Для чего необходимо знать историю своей профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

зачем нужна история

Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.

Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.

Учимся на ошибках

зачем нужно изучать историю

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Перенимаем опыт

зачем нужно знать историю

Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

Общее развитие

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

Воспитать патриотов

зачем знать историю

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

зачем нам история

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

В современном мире становится невозможным постоянно использовать однажды полученные знания и навыки, научно-технический прогресс заставляет постоянно учиться и овладевать новыми компетенциями, чтобы оставаться востребованным специалистом. Некоторые профессии и вовсе могут постепенно исчезать из-за внедрения новых технологий. Важной задачей современного этапа развития образования в России является его гуманитаризация. Давайте зададимся вопросом, на сколько важна история для современного мира, для профессиональной ориентации сегодняшних старшеклассников.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Эти посылы мы встретим в ряде официальных документов, в общем с ними сложно не согласиться, но ….

Сегодня Россия абсолютно историко-центричная страна. Любые социальные факты, любые политические умозаключения, любые рассуждения о настоящем и будущем России сегодня осуществляются сквозь призму знания и суждений об истории. Примером может служить развернувшаяся в последняя время полемика вокруг договора о ненападении между Советским Союзом и Германией от 29 августа 1939 года.

Важно в данной ситуации не только компетентное мнение, но и навыки критического мышления, ряд надпредметных компетенций, которые формируются на уроках гуманитарного цикла, и в частности на уроках истории. Актуальность этой задачи связана с осознанием особой роли человеческого фактора в процессах качественной трансформации современного общества.

Сегодня, несомненно, растет интерес общества к истории и социологии знания (в том числе отечественного образования и науки, медийного знания, массовых представлений) возрастает потребность в историческом обосновании современных стратегий развития науки, культуры, идеологии. Для решения этих задач требуются специалисты, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками. В этом проявляться роль истории в профессиях будущего. Знание истории способствует развитию общекультурных компетенций учеников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления) и обеспечит их конкурентоспособность на современном рынке труда.

История является основой многих профессий. Это такие специалисты как археологи, архивариусы, адвокаты, юристы, дипломаты, политтехнологи, экскурсоводы, краеведы, этнографы, преподаватели истории. В эпоху значительных достижений в техносфере возрастает социальная ответственность инженерно-технических специалистов. Формирование ценностных установок во многом происходит в школе. Ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит гуманитарным наукам, которые формируют систему мировоззрения личности, определяют ее интеллектуальное и духовное развитие, способствуют становлению тех качеств, которые позволят в дальнейшем ответственно выполнять свои профессиональные и гражданские функции.

Но как учить профессиям будущего на уроках истории, этим вопросом я задавалась, не раз размышляя при подготовке к своим урокам.

Чему мы можем научить на уроках истории. Знания, полученные на уроках истории, понадобятся и в повседневной жизни, например, поддержать дискуссию, спор на политическую тему, на отдыхе заграницей, где необходимо знать не только памятники истории, но и культуру, и традиции посещаемой страны, но говоря о дальнейшей профессиональной ориентации стоит иметь в виду, что во всех отраслях нужны стратеги — те, кто осознает связи между разными процессами и явлениями, умеют просчитывать возможные последствия принимаемых решений — не только для твоей отрасли, но и для всего человечества. Поэтому важно научить школьников мыслить далеко за пределами выбранной узкой специальности и не терять ощущения того, что все в мире взаимосвязано. Это компетенция - системное мышление.

Не сразу, но очень скоро границы между государствами станут условными. Совершенно естественно, что человек будущего должен быть готов жить в мультикультурном обществе, принимать разные системы ценностей и выполнять свои задачи с учетом их многообразия.

Это компетенции -толерантности и гибкости, уважение к другим культурам.

Рассуждать, опровергать, сопоставлять, выходить за рамки предложенных условий, мыслить критически и, при необходимости, парадоксально. Именно этому учит нас история.

Работать ради человека, а не во вред человеку — основной принцип будущего, как часто на уроках изучая и размышляя над историческими событиями доносишь до ребят важность этого тезиса. Для современных обществ характерна зависимость индивида от «экспертов», то есть высокообразованных специалистов, в число которых входят и историки. Именно они (их учебники, публицистические статьи, публичные комментарии, выступления в масс-медиа) предлагают современникам интерпретационный контекст происходящего.

Отечественный рынок труда испытывает потребность в специалистах, подготовленных к научному анализу различных форм производства и эволюции знания и владеющих всем многообразием жанров освещения проблем истории знания. Среди гуманитарных дисциплин в системе подготовки современных профессий важное место принадлежит отечественной истории. Являясь неотъемлемым элементом жизни общества, историческая наука выполняет значимые функции, которые вытекают из объективных общественных потребностей. Во-первых, это формирование национального самосознания, самоидентификации общества через знание своей истории. Во-вторых, - объяснение и прогнозирование развития общественных процессов для эффективного управления данным обществом, что невозможно без использования исторических знаний. В-третьих, историческая наука призвана выполнять воспитательную функцию, которая заключается в формировании социальной психологии молодого поколения в соответствии с современными представлениями о социальной норме, путем использования исторического материала, содержащего образцы деятельности или поведения. Это способствует позитивной оценке принадлежности к данному обществу, что необходимо для его развития. Прошлое и настоящее общества нуждается не только в строгой научной истине о собственном конкретно-историческом развитии, но и в здоровом общественном самосознании, позволяющем вести достойное и взаимоуважительное общение с другими народами. Это находит отражение во все более возрастающей роли изучения курса отечественной истории в системе профессиональной подготовки, что определяется важными общественными функциями исторической науки. Это позволяет сформировать позитивное национальное самосознание, знания о закономерностях общественного развития, воспитать не только специалиста, но и интеллигента, способного профессионально и творчески решать задачи научно-технического и социально-культурного характера в их органическом единстве, активно участвовать в становлении в стране гражданского общества.

Инвесторы считают, что «через 5 лет спрос на гуманитариев резко возрастет. В будущем понадобятся люди с особенным взглядом на вещи, которые смогут дать критическую оценку данным и выполнять задачи, которые пока не поддаются роботам или алгоритмам. Политики считают, что совсем скоро самыми ценными навыками станут умение быстро решать задачи и подходить к ним творчески, а также способность работать в группах. Все, что связано с человеческими отношениями, я совершенно уверена, будет востребовано в будущем.

Айрат Багаутдинов окончил инженерно-строительный факультет в Казани, основал проект «Москва глазами инженера» в Москве и собирается построить Шуховскую башню в летнем «Марабу» в Венгрии. Мы спросили Айрата, зачем инженеру знать историю, историку — физику, а всем вместе — математику.

У вас техническое образование, а карьера — все-таки в гуманитарной сфере. Не жалеете, что сразу не пошли на исторический? И не ощущаете ли вы нехватки знаний с той или иной стороны?

Честно говоря, раньше жалел: я всегда больше ощущал себя историком, но, в итоге, если бы у меня не было соответствующего бэкграунда, то никакого проекта по истории инженерной мысли не появилось бы. Что касается истории, я считаю, что ее нужно знать всем, независимо от сферы деятельности. Любой профессионал должен обязательно знать как минимум историю своего дела: математик — историю математики, инженер-расчетчик — историю появления методик расчетов, — только тогда он видит эти методики не просто как канон, а осознает их как живой изменяющийся процесс, на который можно повлиять и который можно изменить.

Что касается знаний, то мне их не хватает по строительной механике и сопромату, потому что в студенчестве я их недостаточно хорошо учил. Будь у меня вторая возможность — отнесся бы к этому серьезнее, но не ради расчета, а ради того, чтобы лучше понимать историю конструкции. Например, известно, что Шухов использовал дифференциальное уравнение четвертого порядка для расчета балок. Я это знаю, но не вполне понимаю, как это уравнение работает, как оно применимо к строительной механике: не хватает компетенции, чтобы максимально глубоко разобраться в каких-то вещах, связанных даже не с инженерией, а с ее историей.

Вы написали детскую книжку, но экскурсии в рамках проекта «Москва глазами инженера» рассчитаны скорее на взрослых? Все-таки есть разница, с детской аудиторией работать или со взрослой; в «Марабу» приедут дети 10–14 лет, не будет ли им сложно?

Наши экскурсии рассчитаны на семейную аудиторию: мы отдаем себе отчет, что ребенок придет вместе с родителями, и нужно, чтобы ему тоже было интересно. И книга «Что придумал Шухов» — разноплановая. Она написана, безусловно, для детей, но в ней много смыслов, которые будут интересны и подросткам, и взрослым. Возможно, гражданскую позицию Шухова относительно участия России в Первой мировой войне младшему школьнику будет сложновато оценить, но дети постарше увидят Шухова не только как инженера, но и как гражданина, гуманиста.

Мы всегда апеллируем к каким-то ассоциациям: если человек уже знаком с курсом общей истории — то это одни отсылки; а если он в принципе еще не знает, что такое революция — то для него открываются другие смыслы.

Во-вторых, важна идея, которую ты хочешь донести до человека. Взрослый уже свой выбор сделал, вряд ли после моей экскурсии он пойдет учиться на инженера. А ребенку, который пока только задумывается о том, какие специальности бывают, любопытнее увидеть, что такое профессия инженера, как могут соединиться история, физика и математика, почему быть инженером круто. Параллельно я рассказываю, что выдающиеся русские инженеры могут быть поводом для гордости, частью национальной идеи; что необходимо знать историю своего города, чтобы больше его любить, понимать, уметь читать его знаки.

Расскажите, пожалуйста, что же будет тогда летом в «Марабу»? Вы знаете, что у нас будут дети из разных стран, кто-то из них, конечно же, в курсе революции, а кто-то, возможно, и не очень?

Мы, собственно, будем строить Шуховскую башню, потому я о ней так много здесь и говорю. Организовано все это будет следующим образом: сначала теоретическая часть, где мы поговорим об основных инженерных принципах, изучим разные типы конструкций, применим их к творчеству Шухова. Второй этап — это всегда прототипирование: разберем принципы, по которым построена Шуховская башня, затем сделаем макет. Третий этап — непосредственно строительство: из трехметровых реек, которые необходимо разметить, в которых необходимо просверлить отверстия, а только затем соединить между собой. Ну и последний этап — испытание, когда на башню надо подвешивать разные грузы, смотреть, не деформируется ли конструкция, и разбирать, где это произошло и почему.

Вы занимаетесь популяризацией инженерии, а, скажем, еще лет двадцать назад это считалось одной из самых неромантичных профессий. Сегодня все уже, кажется, поняли, что за инженерией будущее. А за каким именно направлением?

Мне сложно говорить за всю инженерию, потому что я занимаюсь только строительной инженерией. Она всегда развивалась планомерно, просто потихоньку двигалась в сторону все большей и большей экономичности, все больших и больших пролетов, все больших и больших высот. Если говорить о реальных задачах на ближайшее будущее — то это создание более энергоемких конструкций из экологичных материалов, развитие экологичных методов производства, монтажа. Ну и возвращение к дереву как к основному конструкционному материалу.

А что — самое-самое главное — вы бы хотели, чтобы дети поняли про инженерию после вашего курса?

Самое главное — какими основополагающими принципами руководствуется в своей профессии инженер. Речь об экономичности, технологичности, принципе экономии ресурсов; о достижении максимального эффекта при минимальном расходе средств, масштабировании различных процессов — все эти принципы легко экстраполируются на любые сферы человеческой деятельности, легко переносятся на бизнес-язык. Второй момент — гордость за соотечественников, тем более что это может быть важным для детей, живущих в других странах. Ну а третье — собственно популяризация профессии инженера: вдруг кого-то удастся увлечь, и он станет инженером будущего?

«Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

«История – основа многих профессий».

«История – наставница жизни»- гласит девиз людей, изучающих историю как науку. Не менее примечательно другое латинское изречение, автор которого Цицерон «История-учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком». Эти высказывания и многие другие означают, что история- это необыкновенная, всегда современная и «живая» наука.

Первоначально термин «история» означал в переводе с древнегреческого языка «расследование, узнавание, установление, расспрашивание». В толковом словаре «история» трактуется как гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, его деятельности, мировоззрения в прошлом. Этимологический словарь поясняет, что слово «история» пришло из греческого языка и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor, где корень «weid» означает «знать, видеть» в русском языке представлен словами «видеть, ведать».

Также как и многие науки, история получила свое начало в период эллинизма, благодаря таким именам как Фукидид ( его труд «История Пелопоннесских войн» ), Гомер ( поэмы «Илиада» и «Одиссея» ), Гераклит, Аристотель и, конечно, Геродот, которого считают «отцом истории».

В новое время, в конце XV века в Англии термин «история» стал использоваться как последовательность прошедших событий. С тех пор, в узком смысле, история как наука изучает всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторических процессов, объективность фактов и сделать выводы о причинах событий. И здесь напрашивается высказывание историка В.О.Ключевского «История-фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Знания, полученные на уроках истории, понадобятся и в повседневной жизни, например, поддержать дискуссию, спор на политическую тему, на отдыхе заграницей, где необходимо знать не только памятники истории, но и культуру, и традиции посещаемой страны.

История является основой многих профессий. Это такие специалисты как археологи, архивариусы, адвокаты, юристы, дипломаты, политтехнологи, экскурсоводы, краеведы, этнографы, преподаватели истории.

Среди всех этих профессий остановимся на преподавателях истории и этнографах. Но для начала я хотела бы предложить вашему вниманию эссе моей восьмиклассницы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»(без исправления речевых ошибок) - « Наверное, у каждого человека, получившего образование, был любимый предмет, урок, к которому лежит душа. Ведь наши интересы в школе закладывают будущую профессию. Например, если ты интересуешься историей и обществознанием, то можешь преподавать эти предметы в школе, быть учителем. Профессия педагога не только увлекательна, но сложна. Помимо того, что ты должен доходчиво объяснить материал своим ученикам, нужно сделать урок интересным и оригинальным. Тогда дети будут проявлять интерес и инициативу. Но каждый учитель пользуется теми знаниями, которые когда-то ему дал его учитель. Все это напоминает воспитание детей родителями. А когда ребенок вырастает, то пользуется знаниями и опытом, которые получил в семье. Также и учитель, в каком-то смысле, хочет, чтобы его урок был интересным, как когда-то у его «родителя». Профессию преподавателя нельзя назвать невостребованной. Например, работа учителя истории состоит в том, чтобы дать знания об истории родного государства, объяснить основные моменты развития страны и еще многое другое. Если исключить эту профессию, то ученики как граждане нашего государства не будут знать, где они живут и какие события происходили до них. Но не каждый человек может преподавать в школе. Учитель должен обладать такими качествами, как склонность к работе с детьми, умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой, высокая степень личной ответственности, самоконтроль и уравновешенность, терпимость. Безоценочное отношение к людям, интерес и уважение к другому человеку, оригинальность и тактичность. Насколько я знаю, эту профессию нельзя назвать высокооплачиваемой, но мне кажется, что для настоящего учителя главное, как его уроки пригодятся нам, ученикам в будущем!»

Я надеюсь, что после такого монолога, моей рекламы профессии учителя уже не понадобится, обратимся к следующей профессии – этнограф.

Этнограф – это специалист, изучающий историю народов, его быт, культуру, традиции.

На Кольском полуострове эту профессию нельзя назвать очень популярной, хотя с каждым годом все возрастает интерес к истории таких малых народов как саами, коми. Об этом свидетельствуют многочисленные экспедиции Эрнста Мулдашева, целью которых являются нойды (саамские шаманы), а без этнографов здесь не обойтись.

Будущий этнограф должен обладать следующими качествами: любить путешествовать, знать несколько языков, быть коммуникабельным, физически выносливым, любознательным, обладать аналитическим складом ума, хорошей памятью, вниманием, умением слышать и слушать.

Людям с нервно- психическими заболеваниями, расстройствами слуха и речи, со слабым физическим развитием, безвольным характером профессия этнографа противопоказана. Конечно, с данными недостатками можно получить высшее гуманитарное образование по данной специальности, но этнограф это специалист практик! На основе исследований этих специалистов должна строится национальная политика страны и регионов.

Сегодня этнографы не пользуются высоким спросом на рынке труда. Заработную плату тоже нельзя назвать привлекательной – младший научный сотрудник получает примерно 13-14 тысяч рублей в месяц. Однако на Западе эта профессия стала перспективной: этнографы работают консультантами нефтяных и газовых корпораций, которые хотят вести переговоры с населением, живущим там, где, например, будет начата нефтедобыча.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.

Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.

Знаменитый историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества. Детей сейчас в основном интересуют события происходящие в интернете, компьютерные игры, а историю воспринимают, как очередной урок за который нужно получать оценки. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как «Без знания прошлого – нет будущего».

Тема научно-исследовательской работы – «Для чего необходимо знать историю».

Целью является - выяснение роли истории в жизни человека.

Объект исследования – прошлое человечества.

Предмет исследования – история.

Задачи исследования:

1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.

2.Раскрытие понятия история.

3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.

Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история.

Что же такое история? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" [2]

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.

Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад. [1, с. 23]

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.);

этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);

фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);

лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);

Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем – это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.

1.2 Значение истории в жизни человека

Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. [5, с. 5]

Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.

Насколько же нужна человечеству историческая наука?

Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.

Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.

1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.

Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.

На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.

Генеалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов. [4, с. 153]

В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.

На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.

Как раньше называли Российскую Федерацию?

На какой улице ты живешь?

Какие памятники есть в твоем городе?

Как зовут твоих прародителей?

Что такое история?

Назовите даты Великой Отечественной Войны.

Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Хотел бы ты жить за границей?

Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.

К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.

В жизни каждого человека происходит много событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Все события нашей жизни, как бы собранные в "цепочку", одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История. [5, c. 3]

На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.

История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.

Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю – уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.

Список используемых источников и литературы

Вахрушев А.А. / Окружающий мир. Мое отечество. Методические рекомендации / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2013. - 144 с.

Инфоурок. "Как ведется летоисчисление. Жизни древних людей". [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/videouroki/ 3609. - (Дата обращения 11. 11. 2017 г.)

Объект и предмет истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biofile.ru/his/12535.html. - (Дата обращения 07.11.2017 г.)

Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка /С.И. Ожигов.- М.: ОНИКС Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

Чудакова Н.В., Громов В. А. / Я познаю мир. История . - М.: ТКО АСТ, 1997. - 512 с.

Читайте также: