Где можно получить профессию кинооператора в россии

Опубликовано: 01.07.2024

Операторский факультет готовит кино- и телеоператоров, способных снимать игровые и документальные фильмы, телевизионные программы и сюжеты. Выпускники обладают творческим потенциалом и техническими знаниями, необходимыми для решения художественных задач

– искусство превращать иллюзии в реальное экранное изображение. Всё, что вы видите на экранах кинотеатров, телевизоров, мониторов, всё сперва увидел и почувствовал оператор!

Обучение операторскому мастерству поможет

  • мыслить образами, создавая изобразительное решение фильма
  • получить уверенные навыки съёмки программ разных жанров и форматов
  • быть в гуще самых захватывающих событий
  • увидеть мир самому и показать его зрителю
  • стать успешным, востребованным, реализовать себя и получить призвание на всю жизнь

Операторский факультет ждёт тех, кто

  • хочет учиться, умеет не только смотреть, но и видеть
  • хочет быть первым, а возможно, и единственным свидетелем событий
  • лёгкий на подъём и любознательный, не боится трудностей и риска
  • любит снимать фото и видео, видит красоту и соразмерность в каждом предмете
  • умеет быть искренним, терпеливым и надежным, разделяет девиз: "Никто, кроме нас!"
  • Кинооператорство
  • Кинооператор
  • Телеоператор
  • очная форма – 5 лет

Примерные вопросы
1. Почему вы хотите стать оператором?
2. Где бы Вы хотели работать в кино, на телевидении, в новых медиа? Почему?
3. Ваши любимые художники. Расскажите об одном из них.
4. Наиболее значимые направления в мировом изобразительном искусстве. Художники. Картины.
5. Отечественная живопись XIX -XX века. Наиболее интересные и яркие художники, по Вашему мнению.
6. Приведите примеры влияния изобразительного искусства на кинематограф.
7. Назовите имя художника и название картины по репродукции. Абитуриенту показывают 10-15 репродукций классических живописных произведений.
8. Назовите свои любимые фильмы, расскажите про операторскую работу в них. Чем интересно изображение?
9. Изображение каких фильмов за последние несколько лет Вас заинтересовало?
10. Назовите наиболее интересных современных российских кинооператоров.
11. Назовите наиболее ярких зарубежных кинооператоров последних лет.
12. Расскажите об основных направлениях в истории кино и об их изобразительных особенностях.
13. Назовите своих любимых операторов и расскажите об их картинах.
14. Нравится ли Вам фотографировать? Какие у Вас творческие предпочтения в этом виде искусства?
15. Технические особенности фотографии, необходимые для получения качественного изображения.
16. Влияние технических параметров на художественную сторону фотографии.
17. Особенности фотосъемки различных жанров в фотографии.
18. Особенности и основные параметры современных фотокамер.
19. Назовите Ваши любимые телеканалы или интернет-каналы. Расскажите о них.
20. Назовите телепрограммы/ телесериалы, которые Вам нравятся. Почему?

Абитуриенту предлагаются для узнавания репродукции работ известных художников и архитекторов.

Абитуриенты предоставляют на собеседование творческую папку (27-30 фоторабот):
- портрет при естественном освещении (3 штуки)
- портрет с использованием осветительных приборов (3 штуки)
- натюрморт при естественном освещении (2 штуки)
- натюрморт с использованием различных источников света (2 штуки)
- пейзаж сельский / городской и индустриальная натура (5 штук)
- жанровые снимки (6 штук)
- репортаж (7-12 штук)

Требования к творческой папке
- снимки должны быть выполнены с помощью пленочного или цифрового фотоаппарата (снимки, выполненные на телефон, не рассматриваются)
- формат снимков – не менее 30x40 см, цвет или ч/б
- снимки должны быть выполнены ЛИЧНО
- не допускается использование компьютерной графики и компиляции разных изображений
- каждый снимок должен быть наклеен на паспарту
- с обратной стороны снимка необходимо указать фамилию, имя, отчество, а также данные съемки (камера, объектив, фокусное расстояние, выдержка, диафрагма и ISO)
- абитуриент должен уметь рассказать о художественном замысле и технике исполнения снимков
- все фотоработы необходимо представить и в электронном виде на подписанном USB-флеш- накопителе, который нужно вложить в творческую папку.

Абитуриент представляет на собеседовании также грамоты, дипломы, призы, при наличии.

Подробная программа вступительных испытаний с требованиями к снимкам находится в разделе Поступление/ Высшее образование https://gitr.ru/abitur/

Абитуриенты получают
- домашнее задание (съёмка на натуре), которое приносят на творческий конкурс


Список фильмов, литературы, музеев, рекомендуемых для подготовки к поступлению
на операторский факультет (в хронологическом порядке)

Отечественный кинематограф, 16+

1. «Броненосец «Потемкин»» реж. С.Эйзенштейн, опер. К.Тиссэ, 1925.
2. «Мать» реж. В.Пудовкин, опер. А.Головня, 1926.
3. «Новый «Вавилон»» реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг, опер. А.Москвин, 1929.
4. «Земля» реж. А.Довженко, опер. Д.Демуцкий, 1930.
5. «Веселые ребята» реж. Г.Александров, опер. В. Нильсен, 1934.
6. «Пышка» реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек, 1934.
7. «Александр Невский» реж. С.Эйзенштейн, опер. К.Тиссэ, 1938.
8. «Богдан Хмельницкий» реж. И.Савченко, опер. Ю.Екельчик, 1941.
9. «Иван Грозный» (1 сер.), реж. С.Эйзенштейн, опер. А.Москвин и Э.Тиссэ, 1944.
10. «Иван Грозный» (2 сер., «Боярский заговор»), реж. С.Эйзенштейн, опер.: А.Москвин и Э.Тиссэ, 1945.
11. «Летят журавли» реж. М.Калатозов, опер. С.Урусевский, 1957.
12. «Судьба человека» реж. С.Бондарчук, опер. В.Монахов, 1959.
13. «Иваново детство» реж. А.Тарковский, В.Юсов, 1962.
14. «Гамлет» реж. Г.Козинцев, опер. Й.Грицюс, 1964.
15. «Я – Куба» реж. М.Калатозов, опер. С.Урусевский, 1964.
16. «Война и мир» реж. С.Бондарчук, опер. А.Петрицкий, 1965-67.
17. «Тени забытых предков» реж. С.Параджанов, опер. Ю.Ильенко, 1965.
18. «Андрей Рублев» реж. А.Тарковский, опер. В.Юсов, 1966.
19. «Анна Каренина» реж. А.Зархи, опер. Л.Калашников, 1967.
20. «Дворянское гнездо» реж. А.Кончаловский, опер. Г.Рерберг, 1969.
21. «Бег» реж. А.Алов и В.Наумов, опер. Л.Пааташвили, 1970.
22. «Зеркало» реж. А.Тарковский, опер. Г.Рерберг, 1974.
23. «Свой среди чужих, чужой среди своих» реж. Н.Михалков, опер. П.Лебешев, 1974.
24. «Восхождение» реж. Л.Шепитько, опер. В.Чухнов, 1976.
25. «Сталкер» реж. А.Тарковский, опер. А.Княжинский, 1979.
26. «Жестокий романс» реж. Э.Рязанов, опер. В.Алисов, 1984.
27. «Мой друг Иван Лапшин» реж. А.Герман, опер. В.Федосов, 1984.
28. «Сибирский цирюльник» реж. Н.Михалков, опер. П.Лебешев, 1998.
29. «Возвращение» реж. А.Звягинцев, опер. М.Кричман, 2003.
30. «Прогулка» реж. А.Учитель, опер. Ю.Клименко, П. Костомаров, 2003.
31. «Свои» реж. Д.Месхиев, опер. С.Мачильский, 2004.
32. «Остров» реж. П.Лунгин, опер. А.Жегалов, 2006.
33. «Стиляги» реж. В.Тодоровский, опер. Р.Васьянов, 2008.
34. «Высоцкий. Спасибо, что живой!» реж. П.Буслов, опер. И.Гринякин, 2011.
35. «Сибирь. Монамур», реж. С.Росс, опер. Ю.Райский, 2011.
36. «Географ глобус пропил» реж. А.Велединский, опер. В.Башта 2013.
37. «Сталинград» реж. Ф.Бондарчук, опер. М.Осадчий, 2013.
38. «Солнечный удар» реж. Н.Михалков, опер. В.Опельянц, 2014.
39. «Конец прекрасной эпохи» реж. С.Говорухин, опер. Г.Карюк, 2015.
40. «Движение вверх» реж. А.Мегирдичев, опер. И.Гринякин, 2017.


Зарубежный кинематограф, 18+

1. «Рождение нации» реж. Д.Гриффит, опер. Б.Битцер, 1914.
2. «Восход солнца» реж. В.Мурнау, опер. Ч.Рошер и К.Страсс, 1927.
3. «Большой вальс» реж. Ж.Дювивье, опер. Д.Руттенберг, 1939.
4. «Унесенные ветром» реж. В.Флеминг, опер. Э.Халлер и Р.Реннахан, 1939.
5. «Гражданин Кейн» реж. О.Уэллс, опер. Г.Толанд, 1941.
6. «Касабланка» реж. М.Кертиц, опер. А.Идисон, 1942.
7. «Пепел и алмаз» реж. А.Вайда, опер. Е.Вуйчек, 1958.
8. «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л.Годар, опер. Р.Кутар, 1960.
9. «Восемь с половиной» реж. Ф.Феллини, опер. Д.Ди Венанцо, 1963.
10. «Фотоувеличение» реж. М.Антониони, опер. К. Ди Пальма, 1966.
11. «2001: Космическая одиссея» реж. С.Кубрик, опер. Д.Ансуорт, 1968.
12. «Крестный отец» реж. Ф.Коппола, опер. Г.Уиллис, 1972.
13. «Крестный отец 2» реж. Ф.Коппола, опер. Г.Уиллис, 1974.
14. «Пролетая над гнездом кукушки» реж. М.Форман, опер. Х.Уэкслер, 1975.
15. «Дни жатвы» реж. Т.Малик, опер. Н.Альмендрос, 1978.
16. «Чужой» реж. Р.Скотт, опер. Д.Ванлинт, 1979.
17. «Бегущий по лезвию бритвы» реж.Р.Скотт, опер. Д.Кроненвет, 1982.
18. «Последний император» реж. Ф.Коппола, опер. В.Стораро, 1987.
19. «Список Шиндлера» реж.С.Спилберг, опер. Я.Камински, 1993.
20. «Побег из Шоушенка» реж. Ф.Дарабонт, опер. Р.Дикинс, 1994.
21. «Семь» реж. Д.Финчер, опер. Д.Хонджи, 1995.
22. «Титаник» реж. Д.Кемерон, опер. Р.Карпентер, 1997.
23. «Красота по-американски» реж. С.Мендос, опер. К.Холл, 1999.
24. «Матрица» реж. Э.Вачовски и Л.Вачовски, опер. Б.Поуп, 1999.
25. «Любовное настроение» реж. В.Карвай, опер. К.Дойл, 2000.
26. «Амели» реж. Ж-П.Жене, опер. Б.Дельбонель, 2001.
27. «Властелин колец» (трилогия) реж. П.Джексон, опер. Э.Лесни 2001-2005.
28. «Девушка с жемчужной сережкой» реж. П.Уэббер, опер. Э.Серра, 2003.
29. «Дитя человеческое» реж. А.Куарон, опер. Э.Любецки, 2006.
30. «Искупление» реж. Д.Райт, опер. Ш.Макгарви, 2007.
31. «Нефть» реж. П.Т.Андерсен, опер. Р.Элсвит, 2007.
32. «Скафандр и бабочка» реж. Д.Шнабель, опер. Я.Камински, 2007.
33. «Через Вселенную» реж. Д.Тэймор, опер. Б.Дельбонель, 2007.
34. «Аватар» реж. Д.Кемерон, опер, М.Фиоре, 2009.
35. «Древо жизни» реж. Т.Малик, опер. Э.Любецки, 2010.
36. «Хранитель времени» реж. М.Скорсезе, опер. Р.Ричардсон, 2011.
37. «Гравитация» реж. А.Куарон, опер. Э.Любецки, 2013.
38. «Бердмен» реж. А.Г. Иньярриту, опер. Э.Любецки, 2014.
39. «Отель «Грандт Будапешт» реж. У.Андерсон, опер. Р. Д.Йомен, 2014.
40. «Выживший» реж. А.Г. Иньярриту, опер. Э.Любецки, 2015.
41. «Бегущий по лезвию 2049» реж. Д.Вильнев, опер. Р.Дикинс, 2017.

1. Арнхейм Рудольф «Искусство и визуальное восприятие». - М.: Прогресс, 1974.
2. Головня А. «Мастерство кинооператора». – М.: «Искусство», 1995.
3. Гонт Леонард «Экспозиция в фотографии». – М.: мир, 1984.
4. Грегори Р. «Разумный глаз». - М.: Мир, 1972.
5. Грирсон Т. и Гудридж М. «Профессия кинооператор» - М.: Рипол классик, 2014.
6. Дыко Л. «Основы композиции в фотографии» - М.: 1989.
7. Железняков В. «Cinematographer. Человек с фабрики грез». – М.: «Пробел-2000», 2004.
8. Китаев В., Шляпинтох Л. «Электротехника с основами промышленной электроники». – М.: Высшая
9. школа, 1973.
10. Ногин П. «Фотографический объектив». – М.: Искусство, 1961.
11. Онипенко М. и Медведев А. «Операторское искусство». - М.: БРЭ, 2014.
12. Петерсон Б. «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции». – Спб.: Питер, 2011.
13. Пондопуло Г. «Фотография и современность». - М.: Искусство, 1982.
14. Фомин А. и Панфилов Н. «Краткий справочник фотолюбителя». – М.: Искусство, 1985.
15. Хеджкоу Джон «Искусство цветной фотографии». – М.: Планета, 1988.

Музеи, 6+
1. Музеи Кремля: Грановитая палата, Оружейная палата, Алмазный фонд
2. Третьяковская галерея, Лаврушенский переулок
3. Третьяковская галерея, Крымский вал
4. Центральный дом художника, Крымский вал
5. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
6. Русский музей
7. Эрмитаж

На творческий конкурс абитуриенты приносят выполненное домашнее задание - комплект фотографий, снятых на натуре:
- жанр (3 снимка)
- постановочный портрет при естественном освещении (2 снимка)
- городской пейзаж (3 снимка)
- тематический репортаж (5-6 снимков)

Темы репортажа
- Лето – это маленькая жизнь
- Приезжие в Москве
- Одиночество в большом городе
- Городской музей
- Мои любимые места

Примерные вопросы
- Разбор комплекта фотографий, представленных на творческий конкурс. Абитуриент должен уметь объяснить свой замысел и технические особенности съёмки.
- История фотографии: основные этапы истории развития фотографии, включая цифровую фотографию, даты наиболее важных событий, имена авторов открытий и изобретений в области фотографии.
- Практическая фотография: основные жанры фотографии (постановочный портрет, документальный портрет, репортаж, натюрморт, пейзаж и т.д.). Абитуриент должен знать особенности этих видов съёмки, уметь объяснить творческую задачу при выполнении того или иного вида съёмки, описать технику и приёмы, которые следует использовать для выполнения этих видов съёмки.
- Фотографическая техника - плёночная и цифровая: основные узлы фотографических и цифровых съемочных аппаратов и их назначение.
- Фотографическая оптика: типы объективов, использующихся в фотографии и их основные характеристики; области применения различных объективов; графическое построение изображения линзами и объективами; оптические насадки и светофильтры, практическое применение в фотографии.
- Основы цифровых технологий получения и обработки изображений: физические принципы получения цифровых изображений; матрицы, использующиеся в современных цифровых фотоаппаратах; основные файловые структуры, в которых производится запись цифровых фотоизображений и различие между ними; устройства, использующиеся для записи цифровых фотоизображений.
- Основы электротехники: основные законы электротехники (в пределах школьной программы) и их применение в фотографической практике.
- Основы светотехники: физическая природа света (в пределах школьной программы); основные физические характеристики света и их значение для практической фотографии; единицы измерения света и их значение; типы естественных и искусственных источников света, использующихся в фотографии и их характеристики; типы осветительных приборов, использующихся в фотографии, их назначение и характеристики.
- Основы геометрической оптики: законы преломления и отражения света, ход луча света в линзе, отражение света от зеркальных поверхностей.
- Экспонометрия: значение экспонометрического контроля для получения качественного фотографического изображения на плёнке и в цифровой технологии. Основные методы экспонометрического контроля. Техника для осуществления экспонометрического контроля и принцип её работы.

Подробная программа вступительных испытаний находится в разделе Поступление/ Высшее образование https://gitr.ru/abitur/

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

Степень: Кинооператор. Педагог Телеоператор. Педагог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Содержание

Профессиональная деятельность кинооператора представляет собой синтез творческой составляющей фильма или постановки с его техническими аспектами. Специалисты данного направления в буквальном смысле рисуют высокохудожественное произведение посредством света, осветительных приборов. Развитие науки и техники приводит к появлению и широкому использованию в кинематографе современного оборудования, оперирование которыми входит в задачи целой команды, а управление этой командой, в свою очередь, является главной задачей кинооператора. Именно он решает, что показать в следующем кадре, он же решает и каким образом это сделать. Применяя в своей работе достижения отечественного и мирового кинематографа, вырабатывая свой собственный, уникальный и неповторимый стиль, кинооператор становится настоящим художником фильма, создавая образ постановки, обеспечивая единство сцен и кинокадров, оформляя внутренне содержание дискурса и выгодно оттеняя игру актеров.

Условия поступления

Воплощая в жизнь замыслы режиссера и сценариста, специалисты данного профиля используют различные композиции фактуры, света и цвета кадра, находя креативные решения каждой отдельной сцены и достигая ее максимальной экспрессивности. Профессия кинооператора не любит случайных людей и наличие/ отсутствие у абитуриента того особого художественного вкуса, творческих способностей, позволяющих находить оптимальное решение оформления каждой сцены выявляется уже на этапе сдачи вступительных испытаний, в качестве которых выступают следующие:

  • русский язык;
  • физика;
  • литература (профильный).

Приоритетным экзаменом, от результатов которого во многом будет зависеть зачисление Вас на обучения, выступает творческий экзамен по фотосъёмке, а также собеседование, направленное на выявление общего культурного уровня абитуриента.

Будущая профессия

В процессе реализации творческой деятельности кинооператору приходится иногда создавать невозможное: эффект дождя, когда на улице ярко светит солнце, эффект лунного света, когда на улице день, снега – летом, теплого моря – зимой. Разумеется, в профессиональные компетенции будущего специалиста входит умение обращаться с осветительными приборами, кинокамерой, понимать, как работает свет, какие световые эффекты применяются при создании художественных образов, как выразить внутреннее состояние героев, выделить главное и намекнуть на второстепенное. Главная задача кинооператора – работать настолько профессионально, чтобы у зрителя не возникло ни тени сомнения в том, что все, что происходит на его глазах реально, а не искусственно создано при помощи огромного количества ухищрений и приборов, создать настолько достоверную иллюзию реальности, чтобы аудитория не пыталась разграничить правду и вымысел.

Куда поступать

В задачи будущего специалиста входит также монтаж кадров, выбор материала, который необходимо отснять, управление съёмочным процессом и записью происходящего.

Научиться на высоком профессиональном уровне осуществлять съемку, создание фильма можно в следующих отечественных вузах:

  • Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова;
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет;
  • Казанский государственный университет культуры и искусств.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 6 лет.

Изучаемые дисциплины

От профессионализма кинооператора во многом зависит успех всей картины, каждой отдельной сцены постановки, что накладывает на будущего выпускника огромную ответственность за изобразительную форму киноленты. В процессе обучения в вузе будущий специалист учится превосходно разбираться в технике, изучает тонкости различия видео- и киноаппаратуры, принимает участие в процессе создания спецэффектов. Образовательная программа содержит ряд следующих учебных дисциплин:

  • кинооператорское мастерство;
  • кинокомпозиция;
  • киносъемочная аппаратура;
  • киноосвещение;
  • монтаж;
  • комбинированные съёмки;
  • техника, технология видеосъемки;
  • цифровые технологии в кинематографе, телевидении;
  • фильмопроизводство;
  • основы кинематографического мастерства.

Приобретаемые навыки

Функция кинооператора – проложить своеобразный мост, стать посредником между тем, что задумал сценарист, режиссер и тем, что видит зритель.

Профессиональная деятельность специалистов данного направления требует максимальных усилий, огромного багажа теоретических знаний и практических компетенций, включая следующие:

  1. Совместно с драматургом, режиссером-постановщиком, композитором, артистами, звукорежиссером и другими участниками съемочной группы уметь создавать высокохудожественные кинопроизведения разных жанров, театральные, телевизионные постановки, документальные фильмы, концерты, спортивные трансляции, репортажи, теленовости, ток-шоу.
  2. Осуществлять организационные работы при подготовке к съемочной детальности.
  3. Контролировать инсталляцию съемочной аппаратуры.
  4. Реализовывать съемочный процесс на высоком профессиональном уровне.
  5. Использовать оборудование художественного киноосвещения в интерьерах, павильонах.
  6. Осуществлять монтажные работы с отснятым материалом, контролировать цетокоррекцию, цветоустановку.

Перспективы трудоустройства по профессии

Дипломированный специалист может успешно занимать должности:

  • видеооператора;
  • арт-менеджера;
  • кинооператора;
  • оператора-постановщика;
  • монтажера;
  • режиссера монтажа;
  • телеоператора.

Чаще всего молодые специалисты начинают свою профессиональную деятельность в качестве ассистента оператора, в задачи которого входит контроль правильности и точности фокусировки камеры, устранение нежелательных бликов, установка соответствующим образом источников света.

Средняя заработная плата молодого специалиста стартует от 30 000 руб. При трудоустройстве в среднюю кинокомпанию, на съемках популярных сериалов оплата рядового оператора колеблется в пределах 60 000 – 90 000 руб., оператора-постановщика – от 120 000 до 150 000 руб. Заработная плата выдающихся кинооператоров за пределами нашей страны может достигать 30 000 в час.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит Вам совершенствовать теоретические и практические профессиональные знания, умения и навыки. Чаще всего преподавателями в вузе выступают люди, за плечами которых многие годы успешной работы над фильмами, соответственно, написание магистерской диссертации представляет собой не только оптимальный способ формирования научной компетенции, но и интеграцию опыта выдающихся деятелей сферы кинематографа с собственной техникой работы. Диплом магистра позволит Вам осуществлять профессиональную деятельность за пределами России, а принимая во внимание творческий характер работы кинооператора и разницу в оплате труда, данный фактор является важным аргументом в пользу обучения в магистратуре.

Кинооператор занимается съемкой фильмов и отвечает не только за техническую часть этого процесса, но и создает художественную линию картины. Поэтому нередко специалистов из этой области именуют «художниками кино». Профессия имеет свои особенности и требует наличия определенных знаний. Об этом и о том, где выучиться на кинооператора, пойдет речь дальше.

Характеристика профессии

Работа кинооператором больше подходит для мужчин, чем для представительниц слабого пола. В процессе съемок приходится переносить и использовать довольно тяжелое оборудование, выполнять различные «кульбиты» в надежде поймать нужный кадр и длительное время ожидать необходимых природных эффектов, иногда не в очень хороших условиях. Кроме того, профессия связана с частыми и длительными командировками и ненормированным рабочим днем.

От работы данного специалиста зависит весь художественный ряд и то, как он смотрится на экране. Для достижения качественного результата используется специальное освещение, которое обеспечивается разнообразными осветительными приспособлениями. Их настраивает и выставляет специальная команда, а руководит ей кинооператор. Поэтому профессия предполагает наличие управленческого «стержня» и навыков.

Если режиссер определяет, что нужно продемонстрировать в каждой сцене, кинооператор решает, как это будет выглядеть. Именно он создает весь образ картины, объединяет все кадры единой линией, формирует зрительное впечатление. Для этого такой специалист должен:

  • обладать художественным вкусом;
  • хорошо знать историю кино;
  • разбираться в изобразительном искусстве и фотографии.

Используя множество деталей, свет и композицию, кинооператор способствует воплощению задумок режиссера и других специалистов в жизнь.

При этом, работа кинооператора очень творческая и требует определенной смекалки. Этот специалист должен придумать, как создать эффект дождя, если его нет или запечатлеть лунную ночь, снимая кадры днем.

Приведем интересные примеры из истории отечественной кинематографии и необычных решений кинооператоров:

Большого мастерства требуют и ночные съемки, когда, несмотря на кромешную тьму, нужно выделить главных героев и продемонстрировать их эмоции. При этом не должно быть заметно ни одного из установленных для создания нужного впечатления приборов.

Также оператор вносит свой вклад и в производство монтажа кинокартины. На этом этапе он следит за проведением цветокоррекции и сохранением требующихся художественных эффектов.

Где работает кинооператор?

Кинооператор – важная фигура во всевозможных кинокомпаниях и коммерческих проектах. Он непосредственно общается и сотрудничает с режиссером фильма.

Рабочим пространством этого специалиста может быть не только киностудия, но также разные уголки природы, городские улицы и т.д. Часто, чтобы найти удачную локацию, съемочная бригада вынуждена отправляться в другую часть земного шара. Так, фильм «Марсианин» снимали в иорданской пустыне, а пейзажи Пандоры из «Аватара» можно найти в Китае, в провинции Хунань.

Где можно выучиться на кинооператора?

Получить специальность кинооператора можно в высших учебных заведениях, имеющих соответствующую программу подготовки:

  1. Университет Синергия. Обучение по профилю « Кинооператорство » проводится на Факультете театра, кино и телевидения. Срок обучения на специалитете по очной форме составляет 5 лет.
  2. Институт кино и телевидения (ГИТР). Программа специалитета «Кинооператорство» требует на освоение 5 лет (по очной форме).
  3. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. Пройти данную программу предлагает кинооператорский факультет ВГИК.
  4. Новосибирский государственный технический университет. Здесь подготовка ведется на физико-техническом факультете НГТУ.
  • Поступите гарантированно! Нажмитездесь, чтобы получить консультацию приемной комиссии.

Сколько зарабатывают специалисты?

Уровень оплаты кинооператоров различается в зависимости от стажа и места работы. Так, в соответствии данных с бирж труда, специалисты этого профиля имеют следующий уровень зарплаты:

  • от 30 до 60 тыс. рублей в регионах;
  • от 40 до 80 тыс. рублей в столице.

Какие умения и качества необходимы?

Для того, чтобы достичь успеха в профессии, необходимо обладать:

  • художественным видением;
  • креативным мышлением;
  • руководящими способностями;
  • хорошим физическим состоянием;
  • трудолюбием.

Кинооператор должен знать историю киноиндустрии и живописи, технические особенности различных приборов, специальные виды съемок, он должен уметь создавать спецэффекты, выделять основное в кадре, разбираться в работе света. Этот специалист хорошо ориентируется в процессе монтажа, а также умеет подбирать локации и композиции для съемок.

Если все, о чем шла речь, вам близко и интересно – стоит задуматься о приобретении профессии кинооператора.

Операторский факультет открылся во ВГИКе 1 ноября 1923 года и назывался он тогда «Киноинженерным». Его организатором и первым руководителем был профессор Н.П.Тихонов. Факультет первым в институте стал строить свою программу по системе вузовского типа, с четырёхлетним сроком обучения.

В это время в советском кинематографе стремительно и дерзко заявил о себе новый тип оператора – оператор-художник, оператор-творец. В середине 20-х, начале 30-х годов А.Головня, Э.Тиссэ, А.Москвин, Д.Демуцкий и другие молодые операторы смело ломали каноны и догмы традиционной операторской работы, превращая ее в искусство. Они экспериментировали с композицией, светом, оптикой, ракурсом, внося, по определению С.Юткевича «буквально переворот в эстетику киноискусства». Некоторые их них закончили «киноинженерный» факультет ГИКа и хорошо понимали необходимость коренных преобразований в преподавании операторского мастерства. Продолжая работать на производстве, А.Головня, Э.Тиссэ и А.Москвин стали педагогами ВГИКа. Связь операторского факультета с производством оказала определяющее влияние на становление отечественной школы операторов, она стала традицией, сохранившись до наших дней.

Во ВГИКе в 30-е годы собралась элита операторов-профессионалов - опытнейшие А.А.Левицкий, Ю.А.Желябужский, выдающиеся операторы-новаторы А.Д.Головня, Э.К.Тиссэ, А.В.Гальперин, Л.В.Косматов. Оператор и теоретик В.С.Нильсен возглавлял в те годы кафедру операторского мастерства, а ученый, изобретатель и теоретик в области кинотехники Е.М.Голдовский руководил кафедрой общей кинотехники. Именно они создавали основы теории отечественной школы операторского мастерства, решительно пересматривали и изменяли программы операторского факультета, очистили учебный план от лишних, не связанных с творческой и производственной работой оператора дисциплин.

В 1936 году кафедру возглавил Анатолий Дмитриевич Головня. К этому времени подавляющее число операторов работавших в отечественном кинематографе, были выпускниками операторского факультета ВГИКа. Операторскому мастерству во ВГИКе стало обучаться немалое число и иностранных студентов.

Выпускники и студенты операторского факультета ВГИКа внесли огромный вклад в создание кинолетописи Великой Отечественной войны. Фронтовые кинооператоры - дипломанты операторского факультета В.Сущинский, В.Алексеев, И.Гутман, А.Листвин, Ю.Монгловский, В.Муромцев и многие другие были награждены орденами и медалями Советского Союза. Они вели съемки в первых рядах наступающих войск. Смертью храбрых пали кинооператоры В.Сущинский, Н.Бычков, В.Высоцкий, Н.Номофилов, В.Муромцев.

В 1946 году руководством факультета было принято решение о создании учебно-творческих мастерских. В связи с этим заведующим кафедрой А.Д.Головней была разработана программа принципиально нового, широкого по охвату материала курса «Операторское мастерство». Несмотря на ряд новых редакций, изменений и дополнений, до сих пор эта программа остается базовой для операторского факультета.

Новая программа легла в основу всей учебно-методической работы вновь созданных мастерских операторского факультета. Руководителями мастерских стали профессора А.В.Гальперин, А.Д.Головня, Б.И.Волчек, Л.В.Косматов.

С 1983 г. по 2013 г. кафедру кинооператорского мастерства и одну из её мастерских возглавлял Вадим Иванович Юсов. С именем этого выдающегося мастера, мастера мирового уровня, связано дальнейшее совершенствование программы курса кинооператорского мастерства, её модернизация, адаптация к новейшим кинотехнологиям. Из мастерской В.И. Юсова вышли кинооператоры поддерживающие и укрепляющие авторитет отечественной операторской школы сегодня.


Многие годы в составе учебно-творческих мастерских (на очном и заочном отделениях) операторского факультета, на кафедре операторского мастерства и кафедре кинотелетехники работали преподаватели, внесшие неоценимый вклад в воспитание будущих кинооператоров для отечественного кинематографа и телевидения, а также для кинематографий и телевидения многих стран мира. Профессора, доценты, старшие преподаватели, доктора и кандидаты наук, лауреаты Ленинской и Государственной премии, Народные артисты, Заслуженные деятели искусств и Заслуженные деятели культуры, замечательные педагоги: Е.А.Иофис, Л.П.Дыко, Гипп, Р.Н.Ильин, В.В.Монахов, Т.Г.Лобова, А.Г.Симонов, П.А.Ногин, Б.Ф.Плужников, М.Н.Кириллов, М.М.Пилихина, А.С.Темерин, И.В. Шатров, Г.Н.Разумов, А.А.Колошин, Н.С.Помельцов, Н.Н.Кудряшов, С.Е. Медынский, О.К.Арцеулов, В.Д.Нахабцев, А.В.Харитонов, В.Н.Железняков, О.А.Родионов, А.Г. Рыбин, Н.А.Васильков, В.И.Юсов В.Г.Чумак, Л.В.Баринов, Ю.Р.Иванкин, А.Л.Княжинский, П.Т.Лебешев, Г.Н.Лавров, Л.И.Калашников.

Операторский факультет открылся во ВГИКе 1 ноября 1923 года и назывался он тогда «Киноинженерным». Его организатором и первым руководителем был профессор Н.П.Тихонов. Факультет первым в институте стал строить свою программу по системе вузовского типа, с четырёхлетним сроком обучения.

В это время в советском кинематографе стремительно и дерзко заявил о себе новый тип оператора – оператор-художник, оператор-творец. В середине 20-х, начале 30-х годов А.Головня, Э.Тиссэ, А.Москвин, Д.Демуцкий и другие молодые операторы смело ломали каноны и догмы традиционной операторской работы, превращая ее в искусство. Они экспериментировали с композицией, светом, оптикой, ракурсом, внося, по определению С.Юткевича «буквально переворот в эстетику киноискусства». Некоторые их них закончили «киноинженерный» факультет ГИКа и хорошо понимали необходимость коренных преобразований в преподавании операторского мастерства. Продолжая работать на производстве, А.Головня, Э.Тиссэ и А.Москвин стали педагогами ВГИКа. Связь операторского факультета с производством оказала определяющее влияние на становление отечественной школы операторов, она стала традицией, сохранившись до наших дней.

Во ВГИКе в 30-е годы собралась элита операторов-профессионалов - опытнейшие А.А.Левицкий, Ю.А.Желябужский, выдающиеся операторы-новаторы А.Д.Головня, Э.К.Тиссэ, А.В.Гальперин, Л.В.Косматов. Оператор и теоретик В.С.Нильсен возглавлял в те годы кафедру операторского мастерства, а ученый, изобретатель и теоретик в области кинотехники Е.М.Голдовский руководил кафедрой общей кинотехники. Именно они создавали основы теории отечественной школы операторского мастерства, решительно пересматривали и изменяли программы операторского факультета, очистили учебный план от лишних, не связанных с творческой и производственной работой оператора дисциплин.

В 1936 году кафедру возглавил Анатолий Дмитриевич Головня. К этому времени подавляющее число операторов работавших в отечественном кинематографе, были выпускниками операторского факультета ВГИКа. Операторскому мастерству во ВГИКе стало обучаться немалое число и иностранных студентов.

Выпускники и студенты операторского факультета ВГИКа внесли огромный вклад в создание кинолетописи Великой Отечественной войны. Фронтовые кинооператоры - дипломанты операторского факультета В.Сущинский, В.Алексеев, И.Гутман, А.Листвин, Ю.Монгловский, В.Муромцев и многие другие были награждены орденами и медалями Советского Союза. Они вели съемки в первых рядах наступающих войск. Смертью храбрых пали кинооператоры В.Сущинский, Н.Бычков, В.Высоцкий, Н.Номофилов, В.Муромцев.

В 1946 году руководством факультета было принято решение о создании учебно-творческих мастерских. В связи с этим заведующим кафедрой А.Д.Головней была разработана программа принципиально нового, широкого по охвату материала курса «Операторское мастерство». Несмотря на ряд новых редакций, изменений и дополнений, до сих пор эта программа остается базовой для операторского факультета.

Новая программа легла в основу всей учебно-методической работы вновь созданных мастерских операторского факультета. Руководителями мастерских стали профессора А.В.Гальперин, А.Д.Головня, Б.И.Волчек, Л.В.Косматов.

С 1983 г. по 2013 г. кафедру кинооператорского мастерства и одну из её мастерских возглавлял Вадим Иванович Юсов. С именем этого выдающегося мастера, мастера мирового уровня, связано дальнейшее совершенствование программы курса кинооператорского мастерства, её модернизация, адаптация к новейшим кинотехнологиям. Из мастерской В.И. Юсова вышли кинооператоры поддерживающие и укрепляющие авторитет отечественной операторской школы сегодня.


Многие годы в составе учебно-творческих мастерских (на очном и заочном отделениях) операторского факультета, на кафедре операторского мастерства и кафедре кинотелетехники работали преподаватели, внесшие неоценимый вклад в воспитание будущих кинооператоров для отечественного кинематографа и телевидения, а также для кинематографий и телевидения многих стран мира. Профессора, доценты, старшие преподаватели, доктора и кандидаты наук, лауреаты Ленинской и Государственной премии, Народные артисты, Заслуженные деятели искусств и Заслуженные деятели культуры, замечательные педагоги: Е.А.Иофис, Л.П.Дыко, Гипп, Р.Н.Ильин, В.В.Монахов, Т.Г.Лобова, А.Г.Симонов, П.А.Ногин, Б.Ф.Плужников, М.Н.Кириллов, М.М.Пилихина, А.С.Темерин, И.В. Шатров, Г.Н.Разумов, А.А.Колошин, Н.С.Помельцов, Н.Н.Кудряшов, С.Е. Медынский, О.К.Арцеулов, В.Д.Нахабцев, А.В.Харитонов, В.Н.Железняков, О.А.Родионов, А.Г. Рыбин, Н.А.Васильков, В.И.Юсов В.Г.Чумак, Л.В.Баринов, Ю.Р.Иванкин, А.Л.Княжинский, П.Т.Лебешев, Г.Н.Лавров, Л.И.Калашников.

Читайте также: