Как называется профессия работников осуществляющих осмотр и ремонт вагонов

Опубликовано: 03.07.2024

осмотрщик вагонов проверят колесную пару

Железнодорожные перевозки не теряют своей актуальности. Ежегодно этим видом транспорта направляют тонны грузов и пользуются тысячи пассажиров. В транспортной сфере появляются новые элементы, совершенствуются технологии и сами специалисты. Профессия осмотрщик вагонов за годы существования не изменила своей сути и по-прежнему остается важной и нужной.

Что делает осмотрщик вагонов

Каждый состав, прибывающий на станцию, встречает осмотрщик вагонов. Так как многие неисправности поезда можно обнаружить при его движении, свою работу специалист начинает, когда состав еще не остановился полностью. Мастер осматривает каждый проезжающий вагон буквально за секунды и сразу составляет мнение об исправности состава, поэтому для специалиста важны отличное зрение, слух и внимательность.

Кроме личных качеств осмотрщику вагонов необходимы фонарь в ночное время и рация, по которой он может и обязан молниеносно передать дежурному (или иному лицу) о какой-либо неисправности или о предполагаемом дефекте состава. К моменту полной остановки поезда у «подозрительного» вагона уже должны находиться специалисты, которые более детально изучат его «проблемы» и решат, подлежит ли он быстрому ремонту, и нужно ли его отцеплять.

Каждый из нас, когда путешествовал на поезде, слышал, как работники железной дороги на остановках стучат по колесам. Так по звуку специалист определяет, есть ли неисправность в буксовом узле. Кроме того, в его распоряжении масса других инструментов (шаблоны, наборы ключей, отверток).

После осмотра машинист поезда получает справку определенной формы. Без нее состав не поедет дальше.

Обязанности осмотрщика вагонов:

Осмотр вагонов и контейнеров на предмет неисправности;

Выявление дефектов ходовой части и остальных узлов вагона;

Составление актов по вагонам, нуждающимся в ремонте;

Проверка контейнеров на герметичность;

Пометки на неисправных вагонах до их отцепления;

Сдача вагонов в ремонт;

Контроль устранения неисправностей и другие обязанности.

При этом для выполнения обязанностей осмотрщик должен знать:

инструкции по эксплуатации вагонов и составов;

устройство подвижного состава (вагонов и их механизмов);

инструкции по сохранности вагонов;

правила оформления документов по неисправностям вагонов;

правила использования инструментов и методы проверки механизмов состава.

Где выучиться на осмотрщика вагонов

Профессию осмотрщика вагонов получают в средних специальных учебных заведениях, на курсах при вагонных депо и профильных колледжах.

Квалификационные ступени профессии осмотрщик вагонов по ЕТКС

В специальности осмотрщика вагонов подвижного состава выделяют три квалификационных разряда – с 3 по 5.

3 разряд присваивается специалисту, который осуществляет технический осмотр и контроль за устранением выявленных неисправностей универсальных и крупнотоннажных контейнеров на контейнерных площадках, на пунктах технического обслуживания, расположенных на путях общего и необщего пользования грузовых и промежуточных железнодорожных станций V - III классов.

При техническом осмотре и контроле за устранением выявленных неисправностей вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах техобслуживания грузовых вагонов и пассажирских вагонов транзитных поездов, расположенных на грузовых, сортировочных и участковых железнодорожных станциях II - I классов, внеклассных специалисту присваивается 4-й разряд.

Мастер 5-го разряда осматривает и контролирует устранение выявленных повреждений и недочетов в работе грузовых и пассажирских вагонов, подготавливает вагоны к перевозкам, проводит обследования пневматической и механической систем разгрузки с целью выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения, на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, на пунктах технического обслуживания, расположенных на участковых, сортировочных, межгосударственных железнодорожных станциях, пограничных контрольных постах.

Кстати, старший осмотрщик вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков вагонов высшей квалификации, работающих под его руководством.

Средняя зарплата осмотрщика вагонов в России

Осмотрщик вагонов не может похвастаться огромными заработками. На различных российских сайтах по поиску работы обозначены суммы в пределах 17 – 30 тысяч рублей, правда, встречаются предложения с заработком в 45 тысяч рублей.

Работодатели обещают трудоустройство по трудовому кодексу Российской Федерации, полный социальный пакет, а также обеспечение фирменной одеждой. Некоторые работодатели предлагают также бонусы в виде ежегодного санаторного отдыха.

Работа предполагается посменная.

Плюсы и минусы профессии осмотрщик вагонов

Как бы ни была важна профессия осмотрщика вагонов, у нее есть ощутимые минусы. Но рассмотрим сначала положительные стороны:

осмотрщики вагонов за работой фото

Каждый, кто когда-либо путешествовал на поезде, точно помнит тех людей, которые в униформе железнодорожника и ярких жилетах, осматривали вагоны и выполняли текущий ремонт прямо пока состав стоит на перроне, а пассажиры снуют по нему в поисках вкусностей. Так вот, специалист этот называется осмотрщик-ремонтник вагонов. Профессия довольно не новая, но в отрасли по-прежнему необходимая и важная.

Суть работы осмотрщика-ремонтника вагонов

Мастер по осмотру и ремонту вагонов встречает составы на станциях и в точках техобслуживания поездов, метким глазом определяет, в какой части его есть проблемы и насколько они сложные, простукивает определенные участки. После чего, если требуется, ремонтирует без отцепления сами вагоны и различные конструктивы поезда, в том числе ходовую и сцепление, элементы тормозной системы, буксовых узлов и роликовых подшипников, редукторно-карданных приводов, электрорадиооборудования, охлаждающие и отопительные системы составов, а также полы, кровли и обшивку вагонов – в общем, полностью весь состав по перевозке грузов.

Что обязан выполнять осмотрщик-ремонтник вагонов

Однако на диагностике неисправности и её устранении работа мастера не заканчивается. Также он обязан:

обслуживать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии технику и оборудование, которые используется при починке самих вагонов и контейнеров, например, самоходные машины;

проводить техосмотр вагонов и контейнеров на предмет их целостности, герметичности, определения их безопасности для грузов;

оформлять и вести необходимую документацию (ведомости, акты, графики, выписки и прочие документы), определять объем необходимых работ;

вовремя уведомлять начальство о необходимом восстановлении объекта и о завершении всех необходимых процедур;

вести учет неисправных элементов состава поезда;

организовывать соответствующее ограждение поезда при наладке его (или его части);

управлять бригадой коллег-работников.

Из вышесказанного понятно, что работа эта не женская. Но отметим, что готов на нее и не каждый мужчина. Ведь главные черты мастера, который ответственен за состояние вагонов и контейнеров для перевозок:

соответствующая физическая сила.

Где учат на осмотрщика-ремонтника вагонов

На специалиста такой узкой рабочей профессии обучают в средних специальных учебных заведениях, на курсах при вагонных депо и профильных колледжах. Программой предусмотрено прохождение теории и практики. Форма обучения возможна как очная, так и дистанционная. В период обучения кандидат в осмотрщики-ремонтники вагонов изучит устройство емкостей и составов для перевозки грузов, их проблемные зоны, механизмы, методы устранения неисправностей, нормы износа и допусков деталей и узлов; образцы грузов, варианты ограждения поезда при проведении каких-либо действий и, конечно, документооборот.

По окончании обучения новоиспеченному железнодорожнику-вагонщику присваивается квалификационный уровень в соответствии с выбранной специализацией, о чем выдается соответствующее удостоверение.

Квалификационные ступени осмотрщика-ремонтника вагонов

В специальности выделяются с 4-го по 7-ой квалификационные разряды.

Начальный 4 разряд присваивается специалисту, который проводит технический осмотр и работы по устранению дефектов без отцепления вагонов, размещенных на точках их техобслуживания на пересадочных станциях магистрального жд- транспорта и подъездных путях промышленных компаний; а также техосмотр и починку контейнеров на контейнерных площадках.

Мастер 5 разряда выполняет эксплуатационный ремонт необходимого участка поезда без отцепления вагонов, размещенных в местах, где состав готовят к перевозкам, в пунктах техобслуживания.

Ту же функцию, но на точках подготовки составов к перевозкам, в местах сервисного обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой загрузки и выгрузки, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов выполняет специалист 6 разряда;

Самый высокий 7 разряд присваивается профессионалу, который помимо техосмотра вагонов и контейнеров, устраняет вагонные проблемы перед погрузкой и при проверке систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (оборудованный разгрузочно-дозировочными устройствами вагон), составов для перевозки овощей или зерна и др. Этот мастер может ремонтировать поврежденный транспорт практически на любых точках размещения составов.

У руководителя бригады осмотрщиков-ремонтников разряд должен быть на один выше, чем у его подчиненных.

Средняя зарплата осмотрщика-ремонтника вагонов в России

Если полистать страницы разных российских сайтов с вакансиями, то можно выяснить, что осмотрщик-ремонтник вагонов может зарабатывать от 25 тысяч рублей. А самая высокая зарплата, предлагаемая этому специалисту обычно в Москве, доходит до 45 тысяч рублей.

Работодатели предполагают, что кандидат будет обладать не только профессиональными знаниями и необходимыми «корочками», но и не менее года опыта работы в железнодорожной сфере или сфере обслуживания промышленного оборудования.

Взамен работнику предлагается оформление согласно трудовому кодексу РФ со всеми отпусками и больничными, дневной, посменный график работы или вахтовый вариант. Некоторые работодатели также обещают медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, комфортные условия для приема пищи во время обеденного перерыва.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии ремонтника вагонов можно отнести:

Официальное трудоустройство с полным соцпакетом;

Медицинский осмотр за счет работодателя;

Предоставление униформы работодателем;

Хорошая заработная плата.

Отрицательные стороны:

    Производственные риски;

Физическая работа на открытом воздухе;

Есть противопоказания (аллергия, болезни органов дыхания, заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д.).

В железнодорожной сфере существует множество профессий. Некоторые из них у всех на слуху, такие как машинист, проводник или начальник поезда. Но бывают и малоизвестные, но не менее значимые специальности. Среди них выделяется осмотрщик вагонов, который является важным звеном в цепи безопасности на железной дороге.

осмотрщик вагонов

Суть профессии

В непосредственные обязанности работника входит технический осмотр вагонов перед отправкой состава в путь. Многие видели людей, которые ходят по путям и простукивают состав. С помощью специального инструмента осмотрщик анализирует издаваемый деталями звук. Таким образом можно найти неисправность и своевременно ее устранить.

Среди основных обязанностей, которые выполняет осмотрщик вагонов, выделяют:

  • нахождение и устранение неполадок в вагонах;
  • ремонт ходовых и тормозных систем.

Учитывая важность исправности всего состава, можно сделать вывод, что профессия является необходимой, а работа – ответственной.

осмотрщик ремонтник вагонов

Обязанности по должной инструкции

Каждая профессия предполагает должностную инструкцию, где прописаны обязанности, которые необходимо выполнять. Инструкция осмотрщика-ремонтника вагонов имеет следующий список:

  1. Содержание инструмента, с помощью которого выявляются неполадки, его проверка и подготовка к эксплуатации.
  2. Осмотр состава на предмет неисправности и готовности к дальнейшему пути.
  3. Проведение ремонта ходовой части вагона, его тормозной системы, карданного привода, холодильной установки, электрического оборудования и отопительного без отцепки вагона.
  4. Обеспечение сохранности подвижного состава при ремонте.
  5. Ведение технической документации, отчетов о неисправности и устранении неполадок.
  6. Отчет о технической исправности и готовности подвижного состава.

Суть работы, которой занимается осмотрщик вагонов, заключается в выявлении и устранении возможных сбоев, влияющих на безопасное движение поезда.

 инструкция осмотрщика вагонов

Требования к возможным соискателям

Простому обывателю может показаться, что вагон – несложное устройство, состоящее из колес и кузова. Однако это далеко не так. В реальности подвижной состав представляет собой многоступенчатый технический механизм, который нуждается в поддержке технического состояния.

Поэтому к желающим обучиться мастерству и получить работу предъявляется ряд требований. Необходимо быть внимательным, чтобы вовремя заметить неисправность. Помимо этого, нужно быть аккуратным и ответственным.

Осмотрщик-ремонтник вагонов много времени проводит на улице и имеет дело с металлическими частями. Поэтому кандидат должен быть физически крепким и иметь отменное здоровье.

Профессия предполагает выявление поломки деталей по их звучанию. Следовательно, предъявляются повышенные требования к слуху и зрению соискателей. При прохождении обязательных медицинских осмотров, решающее значение имеет заключение врача – ЛОРа и окулиста.

инструкция осмотрщика ремонтника вагонов

Как стать осмотрщиком вагонов

Прием на работу возможен после прохождения специального обучения. Осмотрщик вагонов может иметь среднее или начальное профессиональное образование.

Во время обучения учащиеся изучают устройства и технические характеристики вагонов, как грузовых, так и предназначенных для перевозки пассажиров.

В программу обучения входит изучение разнообразных методов и правил ремонта вагонов, сроки устранения неполадок и технические нормы. Помимо этого, осмотрщику важно знать, как оградить подвижной состав на время ремонтных работ и соблюсти безопасность.

Устранение погрешностей в работе оборудования производится безотцепным способом. Поэтому в программу обучения входит изучение типов грузов и правила взаимодействия с ним во время профилактических работ и устранения неполадок.

Где получить профессию

Обучают профессии в учебных заведениях среднего звена. Например, Московский техникум железнодорожного транспорта или колледж железнодорожного транспорта, расположенный также в Москве.

Помимо этого, если соискатель уже имеет любую техническую профессию, он может пройти дополнительные курсы, которые согласовываются с Ростехнадзором.

Курсы способствуют быстрому овладению специальностью и очень востребованы, в связи с повышенным спросом и частыми предложениями свободных вакансий.

Программа разрабатывается полностью основываясь не технической документации, регламентирующей работу осмотрщика, где важными являются:

  • инструкция осмотрщика вагонов;
  • инструкция по нормам безопасности во время работы;
  • правила безопасности и нормы, принятые при перевозке грузов;
  • инструкция, описывающая нормы и охрану труда;
  • правила, регламентирующие работы на электрических станциях.

После сдачи экзаменов возможно приступить к работе, постепенно повышая разряд.

выявлении осмотрщика вагонов

Привлекательность профессии

Осмотрщик вагонов - довольно интересная профессия, у которой есть свои очевидные плюсы и некоторые недостатки. Некоторых привлекает удобный график. Рабочие трудятся день, ночь и потом имеют два выходных дня. Поэтому при желании есть возможность подработки.

Для многих важна приличная заработная плата и привилегии, которые дает работа на РЖД. В зависимости от разряда и региона денежная премия составляет от 20 000 до 35 000, что в условиях экономической нестабильности является неплохим стимулом. Стоит прибавить сюда всевозможные бонусы и выплаты без задержек.

Работа, конечно, не предполагает использования белой рубашки и требует физических усилий. Но по мнению старожилов, вовсе не сложная, если досконально разобраться в тонкостях и технических особенностях вагонов. Важно знать нормы безопасности работы при профилактике неполадок и их выявлении.

Осмотрщика вагонов всегда можно узнать по характерному инструменту в руках, именуемому молоточком, рации и сумке, где находятся шаблоны. Причем он обязательно одет в ярко-оранжевую униформу для идентификации на дороге.

Многих привлекает романтика, связанная с железной дорогой, да и дружный коллектив единомышленников делает работу осмотрщика вагонов привлекательной для физически здоровых людей, желающих посвятить рабочие будни обеспечению безопасности на ж/д.

Автор - железножорожник, долгое время работал железнодорожным рабочим - осмотрщиком вагонов, рассказывает о своей профессии.

Общие сведения

На определенных станциях железной дороги находятся пункты технических осмотров вагонов, на которых производится техническое обслуживание подвижного состава, осмотр проходящих поездов, выдаются разрешения на подачу грузовых вагонов под погрузку, устраняются отдельные неисправности вагонов и выполняются многие другие работы, перечислить которые просто невозможно в связи с их широким спектром. Каждый пункт технического осмотра (ПТО) имеет свое плечо ответственности, в пределах которого его личный состав отвечает за исправность вагонов и безопасность движения поездов. Выражение "личный состав" вовсе не оговорка, ведь совсем недавно работа на железной дороге немногим отличалась от службы в армии. До сих пор у работников ОАО РЖД есть форма установленного образца, погоны и знаки различия, несколько напоминающие армейские.

Осмотрщик вагонов

Если продолжать сравнение с воинской службой, то осмотрщики вагонов - это не рядовой состав, а, если можно так выразиться, ефрейторы и сержанты железной дороги.
Особыми требованиями к работникам вагонного хозяйства является обладание острым зрением, отличным слухом и физической подготовкой, что проверяется при прохождении ежегодного обязательного медосмотра.

Встреча прибывающего состава

Каждый прибывающий на станцию поезд встречает осмотрщик вагонов, в обязанность которого входит визуальный осмотр прибывающего состава, поскольку многие неисправности можно выявить только при его движении. Для оценки состояния вагонов у встречающего поезд работника ПТО есть буквально доли секунды, поэтому здесь особенно важны такие качества, как наблюдательность и отличное знание инструкции. Главный рабочий инструмент кроме отличного зрения – рация и прожектор в ночное время. При обнаружении характерных признаков неисправности следует моментальный доклад дежурному ПТО с указанием номера вагона и предполагаемого дефекта. К моменту полной остановки состава в районе местонахождения вагона уже должны находиться другие работники ПТО, которые производят его детальный осмотр и выносят окончательный вердикт: ремонтировать, отцеплять или нет.

Осмотр состава после прибытия

После остановки состава с двух его сторон начинают движение два работника ПТО с необходимыми инструментами, в число которых входит молоток на длинной ручке и сумка с шаблонами и инструментами для выявления неисправностей ходовой части подвижного состава, автосцепных устройств, тормозной системы и кузовов вагонов. Времени на осмотр очень мало, а пропустить серьезную неисправность нельзя, поэтому осмотрщики вагонов делают меловую разметку на дефектных вагонах и по рации сообщают дежурному номера вагонов с выявленными неисправностями. Тотчас к этим вагонам идут рабочие с нужными инструментами, которые производят необходимый текущий ремонт. В некоторых случая производится отцепка тех вагонов, которые не могут продолжать дальнейшее движение из-за серьезности поломки.

Пресловутые молоточки на длинных ручках, между прочим, являются отличительной особенностью принадлежности к профессии осмотрщика, поскольку выполняют важную роль при выявлении неисправности буксового узла (он соединяет колесную пару с рамой вагона). Именно по характерному звуку после удара грамотный работник определяет открутившуюся гайку крепления: подумаешь – ерунда, гайка плохо прикручена, но это грозит неминуемым крушением состава. Поэтому кроме отличного зрения осмотрщик вагонов должен иметь еще и музыкальный слух, большой опыт и отличное знание инструкций. Не зря в начале каждой двенадцатичасовой смены старший осмотрщик вагонов производит обязательный инструктаж заступающих на дежурство работников с кратким опросом по характерным неисправностям и методам их выявления.

Отправление поезда

Отправление поезда со станции производится после проверки состояния тормозной системы и пробы тормозов. После того, как осмотрщики вагонов убедились в исправности тормозов всех вагонов, находящийся в голове состава работник выписывает справку определенной формы, которую вручает машинисту. Без нее движение состава не может выполняться, что говорит об особой важности этого документа. Не зря ведь справки формы ВУ-45 хранятся у дежурного ПТО до прибытия состава на станцию назначения и предъявляются по первому требованию соответствующих служб.
При отправлении поезда со станции он обязательно осматривается в движении на предмет выявления зажатых тормозных колодок и контроля за состоянием вагонов. Доклад дежурному по рации также обязателен и фиксируется в специальном журнале с указанием времени и фамилии проводившего осмотр осмотрщика вагонов.

Грамотный осмотрщик вагонов должен знать:
- устав РЖД;
- инструкцию осмотрщика вагонов;
- устройство всех типов вагонов;
- нормы износа деталей и узлов подвижного состава;
- сроки деповских и капитальных видов ремонта в зависимости от типа вагона;
- правила осмотра, перевозки и условий перевозки различных грузов.
И еще многое другое, что перечислено в специальной памятке осмотрщика вагонов – достаточно большой по объему книге.

Профессию осмотрщика-ремонтника вагонов получают в средних специальных учебных заведениях (дортехшколах), на курсах при вагонных депо и профильных колледжах.

Осмотрщики-ремонтники вагонов несут ответственность за своевременное и качественное обслуживание вагонов в составе.

Осмотрщики-ремонтники вагонов несут ответственность за своевременное и качественное обслуживание вагонов в составе.

Осмотрщик-ремонтник вагонов

Профессия "осмотрщик-ремонтник вагонов" появилась с возникновением железных дорог.

И по сегодняшний день в жару и стужу, в дождь и снег, днем и ночью осмотрщики-ремонтники вагонов на посту: ведь именно от их знаний, их интуиции порой зависит самое главное на железной дороге – безопасность движения поездов.

На всех важнейших станциях находятся пункты технических осмотров вагонов (ПТО), на которых производится встреча и осмотр транзитных поездов, выявление неисправностей, требующих отцепки и ремонта вагонов, безотцепочный ремонт, а также осмотр грузовых вагонов для подачи их под погрузку.

Для диагностики у специалиста есть буквально секунды. Поэтому осмотрщик вагонов должен обладать не только специальными знаниями и навыками, но и острым зрением, отличным слухом и физической подготовкой.

При встрече поезда «сходу» и обнаружении неисправностей у вагона следует немедленный доклад по рации оператору ПТО. После чего на место немедленно выдвигаются другие работники ПТО, они должны произвести детальный осмотр неисправного вагона и решить - как ремонтировать, отцепляя или нет.

Когда поезд прибывает на ПТО, после его остановки и ограждения, осмотрщики-ремонтники вагонов приступают к его техническому обслуживанию. Для этого у них есть все необходимые инструменты, приспособления, шаблоны. Работники осматривают кузов и ходовую часть вагона, автосцепное устройство, тормозное оборудование.

За очень короткий отрезок времени необходимо осмотреть все узлы и не пропустить серьезную неисправность.

При обнаружении неисправности осмотрщик-ремонтник помечает вагон мелом и по рации сообщает оператору его номер, после чего вагон отцепляют и отправляют в ремонт.

В ПТО за очень короткий отрезок времени необходимо осмотреть все узлы и не пропустить серьезную неисправность.

Осмотрщики-ремонтники вагонов несут ответственность за своевременное и качественное обслуживание вагонов в составе и проследование поезда по гарантийному участку без задержек и отцепок из-за технических неисправностей.

Грамотный осмотрщик-ремонтник вагонов кроме правил технической эксплуатации железных дорог и инструкции осмотрщика вагонов должен знать устройство всех типов вагонов, нормы износа деталей и узлов подвижного состава, сроки деповских и капитальных видов ремонта в зависимости от типа вагона и еще многое другое.

Профессию осмотрщика-ремонтника вагонов получают в средних специальных учебных заведениях (например, в Северном учебном центре профессиональных квалификаций) в профильных колледжах.

Слесарь по ремонту подвижного состава

Слесарь по ремонту подвижного состава - одна из ключевых профессий в ремонтном хозяйстве железной дороги. Это тот, кто непосредственно производит техническое обслуживание, а также выполняет текущий и капитальный ремонт локомотивов.

Говорят, слесарь-профессионал видит механизм насквозь, он способен обнаружить дефекты в деталях и узлах электровоза или тепловоза, которые трудно выявить с помощью хитроумных устройств и современной техники. Конечно, это преувеличение, но не такое уж и большое.

Говорят, слесарь-профессионал видит механизм насквозь.

Слесарь по ремонту подвижного состава должен знать устройство всех видов локомотивов: подробное строение их узлов, агрегатов и оборудования.

Если учесть многообразие локомотивов - а это грузовые и пассажирские электровозы и тепловозы, электропоезда, снегоуборочная техника, дрезины, ремонтная техника - то можно представить, сколько разнообразных знаний потребуется, чтобы их обслуживать и быстро, качественно ремонтировать.

Конечно, чтобы стать профессионалом, необходим опыт. Но не менее важно желание самосовершенствоваться, учиться, стремиться к новым знаниям.

Слесарь по ремонту подвижного состава непосредственно производит техническое обслуживание, а также выполняет текущий и капитальный ремонт локомотивов.

Техобслуживание, осмотр, ремонт локомотива обычно производится в сервисном локомотивном депо, где для этого есть все необходимое: разнообразные приспособления, оснастка для ремонта, диагностическое оборудование. Важно уметь использовать наработанные поколениями ремонтников знания, иметь навыки работы с многообразным инструментом.

Профессия слесаря по ремонту подвижного состава весьма востребована на рынке труда, а целая система стимулирующих вознаграждений свидетельствует о важности профессии и уважении к ней в системе железной дороги.

Техобслуживание, осмотр, ремонт локомотива обычно производится в сервисном локомотивном депо.

Для желающих посвятить себя этой профессии предъявляется целый ряд требований. Конечно, это должен быть человек технического склада ума, иметь отличную память, пространственное воображение. Важны и такие качества как физическая сила и выносливость, хорошее зрение, слух, точность движений рук, хороший глазомер.

Получить профессию слесаря по ремонту можно в различных учебных заведениях - в транспортных техникумах и учебных центрах профессиональных квалификаций.

Электромонтер контактной сети

Электромонтер контактной сети - это самая «высокопоставленная» профессия: его рабочее место находится в 6 метрах над уровнем рельсов.

А если серьезно, то это одна из самых опасных профессий на железной дороге.

Именно от людей этой профессии зависит надежность электроснабжения поездов: в их обязанности входит ремонт и проверка состояния контактной сети, воздушных линий и тяговых подстанций.

Рабочий день энергетиков начинается с инструктажа. Самое важное – подготовка бригады к выезду. Нужно учесть все переключения там, где предстоит работать электромонтерам: какой участок находится под напряжением, а какой нет, какие взять с собой инструменты и материалы. Учитывается и прогноз погоды – работы проводятся под открытым небом, возле проводов под высоким напряжением, так что жизненно важно знать, будет ли дождь или ветер. Каждый электромонтер обязательно надевает спецодежду - костюм с защитой от электрической дуги.

Электромонтер контактной сети - это одна из самых опасных профессий на железной дороге.

Тщательная подготовка обеспечивает безопасность труда и помогает быстро и качественно выполнить работу, что, в свою очередь, позволяет не нарушить график движения поездов.

Порой, чтобы добраться до неполадки, нужно преодолеть не один десяток километров на автомотрисе. Работа производится с передвижной изолированной площадки (лейтера). Так что подготовка и дорога до места работы зачастую занимает в разы больше времени, чем сам ремонт.

Чаще всего работа электромонтера – профилактика экстренных ремонтов, нештатных ситуаций, то есть плановый ремонт. Кстати, на железной дороге их насчитывается 15 видов! И главный инструмент при этом – знания и опыт.

Чтобы работать электромонтером, нужно немало знать: методы регулировки, схемы питания и секционирования контактной сети, причины повреждения, способы временного и полного восстановления контактной сети.

Рабочий день энергетиков начинается с инструктажа. Самое важное – подготовка бригады к выезду.

Человек, желающий посвятить себя этой профессии должен любить технику, иметь техническое мышление и хорошую память, развитое пространственное представление.

Надо иметь в виду, что медкомиссия выдвигает высокие требования к здоровью претендента. Нужны хорошее физическое здоровье, нормальное зрение, правильное цветовосприятие, четкая координация. Кроме того, есть ряд противопоказаний, например, боязнь высоты.

Получить профессию электромонтера контактной сети можно в техникуме железнодорожного транспорта либо в учебном центре профессиональных квалификаций.

Электромеханик СЦБ

Электромеханик СЦБ - пожалуй, одна из самых непонятных для непосвященного человека железнодорожных профессий.

Эти специалисты имеют дело с устройствами сигнализации, централизации и блокировки, сокращенно - СЦБ. Так называют систему технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов (другими словами, для предотвращения столкновений и сходов с рельсов).

«Железнодорожным спецназом» называют представителей этой профессии, потому как отвечают они за системы и механизмы, сбои в работе которых могут повлечь за собой катастрофические последствия. Уровню ответственности соответствуют и требования, предъявляемые к сотрудникам. Наблюдательность, терпение, сила воли, склонность к кропотливой, иногда монотонной работе – без этих личных качеств не удастся постичь даже азы профессии. Работать нужно не только напряженно, но и слаженно, четко, в команде: у электромеханика СЦБ в подчинении электромонтеры, а ему самому запрещено выходить на объект без напарника, ведь работает электромеханик при постоянном движении поездов.

СЦБ – это система технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов (другими словами, для предотвращения столкновений и сходов с рельсов).

Устройства СЦБ могут находиться на большом расстоянии друг от друга, при неполадках или малейших отклонениях показаний от нормы на дистанцию выезжает бригада электромехаников. Обслуживаемый участок составляет до 30 километров пути, и каждый механизм на этом участке электромеханик должен знать от и до. Опытному специалисту иногда достаточно просто взглянуть на прибор, чтобы понять, где возникла неисправность или возможна проблема. Полная проверка оборудования на вверенном участке проходит периодически по планам технического обслуживания и ремонта. Кроме того, электромеханики СЦБ устраняют возникшие отклонения и неисправности по мере необходимости.

Наблюдательность, терпение, сила воли, склонность к кропотливой, иногда монотонной работе – без этих личных качеств не удастся постичь даже азы профессии электромеханика СЦБ.

В процессе работы электромеханик проводит техническое обслуживание релейных шкафов - от их исправности напрямую зависит работа светофоров и стрелочных переводов. Проверка тока в рельсе – еще одна из обязанностей электромеханика СЦБ: важно не только сверить показания с нормой, но и оперативно и быстро найти и устранить причину неисправности в случае каких-либо отклонений от нормативов. Проблема может быть не только на поверхности, но и в кабельных жилах под землей, и здесь электромеханик должен в буквальном смысле «зрить в корень» - найти причину неполадки и незамедлительно ее устранить. Внимание тут нужно предельное. Поэтому предельно строг и отбор на должность. В профессии не место людям с неустойчивой психикой, недостаточным уровнем концентрации и интеллекта. Увы, плохое зрение – тоже серьезное противопоказание для этой работы.

Устройства СЦБ могут находиться на большом расстоянии друг от друга, при неполадках или малейших отклонениях показаний от нормы на дистанцию выезжает бригада электромехаников.

Личные качества – важная составляющая профессии, но не менее важны здесь технические знания и умения, и, конечно, образование. Электромеханик должен разбираться в технической составляющей разнообразных сложных механизмов и систем, а начинку оборудования знать, как свои пять пальцев. В этом помогают подробные технические инструкции и регламенты, и конечно, образование.

В крупнейших железнодорожных учебных заведениях открыты программы бакалавриата и специалитета (варианты получения высшего образования в вузах), после окончания которых можно получить профессию «Электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки)».

Читайте также: