Что влияет на мотивацию выбора профессии

Опубликовано: 05.07.2024

Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.

Сам термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Профессиональная мотивация - это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии. Мотивация в данном случае - процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения, они могут быть внешними и внутренними.

С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.

С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.

На формирование мотивов человека оказывают влияние различные социальные факторы, они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи.
На выбор профессии старшеклассников влияют следующие социальные факторы:

  1. настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
  2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;
  3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний.

Мотивация выбора профессии у подростка может быть и отчасти бессознательной, когда профессиональные потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им частично.

В научной литературе единой классификации мотивов выбора профессии нет. В одном случае выделяются такие группы мотивов как:

  • общая мотивация;
  • романтика профессий;
  • научно-познавательные мотивы;
  • мотивы общественной значимости профессии;
  • ссылка на пример.

В другом рассматриваются:

  • осознание перспективности избранной профессии;
  • учебные и внеклассные интересы;
  • желание приносить пользу;
  • влияние родных и знакомых.

В третьем выделяют следующие мотивы выбора профессии:

  • социальные мотивы;
  • моральные мотивы;
  • этические мотивы;
  • познавательные мотивы;
  • творческие мотивы;
  • мотивы, связанные с содержанием труда;
  • материальные мотивы;
  • престижные мотивы;
  • утилитарные мотивы.

Резюмируя вышеперечисленное, можно сказать, что основными мотивами выбора профессии подростка являются: позиция родителей, преподавателей, друзей; свои личные способности и предпочтения; информированность о профессиях и современном состоянии рынка труда. Причем чем шире диапазон выбора, тем, как известно, он психологически сложнее.


Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

Хайбуллина Румия Ряшитовна

Проблема свободы порождает значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор. Такая свобода становится для многих выпускников общеобразовательных школ неподъемной ношей, т.к. они не представляют своей профессиональной карьеры, не адекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Это происходит из-за того, что они не имеют достаточной информации о потребностях рынка, не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с ее помощью, т.е. профессия для выпускников выступает уже как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого. Затруднения в профессиональном самоопределении влияют на выбор жизненного пути. Адекватно выбранная профессия является ценностью личности, дает ей возможность самореализоваться, стать профессионалом в своем деле, выжить в условиях конкуренции.

ВложениеРазмер
мотивация профессионального выбора учеников 21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти

Проблема свободы порождает значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор. Такая свобода становится для многих выпускников общеобразовательных школ неподъемной ношей, т.к. они не представляют своей профессиональной карьеры, не адекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Это происходит из-за того, что они не имеют достаточной информации о потребностях рынка, не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с ее помощью, т.е. профессия для выпускников выступает уже как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого. Затруднения в профессиональном самоопределении влияют на выбор жизненного пути. Адекватно выбранная профессия является ценностью личности, дает ей возможность самореализоваться, стать профессионалом в своем деле, выжить в условиях конкуренции.

Ф.И. Иващенко отмечает ситуацию выбора профессии у выпускников как «парадоксальную». Парадокс состоит в том, что «важнейший в жизни выбор надо сделать раньше, чем у человека сложились способности» [1, с. 133 – 134]. Исходя из этой посылки, выбор учебного заведения совершает­ся многими учащимися без достаточных оснований [30, с. 238 – 242].

Кроме того, чем больше репрезентативное поле профессий, тем труднее осуществить профессиональный выбор в психологическом плане. Эти трудности сводятся к следующему:

1) отсутствие адекватных представлений о своей профессиональной пригодности;

2)неуверенность в наличии необходимых способностей, знаний, умений;

3) слабое знакомство с миром современных профессии и рынком труда;

4)неосознанное стремление переложить решение о выборе профессии на других лиц (родителей, учителей, психолога);

5) распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности.

Перечисленные трудности профессионального выбора усугубляются и специфичными для возраста ранней юности социально-психологическими особенностями личности, среди которых:

· потребность в общении, коллективных формах жизни и деятельности;

· ограниченность социального опыта и неопределенность социальных установок;

· потребность в расширении сферы общения с выходом за пределы ближайшей социальной среды;

· потребность в получении нестандартной информации из особо авторитетных источников;

· влияние неформальных групп на профессиональное самоопределение.

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу (1957), к их числу относятся социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и побуждений. По результатам социологических исследований, которые проводились на выборке респондентов, представляющих все социально-профессиональные категории, родительская семья в иерархии важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование личности, занимает первое место. В ряде исследований также доказана и статистическая закономерность об определяющей роли семьи в профессиональном самоопределении личности [17, с. 27 – 39].

ценностями, логиками, ресурсами) для построения альтернатив выбора и

профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенностей сферы межличностных отношений на производстве [18, с. 87].

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [15, с. 148].

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан [15, с. 149].

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками [15, c. 150].

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются [16, с. 63]. Деятельность всегда имеет мотив (“немотивированная” деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). В.С. Мерлин определяет мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах [24, с. 191].

Помимо функции побуждения и направления деятельности, мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям [16, с. 67]. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания. Сам мотив, как правило, не осознается. Он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла.

Для отечественной психологии бесспорно признание ведущей роли сознания в деятельности человека, который сознательно выдвигает цели собственного поведения и деятельности, осмысливая возникающие побуждения, свои поступки и лежащие в их основе мотивы. Мотив мы понимаем как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. В вопросе соотнесения понятий «мотив» и «мотивация» в настоящее время у исследователей нет единого мнения. В первом случае мотивация понимается как совокупность мотивов (К.К. Платонов), во втором — термин «мотив» имеет более узкое значение и мотивация не сводится просто к совокупности мотивов деятельности (И.А. Джидарьян). В третьем случае мотивация рассматривается как сложноорганизованная система, в которую мотив включён только как один из структурных элементов (В.Д. Шадриков). В нашем исследовании мы, вслед за В.Д. Шадриковым, рассматривали мотивацию со структурных позиций: мотивация деятельности — это совокупность причин, побуждающих и направляющих деятельность.

Поскольку мотивы часто не осознаются, за исключением осознанных мотивов, превратившихся по А.Н. Леонтьеву в мотивы-цели, необходимо иметь представление о том, как развивается деятельность. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом [35, с. 440].

Процесс целеобразования, то есть становления мотивов в целях, не осуществляется автоматически. Это сложный, творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, от его особенностей, объективных условий протекания деятельности. По изучению целей можно судить об изменениях в мотивах, о характере стремлений личности на той или иной стадии профессионального самоопределения.

Таким образом, мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.

Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.

У старшеклассников происходит рождение новых мотивов — профессиональных — за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных ранее выполнявшихся ими действий («сдвиг мотива на цель»). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации.

В психолого-педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов, как общая мотивация; романтика профессий; научно-познавательные мотивы; мотивы общественной значимости профессии; ссылка на пример. В другом — рассматриваются: осознание перспективности избранной профессии; учебные и внеклассные интересы; желание приносить пользу; влияние родных и знакомых. В третьих — ставятся мотивы общественной пользы профессии; мотивы психологического характера; мотивы подражания; внешние признаки профессии; интерес к самой профессии и т.д. [28, с. 26].

Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. Следовательно, какова социальная среда в ее многообразии (экономические, политические, идеологические, национальные отношения), таковы сознание и поведение людей в трудовой и общественной деятельности. Молодежь стихийно перенимает традиции старшего поколения и целенаправленно формируется в учебно-воспитательном процессе школы под влиянием родителей, трудовых коллективов, сверстников и различных обстоятельств.

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные мотивы; моральные мотивы; этические мотивы; познавательные мотивы; творческие мотивы; мотивы связанные с содержанием труда; материальные мотивы; престижные мотивы; утилитарные мотивы [28, с. 59].

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1) настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2) прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [28, с. 75].

Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [37, с. 32 – 38]. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.

Как выбрать профессию по душе в наши дни и в следующем десятилетии? Какие тесты помогут определиться с выбором профессии школьникам, подросткам и тем, кто решил сменить деятельность в зрелом возрасте?

Проблема выбора профессии

Основа, позволяющая выявить интересы к определенным занятиям, обычно выявляется в школьные годы. Это проявляется в способностях к каким-нибудь предметам. Играет свою роль и общение со сверстниками, с учителями, с родителями. Это значит, что в школьные годы можно приблизительно определить сферы деятельности, в которых и нужно будет определиться с окончательным выбором. Как определиться с выбором профессии подростку?

К примеру, неплохие способности в математике в 9-11 классе предполагают выбор профессии связанной и с финансово-экономической сферой, и с фундаментальными исследованиями, и с работой инженером. В случае, когда у молодого человека хорошие способности и тяга к музыке, он может не только в будущем выходить на сцену, но и проявить себя в музыкальном бизнесе или в педагогике.

Выбор профессии для школьников иногда заключается в продолжении семейного ремесла. Возможен и вариант, когда молодой человек продолжает дело своих родителей. К примеру, если мама или папа старшеклассника – учитель, то он, уже имея представление о такой работе, может поступать в педагогический университет. Обычно в таких случаях, продолжая дело родителей, человек добивается высоких результатов.

Дистанционное обучение

В настоящее время существует вариант дистанционного обучения. Но чаще всего молодые люди предпочитают очную форму. Однако она предполагает порой большие финансовые затраты.

Как определиться с выбором профессии? Существуют специальности, получить которые можно, лишь переехав на обучение в другой город. Вся семья в таких случаях обычно не может совершить переезд. Учиться отправляется только молодой человек.

Ошибки выбора профессии

Случается, что получивший диплом молодой специалист не удовлетворен своей работой. Он только сейчас понимает, что выбор был неверным. В таком случае речь идет о необходимости получения дополнительного образования. Именно в таком случае большую роль играет дистанционное обучение.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие факторы влияют на выбор профессии? При выборе будущей профессии следует учитывать ее степень востребованности. На рынке труда нужно знать, какие специалисты нужны, и какие понадобятся в ближайшее время. Значительную роль здесь играет образование. Прежде всего, высшее. Среднее специальное также обеспечивает хорошее начало пути или его продолжение, но настоящую уверенность сейчас может дать только высшее образование. Порой – два высших.

Это подтверждается такими фактами. Годовой доход специалиста, имеющего высшее образование выше почти в полтора раза. Проработав десяток лет, он получает доход на 76% выше, чем человек, имеющий среднее специальное образование.

Однако такие результаты характерны далеко не для каждой профессии. Так, по сообщению Министерства труда, ежегодно каждый второй выпускник вузы, не сумевший трудоустроиться по своей специальности, имеет юридическое или экономическое образование. По этой причине бюджетные места по данным специальностям сокращаются. Но это не значит, что надобность в юристах и экономистах в стране резко снижается.

Порой предприятию довольно сложно найти хорошего юриста или экономиста не только на должности, называемые топовыми, но и на рядовые. Дело в том, что довольно много выпускников получают дипломы названых специальностей, но настоящего желания работать по избранным специальностям у них нет. Впрочем, в таких случаях и о хороших профессиональных знаниях говорить не приходится.

В 1990-е годы из-за активной компьютеризации в России многие стремились получить образование, связанное с финансами и тем, что имеет близкое отношение к компьютерам. Но в настоящее время владение компьютером не является чем-то необычным. Финансовые схемы известны и хорошо усвоены. То есть, особой надобности в таких специалистах нет. Главным стал человеческий фактор. Руководство компании учитывает моральные и духовные ценности человека, претендующего на определенную должность. Оказывается, успех компании находится в зависимости в значительной степени от моральных и духовных ценностей сотрудников.

Интересный факт! Есть даже игра LOST ARK, где нужно выбрать профессию. Какую профессию выбрать в Лост арк, на определенном этапе должен задуматься каждый игрок.

Решающую роль играют такие науки, как социология, история, политология, история, психология. Сегодняшнему развивающемуся информационному индустриальному обществу нужны гуманитарии, подкрепленные современными технологиями.

Как выбирать профессию парню

Уже в 10-м классе молодые парни задумываются о своей будущей профессии, которая позволит им получать максимальный доход. При этом практически никто не согласен оказаться на должности руководителя при условии, если зарплата окажется ниже, чем у простого инженера.

В настоящее время хорошие доходы имеют руководители регионов, жилищно-коммунальных предприятий, различные чиновники. Высокие зарплаты у тех, кто работает нефтяниками, банкирами, начальниками агентств. Список довольно обширный. Но надо учитывать, что высоких должностей могут добиться далеко не многие, поэтому желательно рассмотреть как можно больше вариантов.

Из-за ряда причин в настоящее время в России главную роль играет не производство, а закупки и продажи. То есть, менеджер в отделе снабжения имеет доход выше, чем тот, кто обеспечивает выпуск продукции. Это значит, что менеджер отдела снабжения и маркетинга – более высоко оплачиваемая должность. К тому же такая работа позволяет получить опыт в коммерции, что позволяет в будущем открыть собственное дело, став успешным бизнесменом.

Неплохой карьерный рост и у специалиста информационных технологий. В настоящее время офис немыслим без компьютеров и телефонов. По этой причине специалист по интернет-технологиям, компьютерам, телекоммуникациям в стране востребован и может рассчитывать на высокую зарплату. Наибольшей востребованностью отличаются программисты 1С, сферы создания и обслуживания сайтов, программного обеспечения, современных технологий передачи и получения информации. Именно поэтому хороший программист часто диктует условия работодателю – за какое вознаграждение он согласен работать в его фирме.

Подробности: Работа программистом: сколько зарабатывают в ИТ за месяц, год в России, США и других странах?

Хороший доход можно иметь и без наличия высшего образования. Пример – водитель-дальнобойщик. К высокооплачиваемым работам относится и, связанные с вахтовыми методами работы не Севере. Конечно, это связано с определенными трудностями, но в таких случаях доход в несколько раз выше, чем у инженера, имеющего высшее образование и работающего на каком-нибудь большом предприятии в региональном городе или в столице.

В последние годы в числе высокооплачиваемых оказалась работа повара, работающего в ресторанах класса-люкс. Чтобы получить возможность такого трудоустройства, нужно получить образование в пищевом колледже или на хороших кулинарных курсах. Затем надо просто проявить себя с хорошей стороны в кулинарии.

К хорошим специальностям относятся и те, которые связаны со службой в полиции, ФСБ, ОМОНе, в МЧС и ряде других, считающихся сугубо мужскими.

В числе востребованных и высокооплачиваемых профессий сейчас находится специальность автомеханика. Число автомобилей в стране увеличивается, одновременно расширяется и автосервис. Поэтому хороший автомеханик может без затруднений найти высокооплачиваемую работу.

Как считают специалисты, изучающие рынок труда, в недалеком будущем зарплата рабочих окажется существенно выше той, которую получают менеджеры в офисах. Дело в том, что число молодых людей, имеющих высшее образование, увеличивается, а тех, кто имеет рабочие специальности, сокращается. В настоящее время руководители предприятий готовы платить рабочим, имеющим высокую квалификацию, зарплату вдвое – втрое превышающую ту, которую получают инженеры. Недалек тот день, когда слесарь, оператор станков ЧПУ, токарь-фрезеровщик и прочие окажутся в числе наиболее востребованных и высокооплачиваемых.

К наиболее востребованным относятся и медицинские работники. Прежде всего, речь идет о врачах. Правда, пока выпускнику медицинского вуза найти высокооплачиваемую работу довольно сложно, но – это временное явление.

Как выбирать профессию девушке

Определиться со своей будущей дорогой девушке также сложно, как и парню. Порой то, что казалось интересным после окончания школы, после окончания вуза может оказаться нежелательным. Выбирая профессию, желательно ориентироваться на собственные умения и способности. Желательно обратить внимание на актуальность сферы деятельности.

Медицинские услуги всегда окажутся в числе наиболее востребованных. Хотя наука не стоит на месте, препараты, способные бороться с различными вирусами, появляются регулярно, люди продолжают болеть. А значит, профессия врача или медсестры останется востребованной.

Как правильно выбрать профессию девушке? Нужно учесть, что всегда остается востребованной творческая сфера. В эту же категорию попадает и сфера косметических услуг. Мастера маникюра и педикюра, визажисты, парикмахеры, стилисты обычно не испытывают затруднений при трудоустройстве. То же относится и с веб-дизайнерам, системным администраторам, программистам и прочим. Востребованы и воспитатели, преподаватели, социальные педагоги, психологи. Список этот далеко не полный.

К наиболее популярным профессиям относятся медсестра, врач узкой и широкой направленности, косметолог, массажист. Правда, получить специальность врача довольно не просто. Для этого потребуется 6 лет учиться в вузе, а потом еще 2 года быть в интернатуре. Проще стать косметологом или массажистом.

Какую выбрать профессию после 11 класса девушке, если нет желания получать высшее образование? Можно стать мастером маникюра и педикюра, визажистом, стилистом, бровистом, тату-мастером, если есть способности и проч. Для этого достаточно окончить какие-нибудь курсы, а не сидеть за университетской партой 6 лет. Однако надо помнить, что к новичкам люди идут не особо охотно. До того времени, когда у специалиста появятся свои клиенты, времени может пройти довольно много.

Более привлекательной является профессия программиста. Такую специальность можно получить в университете. Впрочем, выучить язык программирования – тоже не просто. Далеко не каждый становится настолько востребованным, чтобы при устройстве на работу у него была возможность выдвигать работодателю собственные условия.

Минусы и плюсы при смене профессии в зрелом возрасте

Как сменить профессию после 30,40 лет? Случается, что человеку приходится менять профессию в зрелом возрасте. Надо учитывать, что это событие отличается сложностью. Более того, человек в такой ситуации всегда переживет стресс. Часто в возрасте 30 – 32 лет человек понимает, что он ошибся в выборе профессии. Это может быть связано просто с низким доходом. Если разговоры с руководством по поводу повышения зарплаты не помогают, единственным решением становится смена сферы деятельности.

Важно знать: Изменения на рынке труда. Какие профессии исчезнут в ближайшие годы?

Впрочем, в таком возрасте сменить профессию гораздо проще, чем в 40-летнем. Если анализировать заявки руководителей на специалистов, то может показаться, что люди в возрасте за 40 никому не нужны. На самом деле – это не так.

Конечно, молодой специалист всегда признается человеком полным энергии, здоровья, лишенным множества проблем. Однако у молодых женщин и мужчин всегда существуют проблемы. Это и отсутствие опыта, и семейные дела. К примеру, у молодых женщин маленькие дети порой болеют, из-за чего такие работницы часто находятся на больничном. Из-за этого их мужья, озабоченные дополнительной нагрузкой, уже не могут трудиться с такой же максимальной отдачей, как в обычное время.

Если же возраст женщины превышает 40 лет, ее дети уже выросли, и проблем с ними нет. В таком случае главное – просто найти нужную работу. Если у работодателя будет выбор, то он всегда предпочтет опытного специалиста, не имеющего семейных проблем, новичку.

Признается, что мужчинам в возрасте за 40 найти работу сложнее. Однако в случае, когда человек имеет практические навыки, универсальные качества, все решается гораздо проще.

Какую профессию выбрать в будущем

В настоящее время существуют профессии, которых не было всего лишь несколько десятилетий назад. Такое произойдет и в будущем. Как уверены специалисты, ведущие ученые, аналитики и технологи, в число наиболее популярных профессий уже в 2025 году могут попасть, связанные с виртуальной реальностью и космосом.

Согласно прогнозам, уже в 2020 году рынок VR-устройств будет оцениваться в 40 миллиардов долларов. К 2026 году десятки миллионов людей будут находиться в виртуальной реальности, работая там и получая образование.

Интересно: Какие новые профессии появились в 21 веке? Как выбрать профессию будущего?

По мнению экспертов, в следующем десятилетии использование роботов станет массовым. Они станут и личными ассистентами и службой поддержки. По прогнозам, только в Великобритании может появиться почти 56 тысяч новых рабочих мест, связанных с робототехникой.

В следующем десятилетии, как прогнозируют специалисты, изменения произойдут в биологических науках, медицине, анализе данных. Работа над поиском методов для лечения депрессий, аутизма, шизофрении, болезни Альцгеймера с использованием виртуальных технологий ведется давно. Первые положительные результаты уже получены. Так что недалек тот день, когда знания человека в данной области будут востребованы лишь в качестве приложения к робототехнике.

По предположениям аналитиков с 2025 года люди начнут регулярно путешествовать в космос. Это станет причиной появления новой специальности – космического гида. Появятся специалисты, которые будут составлять космические туры.

Согласно прогнозам, к 2025 году число жителей Земли достигнет девяти миллиардов. Возникнет проблема с ресурсами. Их может не хватить. По этой причине появятся инженеры по восстановлению окружающей среды. Они же будут восстанавливать ранее вымершие виды растений и животных.

Предполагается, что в середине следующего десятилетия ожидается интенсивное развитие энергетики, связанной с солнцем и ветром. При этом главной задачей станет обеспечение питания энергоустановок в пасмурную погоду, а также разработка нового поколения батарей, способных накапливать больше энергии, что должно послужить мотивом выбора профессии для работы в недалеком будущем.

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь

Родители и дети мечтают, что выбор профессии будет окончательным при поступлении в университет, далее последует обучение и карьерный рост. Это возможно, когда подросток чувствует свое призвание. Ведь есть множество профессий, где именно призвание, а не денежное вознаграждение или престиж является залогом успеха в карьере (например, врач, ветеринар, учитель, геолог, научный сотрудник, работник службы спасения, юрист).

Тесты на выбор профессии

Как помочь ребенку определиться с профессией? В выборе будущей профессии помогают тесты на профориентацию. Например, известны следующие виды тестов:

Чтобы выбрать профессию по душе, можно пройти тесты как после 9, так и после 11 класса на следующих сайтах:

Цитаты о выборе профессии

Мотивы, правила выбора педагогической профессии прослеживаются в размышлениях великих людей.

  • «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.» Апшерони А.
  • «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.» Роберт Де Ниро.
  • «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.» Мураками Х.
  • «Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности — если выйти из нее.» Иоганн Гете.
  • «Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек.» Декурсель А.

Интересный факт! В нумерологии предлагается выбор профессии по дате рождения! Только для этого необходимо найти настоящего специалиста, а не мошенника. Ради интереса можно пройти такие тесты онлайн, если они бесплатны. Ведь гарантий их точности нет, поэтому платить зря не стоит.


Станкевич, А. В. Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников / А. В. Станкевич, С. М. Горбачева, Ю. Е. Рангу, И. П. Негодин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41497/ (дата обращения: 27.05.2021).

Мотиваация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Мотивация оказывает косвенное влияние на процесс выбора профессиональной деятельности.

В настоящее время все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении педагога дополнительного образования. Именно они, педагоги дополнительного образования, непосредственно сталкиваются с профессиональным определением обучающихся. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Учащиеся 10–11 классов испытывают стрессовое состояние, находясь перед выбором профессии. Сегодня необходимо помочь им в выборе их профессиноальной деятельности. Именно для оказания такой помощи существуют квалифицированные специалисты, способные профессионально подойти к этому процессу.

Профессия педагога дополнительного образования в профессиональном обучении относится к такому типу профессий, который именуется «человек — человек». Работа в профессии такого типа требует высокой квалификации специалистов. В работу педагога по достижению профессионального мастерства включается мотивационный компонент, способный обеспечивать преобразование знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.

В процессе профессионального обучения актуально рассмотрение вопроса мотивации. В различных научных сферах свое определение мотивации. Так, в психологии, мотивацией является совокупность внешних и внутренних условий, спосбных побуждать субъекта к активности. В социологии мотивацию рассматривают как осознаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ. Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Мотивационные факторы занимают ведущее место в структуре поведения личности и являются основным понятием, которое используют для объяснения движущих сил деятельности в целом. Так что же такое мотив? Мотив — есть побуждение к активности и деятельности субъекта, неразрывно связанное со стремлением удовлетворять определенные потребности.

Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Педагог обязан донести до обучающихся важность внутренней мотивации. Именно она поможет определиться с выбором дальнейшее профессии. В том случае, когда преобладает значимость внешней атрибутики профессии — то речь может идти только о внеейяя мотивации. В исследованиях практической деятельности используют не только методологию выявления личностных мотивов, но также используют и усредненные, которые помогают в изучении мотивации профессиональной деятельности социальных групп.

Анализ выбора старшеклассников способствует обнаружению большго разнообразия мотивов, кторые влияют на результативность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами большое значение имеют и психологические мотивы, такие как самоуважение, моральное удовлетворение работой, признание со стороны членов профессионального коллектива. Все мотивы основываются на изучении спроса, что является причиной рождения двух уневирсальных мотивационных теорий: содержательной и процессуальной.

Согласно первому подходу потребности человека и есть основной мотив поведения, и, соответственно, деятельности личности. Энтузиастами данного подхода являются такие психологи, как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клеланд.

В основу второго подхода положены процессуальные теории, такие как теория справедливости, теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, и модель Портера Лаулера.

В разработке мотивационной теории наибольших успехов достигли Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Ими была выдвинута гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала. На выбор профессии старшеклассниками влияют множественные факторы, это и мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; интеллектуальное развитие и индивидуальные способности, и кончно же интерес к определенному виду деятельности.

Так, по мнению А. И. Зелинченко и А. Г. Шмелёву, мотивационные факторы разделены на внутренние и внешние.

К внешним мотивационным факторам относятся:

  1. Факторы давления — рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера(служба в армии, материальное положение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
  2. Факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки).
  3. Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:

− этой профессии легко научиться;

− так поступили мои друзья;

− учебное заведение находится близко от дома;

− работа не очень трудная.

  1. Факторы социально-экономического характера:

− люди с этой профессией везде нужны;

К внутренним факторам мотивации отнесены следующие понятия:

  1. Желание принести пользу обществу.
  2. Привлекает содержание этой профессии.
  3. Притязание на общественное признание.
  4. Наличие практических качеств.
  5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.

В тех случаях, когда учащиеся недостаточно осведомлены о мире профессий, о своих личностных качествах, большую роль в выборе профессии играют внешние факторы.

Среди различных психологических явлений, которые принимаются за мотив или побуждение к деятельности, наибольшое внимание уделяется интересу. Интерес представляется как волевой импульс, который направляет действия человека.

С точки зрения психологии мотивации интерес может быть рассмотрен в двух аспектах: интерес как отношение и интерес как потребность.

В большинстве случаев современные психологи связывают интерес с потребностью, но представляют эту связь в абсолютно разных формах. В. Вичев, А. К. Ковалёв, представляют что это всего лишь интерес к определённой форме самых разных потребностей, а такие психологи как Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, В. Макдауголл считают, что интерес — это не простая потребность, а более сложное и широкое явление.

Проведя краткий анализ связи потребностей и интересов, можно прийти к выводу, что потребности формируют интересы, но интересы не сводятся только к потребностям. Интерес выражает личную симпатию индивида к какому-либо виду деятельности, в то время как потребность выражает лишь необходимость. В тех случаях когда интерес к данному виду деятельности перерастает в необходимость, он трансформируется в мотив при выборе профессии.

Многими психологами интерес рассматривается как отношение, которое на первый план выводит его эмоциональную окрашенность. Так, Б. И. Додонов рассматривает интерес как необходимость в переживании отношений, положительных эмоций. При этом эмоции могут быть индикаторами потребностей человека и не только положительными, но и отрицательными.

Следовательно, только положительные эмоции, которые испытывает индивид при удовлетворении своих потребностей, могут перерастать в положительно-эмоциональное отношение, что в дальнейшем пробуждает интерес к деятельности, удовлетворяющей потребность.

Однако, формирование профессионального интереса далеко не всегда возникает с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Как правило, интерес появляется инстинктивно, как следствие эмоциональной привлекательности какого-либо вида деятельности. Это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок в процессе игры примеряет на себя различные профессии. Заканчивается это в ранней юности, когда появляется необходимость осознанного решения, которое будет отражено на протяжении дальнейшей жизни индивида. Принятие такого решения возможно только в том случае, если в этот момент интерес стал потребностью, которая и выступит решающим фактором в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.

Не стоит забывать и о том, что помимо интереса к избранной деятельности должны необходимо соотносить и интеллектуальные способности, и возможности индивида.

Интересы, в том случае, когда они основаны на личностных способностях, более сильны и реалистичны, чем те интересы, которые просто обусловлены системой ценностей в данном обществе или же факторами престижа.

Пилотажное исследование показало, что частым явлением в профессиональном самоопределении, является наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности. Этот интерес часто имеет лишь романтический характер, не связанный с реалиями данной деятельности. Случается, что такой выбор, оказывается удачным, не смотря на то, что он основан лишь на внешнем впечатлении или же подкреплён советами окружающих. Но чаще романтика выбранной профессии улетучивается достаточно быстро, остаются «серые будни», а именно к ним человек совершенно не готов ни эмоционально, ни физически, ни по своим интиллектуальным способностям. В этот момент работа перстает приносить удовлетворение человеку, превращаясь в затяжную медленную пытку. В этом случае человек вынужден менять профессию, делая новый выбор, основанный уже не только на внешних мотивах, но и внутренних. В этот момент, мотивационные факторы становятся движущей силой процесса, определяющей его характер или отдельные черты. В нашем исследовании — это движущая сила выбора профессии старшеклассниками. Профессию необходимо выбирать с четом многих обстоятельств, необходимо брать во внимание как ретроспективу данного выбора, так и прогнозировать его возможное развитие.

Выбирать профессию можно двумя способами. Первый способ предполагает метод «проб и ошибок», пробуя себя в различных областях, пока не находишь ту единственную профессию, которая приносит тебе не только материальное благосостояние, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса работы. Используя это способ выбора профессии можно потратить многие годы, но нет гарантий, что поиск увенчается успехом.

Возможен еще один путь поиска себя в профессиональной деятельности. Он сводится к тому, что сначала необходимо изучить самого себя, затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своими особенностями. И только в том случае, если требования профессии к человеку совпадают с его индивидуальными качествами, выбор профессии будет осознанным и достаточно точным.

Успешность выбора профессиональной деятельности во многом определяется психологической готовностью старшеклассника к принятию осознанного решения в выборе профессии, которая имеет глубокую связь с формированием профессиональной направленности личности. Адекватная самооценка способностей, реалистичность уровня притязаний, устойчивость профессиональных намерений, достаточная информированность о профессиях — вот главные составляющие успеха в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение — это один из главных компонентов социализации личности.

В том возрасте, когда человек еще не осознает до конца всех отдаленных жизненных выборов, таких как социальное продвижение, создание семьи, материальное благосостояние или духовное развитие, он уже сталкивается с проблемой выбора профессионального пути. Этот выбор является первым значимым шагом, с которого и начинается самостоятельный жизненный путь человека. Этот первый шаг человек делает не опираясь на жизненный опыт, а скорее делает его интуитивно, опираясь на свои представления о своем будущем, о будущем того общества, того социума в котором ему предстоит жить. Своевременная помощь, оказанная молодому поколению в выборе профессии побуждает задуматься о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию мотивационных факторов выбора профессии.

Читайте также: