Есть ли должность врач эксперт

Опубликовано: 02.10.2024

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 13 октября 2020 г. - Приказ Минздрава России от 4 сентября 2020 г. N 939Н

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач - детский онколог-гематолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач - медицинский микробиолог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач физической и реабилитационной медицины;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

Информация об изменениях:

* Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

Труд медицинских работников сопряжен со значительным психологическим и физическим напряжением, повышенной ответственностью за жизнь и здоровье пациентов, в ряде случаев с опасностью для жизни и здоровья и другими неблагоприятными факторами. В связи с этим вопросы их рабочего времени регламентируются трудовым законодательством с некоторыми особенностями по сравнению с остальными работниками, которые мы осветим в настоящей статье.

Кто понимается под медицинскими работниками

К числу медицинских работников относятся лица, имеющие медицинское или иное специальное образование, оказывающие профессиональную медицинскую помощь или осуществляющие иную медицинскую деятельность в медицинской организации, либо индивидуальный предприниматель, непосредственно занимающийся медицинской деятельностью (подп. 13 ст. 2 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Медицинский персонал делится на категории в соответствии с приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н):

  1. Врачи (специалисты с высшим медицинским образованием).
  2. Эксперты (специалисты с высшим немедицинским образованием – биологи, медицинские физики, судебные эксперты, психологи и т.д.).
  3. Средний медперсонал (специалисты со средним медицинским образованием): фельдшеры, акушеры, медсестры.
  4. Младший медперсонал: санитары, сестры-хозяйки, санитары-водители.

Следует иметь в виду, что сотрудники медицинских организаций, осуществляющие административную и хозяйственную деятельность, не считаются медицинскими работниками и их труд регулируется на общих основаниях, без каких-либо особенностей. Например: диспетчер на станции скорой помощи, уборщики служебных помещений и т.д.

В то же время судебной практике известны случаи, когда и иные специалисты, работающие в медучреждении и оказывающие профессиональную помощь, признаются не осуществляющими медицинскую деятельность. Так, медицинский психолог, состоящий в штате городской поликлиники, имеющий высшее профессиональное немедицинское образование, не была отнесена судом к числу медицинских работников. В связи с этим установление ей 40-часовой рабочей недели признано правомерным (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 05.06.2014 по делу № 33-7717/14).

Что касается руководителей медицинских организаций (главные врачи, директора, заведующие и т.п.), то вышеупомянутым приказом они также относятся к медработникам, однако их рабочее время регулируется с особенностями при условии, что по трудовому договору и должностной инструкции они осуществляют медицинскую деятельность, а не только общее руководство (письмо Минздрава РФ от 29.06.2012 № 12-1/10/2-362 «Об отнесении отдельных должностей работников к категории медицинских работников»).

Продолжительность рабочего времени медработников

Напомним, что рабочее время – это время, когда работник в соответствии с условиями трудового договора должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, приравниваемые в ряде случаев к рабочему (время простоя, командировки, перерывы на прием пищи и т.д.) (ч. 1 ст. 91 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ). Общая продолжительность рабочего времени для всех работников не должна превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).

Для медицинских работников эта величина ниже – не более 39 часов рабочей нагрузки в неделю (ч. 1 ст. 350 ТК РФ). Однако и из этого правила есть немало исключений. В зависимости от отрасли медицины, в которой трудится врач, от занимаемой им должности, специфики работы, наличия вредных и опасных факторов, предельная продолжительность рабочего времени может быть еще ниже, вплоть до 24 часов в неделю. Эти особенности установлены постановлением Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» от 14.02.2003 № 101 (приложения 1, 2, 3). Для удобства восприятия мы представили их в виде таблицы.

Работодателю при определении продолжительности рабочего времени конкретных медработников, нужно учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам спецоценки условий труда (ч. 2 ст. 92 ТК РФ).

Не стоит забывать о том, что на медработников распространяются и общие основания сокращения рабочего времени, предусмотренные ст. 92 ТК РФ:

Режимы рабочего времени: обычный, сменный

В зависимости от специфики деятельности медицинской организации врачи и медсестры могут работать в разных режимах. Наиболее распространены следующие:

  1. Пятидневная рабочая неделя с двумя выходными.
  2. Сменный график работы.
  3. Ненормированный рабочий день.
  4. Дежурство на дому.

Рассмотрим особенности этих режимов подробнее.

Пятидневная рабочая неделя.

Такой режим удобен и оптимален для медработников поликлиник, женских консультаций, центров планирования семьи и других учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную и плановую медпомощь.

Продолжительность ежедневной работы при пятидневке определяется путем деления недельной нормы на количество рабочих дней (см. приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н). Например, при недельной норме 36 часов дневная норма составляет 7,2 часа; при недельной норме 24 часа – дневная норма 4,8 часа и т.д.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрено и увеличение продолжительности ежедневной работы медработника, однако в любом случае недельная норма должна быть соблюдена (39 часов или меньше). В то же время нужно учитывать, что если по результатам спецоценки условий труда деятельность медработника относится к вредным или опасным условиям труда, то ежедневная работа не должна продолжаться более 8 часов при 36-часовой неделе; 6 часов – при 30-часовой неделе и менее. Коллективным договором или отраслевым соглашением, либо допсоглашением к договору при согласии работника может быть предусмотрено увеличение ежедневной работы до 12 и 8 часов соответственно (ст. 94 ТК РФ).

Сменный график работы.

Работа медработников посменно практикуется в медорганизациях непрерывного обслуживания (стационарах, отделениях скорой помощи, травмпунктах и т.д.), то есть там, где медицинская помощь требуется постоянно и круглосуточно.

В этом случае главным врачом медорганизации утверждается график сменности, который составляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и доводится под роспись до сведения сотрудников. Возможно введение 2, 3 или 4 смен в течение суток (ст. 103 ТК РФ).

Форма графика сменности законодательством не установлена, поэтому он составляется руководством в свободной форме. В нем должно быть предусмотрено начало и окончание смены, ее продолжительность, время отдыха между сменами.

График сменности должен составляться с учетом следующих моментов:

Ненормированный рабочий день.

Медицинские работники могут приниматься или переводиться на работу с ненормированным рабочим днем. Это особый режим работы, когда отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически (не систематически) привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что медработники вполне могут работать в условиях режима ненормированного рабочего дня, несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени. Особенно выгодно это медорганизациям: отдельного согласия работника на привлечение к труду каждый раз не требуется, дополнительно работу сверх графика оплачивать не нужно.

Перечень должностей с ненормированным рабочим днем необходимо утвердить в локальном нормативном акте или в коллективном договоре, прописать данное условие в трудовом договоре с сотрудником. Необходимо учесть мнение профсоюза при его наличии.

Закон определяет категории работников, которым нельзя работать сверх установленной продолжительности рабочего дня. Например, к таким работникам относят сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, беременных.

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Дежурства на дому.

Специфической формой занятости врачей является так называемое дежурство на дому (ч. 4, 5 ст. 350 ТК РФ). Оно заключается в том, что врач находится дома, но полноценно не отдыхает, а ожидает вызова от пациента и готов в любую минуту выехать для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи.

Привлекать к таким дежурствам врачей можно только с их согласия.

Учет рабочего времени при осуществлении дежурств на дому осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н (далее – Положение). Согласно ч. 6 ст. 350 ТК РФ, п. 3 Положения при учете работодателем рабочего времени каждый час дежурства на дому учитывается как полчаса работы в медицинской организации; время следования в пути и время оказания помощи – как час работы. Общая продолжительность рабочего времени должна оставаться сокращенной и не превышать максимальную величину для данного работника.

Время ожидания вызова считается рабочим и должно оплачиваться даже, если вызов не поступил. Невключение времени ожидания вызова в рабочее время является нарушением со стороны работодателя (см., например, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.05.2015 по делу № 33-5381/2015).

Для дежурств на дому работодатель должен ввести суммированный учет рабочего времени (п. 2 Положения). Для его организации необходимо внести соответствующие положения в правила внутреннего трудового распорядка и трудовой договор с работником, утвердить график дежурств, ознакомить с ним медработников и учесть мнение выборного представительного органа при его наличии. При суммированном учете можно не соблюдать продолжительность рабочего времени за день и неделю. Главное – соблюсти общую норму за учетный период, который может составлять от 1 месяца до года, а если работа связана с вредными или опасными условиями, то до 3 месяцев (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).

Приведем пример. Продолжительность рабочего времени врача – 36 часов в неделю. При этом 26 часов он должен находиться в клинике, а 20 часов дежурить на дому. Каждый час дежурства учитывается как полчаса рабочего времени (10 часов), следовательно, всего в месяц при отсутствии вызовов врач проработает 26+10=36 часов. Если врач был вызван на работу дважды за месяц и потратил в общей сложности на дорогу и оказание помощи пациенту 6 часов, то продолжительность дежурства составит 6+(20-6)/2=13 часов, а не 10. Работодатель должен учесть это и уменьшить количество часов дежурства на дому в этом месяце либо количество рабочих часов в клинике. В противном случае нормальная продолжительность работы в неделю будет превышена.

Нормативными актами субъектов РФ могут предусматриваться особенности оплаты труда медиков во время дежурств на дому. Так, постановлением Правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области» установлено, что в случае вызова работника в учреждение время, затраченное им на оказание медицинской помощи, оплачивается из расчета должностного оклада (ставки) с учетом повышений в связи с выполнением тяжелой работы, работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за фактически отработанные часы, с учетом времени переезда. Доплата за работу в ночное время производится только за фактическое время, затраченное на оказание медицинской помощи, с учетом времени переезда (п. 7.2 постановления).

Особенности рабочего времени при совместительстве

В связи с сокращением рабочего времени у медицинских работников возникает вопрос: могут ли они работать по трудовому договору в нескольких местах по совместительству? Могут, однако, и здесь есть свои особенности. Ряд из них установлен постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 (далее – постановление № 41).

Продолжительность работы у каждого работодателя устанавливается соглашением сторон (работника и работодателя), однако она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени исходя из продолжительности рабочей недели. Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то продолжительность работы по совместительству не должна превышать 16 часов работы в неделю. Младший медперсонал может работать по совместительству у каждого работодателя не более месячной нормы рабочего времени. У врачей и среднего медперсонала районов или городов, где имеется дефицит медицинских кадров, продолжительность работы по каждому трудовому договору также не может быть выше месячной нормы рабочего времени.

Медработникам, ведущим свою деятельность в сельской местности, при совместительстве может быть увеличена продолжительность рабочего времени, но только по решению Правительства РФ и с учетом мнение общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 таким работникам можно работать по совместительству в общей сложности 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Следует учесть, что к совместительству не относятся:

  • проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой;
  • осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год и другое (п. 2 постановления № 41).

Выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Сверхурочная работа, работа в праздники и выходные

Если медработник по соглашению с работодателем и в случае производственной необходимости перерабатывает, то есть выполняет больше работы, чем ему положено, такая работа считается сверхурочной. Переработка может образоваться при любом режиме рабочего времени. В соответствии со ст. 96 ТК РФ сверхурочная работа должна оплачиваться в повышенном размере. Такое же правило действует, если врач вынужден выйти на работу в выходной или праздничный день.

При работе по сменному графику, если смена выпадает на праздник или выходной, она оплачивается в обычном размере. Если же врач выходит вне своей смены по производственной необходимости, то оплата должна быть повышенной.

Обратите внимание, что не будет являться сверхурочной работа, которую лицо выполняет по совместительству, а также не по инициативе работодателя, а по иным основаниям, например, проводит экспертизу в рамках следственных действий или участвует в суде как эксперт в рамках уголовно-процессуального или гражданского процессуального законодательства. Такую работу работодатель не обязан оплачивать (см. апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2018 № 33-17930/2018).

Работа медиков ночью

В стационарных лечебных учреждениях, отделениях скорой помощи, травматологии устанавливаются ночные дежурства (с 22.00 до 6.00). Работа ночью может осуществляться в разных режимах:

  • входить в основное рабочее время;
  • на ночь может выпадать смена при сменном графике работы;
  • медработника могут привлечь к работе ночью в непредвиденных ситуациях;
  • ночные дежурства могут быть работой по совместительству.

При ночной работе медиков действуют общие положения, установленные ст. 96 ТК РФ. Детально вопросы такой работы регламентируются внутренним локальным актом организации (положением, коллективным договором и т.д.)

В отношении работы в ночные часы у медиков обычно возникает два острых вопроса: может ли медработник спать во время ночного дежурства и как оплачиваются ночные часы?

Сон на рабочем месте при ночной работе допустим, но не для всех категорий медработников. Так, не должен спать (Минздрав СССР письмо от 11.12.1954 № 02-19/21):

  • медперсонал, оказывающий скорую помощь, экстренную или неотложную хирургическую, терапевтическую, гинекологическую помощь;
  • средний медперсонал психоневрологических учреждений, детских больниц, родильных домов и отделений, хирургических отделений больниц, а также больниц и отделений для острозаразных больных;
  • младший медицинский персонал стационаров.

Остальные медработники вправе иметь перерыв на сон от 30 минут до 2 часов. Однако локальным нормативным актом медорганизации могут быть установлены и более продолжительные периоды для сна и отдыха.

Оплата за ночные часы всегда должна осуществляться в повышенном размере – как минимум на 20% выше обычной оплаты (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554). Конкретные цифры устанавливаются положением об оплате труда медорганизации.

В качестве примера можно привести приказ ФТС России от 16.12.2011 № 2529 «О системе оплаты труда работников таможенных органов РФ и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, установленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583». Так согласно п. 28-29 этого приказа работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, производится повышенная оплата труда за работу в ночное время из расчета 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи отделений скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения производится повышенная оплата труда за работу в ночное время из расчета 100 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Не стоит забывать и о том, что некоторым медработникам вообще нельзя устанавливать ночные дежурства: это беременные женщины и работники до 18 лет (ст. 224 ТК РФ). Можно привлечь к такой работе, но только с согласия работников и при отсутствии у них медицинских противопоказаний:

  • женщин с детьми до 3 лет и детьми-инвалидами;
  • работников с инвалидностью;
  • работников, ухаживающих за больными членами семьи;
  • одиноких матерей;
  • опекунов детей до 5 лет.

Работа медработников во время эпидемии

Эпидемия относится к числу чрезвычайных обстоятельств, что позволяет главному врачу привлекать медработников к сверхурочной работе, работе в праздники, ночные часы без их согласия. В то же время руководитель обязан вести учет рабочего времени, а оплачиваться такая работа должна в повышенном размере.

Так, в период эпидемии коронавируса Правительством Москвы было принято Постановление от 06.04.2020 № 343-ПП, устанавливающее дополнительные меры материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронавирусом.

В качестве заключения кратко повторим основные особенности правового регулирования рабочего времени медицинских работников:

1.1. Врач-эксперт качества медицинской помощи (эксперт) - это специалист с высшим медицинским образованием, получивший подготовку по врачебной специальности, имеющий соответствующую квалификацию по проверяемому профилю и специальную подготовку по экспертизе объемов и качества оказания медицинской помощи в системе ОМС.

1.2. Основной задачей эксперта является осуществление контроля объема и качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в системе ОМС.

1.3. На должность врача-эксперта принимаются квалифицированные врачи, имеющие медицинский стаж работы не менее 7 лет, а также имеющие высшую или первую квалификационную категорию/ ученую степень.

1.4. В своей работе эксперт руководствуется действующим законодательством, документами о контроле объемов и качества медицинской помощи и другими нормативными актами, регулирующими правоотношения в системе ОМС на территории Свердловской области.

1.5. Экспертам, осуществляющим экспертизу в системе ОМС, выдается удостоверение и "вкладыш к удостоверению врача - эксперта о допуске к сведениям, составляющим врачебную тайну".

1.6. Данные об экспертах вносятся в "Регистр врачей - экспертов, аттестованных для работы в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области", утверждаемый Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.

2. ВРАЧ-ЭКСПЕРТ ИМЕЕТ ПРАВО

2.1. Проводить экспертную оценку объемов и качества медицинской помощи по своей основной медицинской специальности, а также по разделам, входящим в основную специальность, в медицинских организациях независимо от категории сертификации подразделений.

2.2. Требовать от администрации проверяемых медицинских организаций представления всех необходимых для проведения экспертизы медицинских документов (истории болезни, амбулаторные карты, журнал записи оперативных вмешательств, статистическую отчетность и т.д.) и использовать эту документацию для проведения экспертизы в течение 10 рабочих дней.

2.3. По согласованию с администрацией медицинской организации проводить обход подразделений с целью врачебного осмотра пациентов и очной экспертизы оказания медицинской помощи.

2.4. Получать необходимую информацию о реальном материально-техническом и кадровом обеспечении медицинской организации.

2.5. Вносить предложения администрации медицинских организаций по вопросам организации и повышения качества медицинской помощи на основании результатов проведенной экспертизы.

2.6. Вносить предложения по разработке и совершенствованию нормативных документов по контролю объемов и качества медицинской помощи в системе ОМС.

2.7. Отказаться от дачи заключения, если он не обладает необходимыми знаниями, или из-за недостаточности представленных ему материалов.

2.8. Отказаться от проведения экспертизы до ее начала, не мотивируя причину отказа.

3. ВРАЧ-ЭКСПЕРТ ОБЯЗАН

3.1. Проводить объективную квалифицированную экспертную оценку объемов и качества медицинской помощи по своей основной медицинской специальности (и разделам, входящим в основную специальность) в медицинских организациях, с которыми его работодатель имеет договорные отношения в системе ОМС.

3.2. Проводить экспертизу в соответствии с установленными нормативными документами на основании изучения медицинских документов, а в необходимых случаях - очную экспертизу.

3.3. Обеспечивать сохранность полученных медицинских документов, и использовать эту документацию не более 10 рабочих дней.

3.4. В сложных случаях ставить вопрос о привлечении к экспертизе других специалистов, в том числе экспертов ТФОМС Свердловской области.

3.5. По результатам экспертизы оформлять "Акты экспертной оценки" и представлять их в страховую медицинскую организацию в сроки, установленные трудовым договором.

3.6. Своевременно готовить и сдавать в СМО необходимую отчетность по итогам контроля объемов и качества медицинской помощи.

3.7. Отказаться от проведения экспертизы по следующим основаниям: наличие трудовых или иных договорных отношениях с медицинской организацией, в которой проводится экспертиза; является родственником пациента/больного или принимал личное участие в его обследовании и/или лечении; лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе экспертизы; находился или находится в служебной или иной зависимости от лиц, участвующих в проверке.

3.8. Соблюдать правила врачебной и деловой этики, сохранять врачебную и служебную тайну.

3.9. Регулярно повышать квалификацию по своей клинической специальности и по вопросам контроля объемов и качества медицинской помощи в системе ОМС.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА-ЭКСПЕРТА

Врач-эксперт в установленном порядке несет ответственность в соответствии с законодательством РФ:

- за качество и объективность проводимой экспертизы;

- за умышленное сокрытие или искажение результатов экспертизы;

- за несвоевременное представление отчетных документов;

- за несоблюдение врачебной и служебной тайны.

В случаях необъективного или некомпетентного проведения экспертизы эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательством.

и Территориального фонда

обязательного медицинского страхования

от 31 августа 2010 г. N 830-п/235

О ВРАЧЕ ЭКСПЕРТЕ-ОРГАНИЗАТОРЕ В СИСТЕМЕ ОМС

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Эксперт-организатор - врач, имеющий медицинский стаж работы не менее 7 лет, а также высшую или первую квалификационную категорию по любой медицинской специальности/ ученую степень, подготовку по циклу организации здравоохранения и общественного здоровья и экспертизе качества оказания медицинской помощи в системе ОМС.

1.2. Основной задачей эксперта-организатора является организация (проведение) медико-экономического контроля (МЭК), медико-экономической экспертизы (МЭЭ), экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП), обобщение и анализ результатов контроля объемов и качества медицинской помощи.

1.3. В своей работе эксперт руководствуется действующим законодательством, документами о контроле объемов и качества медицинской помощи и другими нормативными актами, регулирующими правоотношения в системе ОМС на территории Свердловской области.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.5. Экспертам-организаторам выдается удостоверение и "вкладыш к удостоверению врача-эксперта о допуске к сведениям, составляющим врачебную тайну".

1.6. Данные об экспертах вносятся в "Регистр врачей - экспертов, аттестованных для работы в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области", утверждаемый приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.

2. ЭКСПЕРТ-ОРГАНИЗАТОР ИМЕЕТ ПРАВО

2.1. Проводить МЭК, МЭЭ и, при наличии повышения квалификации и категории по врачебной специальности - ЭКМП.

2.2. Формировать экспертные группы для проведения экспертизы и реэкспертизы.

2.3. Представлять данные для формирования "Регистра врачей - экспертов, аттестованных для работы в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области".

2.4. Получать сведения о реальном материально-техническом и кадровом обеспечении медицинской организации, где осуществляется контроль объемов и качества медицинской помощи.

2.5. Проводить анализ удовлетворенности застрахованных граждан порядком организации медицинской помощи и результатами предоставления им медицинской помощи в процессе рассмотрения жалоб, обращений, а также путем проведения социологических опросов.

3. ЭКСПЕРТ-ОРГАНИЗАТОР ОБЯЗАН

3.1. Организовать проведение всех видов экспертизы и реэкспертизы, обеспечивать контроль качества экспертной работы в соответствии с действующими нормативными документами на территории Свердловской области, доводить ее результаты до сведения заинтересованных сторон и органов управления здравоохранением.

3.2. Своевременно знакомить администрацию и врачей медицинских организаций с нормативными документами по вопросам контроля объемов и качества медицинской помощи.

3.3. Согласовывать сроки и порядок проведения МЭЭ и ЭКМП с администрацией медицинского учреждения.

3.4. Представлять после проведения МЭЭ и ЭКМП в медицинском учреждении рекламации с копиями "Актов" в установленные сроки.

3.5. Соблюдать правила врачебной и деловой этики, хранить врачебную и служебную тайну.

3.6. Своевременно представлять информацию в ТФОМС о выявленных нарушениях в оказании медицинской помощи, результатах рассмотрения жалоб и отчеты по результатам контроля объемов и качества медицинской помощи в установленном порядке.

3.7. Анализировать сведения о выполнении рекомендаций, изложенных в экспертных документах, в целях оценки динамики уровня КМП.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА-ОРГАНИЗАТОРА

Эксперт-организатор в установленном порядке несет ответственность в соответствии с законодательством РФ:

- за ненадлежащую организацию экспертной работы (в том числе несвоевременную отчетность);

- за умышленное сокрытие или искажение результатов экспертизы;

- за несоблюдение врачебной и служебной тайны.

и Территориального фонда

обязательного медицинского страхования

от 31 августа 2010 г. N 830-п/235

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ (ПЕРЕПОДГОТОВКИ) И

АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ОМС

1.1. Настоящее Положение определяет условия и порядок аттестации врачей-экспертов в системе обязательного медицинского страхования Свердловской области.

Подготовке (переподготовке) и аттестации подлежат:

- специалисты Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, имеющие высшее медицинское образование;

- эксперты страховых медицинских организаций, работающие в системе ОМС;

- другие врачи, по роду своей деятельности связанные с экспертизой объемов и качества медицинской помощи в системе ОМС.

1.2. Подготовка (переподготовка) осуществляется с целью повышения квалификации экспертных кадров по программе "Современные подходы к вопросам организации, управления и экономики здравоохранения. Экспертиза качества медицинской помощи", утвержденной Федеральным фондом ОМС, продолжительностью 72 часа.

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ (ПЕРЕПОДГОТОВКИ) ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ

2.1. Подготовке (переподготовке) на должность эксперта в системе ОМС подлежат специалисты, имеющие высшее медицинское образование.

2.2. Переподготовка проводится 1 раз в 3 года. По окончании цикла подготовки (переподготовки) эксперт получает удостоверение о повышении квалификации по теме "Организация здравоохранения и общественное здоровье. Экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС", являющееся обязательным документом для аттестации эксперта.

3. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ

3.1. Аттестация имеет целью контроль уровня подготовки и квалификации экспертов, участвующих в проведении экспертизы в системе ОМС.

3.2. Аттестация по экспертизе качества медицинской помощи проводится Областной аттестационной комиссией Министерства здравоохранения Свердловской области, которая в своей деятельности руководствуется "Положением об аттестационной комиссии".

Аттестации подлежат специалисты ТФОМС и страховых медицинских организаций, имеющие высшее медицинское образование.

3.3. Аттестация проводится на основании заявления специалиста, аттестационного листа установленного образца и отчета о работе врача-эксперта в системе ОМС за год (при повторной аттестации).

Для прохождения аттестации необходимы заверенные страховой медицинской организацией копии следующих документов:

- удостоверение о квалификационной категории по клинической специальности и/или "организации здравоохранения и общественное здоровье" и/или ученой степени;

- сертификат и/или свидетельство о последнем повышении квалификации по клинической специальности и/или "организации здравоохранения и общественное здоровье";

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме "Организация здравоохранения и общественное здоровье. Экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС". Документы на аттестацию представляются в ТФОМС до 10-го числа каждого месяца.

Ответственность за достоверность представленных об эксперте сведений несет СМО, направившая специалиста на аттестацию.

3.4. Аттестация проводится в два этапа:

- 1-й этап - тестовый контроль по вопросам экспертизы в системе ОМС. При результате тестового контроля ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Экспертная комиссия (далее - ЭК) является постоянно действующей структурой в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области.

1.2. ЭК на досудебном уровне рассматривает наиболее сложные спорные экспертные вопросы, возникающие при осуществлении контроля объемов и качества медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения и медицинскими организациями, работающими в системе ОМС на территории Свердловской области.

1.3. ЭК в своей работе руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Свердловской области, ведомственными документами по вопросам обязательного медицинского страхования, настоящим Положением.

2.1. Координация деятельности субъектов контроля объемов и качества медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения и медицинскими организациями, работающими в системе ОМС на территории Свердловской области.

2.2. Решение спорных вопросов по оценке результатов контроля объемов и качества медицинской помощи.

2.3. Подготовка предложений для органов управления здравоохранения по вопросам повышения качества и доступности для граждан медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Экспертная комиссия имеет право:

3.1. Запрашивать у субъектов ОМС информацию и документы, необходимые для всестороннего и объективного проведения независимой экспертизы и разрешения спорных случаев, находящихся в ее компетенции.

3.2. Принимать решение о назначении независимой медицинской экспертизы по спорному случаю.

3.3. Формировать группы экспертов из регистра экспертов Свердловской области для проведения контроля качества медицинской помощи в спорных случаях.

3.4. Вносить предложения по совершенствованию системы контроля объемов и качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

3.5. Пересматривать экспертные заключения нижестоящего уровня.

3.6. При выявлении факта нарушения медицинским учреждением прав застрахованного на получение бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Территориальной программой ОМС, направлять в соответствующий орган управления здравоохранением письменное уведомление о необходимости применения к руководителю медицинского учреждения мер дисциплинарной ответственности.

4.1. Состав ЭК (не менее 5 человек) утверждается совместным приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.

4.2. В состав комиссии входят представители:

- Министерства здравоохранения Свердловской области;

- Управления здравоохранения г. Екатеринбурга;

- Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области;

- страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области;

- Уральской государственной медицинской академии.

На заседание ЭК могут быть приглашены представители администрации ЛПУ и иные заинтересованные лица.

4.3. Председатель ЭК:

- назначает секретаря ЭК;

- координирует работу ЭК между заседаниями;

- назначает дату проведения заседания;

- утверждает повестку дня;

- проводит заседания ЭК.

5. ПОРЯДОК РАБОТЫ ЭК

5.1. ЭК осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседания проводятся по мере необходимости. Заседания ЭК считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов.

5.2. Материалы для рассмотрения ЭК принимаются секретарем и выносятся на очередное заседание. Срок для рассмотрения вопросов ЭК не может превышать трех месяцев с момента поступления документов.

5.2.1. Основными материалами для рассмотрения ЭК являются: медицинская документация, акты экспертной оценки, мотивированные разногласия медицинского учреждения, обращения застрахованных граждан.

5.2.2. Материалы, принятые для рассмотрения ЭК направляются секретарем всем членам ЭК для предварительного ознакомления не позднее 3 дней до назначенной даты очередного заседания.

5.3. Решение ЭК принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. Решение оформляется в виде протокола, который подписывается председателем ЭК и секретарем и хранится в течение 5 лет. Особые мнения членов ЭК прилагаются в виде отдельных протоколов.

5.4. Решение ЭК является окончательным на досудебном этапе урегулирования спора по поводу осуществления контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области.

5.5. Срок для исполнения решения ЭК определяется при его вынесении.

5.6. Секретарь ЭК в 3-дневный срок доводит письменно решение до членов ЭК и заинтересованных сторон.

5.7. В случае несогласия с решением ЭК заинтересованные стороны имеют право обратиться в суд для разрешения спорной ситуации.

Классификация должностей в медицинских и образовательных учреждениях производится в соответствии с ОКПДТР, который является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №121 «О мерах по реализации государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»).

При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.

Так, например, на каждого работника организации, который принимается на работу, заполняется «Личная карточка работника» по форме №Т-2, которая утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее - Постановление Госкомстата №1).

При заполнении пункта 7 первой страницы формы №Т-2 коды в зонах кодирования проставляются в соответствии с общероссийскими классификаторами: информация о населении (ОКИН), профессиях рабочих, должностях служащих и тарифных разрядах (ОКПДТР), специальностях по образованию (ОКСО).

Так, например новый работник принимается в штат организации или учреждения в соответствии со штатным расписанием (унифицированная форма №Т-3, утвержденная Постановлением Госкомстата №1), которое содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведений о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание организации, учреждения утверждается, изменяется приказом руководителя или уполномоченного лица.

Должность, на которую поступает работник, указывается строго по Квалификационному справочнику. В случае отсутствия наименования должности в данном справочнике следует воспользоваться ОКПДТР.

Должность обязательно обозначается с указанием разряда, квалификации, категории, а структурное подразделение, в которое принимается работник, указывается в соответствии со штатным расписанием организации. Наличие малейшего отклонения от нормативных документов в таких документах как трудовой договор, штатное расписание организации, трудовая книжка, а также в должностной инструкции работника могут привести к неблагоприятным последствиям (например, судебным разбирательствам по поводу исправления допущенных нарушений).

Более подробно с вопросами, касающимися приема работников на работу, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Прием и увольнение работников».

Квалификационный справочник, является основой для дифференциации оплаты труда этих категорий работников. Он рекомендован Минтрудом Российской Федерации для применения в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Следовательно, этот справочник может быть использован в любом учреждении и организации вне зависимости от того является она государственной или частной, вне зависимости от организационно-правовых форм. А для того, чтобы не было путаницы при оформлении различного рода документации им пользоваться просто необходимо.

Квалификационный справочник способствует обеспечению рационального разделения труда, созданию действенных механизмом разграничения функций, полномочий и ответственности, дает четкую регламентацию трудовой деятельности работников.

Квалификационные характеристики, включенные в Квалификационный справочник, являются нормативными документами, которые предназначены для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, для обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и квалификационных требований, предъявляемых к ним, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям по итогам проведения аттестации руководителей и специалистов.

Квалификационный справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к той или иной категории осуществляется в зависимости от характера работ, которые преимущественно выполняются и составляют содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Квалификационный справочник, установлены в соответствии с ОКПДТР.

Этот Квалификационный справочник состоит из двух разделов. Первый раздел содержит квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), которые широко распространены в учреждениях и организациях, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. А во втором раздел представлены квалификационные характеристики должностей работников, которые заняты в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

Квалификационные характеристики в учреждениях и организациях могут применяться как в качестве нормативных документов прямого действия, так и служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, которые содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. В случае необходимости обязанности, которые включены в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики, указанные в Квалификационном справочнике, распространяются на работников учреждений и организаций вне зависимости от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы.

Надо заметить, что в вышеупомянутом Квалификационном справочнике не упоминаются должности обычных работников медицинских и образовательных учреждений, зато в его втором разделе подробно описаны квалификационные характеристики работников научно-исследовательских учреждений, которые применимы для медицины и образования. Перечислим некоторые из них: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник, ученый секретарь, директор (начальник) учреждения (организации) и так далее.

Наименования должностей обычных работников медицинских и образовательных учреждений отличны от наименований должностей сотрудников научно-исследовательских учреждений той же сферы.

Согласно Постановлению Минтруда Российской Федерации от 27 августа 1997 года №43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (далее - Постановление Минтруда №43) в медицинских учреждениях используются следующие категорий должностей:

2.1. Специалисты с высшим медицинским образованием.

2.2. Специалисты с высшим профессиональным образованием.

2.3. Специалисты со средним медицинским образованием (средний медицинский персонал).

3. Младший медицинский персонал.

4. Прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при учреждениях здравоохранения.

Должности в данном Постановлении указаны согласно ОКПДТР.

В случае если в Постановлении Минтруда №43 не указанны нужные должности в сфере медицины, следует руководствоваться ОКПДТР, который содержит более полный список должностей.

ОКПДТР состоит из двух разделов: 1 - профессии рабочих, а 2 - должности служащих.

Нас в данном случае интересует второй блок, где перечислены должности служащих, где блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной должности служащего. Во втором разделе ОКПДТР, также как и в первом, наименование объектов классификации, а в нашем случае - должностей, расположены в алфавитном порядке.

Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, которые соответствуют категории должности - используется один знак, а также определенным позициям Общероссийского Классификатора занятий - используются четыре знака. В ОКПДТР три фасета характеризуют должности по следующим признакам:

«категории должностей - один знак, фасет 10;

производные должности - два знака, фасет 11;

категории (классы) квалификации - один знак, фасет 12.

Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирает фасет 11 или 12.

Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:

24695 1 1 1231 03,

где: 2 - должность;

4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);

1 - контрольное число;

1 - категория руководителей;

1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);

03 - производная должность – заместитель».

Между объектами классификации, в нашем случае это должности, ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, которые позволяют относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группе ОКЗ. Рассматривая общий случай, каждая должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. В связи с тем, что понятия «занятия», «профессия», «должность» в отдельных случаях могут различаться, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, следует использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения необходимо использовать и при кодировании производных должностей служащих.

В ОКПДТР в разделе «должности служащих» принята следующая форма расположения материала:

Так, например, по ОКПДТР, указаны следующие должности врача:

«20448 4 Врач 2 2221

20449 9 Врач здравпункта 2 2221

20450 1 Врач-кардиоревматолог 2 2221

20451 6 Врач-лаборант 2 2221

20452 0 Врач-интерн 2 2221

20453 5 Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы 2 2221

20454 7 Врач-методист 2 2229

20455 4 Врач общей практики (семейный) 2 2221

20457 3 Врач подводного аппарата 2 2221

20458 8 Врач-педиатр участковый 2 2221

20459 2 Врач-педиатр городской (районный) 2 2221

20460 5 Врач по контролю за занимающимися 2 2221

физкультурой и спортом

20461 3 Врач приемного отделения 2 2221

20462 4 Врач-протезист по глазному 2 2221

протезированию

20463 9 Врач-специалист 2 2221

20464 3 Врач-протезист по ушному протезированию 2 2221

20465 8 Врач-психиатр участковый 2 2221

20466 2 Врач-психиатр детский 2 2221

20467 7 Врач-психиатр-нарколог участковый 2 2221

20468 1 Врач-психиатр подростковый 2 2221

20469 6 Врач-статистик 2 2221

20470 9 Врач судовой 2 2221

20471 3 Врач-терапевт подростковый 2 2221

20472 8 Врач-специалист по медико-социальной 2 2229

20474 7 Врач-специалист учреждения 2 2221

госсанэпидслужбы

20475 1 Врач-терапевт участковый 2 2221

20476 6 Врач-терапевт участковый цехового 2 2221

врачебного участка

20478 5 Врач-стажер 2 2221

20480 2 Врач - судебно-медицинский эксперт 2 2221

20482 1 Врач - судебно-психиатрический эксперт 2 2221

20483 6 Врач-фтизиатр участковый 2 2221».

Более подробно с вопросами, связанными с применением тарифной системы оплаты труда и составляющих её элементов для оплаты труда работников медицинских учреждений, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Труд медицинских работников. Правовое регулирование. Практика. Документы ».

Какими качествами должен обладать эксперт?

Помимо обязательного профильного образования еще и особыми личными качествами, прежде всего высокой психологической устойчивостью. Но это качество — хоть и обязательный, но далеко не единственный критерий. Не менее важны такие черты характера, как: дотошность, интерес к деталям, стремление докопаться до истины, скрупулезность и готовность нести ответственность за свои. Все остальное — будь то возраст специалиста, гендерная принадлежность, состояние здоровья, темперамент — не имеет значения.

О подготовке судебно-медицинского эксперта

Cудебно-медицинским экспертом (СМЭ) может стать выпускник лечебного факультета любого медицинского вуза. После получения диплома необходимо пройти годичную интернатуру и получить сертификат специалиста, а затем - двухгодичную ординатуру с сертификатом по судебной медицине. Для желающих заняться наукой существует трехгодичная аспирантура. После этого молодой специалист может устраиваться на работу. «Новичок» получает должность врача СМЭ и имеет право самостоятельной работы, однако к нему на первых порах прикрепляется более опытный наставник.

Судмедэкспертов в России немного — около 4 тыс. человек. Специалисты такого профиля буквально нарасхват. Средний возраст судмедэкспертов — около 50 лет. Судмедэксперты-практики должны постоянно повышать свою теоретическую подготовку. Это может происходить через общение с более опытными коллегами, изучение научных статей, новой специализированной литературы.

Каждые 5 лет эксперт обязан проходить очередной образовательный цикл. Переподготовка судмедэкспертов проводится силами медицинских вузов страны. К примеру, в Медицинской академии последипломного образования в Санкт-Петербурге есть кафедра судебной медицины, где осуществляется последипломная подготовка специалистов по всем направлениям деятельности — от судебных медиков до заведующих лабораториями судебно-медицинских экспертиз. В столице действует Московское общество судебных медиков, в рамках которого создана школа молодых специалистов.

Где трудится и сколько получает судебно-медицинский эксперт?

Бюро судебно-медицинской экспертизы состоит из нескольких отделов: морг с гистологическим отделением, где изучают фрагменты изъятых у трупа органов и тканей, отдел «Экспертиза живых лиц» (потерпевших, обвиняемых и др.), медико-криминалистическое отделение (здесь исследуют кожные раны, переломы, кости скелета с целью идентификации личности). Есть и отдел комиссионных экспертиз, где проводят повторные и особо сложные экспертизы.

В Москве средний заработок молодого специалиста — около 40 тыс. руб. (данные 2008 года). Более опытный врач СМЭ в среднем зарабатывает около 70 тыс. руб. (данные 2010 года).
В структуру бюро СМЭ также входит лаборатория, которая в свою очередь состоит из судебно-химического, судебно-биохимического, судебно-биологического отделений. В задачи лаборатории входит определение ядов в биологических жидкостях, органах и тканях. Определяют алкоголь, летучие яды (растворители, синильная кислота, окись углерода и т.д.), лекарственные и наркотические вещества, минеральные кислоты и щелочи, тяжелые металлы и т.д.

Может ли стать судебно-медицинским экспертом женщина?

Бюро СМЭ одинаково необходимы «и мужские, и женские рабочие руки».
Безусловно, в судебно-медицинском морге больше специалистов-мужчин — работа тяжелая: и запахи, и «визуальный ряд», и необходимость целый день проводить на ногах. Работа, как на конвейере: одно вскрытие следует за другим…
Зато, к примеру, в отделе «Экспертиза живых лиц» больше женщин — они умеют находить правильные слова, чтобы успокоить пострадавших, приободрить их. Судебные биологи и химики в лабораторном отделении Бюро СМЭ — тоже в основном женщины. А вот в отделе молекулярной генетики царит гендерное равновесие: с одной стороны, работа, требующая усидчивости, к чему более склонны женщины, с другой — молекулярная экспертиза — это современные технологии, новейшее оборудование, так что мужчины в отделе просто необходимы.

Чем особенна профессия судебно-медицинского эксперта?

Профессия врача СМЭ чрезвычайно ответственна! Врач должен быть широко эрудированным человеком и обладать способностью к научному поиску. Каждая экспертиза — это целое исследование, от результатов которого зависит порой судьба человека.

Одно из ценных качеств судмедэксперта — сдержанность в эмоциях.

Настоящий профессионал выполняет свою работу без лишних слов, пусть даже слов утешения. Пример:
Как-то раз судмедэксперт во время процедуры освидетельствования нанесенных пострадавшему травм решил его подбодрить: мол, ничего страшного — до свадьбы заживет. Услышав это, человек разнервничался еще больше. На суде он обвинил эксперта, что тот, якобы, заинтересованное лицо и сознательно занизил степень тяжести телесных повреждений. После этого заявления последовал отвод судмедэксперта как свидетеля, вызов в суд другого специалиста, повторная экспертиза.

Читайте также: