Должны ли родители выбирать детям профессию

Опубликовано: 02.10.2024

Прочитав огромное количество книг, проведя множество профориентационных консультаций – родитель+подросток, обобщив свой родительский опыт, хотелось бы поделиться с читателями своими практическими наблюдениями и возможно, найти свой собственный эффективный родительский метод – как не навредить своему ребенку и помочь в выборе профессии

Если обратиться к истории вопроса, интересным и удивительным представляется факт, что еще начале 20 века, созданная государством Служба по приисканию Работы, опубликовала результаты опроса, в котором были выделены 4 фактора, влияющие на выбор профессии: случайный выбор, по призванию, по расчету, семейные традиции.

Ничего не изменилось за 100 лишним лет? Изменился мир, технологии, Илон Маск ходит на свидание с роботом, беспилотные автомобили ездят по улицам городов, а ответ на один из самых важных вопросов в нашей жизни, по-прежнему вызывает замешательство и требует немало усилий для поиска. Так как же помочь своему ребенку, сократить этот долгий путь поиска и найти дело жизни?

Если предположить, что читающие нас родители подростков, поколение 35-40 лет, то не ошибусь, определив нас как поколение «экономистов-юристов». В момент нашего выбора профессии, это были самые трендовые и на тот момент, обещавшие стабильное будущее профессии. Вспомните свое состояние, как вы выбирали? В какую категорию из 4 х, опросника столетней давности вы попали? Делая выбор после развала СССР, в эпоху «лихих 90х», экономического кризиса, важными критериями в выборе профессии были – стабильность заработка, востребованность, авторитетность. Мы выбирали профессию если не на всю жизнь, то на долгие годы. А уже на последних курсах института, многие сокурсники и я в том числе, задумывались над получением второго высшего образования не только в связи с меняющейся экономикой и требованиями рынка к специалистам, а отчасти от осознания что «ошиблись дверью» при выборе ВУЗа.

Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний цифровой, роботизированный мир — и он не собирается меняться. Мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться и нужно готовить к этому наших детей.

Принимая во внимание увеличение пенсионного возраста, увеличение продолжительности жизни, стремительно меняющий мир и изменяющиеся требования к кандидатам на рынке труда, появление новых профессий, обесценивание статичных знаний, мы должны понимать, что, нашим детям нужно будет учиться всю жизнь, так называемая концепция – Long-life learning. Образовательная траектория проходит через изменения – наши дети будут учиться дольше получать и не одно! высшее образование, не до 25, а до 60 лет. Уже сегодня, в течении жизни мы меняем свою профессию до 8 раз, а наши дети будут менять каждые 3-4- года, менять не должности – идя вверх по карьерной лестнице -от ведущего специалиста до руководителя департамента, а менять сферу деятельности, индустрию, разворачиваться на 180 градусов и осваивать новые знания.

Как подготовить своего ребенка к завтра, максимально эффективно «подруливая» карьерную стратегию и эффективно инвестируя в будущее?

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители – когда начинать? Необходимость выбора ЕГЭ, ГИА, выбора специализированного класса, чаще всего начиная с 7го, диктует возраст 13-14 лет. Большинство профориентационных, психометрических научных методик применяются как раз с этого возраста. И это не случайно. В возрасте 13-14 лет, происходит становление личностных ценностей и жизненных целей, подростку интересно изучать себя, проявляется склонность к рефлексии. Именно в этом возрасте подросток начинает задумываться — кто я, в чем мои таланты, склонности, сильные и слабые стороны?

И каждый любящий родитель, исходя из своих лучших побуждений, помня свой опыт, конечно, старается на этом этапе приложить максимум усилий, и помочь своему чаду.

Попробуем в этом разобраться.

  • Воспитывайте в ребенке самостоятельность, просто примите тот факт, что ваш ребенок – личность. Самостоятельная, думающая, ответственная. И выбор профессии, при всей сложности и чрезвычайной важности, он способен сделать сам и жить с последствиями этого выбора придется ему, а не вам. Надо ли говорить, что ждать самостоятельности, заправляя постель десятикласснику и убираясь в его комнате, затея бессмысленная?
  • Чтобы понимать в каком направлении двигаться, узнайте какими способностями и ключевыми компетенциями ваш ребенок обладает и какие интересы проявляет. С этим отлично справляются всевозможные психометрические профориентационные тесты. Не путайте с тестами — пятиминутками по даже рождения, линиям руки, импульсам мозга, столь распространёнными в соцсетях. Получив результаты теста, не ставьте диагнозов и приговоров – низкие математические способности для вашей дочери, мечтающей стать психологом, всего лишь зона роста. Интерес – самый мощный мотивационный фактор. Отнеситесь к этим результатам как к задаче – на выполнение которой просто нужно больше времени и усилий.
  • Изучите рынок труда и востребованность профессий, все больше профессий становятся «ветеранами», мимикрируют или вообще исчезают. К 2030 году, например, с развитием автоматизации, возможности работать удаленно, практически исчезнет такая профессия как бухгалтер, нотариус, юрист, турагент.
  • Исследуйте, где обучают выбранной специальности, какие ВУЗы, колледжи, какие требования к сдаче экзаменов, конкурс при поступлении. Такие ресурсы как учеба.ру, поступи-онлайн.ру обладают актуальной и обширной базой всех учебных заведений. Акцент на месторасположение ВУЗа, если он находится в другом городе, области или стране. Достаточно большой процент студентов первокурсников, успешно сдающих первые сессии, все же возвращаются в родной город – из-за эмоциональной неготовности жить вдали от семьи.
  • Семейные профессиональные династии – на каждой второй консультации, слышу такие аргументы как – в нашей семье нет врачей, как же она будет учиться и работать, или в нашей семье все врачи до 7го колена, как же дочь станет разработчиком дистанционных курсов! Врача можете заменить на любую профессию – юрист, преподаватель, военный и т.п.
  • Любимый предмет — не значит профессия. Лично знаю учителей географии, биологии, преподавателей иностранных языков, поступивших в ВУЗ только из-за того, что любили предмет в школе, но ни дня не проработавшие по специальности.
  • Установки и шаблоны в отношении профессий. Медицина будущего — это не доктор, который шариковой ручкой пишет непонятные буквы в карточке, а множество возможностей: от IT-медика и сетевого врача до разработчика киберпротезов и оператора медицинских роботов. Геолог, это не бородатый человек, говорящий хриплым басом с гитарой и киркой, лазающий по горам и выискивающий породу, а человек в костюме, сидящий за компьютером и владеющий специализированными программами для моделирования месторождений. Тракторист — это не деревенский житель, в ватнике и сигаретой, а молодой человек с высшим образованием в IT, управляющий беспилотными многофункциональными машинами в поле. Лучший выход, узнать о выбранной профессии — поговорить с профессионалом, а лучше не с одним, узнать профессию изнутри, посмотреть видео о профессии, съездить на экскурсию в компанию или на предприятие (такие услуги сейчас существуют, отдельные компании организовывают профпогружение в профессию).
  • Только ВУЗ, в колледж поступают неудачники. Если ты не поступил в ВУЗ, значит с тобой что-то не так, а если еще и выбрал колледж вместо ВУЗа! Меж тем, колледж, отличная альтернатива.
  • Не забывайте, что для своих детей – мы являемся первой ролевой моделью. Нельзя требовать читать книги, заниматься хобби, делать зарядку, любить свое дело, не демонстрируя это своим примером.

Зная и учитывая все вышеперечисленные факторы, ваш ребенок, может составить свой личный профессиональный план, учитывающий сильные/слабые стороны, определить зоны роста, и наметить первые шаги к достижению поставленной цели — осознанного выбора будущей профессии.

А теперь, наверное, самое важное, на мой взгляд, в этой цели, цели – помочь.

Принимать любить, поддерживать, верить.

Чаще всего, это более чем достаточно, но это и самое трудное для родителей и самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей.

Оксана Казакова, автор
Более 15 лет в сфере HR крупных коммерческих банков в области подбора, обучения и развития персонала.
Сертифицированный консультант профориентационной методики «Magellano University», сертифицированный коуч родителей, детей и подростков.

Ирина Киреева, основатель компании «Ораторика» — о том, почему вы не всегда знаете, как лучше, точно ли IT - это то, что нужно всем, и чему вам стоит поучиться у ваших детей.

В середине и конце нулевых на места экономических и юридических факультетов любых вузов был нереально высокий конкурс. А платные отделения этих направлений были в два раза дороже физтеха и истфака. Поступить на гражданское право или финансы и аудит значило, по тем меркам, войти в престижную группу и после получить высокооплачиваемую работу. Когда подросток из приличной семьи заговаривал с родителями на тему: «А не пойти ли мне учиться в институт культуры или на журфак?», родители махали руками: «Сначала получи хорошее образование, а потом делай, что хочешь». Часто на престижных факультетах большинство студентов были загнаны туда родителями, имевшими свое представление о «правильной профессии». Кто-то из первокурсников оставил мечту о журфаке, потому что родители сказали: «Идешь на экономический». А кто-то даже не думал о том, в чем его настоящее призвание, потому что со средней школы знал, что его «поступят», куда надо.

Два года назад Сбербанк создал бота, который умеет писать исковые заявления и сообщил, что технология поможет высвободить 3 тыс. рабочих мест. Подобные боты, но уже заменяющие бухгалтеров , внедряются в крупных компаниях.

Родители выпускников школ в 2010-х уже не котировали юрфаки и экономфаки, а знали, что их ребенку нужно учиться IT-специальностям. Технарь, который пишет ботов, заменяющих бухгалтеров и юристов и может эмигрировать в любую страну, где не хватает IT-профессионалов — вот, кто не пропадет в жизни. И действительно — рынок труда балует айтишников — от бесплатных обедов и гибкого графика до зарплат по 200-300 тысяч рублей у миддлов. Казалась бы, когда эти родители махали руками на чадо, заговорившее про журфак, и отвечали «Пойдешь в IT» — они были правы?

Что упустили родители, выбравшие в разное время для своих детей престижные профессии? Возможно, приверженцам юрфака и экономфака стоило подумать о том, что технологии развиваются? А тем, кто настаивал на IT-специальности, следовало бы внимательнее читать прогнозы футурологов, которые считают, что сфера искусства — не такое и плохое решение. Когда случится 4-я промышленная революция и роботы научатся делать роботов, творчество останется прерогативой человека. Хотя сегодня художники и музыканты играются с нейросетями — пишут картины и музыку с их помощью, алгоритмы не способны сделать осмысленный продукт. Через 20-30 лет нам, возможно, не нужно будет столько программистов и юристов, но все еще нужны будут Бэнкси, Пелевин и Том Йорк.

Но главное, что упускают родители, которые выбирают профессии для своих детей, это не прогнозы экспертов рынка труда. А истинные желания детей. Неверно говорить о том, что в будущем совсем не останется юристов, экономистов и программистов. Но для того, чтобы работать в этих профессиях, нужно будет осваивать больше навыков, уметь адаптироваться под перемены. И для того, чтобы быть готовым активно развиваться — нужно по-настоящему любить дело. Если подросток видит свое призвание в программировании, финансах он, правда, будет расти, учиться новому и хорошо зарабатывать. Если же он пошел учиться, куда сказали, а потом засел в модном офисе, потому что получил такой диплом, ему будет трудно конкурировать в меняющихся реалиях по причине слабой личной мотивации.

Сегодня некоторые мои знакомые молодые люди к ужасу родителей бросают институты, как раз часто — IT-специальности. Они объясняют, что в вузах дают устаревшие знания, а работу в корпорации со своими навыками они могут найти и без корочки. И находят. И вообще, говорят, что нужные навыки они получили не в аудитории, а на митапах. Представителям поколения Х и Y, которые так ценили наличие корочки, это трудно понять. В свою очередь Z-дети не понимают, почему их родители ничему не учились после окончания вуза, ведь можно и нужно учиться всю жизнь. Почему они не пробовали себя в разных направлениях? Почему работают там, где им не нравится? И они правы, пожалуй, на порядок больше.

Мария Черезова

В период, когда ребёнок определяется с будущей профессией, многие родители активно влияют на его выбор, предлагая свои варианты. Хотя каждый родитель хочет для детей только лучшего, можно совершить ошибку, которая сильно повлияет на психическое состояние и здоровье ребёнка. В этой статье мы поговорим про влияние родителей на выбор профессии: каким оно должно быть, чтобы сделать процесс самоопределения наиболее комфортным для ребенка.

Для начала давайте разберёмся, когда родители оказывают давление на своих детей и как действительно помочь им в выборе профессии.

Конечно, однозначного ответа тут нет. Всё зависит от родителей и их мер воспитания. Одни действительно помогают своим детям, дают им выбор, свободу, новые возможности. А другие делают всё наоборот, не понимая этого. Такие родители сами решают всё за своих детей, ограничивают их возможности или, что ещё хуже, воплощают через них свои несбывшиеся мечты.

Чтобы основательно разобраться в данном вопросе, рассмотрим действия родителей, чьи дети на самом деле получили от них помощь и поддержку.

Как помочь ребёнку в период самоопределения? И каким должно быть влияние родителей на выбор профессии?

1. Ищите и предлагайте новые варианты профессий

В школе редко затрагивают тему профессий. Дети не знают никаких других интересных специальностей, кроме учителей, врачей, пожарных, полицейских и так далее. Да, это важные профессии, но не у всех есть способности к такой работе. Нужно помогать детям расширять их кругозор, чтобы они видели больше возможностей в этой жизни, а значит и больше вариантов профессий.

Если школа не проводит уроков профориентации, а у ребёнка, нет времени самостоятельно изучить бесконечную тему профессий, то возьмите ситуацию в свои руки. Изучите всё сами и расскажите, например, за ужином и своих находках.

2. Основывайтесь на интересах своего ребёнка

Ваши дети — отдельные личности, все они отличаются друг от друга и от вас, взрослых. У них есть свои мечты, цели, желания, взгляды, мнения, увлечения и предрасположенности к определённому виду деятельности.

Нельзя заставлять учиться человека на врача, если ребенок не понимает биологию и химию. Даже если у вас в роду все были врачами. У ребенка не будет желания учиться по данной профессии, если ему это не интересно, и он ничего не понимает. Только представьте, каким врачом он выпустится из вуза, если вообще доучится.

Он потратит много нервов, времени и всё впустую. Потому что врача, который плохо учился в медицинском универе и не любит свою профессию, нельзя допускать лечить людей.

Поэтому предлагайте разные варианты профессий, ориентируясь на интересы своего ребёнка. Не на свои.

3. Не ставьте на первое место деньги

Родители хотят, чтобы их дети много зарабатывали и были хорошо обеспечены, поэтому настаивают на высокооплачивемой профессии.

Это хорошее желание. Но родители забывают о счастье и о том, что оно не достигается деньгами. Можно быть юристом, получать зарплату выше среднего, но всей душой ненавидеть эту профессию и от того становиться несчастным. А можно быть швеёй и в самом начале своего пути получать гроши, но при этом действительно любить своё дело. Действительно быть счастливым.

Счастье и благополучие ваших детей идёт не от количества денег, а от воспитания, умения учиться и изучать новую информацию, желания стремиться к лучшему. На первый план нужно ставить счастье своего ребёнка, а не деньги.

4. Поймите, что невозможно в 16-18 лет выбрать себе профессию на всю жизнь

Мы живём в 21 веке, когда нас окружает много информации и большие возможности. Сейчас каждый может зарабатывать и с образованием, и без него. Каждый может получить абсолютно любое дополнительное образование.

Даже если ребенок поступит в вуз на специальность, которая ему потом разонравится, это не приговор. Он все равно сможет найти свое место в мире — перевестись в другой вуз, окончить дополнительные курсы, пойти на стажировку. Вариантов много.

Важно понять, что даже если ваш ребёнок выберет профессию и будет утверждать, что в будущем он точно пойдёт по ней работать, это далеко не факт. За годы обучения он сумеет лучше понять себя и свой внутренний мир, сменит множество коллективов и попробует себя в новых направлениях. Это всё очень сильно повлияет на него — и он может решить, что ему не интересна та профессия, на которой он учился все эти года.

Поэтому не относитесь так сурово к выбору профессии и не настаивайте на какой-то определённой. Все может еще много раз поменяться.

5. Не считайте себя умнее ребёнка

Фразы вроде «я лучше знаю», «я старше, я умнее» или «я твой родитель, а значит лучше знаю, что для тебя лучше» только убивают взаимоотношения между вами и вашим ребёнком.

К сожалению, вы не знаете, что сделать, чтобы было лучше. А ваш ребёнок может лучше разбираться в вопросе выбора профессии. Поэтому просто позвольте ему самому решить, кем быть в будущем, не говоря такие неаккуратные и язвительные слова.

Как я уже написала, не все родители оказывают эмоциональное давление на своих детей, но и не все помогают. В этой статье я рассказала, как нужно поступать, чтобы ребёнок к вам прислушивался, доверял и чувствовал поддержку на жизненном пути.

Теперь вы знаете, каким должно быть влияние родителей на выбор профессии. Наши советы помогут вам лучше понимать своего ребёнка и быть с ним на одной волне. Это будет лучшая помощь, которую вы сможете ему оказать. Ваша поддержка — именно то, что на самом деле нужно человеку, который определяется с выбором профессии. Особенно если это ваш ребёнок.

Пришла весна - ученики выпускных классов и их родители крепко задумываются, что делать после школы? Куда пойти учиться или работать? Удастся ли и бегать на лекции, и устроиться на какую-нибудь службу, чтобы получать хоть какую-то зарплату. Тут масса вопросов и у детей, и у взрослых.

Для настоящих цирковых артистов завтрак - это уже начало рабочего дня. В семье дрессировщиков даже домашним животным приходиться потрудиться, чтобы получить утреннее лакомство. Надежда недавно закончила школу, но времени на поступление в институт нет. Она - восходящая звезда цирковой арены. Хотя всего несколько лет назад Наталья Балакирева, дрессировщица лошадей, была категорически против того, чтобы дочь связала жизнь с цирком.

Но дочь рассудила иначе - и доказала маме серьeзность своих намерений. Сама, без посторонней помощи, кормила животных и чистила клетки, сама изучала азы дрессуры. И всего за полтора года заработала себе такой авторитет среди артистов, что маме ничего не оставалось, как согласиться с еe выбором. Теперь династия Балакиревых учит экзотических поросят вызывать восторги у публики.

Мария Иванько подобное решение приняла давно и следует ему неотступно. Старается не для себя - всe ради дочерей. По замыслу матери, они должны стать актрисами или, на худой конец, моделями. Ради этой цели Мария пожертвовала карьерой и всем свободным временем.

Мария Иванько: "Приходится их постоянно водить на занятия, на какие-то кастинги бесконечные, просмотры, на съeмки. То есть, это занимает такую большую часть жизни, что на остальную просто времени не остаeтся, честно говоря".

Семейный альбом как наглядное пособие детских достижений. Девочки участвуют в показах мод, снимаются в рекламе и эпизодах фильмов. Мама, сама когда-то упустившая возможность стать артисткой, делает всe, чтобы судьба дочерей сложилась лучше, чем у неe.

Актриса Лидия Вележева на сцене. Еe сын, студент театрального вуза Владимир Гуськов, пока в зрительном зале. Но ждать осталось недолго. В актeрской семье сразу решили: выбор профессии - это личное дело детей.

Лидия Вележева, актриса театра и кино: "Никоим образом не давить и не настаивать. Потому что дети, уже закончив школу, они всe-таки взрослые. И они считают себя правыми выбирать ту профессию, которую они хотят и куда их влечeт".

Мама на сцене - я тоже хочу. Актeрская чета и глазом моргнуть не успела, как старший ребeнок последовал по стопам родителей.

Владимир Гуськов, студент Шукинского театрального института: "Мне нравилось в детстве, я уже мечтал - вот вырасту и буду актeром. Пронесу наш флаг дальше. Не поменяю профессию, а пойду тоже актeром".

А это - вторая половина семейства. Редкие свободные от съeмок часы Алексей Гуськов проводит с семьeй, в данный момент с младшим сыном Дмитрием. Посиделки в кафе превращаются в серьeзный разговор о профориентации. Кем стать - отец не говорит, но планами сына интересуется.

Почему дети известных артистов мечтают быть под стать родителям, понятно всем. А вот почему люди рабочих специальностей мечтают увидеть отпрысков среди звeзд шоу-бизнеса, в семье Сморкаловых не понимают. Владимир проработал на новосибирском заводе химконцентратов 30 лет. 5 из них бок о бок со своим сыном Алексеем. Когда тот пришeл из армии, отец взял его к себе в ученики. По доброй воле. Теперь самую сложную работу в инструментальном цехе отдают именно этим мастерам.

Судьбы лучше, а работы интереснее желают своим детям почти все родители. Лишь бы ребeнок был рад и не бедствовал. Но не все понимают, что для этого совсем не обязательно становиться артистом или финансисом. Ребeнок сам вдохнeт аромат ремeсел и выберет то, что ему по вкусу.

Ведущий: "Куда пристроить подросшего ребеночка? Для родителей это один из самых принципиальных и чаще всего мучительных вопросов. Не все взрослые готовы понять, что молодой человек или девушка уже сами хотели бы принимать решения и в штыки воспримут любое давление. Как тут не переборщить, но все-таки наставить на путь истинный? Об этом мы поговорим с доктором наук, профессором МГУ Ольгой Носковой. Школьник вообще готов принимать решение относительно своей будущей судьбы, или нет?"

Ольга Носкова: "По-разному здесь бывает. Одни школьники готовы, другие не готовы. Как показывает опыт мировой, в практике карьерного консультирования примерно треть всех оканчивающих школы нуждаются в помощи консультанта, консультанта-психолога, педагога".

Ведущий: "Если ребенок чем-то интересуется, но родителям кажется, что он в этом не преуспеет. Они должны надавить, или же пусть попробует и научится на своих ошибках?"

Ольга Носкова: "Да. Мне кажется, что вот этот как раз вариант самый предпочтительный. Хорошие любящие родители должны дать возможность ребенку попробовать свои силы максимально возможно в разных видах занятий".

Ведущий: "Кое-кто из взрослых буквально повернут на том, чтобы основать трудовую династию. Как разобраться, готовы ли дети продолжить дело или же у них своя судьба?"

Ольга Носкова: "Ну, мне кажется, тут не должно быть готовых рецептов. И поэтому если ребенок осознанно делает такой выбор, если он любит атмосферу, в которой живут и трудятся родители, если ему это все нравится, и он себя попробовал на этом поприще, то, ради бога, это хороший вариант. Но заставлять детей следовать своему образу счастливой жизни, мне кажется, что это нелепо".

Ведущий: "Если папа и мама где-то крепко устроились, должны ли они тащить за собой своих детей в эту же самую фирму, в эту же самую компанию, или же где-то лучше в чужой коллектив, пускай там они учатся общаться и работать".

Ольга Носкова: "Родители, конечно, стараются. В ситуации неопределенности, нестабильности, неизвестности, в ситуации, когда мир профессий так изменчив, они стараются подстелить соломки и своих детей куда-то пристроить, чтобы помочь им в начале жизненного пути. Да. Это можно понять. Но, может быть, дети при этом лишаются необходимой самостоятельности, независимости. И в этом смысле есть какая-то своя негативная сторона".

Ведущий: "Многие считают, что их сын или дочке для начала даже не пристало поработать дворником, посудомойкой. Они правы? Это имеет смысл?"

Ольга Носкова: "Ну, мы с вами тоже ничего здесь не изменим. Если такие позиции существуют, значит, они как-то оправданы, на что-то опираются. Но, мне кажется, полезно ребенку понять, как зарабатываются деньги, и сформировать у себя уважительное отношение к любым видам труда. Мне кажется, что это полезно".

Ольга Носкова: "Мне кажется, в нашем обществе надо культивировать такие формы работы, чтобы дети могли зарабатывать себе. Вот у них может быть какая-то мечта, и они эту мечту могут реализовать, не выпрашивая деньги, подарки у родителей, а сами. С какого возраста? Ну, я не знаю. Когда они способны что-то делать сами для общества. Когда они способны какую-то работу выполнять. С этого возраста и надо".

Влияние родителей на выбор профессии весьма значительно. На что следует обратить внимание и к чему из сказанного стоит прислушаться, а что стоит решать самостоятельно старшекласснику? Как правильно реагировать на советы и как они могут повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Узнайте ответы на эти вопросы, ознакомившись с материалом.

Одни люди с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу «для мамы» — и лишь потом взять на себя, наконец, смелость вернуться к тому, чем всегда так хотелось заниматься самим. Поистине детский восторг от обретения любимого дела иногда сопровождается чувством досады. Досады на то, что столько лет потрачено зря. На то, что все, кто стартовали тогда, сразу после школы, добились уже многого — и их не догнать. Досады на то, что уже не так просто дается и второе высшее образование, и перемена привычного образа жизни.

Другие же говорят, что благодарны матери или отцу. Что только впоследствии осознали, насколько близкой и «своей» стала для них… навязанная профессия. Здесь можно услышать истории вроде: «Я же была совсем девчонкой, ветер в голове — то в актрисы хотелось после удачной роли в школьном спектакле, то вслед за подружками поступить на престижный экономический. Если б папа тогда не настоял тогда на образовании инженера, не знаю, что бы со мной было».

Надо ли слушать старших, когда выбираешь профессию и вуз? С одной стороны, вы строите свою жизнь, в которой предстоит жить самим — и отвечать за себя самим. С другой стороны, родители не чужие вам люди и желают добра — а значит, к их советам стоит прислушаться.

Попробуем разобраться. Итак, ваши мнения разошлись. Посмотрим, какие точки зрения обычно высказывают старшие, чем они обычно аргументируют свою позицию — и как на это реагировать.

«В этой профессии денег никогда не заработаешь»

Родители рекомендуют вам обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Прежде всего, задумайтесь, насколько финансовая независимость и материальный достаток значимы для вас самих. Зарабатывать на элементарные траты можно абсолютно в любой профессии, а вот стать владельцем яхты, новой шикарной машины и виллы на берегу моря может, действительно, представитель далеко не каждой специальности. Важно объективно оценить необходимый вам уровень дохода. Именно поэтому здесь стоит прислушаться к мнению взрослого: самому бывает трудно оценить свои потребности, если обычно их обеспечивают взрослые.

При этом нужно иметь в виду, что взрослые не всегда обладают правильной информацией по этому вопросу, хотя и жизненный опыт значит многое. Всё же перепроверьте услышанное: вы можете, например, зайти на сайты по поиску работы и посмотреть на востребованность профессии на рынке труда и уровень предлагаемого дохода.

«Мне не удалось, зато ты туда поступишь»

Иногда бывает, что по разным причинам родители не смогли реализовать свою мечту и, видя в ребенке свое продолжение, хотят, чтобы эту мечту осуществил он. Нужно серьезно отнестись к этому решению. Хорошо, если вы действительно получили «в наследство» от мамы или папы способности и интерес именно к этой профессии. А если нет? Лучше и не пытаться быть не собой, а другим человеком. Это может иметь серьезные последствия — особенно если ожидания оправдать не удастся.

Здесь необходим серьезный разговор. Попробуйте понять, исходя из чего семья советует избрать такой жизненный путь. Разъясните свою позицию: вы другой человек, со своими интересами, способностями и желаниями.

«У тебя не получится»

Родители убеждают, что и сама профессия, и даже обучение на интересующем вас факультете слишком сложны. Они считают, что вы переоцениваете свои силы и не понимаете, насколько тяжело вам придется: «А помнишь, наш сосед, как ни старался, вылетел с третьего курса?»

Стоит прислушаться к этим доводам и точнее разобраться с тем, что же вас ждет, на какие предметы будет делаться упор при обучении — и на каком уровне сложности. Оцените объективно свои возможности, снимите «розовые очки». Впрочем, родители рискуют и недооценить ваши силы, особенно если вы замечали, что так было и в других областях.

«Я же лучше знаю: эта профессия идеальна для тебя!»

Наверное, в первый момент такие заявления вызывают только чувство протеста, но не торопитесь затыкать уши и отворачиваться. Попросите маму с папой объяснить их позицию. Возможно, окажется, что они замечают в вас какие-то качества, которых вы сами не видите. Особенно это актуально в ситуации, когда вы сами еще не определились окончательно. Иногда близкие люди видят особенности и способности человека даже лучше, чем он сам. Задумайтесь, насколько хорошо знают вас родители, насколько у вас доверительные отношения. Или у них в голове всё еще образ того ребенка, которым вы уже перестали быть? Смогли бы вы, скажем, поехать учиться в другой город? Не страшно?

«Ты нас разоришь!»

Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример — если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо — если вам так важен именно этот вуз, — договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить из собственных денег. Это может быть подработка, это может быть договоренность о сокращении средств на личные расходы, вы можете попробовать получить грант на обучение и т. д.

Если родители говорят, что конкретный вуз не дает по выбранной специальности качественного образования, вам тоже лучше заняться совместным поиском компромиссных вариантов.

«Плавали, знаем»

При этом не надо забывать, что и в рамках одной профессии есть очень разные специализации; многое зависит и от непосредственного места работы. Если минусы, названные вам, связаны в основном с этим, то у вас есть шанс пройти по той же профессиональной дорожке совсем иным путем, может быть — более успешным. А мама или папа станут верными советчиками и помощниками в этом, если вы всё же решите последовать их примеру. О чем и можно с ними сразу договориться.

«Там же легко!»

Иногда любимому чаду предлагают пойти учиться в вуз, в который проще поступить, или освоить профессию, по которой потом вас устроят на работу. Конечно, это избавляет от многих проблем, но, прежде чем согласиться, ответьте себе: а готовы ли вы ради легкости отказаться от собственных желаний, стремлений, предпочтений? Что более ценно для вас?

Тут нет «хорошего» и «плохого» — всё зависит от того, ощущаете ли вы уже в себе достаточно сил и уверенности для принятия полностью самостоятельных решений.

«Мы не знаем, каково это»

Родителям всегда бывает очень тревожно, когда ребенок выбирает профессию, далекую от их сферы деятельности — например, сын врачей хочет учиться на режиссера или дочь музыкантов поступает на специальность «Экономика». Эта тревога обусловлена тем, что родители не знают, как помочь вам в будущем, если возникнут какие-то профессиональные вопросы. К тому же часто в таких случаях сама профессия окутана для них мифами, изображающими ее как трудную, или невыгодную, или невостребованную и т. п. Если это ваш случай, устройте родным знакомство с вашим будущим делом. Расскажите, в чем заключаются ежедневные обязанности, где могут работать такие специалисты и какова их зарплата. Тогда больше шансов, что вы получите поддержку в вашем выборе.

***

В общем, все советы старших нужно воспринимать не как истину в последней инстанции, а как еще один источник информации.

Причем источник, хочется надеяться, доброжелательный и конструктивный. Но, как и с любым источником информации, с ним надо работать. Что это значит? Важно спокойно, по-взрослому поговорить с родителями, выяснить причины и аргументы, по которым они дают ту или иную рекомендацию. Чувство протеста («А я всё сделаю по-своему!») — сейчас плохой советчик: вам нужна объективность.

Но любой источник информации не должен быть единственным, и родительское мнение не исключение. Важно изучить мнение самих специалистов в выбранной вами профессии, почитать статьи о ней, узнать как можно подробнее о вузе и факультете, на который собираетесь поступать…

И уже после этого взвешивать все «за» и «против».

Получать информацию можно и нужно разными способами. Семья, чаще всего, источник один из лучших. Но решение всегда остается за вами, ведь вы определяете свой жребий.

В любом случае, поблагодарите близких за неравнодушие к вашей судьбе; уверьте их, что тщательно взвесили все аргументы. И обратитесь с просьбой поддержать ваш выбор — первый взрослый выбор в вашей жизни. Расскажите о том, что их поддержка необходима вам, чем бы вы ни решили заниматься.

Только по-настоящему взрослое, вдумчивое ваше отношение к профориентации даст возможность родителям понять, что вы и вправду уже готовы брать на себя ответственность за свою жизнь.

Капризы, скандалы, нежелание слышать другие мнения — поведение детское, а потому матери или отцу хочется взять жизнь сына или дочери под еще больший контроль. Помните об этой вполне естественной реакции.

Выбор профессии и учебного заведения — пожалуй, первая серьезная проверка на взрослость.

Читайте также: