Фундаментальная медицина что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Степень: Исследователь. Преподаватель исследователь

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Поступление происходит на конкурсной основе.

Содержание

Офицеры Вооруженных Сил все чаще стали интересоваться поступлением в адъюнктуру на специальность «Фундаментальная медицина». Связано это не только с желанием повысить уровень квалификации, а и получить новые знания в проведении комплексных исследований и анализа научных достижений.

Условия поступления

В адъюнктуру зачисление происходит на конкурсной основе, исходя из результатов вступительных экзаменов. Принимаются абитуриенты, имеющие высшее профессиональное образование или закончившие гражданские вузы медицинской направленности.

Также зачисляются офицеры, проходящие военную службу по контракту, зарекомендовавшие себя во время службы с положительной стороны, проявившие способности в научно-исследовательской деятельности и имеют опыт практической работы на офицерской должности.

Будущая профессия

Группа врачей в операционной
Профессия по специальности 30.07.01 Фундаментальная медицина предполагает углубленное изучение этого направления, приобретение всех навыков профессиональной деятельности.

Медик занимается научной работой в сфере охраны здоровья человека, проводит исследования с использованием современных методик. Активно разрабатывает идеи по улучшению качества здоровья на основе фундаментальных исследований.

Куда поступать

Обучение офицеров в адъюнктуре предлагают многие вузы Москвы и других городов. Среди них:

  • Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова;
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Санкт-Петербургский Военный Институт Внутренних Войск МВД России;
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И. П. Павлова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова.

Срок обучения

Получить образование можно на дневной, заочной и индивидуальной форме обучения. На очной форме обучение составляет три года, на заочной и индивидуальной — срок увеличивается на 6–12 месяцев, в зависимости от объема программы адъюнктуры, реализуемый за учебный год.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа адъюнктуры включает разные учебные дисциплины:

  • генетика;
  • клиническая иммунология;
  • физиология;
  • патологическая анатомия;
  • физиология военного труда;
  • молекулярная биология;
  • военная терапия;
  • военная эпидемиология.

Приобретаемые навыки

Врач в военном госпитале
Закончив изучение программы адъюнктуры, можно приобрести навыки и способности:

  • генерирование идей для проведения исследований, различных проектов, анализа научных достижений;
  • проведение комплексных исследований;
  • фундаментальный и критический анализ в области биологии и медицины;
  • разработка собственных методов и методик.

Перспективы трудоустройства

Выпускников адъюнктуры направления «Фундаментальная медицина» никогда не волнует вопрос, кем работать. Существует множество должностей по этой профессии:

  1. Провизор высшей категории в аптеке.
  2. Специалист по разработке ЛП.
  3. Специалист по проверке качества субстанций, синтеза.
  4. Научный сотрудник. Преподаватель.

Перспективы профессионального совершенствования

После окончания учебы в адъюнктуре, медик может продолжить совершенствование своих знаний и профессиональное развитие в докторантуре. После освоения программы докторантуры, выполнение индивидуального плана, защиты диссертации присуждается степень доктора медицинских наук.

Трудоемкость естественнонаучных дисциплин значительно увеличена. Углублённое изучение таких дисциплин как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, биоинформатика, молекулярная эндокринология и др.

По окончанию обучения и после успешной сдачи государственного экзамена выпускники получают квалификацию врач-лечебник

С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.


Информация для абитуриентов

Вступительные испытания (ЕГЭ)

ЕГЭ по каким предметам нужно сдать для поступления на «Фундаментальную медицину»:

Проходной балл 2020 г. - не определён, поскольку в 2021 году происходит первый набор.

На отделении осуществляется подготовка по дисциплинам

• Гуманитарным: иностранный язык, философия, инновационная экономика, правоведение, биоэтика.

• Естественно-научным: физика, химия, высшая математика, теория вероятности, биология.

• Базовым медицинским: биохимия, физиология, микробиология и вирусология, патофизиология, патологическая анатомия, фармакология и др.

• Клиническим: общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней, терапия, хирургия, инфекционные болезни и др.

• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и геномика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология, регенеративная медицина, генная терапия.

Выпускники отделения могут

1. Пройдя первичную аккредитацию, продолжить работу врачом-терапевтом участковым

2. Поступить в ординатуру по специальностям, на которые осуществляется прием выпускников, завершивших обучения по специальности 31.05.01 «Лечебное дело».

3. Поступить в аспирантуру и продолжить заниматься научно-исследовательской работой в профильных НИИ и клиниках.

Роль выпускника профиля «Фундаментальная медицина» в современной медицине

С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.

Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, предшествующей государственной итоговой аттестации. Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в 2 раза. На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинская статистика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология.

Специальность 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина»), общая информация

• Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, которая является допуском к государственной итоговой аттестации.

• Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в два раза.

• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, математическая биология, биоинформатика, молекулярная эндокринология.

В 2020 году профессиональная переподготовка врачей проходит по новым правилам, к которым должны быть готовы как врачи, так и медучреждения. Разберемся, какие изменения произошли, в каком направлении теперь могут развиваться медики.

Профессиональная переподготовка врачей — обучение, направленное на глубокое изучение программы для ведения нового вида деятельности. Оно подходит работниками, которые уже имеют определенную профессию, но хотят освоить новую в короткое время.

Что такое профессиональная переподготовка

Фундаментальная медицина: обучение, профессия и кем работать

Изучив программу в удобном формате, успешно пройдя первичную аккредитацию, медицинский сотрудник получает право работать по специальности и выполнять трудовые функции в полном объеме. Его профессиональный уровень будет не ниже, чем если бы он получил новую специальность через интернатуру или ординатуру.

Такое обучение решает сразу несколько проблем. С его помощью руководители получают работников нужных специальностей и избавляются от кадрового дисбаланса, а сами медики — возможность профессиональности расти, развиваться и зарабатывать больше на новой должности.

По каким направлениям можно пройти профессиональную переподготовку врачам

Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н регулирует, кто вправе пройти профпереподготовку и по каким направлениям. Одного желания выполнять другие функции недостаточно — медик должен соответствовать квалификационным требованиям, иметь высшее или среднее образование подходящей специальности.

В целом приказ регулирует и качество оказания медицинской помощи. Опираясь на него, понятно, что фармацевт не может стать хирургом, а психолог с немедицинским образованием — терапевтом. Если врач хочет в корне сменить специальность, сделать это можно только путем длительного обучения в вузе.

Перепрофилирование только помогает уйти в более узкую сферу, например, онколог, рентгенолог или невролог могут переквалифицироваться в радиолога, а педиатр, фтизиатр, терапевт — в пульмонолога.

Важно! Если человек не работал и не проходил курсы повышения квалификации свыше 5 лет, для него профпереподготовка — шанс вернуться к трудовой деятельности. Главврачи не вправе допускать таких специалистов без обучения.

Сроки и особенности прохождения профпереподготовки

С 1 января 2020 года после программы профессиональной переподготовки врачей нужно пройти аккредитацию. Об этом сказано в приказе Минздрава №898н.

При аккредитации проходят проверку знаний:

  • специалисты со средним образованием сдают тест по теоретическим вопросам и выполняют практическое задание за полчаса;
  • врачи с высшим образованием сдают тест на проверку базовых знаний, выполняют 5 практических заданий по 10 минут и решают ситуационные задачи.

Длительность профпереподготовки больше, чем повышения квалификации, поэтому с тестированием и заданиями обычно не возникает проблем.

Курсы составляют в среднем 250-576 часов — за это время человек успевает усвоить нужный материал.

В последующем для повышения квалификации и набора баллов НМО медик может проходить короткие программы по 144 часа, а также семинары по 36 часов и т.д.

Где пройти профессиональную переподготовку врачам

Профессиональная переподготовка врачей 2020 может проходить очно или дистанционно. Не принципиально, на базе каких учебных заведений ведется обучение. Главное, чтобы они входили в число аккредитованных центров, список которых размещен на портале непрерывного медицинского образования.

Стоимость курса зависит от направления и того, где проходит профессиональная переподготовка врачей. Центр Оценки Квалификации и Обучения №1 предлагает большой список программ по приемлемой цене. Рассчитать стоимость или оставить заявку вы можете через форму на сайте.

Учитывайте, что профессиональная переподготовка врачей дистанционно не отличается от очных курсов. В программу включена та же информация, а после успешного тестирования медик получает диплом или сертификат. Главное преимущество дистанционного формата в том, что человек может учиться и работать, а также осваивать новую специальность в комфортных для себя условиях.

Мгу факультет фундаментальной медицины: описание

Фундаментальная медицина: обучение, профессия и кем работать

На базе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова открыто направление для обучения медицинских специалистов. До подачи заявления студенту полезно будет узнать некоторую информацию.

Мгу факультет фундаментальной медицины — что это

Учебным учреждением, занимающимся исследованиями в медицинской сфере, заведует Ткачук В. А. Данное структурное подразделение было открыто летом 92-ого года. Изначально, на факультете было всего 2 кафедры – биохимии и фармакологии.

На входе в здание студентов встречает памятник Ломоносову М. В. Поступивший студент может обучаться на следующих медицинских кафедрах:

  • фармацевтическая технология;
  • биофизика;
  • андрология;
  • урология;
  • анатомия;
  • фармация;
  • частной и общей патологии;
  • хирургия;
  • терапия;
  • офтальмология;
  • клиническая подготовка;
  • гинекология;
  • экстремальная медицина (экологическая);
  • акушерство.

Факультет фундаментальной медицины МГУ: специальности

На официальном сайте университета Ломоносова значится, что в 2017 году факультет отметил 25 лет. Учебный процесс специализируется на двух отделениях:

  • фармацевтическом;
  • лечебном деле.

Получать навыки по специальности «учебное дело» нужно 6-ти лет. Половина времени проводится обучение студентов естественнонаучным знаниям. В этом помогают остальные факультеты МГУ имени Ломоносова.

Фармацевтическую специальность можно получить студентам, начиная с 2008-го года. По окончанию обучения выпускникам МГУ факультета фундаментальной медицины, присваивается квалификация «провизор».

Обучение медицине в МГУ — прекрасная возможность получить достойное образование. Учиться данной специальности нужно также 6 лет. Обучающая программа университета МГУ включает следующие дисциплины:

  • профессиональные;
  • гуманитарные;
  • медико-биологические;
  • естественно-научные;
  • социально-экономические.

Научная деятельность медицинского отделения МГУ взаимосвязана со множеством центром по всему миру. Разработки факультета выполняются в сотрудничестве со специалистами других кафедр университета Ломоносова.

Преподаватели медицинского отделения МГУ

Работать в данном учебном заведении стремятся все ученые и преподаватели. Найти свободную вакансию факультета фундаментальной медицины МГУ очень сложно из-за большой конкуренции. Известно, что в медицинском подразделении работают:

  • 2 корреспондента Российской ассоциации медицинских наук (РАМН);
  • 12 академиков РАМН и РАН;
  • 113 ассистентов, доцентов и профессоров.

Как поступить на медицинский факультет МГУ

Посмотреть проходные баллы в 2018 году бюджетных мест стоит на официальном сайте. В 2017 году необходимо было набрать такие минимальные оценки:

  • лечебное дело – 469;
  • фармация – 434.

День открытых дверей на медицинский факультет будет проходить в основном здании МГУ (адрес: Ленинские горы, 1). Дата – 14 января 2018 года. Для начала студентов ознакомят со всеми специальностями, сроками проведения вступительных экзаменов, количествах баллов.

Мероприятие будет проходить в актовом зале. Около полудня можно задавать вопросы ректору МГУ.

Чтобы точно поступить в университет МГУ обязательно нужно посещать подготовительные курсы для школьников 9-11 классов:

  • дополнительные занятия по химии;
  • для медико-биологической специальности.

ДВИ по химии – дополнительное вступительное испытания МГУ. Студенты, которые сдали ДВИ, но провалили экзамены бюджетного обучения, могут участвовать в конкурсе на контрактное поступление.

Университет дает возможность стать бакалавром, пройти магистратуру, получить второе высшее образование. Ведется прием аспирантов и ординаторов.

Официальный сайт

Как ознакомиться со списком поступивших студентов:

  1. Зайти на сайт факультета фундаментальной медицины.
  2. Открыть третью слева вкладку «Поступающим».
  3. Зайти на вторую ссылку.
  4. Там публикуются фамилии поступивших студентов.

Узнать отзывы про учебное заведение, а также любую полезную информацию стоит во вкладке Общий открытый форум факультета. Вопросы по вступительным экзаменам, что сдавать, задаются во вкладке «Хочу у Вас учиться». Чтобы узнать расписание занятий, телефон деканата также достаточно зайти на официальный сайт.

Стоимость обучения

Если не поступить на бюджет, то не нужно расстраиваться. Студенты всегда смогут поступить на контрактную форму обучения. Так, начиная с 2016 года, стоимость обучения за один курс составляет 400 тыс. рублей (фармация и лечебное дело).

От 230 тыс. рублей в год стоят следующие программы обучения для аспирантов:

  • фундаментальная медицина;
  • биологические науки;
  • фармация;
  • клиническая медицина.

Клуб «Будущий доктор»

Всем, кто интересуется медициной и хотят стать врачами, будет интересно посетить Клуб «Будущий доктор». Занятия являются бесплатными, на странице вконтакте можно скачать повтор текстовый вариант лекции. Для посещения медицинского факультета необходимо зарегистрироваться, перейдя по ссылке регистрации (указана в группе социальной сети).

Победители получат специальные призы, грамоты и медали. К сожалению, на поступление в МГУ результаты олимпиады не влияют.

Где студенту жить

По вопросам размещения студента нужно обращаться непосредственно в «Управление общежитиями МГУ» — самостоятельное подразделение. Иногородним предоставляется жилье.

На получение места могут претендовать лица, живущие дальше Москвы и области, начиная с 6-ой зоны МЖД (Московской железной дороги). Для подтверждения постоянного места жительства необходимо предъявить паспорт, но выписываться из дома не нужно.

Проживать в общежитии разрешено студентам, ординаторам и аспирантам. Места являются платными. Ежемесячная стоимость на обучение в 2015 году:

Найди свой путь в медицине будущего!


Институт биологии и биомедицины (ИББМ) насчитывает более чем столетнюю историю. Традиционно здесь ведутся работы по изучению биоразнообразия, мониторингу и решению экологических проблем региона, зоотоксинологии, биоэлектрогенезу. Большое внимание в последние десятилетия уделяется исследованиям в области фундаментальной и биомедицины, магнитобиологии, молекулярной иммунологии и онкологии, тераностики, нейротехнологии

Перспективы развития ИББМ в значительной мере связаны с ответами на «вызовы общества» — решением новых востребованных задач подготовки кадров высшей квалификации и проведении исследований в области современных биотехнологий, охраны окружающей среды и сохранении биоразнообразия, агробиотехнологий, биомедицины.

Поэтому в 2017 году ИББМ открывает набор по новым медицинским специальностям: медицинская биофизика, медицинская биохимия и медицинская кибернетика. Для реализации программ подготовки кадров высшей квалификации по новым медицинским специальностям в 2016 году в ИББМ была открыта кафедра экспериментальной и ядерной медицины. Возглавил кафедру кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения РФ Сергей Владимирович Романов. Преподавателями этой кафедры стали практикующие врачи Приволжского окружного медицинского центра. Вместе с тем, уже с 2016 года в ИББМ была открыта новая магистерская программа по биологии – биомедицина.

Научно-исследовательская работа ведется на кафедрах и в научных центрах ИББМ.

Фундаментальная медицина

Фундаментальная медицина — это область экспериментальной науки, направленная на улучшение качества и продолжительности жизни. Задачей этой науки является применение в медицине достижений естественных наук, прежде всего, биологии, физики, химии. а также адаптация используемых в этих науках методов и подходов в клинических целях. Специальность предполагает изучение всех видов профессиональной медицинской деятельности, а также естественно научных дисциплин для получения широкого спектра профессиональных знаний и умений.

Медицинская биохимия

Медицинская биохимия наука о человеке, о природе его здоровья и болезни, об адаптации организма. Она исследует изменения состава биологических сред и клеток организма человека в период развития болезни и её лечения, занимается изучением причин изменений поведения человека.

Эта область науки о человеке позволяет не только выяснить, чем болен человек, но и предсказать появление болезни в будущем.

Медицинская биофизика

Нишей медицинской биофизики является исследование физических процессов в организме человека в нормальном состоянии и при заболеваниях, анализ влияния физических факторов на человека, а также внедрение и использование физических методов диагностики. Глубокое понимание процессов, протекающих в живом организме, позволяет использовать огромный потенциал современной биофизики для разработки новых подходов к диагностике и лечению широкого круга заболеваний.

Медицинская кибернетика

Медицинская кибернетика – это наука, исследующая закономерности получения, хранения, передачи и преобразования информации в организме человека. Основанная на создании имитационных моделей, в том числе математических, медицинская кибернетика позволяет сопрягать сложные технические устройства с системами управления, что помогает создавать новые решения для улучшения качества жизни больных людей.

В широчайший спектр интереса этой новой науки входит вычислительная диагностика заболеваний. В частности, математическое моделирование процессов, которые происходят при развитии болезни и поиск решений по её лечению в виртуальном мире. Кроме того, есть другая область вычислительной диагностики, которая связана с обработкой огромного массива персонализированных данных и построению возможных вариантов развития патологии по результатам этой обработки.

Кем я буду в будущем

Профессии будущего

IT медик. Специалист с хорошим знанием ИТ, создаёт базы физиологических данных и управляет ими, создаёт программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации. А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы.

Клинический биоинформатик. В случае нестандартного течения болезни строит компьютерную модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровнях). На Западе эта специальность существует уже не первый год и направлена на то, чтобы по максимуму использовать весь багаж накопленной информации – генетической, биологической и медицинской для того, чтобы подобрать индивидуальный метод лечения для конкретного пациента. Трансляционная медицина есть и в России, и специалисты прогнозируют появление большого количества рабочих мест в этой области.

IT-генетик. Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями. Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей. Например, в 2014 году в Великобритании объявили, что у 6 пациентов, больных хороидеремией (наследственным генетическим заболеванием, до настоящего момента неизлечимым и ведущим к слепоте), в результате генотерапии улучшилось зрение. Но это лишь первый шаг. Следующий шаг – модификация генома: эксперимент с целенаправленным изменением двух генов уже провели на обезьянах.

Какие экзамены мне нужно сдать для поступления

Медицинская биохимия (30.05.01)

  • химия
  • биология
  • русский язык

Медицинская биофизика (30.05.02)

  • физика
  • математика
  • русский язык

Медицинская кибернетика (30.05.03)

  • математика
  • биология
  • русский язык

Центры, в которых я смогу заниматься научными исследованиями

img

— Открытие факультета отражает сразу несколько актуальных тенденций в сфере медицины. Современная медицина — это сфера пересечения множества наук, огромный задел из которых есть именно в классических вузах с их богатой историей и развитыми фундаментальными научными школами. Междисциплинарный подход предполагает синергию медицины и биологии, физики, математики, IT-технологий. Потребность в специалистах, которых мы готовим, очень высока и обусловлена теми задачами, которые решает отечественная система здравоохранения, например, развитие биотехнологий и автоматизации. Например, создание баз данных, реестров пациентов. У каждого человека своя периодичность посещения врача: кто-то приходит в клинику один раз в десятилетие, другие постоянно обращаются к разным специалистам и получают разные мнения о состоянии своего здоровья. Выбор способа оптимального лечения сопровождается своего рода хаосом, тратой большего количества личных денег, ресурсов бюджета, средств страховых компаний. Информацию об истории лечения пациентов необходимо упорядочить. Помимо прочего, это поможет сформировать у людей понимание ответственности за свое здоровье. Пациент считает, что если он пришел к врачу, именно врач должен сделать все для его выздоровления. Но врач и пациент — партнеры. Врач, имея знания, опыт, может дать рекомендацию, а то, воспользуется ли ею пациент, уже вне сферы ответственности медицинского специалиста.


— То есть цифровизация поможет создать цельную картину состояния здоровья человека и истории его лечения?

— И она позволит выпускнику факультета фундаментальной медицины — специалисту-универсалу — видеть конкретную болезнь не обособленно, а с учетом состояния всего организма?

— Задачи факультета и его новизна заключаются не в этом. Представление о том, что сегодня у всех врачей исключительно узкий взгляд на заболевание, неверное. Врач в условиях ограниченного времени составляет первоначальное представление о болезни со слов пациента. Опытный и грамотный врач задает правильные вопросы для того, чтобы как можно больше получить необходимой информации. Но если пациент не захочет о чем-то сказать, он этого и не скажет. То есть, у врача нет целостной картины не потому, что он узко видит проблему, а потому, что у него нет нужной информации. Цифровое здравоохранение позволяет врачу дополнять слова пациента другими сведениями: результатами прошлых и новых анализов, исследований, содержанием жалоб на здоровье. Хранилище максимально полной информации о пациенте сосредотачивается в одном месте, и это формирует целостную картину состояния организма.

— Тогда в чем отличие факультета фундаментальной медицины ЧелГУ от привычных учебных заведений, готовящих врачей?

— Мы готовим специалистов по трем конкретным направлениям, абсолютно не конкурирующим с теми специальностями, которые преподаются в медицинском университете. Например, одно из наших направлений — медицинская кибернетика — непосредственно связано с созданием системы цифрового здравоохранения. Что происходит сегодня: есть врач и есть программист. Врач знает медицину, но не понимает компьютерные программы. Хотя ему было бы удобно в автоматическом режиме иметь доступ к базам данных, медицинским информационным системам, различным реестрам, показывающим, например, этапы лечения онкологической болезни пациента от момента ее выявления до сегодняшнего дня. Сегодня система далека от совершенства, и врач не знает, как этот процесс автоматизировать. Программист знает как, но не знает что. Врач объяснить на своем языке программисту может, но тот его не поймет. А языком программирования врач не владеет. Одна из задач медицинского кибернетика — быть промежуточным звеном между врачом и программистом, имея при этом фундаментальные медицинские знания и являясь, по сути, переводчиком с языка медицины на язык программирования, постановщиком технического задания программисту. Пока таких специалистов нет, и мы буксуем, теряем время лечения.


— Вам возразят: то, о чем вы сейчас говорите, не соотносится с задачами классического вуза.

— Почему?! Разве междисциплинарный подход противоречит идеям классического университета? Вполне логично, что именно в классическом университете началась подготовка врачей, работающих на стыке естественных наук и медицины. В вузе наработан научный фундамент. Есть сильные, самодостаточные факультеты: физический, химический, математический, биологический, институт информационных технологий. Многие из их выпускников уже работают в медицинской сфере. Очень важно использовать потенциал этих факультетов, этих наук для развития медицины. К счастью, ректор ЧелГУ Диана Александровна Циринг правильно оценивает эти возможности и перспективы.

Факультет фундаментальной медицины конкретизирует специальности: медицинская биохимия, медицинская биофизика и медицинская кибернетика. Приведу пример. Физический факультет традиционно готовит специалистов для всех естественнонаучных областей, включая медицину. Но на физическом факультете не дают медицинских знаний. Когда выпускник попадает в медицину, то только начинает набираться опыта — годы тратит на то, чтобы влиться, понять специфику. Специалист в сфере медицинской биофизики — тот же физик, только еще и с багажом медицинских знаний. То же можно сказать про химиков. Основной карьерный вектор выпускников направления «медицинская биохимия» — научный сотрудник, специалист, участвующий в разработке лекарственных препаратов и в доклинических испытаниях лекарств. Это, кстати, к вопросу о задачах импортозамещения на фармацевтическом рынке. На сегодняшний день таких специалистов в России единицы. Про функции медицинской кибернетики мы уже говорили. Добавлю только, что в целом медицина движется к искусственному интеллекту, робототехнике, использованию роботов, в том числе, в хирургии. Разве кибернетик, создающий таких роботов, не должен знать медицину? По-моему, ответ очевиден. И у этого специалиста должны быть базовые знания фундаментальных наук. Поэтому совершенно правильно, что профессиональная подготовка такого рода ведется в базовом, классическом вузе, а не в медицинском. Однако медицинский вуз, без сомнения, должен в этом участвовать. Нам просто необходимо взаимодействие двух вузов, но пока с этим возникают сложности, и есть недопонимание нашей позиции со стороны коллег.

— С чем оно связано?

— Многих смущает слово «врач», которое будет написано в дипломе наших выпускников. Однако специалисты сфер, связанных с медициной биофизики, биохимии и кибернетики названы врачами в профессиональном стандарте, которое утвердило федеральное Министерство труда и социальных отношений. И я знаю, почему людей это удивляет. Потому что в традиционном понимании врачей готовят в медуниверситетах, и врач — это тот, кто в поликлинике ведет прием, общается с пациентом или работает в стационаре, занимается лечением, проводит исследования. Но в современных лечебных практиках все намного сложнее. Например, в онкодиспансере есть высокотехнологическое оборудование — кибернож. Он применяется в лечении онкологического заболевания неким лучом, который должен попасть в четко обозначенную опухоль, расположенную на определенной глубине, в определенной ткани, а ткани, как известно, разной толщины. И этот луч должен попасть именно в опухоль. Не в соседние здоровые ткани, так как это приведет к осложнениям, не в расположенные рядом сосуды, нервы и другие жизненно важные органы и системы. Только в опухоль! Так вот, классический врач — это специалист, который управляет данным аппаратом и взаимодействует с пациентом. Но до этого огромная работа была проведена медицинским биофизиком. Именно биофизик соотнес все снимки, смоделировал опухоль и орган, в котором она находится, произвел все расчеты воздействия луча. Все это сделал специалист, знающий анатомию человека, структуру тканей, расположение органов, и способный просчитать силу, скорость, глубину лучевого воздействия и другие физические параметры. В обществе необходимо расширить содержание понятия «врач» и представления о современной медицине, где трудятся в том числе и инженеры, и техники, и лучше, если они будут с медицинским образованием. Суть их профессиональной подготовки в том, что в одном лице совмещаются базовые фундаментальные знания естественнонаучных дисциплин и базовые знания медицины. Мы не конкурируем с медакадемией, мы готовим биофизиков, биохимиков и кибернетиков конкретно для медицины.


— А каковы реалии рынка труда?

— В начале апреля в Челябинске прошло совещание по развитию ядерной медицины в Уральском федеральном округе. Статус мероприятия высокий: участвовали полномочный представитель президента РФ, представители министерств. Выступала, в частности, Татьяна Владимировна Семенова, руководитель департамента кадровой политики Минздрава. По ее словам, в лечебных учреждениях России сегодня работают 429 медицинских физиков. Потребность составляет 1,5 тысячи человек соответствующей специальности. И это только по направлению «ядерная медицина». На этом фоне открытие в ЧелГУ факультета фундаментальной медицины выглядит более чем актуальным. Татьяна Владимировна также заострила внимание на том, что подготовка этих специалистов должна идти на базе классических университетов совместно с медицинскими вузами. Наша задача — договориться с медуниверситетом и выстроить максимально эффективное взаимодействие. Речь идет о мультидисциплинарных специальностях. И все обучение должно быть максимально ориентированным на практику. И уже сейчас создается совместная рабочая группа по организации такого сотрудничества.

— Как этого удается добиться?

— На сегодняшний день ЧелГУ подписал договоры с областным Центром онкологии и ядерной медицины, с клиникой «Источник» — одной из самых крупных и современных медицинских организаций нашего региона в плане кадрового обеспечения, автоматизации и применения информационных технологий. Таким образом, официально оформлен статус этих структур в качестве клинической базы процесса обучения студентов. Кстати, клиника «Источник», которую я возглавляю, является также клинической базой восьми основных кафедр медуниверситета, представляющих все ключевые отрасли медицины. Сотрудники кафедр ведут в нашей клинике прием. То есть, база для продуктивного взаимодействия есть, ее надо только задействовать. Наука с практикой связаны настолько тесно, что по-другому готовить специалистов сегодня немыслимо. И это главный принцип, заложенный в основу деятельности факультета фундаментальной медицины ЧелГУ. В этом контексте довольно странно звучат высказывания наших оппонентов, до сих пор воспринимающих факультет как некую идею, которая все еще в воздухе. Да не в воздухе уже! В прошлом году факультет был открыт, мы объявили набор и без какой бы то ни было рекламы (получили лицензию лишь в мае — за считанные недели до начала работы с абитуриентами) набрали группу врачей-биохимиков в количестве 17 человек. На первом, втором и отчасти даже на третьем курсе студенты проходят базовые дисциплины: иностранный язык, латинский язык, химия, биологию, физику, математику, информатику и так далее. Для этого вузу ничего нового не нужно, весь фундамент уже есть — мы максимально задействуем сервисные кафедры университета.


— Это к вопросу о рентабельности?

— Конечно! Для первого курса потенциала существующей базы обучения вполне достаточно. Но с учетом ежегодного набора студентов и увеличения их контингента программа оснащения факультета будет реализована полностью. В течение первого года мы оборудовали цитологическую и гистологическую лабораторию, которой будут пользоваться не только преподаватели и студенты факультета фундаментальной медицины, но и биологического факультета, что очень важно для усиления их научного потенциала. Принято решение о покупке 3D-интерактивного анатомического стола для проведения занятий по анатомии и физиологии, уже оформляются необходимые документы. Это нужно и факультету фундаментальной медицины, и факультету биологии. К тому же, студенты этих подразделений смогут пользоваться оборудованием, лабораториями тех медучреждений, которые являются нашей клинической базой. Не говоря уже о том, что они смогут проходить там практику и набираться необходимого опыта.

То есть, всего лишь за год работы мы уже сделали ряд шагов. А учитывая, что контингент обучающихся расширяется, за пять лет подготовки будут реализованы все планы по оснащению. И это уже сейчас создаваемая реальность.

Читайте также: