Что за должность прокуратор

Опубликовано: 02.10.2024

Прокуратор (procurator) — в Древнем Риме название управителя вообще, например управляющего имуществом, имением и т. п., и в этом смысле почти равнозначащее со словом vilicus или calculator. Такие прокураторы были доверенными лицами dominus’a, вели от его имени дела с другими, управляли сельскими и др. работами и т. д. Прокураторами были или свободные, или любимые рабы: в последнем случае при продаже имения П. мог переходить вместе с имуществом к покупщику. О значении П. в римском праве — см. соотв. статью. Должность П. как государственного чиновника создалась с введением Августовой конституции. Принцепс, стоявший во главе администрации, разделил разнородные обязанности государственной службы между особыми чиновниками, которые носили название префектов (praefecti) и прокураторов (procuratores Caesaris). Это были собственно слуги императора с представительной властью, на которых были возложены специальные служебные обязанности (ministeria principalus). Первоначально они назначались из рабов или вольноотпущенников и занимали при особе императора должности секретарей (a libellis) и казначеев (a rationibus). Постепенно, с расширением императорской власти, и обязанности прокураторов приобретали все большее государственное значение; пост П. сделался высоким. Более ответственные прокуратуры предоставлялись всадникам (со времен Адриана); менее важные посты замещались всадниками и вольноотпущенниками. С этого времени прокуратура сделалась одной из постоянных ступеней всаднической карьеры, тем более, что для сенаторов она была закрыта. За прокуратурой следовала префектура — венец всаднической службы. П. первоначально заведовали лично имуществом императора и его фиском. Значение прокуратуры поднялось, когда Клавдий приказал считать действительными все распоряжения П., к которому вскоре отошла судебная компетенция, поскольку это было связано с ведением финансового дела. По отношению к императору П. был ответственным лицом; он должен был в каждом отдельном случае отдавать отчет во всех своих действиях, не мог ни продавать императорского имущества, ни передавать его; он был только управляющим, хотя в указанных границах действия его имели силу действий самого императора. Было несколько разрядов прокураторов; большинство их имело отношение к финансовому управлению (procuratores fisci). Чиновники, которые ведали делами фиска в Риме и собирали фискальные налоги, назывались procuratores summarum (sc. rationum) и были из вольноотпущенников; позднее мы находим названия praefectus fisci, praetor fisicalis, rationalis summae rei, disponsator, vilicus summarum. Во главе управления столичным фиском стоял procurator a rationibus (со времени Клавдия). Другой класс П. имел отношение к императорским провинциям; П. последних, подобно квесторам сенатских провинций, заведовали финансовой частью (fiscus provincialis). Для военных целей существовал особый procurator castrensis, который заведовал интендантской частью и уплатой жалованья. Кроме того, особый чиновник заведовал чеканкой денег — procurator monetae. Собирание налогов, установленных для пополнения фиска, производилось также через прокураторов; сюда относились налоги на выморочное имущество (bona caduca), имущество осужденных (bona damnatorum), 5% налог на наследство и акт отпущения на волю (vicesima manumissionum и hereditatis) и 1% налог на все товары. П., собиравшие налоги, были рассеяны по всей территории Римской империи, где только собирались доходы для фиска. Императорские имения (patrimonium и res privatae) тоже управлялись П.; особые прокураторы заведовали библиотеками, хозяйственной частью, зрелищами и пр. Кроме провинциальных прокураторов, которые имели отношение к фиску и имуществу императора, были еще procuratores Caesaris pro legato, которые управляли незначительными областями, относившимися к разряду императорских провинций (Каппадокия, Иудея; Понтий Пилат был pr. Caesaris pro legato). Эти П. находились под контролем ближайшего императорского наместника (legatus pro praetore); так, Понтий Пилат был подчинен сирийскому наместнику. Из других провинций, которые по временам управлялись прокураторами, известны: Альпы, Реция, Норик, Фракия, Мавретания. Прокуратура давалась на неопределенный срок и оплачивалась жалованьем из казны; так, были procuratores trecenarii, ducenarii, centenarii, т. е. получавшие 300000, 200000, 100000 сестерциев. П. Рима получал больше, чем провинциальный. Внутри прокуратуры существовали известные иерархические ступени, хотя повышение зависело от воли принцепса. Ср. Mommsen, «Römisches Staatsrecht» (Париж, 1887); Marquardt, «Römische Staatsverwaltung» (V); Liebenam, «Beiträge zur Verwaltungsgeschichte des römischen Kaiserreichs» (I, 1886, Иена) и «Die Laufbahn der Procuratores bis auf die Zeit Diocletians»; Hirschfeld, «Untersuchungen auf dem Gebiete der Römischen Verwaltungsgeschichte» (I, Б., 1876); Виллемс, «Римское государственное право» (II, 1890).

В Древнем Риме первоначально с иронией относились к тем, кого называли procurator (лат). Первоначально это были просто слуги, которые управляли имениями. Со временем значение слова изменилось. Появилась уважаемая государственная должность: прокуратор – это управляющий провинцией или заведующий частью императорского имущества.

прокуратор это

Трансформация должности:

  • Слуга, раб или вольноотпущенник по указанию хозяина мог управлять сельскими имениями своего господина.
  • В период между 27 и 14 годами до н.э. император Август ввел новую экономическую политику, повысил значение сбора налогов. Появились чиновники, которые назывались префектами и прокураторами.
  • При императоре Адриане (117 – 138) прокураторы приобрели бо́льшее государственное значение. Они происходили из сословия всадников, имевших после сенаторов второе по значению звание. Для всадника прокуратор – это подъем карьеры.
  • Во время правления Клавдия (41 – 44) значение должности еще сильнее поднялось. Теперь прокуратор – это и финансист, и судья.

Круг деятельности прокураторов

  • Смотритель дома императора, который занимался наследственными делами, складами, хранением ценностей.
  • Руководитель канцелярий.
  • Налоговая должность, которая следила за сбором налогов в провинциях.
  • Прокуратор – это гражданский и военный правитель провинций.

Деятельность прокуратора

Она делится на 2 части:

1. Фискальная служба, которая предполагала неуклонное и точное соблюдение налогового законодательства. В том числе они обеспечивали оплату оккупационных войск в провинциях, их снабжение провиантом.

2. Управляющие провинциями сосредоточили большие права. В их руках была финансовая, административная и судебная власть. Последняя осуществлялась, когда выдавались специальные полномочия императора.

Провинция Иудея

Она была образована в шестом веке и входила в состав Сирии. Ее центром была Кессария.

прокуратор иудеи

Пятый префект Иудеи (26 – 36 годы н.э.)

Он более всего известен по Евангелию, роману «Мастер и Маргарита» и рассказу А. Франса «Прокуратор Иудеи». Иосиф Флавий называет его должность иегемоном. Но современные находки историков (1961) говорят о том, что он был префектом. Личность Пилата за 2000 лет обросла легендами.

 прокуратор пилат

Что значит «Понтий» и «Пилат»

На самом деле это было родовое имя или, как сказали мы бы сегодня, фамилия. Прокуратор Понтий, происходя, вероятно, из римской фамилии, сделал высокую карьеру и управлял Иудеей. Имя прокуратора Пилат переводится как «всадник с копьем».

Личность Пилата

Прокуратор Пилат был довольно жестким, если не сказать жестоким, правителем. Народ был унижен оскорблением их религиозных верований и обычаев, задавлен налогами. Все это вызывало появление то в одном, то в другом месте мессий. За ними шел народ. Иногда они уходили в пустыню, их ловили римляне, иногда нападали группами на легионеров, их уничтожали. Современники жаловались в письмах к императору на вынесение Пилатом приговоров без суда, на жестокость.

Пилат и Христос

прокуратор понтий

Последние годы Пилата

После распятия Понтий Пилат в 36 году отбыл в Рим. Легендарна его дальнейшая судьба. По одному из преданий, он покончил с собой. Места называются разные (Галлия, Рим). Якобы его тело бросили в Тибр. Но вода не приняла тело и выбросила его. То же самое произошло в Роне. Упоминается даже Швейцария. Тело брошено в озеро близ Люцерна. Теперь в этом месте болото. По другой версии, его казнил Нерон.

А. Франс считает, что Пилат дожил до глубокой старости, жил на Сицилии, торговал пшеницей. Пилат встретил некого Ламию, человека знатного и бывавшего на Востоке. В конце разговора Ламий припоминает одну рыжеволосую красавицу свободного поведения, которая потом примкнула к кучке чудотворца из Галилеи. «Ты помнишь его?» – вопрошает Ламий. «Нет», – отвечает Пилат, подумав.

Фотография Кто такой прокуратор

Это слово пришло к нам из Древнего Рима. Изначально так называли вообще всех управляющих чужим имуществом, не только управителей землями.

Но когда произносят слово «прокуратор» сразу вспоминается самый известный из них – Понтий Пилат.

История должности

Исторически прокураторами называли просто управляющих чьим-то имением, хозяйством, работами, надзором за рабами и т.д. По личному договору с господином такие прокураторы занимались надзором за сельскими работами, вели торговые дела от имени хозяина и т.д.

Часто прокураторами становились доверенные рабы. В некоторых случаях, если продавали имущество хозяина, такой прокуратор-раб переходил вместе с этим имуществом к другому хозяину. Тоже как часть домашнего скарба.

При императоре Августе были учреждены государственные должности префектов и прокураторов. Это были, можно сказать, собственные слуги императора, и в то же самое время – государственные служащие. Сначала эти должности тоже занимали рабы или вольноотпущенные слуги.

Постепенно, с развитием государственной власти, эти должности стали более ответственными и более почетными. Самые ответственные прокуратуры предоставлялись только привилегированным сословиям. Ими становились всадники. На менее ответственные места могли по-прежнему назначать вольноотпущенных.

Всадники (эквиты) – привилегированное сословие в Древнем Риме, патрицианская знать. Изначально это было сословие воинов. Затем, с развитием государства и торговли всадники стали финансовой знатью.

Выше прокуратора стояли только префекты. На эти должности тоже назначали только знатных патрициев.

Хотя прокуратор считался только управляющим, он не мог по своему усмотрению распоряжаться чужим имуществом, его полномочия были достаточно обширными. На своем месте прокуратор олицетворял власть самого императора.

Особенно власть прокураторов укрепилась, когда в их компетенцию вошло и судопроизводство. Собственно говоря, на месте прокуратор осуществлял управление от имени самого императора. И его действия и компетентность подкреплялись авторитетом императора.

Мелкие прокураторы занимались сбором налогов и пошлин, заведовали выдачей жалованья и финансовыми сборами. Более значимые фигуры – управляли целыми провинциями в империи. Например, Каппадокией, Иудеей, Фракией, Мавританией и др. Но они не были там главными, над этими чиновниками-прокураторами стоял имперский наместник.

Самый знаменитый прокуратор – Понтий Пилат

Самым знаменитым в истории прокуратором иудеи считается Понтий Пилат. Но есть немало расхождений по поводу названия его должности. По одним вариантам он был прокуратором (так его называет и Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита»). По другим – он был игемоном и наместником.

Но более тщательные изыскания привели к находке сведений, что Понтий Пилат был, как и его предшественники, не прокуратором, а префектом Иудеи. Тем не менее, в истории и в литературе его и до сих пор называют прокуратором.

Исторического Пилата обвиняют во многих нарушениях и преступлениях. По мнению его современников, он оскорблял иудейские традиции и обычаи, что неизменно приводило к народным волнениям и восстаниям. Соответственно, эти восстания жестоко подавлялись римлянами.

Подкупы, жестокости, бессудные казни и беззакония при Пилате процветали. После очередной жалобы легат Рима в Сирии (сирийский наместник был начальником Понтия Пилата) потребовал отстранения его от должности. Понтия Пилата вызвали в Рим. О его дальнейшей жизни историкам ничего неизвестно.

Но больше всего Понтий Пилат в христианской традиции «прославился» участием в казни Иисуса Христа. Но надо отдать должное Пилату в этом вопросе: он не хотел предавать Христа казни. Для этого существовал местный, иудейский суд синедриона. Именно синедрион был заинтересован в казни. А вовсе не римский управляющий.

Так что вина за казнь Иисуса Христа целиком лежит на иудейском синедрионе. Понтий Пилат несколько раз призывал священников помиловать осужденного, но результата не добился. Тогда он перед всеми «умыл руки», что означало, что он непричастен к казни и крови казненного на нем нет.

История образа в литературе

О жизни Пилата после казни Христа достоверных источников нет. Но есть множество легенд и апокрифов. По ним многочисленные несчастья преследовали бывшего прокуратора до конца его дней и вынудили к самоубийству. Есть колонна в городе Вьен, которую называют «гробницей Пилата» (на самом деле то часть древнего ипподрома).

По другой легенде, в Швейцарии, его тело утопили в озере. На озере Люцерн есть гора под названием «гора Пилата».

В некоторых апокрифах Пилата называют раскаявшимся и обратившимся к христианству и относятся к нему уважительно и даже с почтением.

Zastavka-statii

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Помпеем и включена в состав Римской империи. В 6 г. н. э. стала провинцией, управляемой прокуратором. Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи.

Исторический путь Пилата начался с его назначения в 26 году н. э., когда «в Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата».

Попытаемся выяснить, кто такой прокуратор в Римской империи, его функции, обязанности, продолжительность службы, оплату и остановимся на личности прокуратора Понтия Пилата. Рассмотрим описание его дел античными авторами, чьи сочинения написаны чуть позже времени его службы в Иудее.

Термин „прокуратор" в Древнем Риме относился к каждой личности, уполномоченной вместо какой-то другой личности заботиться о каком-то деле. В языке гражданского права этот термин значит „прокурор, адвокат", т.е. представитель, свободно избираемый истцом, который замещает истца через какой-либо устный или письменный договор и занимается делом за счет истца.

В разговорном или в административном языке под словом „прокуратор" подразумевается доверенный человек, которому поручено замещать собственника в управлении каким-то земледельческим владением, торговым делом и т. д. Прокуратором может быть клиент , который при отсутствии своего патрона занимается его интересами, или человек, который имеет мандат надзирать за благами какого-либо своего друга, получать его доход, руководить его предприятием. Прокуратор мог быть управителем богатства женщины, чье имущество было отдельным от имущества ее супруга.

Чаще всего это был освобожденный раб или раб, которого господин назначил быть руководителем его собственности и поставил его во главе всей общности рабов, возлагая на него особую службу в своем доме (над птичником, колесницами и т. д.). Такого вида прокураторы были особенно многочисленны в больших римских семьях во все времена, а особенно к концу республики и началу империи (к началу І в. н. э. ) .

Император, как и все остальные римские граждане, тоже имел прокураторов для управления своим частным состоянием. Когда император стал господином части империи с казной, которая ему принадлежала и которая пополнялась через особые налоги из провинции, он использовал прокуратора для управления этим богатством. Эту функцию выполняли освобожденные рабы. В это же время император реорганизовал сословие всадников и должен был дать ему существенное место во главе сенаторского сословия, которое было частично лишено своих прерогатив. Он сделал их прокураторами. Тацит пишет: „Прокураторы в некоторых провинциях, имеющие в своем подчинении войска, назначались исключительно из всадников и играли роль доверенных лиц императора, в противоположность наместнику, обычно представителю сенатской аристократии" .

Император вверил прокураторам – освобожденным рабам - управление некоторыми администрациями и дал им титул „procuratorеs Augusti", в то время как другие прокураторы, (не освобожденные рабы), именовались просто „procuratorеs". Так он разграничил свою личную администрацию и государственную. И. С. Свенцицкая пишет: „Самые важные в стратегическом отношении провинции находились под непосредственным управлением императора. В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе – прокураторы. Они осуществляли желания императора. Прокураторы назначались из незнатных, полностью преданных императору людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом за фасадом республики формировался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора" .

Первые императоры (до Нерона) оставались верными этому положению. Большая часть прокураторских постов оставалась в руках освобожденных рабов. Во время Флавиев (69-96 г.) прокураторские места были все еще разделены между двумя категориями („libertini, equates romani"). Наконец, при Адриане (117-138 гг.) разделение исчезло, и всадническое сословие приобрело все возможные варианты прокуратора за исключением незначительных постов в императорском дворце, которые остаются доверенными людям рабского происхождения.

Функции прокураторов

2013-04-09 234515

Если рассмотреть природу функций прокураторов, они могут быть разделены на несколько категорий:

1. Интенданты императорского дома, занимающиеся наследством, счетами, складами, сокровищницами, увеселениями.

2. Начальники канцелярии и счетоводства в Риме (письма, расследования и др.).

3. Директора разных служб в Риме.

4. Администраторы фиска (налоговая администрация) в императорских провинциях: Аквитании, Германии, Испании, Панонии, Сирии и др., и в сенаторских провинциях: Азии, Африке, Галлии, Сицилии, Ахаии, Македонии, Кипре.

5. Управители провинций, называемых прокураторскими: Корсики, Иудеи, Месопотамии, Сардинии и др. к которым надо добавить и некоторые другие провинции, которые только на определенное время из-за особенных обстоятельств были определены как прокураторские, например Витиния в І в. или Памфилия. Эти управители, которые, кроме финансовых обязанностей своих коллег, обладали властью гражданского и военного управителя, носили характерный титул „procurator et praeses, procurator pro legato".

6. Руководители финансовых и административных служб вне Рима (наследство, порты, налоги, движение и др.), не считая определенного числа других прокураторов, гражданских или военных, которые носили титул „префект".

Обязанности прокураторов

Чтобы проследить обязанности прокуратора, необходимо разграничить прокураторов, управляющих провинциями, и прокураторов, имеющих чисто финансовые функции. Можно сказать, что прокураторы с финансовыми обязанностями имели только одну миссию – бодрствовать над собиранием налогов при администрации, к которой прикреплены. Независимо от того, императорской является провинция или сенатской, они должны были следить за сбором такс, которые должны переводиться в налоговую администрацию. Если они сами не собирали налоги через своих агентов, то должны были следить за их сбором, за тем, чтобы посредники не причинили вреда сокровищу или насилия над теми, с кого собирают налог. В их работе было столько много технических обязанностей, сколько существовало видов налогов. Кроме собирания налогов, они имели миссию обеспечивать деньгами расходы, связанные с различными целями на местах. Например, должны были заботиться об оплате оккупационных войск в императорских провинциях и об их снабжении провизией.

Прокураторы, управляющие провинциями, имели большие права и власть, так как к их финансовым функциям прибавляется и административная власть. Так, их юрисдикция была намного более расширена по сравнению с финансовыми прокураторами. Со времени Августа в юрисдикции прокуратора Иудеи были и криминальные дела над гражданами. Чтобы осуществлять эту юрисдикцию, прокуратору были необходимы специальные полномочия со стороны императора, называемое „jus gladii".

2013-04-09 234709
Личность Понтия Пилата

Личность Понтия Пилата вызывает интерес у христиан, так как она связана с казнью Иисуса Христа. О факте, что именно он вынес смертный приговор Иисусу Христу, пишет Иосиф Флавий: „Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту» .

В Евангелиях не конкретизируется должность, которую занимал Пилат, там он назван просто управителем (h'gemw,n), но у древних авторов встречается подтверждение, что он был прокуратором, хотя некоторые называют его префектом. Тацит пишет: «Ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его (Нерона – б. а.) молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат" .

В словаре Браунригта читаем о Пилате: Имя «Понтий» на самом деле было фамилией — он родился в римской семье. Имя «Пилат» от латинского «пилатус» означает «человек с копьем». Существует несколько легенд о его происхождении, и одна из них гласит, что он был внебрачным ребенком Тира, царя Майнца, и был послан в Рим. Там, как гласит легенда, он совершил убийство и был сослан в Понт в Малой Азии, где он сделал много хорошего и в награду был назначен правителем Иудеи. Однако более вероятно, что будучи сыном известной римской семьи, он прошел обычное дипломатическое обучение и, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, дослужился до поста прокуратора Иудеи» .

Для того, чтобы получить представление о Понтии Пилате, обратимся к авторам, чьи сочинения совпадают со временем правления Пилата или написаны немного позже. Иосиф Флавий пишет: «Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим, и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью. Когда узнали об этом, население толпами отправилось в Кесарию и в течение нескольких дней умоляло претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора, а когда толпа не переставала досаждать ему, он на шестой день приказал своим воинам тайно вооружиться, поместил их в засаде в здании ристалища, а сам взошел на возвышение, там же сооруженное. Но так как иудеи опять возобновили свои просьбы, то он дал знак и солдаты окружили их. Тут он грозил немедленно перерубить всех, кто не перестанет шуметь и не удалится восвояси. Иудеи, однако, бросились на землю, обнажили свои шеи и сказали, что они предпочитают умереть, чем допускать такое наглое нарушение мудрого закона. Пилат изумился их стойкости в соблюдении законов, приказал немедленно убрать из Иерусалима [императорские] изображения и доставить их в Кесарию .

Другой случай, описанный Иосифом Флавием, связан с деньгами из святилища: „Впоследствии он возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода, по которому вода доставлялась из отдаления четырехсот стадий. Народ был сильно возмущен и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие была растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведенная участью убитых, заставила народ усмириться" .

Окончание правления Пилата тоже связано с насилием: «Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших [отовсюду] самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.

Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближенных, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер» .

В Евангелиях, как уже было отмечено, Пилат не выглядит жестоким ко Христу, хотя о его жестокости к галилеянам упоминается в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лука 13:1). Его отношение ко Христу можно объяснить тем, что, будучи поставленным на пост прокуратора по протекции Елия Сеяна, преторианского префекта, приобретшего исключительное доверие Тиберия и фактически управлявшего Римом до раскрытия его планов о взятии власти, он опасался за свое положение, когда Сеян был убит. Поэтому, боясь быть обвиненным в измене императору, Пилат старался угодить иудеям, которые использовали политическую обстановку для достижения своей цели: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12).

Предание гласит, что, прибыв в Рим после убийства самарян на горе Гаризин, Пилат оттуда был отправлен в ссылку, где и закончил жизнь самоубийством.

В рим­ском граж­дан­ском пра­ве тер­мин « про­ку­ра­тор » , — посколь­ку он озна­ча­ет пра­во­субъ­ект­ность, — парал­ле­лен тер­ми­ну cog­ni­tor [3] и прак­ти­че­ски экви­ва­лен­тен совре­мен­но­му пове­рен­но­му [ Ac­tio ]. Как и cog­ni­tor, про­ку­ра­тор был лицом, через посред­ство кото­ро­го мог­ло быть совер­ше­но пра­во­вое дей­ст­вие, не явля­ю­ще­е­ся в первую оче­редь его соб­ст­вен­ным; его назна­че­ние было про­стым и зави­се­ло толь­ко от выра­же­ния согла­сия со сто­ро­ны назна­чае­мо­го про­ку­ра­то­ра. Для того, чтобы он взял­ся за дело, не тре­бо­ва­лось при­сут­ст­вие ни одной из сто­рон спо­ра; и, таким обра­зом, он был спо­со­бен и пред­став­лять лич­ность отсут­ст­ву­ю­ще­го тяжу­ще­го­ся, и стать ac­tor [4] в юриди­че­ском смыс­ле. (Fes­tus, в ста­тье cog­ni­tor).

Сло­во « про­ку­ра­тор » при­об­ре­ло поли­ти­че­ский смысл в импе­рии, бла­го­да­ря свя­зан­но­му с ней лич­но­му управ­ле­нию. В той с. 497 части государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния, кото­рая при­над­ле­жа­ла прин­цеп­су, он был един­ст­вен­ным вер­хов­ным руко­во­ди­те­лем; неко­то­рые государ­ст­вен­ные функ­ции он деле­ги­ро­вал пре­фек­там, но боль­шин­ство этих функ­ций испол­ня­ли импе­ра­тор­ские аген­ты, про­ку­ра­то­ры Цеза­ря. В стро­гом смыс­ле они были слу­га­ми импе­ра­то­ра, кото­рые обла­да­ли не само­сто­я­тель­ной, а лишь пред­ста­ви­тель­ной вла­стью и назна­ча­лись для испол­не­ния мел­ких адми­ни­ст­ра­тив­ных обя­зан­но­стей в импе­рии (mi­nis­te­ria prin­ci­pa­tus, Tac. Hist. I. 58, 1). Как и дру­гие чле­ны импе­ра­тор­ско­го домо­хо­зяй­ства, пер­во­на­чаль­но они были раба­ми или воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми; обыч­но — послед­ни­ми, как вид­но из Таци­та (Tac. Ann. IV. 6, 7) и осо­бен­но из над­пи­сей. Лица, зани­мав­шие долж­но­сти, свя­зан­ные с лич­но­стью импе­ра­то­ра, — такие, как опи­са­ны в выра­же­ни­ях a li­bel­lis, a ra­tio­ni­bus [5] , реви­зо­ры и сче­то­во­ды, — были про­ку­ра­то­ра­ми. Напри­мер, Пал­лант, один из фаво­ри­тов-воль­ноот­пу­щен­ни­ков Клав­дия, был его pro­cu­ra­tor a ra­tio­ni­bus [6] . Одна­ко посте­пен­но, по мере того, как адми­ни­ст­ра­тив­ные обя­зан­но­сти прин­цеп­са рас­ши­ря­лись, зна­че­ние этих долж­но­стей воз­рос­ло и сре­ди них воз­ник­ла гра­да­ция ран­гов. Самые ответ­ст­вен­ные про­ку­ра­ту­ры впо­след­ст­вии ста­ли пору­чать­ся не воль­ноот­пу­щен­ни­кам, а всад­ни­кам, и эта рефор­ма, впер­вые про­веден­ная импе­ра­то­ром Вител­ли­ем (Tac. Hist. I. 58, 1), более тща­тель­но была осу­щест­вле­на импе­ра­то­ром Адри­а­ном (Hirschfeld, Un­ter­such. I. p. 32). Низ­шие ран­ги без раз­ли­чия зани­ма­ли как всад­ни­ки, так и воль­ноот­пу­щен­ни­ки (Dio Cass. LII. 25). Заня­тие выс­ших про­ку­ра­тур посте­пен­но пре­вра­ти­лось в одну из вех регу­ляр­ной всад­ни­че­ской карье­ры; так что Тацит пря­мо назы­ва­ет эту долж­ность equestris no­bi­li­tas [7] . Ни один сена­тор, ни один чело­век, рас­счи­ты­ваю­щий на сена­тор­скую карье­ру, не мог быть про­ку­ра­то­ром, ибо в мире Рим­ской импе­рии суще­ст­во­ва­ло два раз­лич­ных стан­дар­та знат­но­сти. Кве­сту­ра и неко­то­рые веду­щие к ней низ­шие долж­но­сти были доро­гой к сена­тор­ской знат­но­сти; про­ку­ра­ту­ра в импе­ра­тор­ском домо­хо­зяй­стве была стар­то­вой пло­щад­кой для пре­фек­ту­ры, кото­рая явля­лась вен­цом всад­ни­че­ской знат­но­сти. Пер­во­на­чаль­ные пол­но­мо­чия, кото­ры­ми, как пред­по­ла­га­лось, был наде­лен про­ку­ра­тор Цеза­ря, хоро­шо опре­де­ле­ны сло­ва­ми Тибе­рия (Tac. Ann. IV. 15, 3) о том, что « пра­ва его про­ку­ра­то­ра рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на его рабов и лич­ную соб­ст­вен­ность » . Это — упо­ми­на­ние все­го лишь о част­ном финан­со­вом аген­те импе­ра­то­ра в сенат­ской про­вин­ции; одна­ко, как нель­зя про­ве­сти реаль­ное раз­гра­ни­че­ние меж­ду пер­во­на­чаль­ным юриди­че­ским отно­ше­ни­ем импе­ра­то­ра к фис­ку, с одной сто­ро­ны, и к сво­е­му наслед­ст­вен­но­му иму­ще­ству, с дру­гой сто­ро­ны, так же раз­ли­чие меж­ду част­ным аген­том импе­ра­то­ра и аген­том, зани­маю­щим­ся его государ­ст­вен­ны­ми дела­ми, — это раз­ли­чие ско­рее поло­же­ния и зна­че­ния, чем фак­та или зако­на. Одна­ко ока­за­лось невоз­мож­но огра­ни­чить импе­ра­тор­ских аген­тов теми пре­де­ла­ми вла­сти, кото­рые таким обра­зом ука­зал Тибе­рий. Меж­ду ними и сенат­ски­ми или ины­ми вла­стя­ми в про­вин­ци­ях воз­ни­ка­ли спо­ры; и тот факт, что Клав­дий запро­сил утвер­жде­ния всех реше­ний, при­ня­тых его про­ку­ра­то­ром, при­во­дит­ся как при­мер уме­рен­но­сти Клав­дия (Suet. Claud. 12). Это ука­зы­ва­ет на судеб­ную власть, вско­ре при­об­ре­тен­ную про­ку­ра­то­ра­ми. Посколь­ку в про­вин­ци­ях не было под­хо­дя­ще­го суда или арбит­ра­жа, кото­рый мог бы при­ни­мать реше­ния о пра­вах про­ку­ра­то­ра, то про­ку­ра­тор, не счи­таю­щий­ся над­ле­жа­щим судьей по част­ным искам, был упол­но­мо­чен раз­ре­шать спо­ры, воз­ни­каю­щие в свя­зи с испол­не­ни­ем его финан­со­вых обя­зан­но­стей (Cod. 1, 13, 1). В отно­ше­нии импе­ра­то­ра его обя­зан­но­сти были стро­го опре­де­ле­ны и огра­ни­че­ны; про­ку­ра­тор был все­це­ло подо­т­че­тен ему по вопро­сам исполь­зо­ва­ния его денеж­ных средств или любой части его соб­ст­вен­но­сти; он не имел пра­ва пода­рить, про­дать или пере­дать ее, и его обя­зан­но­сти были сфор­му­ли­ро­ва­ны как тща­тель­ное управ­ле­ние этой соб­ст­вен­но­стью (di­li­gen­ter ge­re­re) в пред­пи­сан­ных пре­де­лах (Dig. 1, 19, 2); одна­ко пока он оста­вал­ся в этих пре­де­лах, его реше­ния име­ли ту же силу, что и реше­ния само­го импе­ра­то­ра (там же, 1, 19, 1).

Суще­ст­во­ва­ло несколь­ко клас­сов про­ку­ра­то­ров, одна­ко боль­шин­ство из них были чисто финан­со­вы­ми слу­жа­щи­ми и могут быть отне­се­ны к раз­ряду про­ку­ра­то­ров фис­ка. Чинов­ник, зани­маю­щий­ся фис­ком в Риме, пер­во­на­чаль­но был про­ку­ра­то­ром, как и агент по сбо­ру в фиск рим­ских или ита­лий­ских нало­гов. В над­пи­си вре­мен Неро­на встре­ча­ет­ся pro­cu­ra­tor sum­ma­rum [8] (Hen­zen, 6525), кото­рый явля­ет­ся воль­ноот­пу­щен­ни­ком; к это­му клас­су мог­ли так­же при­над­ле­жать слу­жа­щие, назы­вав­ши­е­ся pro­cu­ra­to­res ra­tio­num sum­ma­rum [9] , они зани­ма­ли поло­же­ние хра­ни­те­лей и реви­зо­ров импе­ра­тор­ских сче­тов, хотя послед­ний титул, види­мо, позд­нее имел огра­ни­чен­ное зна­че­ние. Воз­мож­но, пер­во­на­чаль­но они были выс­ши­ми долж­ност­ны­ми лица­ми, свя­зан­ны­ми с фис­ком; позд­нее встре­ча­ет­ся пре­фект фис­ка, а при Нер­ве — пре­тор по делам фис­ка. Упо­ми­на­ют­ся и дру­гие назва­ния чинов­ни­ков это­го клас­са, кото­рых мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как про­ку­ра­то­ров, такие как ra­tio­na­lis sum­mae rei [10] (Cod. 3, 26, 7), dis­pen­sa­tor или dis­pen­sa­tor sum­ma­rum [11] (Suet. Vesp. 12; Hen­zen, 6396) и vi­li­cus sum­ma­rum [12] ( 5, n. 737). Из гре­че­ской над­пи­си изве­стен про­ку­ра­тор ( ἐπίτ­ρο­πος ), назна­чен­ный для сбо­ра в фиск рим­ских и ита­лий­ских нало­гов, таких, как vice­si­ma he­re­di­ta­tium [13] ( 2980).

Труд­но опре­де­лить точ­ное зна­че­ние раз­лич­ных долж­но­стей, зани­мае­мых про­ку­ра­то­ра­ми, назва­ния кото­рых извест­ны нам из над­пи­сей; и осо­бен­но это каса­ет­ся аген­тов фис­ка в Риме, свя­зан­ных с ними слу­жа­щих и их титу­лов, меня­ю­щих­ся после каж­дой реор­га­ни­за­ции импе­ра­тор­ской финан­со­вой систе­мы. Пред­став­ля­ет­ся несо­мнен­ным, что со вре­мен Клав­дия титул a ra­tio­ni­bus был заре­зер­ви­ро­ван за цен­траль­ным руко­во­ди­те­лем фис­ка. После Адри­а­на эту долж­ность обыч­но зани­ма­ли всад­ни­ки (Hirschfeld, Un­ter­such. I. p. 32), и чле­ны это­го цен­траль­но­го отде­ле­ния, теперь окон­ча­тель­но упо­рядо­чен­но­го, име­ли более высо­кий ста­тус, чем их кол­ле­ги в про­вин­ци­ях. Титул pro­cu­ra­tor ra­tio­num sum­ma­rum, отно­ся­щий­ся ко II в. н. э., несо­мнен­но, обо­зна­ча­ет неко­е­го высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка, свя­зан­но­го с фис­ком. Посколь­ку он, види­мо, не был иден­ти­чен титу­лу a ra­tio­ni­bus, было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что этот титул дол­жен был ука­зы­вать на долж­ность вспо­мо­га­тель­но­го руко­во­ди­те­ля фис­ка, воз­мож­но, впер­вые учреж­ден­ную Мар­ком Авре­ли­ем (Hirschfeld, l. c. p. 35). Титул ra­tio­na­lis, кото­рый в ран­ней импе­рии часто исполь­зо­вал­ся без раз­ли­чия с титу­лом « про­ку­ра­тор » и все еще сохра­нял это широ­кое зна­че­ние в III в. н. э. (Dig. 1, 19, тит. « De of­fi­cio pro­cu­ra­to­ris Cae­sa­ris vel ra­tio­na­lis » ), види­мо, в какой-то пери­од в этом веке вытес­нил титул a ra­tio­ni­bus как обо­зна­че­ние выс­ше­го чинов­ни­ка фис­ка (Hirschfeld, op. cit. p. 37; Lie­be­nam, Beit­rä­ge zur Verwal­tungsge­sch. p. 32).

с. 498 Дея­тель­ность дру­го­го клас­са про­ку­ра­то­ров огра­ни­чи­ва­лась толь­ко импе­ра­тор­ски­ми про­вин­ци­я­ми; они явля­лись финан­со­вы­ми чинов­ни­ка­ми в этих про­вин­ци­ях, подоб­но кве­сто­рам в сенат­ских про­вин­ци­ях. Сле­до­ва­тель­но, они были свя­за­ны с про­вин­ци­аль­ным отде­ле­ни­ем импе­ра­тор­ской каз­ны (fis­cus pro­vin­cia­lis) и управ­ля­ли сбо­ром при­чи­таю­щих­ся в него нало­гов, а так­же его рас­хо­да­ми. Суще­ст­во­ва­ла еще одна каз­на, свя­зан­ная с воен­ной базой в такой про­вин­ции (fis­cus castren­sis), с соот­вет­ст­ву­ю­щим аген­том (pro­cu­ra­tor castren­sis), кото­рый наблюдал за выпла­та­ми сол­да­там в этом окру­ге (Stra­bo III. C. 167) и в целом за воен­ны­ми рас­хо­да­ми; в над­пи­сях упо­ми­на­ет­ся титул a co­piis mi­li­ta­ri­bus [14] (Orel­li, 2922, 3505); встре­ча­ет­ся так­же агент монет­но­го дво­ра (pro­cu­ra­tor mo­ne­tae), види­мо, в свя­зи с про­вин­ци­аль­ным фис­ком ( 2, n. 4206). Дру­гие про­вин­ци­аль­ные про­ку­ра­то­ры упо­ми­на­ют­ся в свя­зи со сбо­ром импе­ра­тор­ских нало­гов, упла­чи­вае­мых все­ми про­вин­ци­а­ла­ми без исклю­че­ния. Vec­ti­ga­lia [15] , кото­ры­ми попол­нял­ся про­вин­ци­аль­ный фиск, соби­ра­лись раз­ны­ми спо­со­ба­ми; неко­то­рые, такие, как por­to­ria [16] , нахо­ди­лись в руках пуб­ли­ка­нов; дру­гие соби­ра­лись напря­мую; и сре­ди этих послед­них были неко­то­рые пре­ро­га­ти­вы, при­над­ле­жав­шие исклю­чи­тель­но импе­ра­тор­ско­му каз­на­чей­ству, неза­ви­си­мо от того, соби­ра­лись ли они в импе­ра­тор­ской или сенат­ской про­вин­ции; к ним отно­си­лись утра­тив­шие силу лега­ты (bo­na ca­du­ca) и иму­ще­ство осуж­ден­ных лиц (bo­na dam­na­to­rum); кро­ме того vi­ce­si­mae ma­nu­mis­sio­num и he­re­di­ta­tium [17] , после того, как послед­няя была рас­про­стра­не­на на про­вин­ции, и cen­te­si­ma re­rum ve­na­lium [18] . Эти нало­ги соби­ра­лись импе­ра­тор­ски­ми про­ку­ра­то­ра­ми, и поэто­му в над­пи­сях встре­ча­ют­ся такие титу­лы, как pro­cu­ra­tor a ca­du­cis [19] ( 3, n. 1622) и дру­гие про­ку­ра­то­ры, каж­дый из кото­рых зани­мал­ся сбо­ром осо­бо­го вида импе­ра­тор­ских дохо­дов. В силу харак­те­ра их функ­ций дея­тель­ность этих аген­тов не была огра­ни­че­на импе­ра­тор­ски­ми про­вин­ци­я­ми; и в сенат­ских про­вин­ци­ях часто встре­ча­ют­ся свиде­тель­ства о нало­гах, выпла­чи­вае­мых импе­ра­то­ру, и о при­сут­ст­вии его аген­тов для их сбо­ра (Tac. Ann. II. 47, 3; IV. 15, 3). Эти импе­ра­тор­ские дохо­ды, посту­паю­щие в целом из всех про­вин­ций, мож­но разде­лить на три клас­са. Во-пер­вых, это сбо­ры, упо­мя­ну­тые выше, bo­na ca­du­ca и тому подоб­ное, попа­дав­шие непо­сред­ст­вен­но в фиск. Во-вто­рых, суще­ст­во­ва­ли сбо­ры, направ­ля­е­мые пря­мо на опла­ту опре­де­лен­ных обя­зан­но­стей (cu­rae), испол­ня­е­мых импе­ра­то­ром в Риме и во всех про­вин­ци­ях: это была an­no­na или снаб­же­ние Рима зер­ном; в Риме эта обя­зан­ность была деле­ги­ро­ва­на импе­ра­тор­ско­му пре­фек­ту, и, сле­до­ва­тель­но, в про­вин­ци­ях вопро­сы снаб­же­ния долж­ны были нахо­дить­ся в руках импе­ра­тор­ско­го аген­та или про­ку­ра­то­ра. Далее, рас­хо­ды свя­зан­ные с обо­ро­ной, затра­ты на транс­пор­ти­ров­ку войск и т. д., пол­но­стью ложи­лись на импе­ра­тор­ское каз­на­чей­ство, и дохо­да­ми, необ­хо­ди­мы­ми для опла­ты этих рас­хо­дов, управ­ля­ли про­ку­ра­то­ры в про­вин­ци­ях, как сенат­ских, так и импе­ра­тор­ских, кото­рые пря­мо выиг­ры­ва­ли от тако­го управ­ле­ния. Нако­нец, сре­ди сумм, под­ле­жа­щих выпла­те импе­ра­то­ру во всех про­вин­ци­ях, нахо­дит­ся pat­ri­mo­nium [20] импе­ра­то­ра. В над­пи­сях встре­ча­ет­ся упо­ми­на­ние о pro­cu­ra­tor pat­ri­mo­nii или pat­ri­mo­nii pri­va­ti [21] (Orel­li, 3180). Они долж­ны были управ­лять обшир­ным импе­ра­тор­ским иму­ще­ст­вом в про­вин­ци­ях; и вме­сте с pro­cu­ra­tor pat­ri­mo­nii встре­ча­ет­ся pro­cu­ra­tor re­rum pri­va­ta­rum [22] импе­ра­то­ра. На пер­вый взгляд они кажут­ся иден­тич­ны­ми и пер­во­на­чаль­но тако­вы­ми и были. Двой­ная про­ку­ра­ту­ра была учреж­де­на толь­ко при импе­ра­то­ре Севе­ре (Mar­quardt, Staatsverw. II. p. 311). Веро­ят­но, все­гда суще­ст­во­ва­ло раз­ли­чие меж­ду res pri­va­tae и pat­ri­mo­nium; пер­вые состо­я­ли глав­ным обра­зом из лега­тов, отка­зан­ных импе­ра­то­ру. Отсюда про­ис­хо­дят обя­зан­но­сти импе­ра­тор­ских про­ку­ра­то­ров, свя­зан­ные с наслед­ства­ми (Dig. 1, 19, 2; Orel­li, 2921, « ser­vus exac­tor hae­re­di­ta­tum le­ga­to­rum pe­cu­lio­rum » [23] ); но в ран­ней импе­рии это раз­ли­чие меж­ду res pri­va­tae и pat­ri­mo­nium не было при­зна­но путем фор­маль­но­го разде­ле­ния долж­но­сти про­ку­ра­то­ра, и в над­пи­сях (Orel­li, 3180) то и дру­гое упо­ми­на­ет­ся вме­сте. Суще­ст­во­ва­ло еще несколь­ко мало­важ­ных про­ку­ра­тор­ских долж­но­стей, упо­мя­ну­тых в над­пи­сях: напри­мер, биб­лио­те­ка­ри, рас­по­ряди­те­ли зре­лищ и скла­дов, еже­днев­ных хозяй­ст­вен­ных рас­хо­дов и т. п.

Поми­мо мно­го­чис­лен­ных про­ку­ра­то­ров фис­ка суще­ст­во­вал еще один класс про­ку­ра­то­ров, свя­зан­ных с импе­ра­тор­ским управ­ле­ни­ем про­вин­ци­я­ми. Это были pro­cu­ra­to­res Cae­sa­ris pro le­ga­to [24] , являв­ши­е­ся намест­ни­ка­ми отда­лен­ных и срав­ни­тель­но мало­важ­ных обла­стей, отно­сив­ших­ся к чис­лу импе­ра­тор­ских про­вин­ций. Такой обла­стью в прав­ле­ние Тибе­рия была Кап­па­до­кия (Tac. Ann. II. 56; Dio Cass. LVII. 17, 7), кото­рая сна­ча­ла была постав­ле­на под руко­вод­ство всад­ни­ка-про­ку­ра­то­ра, и Иудея, кото­рая так­же нахо­ди­лась под управ­ле­ни­ем Пон­тия Пила­та, pro­cu­ra­tor pro le­ga­to. Эти про­ку­ра­то­ры в опре­де­лен­ной сте­пе­ни нахо­ди­лись под кон­тро­лем бли­жай­ше­го импе­ра­тор­ско­го лега­та (le­ga­tus pro prae­to­re); напри­мер, Иудея была при­креп­ле­на к более круп­ной про­вин­ции Сирии, и Пила­та сме­стил с долж­но­сти Вител­лий, намест­ник Сирии (Jos. An­tiq. Jud. XVIII. 4, 2).

Кро­ме того, сооб­ща­ет­ся, что в раз­ное вре­мя импе­ра­тор­ские про­ку­ра­то­ры управ­ля­ли таки­ми про­вин­ци­я­ми, как Аль­пы, Реция, Норик, Фра­кия и Мавре­та­ния (Lie­be­nam, l. c. p. 26).

Импе­ра­тор­ские про­ку­ра­то­ры оста­ва­лись в долж­но­сти в тече­ние неопре­де­лен­но­го сро­ка вре­ме­ни и полу­ча­ли из каз­ны уста­нов­лен­ное жало­ва­нье (Dio Cass. LIII. 23, 1). Сло­ва tre­ce­na­rius, du­ce­na­rius и cen­te­na­rius ука­зы­ва­ли на зна­чи­мость их долж­но­стей в соот­вет­ст­вии с жало­ва­ньем, кото­рое мог­ло состав­лять от ста до трех­сот сестер­ци­ев (Orel­li, 946; Suet. Claud. 24). Жало­ва­нье граж­дан­ских про­ку­ра­то­ров в Риме, веро­ят­но, было выше, чем жало­ва­нье про­ку­ра­то­ров того же уров­ня в про­вин­ци­ях. Так, pro­cu­ra­tio ra­tio­nis pri­va­tae в Риме, веро­ят­но, явля­лась tre­ce­na­ria; в про­вин­ци­ях — du­ce­na­ria; в Ита­лии, где она была все­го лишь отде­ле­ни­ем рим­ской, — cen­te­na­ria pro­cu­ra­tio (Lie­be­nam, l. c. p. 55). Гра­да­цию ран­гов, кото­рые про­хо­ди­ли раз­лич­ные про­ку­ра­то­ры, их поло­же­ние в импер­ской орга­ни­за­ции и ста­тус лиц, назна­чен­ных на эти долж­но­сти, нель­зя уста­но­вить точ­но. Иерар­хия ран­гов часто нару­ша­лась неожидан­ны­ми и экс­тра­ор­ди­нар­ны­ми про­дви­же­ни­я­ми, осу­ществляв­ши­ми­ся бла­го­да­ря мило­сти прин­цеп­са или лич­ным досто­ин­ствам про­дви­гае­мо­го чело­ве­ка. Так, изве­стен один про­ку­ра­тор a me­mo­ria [25] , назна­чен­ный на долж­ность пре­фек­та с. 499 (Script. Aug. Nigr. 7). Более обыч­ной была карье­ра Тибе­рия Клав­дия Биби­а­на Тер­тул­ла, кото­рый под­нял­ся с про­ку­ра­ту­ры ab epis­tu­lis Grae­cis [26] до про­ку­ра­ту­ры a ra­tio­ni­bus, а оттуда повы­шен до пре­фек­ту­ры виги­лов ( III. 6574); или карье­ра Секс­та Вария Мар­цел­ла, кото­рый после­до­ва­тель­но под­нял­ся от долж­но­стей pro­cu­ra­tor aqua­rum [27] и про­ку­ра­то­ра Бри­та­нии (pro­cu­ra­tor Bri­tan­niae) до долж­но­сти pro­cu­ra­tor a ra­tio­ni­bus, а затем был назна­чен заме­сти­те­лем пре­фек­та пре­то­рия (vi­ce-prae­fec­tus prae­to­rio) (Orel­li, 946). В раз­ные пери­о­ды суще­ст­во­ва­ния импе­рии поли­ти­че­ское вли­я­ние про­ку­ра­то­ров и клас­сы, из кото­рых они назна­ча­лись, меня­лись в соот­вет­ст­вии с меня­ю­щи­ми­ся усло­ви­я­ми импе­ра­тор­ско­го управ­ле­ния. Импе­рия воз­ник­ла как исклю­чи­тель­но лич­ное прав­ле­ние, для кото­ро­го была харак­тер­на неде­ли­мая ответ­ст­вен­ность прин­цеп­са. В то вре­мя про­ку­ра­то­ры, есте­ствен­но, были воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми как про­стые слу­ги гла­вы рим­ско­го государ­ства, и даже после реформ, нача­тых Вител­ли­ем, к это­му прин­ци­пу назна­че­ния все еще мог­ли воз­вра­щать­ся, как сде­лал, напри­мер, импе­ра­тор Доми­ци­ан (Suet. Dom. 7). Но по мере раз­ви­тия импе­рии сама поли­ти­че­ская орга­ни­за­ция ста­ла отча­сти заме­нять лич­ную ответ­ст­вен­ность прин­цеп­са, и воз­ник порядок, в соот­вет­ст­вии с кото­рым эти долж­но­сти ста­ла заме­щать всад­ни­че­ская ари­сто­кра­тия. Опре­де­лен­ная поли­ти­че­ская рути­на умень­ши­ла лич­ное вли­я­ние этих аген­тов, кото­рое было очень вели­ко при сла­бом пра­ви­те­ле вро­де Клав­дия, в полу­ор­га­ни­зо­ван­ной ран­ней импе­рии. В более позд­ний пери­од импе­рии воз­ни­ка­ет новое вли­я­ние — а имен­но, вли­я­ние импе­ра­тор­ско­го лич­но­го домо­хо­зяй­ства. В IV и V вв. домаш­ние воль­ноот­пу­щен­ни­ки, такие, как управ­ля­ю­щие (cu­bi­cu­la­rius), обла­да­ли такой вла­стью, кото­рую в прав­ле­ние Клав­дия име­ли воль­ноот­пу­щен­ни­ки, зани­мав­шие выс­шие долж­но­сти фис­ка (Fried­län­der, Sit­ten­ge­sch. I. с. 67).

(Mom­msen, Staatsrecht, II. 2 с. 836 сл., 934; Mar­quardt, Staatsverwal­tung, V. с. 296 сл.; Hirschfeld, Un­ter­su­chun­gen auf dem Ge­bie­te der rö­mi­schen Verwal­tungsge­schich­te, I. с. 30 сл.; Lie­be­nam, Beit­rä­ge zur Verwal­tungsge­schich­te des rö­mi­schen Kai­ser­reichs, I. с. 52 сл.; Fried­län­der, Sit­ten­ge­schich­te, I. с. 59 сл.)

Читайте также: