Мехмат что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Чтобы поступить на мехмат МГУ, человеку нужны особые показания. Сюда поступают те, кто хочет разобраться в причине возникновения интеграла и сущности процентов. Другими словами, мехмат — царство для теоретиков математики, здесь решают примеры не для того, чтобы применить на практике, а потому, что сам процесс кажется увлекательным. Поэтому подумайте прежде, чем вступить в сообщество мехматян. Это касается всех кроме выпускников СУНЦ, кировского математического лицея, 57-й школы и лицея № 1511 при МИФИ — велкам, собратья.

Совет остальным — присмотритесь к альтернативам. Например, к СПбГУ с его сильнейшей командой по программированию, которая в этом году заняла первое место на главном чемпионате мира по программированию ACM ICPC. Именно отсюда люди попадают в содружество разработчиков Павла Дурова. В Москве неплохое программирование преподают в Физтехе. Если же вам нужен успех, карьера и деньги — существует НИУ ВШЭ, факультет бизнес-информатики. Кстати, там есть базовая кафедра «Яндекса», которая поможет неплохо стартовать.

Отбросьте все свои грандиозные иллюзии по поводу нашего факультета — здесь не учат быть джобсами и презентовать новые айфоны в черном свитерке. Тут совсем другая жизнь — жизнь маттеории. Мы считаем руками, мало интересуемся модой и часто выглядим смешными в бытовых вопросах. Не слушайте советов учителей про «любовь к техническим наукам» — одной подростковый любви недостаточно, чтобы выдержать пять лет напряженных ежедневных нагрузок. Чтобы влиться в мехмат, к математике нужно относиться с завороженным интересом — как к головоломке по перекладыванию спичек в детстве.

Как поступить

На парте в одной из аудиторий мехмата было написано: «Секрет поступления прост: извилистые и подвижные МОЗГИ». По-моему, очень емко и хорошо. Наш факультет — один из немногих в МГУ, который не потерял роскошной возможности принимать действительно умных ребят независимо от их материального положения. Почти все преподаватели считают ЕГЭ по математике некой условностью, отпиской для Минобра. Поэтому основное внимание уделяется именно дополнительному экзамену по математике. Он состоит из трех разделов: основные понятия, алгебра и геометрия. Мой совет — найти толкового студента мехмата на сайте по подбору репетиторов где-нибудь в сентябре последнего школьного года и планомерно решать. Идеальная длительность занятия — 80 минут, за это время можно решить 8-10 заданий допэкзамена. Я всегда во время подготовке разделял лист А4 на две части — костяк задания и ключевые преобразования примера, после которых он упрощается. Привыкайте писать разборчиво, с развернутым доказательством каждого шага.

Не советую брать гаджеты на экзамен — многие преподаватели мехмата воспринимают списывание с телефона как личную обиду и каждый раз каждый выдворяют особенно изобретательных студентов, записывая фамилию в особый список.

Олимпиады

30% студентов мехмата — олимпиадники. То есть, поступить на факультет в обход основного конкурса вполне реально. Победители олимпиад школьников получают льготу I степени и зачисляются в вуз без вступительных испытаний на специальность, соответствующую профилю олимпиады. Льгота второго и третьего порядка — это право быть приравненными к лицам, набравшим 100 баллов за ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады. Например, в 2014 году победители (льгота I уровня) олимпиады школьников «Ломоносов» по механике и математическому моделированию при условии, что их баллы ЕГЭ по математике и физике не менее 65, одновременно получают 100 баллов по дополнительному испытанию на мехмат и 100 за ЕГЭ по физике. Баллы же призерам «Ломоносова» автоматически увеличиваются до 100 по профильному предмету олимпиады. Весь список утвержденных олимпиад и льгот на 2014 год можно посмотреть здесь — rsr-olymp.ru.

Система обучения

Пересдавая в очередной раз классическую дифференциальную геометрию, я наблюдал за соседней партой парня, который плакал, смотря в окно. Я подумал, что ему нужна помощь, и предложил свою линейку. «Ты думаешь, эти слезы из-за того тройбана, который я пересдаю, чтобы получить красный диплом? — ответил парень. — Совсем нет. Скажи мне лучше, как я объясню всем этим людям на улице, что такое точка бесконечного разрыва, когда там всюду жизнь?» Бедолага, как и многие выпускники мехмата, остался непонятым простыми обывателями и боялся этого: упражняя свой мозг, он забыл, что суха наука, а древо жизни зеленеет.

Другими словами, на мехмате свой мир — трудный универсум решений и поиска, оторванный от ежедневных проблем человечества. Первые два курса жизнь подчинена расписанию, потрепанный листочек с которым висит на такой же потрепанной стене. Большая часть жизни — лекции, нескончаемые лекции. Ты их пока не можешь позволить себе пропускать, потому что еще зеленый, боишься вылететь и начать побираться. Этот адок переписанных тобой формул становится терпимее после семинаров. К третьему курсу мгла отходит и ты начинаешь врубаться. Вырисовываются самые престижные схемы. Например, поток защиты информации потихоньку разобрался с простейшим кодированием, добивает криптографию, зубрит протоколы. У них есть совместная программа с ГК «Ланит», люди щупают почву, чтобы устроиться. На кафедре алгебры и математической логики все сильнее нажимают на математику, а ребята все больше ударяются в подготовку к международным олимпиадам, забавно объясняются с загорелыми американцами, которых занесло сюда по обмену. Самые одаренные студенты с кафедры механики вплотную уходят в разработку роботизированных платформ и конструируют ходячих мутантов. Больше всего карьеристов на кафедре гидромеханики — тут работает совместная программа с Boeing Russia, привлекающая нищих математиков открытыми вакансиями. На все это презрительно смотрят худые парни с кафедры высшей алгебры и теории вероятностей — сливки факультета, решающие, как машины.

Отдельная когорта — «листки». Это ребята, которым преподы на семинарах и экзаменах просто дают список заданий повышенной сложности. Они молча сидят и решают, их никто не трогает, как святых коров в Индии. К концу обучения все понимают, что на мехмате для пятерки на экзамене достаточно уверенно воспроизвести выжимку лекции. В остальное время студенты ищут пути, чтобы избежать механической рутины. Скучные пары без зазрения совести прогуливаются, личная жизнь налаживается, а человек просто начинает интенсивно читать учебники за две недели до сессии.

Стипендия

Платят немного — в среднем 3-4 тысячи рублей. Иногда подкидывают бонусы на праздники. Многие шутят, что у мехматян стипендия немного выше, потому что Садовничий — наш выпускник и сочувствует трудягам-математикам.

Особенности тусовки

Скрюченных ботаников в очках на мехмате мало. В основном — нормальные парни с высоким мнением о себе. У многих — нотка высокомерия. Почти все уходят в иронию, чтобы не сойти с ума. Абсолютно все заводят хобби, отличное от специальности, зачастую это интенсивный спорт. На мехмате обязательная физкультура сохраняется до 4 курса, поэтому под серыми футболками у мехматян кубики. А в общаге вообще принято качаться. Футбол — прямо-таки факультетский спорт, бег и гандбол — новое местное увлечение, потихоньку накрывающее всех. Странные типы, которые разговаривают сами с собой имеются. Но тут это обычно — математические мысли приходят, когда ты ешь суп, стоишь в очереди в столовую, набираешь смску любимой и покупаешь билет на электричку. Поэтому разговор о погоде легко может перебить фраза «И тогда получается, что результат не уходит в ноль!»

Мехмат — мужской факультет. Девочек у нас — процентов 20% от курса. Многие не страшные, а даже симпатичные. В любом случае, в соседнем корпусе есть блондинки с филфака.

Трудоустройство

Не знаю, кто распустил сплетню, что русских математиков покупают американцы прямо после вручения дипломов. Нет, все ищут места сами, все лепят из себя блестящих специалистов сами. Есть школа «Яндекса», туда берут интересных парней с мозгами. Почти все выпускники начинают с русских компаний, а потом перетекают в Beagle, если предоставляется случай и остается холостяцкое положение. Но есть и те, кто продают душу «Яндексу» или «ABBYY» и фигачат по 10 часов в день. Основной же поток уже после 4 курса уходит в банки на разные позиции, становятся финансовыми аналитиками, программистами и тестерами в компании средней руки на 2-3 года. Потом, как правило, многие взлетают по карьерной лестнице — ничего не сделаешь, мозги работают как парашют и приучены летать, потому что главное здание МГУ — крутая высотка. Моя мама как-то сказала, что несмотря на то, что я сижу и считаю целыми днями, Россией управляют мировые компании, тот же Google. Я тогда улыбнулся и ничего не ответил, потому что в центральном офисе Google год назад меня встретила толпа русских программистов с бутылкой водки и криками «Эгегееей, Толяяян!».


Мехмат МГУ им. М.В. Ломоносова

Русский язык (ЕГЭ), математика (ЕГЭ), физика (ЕГЭ). Дополнительное вступительное испытание профильной направленности (математика).

Сижу я как-то в батутном центре, жду пока дочь отпрыгается. Рядом сидит мадам и разговаривает по телефону. Я сижу, втыкаю в телефон, а она всё разговаривает и разговаривает. Волей неволей прислушиваюсь. Обсуждает она с кем-то то ли какого-то родственника, то ли общего знакомого. И вот она заявляет:

- Да не надо ему на мехмат поступать. Кем он после него будет? Учителем математики? Вот то ли дело.

Я такой мысленно:

Кем бывают после мехмата? Ммф, Специалисты, Можем, Мат, Длиннопост

Даже от телефона оторвался. Она это сейчас на полном серьёзе сказала.

Итак, поскольку в обществе зафиксирована такая средневековая дикость и невежество, то их необходимо развенчать самым решительным образом!

Сначала кратко пробежимся по предметам, которые преподаются на механико-математическом факультете. В основном это, конечно, всякие разные математики: теория множеств, математический анализ, алгебра, дифференциальное исчисление, топология, функциональный анализ, логика и дискретная математика, теория вероятностей и математическая статистика и тому подобная дребедень.

Изредка встречаются общеобразовательные предметы типа культурологии, истории, физики, экономики и программирования на уровне "а давайте запрограммируем на паскале такой-то численный метод. "

То есть, действительно, выпускник ММФ не знает о жизни и мире вокруг вообще ничего и не имеет каких-то полезных для общества навыков. Ни картошку сажать, ни атомные станции строить.

А что же он умеет? Его вообще чему-то полезному дрессировали или он там штаны за казённый счёт просиживал в своё удовольствие?

Для этого нужно немножко рассказать про математику в целом. Каждая математическая дисциплина строится примерно одинаково. Аксиомы, определения, следствия из этих аксиом и определений, леммы, которые построены на этих следствиях и теоремы, которые построены на всём предыдущем.

Если чему на ММФ и дрессируют, так это именно тому, что ты должен ПОНИМАТЬ что откуда следует. И если преподаватель на экзамене тебя спросит: "А это почему так?", а ты ответишь: "Мы так на практике делали", то тебя подвергнут психологическому насилию. Эту простую мысль вдалбливают тебе в тупую башку пять лет к ряду. Ты сопротивляешься, но это не помогает. Рано или поздно появляется озарение: "Так вон оно чё, Михалыч!" Но даже если этого озарения и не происходит, то в подкорке на уровне рефлексов остаётся навык. Каждое утверждение можно размотать до элементарных определений и неопределимых понятий. И построить логическую цепочку. И либо подтвердить утверждение, либо опровергнуть. И точно также из каких-то базовых постулатов вывести некоторые более сложные утверждения.

Продолжим про математику. Как правило, математическую дисциплину создают не просто так "от нехуй делать", а чтобы описать некоторый фрагмент реальности. А то и не один. Так, например, теория вероятностей и математическая статистика может помочь не только в казино, но и при выборе безопасного способа поездки в другую страну. В связи с чем у выпускника ММФ в голове наличествует куча образных математических моделей самых разных сторон реальной жизни. Но он пока об этом не подозревает.

Он выходит в реальный мир и говорит: "И чё дальше?"

Вокруг ходят люди, куда-то спешат. По слухам сейчас надо как-то работу найти. А как?

Кстати, я написал "образных математических моделей" и это не описка. Мехмат охуенно развивает не только логическое, но и образное мышление. Не только левое, но и правое полушарие. Взять, к примеру, интегрирование многообразий. У вас есть пересечение нескольких пространственных фигур, пересечённых в определённых местах, а вам надо проставить пределы интегрирования. Перед тем как это сделать вам надо в своей тупой голове ПРЕДСТАВИТЬ себе как это выглядит, где там что и почему. А такую хуйню представить не так просто. Может потому Борис Натанович Стругацкий и стал неплохим писателем, что надрочил себе на мат-мехе ЛГУ правое полушарие в своё время?

Поначалу это его затягивает, он начинает понимать неофициальный лозунг ММФ "Мы Можем Фсё!".

Однако после нескольких игр в реальность приличная часть выпускников попадает в следующую ситуацию:

- А вот это можешь?

- Ну если поллитру выпью, то могу.

- Ну так а почему ничего не делаешь?

Итак, кем может стать выпускник ММФ? Я сейчас подберу несколько разных вариантов со своего потока.

1. Заместитель директора Новосибирского отделения Сбербанка.

2. Программист стохастических процессов в Дойче-банке (место проживания - Лондон).

3. Главный бухгалтер крупной ООО-шки.

5. Преподаватель ВУЗа. (Преподаёт более десятка различных дисциплин. Эдакий человек-оркестр.)

Шестой пример поразителен тем, что это осознанный выбор самого умного человека на потоке. Он мог выбрать любую траекторию движения, но выбрал именно эту. Потому что "А на хуя?" Ограничений, по большому счёту, нет. Дополнительно закончить ещё какую-то вышку? Да как два пальца.

А зачем я это пишу?

Если ваш ребёнок, родственник или общий знакомый скажет, что хочет поступить на мех-мат - хлопайте в ладоши от радости, дуйте в трубы и бейте в барабаны. Но ни в коем случае не говорите: "Кем он после него будет? Учителем математики?"


Математика во все времена лежала в основе точного естествознания, а вместе с механикой была фундаментом всех технических наук, основным инструментом в познании общих закономерностей мироздания.

Лекции по математике читались в Московском университете со времени его открытия в 1755 г. В Уставе университета, принятом в 1804 г., было впервые закреплено создание отделения физических и математических наук.

К началу XX в. московская математическая школа приобрела мировую известность, ее успехи были связаны с именами Д.Ф. Егорова и его учеников Н.Н. Лузина, И.И. Привалова, В.В. Степанова. Школу механики Московского университета прославили Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин.

В 1933 г. реорганизация структуры Московского университета привела к образованию нескольких факультетов, в их числе был и механико-математический факультет. Большую роль в его создании и развитии сыграли член-корресспондент АН СССР В.В. Голубев (первый декан факультета), академики И.Г. Петровский, А.Н. Колмогоров, П.С. Александров.

Своими выпускниками факультет всегда поддерживал академическую науку, и наоборот, многие члены Академии наук и сотрудники академических институтов вели педагогическую работу на факультете. В настоящее время только среди заведующих кафедрами и лабораториями факультета 15 академиков и 9 членов-корреспондентов РАН.

В последние десятилетия значение математики в общей системе человеческих знаний сильно возросло. С помощью математических методов рассчитываются атомные реакторы, изучается строение кристаллов и молекул химических веществ, предсказываются место и глубина залегания полезных ископаемых, прогнозируется погода, анализируются экономические процессы и оптимизируется управление экономическими системами, ставятся диагнозы болезней, расшифровываются неизвестные письмена, обосновываются выводы социологических исследований. Математические методы являются базой и для изменяющих мир информационных технологий.

Наиболее абстрактные направления математической мысли — математическая логика, функциональный анализ, топология, современные алгебраические теории — оказались вовлеченными в вихрь приложений математики к разнообразнейшим практическим потребностям. Радикальное переустройство испытала в последние годы и сама система собственно математических знаний. Возникли новые математические дисциплины, например гомологическая алгебра, дифференциальная топология, компьютерная геометрия, претерпели существенное изменение такие разделы математики, как математическая логика, теория вероятностей, теория оптимального управления.

Ученые МГУ внесли ощутимый вклад в развитие важнейших направлений математики. Университетская математическая школа — одна из наиболее авторитетных в мире. В настоящее время механико-математический факультет — ведущий центр математической науки в нашей стране.

Механика — одна из главных составляющих научного фундамента техники. Ученые-механики исследуют и разрабатывают математические модели движения и взаимодействия тел, частиц, масс, изучают механические свойства различных сред. Не занимаясь деталями расчета конкретных конструкций, механики создают теоретические основы расчетов, применимых в других науках, в различных отраслях техники и промышленности. Достижения механиков МГУ общепризнанны и пользуются мировой известностью, они оказали существенное влияние на развитие современной техники.


Для механики наших дней характерно широкое применение самых разнообразных математических знаний, в том числе новейших разделов теоретической и вычислительной математики. Численный эксперимент на ЭВМ стал одним из самых эффективных рабочих инструментов для механиков. Однако связь между математикой и механикой не является односторонней. Механика также стимулирует развитие многих разделов математики, формулируя часто такие задачи, для решения которых еще не разработаны подходящие математические методы. Именно этим органичным взаимодействием математики и механики объясняется совместное обучение студентов по этим специальностям на механико-математическом факультете.

Факультет имеет два отделения: математики и механики. Отделение математики объединяет кафедры математического анализа, высшей алгебры, высшей геометрии и топологии, теории вероятностей, общих проблем управления, теории чисел, дифференциальных уравнений, теории функций и функционального анализа, математической логики и теории алгоритмов, математической статистики и случайных процессов, дискретной математики, вычислительной математики, общей топологии и геометрии, математической теории интеллектуальных систем, дифференциальной геометрии и приложений, теории динамических систем, математических и компьютерных методов анализа; отделение механики — кафедры теоретической механики и мехатроники, аэромеханики и газовой динамики, теории упругости, гидромеханики, прикладной механики и управления, газовой и волновой динамики, теории пластичности, механики композитов, вычислительной механики.


Учебные планы факультета охватывают все современные направления математики и механики. Такие дисциплины, как математический анализ, алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения, уравнения математической физики, теория функций и функциональный анализ, теория вероятностей, математическая статистика, методы вычислений, программирование, комплексный анализ, дифференциальная геометрия и топология, теоретическая механика, механика сплошной среды, физика, математические методы в экономике, исследование операций, изучаются на обоих отделениях, хотя и в несколько разных объемах. Кроме того, в план отделения математики входит набор курсов лекций естественнонаучного, прикладного и конкретно-экономического содержания. Значительное место в учебном плане студентов-механиков занимает практикум в лабораториях Института механики МГУ. Студенты факультета изучают также историю и методологию математики и механики, цикл гуманитарных дисциплин, английский язык.


Поступающие на механико-математический факультет смогут получить одну из трех квалификаций: "математик" (специальность "математика"), "механик" (специальность "механика"), "математик" со специализацией в области экономики (специальность "математика").

Срок обучения на факультете 5 лет (с 2011–2012 учебного года — 6 лет).

На каждом отделении на I и II курсах обучение происходит по общей программе для всех студентов. С III курса студенты разделяются по кафедрам. Каждый студент выбирает преподавателя, который руководит его первыми научными исследованиями. Студенты и аспиранты публикуют результаты своих исследований в ведущих научных журналах, активно участвуют в различных всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах по математике, информатике, робототехнике и другим дисциплинам. Так, более десяти лет команды механико-математического факультета принимают участие в Чемпионате мира по программированию среди студенческих команд. Команда мехмата неоднократно выходила в финал чемпионата, при этом трижды (в 2003, 2005 и 2009 гг.) получала золотые медали. Совместно с НИИ механики МГУ на факультете заложена прекрасная традиция проведения соревнований по робототехнике среди студенческих команд. Участники соревнований получают возможность проверить на практике результаты математического моделирования, проходя полный путь от постановки теоретической задачи до практического построения робота.

На факультете имеется отдел прикладных исследований, включающий в себя учебно-научный центр и лаборатории систем искусственного интеллекта, динамики деформируемых сред, навигации и управления космическими системами, математического обеспечения имитационных динамических систем, прикладного математического анализа. При кафедрах работают лаборатории вычислительных методов, математической статистики, теории вероятностей, вычислительных средств вероятностных и статистических исследований, компьютерного моделирования, больших случайных систем, компьютерных методов в естественных и гуманитарных науках, операторных моделей и спектральной теории, а также кабинет истории и методологии математики и механики и кабинет методики преподавания элементарной математики. К научной работе по тематике этих лабораторий привлекаются и аспиранты, и студенты факультета.


Факультет тесно связан в работе с НИИ механики МГУ, экспериментальная база которого используется на отделении механики в учебных и научных целях. Научная тематика института охватывает все основные области механики.


Выпускники факультета работают в научно-исследовательских институтах, на промышленных предприятиях и в банках, в лабораториях и вычислительных центрах, в институтах, высших учебных заведениях, школах. Они с успехом решают как теоретические, так и прикладные задачи, ведут педагогическую работу. Диплом факультета признан во всем мире. Около трети выпускников ежегодно поступают в аспирантуру и продолжают заниматься научной работой, целью которой является подготовка диссертации. После защиты диссертации соискателю присваивается ученая степень кандидата физико-математических наук.

Механико-математический факультет славен своими традициями. На мехмате учат не столько рецептам решения конкретных задач, сколько умению думать самостоятельно, а также извлекать знания из разных источников. Именно это позволяет выпускникам факультета быстро включаться и быть эффективными практически в любой сфере деятельности — от компьютерной или финансовой до управления производством и политики.

Обзор факультетов МГУ: механико-математический факультет

Мехмат располагается в первом корпусе главного здания МГУ по адресу Ленинские горы, д. 1. Факультет занимает 12–16 этажи, отдельные занятия проходят во втором учебном корпусе на 1-м и 4-м этажах.

Добираться до факультета удобнее всего от станции метро «Университет» автобусами №№ 1, 113, 119, 661 до остановки «Дом Культуры МГУ». Пешая прогулка занимает около 15 минут.

Общежитие

Иногородним, имеющим постоянную регистрацию за пределами 5-й зоны Московской железной дороги (это примерно 40–50 км от Москвы в зависимости от направления), предоставляется общежитие. Бюджетникам место в общежитии выделяется бесплатно, студенты, которые учатся на коммерческой основе, могут заселиться за плату при условии наличия свободных мест.

Как правило, первокурсников мехмата заселяют в «Дом студентов на Ломоносовском» по адресу Ломоносовский проспект, дом 27, корпус 11. Это современный многоэтажный жилой корпус, рассчитанный на 2700 студентов, в нём есть столовая, прачечная, тренажёрный и актовый залы, зоны отдыха и медицинский кабинет. Комнаты в общежитии двух-трёхместные, с отдельными кухнями и санузлами. От метро «Университет» до общежития ходит автобус 447, а до главного здания — 15 минут пешком по территории МГУ.

Направления обучения, экзамены, проходные баллы

На факультете два основных направления — математика и механика. Обучение ведётся по программе специалитета и длится 6 лет. Специалитет охватывает программу бакалавриата и магистратуры (4+2 года).

Экзамены на оба направления совпадают. Потребуется предоставить результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку, а также сдать дополнительное вступительное испытание по математике.

ДВИ по математике — общее для всех факультетов, это письменная работа, которая оценивается точно так же, как ЕГЭ, по 100-балльной системе. Образцы ДВИ прошлых лет выложены на сайте факультета.

Количество бюджетных мест на математике — 268, на механике — 112. На платной основе зачисляют 60 и 30 студентов соответственно.

Проходной балл для поступления на мехмат колеблется год от года в пределах 300–335 баллов. В 2018 году на математику проходной балл был 333, на механику — 328. Это означает, что средний балл за ЕГЭ для поступления — 83.

Направление можно выбрать уже после окончания вступительных испытаний: если не хватает баллов для поступления на математику, можно подать заявление на механику.

Конкурс

Как видно из таблицы, опубликованной на сайте МГУ, с конца 1990-хх годов конкурс на мехмат неуклонно растёт. В новом тысячелетии лишь в 2005, 2010 и 2011 он опускался ниже 5 человек на место. В 2017 году на мехмат было подано более 4 тысяч заявлений, в 2018 году — 3,2 тысячи.


Льготы при поступлении

Направление Бюджетные места для поступающих на основные конкурсные места Бюджетные места, выделенные для поступающих по особой квоте
Математика 241 27
Механика 100 12

По особой квоте поступают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Полный список льготных категорий можно найти на сайте МГУ.

Дополнительные баллы при поступлении на мехмат начисляются:

  • за наличие статуса чемпиона и призёра Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включённым в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» — 2 балла;
  • наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием — 5 баллов;
  • зачёт за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования — 3 балла.

Кроме того, льготы при поступлении предоставляются победителям и призёрам олимпиад, входящих в перечень олимпиад школьников, дающих право на льготы при поступлении в вузы.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, информатике поступают на мехмат без экзаменов, им достаточно представить в приёмную комиссию аттестат и диплом олимпиады.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, получают 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку, но только в случае, если с момента проведения олимпиады прошло не более четырёх лет.

Также льготы предоставляются победителям и призёрам олимпиад из перечня олимпиад школьников 2018/2019 по математике, физике и комплексу предметов, включающих математику и физику. В зависимости от конкретной олимпиады и профиля это либо зачисление без экзаменов, либо 100 баллов за ДВИ по математике/ ЕГЭ по физике. С подробным списком также можно ознакомиться на сайте МГУ.

Оплата обучения

В 2018 году обучение на мехмате стоило 310 500 рублей за семестр. Информацию о текущей стоимости необходимо уточнять в приёмной комиссии МГУ.

Немного истории

В нынешнем виде механико-математический факультет был создан 1 мая 1933 года. В этот день в МГУ была восстановлена факультетская система. Однако традиции математических исследований и преподавания математики в Московском университете уходят корнями в середину XVIII века. Фактически, нынешний мехмат вырос из одной-единственной кафедры, на которой читались курсы элементарной алгебры и геометрии, тригонометрии, основ механики, астрономии, оптики и гидравлики.

На протяжении XIX века уровень преподавания математики неуклонно рос, и к 1917 году в МГУ сложилась своя математическая школа. После революции 1917 года научная работа не остановилась. В 1921 г. в университете был создан Научно-исследовательский институт математики и механики. Продолжались исследования теории функций и теории тригонометрических рядов, теории вероятностей и теории чисел, были заложены основы советской топологической школы. Параллельно развивались исследования в области физики. Учёные из мехмата принимали участие в передовых оборонных и космических исследованиях.

На момент создания в 1933 году на механико-математическом факультете было девять кафедр — две кафедры математического анализа, дифференциальной и высшей геометрии, высшей алгебры, теоретической механики, гидромеханики, аэромеханики и теории упругости. С тех пор их количество увеличилось почти в три раза — на современном мехмате 25 кафедр. За почти 90 лет существования факультета он стал центром фундаментальных исследований в области теоретической и прикладной математики, механики и информатики.

О студенческой жизни

Студенты мехмата — дружный коллектив, на факультете есть свой студенческий профсоюз, который постоянно организует концерты, встречи, розыгрыши призов, спортивные соревнования. На факультете проходят самые разные мероприятия, от турниров по интеллектуальным играм до конкурсов красоты.

Кстати, вопреки предубеждению, на факультете учатся и девушки — их примерно 20% от всего числа студентов.


Что говорят, что пишут

О том, зачем поступать на мехмат

«На мехмате из-за большого масштаба факультета есть возможность более широкого выбора в науке и появляется больше возможностей для реализации себя не в науке». Сергей Морозов

Об учёбе

«По сути, первый семестр — попытка рассказать всю школьную программу нормальным языком. На этом этапе ребята из матшкол отдыхают, ребята из прочих ботают. Потом ботать приходится всем. А без любви к математике я вообще не знаю, что делать на мехмате. Сначала в неделю примерно 20 пар, из них 17 — разные сорта математики, 2 — физкультура и один английский. Без любви к математике заставить себя всё это выучить будет сложновато». Александр Рогачёв

«Не выдерживают в основном те, кто недостаточно уделяют времени учёбе. Я не встречал ни одного человека на мехмате, кто старался, но не выдерживал нагрузки». Глеб Фёдоров

«Первые два курса жизнь подчинена расписанию, потрёпанный листочек с которым висит на такой же потрёпанной стене. Большая часть жизни — лекции, нескончаемые лекции. Ты их пока не можешь позволить себе пропускать, потому что ещё зелёный, боишься вылететь и начать побираться. Этот адок переписанных тобой формул становится терпимее после семинаров. К третьему курсу мгла отходит и ты начинаешь врубаться». Светлана Герасева, редактор журнала «Куда пойти учиться».

О преподавателях

«Введение в математическую логику (кафедра дискретной математики). Помнится, этот предмет мне изрядно повыносил мозг, но Александр Борисович Угольников — один из лучших лекторов, которые у меня преподавали. Он обладал прекрасным чувством юмора, но лекции читал со скоростью звука, только успевай записывать. Кстати, это единственный преподаватель из тех, что я видел, который стирал за собой с доски после лекции». ©

О физкультуре

«Мехмат — уникальный факультет, где физкультура обязательна до конца 4-го курса! Ни на одном другом факультете такого нет. Сделано это с исключительно благой целью — чтобы студенты отвлекались от учёбы и не сходили с ума». ©

О физике

«У механиков два семестра общей физики, семестра четыре теоретической и аналитической механики, три семестра механики сплошных сред и физ-мех практикумы (аэродинамические трубы, пластичности, упругости, гидродинамика) (более чем много, и это я не всё вспомнил + спецкурсы, а их можно набрать любое количество)». Александр Рогачёв

О программировании

«Прогу освоить придётся по меньшей мере в объёме, достаточном для быстрого написания кода. Ну а если попадутся хорошие преподаватели, типа К.Ю.Богачёва, то освоить придётся гораздо больше и весьма крепко, это факт». © Александр Гаргянц

О студенческой жизни

«Скрюченных ботаников в очках на мехмате мало. В основном — нормальные парни с высоким мнением о себе. У многих — нотка высокомерия. Почти все уходят в иронию, чтобы не сойти с ума. Абсолютно все заводят хобби, отличное от специальности, зачастую это интенсивный спорт. На мехмате обязательная физкультура сохраняется до 4 курса, поэтому под серыми футболками у мехматян кубики. А в общаге вообще принято качаться. Футбол — прямо-таки факультетский спорт, бег и гандбол — новое местное увлечение, потихоньку накрывающее всех». Светлана Герасева, редактор журнала «Куда пойти учиться».

О трудоустройстве

«С трудоустройством проблем нет, в Москве мехмат очень ценится. Но главное — вы сами будете чувствовать себе цену после мехмата!» Глеб Фёдоров

«После мехмата большинство выпускников выбирают коммерцию. Идут в банковскую сферу, IT, финансовый сектор, консалтинг, всевозможными аналитиками». Глеб Фёдоров

«Достаточно зайти на любой ресурс с размещением объявлений о вакансиях и поискать по ключевым словам „хорошее знание математики“, „математик“, „теория вероятностей“, „статистика“. Выпускники мехмата работают во всех возможных крупных и не очень компаниях по всему миру». Александр Шкляев

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Я наконец-то решил написать что-то про мехмат МГУ. Начну с самого простого — с того, чему же здесь всё-таки учат. Пожалуй, сейчас самое время (конец 9-й сессии) подвести итог тому, какие предметы мне пришлось сдавать (разумеется, словосочетание «пришлось учить» и тем более «пришлось выучить» не отражает сути вещей). Я решил сделать это в двух частях с эпилогом: обзор за 1-2 курсы (до распределения по кафедрам и выделением отдельного экономпотока), за 3-5 курсы и собственно сам эпилог.

Сегодня пробегусь кратенько по предметам, которые будут вписаны в мой диплом (до которого не так много и осталось) и не только, за первые два курса.

Я учился на первом потоке. Что-то у нас было так же, как у второго потока (отделение механики вообще в расчёт не берём), что-то совершенно по-другому. Их лучше учили одним предметам, нас — другим. В чём-то халява была у нас, в чём-то у них. Не стоит думать, что так, как я пишу, у всех. Этой мой личный опыт.

Аналитическая геометрия (кафедра высшей геометрии и топологии). Она же ангем или аналгем. С 1 сентября первокурсникам начинают травить байки про преподавателей кафедры ВГТ. Второкурсники, третьекурсники подходят к расписанию первого курса, чтобы поржать над теми группами, кому достались самые суровые преподаватели (четверокурсники и пятикурсники делали также, если бы появлялись в универе). У моей 102 группы семинаристом назначили Левана Анзоровича Аланию, о котором ходили легенды. Но через пару занятий его поменяли на Дмитрия Владимировича Миллионщикова, с которым мы почти не знали проблем. Экзамен я сдал на «5», блеснув знаниями, полученными ещё в школе на уроках у Игоря Борисовича Кожухова.

Введение в математическую логику (кафедра дискретной математики). Помнится, этот предмет мне изрядно повыносил мозг, но Александр Борисович Угольников — один из лучших лекторов, которые у меня преподавали. Он обладал прекрасным чувством юмора, но лекции читал со скоростью звука, только успевай записывать. Кстати, это единственный преподаватель из тех, что я видел, который стирал за собой с доски после лекции.

История Отечества. Сергей Иванович Семакин — один из самых популярных преподавателей на мехмате, хотя студенты с ним общаются лишь весь первый курс. Знаний по истории даётся абсолютный ноль, зато он на лекциях он поёт свою знаменитую «Белую акацию», играет на гитаре, а первая пара в учебном году традиционно собирала такое количество слушателей и со старших курсов, что в 16-10 негде сесть. Вряд ли сейчас есть то же самое во втором ГУМе. Единственное, что у меня осталось от пар по истории — видеозапись одного из его выступлений с «Белой акацией» и фотография Сергея Ивановича на фоне доски с надписью «Семакина в президенты!»

Линейная алгебра и геометрия (ВГТ). Первый раз я ехал на экзамен без ощущения того, что я знаю приблизительно всё. Скляренко наплодил кучу билетов, и часть из них я пропустил, так как они были слишком сложны. Разумеется, по всем законам подлости, я вытащил именно такой билет. Каково же было моё удивление, когда я сел за парту и обнаружил на ней забытые кем-то шпоры именно по этому билету! После этого четвёрка была вполне оправданной оценкой.

Работа на ЭВМ. Говорят, в последние годы сдать ЭВМ на мехмате становится всё сложнее, и программировать всё-таки надо уметь. Внимание к этому предмету возрастает, но когда учился я, чтобы получить зачёт или экзамен требовалось уметь писать дома лишь простенькие программы и освоить копирование с дискеты на жёсткий диск из под линукса. Абсолютно реально было доучиться до 4 курса, не умея писать на С/C++ даже `Hello, world!`

Экзамен автоматом вместе со мной получила Таня, которая помогала если только морально, но задача была на двоих. Добрый дядька всё-таки был Панкратьев, но спустя несколько недель его насмерть сбила машина. На следующий семестр нам назначили некоего Астрелина, а зачёт я получил уже на втором занятии, 18 февраля.

Экономическая теория. Гуманитарный предмет на мехмате, что ещё тут можно добавить? Толку мало, пафоса много. В итоге свою пятёрку автоматом я получил, хотя ничего особенного не сделал. О чём там вообще нам рассказывали — понятия не имею.

Математический анализ. Матан наш поток не знал. На лекции Чубарикова ходили единицы, многие преподы на потоке были халявными, экзамен отправлялись сдавать досроком прямо в кабинет декана, не зная почти ничего. Домашнее задание никто не делал (как и по многим другим предметам, но по матану — катастрофически). Все ужасы, возможные при изучении этого предмета, обошли нас стороной.

Алгебра. Алгебру у нашего потока оба раза читал ещё один из самых лучших лекторов на мехмате — Евгений Соломонович Голод. Его курс даже сподвиг меня на то, чтобы самому набить в LaTeX`е все его лекции за первый семестр. Пока я набивал их, я выучил предмет больше, чем на пять, за что заслуженно максимальную оценку и получил. В третьем семестре оказалось, что лекции уже были набраны до меня, набивать заново не пришлось, вот и сдал на четыре.

Сейчас набранные мной лекции занимают почётное место в коллекции материалов на DMVN, а каждые два года я получаю личные сообщения с благодарностью от первокурсников. Приятно, чёрт побери. Говорят, сам Евгений Соломонович был заинтересован в том, чтобы я что-то в том конспекте исправил и подготовил его к нормальной печати, денег обещали, но что-то так и не срослось.

Социология. Полный бред, на лекции по которой я ходил по двум причинам: а) преподша отмечала, б) для переписывания домашки по дифурам. От обилия слов «парадигма», «полипарадигмальность» и некоторых других уши сворачивались в трубочку и не разворачивались до конца пары. Хорошо, что по этому не было экзамена, только зачёт. Что поделать, высшее образование требует жертв.

Действительный анализ. Непреложная истина: чем халявнее лектор или семинарист, тем меньше знаний имеется у студентов. Семинаристом по действану у нашей группы был Сорокин, что говорит о том, что действан в нашей группе не выучил никто. Тем не менее многие получили хорошие оценки. Удивительно, что после этого я ещё и пошёл на кафедру ТФФА.

Английский язык. «Ви вил тич ю ту спик фром ёр харт». На первом курсе у меня была замечательный преподаватель Ольга Владимировна Корецкая. На парах было по-крайней мере интересно и не возникало желания их пропустить. Мы в начале каждой пары рассказывали об интересных вещах, которые с нами произошли с конца предыдущей пары, смеялись друг над другом. Каково было моё разочарование, когда я перешёл на второй курс и увидел другого преподавателя в расписании. А мне так много хотелось рассказать. Больше на парах интересно не было, кроме трёх разов, когда мы смотрели старые фильмы.

Обыкновенные дифференциальные уравнения. «Потому что резонанс!» — бодро отвечал семинарист на любые наши вопросы. Лучше бы уж «потому что гладиолус» говорил. На лекции ходили единицы, но письменный экзамен с теорией и задачами многим в первый раз подпортил зачётку.

Я пошёл (надо ли оценивать уровень моих знаний?). Первым в дверях аудитории из наших экзаменаторов ближе к 11 утра шатающейся походкой появился Иван Алексеевич Дынников. Он окинул взглядом нас, двоечников и ушёл за кофе. Было понятно, что он тоже вчера болел за сборную. Ещё через час появился Панов с точно такой же тяжёлой головой. Ещё через несколько часов Дынников сбагрил меня с глаз долой с тройкой. А я только к этому времени успел окончательно протрезветь.

Третий раз я сдавал этот предмет уже на 5 курсе, но на отлично так пересдать и не смог. Сложно придумать более бредовый курс, чем это сделал Евгений Григорьевич.

В честь этой моей самой первой пересдачи у меня в комнате на стене долгое время висела памятная рамка с первой страницей его лекций, скачанных с DMVN.

Теория вероятностей. Летняя сессия на втором курсе не задалась не только из-за дифгема. Ситуацию подпортил ещё и тервер. Его я толком так и не выучил: на нудные лекции Прохорова ходили тоже только лишь фанаты, а семинары у Смирновой кроме как торжеством абсурда назвать нельзя. Благо, теория вероятностей используется и дальше, и у меня был шанс выучить её лучше и пересдать на 5 курсе на отлично.

Читайте также: