклассниками, рассмотрев их ЦО и деягельностную готовность в отношении избираемых профессий.

2. Выявить структуру и механизмы функционирования предпочтения, намерений учашхся в профессиональном аспекте, проанализировав внутривозрастные изменения.

!1вть5олоп1^скую_основу исследования составляют принципы детерминизма психических явлений /С.Л.Рубинштейн/, оамо-детершнации как.основного условия профессионального выбора /К.А.Абульханоза-Славская/, гГредставление о зональном отроении мотивационной сферы, положение о двух тенденциям в поведении человека: результативно-целевой и процессуальной, которые выполняют регулирующую функцию в профессиональном самоопределении молодежи /В.Г.Асеев/.

В работе был применен комплексный_метдд изучения.включавший эксперимент, метод экспертных оценок, беседы, анкеты.

Базой ¡экспериментального исследования стали общеобразовательные средние школы № И, 22, 48, УПК В I г Луганска и УПК Пролетарского района I.Москвы. На протяжении 1987-91 годов в работе приняли учаотие 1075 старшеклассников. В УПК школьники специализировались по таким профилям, как автодело, автослесари, машинопись, младшие медсестры и фельдшер младший продавец продтоваров, радиодело, телеграфисты, столяры, токари, швеи и некоторым другим.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическая готовность к выбору профессии в ранней юности функционально и структурно связана о тенденцией гармонизации ценностных ориентация и деятельности ой готовности личности в различных видах труда.

2. Ведущим типом дисгармоничной структуры психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников является соотношение неадекватно широкой деятельностной готовности с ценностно ориентационным негативизмом для одних и тех же профессий.

З.Инверси они ость выбора учащихся заключается в том, что Еслед за редукцией динамической модальности начинает преобразовываться в противоположном направлении содержательно-смысловая, т.е. невозможность по разным причинам достижения профессий приводит к изменению знака предпочтений в отношении, них ка противоположный. Аналогично в случаях блокирования оодсриаг&льно-с«нсловой модальности.

ч. Необходимым условием формирования психологической готовности у школьников старших клаосов является такая орга-

низациг учебно-производственного груда и профориентационной работы в школе и УПК, которая обеспечивала бы, о одной стороны, развитие и возможную коррекцию ЦО в профессиональной сфере, а с другой - станозление деятельностной готовности как для избранной специализации, так и группы родственных профилей обучения.

Научная Новизна работ заключается в том, что впервые был выявлен чрезвычайно характерный для профессионального самоопределения в ранней юности факт дисгармоничности, неустойчивости, гармонизации структур психологической готовности, обусловленный возрастными особенностями развития личности. Оказалось, что дисгармоничность характеризуется неадекватно широкими намерениями в сочетании с негативными предпочтениями в отношении одних и тех же видов груда. Обнаружен-механизм инверсии - изменение знака на противоположный -.. профессиональных предпочтений и намерений, определяющий формирование неустойчивых структур психологической готовности к выб ору.

Проведен анализ ценностных ориентация а деятельностной готовности для различных видов труда. Установлено, что формирование психологической готовности к выбору зависит от трехзопального строения профориентаций старшеклассников: оверхзначимой, принимаемой, отвергаемой. При этом для профориентаций из отвергаемой области доминирующими оказываются ситуация выбора и деятельностнач готовность учащихся. Для принимаемой - существенно единство между ЦО и деятельностной готовностью, что характеризует гармоничные структуры самоопределения. В свою очередь, выбор из сверхзначимой области в основном связан с результативно-целевыми компонентами - ЦО, самооценкой /СО/, уровнем притязаний, уверенностью в достижимости профессии. Кроме того, в исследовании определены возможности психолого-пздагогического воздействия на профессиональное самоопределение учащихся старших классов.

• Структура диссертации. Работа состоит из введения, дь/х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения .

обоснована актуальность проблемы, определены цель, задачи и методы, сформулирована гипотеза, представлены положения, выносимые на защиту, показана научкач новизна и практическая ценность проведенного исследования.

исследования гармоничные, дисгармоничные и неустойчивые структуры готовнооти к профессиональному выбору у старшеклассников. Текст диссертации иллюстрирован графиками и таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ.

Практика профориентации показывает, что только в специально организованных уоловиях школьники начинают сознательно подходить к выбору профессий. По мнению психологов, рациональным выборам часто мешают эмоциональные установки /Д.Сьюпер, В.В.Чебышева/. Поэтому задача любого профконсультационного мероприятия состоит в том, чтобы помочь выпускникам свести к минимуму не относящиеся к делу факторы. Целенаправленная система учебно-производственного труда, профориентационная работе, организация психологической помощи облегчает для них переход от романтической йаправленносги к реальному выбору,ли-, квидирует двойственность профориентаций.

Отноаение к труду представляет собой целостное мотиваци-онное образование, проявляющееся в психологической готовности к профессиональному выбору. В нем юноши и девушки обычно находят готовые варианты деятельностей, путей профессиональной и образовательной подготовки. Как отмечено в литературе, процесс выбора или принятия решении состоит из двух фаз - определения ценности каждого варианта деятельности и сравнения их между собой /O.K.Тихомиров/. Для старшеклассников ценность профессионального вврианта зависит от вероятности его ожидаемого наступления. С увеличением цзннооти и достижимости ка-

вания действий, различных анкет и опросников, создания ситуаций выбора. Использование различных методов и методик дело возможность сравнить полученные данные.

о другой. С учетом занятий по интересам. Очевидно, что показатели значимости ситуации самоопределения говорят, скорее, о трудностях формирования личности на современном этапе в профессиональном аспекте, чем о снижении актуальности вопросов выбора в ранней юности.

Соотнокение негативных предпочтений и позитивных намерений для различных групп профессий /в % от общего числа испытуемых/

Условные обозначения: профессиональные намерения /позитивные/ профессиональные предпочтения /негативные/

Воробьева Вера Петровна

В статье рассматривается структура готовности личности к профессиональному самоопределению, определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности личности к профессиональному самоопределению.

ВложениеРазмер
rovesnik_struktura_gotovnosti_k_professionalnomu_samoopredeleniyu.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Структура готовности личности к профессиональному самоопределению

В.П. Воробьева, педагог-психолог

г.Сочи, МБУДО Центр внешкольной работы «Ровесник»

Готовность к выбору профессии – «сложное структурное образование взаимосвязанных, скрепленных убеждениями морально-волевых качеств личности, социально значимых мотивов, способов поведения, знаний о профессии, практических умений и навыков» (Рыбин В.А. Формирование готовности учащихся восьмилетней школы к сознательному выбору рабочей профессии: Автореф.канд.дис.).

В ходе разработки структуры готовности к профессиональному самоопределению в качестве исходного выступало понятие «готовность к деятельности», рассмотренное в исследованиях М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича. Изучение структуры готовности личности к профессиональному самоопределению как системного образования, потребовало обращения к понятию личности, к анализу ее целостных свойств и структуры.

Знание структуры личности необходимо для того, чтобы регулировать процесс профессионального самоопределения, создания необходимых психолого-педагогических условий формирования, контроля, коррекции и развития личности учащегося.

Личность проявляется в направленности, чертах характера, особенностях воли, способностях (когнитивных, коммуникативных и др.) человека. По мнению таких психологов как Л.И.Божович, А.Г. Ковалев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, структура личности состоит из взаимосвязанных подструктур.

Первая подструктура – это направленность личности, ее социальные установки, ставшие свойствами личности и определяющие отношения человека к действительности и к самому себе. Сюда входят обусловленные общественной жизнью потребности, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения, мотивы, идеалы, т.е. ценностные ориентации человека.

Вторая подструктура – индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, умений, навыков, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека).

Третья подструктура – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, чувства, воображение, воля, эмоции).

Четвертая подструктура – это свойства темперамента, или психологические основы высшей нервной деятельности человека.

Понятия «личность» и «профессиональное самоопределение» неразрывно связаны с понятием «сознание» (самосознание). Развитая личность обладает развитым самосознанием, а итогом процесса профессионального самоопределения является готовность личности к сознательному выбору профессии. Ломов Б.Ф. выделяет следующие подсистемы сознания : когнитивную, регулятивную и коммуникативную, которые обладают различными функциональными качествами.

Итак, проведенный теоретический анализ позволил выделить в структуре готовности личности к профессиональному самоопределению четыре компонента: когнитивный, регулятивный, коммуникативный и темпераментальный .

Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Функцией когнитивного компонента является познание, активное целенаправленное приобретение знаний. Функция регулятивного компонента состоит в обеспечении регуляции деятельности и поведения, их произвольности. Функция коммуникативного компонента проявляется в процессе общения человека с другими людьми, которое является необходимой составляющей жизни общества. Темпераментальный компонент является фоном, на котором протекает любая деятельность человека (например, учебная или будущая профессиональная), он обусловливает качество и специфику протекания этой деятельности.

Следующая задача - насыщение понятия «готовность к профессиональному самоопределению» конкретным содержанием - совокупностью показателей (свойств личности), ее определяющих.

Изучение целостных свойств личности, в числе которых и готовность к профессиональному самоопределению, нельзя осуществить путем разложения этой личности на отдельные компоненты и функции. Использование этого метода в данном случае приводит к тому, что готовность к профессиональному самоопределению оказывается набором характеристик, совокупность которых не в состоянии раскрыть целое.

По вполне понятным причинам учесть весь спектр свойств, необходимых выпускнику образовательного учреждения для успешного овладения и реализации профессиональной деятельности, не представляется возможным, поэтому мы вынуждены ограничиться важнейшими компонентами.

Итак, в выделенных в ходе теоретического анализа структурных компонентах готовности личности к профессиональному самоопределению определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности к профессиональному самоопределению:

а) Когнитивный компонент :

1. Показатели интеллектуальной сферы:

- способность к решению словесных головоломок

- способность к решению математических головоломок

- способность к нахождению логических связей

- способность классифицировать понятия

- способность к обобщению

2. Обобщенный показатель интеллектуального потенциала

б) Регулятивный компонент :

  1. Мотивация достижения и избежания неудач
  2. Ценностные ориентации
  3. Самооценка
  4. Внутренняя и внешняя поддержка (уровень субъективного контроля)
  5. Направленность личности:
  • на себя,
  • на взаимодействие,
  • на задачу

в) Коммуникативный компонент :

Показатели коммуникативного взаимодействия:

  • авторитарный стиль взаимодействия,
  • демократический стиль взаимодействия,
  • альтруистический стиль взаимодействия,
  • конформный стиль взаимодействия,
  • игнорирующий стиль взаимодействия,
  • манипулятивный стиль взаимодействия.

г) Темпераментальный компонент :

2. Ригидность – лабильность

3. Эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность

5. Быстрый - медленный темп реакции

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство - показатель высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению.

На основании выделенных компонентов и их составляющих разработана система диагностики сформированности готовности к профессиональному самоопределению , апробация которой осуществляется на базе МБУДО ЦВР «Ровесник» г.Сочи.

Таким образом, учащийся, готовящийся к выбору профессии должен быть зрелым в психологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому понятие «готовность к профессиональному самоопределению» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни учащегося, в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности учащегося к профессиональному самоопределению выявляются основные показатели и уровень сформированности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению для учащихся 8 - 11 классов.

Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не­простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?»[Целостное представление о своём .


14.04.2020 Электронный практикум УД Психология личности и профессиональное самоопределение Специалист: личность и профессия гр.318-МТ17 Ушакова О.А
27.05.2020 УД Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности группа 202-от/18, преподаватель Ушакова О.А.
29.05.2020 УД Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Профессиональное самоопределение личности группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
15.06.2020 УД Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Специалист личность и профессия преподаватель Ушакова О.А.
04.06.2020 Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Психологические особенности развития субъекта профессионального самоопределения группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
09.06.2020 Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Лекция Личность и самооценка группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.

Читайте также: