Для каких должностей предусмотрены ограничения количества сроков пребывания

Опубликовано: 02.07.2024

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в пункт 9 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ в пункт 10 части 1 статьи 16 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 6 августа 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 192-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ часть 1 статьи 16 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Общие требования к госслужащим

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание. Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.



Каждый человек, начиная свою карьеру должен осознавать, что порученную ему работу придётся выполнять добросовестно и в полном объёме. Это касается и государственных служащих. Помимо основных инструкций, государственные служащие должны соблюдать ряд запретов и ограничений, которые на них накладывает государство. Если работник решит нарушить и перестанет соблюдать данные запреты и ограничения, его ждут суровые наказания, вплоть до лишения свободы. Необходимо разобраться в ситуации.

Для начала необходимо понять, что же такое запреты и ограничения на государственной службе.

Итак, запреты и ограничения, связанные с государственной службой – это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения.
Основные запреты и ограничения на гражданской службе приведены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также этот закон предусматривает основные правила, условия и требования к лицам, назначаемым на государственную гражданскую службу. Основные требования к сотрудникам государственных ведомств и служб: совершеннолетие, российское гражданство, знание русского языка; квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Если говорить о классификации основных обязанностей государственного работника, то чаще всего выделяют две группы. Первая – это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу относят чаще всего выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что государственный работник должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать взяточничества [1].

Необходимо также рассмотреть ограничения и запреты, налагаемые на военнослужащих. На них накладываются запреты и ограничения из соображений обеспечения проведения основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, лежит в основе особенностей исполнения военной службы. Они осуществляют свои обязанности в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. Ограничения возникают не только в период военного, но и в период мирного времени. Основными нормативно-правовыми актами, ограничивающими деятельность военнослужащих, являются Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации и Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Основной проблемой ограничения прав и свобод военнослужащих является, по мнению ряда учёных, установление пределов действия свобод и прав военнослужащих в соответствии с нормами и принципами, указанными в Конституции Российской Федерации, а также с нормами и установками международной практики. Главной особенностью ограничений прав и свобод военнослужащих является то, что некоторые такие ограничения сужают (ущемляют) права гражданина, гарантированные в Конституции Российской Федерации. Примером таких ограничений может послужить ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», исходя из которой военнослужащие могут реализовать право на свободу передвижения с учётом поддержания готовности воинской части к выполнению имеющихся задач и обеспечения своевременности прибытия их к месту службы [2]. Кроме того, в указанной статье определено, что военнослужащим нельзя выезжать за пределы воинских гарнизонов, в пределах которых располагается воинская часть, без получения разрешения командира воинской части (на основании рапорта).

Значимым ограничением выступает запрет на участие военнослужащих в забастовках. Обозначенное требование определяется спецификой военной службы как особого вида федеральной государственной службы и необходимостью поддержания постоянности состояния военнослужащего на военной службе с учетом сроков, закрепленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Защита прав военнослужащих посредством забастовки недопустима, поскольку способна отвлечь военнослужащего от исполнения своих обязанностей.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» свидетельствует о том, что военнослужащие также не вправе отказываться от реализации обязанностей военной службы на основании имеющихся мотивов отношения к религии. Данное положение закона сформулировано в виде запрета. Хотя ст. 28 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам возможность распространять религиозные и иные убеждения, военнослужащие, будучи на государственной службе, не наделены таким правом [3]. Помимо этого, они не могут формировать религиозные объединения в воинских частях. Но в свободное от военной службы время им разрешено принимать участие в богослужениях и религиозных церемониях в качестве частных лиц.

Данные и все остальные ограничения в отношении военнослужащих выступают как необходимая составляющая правового положения военнослужащего, исполняющего определенный вид государственной службы. Но их эффективность реальна тогда, когда запреты устанавливаются только федеральными законами (требование ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) и не могут двояко трактоваться, то есть доступны для понимания, как военнослужащими, так и контролирующим соблюдение соответствующих запретов государственным органам. Кроме того, предполагается их обоснованность через призму эффективности служебной деятельности военнослужащих. Если данные условия не будут соблюдаться, то понизится не только возможность регулирования данной сферы, но и сама полезность и целесообразность государственной службы в целом.

На государственной службе в органах государственной охраны (далее – ОГО) актуальны все вышеперечисленные запреты. Обусловлено это тем, что большая часть сотрудников является военнослужащими. Стоит отметить, что помимо основных ограничений, накладываемых на служащих в сфере государственной охраны как на военнослужащих, государство также накладывает на них запреты специфичные (дополнительные) для деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Дополнительные запреты, согласно ст.ст. 18, 19.1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», вытекают из специфики военной службой в ОГО и включают в себя [4]:
– запрет иметь вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за пределами территории Российской Федерации;
– запрет на выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства иного государства;
– запрет на размещение в средствах массовой информации, в сети «Интернет» различных сведений о себе, других сотрудниках органов государственной охраны, благодаря которым становится возможным раскрыть принадлежность к органам государственной охраны, о своей служебной деятельности, деятельности органов государственной охраны, за исключением случаев, определенными российскими нормативными правовыми актами;
– запрет иметь зарегистрированное за пределами территории Российской Федерации право собственности на имущество. Согласно приказу ФСО России от 14 апреля 2015 г. № 168 военнослужащие в подобной ситуации (в частности, при получении имущества в рамках наследования или других гражданско-правовых сделок), обязаны предпринять меры по его отчуждению. Срок составляет один год с даты регистрации этого права [5];
– запрет на отказ от прохождения обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
– запрет на отказ от опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, в том числе с возможностью применения полиграфа;
– запрет не только на членство, но и на участие в деятельности политических партий или каких-либо иных общественных объединений, если они имеют определенные политические цели;
– запрет на непредставление документов или сведений, подлежащих представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФСО России, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;
– запрет на уголовное преследование, а также на наличие судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной;
– обязанность соблюдать кодекс этики и служебного поведения сотрудников ОГО.
– установление для сотрудников ОГО, замещающих должности руководителей (начальников, командиров) и заместителей руководителей, а также для иных отдельных категорий сотрудников, установленных руководством ФСО России, ненормированного служебного дня. При этом сотрудники с ненормированным служебным днем имеют право на ежегодный дополнительный отпуск до 10 суток в соответствии с Приказом ФСО России от 8 декабря 2017 г. № 730 [6].

Следует подчеркнуть, что для военнослужащих органов государственной охраны за нарушение дополнительных запретов (ограничений) прав и свобод предусмотрены серьезные санкции. Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» (п. е 2 ч. 2 ст. 51) и Федеральному закону «О государственной охране» (ч. 5 ст. 18), за несоблюдение дополнительных запретов (ограничений) прав и свобод военнослужащий ОГО возможно досрочное увольнение с военной службы, инициируемое соответствующим воинским должностным лицом [7, с. 17].

Сравнительно недавно был издан Приказ ФСО России от 05.06.2019 № 77 [8]. Указанным приказом для военнослужащих установлен запрет использования при исполнении им обязанностей военной службы (в частности при их участии в учениях, пребывании в пределах воинской части в период служебного времени или в иной период в случае служебной необходимости) электронных изделий (приборов, технических средств) бытового назначения, позволяющих хранить или с применением глобальной сети «Интернет» передавать каким-либо образом аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. Настоящий запрет не распространяется на военнослужащих в случае, если пользование такими устройствами связано с выполнением ими своих обязанностей в соответствии с порядком, определенном в федеральных органах исполнительной власти, где проходит военная служба.

Данный приказа позволил урегулировать в ФСО России вопрос использования военнослужащими электронных изделий (приборов, технических средств) бытового назначения, позволяющих хранить или с применением сети «Интернет» передавать аудио-, фото-, видеоматериалы и данные местонахождения. Он издан с целью решения такой проблемы, как утечка секретной информации, которая может храниться на электронных изделиях, например, личные данные объектов охраны, либо местонахождение засекреченных охраняемых объектов.

Органы государственной охраны должны быть постоянно сосредоточены и бдительны при исполнении своих служебных обязанностей, это достигается строгой дисциплиной и личным осознанием каждого сотрудника ответственности, возложенной на него. В свою очередь, дисциплина достигается необходимым уровнем контроля и перечнем ограничений, которые были рассмотрены выше.

Необходимо также отметить, что ограничения в органах государственной охраны довольно специфичны – это обуславливается уникальностью и сложностью их деятельности.

Кто сегодня относится к категории гражданских служащих? По существу, это довольно широкое понятие. В него входят все специалисты, получающие вознаграждение за счет бюджетных средств, утвержденные на должность на основании служебного контракта. Речь идет о работе в сфере законодательной, исполнительной, судебной центральной или региональной власти. В соответствии с законодательством, у них есть определенные права и обязанности, а также целый ряд ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Помимо основных моментов, связанных с рабочим процессом и режимом, госслужащий, к примеру, имеет право запрашивать необходимую по службе информацию, профессионально развиваться и занимать вышестоящие должности на конкурсной основе, быть членом профсоюза.

К его обязанностям помимо должностных относится необходимость регулярно повышать квалификацию, беречь государственное имущество, строго следовать нормам служебного поведения.

Кому нельзя быть госслужащим

В связи с тем, что госслужба обеспечивает исполнение полномочий Российской Федерации, субъектов РФ через деятельность конкретных должностных лиц, основные права и обязанности государственного служащего закреплены в законодательстве и отражают его особый статус. С особым положением государственного служащего как представителя власти связаны и установленные ограничения (ст. 16 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004), так, человек не вправе исполнять обязанности госслужащего, если он:

  • недееспособен;
  • имеет неснятую или непогашенную судимость или осужден к наказанию, исключающему возможность работать на государство;
  • отказался оформлять допуск к гостайне;
  • имеет некоторые виды заболеваний;
  • имеет гражданство другого государства и т. д.

Конфликт интересов на государственной службе

Конфликт интересов на государственной гражданской службе — это ситуация, при которой личная выгода служащего мешает исполнять должные обязанности беспристрастно и препятствует соблюдению законных прав граждан. Служащий обязан сообщить об этом. Сокрытие информации может привести к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения

Премии в государственных учреждениях

Премии в государственных учреждениях — это дополнительные выплаты сотрудникам бюджетных организаций, которые производятся при успешном выполнении ими своих обязанностей и определенных критериев. С помощью бонусов и иных стимулирующих доплат работодатель мотивирует работников и поощряет их за достигнутые успехи

Кадровый резерв государственной гражданской службы

Кадровый резерв государственной гражданской службы — это люди, которые при необходимости способны заменить действующих специалистов в кратчайшие сроки. Запасы формируют для государственных ведомств регионального и федерального уровня по строгим правилам. Коммерческие структуры вправе использовать эти технологии быстрой замены специалистов на свое усмотрение по правилам, утвержденным руководством.

Зарплата сотрудников судов РФ

Выплата материального стимулирования аппарату суда — это вознаграждение сотрудников, помощников и секретарей судов разных уровней за их труд. Зарплаты сотрудников судебных аппаратов ежегодно индексируются, но остаются крайне низкими, такое положение вещей уже несколько лет является предметом общественного обсуждения.

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины

Система гражданской службы в России очень жестко регламентирована. Разобраться в ней не так просто. Расскажем подробно, что такое классные чины, а также каков порядок и сроки присвоения классного чина государственным гражданским служащим.!

Нормативное регулирование

Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Федеральный закон №53-ФЗ от 28.03.1998 “О воинской обязанности и военной службе”

Федеральный закон №76-ФЗ от 27.05.1998 “О статусе военнослужащих”

Приказ Минфина России №447 от 14.09.2010

Закон о гражданской службе

Законодательная база, определяющая основные принципы и условия гражданской службы, была разработана и утверждена в 2004 году. Закон о госслужбе определяет ее экономические, правовые и организационные основы.

В нем перечислены группы и категории должностей, квалификационные требования, а также запреты, связанные с государственной гражданской службой. Кроме того, определен механизм приема на государственную службу, заключения и расторжения контракта. В документе содержится 17 глав и более 70 статей, регламентирующих все детали служебной деятельности, начиная от принципов начисления заработной платы и аттестации и заканчивая спецификой разрешения должностных противоречий.

В 79-ФЗ запреты, связанные с гражданской службой, равно как и ограничения, перечислены в соответствующих разделах. Ключевым моментам, связанным с правами, обязанностями, служебным поведением, ограничениями по службе, посвящена третья глава федерального закона о правовом статусе гражданского госслужащего.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 06.10.2020)

“О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации”

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 06.10.2020)

“О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим”

Указ Президента РФ от 01.03.2017 N 96 (ред. от 06.10.2020)

“Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа”

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ от 25.02.2014 N 259-р

“О внесении изменений в план мероприятий (“дорожную карту”) “Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта”, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р”

Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2020 N 2741-р

“Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые иностранные граждане осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании единой электронной визы”

Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2020 N 2739-р

“О заместителе Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации”

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

Письмо Минтруда России от 22.10.2020 N 18-1/10/В-9451

“О прохождении диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ”

Приказ Минпромторга России от 17.07.2020 N 2289 (ред. от 05.10.2020)

“Об организации проведения служебных проверок в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации”

Приказ Ростуризма от 25.09.2020 N 316-Пр-20

“О внесении изменений в приказ Федерального агентства по туризму от 30 марта 2010 г. N 75 “Об утверждении положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу, о порядке премирования, о порядке единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Федерального агентства по туризму” (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2020 N 60431)

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе. Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

Приказ МИД РФ от 07.06.2011 N 8908 “О порядке поступления обращений и заявлений в Комиссию Министерства иностранных дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов” (вместе с “Порядком поступления обращения гражданина, замещавшего в Министерстве иностранных дел Российской Федерации должность федеральной государственной гражданской службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с федеральной государственной гражданской службы”, “Порядком поступления заявления от федерального государственного гражданск

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 53 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31), Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446) приказываю:

Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”

2. Сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено статьей 20.1 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 “О милиции”, статьей 40.2 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, статьей 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации”, статьей 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации”, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ “О судебных приставах”, статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, пунктом 1 части 3 статьи 17 и частью 3 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) впервые подаются в первом квартале 2010 года.

Направления госслужбы

В соответствии с Федеральным законом №58-ФЗ от 27.05.2003 “О системе государственной службы Российской Федерации” существуют два основных направления госслужбы: военная и гражданская. Соответственно, права и обязанности государственных служащих регулируются:

  • Федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 “О государственной гражданской службе Российской Федерации”</span>;
  • Федеральными законами №53-ФЗ от 28.03.1998 “О воинской обязанности и военной службе” и №76-ФЗ от 27.05.1998 “О статусе военнослужащих”).

Военная служба осуществляется в Вооруженных силах, гражданская подразделяется на федеральную и службу субъекта РФ.

Гражданские служащиеВид деятельностиИсточник финансирования
ФедеральныеПрофессиональная служебная деятельность на должностях федеральной госслужбыБюджет РФ
Субъекта РФПрофессиональная служебная деятельность на должностях госслужбы субъекта РФБюджет субъекта РФ

Права государственных служащих

Основные права и обязанности государственных гражданских служащих регулируются законом №79-ФЗ от 27.07.2004 “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Условно разделим права служащих на следующие группы:

Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его правоспособность по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных функций, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами, материалами личного дела, на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов и пр.

Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных функций;

право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, и на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений, и пр.

Право на отдых, оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством и со служебным контрактом, членство в профессиональном союзе;

право на защиту своих законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения, медицинское страхование, государственное пенсионное обеспечение

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Каждое ведомство самостоятельно разрабатывает порядок уведомления работодателя о работе по совместительству. Например, Приказом Минфина России №447 от 14.09.2010 утверждено Уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

Обязанности госслужащих

У госслужащих есть общие для всех обязанности, закрепленные в законодательстве и подзаконных нормативных актах. В законе №79-ФЗ от 27.07.2004 определено также, в каком документе устанавливаются специальные обязанности госслужащего. Они закрепляются в должностных регламентах каждого ведомства и конкретизируются в служебных контрактах. Условно обязанности служащих разделим на две группы:

Исполнять должностные функции в соответствии с должностным регламентом;

соблюдать законные интересы граждан и организаций;

соблюдать служебный распорядок ведомства;

поддерживать уровень квалификации;

не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

соблюдать установленные ограничения

Представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи, в том числе о доходах;

сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства;

соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;

сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая способна привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта



Каждый человек, начиная свою карьеру должен осознавать, что порученную ему работу придётся выполнять добросовестно и в полном объёме. Это касается и государственных служащих. Помимо основных инструкций, государственные служащие должны соблюдать ряд запретов и ограничений, которые на них накладывает государство. Если работник решит нарушить и перестанет соблюдать данные запреты и ограничения, его ждут суровые наказания, вплоть до лишения свободы. Необходимо разобраться в ситуации.

Для начала необходимо понять, что же такое запреты и ограничения на государственной службе.

Итак, запреты и ограничения, связанные с государственной службой – это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения.
Основные запреты и ограничения на гражданской службе приведены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также этот закон предусматривает основные правила, условия и требования к лицам, назначаемым на государственную гражданскую службу. Основные требования к сотрудникам государственных ведомств и служб: совершеннолетие, российское гражданство, знание русского языка; квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Если говорить о классификации основных обязанностей государственного работника, то чаще всего выделяют две группы. Первая – это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу относят чаще всего выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что государственный работник должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать взяточничества [1].

Необходимо также рассмотреть ограничения и запреты, налагаемые на военнослужащих. На них накладываются запреты и ограничения из соображений обеспечения проведения основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, лежит в основе особенностей исполнения военной службы. Они осуществляют свои обязанности в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. Ограничения возникают не только в период военного, но и в период мирного времени. Основными нормативно-правовыми актами, ограничивающими деятельность военнослужащих, являются Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации и Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Основной проблемой ограничения прав и свобод военнослужащих является, по мнению ряда учёных, установление пределов действия свобод и прав военнослужащих в соответствии с нормами и принципами, указанными в Конституции Российской Федерации, а также с нормами и установками международной практики. Главной особенностью ограничений прав и свобод военнослужащих является то, что некоторые такие ограничения сужают (ущемляют) права гражданина, гарантированные в Конституции Российской Федерации. Примером таких ограничений может послужить ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», исходя из которой военнослужащие могут реализовать право на свободу передвижения с учётом поддержания готовности воинской части к выполнению имеющихся задач и обеспечения своевременности прибытия их к месту службы [2]. Кроме того, в указанной статье определено, что военнослужащим нельзя выезжать за пределы воинских гарнизонов, в пределах которых располагается воинская часть, без получения разрешения командира воинской части (на основании рапорта).

Значимым ограничением выступает запрет на участие военнослужащих в забастовках. Обозначенное требование определяется спецификой военной службы как особого вида федеральной государственной службы и необходимостью поддержания постоянности состояния военнослужащего на военной службе с учетом сроков, закрепленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Защита прав военнослужащих посредством забастовки недопустима, поскольку способна отвлечь военнослужащего от исполнения своих обязанностей.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» свидетельствует о том, что военнослужащие также не вправе отказываться от реализации обязанностей военной службы на основании имеющихся мотивов отношения к религии. Данное положение закона сформулировано в виде запрета. Хотя ст. 28 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам возможность распространять религиозные и иные убеждения, военнослужащие, будучи на государственной службе, не наделены таким правом [3]. Помимо этого, они не могут формировать религиозные объединения в воинских частях. Но в свободное от военной службы время им разрешено принимать участие в богослужениях и религиозных церемониях в качестве частных лиц.

Данные и все остальные ограничения в отношении военнослужащих выступают как необходимая составляющая правового положения военнослужащего, исполняющего определенный вид государственной службы. Но их эффективность реальна тогда, когда запреты устанавливаются только федеральными законами (требование ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) и не могут двояко трактоваться, то есть доступны для понимания, как военнослужащими, так и контролирующим соблюдение соответствующих запретов государственным органам. Кроме того, предполагается их обоснованность через призму эффективности служебной деятельности военнослужащих. Если данные условия не будут соблюдаться, то понизится не только возможность регулирования данной сферы, но и сама полезность и целесообразность государственной службы в целом.

На государственной службе в органах государственной охраны (далее – ОГО) актуальны все вышеперечисленные запреты. Обусловлено это тем, что большая часть сотрудников является военнослужащими. Стоит отметить, что помимо основных ограничений, накладываемых на служащих в сфере государственной охраны как на военнослужащих, государство также накладывает на них запреты специфичные (дополнительные) для деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Дополнительные запреты, согласно ст.ст. 18, 19.1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», вытекают из специфики военной службой в ОГО и включают в себя [4]:
– запрет иметь вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за пределами территории Российской Федерации;
– запрет на выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства иного государства;
– запрет на размещение в средствах массовой информации, в сети «Интернет» различных сведений о себе, других сотрудниках органов государственной охраны, благодаря которым становится возможным раскрыть принадлежность к органам государственной охраны, о своей служебной деятельности, деятельности органов государственной охраны, за исключением случаев, определенными российскими нормативными правовыми актами;
– запрет иметь зарегистрированное за пределами территории Российской Федерации право собственности на имущество. Согласно приказу ФСО России от 14 апреля 2015 г. № 168 военнослужащие в подобной ситуации (в частности, при получении имущества в рамках наследования или других гражданско-правовых сделок), обязаны предпринять меры по его отчуждению. Срок составляет один год с даты регистрации этого права [5];
– запрет на отказ от прохождения обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
– запрет на отказ от опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, в том числе с возможностью применения полиграфа;
– запрет не только на членство, но и на участие в деятельности политических партий или каких-либо иных общественных объединений, если они имеют определенные политические цели;
– запрет на непредставление документов или сведений, подлежащих представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФСО России, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;
– запрет на уголовное преследование, а также на наличие судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной;
– обязанность соблюдать кодекс этики и служебного поведения сотрудников ОГО.
– установление для сотрудников ОГО, замещающих должности руководителей (начальников, командиров) и заместителей руководителей, а также для иных отдельных категорий сотрудников, установленных руководством ФСО России, ненормированного служебного дня. При этом сотрудники с ненормированным служебным днем имеют право на ежегодный дополнительный отпуск до 10 суток в соответствии с Приказом ФСО России от 8 декабря 2017 г. № 730 [6].

Следует подчеркнуть, что для военнослужащих органов государственной охраны за нарушение дополнительных запретов (ограничений) прав и свобод предусмотрены серьезные санкции. Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» (п. е 2 ч. 2 ст. 51) и Федеральному закону «О государственной охране» (ч. 5 ст. 18), за несоблюдение дополнительных запретов (ограничений) прав и свобод военнослужащий ОГО возможно досрочное увольнение с военной службы, инициируемое соответствующим воинским должностным лицом [7, с. 17].

Сравнительно недавно был издан Приказ ФСО России от 05.06.2019 № 77 [8]. Указанным приказом для военнослужащих установлен запрет использования при исполнении им обязанностей военной службы (в частности при их участии в учениях, пребывании в пределах воинской части в период служебного времени или в иной период в случае служебной необходимости) электронных изделий (приборов, технических средств) бытового назначения, позволяющих хранить или с применением глобальной сети «Интернет» передавать каким-либо образом аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. Настоящий запрет не распространяется на военнослужащих в случае, если пользование такими устройствами связано с выполнением ими своих обязанностей в соответствии с порядком, определенном в федеральных органах исполнительной власти, где проходит военная служба.

Данный приказа позволил урегулировать в ФСО России вопрос использования военнослужащими электронных изделий (приборов, технических средств) бытового назначения, позволяющих хранить или с применением сети «Интернет» передавать аудио-, фото-, видеоматериалы и данные местонахождения. Он издан с целью решения такой проблемы, как утечка секретной информации, которая может храниться на электронных изделиях, например, личные данные объектов охраны, либо местонахождение засекреченных охраняемых объектов.

Органы государственной охраны должны быть постоянно сосредоточены и бдительны при исполнении своих служебных обязанностей, это достигается строгой дисциплиной и личным осознанием каждого сотрудника ответственности, возложенной на него. В свою очередь, дисциплина достигается необходимым уровнем контроля и перечнем ограничений, которые были рассмотрены выше.

Необходимо также отметить, что ограничения в органах государственной охраны довольно специфичны – это обуславливается уникальностью и сложностью их деятельности.

Читайте также: