Если должность президента республики беларусь оказалась вакантной выборы проводятся

Опубликовано: 05.07.2024

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают:

Центральная избирательная комиссия;

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь;

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей (инициативная группа) в количестве не менее 100 человек.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.




Статус Президента. Для реализации своих полномочий Президент наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 года , другими законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь:

1) Олицетворяет единство народа,

2) гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики,

3) представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

4) принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности,

5) обеспечивает политическую и экономическую стабильность,

6) преемственность и взаимодействие органов государственной власти,

7) осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

Президент не может быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Срок полномочий Президента - пять лет. Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

Полномочия Президента. Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст.79 Конституции Республики Беларусь, он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, выступает арбитром между властями.

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, а также в статьях Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах, в которых содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента Республики Беларусь. Полномочия Президента можно классифицировать на:

1. Полномочия в области организации работы Парламента и местных представительных органов: Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией и другие;

2. Полномочия в области формирования Правительства Республики Беларусь и других центральных органов управления: назначает на должность Премьер-министра (с согласия нижней палаты Парламента); определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов и другие;

3. Полномочия в области законодательства и законности: имеет право отменять акты Правительства; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; имеет право приостанавливать решения местных представительных Советов депутатов и др.

4. Полномочия в области внешних сношений: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные грамоты и отзывает грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

5. Полномочия в области обороны, обеспечения правопорядка и защиты граждан: является Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил; формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь и другие;

6. Полномочия в области формирования судебных органов: с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда; назначает шесть судей Конституционного Суда (в их числе Председатель), иных судей Республики Беларусь.

7. Личные полномочия: решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование граждан и другие;

Акты Президента.Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат.

Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение (ст.2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З).

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления. Порядок их деятельности определяется Президентом. Президент назначает Главу Администрации Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

В своей деятельности Администрация Президента Республики Беларусь руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, а также Положением об Администрации Президента Республики Беларусь утвержденным Указом Президента Республики Беларусь «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь» от 23 января 1997 г. № 97

Правовое регулирование выборов Президента Республики Беларусь и прекращение его полномочий обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь о Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008г. (в дальнейшем Закон «О Национальном собрании») и Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. (с изменениями и дополнениями), а также иными правовыми актами (например, Постановления Центральной Избирательной комиссии Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Назначаются выборы Президента Республики Беларусь Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Статья 56 Избирательного кодекса Республики Беларусь закрепляет, что при этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом может быть избран:

1. Гражданин Республики Беларусь по рождению. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, - иностранец и лицо без гражданства не могут быть избраны на должность Президента. Надо заметить, что требование о гражданстве по рождению в Конституции в редакции от 15 марта 1994г. отсутствовало;

2. Не моложе 35 лет. В некоторых странах этот возраст может быть как ниже, так и выше. Так, в Никарагуа – 25 лет, в Болгарии – 40 лет, в КНР – 45 лет, в Италии – 50 лет. Иногда устанавливается и предельно допустимый верхний возрастной ценз (например, в Казахстане, Таджикистане – не старше 65 лет, в Тунисе – не старше 70 лет);

3. Обладающий избирательным правомкак активным, так и пассивным;

4. Проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.Президент должен хорошо знать свою страну, ее проблемы, его должны хорошо знать граждане страны. В некоторых странах этот срок может устанавливаться как ниже, так и выше (например, в Монголии – 5 лет, в США – 14 лет, в Казахстане, Грузии – 15 лет).

Дополнительное основание ограничившее право быть Президентом Республики Беларусь установлено ст. 60 Избирательного кодекса, закрепившей, что кандидатом в Президенты не могут быть выдвинуты граждане, имеющие судимость, если она не снята и не погашена в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В законодательстве Республики Беларусь отсутствуют такие условия, предъявляемые к Президенту, предусмотренные в ряде стран, как наличие высшего образования (Азербайджан, Турция), владение государственным языком (Казахстан, Узбекистан, Украина), необходимость иметь национальность своей страны (Туркменистан, Абхазия) и другие.

Правом выдвигать кандидата на должность Президента Республики Беларусь обладают только граждане Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Избирательный кодекс подробно регулирует порядок сбора подписей (ст. 61), регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь (ст. 68), порядок установления результатов голосования и подведения итогов выборов Президента Республики Беларусь (ст.ст. 78, 79) и другие вопросы, связанные с выборами Президента (второй тур голосования, повторные выборы и т.д.).

Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенные в списки избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным в этом случае считается кандидат в Президенты, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избранный на должность Президента вступает в должность после принесения Присяги, которая проводится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня его избрания. Для участия в церемонии принесения Присяги (инаугурации – от лат. Inaugurare – посвящать) могут приглашаться также члены Совета Министров Республики Беларусь, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий Республики Беларусь, аккредитованные в Республике Беларусь дипломаты и представители иностранных государств.

После оглашения текста Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности» (ст. 83 Конституции), Президент подписывает акт о принесении Присяги, который передается на хранение в архив Президента. Председатель Центральной комиссии вручает Президенту удостоверение. Исполняется Государственный гимн Республики Беларусь.

Инаугурация транслируется по республиканскому телевидению и радио.

Срок полномочий белорусского Президента – пять лет. В некоторых странах предусматриваются другие сроки, но чаще всего они варьируют в интервале от четырех до семи лет. Так, например, в США, Аргентине – 4 года, в Греции, Украине, Грузии, Армении, Казахстане, как и в Беларуси – 5 лет, в Австрии, Финляндии, Мексике – 6 лет, во Франции, Италии, Турции – 7 лет. Как правило, допускается переизбрание еще на один срок, но имеются страны, где переизбрание Президента никак не ограничивается (Франция, Египет и др.), в некоторых странах допускается избрание Президента только на один срок (Мексика, Эквадор, Никарагуа и др.).

В обычном порядке полномочия Президента Республики Беларусь прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран. Этот срок определяется с момента принятия Присяги вновь избранным Президентом.

Конституция Республики Беларусь и Закон «О Президенте» предусматривают основания для досрочного прекращения полномочий Президента.

Такими основаниями являются:

- досрочное освобождение Президента от должности;

При возникновении этих оснований должность Президента считается вакантной, и его полномочия до принятия Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. В случае если, вакансия должности Президента открылась в период между сессиями Палаты представителей, то созывается внеочередная сессия Палаты представителей.

Отставка Президента – это добровольный уход Главы государства со своего поста. Конституция Республики Беларусь (ст. 87) закрепляет, что «Президент может в любое время подать в отставку». Отставка Президента принимается Палатой представителей. Порядок рассмотрения Палатой представителей вопроса об отставке Президента Республики Беларусь регулируется ст. 23 Закона «О Национальном собрании». Согласно этой норме, заявление об отставке направляется Президентом в Палату представителей в письменной форме. Палата представителей обязана рассмотреть его в течение пяти дней со дня его поступления. Если Президент принимает решение об отставке в период между сессиями Палаты представителей, одновременно с подачей заявления об отставке созывается внеочередная сессия Палаты представителей. Решение о принятии отставки Президента считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Досрочное освобождение от должности допускается при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение в этом случае принимается палатами Национального собрания большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения о создании комиссии принимаются палатами на раздельных заседаниях большинством голосов от полного их состава и оформляются постановлениями палат.

Смещение с должности Президента (в России отрешение) (ст. 93 Конституции РФ) происходит в сложной в несколько этапов процедуре. Возможно, только в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 88 Конституции) и иного особо тяжкого преступления (ст. 14 Закона «О Национальном собрании»). В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция (ч. 2 ст. 137 Конституции).

Первый этап – предложение (инициирование) о смещении Президента с должности принимается Палатой представителей, если за это проголосовало не менее 1/3 от ее полного состава, т.е. 37 голосов депутатов. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вопроса о досрочном прекращении палат Национального собрания.

Второй этап – решение о выдвижении обвинения против Президента и его расследования принимается Палатой представителей большинством голосов от полного ее состава, что составляет 56 голосов депутатов.

Третий этап – организация расследования выдвинутого обвинения Палатой представителей Советом Республики. Вопрос о порядке проведения расследования не регламентирован ни Законом «О Национальном собрании», ни регламентами палат. Но во всех случаях расследование должно быть организовано в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Четвертый этап – рассмотрение палатами Парламента вопроса о смещении Президента с должности. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 голосов от полного состава обеих палат Национального собрания, т.е. 32 члена Совета Республики и 74 депутатов Палаты представителей Национального собрания.

Во всех случаях, когда палатами рассматривается вопрос о смещении с должности Президента, о дате и времени заседаний Совета Республики и Палаты представителей уведомляется Президент, Премьер-министр, Председатели Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов, Генеральный прокурор.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещение Президента с должности в связи с свершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. (Следует отметить, что принадлежность к данному государству (гражданство) является необходимым атрибутом, т.е. требованием к кандидатам в Президенты практически во всех странах мира.В Конституциях некоторых государств требуется, чтобы Президент не имел двойного гражданства.) Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.

Назначение выборов Президента Республики Беларусь

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты Республики Беларусь

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Право и сроки выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, только один раз.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

При выборах Президента Республики Беларусь, голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов.

На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включенные в список.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим в первом туре наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов избирателей. Если один из кандидатов второго тура снимает свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Беларуси, внесённых в список избирателей.

В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными или если на общих выборах баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трёх месяцев после основных выборов.

Вступление в должность Президента происходит с момента принесения им Присяги, текст которой определён в Конституции. Именно с принесения Присяги вновь избранный Президент имеет право осуществлять свои конституционные полномочия.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, в законе "О Президенте Республики Беларусь" и иных законодательных актах.

Статус Президента Республики Беларусь

  • Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
  • Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
  • Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: "Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного и Верховного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.

Полномочия Президента Республики Беларусь

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в статье 84 Конституции Республики Беларусь.

Президент:

  • как Глава государства: обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; назначает республиканские референдумы; устанавливает государственные праздники и праздничные дни; награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  • в области внешней политики и международных отношений: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
  • в области безопасности и обороны: является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию; в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
  • в области правового статуса личности: решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование осужденных;
  • в сфере взаимоотношений с законодательной властью: назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; назначает представителей Президента в Парламенте; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • в сфере взаимоотношений с исполнительной властью: с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; имеет право отменять акты Правительства;
  • в сфере взаимоотношений с судебной властью: с согласия Совета Республики назначает на должность председателей Конституционного Суда, Верховного Суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда; назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда.

Помимо этого Президент обладает иными полномочиями в сферах государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, социально-экономической политики, внешней политики, деятельности государственных органов и иных организаций по дебюрократизации государственного аппарата, а также по работе с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Акты Президента Республики Беларусь

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Согласно Конституции Белоруссии, президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президентом может быть избран гражданин Белоруссии по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Белоруссии не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Белоруссии на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с Избирательным Кодексом Белоруссии, выборы президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента.

Если должность президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Подготовку и проведение выборов президента обеспечивает Центральная комиссия.

Кандидаты в президенты выдвигаются гражданами Белоруссии при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в президенты начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. Кандидатами в президенты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Белоруссии занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости.

Лицо, выдвинутое кандидатом в президенты, представляет в Центральную комиссию до начала регистрации следующие документы: письменное заявление о согласии баллотироваться кандидатом в президенты; биографические данные (если лицо, выдвинутое кандидатом в президенты, ранее имело судимость и (или) имеет судимость, сведения об этом указываются в биографических данных); копии документов, подтверждающих сведения об образовании, о месте работы, занимаемой должности (занятии) лица, выдвинутого кандидатом в президенты, указанные в документах о выдвижении кандидатом; декларацию о доходах и имуществе лица, выдвинутого кандидатом в президенты, его супруги (супруга) и совершеннолетних близких родственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство.

Центральная комиссия принимает решение о регистрации кандидатов в президенты и в двухдневный срок после регистрации выдает кандидатам соответствующие удостоверение.

Кандидаты в президенты со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по государственному радио и по государственному телевидению.

Выборы президента проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Белоруссии.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам президента, территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.
Участки для голосования могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. Участки для голосования образуются также в воинских частях.

За пределами Белоруссии участки для голосования образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Белоруссии, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

Расходы по подготовке и проведению выборов осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Расходы на эти цели могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан, которые могут вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией для дополнительного финансирования расходов по подготовке и проведению выборов президента. Кандидаты в президенты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов по предвыборной агитации.

Голосование на выборах президента проводится с 8 до 20 часов.

Участковые комиссии не позднее, чем за 10 дней до выборов оповещают избирателей, о дне выборов, времени и месте голосования, номере телефона комиссии, а также направляют избирателям информацию о кандидатах в президенты.

На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования.

Право избирать имеют граждане Белоруссии, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетень для голосования выдается избирателю членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах после предъявления паспорта гражданина или иного документа, определяемого Центральной комиссией.

Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в президенты Белоруссии, их доверенных лиц.

При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов, в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства.

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть не более трех переносных ящиков для голосования.

На выборах президента подсчет голосов на участке для голосования производится отдельно по каждому кандидату в президенты. На основании бюллетеней, находившихся в ящиках для голосования участковая комиссия вначале раздельно, а затем, суммируя данные, устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, число избирателей, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число избирателей, принявших участие в голосовании в день выборов в помещении участка для голосования; число голосов, поданных за каждого кандидата в президенты, и число голосов, поданных против всех кандидатов в президенты (если голосование проводилось по одной кандидатуре, - число голосов, поданных против кандидата); число бюллетеней, признанных недействительными.

Считается, что выборы президента Белоруссии состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Белоруссии, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов в президенты не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если один из кандидатов в президенты, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в президенты также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах президента баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов или признания выборов несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного президента, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в президенты. Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Досрочное голосование на президентских выборах в Белоруссии. Архивное фото

Досрочное голосование на президентских выборах в Белоруссии. Архивное фото

Читайте также: