Что за профессия пастырь

Опубликовано: 01.10.2024

В церковном лексиконе хорошо известно такое слово, как пастор. Как правило, его употребляют в отношении священнослужителей, играющих роль духовных наставников и воспитателей членов своей общины. О том, кто такой пастор, каковы его функции и в чем особенности этого служения в различных христианских конфессиях, мы поговорим в этой статье.

кто такой пастор

Источники образа пастора

На Ближнем Востоке существует уникальная пастушеская традиция. С древних времен там пасли овец способом, отличным от русских и европейских реалий. Если нам привычен образ пастуха, идущего позади стада и надзирающего за ним, то на Востоке блюститель отары идет впереди и зовет стадо, подавая свой голос. Овцы хорошо различают голоса и не пойдут вслед чужого человека, тогда как беспрекословно следуют за голосом своего хозяина. Этот образ и лег в основу библейского образа религиозного пастырства. Первоначально, еще во времена Ветхого Завета, пастырем называли Бога, а в роли паствы выступал народ Израиля.

История образа пастора

Позже эту аналогию стали приписывать ветхозаветному священству, которое было уполномочено от Всевышнего учить народ религиозным истинам и нравственности. Кроме этого, пастырство считалось обязанностью израильских и иудейских царей, поскольку те были помазанниками Божиими, а соответственно, были его представителями в политической и экономической жизни государства. Затем служение пастора себе усвоил один галилейский проповедник по имени Иисус, не имевший никакого отношения к священству, но претендовавший на особое сыновство Божие.

Если верить тому, что написано в христианских евангелиях, вошедших в кодекс Нового Завета, то Иисус говорил о себе, что он истинный добрый пастырь, которого знают и слушают овцы. Этим он противопоставлял себя фарисеям и саддукеям – группировкам иудейских вождей и священников того времени, дискредитировавших религию отцов в глазах и народа и римской власти. Кроме того, Христом были сказаны очень важные слова, которые впоследствии станут характеристикой идеала пастырского служения, без которой невозможно понять, кто такой пастор в христианстве.

пастор кто такой

Задачи пасторства

Итак, мы выяснили, что в христианстве Иисус – идеальный пастор. Кто такой этот человек, если оставить за скобками веру христиан в то, что он был воплотившимся Богом? По профессии Христос был ремесленником, по жизни – бродячим проповедником. Но учительство - это еще не пасторство. Он опекал и заботился об общине, которая его сопровождала в странствиях и делила с ним все печали и радости его судьбы. Но это вполне естественно и также не отвечает на вопрос о том, кто такой пастор.

Согласно самому Иисусу, истинный пастух - это такой наставник, который готов пожертвовать своей жизнью ради спасения паствы. Это ключевой момент, который отличает истинного пастора от того, кого Христос именовал наемниками. Последние, по его словам, бегут в минуту опасности, оставляя стадо на растерзание волкам, а истинный пастух защищает своих овец до последнего издыхания. Кроме того, им было сказано, что пастор входит в овчарню через ворота прямо, а воры делают подкоп или перелазят через ограду. Поэтому всякий, кто добивается статуса наставника в христианской общине не в согласии с волей пасомых, а окольными путями, тот не пастор, а вор.

Еще Христос говорил о волках, которые в овечьей шкуре приходят в стадо. Под этим подразумеваются руководители, которые используют паству в своих интересах, наживаются за ее счет, удовлетворяют свое тщеславие и жажду власти, не особо-то радея о ее благополучии и нуждах. Вот эти три момента нужно усвоить, чтобы понять, кто такой пастор церкви.

проповедь пасторов

Пастор в католичестве

В католической церкви пасторскую роль играют три категории людей – священники, епископы всех рангов и Папа Римский. В общем-то, Папа тоже, по существу, епископ. Но в католицизме его роль настолько уникальна и положение его настолько особенно во всех отношениях, что о его функциях можно говорить, как о совершенно самостоятельном служении. Папа считается ни больше ни меньше, а наместником Христа на Земле. Поэтому, будучи доверенным лицом Сына Божьего, он распространяет свою пастырскую власть на всю церковь. По крайней мере, на ту ее часть, которая признает его в этом качестве, а это миллиард с четвертью человек.

Епископы, что с греческого языка означает «надзиратели», являются пасторами в пределах епархий – церковных областей. Священники – в рамках прихода, то есть конкретной общины. В обязанности всех их входит служение мессы, совершение иных таинств (крещение, конфирмация, исповедь и другие), проповедь и духовное руководство верующих. Вот кто такой пастор в церкви, согласно общим представлениям католиков.

служение пастора

Пастор в православии

Православие недалеко ушло от католичества. По крайней мере, в отношении понятия «пастор». Кто такой Папа Римский, это, правда, отдельный вопрос, так как православные не признают в основной своей массе роль, приписываемую Папе в католичестве, и не имеют ему своего аналога. Посему у них только две категории лиц, призванных на это служение – священники и епископы. Но в их рамках оно абсолютно аналогично католическому.

Существует версия, что широко известное слово «поп» представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся как «пастор овец православных». Впрочем, византийский деспотизм научил верующих видеть в своих священниках и епископах господ и начальников, неких привилегированных церковных аристократов, что абсолютно противоречит пастырской этике Нового Завета, где в разъяснении о том, кто такой пастор, прямо утверждается, что он должен пасти вверенное ему стадо со страхом, кротостью, мудростью, не господствуя над наследием Божиим. Поэтому традиционные обращения к епископу как к «владыке» и «господину» выглядят на фоне смиренномудрых поучений Иисуса несколько двусмысленно.

кто такой пастор церкви

Пастор в протестантизме

К таким же выводам пришли и протестанты и просто отменили все титулы, да и само понятие священства свели на нет. Сразу нужно оговориться, что протестантских конфессий очень много и подчас они значительно разнятся между собой. Например, англикане очень близки к католикам, тогда как пятидесятники, например, чрезвычайно от них далеки. Все это касается и понятия пастырства.

Тем не менее, протестантский мейнстрим рассматривает пастора как мирянина, избранного с согласия всей общины на служение слова. Это означает, что основанная задача этих людей – проповедь. В протестантизме нет сложной иерархии и жесткой вертикали власти, как в католичестве и православии. Но проповедь пасторов по умолчанию сопрягается с административными функциями. В целом данное служение имеет больший харизматический оттенок, чем в других направлениях христианства.

Проще говоря, если в православии и католицизме священник - это пастор просто в силу своего рукоположения, даже если он находится, например, на покое и не несет никакого служения, то в протестантизме пастором называется только тот, кто реально исполняет конкретные пастырские функции. С прекращением служения статус пастора с человека также снимается.

Пастор – слово, довольно распространенное в церковном лексиконе. В каких случаях его употребляют? Оно имеет отношение к священнослужителям, которые выполняют миссию духовных наставников, воспитателей прихожан своей общины. В статье разберем более подробно, кто такой пастор и в чем особенность его служения в различных конфессиях христианства.

кто такой пастор

Образ пастора

Ближний Восток во многом отличается жизненным укладом от европейских стран, и даже пастушеские традиции здесь совсем иные. Для нас образ пастуха привычен, когда он идет сзади стада и надзирает за ним. На Востоке еще с древних времен овец пасли иным способом. Пастор (пастырь, пастух) шел впереди и подавал свой голос. Стадо шло только за своим хозяином, так как овцы хорошо запоминают голоса, они не отзывались на зов чужого человека.

Образ восточного пастуха и стал основой библейского образа пастырства. Кто такой пастор в Библии?

Еще в Ветхом Завете Бога именовали пастырем, а народ израильский выступал в роли его паствы.

История образа пастора

Уже позже ветхозаветное священство приписало себе эту аналогию, они стали считаться уполномоченными Всевышнего для обучения народа (паствы) нравственности и религиозным основам. Иудейские и израильские цари считались пастырями, так как они слыли помазанниками Божьими, представляли его интересы во всех жизненных сторонах государства.

проповеди пастора

Уже позже в мир вошел проповедник Иисус, он не имел отношения к священству, но претендовал на место сына Божьего и усвоил себе служение пастырем. В Новом Завете Иисус называл себя добрым пастырем, которого знают все овцы и слушают его. В те времена группировки иудейских священников и вождей дискредитировали религию в глазах народа и власти. Иисус противопоставил себя саддукеям и фарисеям, он по-другому стал объяснять, кто такой пастор в христианстве. Вел свой народ за собой и открывал перед ним новую веру и возможности.

Кто такой пастор?

Каждый пастор поставлен на место своего служения ни кем иным, как самим Господом, на данный период времени на данное место. Бог назначает пастырем именно того человека, который по непонятным и неизвестным нам причинам поможет свершиться господним планам на Земле.

пастор сергей

Пастырь – живой человек, Богом призванный служению церкви, то есть всем нам, верующим во Христа Спасителя. Пастор, как и все мы, имеет такие же земные нужды: семью, дом, детей, бытовые проблемы и многое другое. У него такие же материальные потребности, он способен чувствовать и болеть, быть чувствительным, как и мы, а может, даже и более. Его сердце переживает множественные проблемы, которые связаны с многочисленными личными и церковными вопросами. Пастор может скорбеть и радоваться, быть в покое и печали, беспокоиться и тревожиться, утешаться и плакать. У него тоже есть свой внутренний мир, потребности и личные нужды. Он поставлен Богом, чтобы служить нам, и кому, если не прихожанам, нужно заботиться о здравии своего пастыря? Ведь с нашей поддержкой он будет более трудоспособен для служения, проповеди пастора будут ярче наполнены благословением Божьим и силой для верующих. Этот человек также нуждается в поддержке и нашем участии, чтобы в трудный момент кто-то был рядом, выслушал и поддержал, помолился о нем. В нелегком труде пастора должна поддерживать его паства.

Служение пастора

Пасторское служение есть великая ответственность перед Богом. Многие века это подтверждают священнослужители, в наши дни ничего не изменилось, может быть, технических возможностей нести свое слово стало больше.

Так, пастор Евгений из Христианского Центра Восстановления несет свое Божье слово в народ, к нему примыкает множество молодых людей. Они, в свою очередь, несут Евангелие в массы, используя самые современные методы.

Пастор Сергей старается достучаться до сердец своими духовными песнями, которые каждый желающий может скачивать и слушать совершенно бесплатно.

Каждый пастор поставлен на служение Богом, он несет ответственность за свои действия перед самим всевышним и осознает это. Служитель Божий до слез переживает за каждого своего прихожанина, бывает, что теряет сон, рано седеет, обретает сердечные болезни. Сколько простаивают наши пастыри на коленях перед Господом, замаливая наши грехи. Кто об этом знает? Только сам Бог, который видит все тайное.

Кроме всего, первым врагом и важной мишенью для дьявола является пастырь. Атаки и искушения обрушиваются на него со всех сторон. Он должен все выдержать и устоять в этой тяжелой схватке.

 день пастора

Пастор в Российской империи

Если заглянуть в историю, то можно увидеть, каким был пастор в Российской империи. На место это мог стать мужчина, не моложе двадцати пяти лет. Он должен быть конфирмован, крещен, иметь успехи в окончании богословского факультета университета. Вопреки мнению прихожан на должность эту никто не назначался. Пастор должен был навещать заключенных, больных, заботиться о бедных, посещать школы, наблюдать за развитием религиозного воспитания нового поколения. День пастора был полон забот. В его обязанность входило ведение списков в своем приходе всех родившихся, обрученных, погребенных, крещенных, сочетавшихся браком. Ежегодно все списки сдавались в консисторию. Пастор вел хронику прихода, всех важнейших событий, а также полный список прихожан.

Ему запрещалось заниматься ремеслами, торговлей, другими делами, не схожими с его духовным саном, не разрешалось обращаться в суд, если дело не касалось лично его семьи. Проповедник не мог в воскресенье отлучиться из прихода, а также покидать его без разрешения вышестоящих над ним служителей более чем на неделю. Помимо жалования, разрешалось за совершения треб получать вознаграждение.

Католики

В католичестве пасторская роль делится между тремя категориями людей – это Папа Римский, епископы разных рангов и священники.

Папа по сути также является епископом, но здесь его роль столь уникальна, что о функциях его служения можно говорить как о чем-то особенном и самостоятельном. У католиков Папа – наместник самого Христа на Земле. Его пастырская власть распространяется на всю церковь, по крайне мере на всю ту часть, которая его признает, а это почти полтора миллиарда человек.

В переводе с греческого епископ означает «надзиратель». Епископ – это пастор в пределах одной епархии, церковной области. Священник - в рамках конкретной общины, прихода.

жизнь пасторов

Жизнь пасторов, их обязанности сводятся к служению месс, совершению различных таинств: исповеди, конфирмации, крещения и других. Так представляется пастор в католической церкви.

Православные

Православие не многим отличается от католичества. Христианский пастор в основном выполняет те же функции. Отдельным вопросом, конечно же, является положение Папы Римского. В своей массе православные не признают его роль наместника Христа и не имеют подобного аналога.

Православная церковь разделяет две категории священнослужителей – это епископы и священники. Обязанности в их рамках распределены аналогично католичеству.

 христианский пастор

Есть версия расшифровки православного слова «поп», как «православных овец пастор». С византийских времен верующие видят в своих священнослужителях начальников и господ, привилегированных личностей, что полностью противоречит этике пастырей из Нового Завета, там разъясняется, что пастор пасет вверенное стадо с кротостью и страхом, мудростью, не господствуя, но уважая свою паству. Настоящее обращение «господин», «владыка» выглядит двусмысленно на фоне учений Иисуса.

Протестанты

Такие выводы о священнослужителях сделали и в протестантстве. В этом направлении веры просто отменили различные титулы, свели на нет само понятие священства. Стоит отметить, что при этом существует множество протестантских конфессий, в которых понятия значительно разнятся. Англикане, к примеру, ближе к католикам, а пятидесятники, напротив, очень от них далеки. Касается это и понятий о пастырстве и слове пастора.

слово пастора

У протестантов на служение выбирается мирянин, который действует с согласия всей общины, он то и является здесь пастырем и несет слово верующим. Главной задачей у протестантов является проповедь.

Здесь нет вертикали власти и сложной иерархии, как у католиков и православных. Проповедь, однако, сопрягается у протестантов с административными функциями. Говоря проще, пастором называется здесь конкретно тот, кто на данный момент исполняет пастырский функции, никакого миропомазания нет. Как только служение прекращается, данный статус снимается с человека.

Пастор (руководитель) протестантской церкви — профессия, а может и призвание.

Моя профессия называется Пастор или Священнослужитель, в некоторых церквах еще говорят пресвитер.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?

Самое главное в моей работе — это служение Богу и людям. Мои обязанности очень обширны и разнообразны, их невозможно поместить в список с определенным регламентом.

В процессе служения возникают различные нестандартные ситуации, как например посещение камеры смертников или крещение в отдаленном населенном пункте, в горной реке с сильным течением, где одной рукой приходится держаться за ветку ивы, а второй рукой крестить человека.

По воскресным дням, моя основная обязанность — это проведение воскресного богослужения утром и вечером. К этому дню надо подготовить проповедь с назидательной темой, чтобы прихожане имели «питание» духовное на следующую неделю. Так же, в мои обязанности входит совершение церковных таинств; крещение, причастие и совершение специальных обрядов таких, как бракосочетание, молитва благословения над младенцем, погребальное служение.

Много времени необходимо отдавать попечительской работе с людьми. Это и консультации молодоженов, назидательные беседы с теми, кто ведет не христианский образ жизни, оказание помощи оступившимся и попавшим в трудные жизненные обстоятельства. Так же, в мои обязанности входит общий надзор за жизнью общины, организация и проведение религиозных праздников, и других массовых мероприятий. По большому счету, моя работа напоминает мне обязанности отца большой и своенравной семьи, где надо быть примером для всех, заботится одинаково обо всех детях и любить их безусловной любовью.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Для того, что бы получить мою должность необходимо, как минимум закончить духовную семинарию по профессии: пасторское богословие. Но я учусь до сих пор, заканчиваю магистратуру. Эта профессия требует постоянного роста и повышения своих навыков.

4. Опишите свой рабочий день.

Воскресный день полностью проходит в церкви, где провожу утреннее богослужение, а в перерыве между утренним и вечерним богослужением веду прием прихожан по разным вопросам, провожу беседы с людьми с помощниками, планируется работа на следующую неделю. Будний день невозможно вместить в определенный график. Это и подготовка проповеди, посещение больных и престарелых прихожан. Поездки в отдаленны сельские населенные пункты, где живут небольшие группы верующих, и нет своей церкви. Так же посещение тюрем, детских домов, домов инвалидов и многое, многое другое. Скучать мне не приходится, потому что некогда.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

В воскресные и праздничные дни я, как правило, нахожусь в помещении церкви и это довольно комфортные условия, т.к. тепло сухо, и можно перекусить. Но во время поездок и посещений бывают разные ситуации. Иногда приходилось ночевать в автомобиле и, в большинстве случаев, приходится во время поездок служебных питаться очень нерегулярно, часто в сухомятку.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Больше всего мне нравится самое трудное в моей работе. Это общение с людьми и возможность оказывать им помощь, это понимание того, что ты нужен людям. Как приятно сознавать, что супруги бывшие на грани развода, после бесед со мною, сохранили семью. И хоть очень трудно идти ночью за плачущей девочкой, что бы успокоить её отца алкоголика, но приятно потом наблюдать, как он меняется. Служить богу и людям это замечательно.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Более всего в моем деле мне не нравится, и меня огорчают люди, которые были верующими и вели христианскую жизнь. Но, однажды, отпали от церкви и приходится их отлучать. Это очень неприятная процедура.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Уровень зарплаты зависит от количества прихожан, чем больше церковь, тем больше она платит пастору. Меня устраивает моя зарплата.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Вместе со мною работают мои помощники, это дьякона и члены церковного совета. Все эти люди работают на добровольной основе и не получают платы за труд. Они избираются на общих собраниях прихожан, и очень многое в церкви держится на них.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Я полностью согласен с качествами пастора описанными в библии, пастор должен быть: непорочен, не дерзкий, не гневный, не пьяница, не корыстолюбив. Но гостеприимный, любящий добро, целомудренный, справедливый, благочестивый, воздержан. А так же муж одной жены и имеющий детей послушных.
.
11. Работа дает мне дополнительные возможности(тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

О да, мне приходилось бывать на конференциях в других странах, встречаться с очень интересными людьми. У меня есть братья и сестры по вере во многих уголках земли, и они всегда с радостью окажут мне гостеприимство. Ну и, конечно же, прекрасная возможность для самовыражения, проявления всех хороших качеств заложенных в меня.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Я почувствовал призвание к этому труду, и в последствии это призвание получило признание от прихожан нашей церкви.

Пастор – это, пожалуй, одна из самых сложных тем в христианстве. Почему она такой стала? Наверное, потому что это слово ассоциируется сегодня с определенной властью над людьми, уважением, хорошей зарплатой. Я предлагаю рассмотреть тему этого служения в церкви без каких-либо догматических оснований, которые вы знаете. Только Слово.

Христианский пастор сегодня – это человек, которого слушают, который может говорить людям, что и как им делать. В церквях учат и постоянно проповедуют о послушании пастору. Порой это приводит практически к обожествлению пастора церкви. Давайте начнем изучать этот вопрос. Сразу хочу предупредить – некоторые факты могут оказаться не теми, которыми вас научили в ваших собраниях.

Быть послушными Слову или людям – выбирать вам.

Пастор это

Начнем с того, что в русском языке это слово несколько видоизменилось. В Библии используется слово ПАСТЫРЬ. И означает оно в греческом языке

пастор

Определение пастыря, как пастуха достаточно показательно для тех образов, которые нам описываются в Библии. Пастухами были Авель, Иаков, Давид, Моисей, пророк Амос. Давайте посмотрим, КОГО Библия олицетворяет с овцами и пастухами.

Господь – Пастырь мой

Замечательные места Писания, показывающие нам нашего Господа, как Пастыря.

Служение пастора людьми. И Он поставил … пастырями


Итак, мы видим, что в отношении людей есть ТОЛЬКО одно место Писания, говорящее о служении Пастора в Церкви. О его обязанностях мы можем говорить ТОЛЬКО с точки зрения служения Иисуса, как Пастыря. Павел, Петр в своих посланиях не упоминают этого служения.

Никаких других наставлений, условий для рукоположения или назначения нет.

Единственное место, которое ТОЛЬКО В НАШИХ БИБЛИЯХ написано как слово «пастырь» по отношению к человеку – это послание Петра. Но в греческом оригинале это слово звучит как «пресвитер, старейшина». Именно это слово упоминается в последующих посланиях, где говориться о служении пресвитера.


Я не знаю, почему слово «пресвитер, старейшина» используемое в дальнейших посланиях для нас перевели ИМЕННО В ЭТОМ МЕСТЕ как «пастор». Это не является темой для нашего рассуждения сегодня. Об этом мы говорим подробно в теме Пресвитер. Самое важное – это понять, кто такой пастор с точки зрения Слова.

Смиритесь под крепкую руку Божью – подразумевает принять то служение, которое является санкционированным Богом, а не людскими правилами и традициями. Более подробно о служении пастора читайте тут https://dom-na-vostoke.ru/sluzhenie-pastora/

Рукоположение пастора

Сегодня есть масса условий, которые появляются, когда встает вопрос о рукоположении пастора церкви. Давайте вспомним – есть ли хоть одно упоминание в Библии об этом? Какие-то условия или критерии? Мы об этом подробно говорим в теме о служения в церкви. Нет упоминаний о рукоположении пророка, учителя, евангелиста, пастора. Есть упоминание о том, как ставились в церкви Апостолы. Это и личное избрание Иисуса, и жребий после смерти Иуды, и пророчество к служителям.

Но для нас важно, что пастора нигде в Слове не рукополагали на служение. И нет ни одного человека, названного этим титулом.

По вере вашей

Лично я вижу волю Божью, исходя из послания к Ефесянам. Иисус поставил в Церкви людей пастырями. Как понять, что тот или иной человек имеет служение пастора? По тем признакам, которые описаны в Слове по отношению к Иисусу. По тем признакам, которые имеют ВСЕ СЛУЖИТЕЛЯ В ЦЕРКВИ, исходя из послания к Ефесянам. Пример Иисуса для нас самый важный. На другой странице мы рассказываем о том, как определить пастора с точки зрения Слова.

Пасите

Отдельно хочу обратить внимание на это повеление. В греческом оригинале оно звучит как

станьте пастухом, лелейте и окружайте заботой, берегите

Другими словами, обращаясь к пресвитерам Церкви, Дух Святой говорит им совершать служение Пастыря Церкви. Я верю, что прежде чем человека рукоположат на служение пресвитера, епископа, он должен иметь уверенность от Бога, что поставлен на служение Пастыря. В принципе, для всех людей в церкви будет очевидным, что тот или иной человек – пастырь. По его делам, словам, по его жизни. Не все могут заботиться о других, не все могут терпеть и окружать заботой, носить на руках.

Но важно понимать, что задача пастора – не учить (хотя он может иметь и служение учителя), не евангелизировать, не управлять деньгами или строительством зданий. А именно пасти, заботиться, беречь,

Как вывод

Исходя из того, что мы увидели в Слове, можно сделать очень важный вывод. Он касается как тех, кто желает служить пастором, так и тех, кому служат те, кто называет себя пастором.

Не следует всегда с недоверием относиться к служителям. Давайте помнить, что они подвергаются намного большим атакам со стороны дьявола. Если погубить пастыря, то рассеются овцы. Именно поэтому сами пастыря должны быть открытыми и честными по отношению к Богу и людям. Вы не просто «обычные верующие как все». Вас избрал Иисус и поставил в СВОЕЙ ЦЕРКВИ на служение, которое Он уже расписал и определил.

Я предлагаю тем, кто считает себя пастором и защищается тем, что кто-то его рукоположил на это служение проверить себя. Верное ли основание вы выбрали для своей защиты? Устоите ли на суде, который будет основываться на Слове? Насколько правильно вы поступаете, когда не считаете и не принимаете другого, как пастора только потому, что никто его не рукоположил на это служение? Чем вы руководствуетесь? У пророка Иеремии Бог осуждает неоднократно тех, кто поступает без послания Бога, но прикрываются Его волей.

А членам церкви я посоветовал бы посмотреть, куда вас ведут. Не именно сегодня или месяц назад. Общее направление. Сравните его со Словом. Я подчеркну. Сегодня в мире очень много негатива, связанного со служителями. И виной, порой, они сами. Но увидьте общую картину. Пастор – это тот человек, которого Бог избрал для того, чтобы пасти Свою Церковь. В Слове не зря написано, чтобы младшие повиновались старшим. Не зря написано, чтобы все подчинялись друг другу. Любовь все побеждает.

Имя (пастырь) более всего относится к священному служителю. Никто без звания и избрания не может вступать в служение. Когда призываешься на пастырское служение, рассуждай, сможешь ли по­нести это бремя.

Пастырь есть разумнейший из людей.

Пастырь поставлен от Духа Святого пасти овец Христовых.

Назначение пастыря – пасти овец словесных. Уподобление их пастухам.

Пастырь должен привести всех пасомых ко Христу.

Пастырь – посланник Божий звать людей в Царство Божие.

Пастырь есть голова христианского общества.

От пастыря зависит блаженство христианского общества.

Пастырь есть свет миру, соль земли.

Пастырь – страж дома Божия.

Пастырь должен охранять стадо.

Христос наблюдает за деятельностью каждого пастыря. Пастырь должен помнить о высоте и ответственности своего служения (8, с.650–655).

Ветхозаветное священство возникло по особому Божественному указанию, но имело лишь только прообразовательное значение.

В Богоизбранном народе иерархический институт был установлен непосредственно Богом. Господь сказал Моисею: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» ( Исх.28,1 ). Из этих слов видно, что ветхозаветное свя­щенство возникло по особому Божественному указанию. Хотя оно и имело установление Божественное, но все же оно представляло лишь только про­образовательное значение (5, с.8).

Начало истинного священства положено Господом Иисусом Христом

Начало истинного священства положено в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом, Который есть Истинный Пастырь. «Аз есмь Пастырь до­брый ..», – возвестил о Себе Сам Господь (Там же).

Пастырское служение в Православной Церкви есть учреждение Божественное

Пастырское служение, существующее в Православной Церкви со дня ее основания, есть учреждение не человеческое, а Божественное. Основатель Новозаветной Церкви Христос Спаситель, из множества Своих учеников избрал апостолов, которые непрестанно были при Нем; им Он открывал тайны Своего учения, которые сокрыты были для народа, облек их правом учительства, священнодействия и духовной власти в учрежденной Им Церкви (Там же).

Апостолы введены на пастырское служение сошествием на них Святого Духа

На пастырское служение апостолы введены были по обетованию Господа (см. Лк.24,49 ) чрезвычайным посвящением – сошествием на них Святого Духа в виде огненных языков в День Пятидесятницы (Там же, с.8).

Пастырское служение передается посредством низведения благодати Духа Святого в Таинстве Священства

Пастырское служение в Новозаветной Церкви передается не путем естественного рождения, как это было в ветхозаветные времена, а посредством низведения благодати Духа Святого в Таинстве Священства (Там же).

Пастырское служение установлено преемственно от апостолов. Оно Божественно не только по установлению, но и по продолжению.

Пастырское служение, установленное Христом Спасителем, преемственно (друг-друга – принимательно) от апостолов, сохраняется и до наших дней. Все пастыри поставляются на исполнение своих обязанностей Самим Духом Святым, поэтому пастырское служение Божественно не только по своему установлению, но и по своему продолжению (5, с.8).

Для чего установлено пастырство и каковы обязанности пастыря

Иисус Христос установил в Церкви пастырство для того, чтобы пастыри были провозвестниками и исполнителями Его Божественной воли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Его учение – Евангелие было проповедано всей твари (см. Мк.16,15 ), чтобы плоды Его Голгофской Жертвы были усвоены всеми людьми и чтобы во всем мире все верующие в Него постепенно дости­гали совершенства (см. Ин.17,20,21 ). Из сказанного вытекают три основные обязанности пастыря:

1) учительство – распространение Евангельского учения,

2) священнослужение – усвоение верующими заслуг Искупителя;

3) духовное руководство – нравственное усовершенствование христиан в меру возраста исполнения Христова (см. Еф.4,11–13 ) (Там же, с.8–9).

Пастырское служение есть продолжение служения Самого Спасителя

Пастырское служение есть продолжение служения Самого Спасителя. Иисус Христос один был в полном смысле слова истинный Учитель, просве­щавший всякого человека (см. Ин.1,9 ). Господь один есть Архиерей великий, приносящий жертву Богу Отцу за грехи всего мира (см. Евр.9,11 ). Он один есть истинный, добрый Пастырь, который знает Своих овец, собирает их в одно стадо и полагает Свою душу за них ( Ин.10,11–16 ).

Подобно тому, как Бог Отец послал в мир Своего Сына, так и Бог Сын перед Своим вознесением послал в мир Своих учеников, передав им, а в их лице и всем пастырям Церкви, Свои права: учительства, священнодействия и духовного руководства (Там же, с.8–9).

Что выделяет пастырство из других земных служений

Высочайшие права, переданные Искупителем пастырям, выделяют пастырское служение из всех других земных служений (Там же).

Где нет пастырства (священства), там нет и Церкви

В жизни Христовой Церкви пастырское служение имеет огромное зна­чение. Где нет богоучрежденного пастырства (священства) и имеется лишь одна паства, там нет и Церкви Общины, не имеющие законной иерархии, не имеют ни истинного священнослужения, ни правильного учительства и ду­ховного руководства и поэтому не могут называться Церковью (Там же).

Чего требуют от пастыря его высочайшие обязанности

Обязанность священнослужения требует от пастыря постоянного подвига очищения своей души, ибо нельзя приступать ко Господу, имея оскверненную грехом душу. Духовное руководство своими пасомыми требует от пастыря истинной пастырской мудрости и полного самоотречения ради спасения своих ближних (Там же).

Пастырство есть служение миру, но само оно не от мира

Пастырство есть служение миру, но само оно не от мира, и поэтому греховный мир часто не может понять высоты пастырского служения и восстает на него. Об этой ненависти мира Сам Спаситель предсказал словами «от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир «( Ин.15,19 ) (Там же).

Трудности пастырского служения не должны страшить пастыря

Трудности пастырского служения не должны страшить его, потому что во все времена Пастыреначальник Христос по Своей великой любви посылает Своим пастырям и силу к перенесению всех трудностей. Христос всегда Сам пребывает с истинным пастырем по слову, данному Им св.апостолам: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф.28,20 ) (5, с.10).

Значение слова «пастырь»

Русскому слову «пастырь» в еврейском языке соответствует слово «ро́е», а в греческом – «пимин». Еврейское «ро́е» происходит от причастия «раа», которое имеет смысл стремиться куда-либо, искать, внимательно следить, ухаживать, особенно за стадом. Поэтому «ро́е» – «пастух». В таком значе­нии употребляли это слово св.пророк Давид ( Пс.77,71 ), св.пророк Иеремия (3,15), Екклезиаст (12,11) и др. «Я буду пасти овец Моих, – говорит Господь через пророка Иезекииля, – и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжи­ревшую и буйную истреблю, буду пасти их по правде» ( Иез.34,15–16 ).

При переводе Священного Писания на греческий язык 70 толковников еврейское «рое» перевели греческим «пимин». Оно производится от корня «по» и означает «питать», а также от родственного корня «по», и тогда оно означает «защищать».

Исходя из такого значения слова «пастырь», можно определить, что оно означает человека, постоянно и внимательно следящего, ухаживающего, руководящего, управляющего своей паствой и всецело преданного этому делу (призванию). По словам прот. Г.Шавельского, это слово выражает понятие о попечительной, проникнутой любовью, доходящей до самопожертвования заботе пастыря о нуждах и преуспеянии своих пасомых, являющихся объ­ектом его деятельности (5, с.12).

Что такое пастырское служение

Пастырское служение можно определить как богоустановленное, благодатное, исполненное любви и самоотвержения служение, имеющее своей задачей всестороннее попечение о нуждах пасомых, с целью содействия устроению их, как сынов и наследников Царствия Божия, жизни на земле и достижению ими вечного спасения на небе (Там же, с.19).

С какого времени существует учение о пастырском служении и где изложены сущность пастырства и его назначение

Учение о пастырском служении существует в Церкви Христовой от дней ее основания. В Священном Писании (особенно в Евангелии и в Апостольских посланиях) изложены сущность пастырства, его задача и назначение.

Основы пастырского учения, изложенные в Священном Писании, во всей полноте раскрыты в творениях свв.отцов. Священное Писание и творения свв.отцов – это два источника, почерпая из которых, можно постигнуть истинное учение о пастырстве (Там же, с.13).

Способность сострадательно и благодатно любить паству составляет самое существо пастырства.

Восстанавливая св.ап.Петра в апостольском достоинстве, Господь спро­сил его:

– Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?

– Паси агнцы Моя паси овцы Моя, будь пастырем (см. Ин.21,15–17 ) (Там же, с.16–17).

Пастырство – самое необходимое явление в жизни человечества (5, с.30).

Когда возникло пастырство

Пастырство существует с момента возникновения первого человека, а не обусловлено, как считают некоторые исследователи, исторически сложивши­мися обстоятельствами или чистой случайностью. По словам свящ. Г.Титова, «происхождение (даже) языческих жречеств лучше всего объясняется, потребностью греховной человеческой природы восстановить нарушенный союз человека с Богом». В том понятии, которое дается пастырству Христианской Церковью, оно есть богоустановленное благодатное служение и существует в Церкви по Божественному праву (Там же).

На каких основах зиждется пастырство

Таких основ четыре: историческая, психологическая, сверхъестественная (мистическая) и богооткровенная (догматическая) (Там же).

Историческая основа пастырства

Пастырство – одно из самых древних явлений в жизни человека.

Пастырство берет свое начало со времени грехопадения первых людей. После нарушения заповеди первая чета лишилась общения с Богом, восста­новить которое они стремились посредством жертвоприношений и молитв (Там же).

Пастырское служение гораздо древнее возникновения жрецов

Пример жертвоприношения Каина и Авеля ( Быт.4,3–5 ) свидетельствует, что первоначально жертвоприношения совершали все члены семьи. В даль­нейшем эти обязанности стали выполнять главы семейств, которые стали обладать правом исполнения религиозных обрядов. Даже в настоящее время существуют некоторые племена, в которых обязанности жрецов выполняют главы родов или племен. Вот почему мнение о том, что якобы пастырское служение выдумали и навязали людям ради своей наживы жрецы и законода­тели, отпадает, так как пастырство гораздо древнее жрецов и законодателей, последние не могли быть изобретателями того, что предшествовало им (Там же, с.31).

Пастырское служение не зависит от человеческих прихотей

С развитием форм общественной жизни человечества изменялась и форма религиозного служения. Здесь уже выступает особый класс людей, который избирается из народа независимо от племен или старейшин по роду. В израильском народе по указанию Божию избираются на это высо­кое служение люди особые, обладающие теми качествами, которые пред­писывались Богом. Этими людьми были Моисей, Аарон и их потомство. В языческой религии появились жрецы, которые также были представи­телями всего общества. В подтверждение того, что именно пастырство в Ветхозаветной Церкви учреждено Богом, а не человеком, свидетельствует нам слово Божие. А также оно предостерегает нас и от того бедственного наказания, происшедшего с Кореем, Дафаном, Авироном и их сообщни­ками, которые хотели присвоить себе священническое достоинство (см. Чис.16, 5–21 ).

А то обстоятельство, что пророки свое призвание и посвящение для общественного служения полностью принимали только от Бога, но не от людей (см. 3Цар.19,16 , Чис.12,6 ), более наглядно показывает, что пастырское служение не было зависимо от человеческих прихотей (5, с.31).

1. Совершение Таинств

Совершая Таинства, пастырь должен помнить, что те или иные слова относятся и к нему лично.

2. Проповедание

Пастырь должен учить пасомых слову Божию.

Пастыри да учат пасомых обетам КРЕЩЕНИЯ.

Пастырь должен употреблять и обличительное слово.

Пастырь должен иметь рассудительность в проповедании Евангелия.

Прежде чем говорить, необходимо довольно рассудить и добре разуметь.

Пастырь должен учить не только в храме, но и при всяком удобном случае.

Пастырь свое учение должен многократно повторять.

Пастырь должен постоянно взывать к пасомым, хотя бы его и не слу­шали.

Пастырь должен говорить проповеди во славу Божию.

Пастырь, если проповедует ради похвалы, то вор есть и пользы не приносит.

Пастырь спит, когда не проповедует и не обличает и сам беззаконнует.

Горе пастырю, если не питает пасомых словом Божиим.

Пастырь должен заботиться о духовных нуждах пасомых.

Попечение и забота пастыря – спасение паствы.

Пастырь заботится о людях, а не о себе.

Обязанность пастыря – воспитывать людей.

Пастырь есть руководитель в духовной брани.

Ему необходимо быть мудрым и опытным.

Пастырь всячески должен отвращать верующих от грехов.

Пастыри грешников к покаянию приводят, но грехам их не сообщаются.

Пастырь не должен молчать, когда знает, что люди беззаконнуют.

Пастырь из лицеприятия не должен молчать о пороках.

Пастырь должен охранять души от врага рода человеческого.

Пастырь в работе с пасомыми учитывает состояние души пасомых.

Разным людям разное увещание говорить.

Любовь пастыря ко Христу должна проявляться в достойном руководстве людей.

Пастырь должен подражать Христу в обращении с грешниками.

Пастырь не несет ответственности за пасомого, если тот нерадит о своей душе.

Угождать не людям, но Богу.

Пастырь должен усердно просить помощи Божией в руководстве людьми.

Пастырь отвечает за каждую душу.

Господь взыщет с пастыря овец Своих.

Пастырь даст ответ за паству на Страшном Суде (8, с.655–665).

На чем основано пастырское влияние

Пастырское влияние основывается на таинственном общении пастыря с паствой через передачу последней своего настроения. Отдавая себя пасомым, пастырь отождествляет себя с ними до существенного единства ( Ин.17,11 ), подобного единству Бога Отца с Сыном (5, с.25).

Пастырь есть образец поведения в ХРАМЕ.

Пастырь должен звать в Царство Небесное и сам туда идти.

Пастырь должен сам исполнять то, чему других учит.

Пастырь, уча других, должен сам пример показывать.

Пастырь должен испытывать себя, как выполняет обязанности.

Пастырю необходимо пасти стадо со вниманием.

Пастырь должен изучать Священное Писание.

Пастырь учащийся больше пользы принесет.

Пастырь, проповедующий слово Божие, обязан быть сердцем и умом чистым.

Слова о любви более всего относятся к пастырям Пастырь должен избегать тщеславия.

Пастырь должен подавать пример смирения.

Пастыри более, чем все христиане, должны ПРОЩАТЬ друг другу.

Пастырь более всего должен иметь страх Божий.

Пастырю не забывать о присутствии Божием.

Пастырь, если истинно заботится о спасении душ, будет терпеть от людей.

Пастырь должен приготовиться нести тяжелый крест клеветы и наговоров.

Пастырь более других терпит клеветы и поношения.

Пастырь терпит поношение от людей, так как обличает их греховность.

Пастырь более других подвержен гонению.

Пастырю в терпении брать пример с Господа и Его учеников.

Пастыри являются руководителями христиан в духовной брани, против них враг более всего воюет.

ДИАВОЛ восстает прежде всего против пастыря.

ВРАГ наш никого более не ищет низложить, как ПАСТЫРЯ.

Чтобы уберечь людей от врага, пастырю необходимо самому научиться беречься.

Пастырь учащий, но не творящий, разоряет то, чему учит.

Пастырь согрешающий приносит много соблазна.

Горе пастырю, подающему соблазны.

Горе пастырю, который пасомых не пасет.

Пастырь доставляет радость диаволу своей греховной жизнью.

Пастырь даст строгий ответ Судии за нерадение (8, с.665–673).

Каким должен быть пастырь

Проповедует ли пастырь, литургирует ли, совершает ли требу, – везде он должен быть молитвенно-благоговейным, духовно-просвещенным, любящим, «добрым» пастырем (5, с.15).

Пастырь должен быть твердым носителем евангельских идей и верным руководителем человеческой совести. Пастыря, настроенного самоотверженно и любовно к пасомым, излишне учить душепопечению, как излишне учить мать уходу за любимым ребенком. Его напряжение духовно любить – плод мучительного отрешения от жизни для целей мирских и самоотверженного посвящения себя Богу (Там же, с.25).

Подкрепление будущих пастырей на подвиг всецелого посвящения себя Богу и спасению ближних происходит в Таинстве Священства. Здесь пастырь получает уточнение способности переживать скорби и радости пасомых со­страдательною о них любовию (Там же).

Объективные и субъективные признаки пастырского призвания

Субъективными признаками пастырского призвания являются же­лание священства, любовь к пастырству и внутренний голос Божий, а объективными – пастырская просвещенность и нравственная подготов­ленность (Там же, с.26).

Подготовка к пастырскому служению

Подготавливает к пастырству чтение слова Божия, святых отцов, художественной литературы и подвиг личной жизни. Кандидату священства вместе с тем необходима выработка чистоты душевной, молитва и борьба с самозамкнутостью (Там же).

От чего зависит успех пастырского служения

Успех пастырского служения зависит от благодатной жизни самого пасты­ря. Священство не есть ремесло, а добровольное пожизненное мученичество (Там же, с.27).

Желающий получить благодать священства должен научиться отвергать искушения

Враг рода человеческого диавол приступил к Господу, искушая Его похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (см. 1Ин.2,16 ). Эти искушения победил Спаситель. К победе над ними должен приучить себя еще заранее и всякий пастырь (Там же, с.71).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Читайте также: