Диаграмму область применения воды людям каких профессий вода необходима для работы

Опубликовано: 18.05.2024

Профессии в области охраны окружающей среды и водных ресурсов

Стремительное развитие технологий, промышленности привело к актуальности постановки вопросов о защите окружающей среды. Экологические проблемы затрагивают все известные направления биологической среды. Для их решения требуется постоянная модернизация самых разных направлений деятельности, знания опытных специалистов, наличие инновационных разработок. В целях обеспечения охраны экологии введена Единая система государственного мониторинга (см. Федеральный закон от 21.11.2011 N 331-ФЗ).

Востребованность специалистов по защите окружающей среды и водных ресурсов на рынке труда растет, каждая профессия позволяет проявить себя в сферах менеджмента, экспертной деятельности, природопользования, экологической безопасности и мн. др.

Краткое содержание

Профессии в области охраны окружающей среды

Одной из самых востребованных профессий, связанных с охраной окружающей среды, является инженер-эколог. Специалисты требуются в природоохранных центрах, на заводах, организациях, деятельность которых связана добывающей промышленностью. В обязанности инженера-эколога входит работа по совершенствованию технологий, обеспечивающих безопасность окружающей среды, контроль производственной деятельности, анализ качества материалов, проведение экспертизы, мониторинга. Помимо этого от специалиста требуется создание и ведение экологической базы данных, подготовка мероприятий по поддержанию и улучшению состояния ОС.

Другие профессии в области охраны окружающей среды:

  • Инженер по обращению с отходами. Основная задача специалиста – защита людей и ОС от негативного воздействия производственных отходов. Инженеры организуют сбор, перевозку отходов, занимаются их обезвреживанием и размещением.
  • Биоэколог. Специалист занимается изучением экосистемы, оценкой степени загрязнения природы, ведением непрерывного биологического контроля, созданием экологической базы данных. Биоэкологи помогают биоте (совокупность видов живых организмов планеты) сопротивляться разрушительному воздействию природных катаклизмов и негативному влиянию человека.
  • Инженер по охране окружающей среды. Обеспечивает экологическую безопасность, занимаясь разработкой целого комплекса эффективных мер. Минимизирует негативное влияние промышленной, хозяйственной деятельности на ОС. Специалисты этого направления проводят технические испытания оборудования на производстве, анализируют состояние окружающей среды в районе расположения организации, подготавливают экологическую документацию в полном соответствии с действующими требованиями в сфере охраны природы. (Глава VII. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019)).

Профессии, связанные с водными ресурсами

Водные ресурсы являются одной из главных составляющих хозяйственной и экономической деятельности человека. Поэтому работа специалистов, осуществляющих контроль водных объектов, их очищение, а также изучение, важна и востребована.

Профессии людей, связанные с водными ресурсами:

  • Гидроэколог. В обязанности входит выявление факторов, которые воздействуют на гидроэкосистемы, антропогенного и природного характера, анализ мониторинговой системы за состоянием воды, а также оценка объектов по разным показателям. Специалисты обеспечивают защиту от загрязнений рек, грунтовых вод, водохранилищ, озер и др. Профессия связана и с биологической составляющей водоемов.
  • Инженер комплексного использования водных ресурсов. Основная задача – охрана водных объектов, их комплексное восстановление, реализация очистных мероприятий стоков бытового и промышленного характера. Инженеры не только выявляют нарушения, но и предлагают эффективные решения.
  • Гидролог. Цель – охрана грунтовых, поверхностных вод, предотвращение загрязнения водных объектов, их истощения. Специалисты разрабатывают наиболее оптимальные способы использования воды, методы ее экологичной добычи. Другие задачи представителей этой профессии – экспертная оценка безопасности инженерных проектов, улучшение качества питьевой воды, разработка очистных систем.

Удивительные профессии, связанные с водой

Охрана окружающей среды, рациональное использование водных ресурсов – задачи, которые решают представители разных профессий. Сферы изучения, методы деятельности отличаются, однако специалистов в этой области объединяет одно – предотвращение и ликвидация негативного воздействия на ОС, в том числе – водные объекты естественного и искусственного происхождения. Ниже представлен Топ-5 удивительных профессий, связанных с водой:

  1. Гидромелиоратор. Назначение этой профессии – улучшение водного баланса земель методами их обводнения или же осушения. В процессе работы разрабатываются мероприятия по безопасности гидротехнических сооружений, оптимизируется их обслуживание, контролируется качество проведения мелиоративных процессов.
  2. Специалист по тонкой очистке воды. Сам процесс подразумевает очищение питьевой и технической воды от мелкофракционных загрязнений, которые значительно снижают ее показатели качества. Специалисты разрабатывают и модернизируют фильтрационные системы, учитывая основные требования к воде разного назначения.
  3. Гляциолог. Представители этой профессии занимаются исследованием снежного покрова, всех форм льда, в том числе – подземного, на поверхности планеты. Основные направления изучения – условия развития ледников, взаимодействие с ОС, свойства, строение, состав. Гляциологи контролируют распространение оледенения планеты, выявляют воздействия климатических изменений, предотвращают катастрофы, основной причиной которых может стать изменение поведения ледников. Помимо этого одной из основных задач стоит разработка мероприятий по рациональному использованию воды озер, рек, сформированных из-за таяния льда.
  4. Специалист по изучению морских, океанических глубин. Основные направления деятельности – сбор и дальнейший анализ материалов вод Мирового океана, а также всех процессов, происходящих в них. Люди этой профессии могут заниматься исследования на океанографических судах, в лабораториях, в том числе – подводных, а также институтах. Исследовательская работа сопряжена с экспедициями, длительным нахождением на океанических базах.
  5. Специалист по преодолению системных экологических катастроф. Это инженеры, которые работают с катастрофическими явлениями, растянутыми во времени: вечная мерзлота, подверженная таянию, масштабные промышленные загрязнения, вырубка лесов, радиационные свалки, пятна мусора в Тихом океане и др. Основная цель такого специалиста – не допустить повторения подобных катастроф, преодоление их последствий путем разработки и реализации эффективных программ.

Многогранность профессии защитника окружающей среды и водных ресурсов позволяет выбрать любое направление деятельности. Это может быть проектно-производственная, исследовательская, педагогическая, экспертная. Опасность антропогенных факторов с каждым годом увеличивается, поэтому специалисты в рассматриваемой области являются востребованными как в России, так и в странах Запада.

Вода – одно из самых важных веществ в природе. Без неё не обходится ни один живой организм, более того, благодаря ей они и возникли на нашей планете. В разных странах человек расходует от 30 до 5 000 кубических метров воды в год. Какую пользу из неё извлекают? Какие способы получения и применения воды существуют?

Она окружает нас повсюду

Вода – самое распространенное вещество на Земле и точно не последнее в космосе. В зависимости от состава и свойств, она бывает жесткая и мягкая, морская, солоноватая и пресная, легкая, тяжёлая и сверхтяжёлая.

Это оксид водорода – неорганическое соединение, при нормальных условиях жидкое, не имеет ни запаха, ни вкуса. При небольшой толщине слоя жидкость бесцветна, с его увеличением может приобретать голубоватый и зеленоватый оттенки.

применение воды

Она способствует протеканию многих химических реакций, ускоряя их. В теле человека вода составляет около 70 %. Находясь в клетках всех животных и растений, она способствует обмену веществ, терморегуляции и другим жизненно важным функциям.

В трех агрегатных состояниях она окружает нас повсюду, участвуя в круговороте веществ в природе. В виде водяного пара она присутствует в воздухе. Из него она попадает на поверхность Земли в виде атмосферных осадков (льда, тумана, дождя, инея, снега, росы и т. д.). Она попадает в реки и океаны сверху, просачивается в них сквозь грунт. Через какое-то время испаряется с их поверхности, вновь попадая в атмосферу и замыкая круг.

Основной ресурс Земли

Все поверхностные и подземные воды нашей планеты, включая атмосферный пар, объединяются в понятие гидросфера, или водная оболочка. Её объем составляет почти 1,4 миллиона кубических километров.

Около 71 % приходится на Мировой океан – непрерывную оболочку, которая окружает всю сушу Земли. Он делится на океаны Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский, Южный (по некоторым классификациям) океаны, моря, заливы, проливы и т. д. Мировой океан наполняет соленая морская вода, непригодная для питья.

Вся питьевая вода (пресная) находится в пределах суши. Она составляет всего лишь 2,5-3 % от всего объема гидросферы. Пресные водоемы это: реки, часть озер, ручьи, ледники и горный снег, подземные воды. Они распределены неравномерно. Так, в отдельных частях планеты существуют крайне засушливые и пустынные местности, которые не увлажнялись сотни лет.

Большая часть пресных вод находится в ледниках. В них хранится около 80-90 % всех мировых запасов этого ценного ресурса. Ледники покрывают 16 миллионов квадратных километров суши, они располагаются в приполярных областях и на вершинах высоких гор.

 способы применения воды

Источник жизни

Вода появилась на Земле миллиарды лет назад, то ли высвободившись в ходе химических реакций, то ли прибыв сюда в составе комет и астероидов. С тех пор она является неотъемлемой частью нашей жизни.

Человек и животные пьют её, растения всасывают корнями (или другими органами) для поддержания сил и энергии. Огромная часть жидкости поступает в организм вместе с продуктами питания.

В целом людям необходимо 5-10 литров воды в день, а в виде жидкости - около двух. Животные и растения могут употреблять её больше. Например, бегемоты пьют около 300 литров в сутки, примерно такое же количество необходимо и эвкалипту.

Применение воды в природе не ограничивается питьем. Для ряда организмов она является местом обитания. В реках и океанах растут водоросли, живут рыбы, планктон, амфибии, членистоногие, некоторые млекопитающие и другие существа.

Способы применения воды

В нашей повседневной жизни ни один день не обходится без воды. При этом обычно используются пресные запасы, количество которых весьма ограничено. Огромные объемы этого ресурса тратятся в быту во время уборки, стирки, мытья посуды, приготовлении пищи.

Кроме того, применение воды необходимо для личной гигиены. С этой целью её используют не только дома, но и во всех рабочих учреждениях, в особенности в больницах. В медицине её также употребляют для лечебных ванн, компрессов, обтираний, добавляют в состав препаратов.

Незаменима она и промышленности. Здесь во многом пригождается её свойство растворять различные вещества, будь то другие жидкости, соли или газы. Её используют для получения азотистой, уксусной, соляной кислот, оснований, спирта, аммиак и т. д. Ежегодно с пресных озер и рек изымается более 1000 кубических километров сырья в производственных целях.

Применение воды связано с такими видами спорта, как фигурное катание, хоккей, плавание, биатлон, гребля, серфинг, водно-моторный спорт. Она необходима при тушении пожара, для ведения сельского хозяйства.

области применения воды

Энергетика

Ещё одна область применения воды – энергетика. На тепловых и электрических станциях вода используется для охлаждения турбин, а также для получения пара. Только для производства одного гигаватта электричества тепловые станции потребляют от 30 до 40 кубических метров воды в секунду.

Применение воды на гидроэлектростанциях основано на других принципах. Здесь электричество вырабатывается за счет скорости течения рек. Станции устанавливают в местах с естественными перепадами высот. Там, где реки не столь стремительны, перепады высот создают искусственно при помощи дамб и плотин.

 применение воды человеком

В Китае, Индии, США, Франции и других странах для производства энергии используют силу приливов. Такие станции (ПЭС) строят на морских побережьях, где уровень воды изменяется несколько раз в день под действием сил притяжения Солнца и Луны.

Морские волны тоже могут давать энергию. Их удельная мощность даже превышает ветровую и приливную. Станций, генерирующих энергию таким способом, пока немного. Первая появилась в 2008 году в Португалии, она обслуживает примерно 1 500 домов. Ещё как минимум одна станция находится в Великобритании на Оркнейских островах.

Сельское хозяйство

Ведение сельского хозяйства невозможно без применения воды. В основном она используется для полива, а также снабжения птиц и скота. Только на разведение десяти тысяч коров может понадобиться 600 кубометров воды. На возделывание риса в среднем уходит 2400 л, на виноград – 600 л, а на картофель – 200 литров.

Часть воды для полива полей и плантаций приходит естественным путем в виде атмосферных осадков. В некоторых странах, например, Великобритании, на них приходится основная доля водоснабжения.

Там, где климат более засушливый, на помощь приходят оросительные системы. Они появились ещё в Месопотамии и Древнем Египте. С тех пор они, конечно, усовершенствовались, но не утратили актуальности. Орошение применяется в странах Азии, Южной Америки и Европы. В горных участках оно террасное, на равнинных участках – паводковое.

получение и применение воды

Ресурс для отдыха

Одна из самых приятных сфер применения воды человеком – сфера рекреации. Ущерб от такого использования ресурса намного меньше, чем в других областях. К тому же чаще всего люди стремятся поехать не на пресные, а именно на морские водоемы.

 применение воды в природе

На морях и океанах распространен пляжно-купальный отдых. В России популярностью пользуется побережье Черного и Азовского морей. Большинство водоемов дает возможность для развития водного спорта, прогулок на лодках и катера, а также рыбалки.

-А еще оказывается пар, лед, снег, иней - это тоже вода!

-Откуда мы берем воду? Где можно увидеть воду? (реки, океаны, моря, лужа, роса и др.)

-Без воды жизнь на планете Земля становится немыслимой. Без нее, как говорится, "не туды и не сюды".
И, наверное, именно поэтому существует огромное количество профессий, связанных с водной стихией.

- Какие профессии, связанные с водой вам известны? (

- По проводимому в стране социологическому опросу 14% опрошенных жителей страны считают профессии, связанные с водой, наиболее опасными.

-Какими же качествами должен обладать человек, решивший связать свою жизнь со служением такой непростой стихии?

-В первую очередь, это смелость. Согласитесь, не каждый человек способен покорять глубины более 20 м и регулярно выходит в море, зная каким опасным оно бывает во время шторма.

-Во-вторых, любознательность. Хорошее качество для любого человека. Сколько в водном мире неизведанного и неизученного. У подводных обитателей свой жизненный уклад, абсолютно отличный от земного.

-В-третьих, терпение. Терпение - универсальное качество, которым, на мой взгляд, должны обладать люди практически всех профессий.

-В-четвертых, быстрота реакции. Очень важно уметь быстро реагировать в опасной ситуации, которая никак не входила в ваши планы. Ведь водный мир не только очень привлекателен, но и очень суров. И от того, как человек сможет среагировать в нестандартной ситуации, может зависеть его здоровье и даже жизнь.

-В-пятых, дисциплинированность. Это очень важный параметр. Только дисциплинированный человек может поставить перед собой цели и достигать их.

-В-шестых, гибкость ума.

-В-седьмых, ответственность. Только человек ответственный выполнит поставленные задачи, не навредив ни себе, ни окружающим.

-В-восьмых, трудолюбие. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

Таким образом, если Вы являетесь счастливым обладателем всех вышеперечисленных качеств, то смело можете выбирать себе профессию, связанную с водой.

Но не стоит забывать и о физической подготовке. Многие "водные профессии" требуют выносливости, недюжей силы и специальных навыков. Не будем сильно переживать, если ваша физическая форма оставляет желать лучшего. Ведь в учебных центрах, где Вы будете постигать премудрости выбранной профессии, уделят внимание и физической подготовке.

В настоящее время для решения волнующих вопросов модно обращаться к астрологам. Нептун является Богом моря, и все профессии, связанные с водой, подходят людям, чей знак зодиака Рыбы. Также астрологи советуют выбирать деятельность, связанную с водой, тем людям, которые находятся под покровительством Луны.

Все же не стоит столько внимание уделять данному аспекту. Нет, прислушаться конечно можно, но полностью полагаться на мнение астрологов не стоит. Ведь главное - это желание и уверенность в своих силах.

Водолаз, слесарь-сантехник, аквариумист, лодочник, корабельник, спасатель (Тот который тонущих людей спасает) кто еще.. . ихтиолог, рыбак, сантехник, уборщик, пожарник, подводник, повар, моряк, водонос, посудомойщик, очиститель нечистот, лоцман, океанограф

- Где вы встречали такие аквариумы? (океанариум)

- Кто занимается обслуживание аквариумов?

Аквариумист – специалист по созданию и поддержанию замкнутых экосистем в искусственных бассейнах.

- О какой профессии идёт речь в выпуске новостей? Чем занимается ихтиолог?

Ихтиолог — ученый, специалист по ихтиологии, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства.

- Познакомимся ещё с одной очень редкой. Но интересной профессией: океанолог. Кто это?

-Специалист по изучению морских и океанических глубин.

Что такое океанология? Мировой океан изучен ещё очень мало. И основная причина этого его огромная площадь и весьма внушительные глубины. Океанология призвана именно для того, чтобы закрывать эти белые пятна на карте знаний человека о гидросфере морских и океанских просторов. Основными направлениями деятельности этих специалистов является как сбор и анализ материалов касающихся самих вод, так и химических, биологических и физических процессов, которые происходят в них.

- Для выбравшего эту профессию человека предъявляются весьма высокие требования, как в плане здоровья, так и в плане научно-технической подготовки. Так как работа сопряжена с участием в исследовательских экспедициях с погружениями и долгим пребыванием на морских и океанических базах, то физическое состояние, выносливость и крепкие нервы – то, что характеризует хорошего океанолога. Так же сюда надо добавить наблюдательность, память и усидчивость. Одним словом, случайных людей в этой профессии не бывает.

Специалисты занимаются своей деятельностью, как в научно-исследовательских институтах, так и в береговых и подводных лабораториях и на океанографических судах. Причём при хорошем знании иностранных языков, велика вероятность получить работу в любом мировом центре, так как высококлассные специалисты очень востребованы.

Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь, первооткрыватель. Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов, далее всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать, что порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

В школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому, каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Исследовательская работа требует много сил и времени, но в тоже время, очень интересная и нужная и для детей, и для учителя, так как формирует качества самостоятельной, активной, любящей свой край, образованной, трудолюбивой, целеустремлённой, умеющей учиться личности. Этому и способствует проведение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. И мы, педагоги, ищем новые способы, новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого ребенка, привить интерес к познанию себя и окружающего мира, научить ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать различные источники знаний, планировать свою работу, максимально самостоятельно решать проблемы, искать ответы на поставленные вопросы. Этому и способствует проведение исследовательской работы на уроках и во внеурочное время.

Выбор темы:

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье.

Цель работы: Ознакомиться с качеством питьевой воды и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека.

  • Изучить органолептические (цвет, запах, вкус, прозрачность), химические и биологические показатели качества воды.
  • Выяснить какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека.
  • Оценить качество воды, используемой населением г. Менделеевск для пищевых целей.
  • Выявить способы очистки воды.
  • Дать рекомендации по улучшению качества воды.
  • Объект исследования: человек.
  • Предмет исследования: питьевая вода – основа здоровья человека.
  • Участники исследования: учащиеся 3 класса, родители 1, 2, 3 классов.

Гипотеза исследования:

1. Органолептические, химические и биологические свойства воды соответствуют Сан Пи Ну 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды».
2. Мы предполагаем, что качество воды оказывает влияние на здоровье человека.

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет, эксперимент, работа с интернет-ресурсами, практические методы.

Результаты исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Задумывались ли Вы над тем, что такое вода и какую она играет роль в нашей жизни?
Вода является составной частью любой клетки, жидкой основы крови и лимфы. В организме она выполняет ряд важных функций: в ней растворяются многие химические вещества, она активно участвует в процессах обмена, с её помощью из организма выделяются продукты обмена. Вода для человека также жизненно необходима, как и для нашей планеты или для любого живого существа на ней.
Вода – самое известное малоизученное и самое загадочное вещество на Земле, это основа жизни на Земле и основа для существования любого живого существа на планете.

1. Вода в природе

Наша планета богата водой – гидросфера Земли составляет приблизительно 1,5 млрд. км 3 . Но из них более 96% – горько-соленая вода морей и океанов, покрывающая 71 % всей поверхности планеты. На долю пресной воды приходится около 90 млн. км 3 (меньше 3%), причем основной ее запас – это подземные «моря» и ледники. Однако добраться до них не очень то и легко. Вода – весьма распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океан, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосферу; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные пород

2. Вода в организме человека

Вода нужна везде – в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Человек может прожить без пищи 3-4 недели, а без воды – лишь несколько дней. Вода составляет примерно 2/3 массы тела. Она помогает регулировать температуру тела, играет важную роль в построении и восстановлении тканей тела. При недостатке воды в организме человек заболевает.

Но вода нужна, конечно, не только для питья: она помогает также содержать человеку в хорошем гигиеническом состоянии своё тело, жильё и среду обитания. Без воды невозможна личная гигиена. Умывание, теплая ванна и плавание приносят ощущение бодрости и спокойствия.
После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода свидетельствует тот факт, что её содержание в различных органах составляет 70-90 %.

Вода присутствует во всех тканях нашего организма, хотя распределена неравномерно

Приложение 1. Процентное соотношение воды в организме. (Диаграмма 1)

Вода составляет основу нашего тела, ребенок в детстве более насыщен водой, и старость, в смысле биологии, это потеря влаги. Мы «высыхаем», «закисляемся» и умираем. Вода служит для движения жизненной энергии в нашем организме. При помощи этой энергии мы и живём. Эта энергия в воде и есть сама ЖИЗНЬ.

3. Баланс воды в организме

Содержание воды в организме обеспечивается балансом её поступления и выведения. Взрослый человек употребляет в среднем 2500 мл воды в сутки.

Приложение 3. Средние потери воды из организма составляют (Диаграмма 3)

Большие потери воды происходят при повышенном потоотделении, усиленном дыхании (физические упражнения), ожогах, рвоте и др. Повышенная температура тела способствует выделению воды через кожу. Недостаток воды в организме тяжело переноситься человеком: появляется чувство жажды, сухости во рту. Водный обмен у детей протекает быстрее, чем у взрослых

4. Болезни, вызванные недостатком воды в организме

Организм ребенка на 80 % состоит из воды, взрослого человека – на 70%, количество воды в организме старого человека падает до 60%. Это значит, что вода является основой жизни. Уходит вода, уходит и жизнь. Процесс старения сопровождается потерей воды – обезвоживанием. При обезвоживании организма на 1-2 % человек начинает испытывать чувство жажды, беспокойство, усталость, начинается головная боль, появляются небольшие затруднения с речью, дыхание приобретает неприятный запах. Особенно курильщики практически всегда находятся всегда в этой стадии, так как курение сушит и обезвоживает организм.
При 4-5% обезвоживания – появляются головокружение, тошнота, раздражительность и невероятная усталость. Эта стадия наблюдается у людей, которые целый день сидят на рабочем месте, например за компьютером и мало употребляют жидкости (чай, кофе не в счёт, потому что организму требуется чистая жидкости – вода).
При 6-8% обезвоживания – изменяется облик и цвет лица, появляется агрессивность. Гибель клеток начинается при 10% обезвоживания. Всё это признаки быстрого обезвоживания, наступающие в случае острой нехватки питьевой воды или быстрой потери воды при перегревании организма или при сильнейших физических нагрузках. Существует ещё и хроническое обезвоживание, что ведёт к недомоганиям и болезням. Какие же причины обезвоживания организма?
Первая – люди не пьют воду, потому что могут не чувствовать жажду.
Вторая – в организм постоянно поступают с пищей вещества – обезвоживатели: кофе, крепкий чай, алкоголь, угольная и фосфорная кислоты из различных газировок, красители и ароматические отдушки, пиво, консервы и копчености. На выведение всех этих обезвоживателей организму требуется дополнительное количество чистой воды, а всего – от 4 до 7 литров чистой воды в день. Разумеется, такого количества воды человек практически никогда не выпивает, что приводит к хроническому обезвоживанию, которое вызывает всех обменных процессов и приводит к болезням и раннему старению. Что бы избежать этого, необходимо следовать простым правилам жизни: ежедневно пить 2-3 литра чистой воды (помимо чая, кофе супа), исключить из рациона искусственные химические продукты.

5. Состав воды. Следовательно, вода, которую мы потребляем, обязательно должна быть чистой, то есть умеренно жёсткая вода без избыточного содержания железа, фтора, тяжелых металлов, соответствующая гигиеническим нормам. Если человек принимает загрязненную жесткую воду, то следственно часто болеет.
Если Вы хотите вести здоровый образ жизни, то с чистой воды нужно начинать в первую очередь. Качество воды определяется по наличию в ней химических включений. Уже с помощью обоняния и зрения человек может определить качество воды. Не чисто кристальная вода и подозрительный запах воды уже говорит человеку о том, что она не чистая.
По этим показателям можно определить, насколько вода качественная и чистая

1. Органолептические показатели (привкус, запах, цвет, мутность)
2. Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк)
3. Показатели, которые влияют на органолептические свойства воды (pH, жесткость)
4. Химические вещества, образующиеся при обработке воду (остаточный хлор, хлороформ и серебро).

Определённое и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования живого организма. При изменении количества потребляемой воды и её солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения.

6. Загрязнение воды

По санитарным нормам любая вода, которая течёт из крана , должно отвечать стандартам питьевой воды. Таким образом, чтобы ответить на вопрос о пригодности воды для питья необходимо оценить образец как минимум по вышеуказанным параметрам. Мало кто в наши дни сомневается, что вода, которую мы пьём и используем в быту, нуждается в дополнительной очистке, откуда бы она ни поступала – из колодца, артезианской скважины или водопровода. По статистики Госстроя России, в аварийном состоянии сейчас находится около 40% городской водопроводной сети, не говоря уже о загородных коттеджах и дачных посёлка, где качество воды зачастую выходит за пределы санитарных норм – из нашего крана течёт не только питьевая, но даже не «бытовая» вода В последние десятилетия поверхностные и подземные водоисточники России подвергаются интенсивному загрязнению. Ухудшение качества воды водоисточников привело к тому, что во многих районах питьевая вода не отвечает гигиеническим требованиям. Проблема обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой нормативного качества стала одной из самых острых проблем современного общества – проблемой национальной безопасности.

Приложение 6. Основные источники загрязнения питьевой воды. Диаграмма 5.7.

7. Способы очистки воды

Запах хлора, ржавая накипь в чайнике… Все это обязательно будет при использовании водопроводной воды, и это только то, что можно увидеть.А ведь самые опасные загрязнения – тяжелые металлы, пестициды и бактерии не видно невооруженным глазом. И все это изо дня в день оказывается в нашем чайнике, медленно отравляя не только нас, но и наших близких.
Где же взять чистую воду? Существует несколько способов очистки воды – кипячение, отстаивание, очищение активированным углем, фильтрация.
Фильтр для воды – вещь крайне необходимая на нашей кухне. С ним кристально чистая вода доступна всегда и в любом количестве.
Вода, прошедшая через фильтр, содержит только полезные, необходимые для здоровья минералы, без флора, ржавчины, нефтепродуктов и тяжелых металлов.

Приложение 7. Разновидность бытовых фильтров для воды. Рис .1

Лабораторно доказано, что бытовые фильтры удаляют из воды.

Приложение 8. Удаление примесей из воды бытовым фильтром. (Диаграмма 6)

Для регионов с жесткой водой выпускаются модули, которые не только очищают воду, но и умягчают ее, предотвращая выпадение солей жесткости и образование накипи.

8. Экспериментальная часть

На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды (20% мировых запасов). На её территории находится около 6 миллионов рек и озёр. Бассейны великих рек Волги, Оби, Енисея, Лены, Камы охватывают 65% общей территории страны.В нашей республике 2300 родников и колодцев. Многие татарстанцы предпочитают пить воду из подземных источников, считая, что она чище и полезнее водопроводной. Но всегда ли ключевая вода лучше воды из под крана. По данным специалистов Роспотребнадзора, из 2300 родников и колодцев в 264 вода не соответствует санитарным нормам. В Татарстане более 400 источников загрязнения подземных вод. В первую очередь, это сельхозобъекты и нефтяные разработки. Не смотря на то, что в нефтяных районах многие родники и колодцы благоустроены, пить оттуда воду специалисты не советуют. На большей части республики из-за геологических особенностей подземная вода слишком жёсткая. Такая вода не только не принесёт пользы, но и может вызвать проблемы со здоровьем. Специалисты Роспотребнадзора предупреждают, что по санитарным нормам родниковая вода должна вытекать из врытой в землю трубы, кроме того, у «правильного» родника должны быть водопроводная канава, навес, озеленение вокруг и главное – охранная огороженная зона в радиусе 30 метров.
Город Менделеевск расположен на правом берегу реки Камы и на реке Тойма (проток Камы). Прежде всего, это город – «Химик», на территории которого находятся 2 крупных химических заводов. Наличие химических заводов в черте города предполагает вести строгий контроль за качеством питьевой воды. В сентябре 2011 года исполниться 22 года с начала эксплуатации Менделеевской станции очистки воды. Проектная мощность станции составляет 12000 куб.м в сутки. На сегодняшний день она производит 6000-7000 куб.м в сутки и удовлетворяет потребности в питьевой воде население города Менделеевск и деревни Мунайка. Качество питьевой воды ежедневно контролирует аттестованная химико-бактериологическая лаборатория. Жители рабочего поселка входящего в состав города Менделеевск используют артезианскую водопроводную воду из скважин, а также воду из Камашевского родника.
Для того, чтобы узнать какую воду пьём, мы отобрали образцы воды из разных источников и определили их состав в лаборатории.

Приложение 10. Определение состава воды в лаборатории. Фотографии 7-13.

Приложение 11. Результаты лабораторных анализов отобранных образцов воды. Табл. 2.

Согласно результатам лабораторных анализов, практически все образцы соответствуют нормам по Сан Пи Ну 2.1.4.1074-01. Превышение норм по жесткости наблюдается у образцов воды, отобранных с колонки (проба 1), с родника «Камашевский» (пр.№ 3), с колодца д. Мунайка (пр. 4)
Для того чтобы узнать, какую воду использует население нашего города, мы провели опрос общественного мнения о качестве питьевой воды и привычках её потреблении.

В опросе участвовало 30 человек. В результате 100% опрошенных считают, что от качества воды зависит наше здоровье, но 90% уверены, что вода в нашем районе экологически не чистая. В результате опроса выяснилось, что порядка 91% опрошенных считают, что перед употреблением воду необходимо очищать, однако фильтрованную воду пьют только 24% опрошенных. Так же люди пьют водопроводную (38%) и кипяченную (68%) воду. Очень многие пьют сильно газированную (30%) и средне газированную (33%) воду в бутылках и используют её в основном для утоления жажды (68%) и для застолья (27%).

Выводы:

1. Санитарным нормам качества соответствует все анализируемые образцы, превышение норм наблюдается только по жесткости у образцов, отобранных с колонки (поселок), с колодца д. Мунайка, с Камашевского родника.
2. Качество воды оказывает существенное влияние на здоровье людей. Таким образом, первая гипотеза, поставленная нами, была подтверждена частично. Что касается второй гипотезы, то она была полностью подтверждена в результате обзора литературы.

Заключение.

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей. Но чтобы она приносила пользу, ее необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку. Мы настоятельно рекомендуем полностью заменить жесткую и загрязненную воду на очищенную, фильтрованную воду. Вода, которую мы покупаем в бутылках, должна быть обязательно не газированной и без различных добавок. Газированная вода вредна для организма. Ко всему этому не вся продаваемая вода действительно чистая и отвечает нормам чистой воды. Поэтому если покупать такую воду нужно быть внимательным.

ВЫБОР ЗА ВАМИ. ЧИСТАЯ ВОДА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Вода и жизнь на Земле» Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М.
2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды»
3. Интернет-ресурсы
4. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал «Водоснабжение и санитарная техника», статья «Граждане России о питьевой воде» Головочев А.В., Крамар Д.В.
5. Газета «Менделеевские новости» от 28.08.2009, статья» Вода из родника не всегда мягка»
6. Брошюра – памятка «Аквафор. Фильтры для воды».

Шестерикова Наталья Николаевна

Вода - самое распространенное на нашей плане и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды.

Цели проекта:

Показать важность воды в жизни человека

Задачи проекта:

1. собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;

2. провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенская СОШ: «Какую воду мы пьем?»;

3. провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;

4. изучить роль воды в жизни человека.

Объекты исследования проекта: водопроводная вода Царево-Займищенская СОШ Вяземского района Смоленской области, колодезная вода, родниковая вода.

Вывод: Именно из-за жизнедеятельности человечества водная проблема стала одной из самых главных. Вода на нашей планете зародила жизнь. Из-за того, что мы привыкли к ней и часто забываем о том, что вода – это иссекаемый ресурс, и она не безгранична. А если исчезнет вода, то исчезнет и жизнь.

ВложениеРазмер
Вода - источник жизни 544.9 КБ
презентация к защите проекта 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Итоговый индивидуальный проект по биологии

Автор учащаяся 9 класса

Заброденко Яна Руслановна

Руководитель Шестерикова Наталья Николаевна,

Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?

1. 1 Виды воды и методы её исследования…… …………………….6

1. 2 Влияние воды на физиологию человека ……………………. 7

Глава 2. Анализ качества воды деревни Царёво-Займище

2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов……………10

2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы ………………..13

Список использованной литературы … …………………………. 16

Вода - самое распространенное на нашей плане и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Но в течение последних десятилетий наблюдается постоянное ухудшение качества питьевой воды. Вопрос чистой воды напрямую связан с гомографической проблемой, которая заключается не только в увеличении рождаемости, но и в снижении смертности, увеличении продолжительности жизни россиян.

Вода - источник жизни, именно поэтому проблема защиты воды стоит на первом месте у всех экологических объединений. Физико-химические свойства воды необходимы для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей.

Организм человека на 70% состоит из воды. Она является для нас самым главным ингредиентом для того, чтобы иметь здоровое тело и отличное самочувствие. Ничто так не влияет на наше здоровье, как её потребление. Вода необходима для пищеварения, для деятельности почек и печени. Она так же содержится в мышцах и легких человека, в овощах и фруктах. Талая вода улучшает обмен веществ, усиливает кровоснабжение, снижает количество холестерина в крови и успокаивает сердце . Для существования живого организма необходимо постоянное содержание воды в определенном количестве. Поэтому следует принимать серьезные меры по охране воды.

Вода – единственное вещество на Земле, которое имеет сразу три агрегатных состояния: твердое (лед), жидкое (вода) и газообразное (водяной пар). На Земле содержится примерно 361,13 млн км 2 воды, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса. 3\4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твердой водой, то есть снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды так же зависит климат планеты. Если бы не вода, земля давно бы остыла.

В данном проекте рассмотрены актуальные вопросы чистоты водных ресурсов родной деревни Царево-Займище. На основе проделанных опытов дана характеристика качества воды, пробы которой взяты из разных источников нашей деревни. Для этого я изучила различные методы исследования качества воды и самостоятельно отработала их.

Актуальность темы: Вода создала нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна. Она является главным компонентом жизни. Именно поэтому необходимо её изучение.

1. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. – М.: МГУ, 2010.

Свойства воды интересуют научных работников разных специальностей – физиков, химиков, биологов, геологов. До настоящего времени не разработана теория жидкого состояния и нет теории, объясняющей удивительные свойства воды, которые обычно классифицируются как «аномальные» по сравнению с аналогичными свойствами простых жидкостей. Именно этим свойствам обязаны многие геологические особенности. Земля и сама жизнь настоящая монография является первой книгой на русском языке, где систематически рассмотрены свойства молекулы O, свойства пара, свойства различных кристаллов O и свойства воды в жидком состоянии. Одна из глав книги посвящена природе водородной связи, которая наряду с особенностями структуры молекулы воды определяют свойства этой жидкости. Книга рассчитана на научных работников и студентов.

2.Вода: структура, состояние, сольватизация. Достижения последних лет. – М.: Наука, 2005

Книга (десятая из серии монографий «Проблемы химии растворов») является коллективным научным трудом, посвященным изучению свойств воды на молекулярном и надмолекулярном уровнях в широком диапазоне p-Т-параметров, включая сверхкритическое и переохлажденное состояния, а также описанию состояния воды в реальных условиях – при контакте с органическими растворителями, твердыми пористыми материалами и на границе раздела жидкость/газ.

3. Дроздов И. В. Удивительная биология. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

Книга рассказывает о загадочных и малоизученных явлений природы, об удивительных тайнах «братьев наших меньших», о новейших достижениях в области биологии и зарубежных ученых. Это интересное чтение для школьников и студентов, увлекающихся биологией, а также хорошее подспорье для преподавателей при подготовке к занятиям.

Показать важность воды в жизни человека

1 . собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;

2. провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенская СОШ: «Какую воду мы пьем?»;

3. провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;

4. изучить роль воды в жизни человека.

Объекты исследования проекта водопроводная вода Царево-Займищенская СОШ Вяземского района Смоленской области, колодезная вода, родниковая вода.

Предмет: качество воды д. Царево-Займище

Методы: исследование, опыты, анкетирование, сбор информации

Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?

1. 1 Виды воды и методы её исследования

Вода (оксид водорода) - бинарное неорганическое соединение с химической формулой O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены ковалентной связью. При нормальных условиях вода представляет прозрачную жидкость, не имеющую цвета, запаха и вкуса. Уникальность воды в том, что она достаточно хорошо растворяет органические и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время – достаточную сложность образующихся комплексных соединений.

Виды воды по особенностям происхождения, состава или применения:

По содержанию катионов кальция и магния: мягкая, жесткая;

По изотопам водорода в молекуле: легкая, тяжелая, сверхтяжелая;

И другие виды: пресная, дождевая, талая, морская, подземная, поверхностная, минеральная и т.д.

Исследование воды нужно проводить регулярно так как есть такие ситуации, в которых проверка качества воды просто необходима:

- Изменение цвета, вкуса и запаха. Если вода поменяла свои характеристики следует провести анализ воды так как возможно вода стала опасной.

- Строительство промышленного объекта рядом со скважиной. Фабрики, заводы, оживленные шоссе или хранилища удобрений могут испортить качество этой воды.

- Техногенная авария неподалеку от участка. Исследование в этом случае нужно для того, чтобы удостовериться не отравлены ли подземные воды.

Существуют следующие методы исследований проб сточных и питьевых вод:

Химический — применяется весовой и объемный методы анализа.

Электрохимический — процедура использует полярографический и потенциометрический методы анализа.

Оптический — образец исследуется посредством фотометрических, люминесцентных и спектрометрических методик. Используются для покомпонентного тестирования как питьевых, сточных, так и хозяйственно-бытовых, промышленных вод.

Фотохимический — покомпонентный состав пробы определяется фотохимическим методом.

Хроматографический — один из самых сложных типов исследования, который использует метод тонкослойной хроматографии, жидкостной колоночной хроматографии и высокоэффективной жидкостной хроматографии.

Органолептический — эталонный метод исследования проб. Применяется исключительно к питьевым видам образцов.

Токсикологический и радиационный — приборные способы проверки наличия в предъявленном образце вредных для здоровья токсинов, α и β-частичек.

Перечисленные типы исследований разработаны для проверки качества жидкости применяемой для приготовления пищи, питья и используемой в хозяйственно-бытовых нуждах.

1. 2 Влияние воды на физиологию человека

Вода очень сильно влияет на физиологию человека. Она доставляет питательные вещества в клетки организма и уносит отходы жизнедеятельности. Вода самый ценный для человека продукт так как наш организм на 60-70% состоит из воды. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Содержание в различных органах составляет 70 - 90%. Так же с возрастом количество воды в организме меняется. В новорожденном ребенке содержится около 80% воды, а во взрослом около 70%. Вода присутствует во всех тканях и органах нашего организма, например,

- Мозг содержит - 75 %

При потере воды менее 2% появляется чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% - галлюцинации, а потеря 10-20% воды опасна для жизни. Для работы всех систем человеку необходимо как минимум 2 литра воды в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Вода так же участвует в процессе дыхания потому, что дышать сухим воздухом человек сможет относительно недолго. Вода необходима для жизнедеятельности организма; её количество должно вновь пополняться. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом. Она регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться.

Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины с помощью мочеиспускания и потоотделения. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества. Расщепляясь в пищеварительной системе, питательные вещества становятся водорастворимыми. Вода позволяет питательным элементам проходить через капилляры в стенках кишечника в кровь, где цельные питательные вещества и кислород доставляется по всему телу. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.

Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.

Но вода несет в себе и опасность. Известно, что потребление воды приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы и ослабляет организм. Вода ещё может выступать как передатчик инфекционных заболеваний. Поэтому, питьевая вода всегда должна быть чистой и без загрязнений, которые могут повлиять на здоровье человека и его самочувствие. Итак, я убедилась, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.

Глава 2. Анализ качества воды деревни Царёво-Займище

2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов

Для исследования питьевой воды существует много способов и опытов. Среди них есть опыты, приводящиеся на уроках химии, показывающие качество исследуемой воды, её щелочность, содержание твердых примесей и примесей органического происхождения.

В ходе своей работы я выполнила опыты с водой из разных источников нашей деревни и провела анкетирование учащихся и работников школы.

Определим имеет ли вода твердые примеси. Приготовим бумажный фильтр и отфильтруем воду. Вода из родника имеет незначительный осадок. Вода из колодца имеет небольшой осадок из твердых примесей. Вода из водопровода имеет осадок, в ней присутствует небольшое количество твердых примесей

Вывод: следуя из результатов этого опыта, мы получили, что вода из источника чище и её можно употреблять.

Рисунок 1. Проверка наличия твердых примесей опытом.

Определим прозрачность воды. Установим цилиндр на печатный лист и нальем в него воду. Через воду можно прочитать текст. Вода из родника мутнее и текст прочитать сложно. Вода из колодца так же мутная, но текст прочитать уже легче. Вода из водопровода прозрачная, текст читается легко (рис.2)

Вывод: проведенный опыт показал, что водопроводная вода является прозрачнее, чем вода из оставшихся проб.

Рисунок 2. Определение прозрачности воды путем опыта.

Для определения жесткости воды используем мыльный раствор. В стакан с тестируемой водой прильем мыльный раствор, встряхнем. Вода из колодца и родника мылиться плохо и значит эта вода жесткая, а вода из-под крана мылиться лучше (рис. 3)

Вывод: водопроводная вода не такая жесткая, но все же перед употреблением её лучше прокипятить.

Рисунок 3. Определение жесткости воды.

Определим какую среду (кислую и щелочную) имеет вода. Возьмем небольшое количество воды и капнем несколько капель универсального индикатора. Получаем, что вода, взятая из колодца и из родника, имеет щелочную среду потому, что индикатор приобретает синий цвет, а вода из водопровода – кислотную так как индикатор окрашивается в бледно-красный (рис. 4)

Вывод: Вода из источника и колодца более пригодна к употреблению нежели водопроводная.

Рисунок 4. Определение водной среды (щелочная или кислотная).

В ходе проведенных опытов было доказано , что вода из водопровода очень жесткая и применять ее в пищу желательно после кипячения, но человеку для поддержания здоровья нужна «живая» родниковая вода.

2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы

Для того чтобы выяснить мнение учащихся и работников школы о качестве воды, я провела анкетирование среди учеников и работников школы.

Читайте также: