Что такое укрупненная группа профессий

Опубликовано: 15.05.2024

К ВОПРОСУ КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОС/ФГОС ВПО ДОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФИЛЮ ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ».

ОБ УКРУПНЕННЫХ ГРУППАХ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Установление соответствия между специальностями и направлениями подготовки высшего образования, указанными в старом, 2009 года, перечне и новом, 2013 регламентируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1245 (размещены на страничке Государственная аккредитация 2015 сайта ВятГУ в разделе «Внешние нормативные акты»).

Некоторые пояснения: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в связи с введением аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры-стажировки в уровни высшего образования Минобрнауки России была проведена соответствующая работа по модернизации перечней направлений подготовки и специальностей профессионального образования.

Последнее переутверждение данного перечня было проведено в 2009 году. В этой редакции содержались сведения о 29 укрупненных группах направлений подготовки и специальностей, 295 профессиях начального профессионального образования, 241 специальностях среднего профессионального образования. В перечне также содержались записи о более чем 350 направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, 114 специальностях высшего профессионального образования.

Однако, данный подход не соответствовал принятым на международном уровне документам и не позволял обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете. Кроме того, до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию. Соответственно, на них не устанавливались перечни направлений подготовки, не утверждались федеральные государственные образовательные стандарты. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников (их в настоящее время в Номенклатуре специальностей научных работников около 500). По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадала с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.

В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы:

ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.

ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям. За основной ориентир была взята международная система классификации отраслей науки и технологий, предложенная ОЭСР (FOS, 2007). Для того, чтобы учесть специфику уровней среднего профессионального образования и бакалавриата, а также не потерять образовательные программы в тех областях профессиональной деятельности, которые не содержат научный и высокотехнологичный компоненты, в качестве второго ориентира была использована Международная система классификации по образованию (МСКО, 2011), утвержденная и поддерживаемая ООН.

Структура перечней должна строится на основе трех иерархических уровней:

ü укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы);

ü направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.

Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровней профессионального образования.

Разработка нового перечня направлений подготовки и специальностей осуществлялась рабочей группой по модернизации содержания образования, созданной при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России совместно с экспертами Ассоциации классических университетов России, Ассоциации инженерного образования, Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, Совета Ассоциации технических университетов.

В соответствии с рекомендациями группы разработчиков было принято решение:

ü Сформировать Области образования следующим образом: за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), при необходимости переформулируя их названия с учетом специфики российской науки и российского образования, добавить область «Образование и педагогические науки» (в соответствии с МСКО-2011), а также «Искусство и культура». Таким образом, были образованы 8 областей образования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии, технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Гуманитарные науки;

Искусство и культура.

ü Сформировать Укрупненные группы (единые для всех уровней профессионального образования) следующим образом: за основной ориентир взять укрупненные группы наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий, определенных Президентом России, и нужд оборонной промышленности) и 1 Укрупненную группу в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм»). Всего было образовано 55 Укрупненных групп.

Все действующие направления подготовки бакалавров и магистров, а также специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в соответствии с требованиями 273-ФЗ аккредитация образовательных программ будет проходить по Укрупненным группам.

ü В каждой Укрупненной группе установить, как правило, одно направление подготовки аспирантуры (учитывая, что в рамках направления подготовки, на которое будет утвержден рамочный федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная или научная организация сможет разработать несколько образовательных программ с ориентацией на конкретные специальности научных работников).

Итак, КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «соответствие требованиям ГОС/ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе»?

В данном случае имеется ввиду специальность (направление) по диплому высшего профессионального образования. Копия диплома в обязательном порядке должна находится в личном деле преподавателя.

Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по ООП должна составлять не менее 50 % (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы).

Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом:

а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине "Математика" соответствует направление подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА");

б) определяется УГН, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА" соответствует УГН 01.00.00 "МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА"); Причем та же математика на пересечении с информационными науками или с физикой будет относится уже к УГН 02.00.00 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ» и «ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ» соответственно.

в) определяется УГН, соответствующая специальности преподавателя по диплому;

г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГН, определенных в пп. б) и в).

Понятно, что специальность по диплому не всегда формулируется так же, как в ПЕРЕХОДНИКЕ (часто меняется за последние годы). Поэтому соответствие определяет специалист в том или ином направлении подготовки/специальности по содержательному признаку. При экспертизе ООП такое право дано эксперту. В нашем случае это определяет заведующий кафедрой, который должен быть готов ответить за свое решение.

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст

Дата введения -
1 января 2004 года

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION

ОК 009-2003

(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству" (ФГУП "ВНИИКИ") Госстандарта России.

Представлен Министерством образования Российской Федерации.

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

3. Взамен ОК 009-93.

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

- определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

- регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

- интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:

- блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

- укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 - 2005 годы.

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;

5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей - курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе - наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

5 - среднее профессиональное образование;

6 - высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

- для среднего профессионального образования:

1 - базовый уровень подготовки;

2 - повышенный уровень подготовки;

- для высшего профессионального образования:

5 - дипломированный специалист;

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - укрупненная группа специальностей и направлений подготовки

120100 Геодезия - направление подготовки

Квалификации по направлению подготовки Геодезия

62 Бакалавр техники и технологии

68 Магистр техники и технологии,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

6 - высшее профессиональное образование;

цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: "Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия".

120101 Прикладная геодезия - специальность.

Квалификации по специальности Прикладная геодезия:

52 Старший техник,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

6 - высшее профессиональное образование,

5 - среднее профессиональное образование;

цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:

5 - дипломированный специалист,

1 - базовый уровень подготовки,

2 - повышенный уровень подготовки.

Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: "Инженер по специальности Прикладная геодезия".

Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП "ВНИИКИ" Госстандарта России.

ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

от 29 октября 2013 года N 1199

(с изменениями на 20 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года N 1350 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2015, N 0001201512080017);

приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.12.2016, N 0001201612130037);

приказом Минпросвещения России от 3 декабря 2019 года N 655 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2020, N 0001202002250044) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года);

приказом Минпросвещения России от 20 января 2021 года N 15 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2021, N 0001202102190033).

Перечень профессий среднего профессионального образования (приложение N 1);

Перечень специальностей среднего профессионального образования (приложение N 2).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 декабря 2013 года,
регистрационный N 30861

Приложение N 1

Перечень профессий среднего профессионального образования

(с изменениями на 20 января 2021 года)

Коды укрупненных групп профессий. Коды профессий

Наименования укрупненных групп профессий. Наименования профессий

Квалификация(ии) квалифицированного рабочего и служащего

Математические и естественные науки

Науки о земле

Инженерное дело, технологии и технические науки

Техника и технологии строительства

Изготовитель арматурных сеток и каркасов

Сварщик арматурных сеток и каркасов

Монтажник наружных трубопроводов

Монтажник технологических трубопроводов

Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов

Кровельщик по стальным кровлям

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

Мастер сухого строительства

Облицовщик синтетическими материалами

Монтажник каркасно-обшивных конструкций

Мастер общестроительных работ

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

Электросварщик ручной сварки

Мастер отделочных строительных работ

Монтажник каркасно-
обшивных конструкций

Облицовщик синтетическими материалами

Слесарь по строительно-монтажным работам

Слесарь по сборке металлоконструкций

Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Электромонтажник по освещению и осветительным сетям

Машинист машин и оборудования в производстве цемента

Машинист (обжигальщик) вращающихся печей

Машинист (обжигальщик) шахтных печей

Машинист сырьевых мельниц

Машинист угольных мельниц

Машинист цементных мельниц

Изготовитель железобетонных изделий

Машинист формовочного агрегата

Моторист бетоносмесительных установок

Формовщик изделий, конструкций и строительных материалов

Прессовщик строительных изделий

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

Слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве

Слесарь по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем

Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

Слесарь по изготовлению узлов и деталей технологических трубопроводов

Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке

Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке

Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям

Электромонтажник по кабельным сетям

Электромонтажник по освещению и осветительным сетям

Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

Монтажник электрических подъемников (лифтов)

Монтажник электрических подъемников (лифтов)

Мастер путевых машин

Наладчик железнодорожно-
строительных машин и механизмов

Оператор дефектоскопной тележки

Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов

Обходчик пути и искусственных сооружений

Ремонтник искусственных сооружений

Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Мастер отделочных строительных и декоративных работ

Монтажник каркасно-обшивных конструкций

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Электромонтажник по освещению и осветительным сетям

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Информатика и вычислительная техника

Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Наладчик технологического оборудования

Наладчик компьютерных сетей

Наладчик технологического оборудования

Мастер по обработке цифровой информации

Оператор электронно-
вычислительных и вычислительных машин

Электроника, радиотехника и системы связи

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре

Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры

Радиомонтер приемных телевизионных антенн

Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования

Монтажник связи - антенщик

Монтажник связи - кабельщик

Монтажник связи - линейщик

Монтажник связи - спайщик

Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания

Электромонтер станционного оборудования радиофикации

Электромонтер станционного оборудования телеграфной связи

Электромонтер станционного оборудования телефонной связи

Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания

Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации

Наладчик технологического оборудования (электронная техника)

Наладчик-монтажник испытательного оборудования

Наладчик технологического оборудования

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

Контролер оптических деталей и приборов

Оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали

Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры

Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры

Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем

Контролер оптических деталей и приборов

Оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Электро- и теплоэнергетика

Машинист блочной системы управления агрегатами (котел-турбина)

Машинист-обходчик по котельному оборудованию

Машинист паровых турбин

Машинист газотурбинных установок

Машинист-обходчик по турбинному оборудованию

Машинист паровых турбин

Слесарь по обслуживанию оборудования электростанций

Электрослесарь по ремонту оборудования электростанций

Электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций

Электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств

Электрослесарь по ремонту электрических машин

Электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанций

Слесарь по ремонту оборудования топливоподачи

Слесарь по ремонту оборудования электростанций

Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей

Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов

Слесарь по ремонту парогазотурбинного оборудования

Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей

Электромонтер оперативно-выездной бригады

Электромонтер по обслуживанию подстанций

Электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций

Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей

Электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций

Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети

Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети

Электромонтер по ремонту электросетей

Электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики

Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи

Электромонтер по ремонту вторичной коммутации и связи

Электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Электромеханик по лифтам

Электромеханик по лифтам

Машиностроение

Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования

Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

Сварщик частично механизированной сварки плавлением

Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе

Сварщик ручной сварки полимерных материалов

Сварщик термитной сварки

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

Электросварщик ручной сварки

Сварщик на лазерных установках

Сварщик на лазерных установках

Наладчик литейного оборудования

Наладчик литейных машин

Наладчик формовочных и стержневых машин

Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Машинист трелевочной машины

Тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса

Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования

Слесарь по ремонту лесозаготовительного борудования

Монтажник технологического оборудования (по видам оборудования)

Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций

Монтажник дробильно-размольного оборудования и оборудования для сортировки и обогащения

Монтажник оборудования атомных электрических станций

Монтажник оборудования коксохимических производств

Монтажник оборудования металлургических заводов

Монтажник сельскохозяйственного оборудования

Монтажник шахтного оборудования на поверхности

Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

Машинист холодильных установок

Машинист холодильных установок

Наладчик контрольно-
измерительных приборов и автоматики

Наладчик контрольно-
измерительных приборов и автоматики

Слесарь по контрольно-
измерительным приборам и автоматике

Слесарь по контрольно-
измерительным приборам и автоматике

Слесарь по контрольно-
измерительным приборам и автоматике

Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

Наладчик станков и оборудования в механообработке

Наладчик автоматических линий и агрегатных станков

Наладчик автоматов и полуавтоматов

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

Станочник широкого профиля

Оператор станков с программным управлением

Станочник широкого профиля

Контролер станочных и слесарных работ

Комплектовщик изделий и инструмента

Контролер станочных и слесарных работ

Слесарь механосборочных работ

Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Оператор станков с программным управлением

Оператор станков с программным управлением

Станочник широкого профиля

Токарь на станках с числовым программным управлением

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Мастер слесарных работ

Слесарь механосборочных работ

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Дефектоскопист по визуальному и измерительному контролю

Дефектоскопист по ультразвуковому контролю

Дефектоскопист по радиационному контролю

Дефектоскопист по капиллярному контролю

Дефектоскопист по магнитному контролю

(Строка дополнительно включена с 24 декабря 2016 года приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 года N 1477)

Химические технологии

Лаборант по физико-механическим испытаниям

Лаборант по физико-механическим испытаниям

Лаборант по анализу газов и пыли

Лаборант спектрального анализа

Лаборант химического анализа

Лаборант химико-
бактериологического анализа

Аппаратчик-оператор экологических установок

Аппаратчик обессоливания воды

Аппаратчик осушки газа

Аппаратчик очистки газа

Аппаратчик очистки жидкости

Аппаратчик очистки сточных вод

Аппаратчик переработки отходов химического производства

Оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих установок

Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ

Профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 24

Оператор производства стекловолокна, стекловолокнистых материалов и изделий стеклопластиков

При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

Формула расчета конкурса на место

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.


Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Зачисление

Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.

Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.

Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.

Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.

Формула расчета количества бюджетных мест на специальности

Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.

Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.

Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:

  • победители олимпиад – зачисление без экзаменов, 100 баллов за соответствующий профилю олимпиады предмет;
  • поступающие по целевой и особой квотам – зачисление по отдельному конкурсу на специально выделенные места;
  • сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и некоторые другие поступающие – преимущественное право (приоритет) зачисления.


Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.

Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.

Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.

Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.

Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

  • 03.01 Филология.
  • 03.02 Лингвистика.
  • 03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика.
  • 03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).

Укрупненные группы объединены в области образования.

Области образования, укрупненные группы направлений и специальности

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

  • 01 – код укрупненной группы (Математика и механика)
  • 03 – уровень образования, бакалавриат
  • 01 – код конкретной специальности в группе.


Коды уровней высшего образования:

  • 03 – бакалавриат;
  • 04 – магистратура;
  • 05 – специалитет;
  • 06 – аспирантура;
  • 07 – адъюнктура;
  • 08 – ординатура;
  • 09 – ассистентура-стажировка.

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Минобрнауки России определило Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

Минобрнауки России определило Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г . № 1059 “Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки”

Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ВПО

Ссылка на файл с документом на портале www.fgosvo.ru:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г . № 1059 “Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки”

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г . № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г . № 466

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки. Министр Д.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2013 г .

формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г . № 1059)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - перечни):

1) перечня профессий среднего профессионального образования;

2) перечня специальностей среднего профессионального образования;

3) перечня направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

4) перечня направлений подготовки высшего образования - магистратуры;

5) перечня специальностей высшего образования - специалитета;

6) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

7) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

8) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

9) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

10) перечня направлений подготовки высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

11) перечня специальностей высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

12) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

13) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

2. Перечни формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства, в том числе для обеспечения его обороны и безопасности, в соответствии с динамикой развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с учетом международных тенденций развития и утверждаются приказами Минобрнауки России.

3. Внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России решения об утверждении соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

4. Профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы).

5. Укрупненные группы распределяются по областям образования (далее - области образования), имеющим следующие наименования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии и технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Искусство и культура;

Оборона и безопасность государства. Военные науки.

6. Код области образования не присваивается.

7. Каждой укрупненной группе присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, четыре последующие цифры - «0». Каждые две цифры отделяются точкой.

8. Коды укрупненных групп являются едиными для всех перечней независимо от того, в какую область образования входит укрупненная группа. В перечнях могут содержаться не все области образования и укрупненные группы.

9. По каждой укрупненной группе в перечнях указываются:

код укрупненной группы;

наименование укрупненной группы.

10. Каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу, в перечне присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с порядковыми номерами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки. Каждые две цифры отделяются точкой.

11. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки имеют следующие порядковые номера:

01 - перечень профессий среднего профессионального образования;

02 - перечень специальностей среднего профессионального образования;

03 - перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

04 - перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры; перечень направлений подготовки высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

05 - перечень специальностей высшего образования - специалитета; перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

06 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

07 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

08 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

09 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

12. По каждой профессии, специальности или направлению подготовки в перечнях указываются:

1) в перечне профессий среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) квалифицированного рабочего и служащего;

2) в перечне специальностей среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена;

3) в перечне направлений подготовки высшего образования:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий) бакалавра или квалификации магистра;

4) в перечне специальностей высшего образования:

наименование квалификации(ий) специалиста;

5) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

6) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

7) в перечне специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры:

8) в перечне специальностей высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки:

Утвержден Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.

Речь идет о 13 перечнях. В частности, это перечни профессий и специальностей среднего профобразования, направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры, специальностей специалитета, ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Перечни формируются и пересматриваются Минобрнауки России и утверждаются его приказами.

Изменения в перечни вносятся после принятия Министерством решения об утверждении соответствующего федерального образовательного госстандарта профессионального образования.

Профессии, специальности и направления, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы.

Группы распределяются по 9 областям образования: математические и естественные науки; иженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура; оборона и безопасность государства. военные науки.

Каждой группе присваивается 6-значный код: первые 2 цифры - порядковый номер группы, 4 последующие - "0". Каждые 2 цифры отделяются точкой.

Области код не присваивается.

Коды групп едины для всех перечней независимо от того, в какую область входит группа. В перечнях могут содержаться не все области и группы.

Читайте также: