Что влияет на выбор профессии врача

Опубликовано: 03.10.2024

Монгуш Лейла Дадар-ооловна

Моя будущая профессия – врач. Будущее человека во многом зависит от выбранной профессии. Учащиеся моего 11 класса находятся на жизненном распутье: детство заканчивается и начинается взрослая жизнь. Для того, чтобы не сбиться с жизненного пути, мне нужно поставить перед собой цель.

ВложениеРазмер
Презентация проекта "Профессия врача" 1.9 МБ
доклад к проекту 17.47 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное учреждение Ийская средняя общеобразовательная школа Участник муниципального конкурса творческих проектов «От школьного проекта к профессиональному самоопределению» в номинации профессиональное самоопределение Кол Ай-Хаан Андреевич, 11 класс Руководитель проекта: Монгуш Лейла Дадар-ооловна, учитель химии

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: МОЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ- ВРАЧ. «Врач-это не профессия, а образ жизни» Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва. Абу Али Ибн Сина

Будущее человека во многом зависит от выбранной профессии. С этой проблемой сталкиваются практически все школьники, ведь от того, каким будет этот выбор, зависит вся дальнейшая жизнь. Учащиеся моего 11 класса находятся на жизненном распутье: детство заканчивается и начинается взрослая жизнь. Для того, чтобы не сбиться с жизненного пути, мне нужно поставить перед собой цель. Мой проект и определит, насколько я уверен в правильности поставленной мною цели и в своих силах, что помогло мне в выборе будущей профессии.

Цель проекта: Исследовать проблему выбора профессии - врача, какими качествами должен обладать врач, верно ли мое решение стать врачом.

Задачи проекта: Выяснить: сколько учащихся уже определились с выбором профессии – врача в моем классе; от чего зависело их выбор. Узнать: какими качествами должен обладать врач при работе…

Анкетирование учащихся 9-11 классов, которые выбрали профессию врача Что повлияло на твой выбор? Помогла ли тебе школа в выборе профессии? Какие трудности по твоему мнению испытывает молодежь при выборе профессии? Совпадают ли твои личные интересы с будущей профессией? Как ты думаешь, важно ли это совпадение и почему?

Преимущества профессии врача… С течением лет мне начала нравиться профессия врача. Потому-что врач это одна из самых ответственных профессий, ведь врачи приходятся в борьбе со смертью, чтобы спасти жизнь. Врач – это человек, готовый посвятить себя служению людям. Он берет на себя ответственность за самое прекрасное на свете – жизнь человека. Профессия врача – одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий на земле.

Вывод работы с учащимися На выбор профессии больше всего влияет возможность дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии, но так же не без внимания остается и решение родителей. Влияют и личные качества, и перспектива выбранной профессии, и доступность поступления в учебное заведение. Большое значение при выборе профессии играют материальные возможности и перспективность профессии врача в Тоджинском районе, возможность трудоустройства . Наибольшую роль так же играет и недостаточная подготовка к вступительным экзамена.

Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача? Врач должен любить людей. Можно иметь прекрасные знания, быть готовыми к самым трудным ситуациям, но без любви и сострадания нет хорошего врача. Потому что дело врача – облегчать страдания и спасать от смерти больных. Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Врач должен быть спокойным и уверенным внешне и при любых обстоятельствах сохранять внутреннее спокойствие. Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление. .

Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача? Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач должен уметь быстро принимать решение и не бояться брать ответственность за это решение на себя. Врач должен быть самоотверженным, быть всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, или больны его родственники. Также врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные методы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины. И, главное, врач должен одинаково душевно и трепетно относиться ко всем больным, независимо от настроения больного, его социального статуса, от тяжести его заболевания

ВЫВОД Человек выбирает профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, нужно выбрать то занятие, к которому лежит душа, когда ты чувствуешь, что это дело именно для тебя, оно твое. Что же мне с собой поделать, если я твердо знаю, что профессия врача- это мое счастье. Много раз я представлял себя инженером, программистом, экономистом, да кем только не была в своих мечтах, но постоянно возвращалась к одному. Я - Врач! Врач на всю жизнь!

Предварительный просмотр:

Моя будущая профессия – врач. Будущее человека во многом зависит от выбранной профессии. Учащиеся моего 11 класса находятся на жизненном распутье: детство заканчивается и начинается взрослая жизнь. Для того, чтобы не сбиться с жизненного пути, мне нужно поставить перед собой цель. Мой проект и определит, насколько я уверен в правильности поставленной мною цели и в своих силах, что помогло мне в выборе будущей профессии.

Цель проекта: Исследовать проблему выбора профессии - врача, какими качествами должен обладать врач, верно ли мое решение стать врачом.

Задачи: Выяснить: сколько учащихся уже определились с выбором профессии – врача в моем классе; от чего зависело их выбор.

Узнать: какие трудности испытывали при выборе профессии; как можно помочь школьникам в их выборе.

Провел анкетирование учащихся, которые выбрали профессию врача 9-11 класс

  1. Что повлияло на твой выбор?
  2. Помогла ли тебе школа в выборе профессии? -
  3. Какие трудности по твоему мнению испытывает молодежь при выборе профессии?
  4. Совпадают ли твои личные интересы с будущей профессией? Как ты думаешь, важно ли это совпадение и почему?

На первый вопрос из 20 человек 6 ответили – решение родителей.

На второй вопрос- все ответили – да, школа помогла

На третий вопрос- все ответили баллы, полученные при сдаче егэ, если их меньше, то не поступишь

На четвертый вопрос- личные интересы всегда совпадают с выбранной профессией

На выбор профессии больше всего влияет возможность дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии, но так же не без внимания остается и решение родителей. Влияют и личные качества, и перспектива выбранной профессии, и доступность поступления в учебное заведение.

Большое значение при выборе профессии играют материальные возможности и перспективность профессии врача в нашем районе, возможность трудоустройства.

Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача?
Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач должен уметь быстро принимать решение и не бояться брать ответственность за это решение на себя.

Врач должен быть самоотверженным, быть всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, или больны его родственники

Человек выбирает профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, нужно выбрать то занятие, к которому лежит душа, когда ты чувствуешь, что это дело именно для тебя, оно твое. Что же мне с собой поделать, если я твердо знаю, что профессия врача- это мое счастье.

История врачевания уходит корнями в далекое прошлое. Тем не менее профессия врача важна и интересна и для современного общества, ведь от уровня компетентности и профессионализма медицинского работника зависит жизнь и здоровье людей. Задачи современного общества требуют формирования у выпускников медицинских вузов высокого уровня профессиональных знаний, навыков и умений [1]. Основная цель высшего медицинского образования – реализация профессиональных знаний и навыков субъектом образовательного процесса, т.е. обучающимся [2]. Современный выпускник медицинского вуза должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и чувствовать потребность в достижениях и успехе в профессии [3, с. 143]. Исходя из того, что основным объектом трудовой деятельности врача является здоровье людей, проблема личностной мотивации будущих врачей является ключевой, а к профессионально-мотивационным качествам врача предъявляются весьма высокие требования [4–6].

Причиной выбора медицинского вуза у абитуриентов при поступлении является не только желание овладения профессией врача, но и наличие собственных представлений об абстрактном образе – идеале, воплощающем в себе наиболее значимые профессиональные и личностные качества специалиста в сфере врачевания. Всё это в совокупности с профессиональными компетенциями интегрируется на личностном уровне индивидуальной смысловой системы мотивов и обуславливает высокий уровень профессионально-личностной подготовки будущего врача [7–9].

К окончанию медицинского вуза выпускники должны овладеть знаниями, умениями и навыками в следующих сферах деятельности: лечебно-диагностической, реабилитационно-профилактической, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской. В условиях возросшего техногенного прессинга на природную среду и здоровье человека, врач должен обладать знаниями общебиологических законов развития природы [10, с. 3]. Охватить весь спектр медицинских знаний, умений и навыков невозможно без сформированных у студентов профессиональных мотивов, без стремления к саморазвитию, самореализации и самоактуализации в выбранной сфере деятельности. Определение мотивов будущего специалиста позволяет выявить, каково представление у него об осуществляемой им учебно-профессиональной деятельности и какой личностный смысл имеет сама профессия для студента [11–13].

Существует мнение, согласно которому мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, подразделяются на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Между этими группами существует определенная взаимосвязь: мотивы трудовой деятельности приводят к формированию мотивов выбора профессии, а мотивы выбора профессии ведут к мотивам выбора места работы [14].

Мотивы трудовой деятельности – это те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом. В свою очередь они подразделяются на побуждения общественного характера (желание приносить пользу обществу и оказывать помощь другим), получение определенных материальных благ для себя и семьи, удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении и самореализации.

Реализация мотивов трудовой деятельности возможна лишь в конкретных профессиях. Именно здесь прослеживается взаимосвязь между мотивами трудовой деятельности и мотивами выбора профессии. На выбор профессии влияют социальные ценности и ценностные ориентации. Таким образом, человек подходит к выбору профессии с точки зрения общественного престижа (диктатура моды), социального статуса, материального благополучия, интереса к профессии, а также склонностей и способностей человека в выбираемом виде деятельности.

Когда предопределены мотивы трудовой деятельности и выбора профессии у человека, возникает вопрос выбора места работы. Существуют «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на мотивы выбора места работы, рассматриваемые человеком в процессе решения вопроса «куда лучше пойти работать?». К таким факторам относятся: оценка внешней ситуации (величина зарплаты, льготы, близость к дому, надежность и престиж фирмы, наличие вредного производства, психологический климат в коллективе), оценка своих возможностей (состояние здоровья, наличие способностей к данной работе, стрессоустойчивость), оценка выбираемого места работы с учетом интересов (возможность продвижения по «карьерной лестнице», проявление личной инициативы).

Цель исследования: изучить мотивы выбора профессии врача студентами медицинского университета, динамику мотивации и выявить причины демотивации, возникающей у студентов.

Для решения поставленной цели было проведено социологическое исследование, осуществленное методом интернет-анкетирования среди студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, обучающихся на разных курсах, и ординаторов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского. Количество респондентов составило 276 человек. Из них 168 человек – студенты 1–2 курсов, 50 человек – студенты 3–4 курсов, 38 человек – студенты 5–6 курсов, 20 человек – ординаторы.

Опросный лист состоял из следующих вопросов:

1. Назовите свой факультет.

2. Назовите свой курс.

3. Какую специальность вы хотите выбрать?

4. Чем обусловлен Ваш выбор профессии врача?

5. Когда вы окончательно определились с выбором специальности?

6. Оправдались ли Ваши ожидания в отношении выбранной Вами профессии?

7. Что, по вашему мнению, является проблемой современного медицинского образования?

8. Как изменилось Ваше отношение к профессии врача за время обучения в вузе?

Обработка результатов была проведена в процентном соотношении каждого из предложенных вариантов ответа. Результаты опроса были занесены в таблицу.

Одна из самых важных профессий во всем мире – врач. С рождения и на протяжении всей жизни каждый человек обращается за помощью к людям в белых халатах. Как сделать эту профессию не только необходимой, но и уважаемой обществом?

Об этом рассказывают известные московские медицинские эксперты.

Комментарии

Главное признание врача – признание пациентов

Медицина для меня – и наука, и искусство, и даже, в какой-то мере, сфера услуг. Без научного прогресса, медицина, разумеется, не существует. Но и без правильно выстроенной работы учреждения медицину нельзя представить. Пациент должен при выписке сказать: «Большое спасибо, все было прекрасно».

Главное признание врача – признание больных. Если доктор вылечил больного, и тот ушел довольный, для меня, как врача, это один из основных моментов работы. Признание врача – постоянный поток пациентов, которые выбирают именно этого доктора.

Раньше я занимался лечебной деятельностью. Для меня критерием профессионализма было выздоровление пациента. Это приносило удовлетворение от работы. Сейчас у меня задача руководителя: создать условия комфорта и сотрудникам, которые занимаются лечением, и собственно людям, которых они лечат. Ведь если к делу подходишь, что называется, с душой, получится все. На сегодняшний день лично для меня важны мнения как моих сотрудников, начиная от санитарок и заканчивая врачами, так и наших пациентов. И все надо организовать так, чтобы каждый понимал, что он должен делать. Тогда все получится.

Важно, чтобы человек гордился своей работой

В обществе распространено не совсем верное восприятие медицины и значения работы врача. Понятно, что в этой сфере, как и в любом другом деле, бывают огрехи, связанные с внутренними и внешними факторами. Но это не значит, что медицина должна быть подвергнута гонениям. Разрушить всегда проще, чем создать новое. 70 лет назад мы уже проходили массовое распространение негативного восприятия врачей. Сегодня все еще существует большое количество людей, которые разуверились в отечественном враче, в отечественной медицине, в порядочности специалистов, которые этим занимаются. Традиционно люди склоны больше верить в негативную информацию, а за правдой искать некое двойное дно. Мы так устроены, именно поэтому путь в плюс всегда сложнее, чем путь в минус.

Негативное отношение мешает жить и работать, но, несмотря на это, каждое медицинское учреждение, каждый доктор, каждая медицинская сестра, каждая санитарка должны максимально делать все, что от них зависит, чтобы лично к ним отношение было по заслугам, по тому результату, которого они добились, по тому, как они относятся к пациенту. Тогда со временем вернется былой статус профессии. Конечно, недовольные какими-то отдельными аспектами пациенты у нас существуют, но их количество крайне мало. Причем те претензии, которые у них есть, зачастую относятся не к нашей клинике, а скорее к объективным условиям нашей жизни.

Как специальность медицина – тяжелая профессия с точки зрения обучения и становления. Чтобы стать врачом человек должен длительное время много трудиться и учиться. А когда в далеком будущем перед глазами маячит отрицательное восприятие обществом этой работы, то, конечно, рано или поздно образуется недостаток в кадрах. Никому не хочется быть все время в преодолении. В результате наши дети могут оказаться в ситуации, когда образование и медицина останутся без притока свежей крови.

Сейчас постепенно выправляется ситуация с восприятием профессии врача. Во многом с Москвы началось создание благоприятных условий для медицинского сообщества, что помогает сделать нашу профессию снова привлекательной в глазах общества и самих медицинских работников. Я горжусь своими коллегами: несмотря на чрезвычайно интенсивную жизнь, они все успевают – и работать, и постоянно учиться, и оставаться чуткими людьми.

В медицине очень важно, чтобы человек на каком-то этапе своего профессионального развития начал гордится тем, что он делает. Призвание в медицине – это основополагающий толчок, а реализовать свое признание – всегда большое счастье.

Нужно изменить отношение докторов к пациентам

Правильнее, конечно, пытаться изменить отношение докторов к пациентам. Агрессия со стороны больных вызвана тем, что в медицине аккумулируется множество негативных ситуаций: где-то кого-то не приняли или записали через месяц после обращения – в обществе возник информационный шум, который привел к драке в приемном отделении.

Возможно, при разборе каждой отдельной ситуации станет понятно, что в тех или иных конфликтах виноват сам пациент, но довели его до критического состояния разговоры о реальных просчетах врачей. Поэтому менять себя должны в первую очередь доктора, весь медицинский персонал в целом.

Востребованность и есть признание

В последние годы медицину стали относить к сфере услуг. Но никто не станет отрицать, что медицина – это и наука, и искусство. Медицине присуще постоянное самосовершенствование, обновление знаний. Врач принимает решение исходя из рекомендаций экспертов, основанных на принципах доказательной медицины, но при этом учитывает особенности пациента. Такое сочетание стандартов и персонализированного подхода дает наилучшие результаты.

Любой человек, выполняющий какую-либо работу, хочет быть в ней лучшим. Это нормально. Каждому необходима самореализация, уважение и возможность занять достойное место в обществе. Все это в полной мере относится и к врачам. Но чтобы спокойно заниматься самореализацией, любимой профессией и при этом не думать постоянно о деньгах, нужны забота государства, признание профессии врача на государственном уровне.

Востребованность врача – это и есть признание. Не вижу ничего плохого в том, что к определенному врачу существует очередь из желающих попасть на прием пациентов.

Профессия врача – это еще и интеллектуальное удовлетворение. В дифференциальной диагностике приходится распутывать настоящие «детективные» истории. Истинное удовлетворение получаешь, когда, применив опыт и знания, продираясь сквозь трудности диагностики, ставишь правильный диагноз и назначаешь нужное лечение, приносящее пациенту облегчение. Ради таких моментов все мы и работаем.

Профессия медсестры становится престижной

Профессия медсестры была востребована всегда, а сейчас общество еще и уважительно начинает относиться к нашей профессии. Пациенты уже не воспринимают медицинскую сестру как прислугу, а воспринимают ее как полноценного коллегу врача. Профессия эта всегда была нужна нашему обществу и всегда будет востребована. Но делать выбор о том, трудиться ли в этой области, человек должен совершенно осознанно, потому что работа медсестры не романтическая игра, а тяжелый физический и моральный труд. Ведь мы несем ответственность за жизнь человека.

Когда студенты оканчивают медицинский колледж, их взгляд на профессию несколько поверхностный. Потом они сталкиваются с тяжелыми пациентами, с пожилыми больными, с бессонными ночами, и весь романтизм уходит немного в сторону. Поэтому существует некоторый отток кадров. Есть медсестры, которые приходят сначала в сестринское дело, но затем поступают в вуз и становятся врачами. Некоторый кадровый дефицит как был, так и остается. Но, к большому счастью, большое количество медицинских сестер остается и задерживается в профессии, потому что выбрали ее по призванию, по зову сердца помогать людям.

Сейчас медицинские сестры имеют возможность карьерного роста. Они получают не только среднее профессиональное образование, но и имеют право потом повысить свой статус, получив высшее сестринское образование. Это престиж. В нашей московской системе здравоохранения есть две медицинские сестры – кандидаты медицинских наук. Приятно и то, что в последнее время сложилась тенденция, когда медбратья тоже задерживаются в этой профессии, в основном в отделениях реанимации и на станциях скорой помощи. Вот в поликлиниках медбратья встречаются редко. А в реанимациях больниц они работают достаточно длительное время и очень часто становятся даже руководителями сестринских служб.

Сегодня руководитель лечебного учреждения имеет возможность видеть по итогам работы за месяц или квартал, как работает каждая медицинская сестра: по количеству жалоб и обращений, осложнений. И если медсестра много работает и все успевает, ею довольны пациенты, нет конфликтных ситуаций, внутренними стимулирующими выплатами руководитель может это регулярно поощрять. Так что заработная плата медицинских сестер на сегодня достаточно достойная.


Профессия врача одна из древнейших – она существует с незапамятных времен, еще с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства многих растений и умели применять их целительную силу. В результате их лечебной деятельности со временем накопился достаточный опыт, давший толчок появлению самой медицины как науки

Основоположником медицины был великий древнегреческий врач Гиппократ. Считается, что он первым начал классифицировать заболевания, исследуя причины их возникновения. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена – древнеримского хирурга и философа. Он внес неоценимый вклад в развитие таких дисциплин как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Описание

Специализации

Всего существует бесчисленное множество различных врачебных специализаций, поэтому для более четкого описания их следует классифицировать по следующим критериям:

Во-первых, все врачи делятся на клиницистов и диагностов.

Клиницисты — это доктора, взаимодействующие непосредственно с самим пациентом. Они осматривают больного, собирают анамнез (историю болезни), в нужных случаях направляют его на обследование, а затем ставят ему окончательный диагноз и назначают определенный курс лечения. Среди клиницистов есть такие специалисты, как терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, психиатры, ортопеды-травматологи, гастроэнтерологи, отоларингологи, окулисты, нейрохирурги, эндокринологи, гинекологи, урологи, семейные врачи и т.д.

Диагносты же проводят сами исследования и делают пациентам описательные заключения, но без права постановки окончательного диагноза. К ним относятся рентгенологи, УЗИ-специалисты, лабораторные диагносты, врачи функциональной диагностики и т.п.

Во-вторых, все медицинские специальности также подразделяют на хирургические и нехирургические.

Врачи с хирургической специальностью - это медики, проводящие не только крупные операции, но и такие инвазивные процедуры, как резекции, пункции, взятие биопсии, или даже обыкновенные инъекции. Проведение всех этих манипуляций требует от самих докторов осуществлять прием пациентов в специально предназначенных режимных кабинетах с повышенными антисептическими требованиями.

Помимо хирургов различных направлений список врачей с данной специальностью включает в себя акушеров, гинекологов, урологов, офтальмологов, отоларингологов, стоматологов, и т. д.

Специалисты нехирургического профиля занимаются обследованием и лечением пациентов с помощью любых неинвазивных методов (например, пальпации, аускультации, разного рода томографических исследований и т.д.). К таким врачам относятся все диагносты, а также обыкновенные терапевты, педиатры, иммунологи, дерматологи, кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, неврологи, психиатры и т. д.

В-третьих, по уровню специализации выделяют врачей узкого и широкого профиля.

Ярким примером широкопрофильного специалиста является семейный врач. Он имеет базовые знания по всем специальностям, поэтому, в отличие от обычного терапевта, он может диагностировать намного больше заболеваний, но если ему не хватает квалификации для лечения пациента, он перенаправляет его уже к узкоспециализированному врачу.

Однако некоторые специальности не поддаются общей классификации, и среди них следует выделить патологоанатома и судебно-медицинского эксперта. Первый изучает влияние разного рода болезней на изменение в строении тканей и органов, второй проводит медицинскую экспертизу жертв различных преступлений. Обе этих профессии играют важнейшую роль, ведь без патологоанатомов врачи не могли бы иметь полную картину развития многих серьезных болезней, а без судмедэкспертов была бы практически невозможна криминалистика.

Плюсы

Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:

  • врачи всегда востребованы;
  • чувство общественной значимости;
  • глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
  • неограниченный спрос на хороших специалистов;
  • достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
  • возможность неплохого карьерного роста.

Минусы

Хотя профессия во многом кажется замечательной, у нее есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.

  • Долговременный процесс получения образования (в целом, вместе с аккредитацией и стажировкой, занимает более 8-9 лет);
  • огромная ответственность и отсутствие права на ошибку;
  • крайне напряженный трудовой график (включая работу по ночам, часто в выходные и праздничные дни);
  • сильный стресс.

Где получить образование

Учебные заведения

Фундаментальное медицинское образование дают такие многим известные российские вузы, как:

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Сеченовский университет был и до сих пор остается одним из ведущих медицинских образовательных учреждений в России, где всегда готовили специалистов высочайшего класса. Программа обучения составляется в соответствии с новейшими мировыми стандартами, а потому в ВУЗе дается образование не только по привычным, но и по таким новейшим специальностям, как генный инженер или IT-медик

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Этот университет (бывш. 2-й Московский государственный медицинский институт) также считается одним из лучших российских медицинских ВУЗов. Здесь студентов обучают по многим направлениям, среди которых есть не только обычные терапия, сестринское дело и стоматология, но даже такие современные, как биохимия, биофизика или даже кибернетика.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова

Павловский университет, равно как и Сеченовский с Пироговским, имеет репутацию одного из наиболее престижных научных и медицинских центров в России. Как бывший женский институт, это заведение стало первым европейским заведением, в стенах которого женщины могли получить полноценное высшее врачебное образование. Сейчас это уже общий для всех ВУЗ, где готовят высококлассных специалистов по таким специальностям, как стоматология, педиатрия, лечебное дело, спортивная медицина и т.д. Некоторые базы университета располагаются в крупных петербургских поликлиниках и больницах.

Профессия врач

В трудные минуты жизни мы ищем помощи у своих родных и близких. Но порой для решения глобальных проблем, особенно связанных со здоровьем, простого совета недостаточно, и мы спешим к доктору. Это — единственный человек, который может помочь сохранить здоровье, а порой — и жизнь. Международный день врача — праздник для всех, кто избрал для себя самую гуманную профессию в мире — лечить людей. Традиционно этот день приходится на первый понедельник октября. Каждый год желающих поступить в медицинский ВУЗ становится всё больше. Какими качествами должен обладать будущий врач? И какие сложности могут его ожидать?

Немного истории

Профессия врача одна из древнейших — она существует ещё с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства растений и умели использовать их целительную силу. Так постепенно накопился достаточный опыт, давший толчок появлению медицины как науки.

Основоположником и «отцом» медицины считается древнегреческий целитель и врач Гиппократ. Он был первым, кто начал классифицировать заболевания, опровергать суеверия и исследовать причины возникновения различных патологий. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена — древнеримского хирурга и философа. Он внёс неоценимый вклад в развитие таких дисциплин, как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Об ответственности и трудностях

Медицинское образование

Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум за несколько лет до окончания школы. Так и дочь моих друзей вот уже несколько лет как решила стать врачом, но родители не одобряют её выбор. Их опасения связаны с распространёнными представлениями об этой профессии: кровь, раны, слишком долгая учёба.

Прежде всего нужно понимать, что глубинный позыв, который толкает человека выбрать эту профессию, — желание помочь. Если кто-то принял для себя такое решение, тем более в школьные годы, — это прекрасно. Большинство школьников представления не имеют, кем быть после получения аттестата. Поэтому, если ваш ребёнок определился и делает какие-то шаги в сторону своей будущей профессии, это нужно всячески поощрять и поддерживать, развивать необходимые качества. Нельзя сказать, что профессия врача сложнее или тяжелее других, но, естественно, человек, который становится на этот путь, должен иметь в виду несколько важных моментов.

Во-первых, врач становится независимым в своём деле значительно позже, чем специалисты других профессий. В обычных ВУЗах человек спустя пять лет обучения может работать наравне с коллегами и быстро подняться по карьерной лестнице. В медицинских высших учебных заведениях процесс обучения действительно долгий. Студент становится врачом не в момент получения диплома, а только спустя годы работы. Институт даёт базу, фундамент, умение работать с информацией. Узкопрофильная подготовка проводится после института и занимает как минимум пять лет (два года ординатуры, три — аспирантуры). И конечно, с учётом того, что врачи несут ответственность за жизнь людей, то первые робкие шаги в профессии жёстко контролируют более опытные наставники. Поэтому в самостоятельное плавание доктор отправляется существенно позже, и это важно понимать.

Во-вторых, несмотря на высокую востребованность, профессия врача в среднем оплачивается не очень высоко, хотя доход докторов зависит от многих факторов. Нужно терпение и понимание того, что значительную часть своей жизни будущий врач будет не слишком финансово успешным. Как говорят, хороших врачей не много, а обеспеченных — ещё меньше. Если понимание этих аспектов присутствует, то можно смело поступать в медицинский ВУЗ.

О личностных качествах и выборе профессии

Врач — профессия многокомпонентная. С одной стороны, это чистая наука, с другой — наука на грани ремесленничества. Наша деятельность подразумевает постоянную коммуникацию с людьми. Специалист должен обладать базой знаний, умением общаться с пациентами и быть готовым выполнять механическую работу. Ещё одно важное качество будущего врача — способность действовать с холодной головой. Конечно, желание помочь — это локомотив профессии, но важно понимать, что ежедневно нам приходится сталкиваться со множеством разных случаев, и нельзя каждую историю пропускать через себя. Именно умение в нужный момент не поддаться эмоциям позволит принять верное решение при выборе лечебной тактики.

Существует распространённое мнение, что у врачей напряжённый график работы. Это не всегда так, но с годами грань между работой и пребыванием дома стирается, даже если проводишь на ней всего несколько смен в неделю. Ты всегда должен быть «включён» в работу. Ты отвечаешь на звонки и продолжаешь консультировать вне стен больницы. С появлением телемедицины появилась возможность постоянно обсуждать какие-то рабочие моменты с пациентами или другими врачами. Ты всегда продолжаешь держать руку на пульсе.

Я родился в медицинской семье. Мама — биолог, а папа — учёный-онколог. Он занимался изучением рака и сделал несколько важных и фундаментальных открытий в канцерогенезе, которые позволили принципиально изменить определённые алгоритмы взаимодействия с канцерогенными веществами. Я рос под разговоры о медицине, с детства проводил много времени в онкологическом центре, знаком с этой обстановкой с тех пор, как себя помню. Я просто не рассматривал другие профессии и всегда знал, кем буду — онкологом-клиницистом.

Андрей Всеволодович Кукушкин, к.м.н., эндоваскулярный хирург, рентгенолог Европейской клиники

Эндоваскулярная хирургия

— Мои родители были врачами, а часть родственников так или иначе были связаны с медициной, поэтому вопрос выбора профессии не стоял. Интервенционная радиология (эндоваскулярная хирургия) привлекла меня возможностью выполнения лечебных вмешательств максимально атравматичным способом, при этом эффект от этих вмешательств в ряде случаев либо сопоставим, либо превосходит возможности открытой хирургии. К тому же, малая инвазивность такой операции позволяет помочь пациентам, которым противопоказано обширное хирургическое вмешательство.

Когда я начал заниматься эндоваскулярной хирургией, такой специальности в России ещё не было. Большинство моих коллег переходили в эту специальность из рентгенологии или хирургии, поэтому сначала пришлось стать рентгенологом. Самое сложное в моей специализации, оно же самое интересное, — это воздействовать на очаг болезни, не затрагивая здоровые ткани и органы, что требует высокой точности и обдуманности действий. Хирург во время вмешательства видит объёмную картину, может трогать ткани, а эндоваскулярный хирург видит плоскостную картину на экране монитора и то, как и куда идёт инструмент, при практически полном отсутствии тактильных ощущений.

Если бы я не был врачом, то, наверное, выбрал бы профессию ювелира или часового мастера. Что касается абитуриентов, то, на мой взгляд, врачом не стоит становиться тем, кто хочет лёгкой жизни и не готов «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»

Владимир Алексеевич Ошейчик, к.м.н., онколог, врач-хирург Европейской клиники

— Хирургия — одно из наиболее интересных направлений в медицинской практике. Эта специальность всегда казалась мне привлекательной, поэтому я получил соответствующее образование. Больше всего мне нравится оперировать. Но это же и самое сложное — нести ответственность за жизнь пациента.

Чтобы стать доктором, одного желания недостаточно. Профессия требует особого склада ума, развитого интеллекта и наличия определённых черт характера, например, умения настойчиво добиваться цели. Люди, сознательно выбравшие такую профессию, должны понимать, что только годы учёбы и практики способны из дилетанта сделать опытного специалиста.

Иван Вячеславович Петькиев, врач-анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением анестезиологии и реанимации, медицинский директор Европейской клиники

— На выбор профессии повлияло чувство собственной беспомощности перед заболеванием одного из моих родных. И в моей работе мне больше всего нравится то удовлетворение, которое получаешь, когда удалось помочь пациенту, улучшить качество его жизни, спасти в критический момент, поддержать его родственников. А сложнее всего — терять пациентов, ощущать, что ты порой бессилен перед заболеванием в последней стадии или запущенном случае.

В детстве я учился в специализированном учебном заведении, благодаря которому у меня была возможность поступить в школу полиции, но я сделал выбор в пользу медицинского образования. Наверное, если бы не медицина и не работа в правоохранительных органах, то занимался бы юридической деятельностью.

Если говорить о том, кому подходит профессия врача, то на мой взгляд, любой человек может стать медиком при желании. Но для того, чтобы стать уважаемым самодостаточным специалистом, нужно обладать усердием, дисциплинированностью и здоровыми амбициями.

Читайте также: