Где можно получить профессию учитель физкультуры

Опубликовано: 30.06.2024

Профессия учителя физкультуры только на первый взгляд кажется простой и не требующей специальной педагогической подготовки.

На деле учителю физкультуры надо не только любить спорт и детей, но и быть первоклассным преподавателем-воспитателем, главная задача которого заключается в формировании у школьников интереса к здоровому образу жизни.

Учитель физкультуры – это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.

История профессии

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.

Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования.

Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.

В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.

Описание профессии

На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:

  • общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
  • гармоничное развитие психических и физических качеств;
  • обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
  • повышение работоспособности детей.

Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:

  • легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания);
  • гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика);
  • командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол);
  • лыжный спорт.

Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.

На каких специальностях лучше учиться

На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности:

  • физическая культура;
  • спортивная тренировка;
  • педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

В вузах готовят педагогов по таким направлениям:

  • физическая культура;
  • физическая культура и безопасность жизнедеятельности;
  • физкультурно-оздоровительная работа;
  • лечебная физкультура;
  • технологии спортивной подготовки и др.

Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору.

Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.

Учебные заведения

Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:

  • Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
  • Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
  • Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
  • Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.

Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:

  • Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. В составе вуза функционирует Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина. Здесь учат физруков для работы в школе, в том числе со второй специальностью «безопасность жизнедеятельности». Есть программы магистратуры, связанные с изучением здоровьесберегающих технологий.
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. На факультете физкультуры и спорта можно получить кроме основного педагогического образование по профилям «спортивная подготовка» и «физическая реабилитация». Продолжительность очного курса 4 года, заочного – 5 лет. С дипломом СПО нужно учиться 3,5 года, а после окончания местного училища олимпийского резерва – всего 2 года и 7 месяцев.
  • Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар). На факультете адаптивной и оздоровительной физической культуры можно получить диплом по работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также по системам реабилитации. На факультете физкультуры студенты могут освоить тренерскую или педагогическую специальность.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена имеет в своей структуре Институт физкультуры и спорта. Здесь есть педагогический профиль, при обучении на котором выпускник получает специальность «Физкультурное образование», после чего может работать в общеобразовательных школах.
  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского учит физруков в своем Институте физкультуры и спорта. Выпускники этого вуза могут преподавать в школах, внешкольных учреждениях, а также ДЮСШ или спортклубах.

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.

Обязанности на работе

Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:

  • выбор программы и учебно-методического обеспечения;
  • проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей;
  • использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача;
  • планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок);
  • поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося;
  • контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание;
  • заполнение журнала (в т. ч. электронного);
  • обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока.

Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.

Что нужно знать преподавателю физической культуры:

  • возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
  • утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
  • основы школьной гигиены;
  • возрастную психологию ребенка;
  • методики преподавания каждой темы;
  • спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
  • требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
  • технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
  • способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
  • навыки оказания первой медицинской помощи;
  • правила пожарной безопасности и охраны труда.

Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).

Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).

Кому подходит

Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.

Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:

  • любовь к детям и подросткам, умение ладить с ними;
  • общительность, искренность и доброжелательность;
  • трудолюбие и ответственность;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • устойчивое внимание и умение контролировать несколько процессов одновременно;
  • наблюдательность, интуиция и умение рассмотреть скрытые способности в ребенке;
  • честность и справедливость;
  • требовательность и принципиальность;
  • умение превратить обычный урок в интересный процесс.

К плюсам профессии можно отнести интересную работу с детьми, часто на свежем воздухе, возможность развиваться и постоянно повышать свою квалификацию. Немаловажная деталь – это социальный пакет и длительный отпуск в летние месяцы.

Главный недостаток – повышенная ответственность за жизнь и здоровье учеников, поскольку уроки физкультуры считаются самыми травмоопасными, а в последнее время участились факты смерти школьников на занятиях из-за ослабленного здоровья. Также можно вспомнить невысокую зарплату, сложности работы в педагогическом коллективе и психоэмоциональные перегрузки.

Сколько получают

Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15–25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15–20 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Учитывая специфику работы, непосредственно в общеобразовательной школе у преподавателя физической культуры больших перспектив нет, стать завучем или директором шансов мало. Однако наличие хорошего образования, развитые профессиональные умения и личные качества могут поспособствовать в поиске дополнительного заработка или перехода на более перспективное место работы.

Можно перейти на свободную должность в детско-юношескую спортивную или частную школу. Перспективный вариант – трудоустройство на тренерское место в спортклубе или тренажерном зале, плавательном бассейне, оздоровительном центре или санатории. Всегда актуальной остается возможность сделать управленческую карьеру в подразделениях физической культуры и спорта или образования в местных, областных или краевых администрациях, а также муниципалитетах.

Если учитель физкультуры не поленился пройти дополнительные курсы по одному из современных популярных видов фитнеса (зумба, стретчинг, аэробика, йога), то он может набрать группу и заниматься в частном порядке. Еще одно направление для приложения своих усилий – это индивидуальные уроки с детьми, которые отстают в физическом развитии и требуют особых программ подготовки.

Перспективы профессии

Несмотря на то что педагогические вузы выпускают ежегодно тысячи учителей физической культуры, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким. Таким образом, если человек любит спорт и имеет склонность возиться с детьми, то ему стоит посвятить себя этой работе, несмотря на все ее недостатки. Кроме того, для него откроются неплохие и более доходные перспективы в смежных специальностях.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель физкультуры подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Учитель физкультуры

Учитель физкультуры – профессия, которая требует не только глубоких профессиональных навыков и знаний, но и психологической подготовки.

Преподаватель должен внимательно относиться к каждому ребенку, уметь удерживать внимание, тщательно следить за соблюдением безопасности. Как освоить данную специальность?

Экзамены при получении аккредитации?

В первую очередь нужно получить профильное образование. Специальность физическая культура предполагает получение знаний не только по профессии, но и прохождение курсов по воспитательной работе.

Точный перечень зачетов зависит от места проживания и планируемого места работы будущего преподавателя и дальнейшего трудоустройства. Зачастую профильными экзаменами являются:

  • профильная подготовка по физической культуре;
  • базовые данные по биологии и физиологии;
  • грамотное обращение русским языком.

Особое внимание следует уделять физической культуре, как профильному предмету. Ее в обязательном порядке сдают в виде программной экзаменационной дисциплины. Это значит, что для поступления на специальность учителя физкультуры нужно не только предоставить результаты ЕГЭ, но и пройти дополнительное испытание. Главная цель – выявить у абитуриента физические возможности. Среди обязательных испытаний можно выделить приседания, отжимания и подтягивания.

Стоит обратить внимание! В центрах подготовки https://ooo-ado.ru/stm_lms_course_category/perepodgotovka-po-fizicheskoy-kulture/ и высших учебных заведениях будущему специалисту, отдельно предстоит прохождение теории и сдача экзаменов по нормативу профилирующей дисциплины. В зависимости от выбранной кафедры, должны быть засчитаны личные нормативы, для получения аттестата.

Учитель физической культуры – сложная специальность, которая требует глубокого погружения в предмет, обладания расширенными компетенциями. Преподаватель должен иметь личные навыки в разных видах спорта, должен отличаться развитым физически телом, владеть педагогическими знаниями. Немаловажный фактор заключается в нахождении глубокого контакта с учениками младших классов и подростками.

преподавание физкультуры

Профессиональный этикет и обязанности

Преподавание физкультуры возможно и для женщин, и для мужчин. Начать преподавать можно уже после завершения официальной спортивной карьеры или после получения диплома в рамках педагогического образования.

Профессия учителя требует соблюдать ряд обязанностей:

  • выбирать программы обучения;
  • проводить уроки с учетом возраста и физиологии;
  • использовать разные приемы и методики обучения, включая предписания лечащего врача;
  • планировать учебный процесс на каждый урок, учебную четверть или год;
  • мотивировать детей на достижения;
  • проводить обучение с учетом способностей каждого ученика;
  • обеспечить жизнь и здоровье учеников во время занятий;
  • контролировать и оценивать освоенный материал.

Преподаватель физкультуры должен постоянно проводить проверку на исправность спортивного инвентаря, а при необходимости устранять поломку. Это связано с тем, что во время занятий в первую очередь обеспечивается безопасность учеников.

Профессиональные и личные качества

Мастерство учителя определяется не только имеющимися профессиональными достижениями, но и личностными качествами. Навыки коммуникации с детьми приводя к быстрому освоению программы.

Можно выделить следующие профессионально значимые качества личности:

  • мировоззрение;
  • педагогические способности;
  • положительное отношение к работе;
  • профессиональные умения, знания и навыки;
  • внедрение новых разработок и методик;
  • общая эрудиция;
  • применение психологических навыков;
  • широкий кругозор;
  • педагогическое мастерство;
  • увлеченность собственной работой;
  • педагогический такт;
  • ораторское искусство;
  • навыки коммуникации.

Среди самых важных качеств преподавателя можно выделить умение работать с детьми и налаживать с ними хороший контакт. Здесь требуется интуиция, внимательность, умение контролировать одновременно несколько процессов. К положительным моментам можно выделить психологическую и физическую выносливость, ведь в течение дня приходится контактировать с детьми разного возраста и уровня подготовки.

Только при обладании нужными личностными качествами можно стать хорошим преподавателем. После освоения профессии можно поступить на работу в частной или государственной школе.

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя отличается рядом положительных моментов:

  • регулярная оплата труда без задержек выплат;
  • наличие полного социального пакета и пенсионного обучения в будущем;
  • продолжительный отпуск, который приходится только на летнее время;
  • интересная работа с детьми разного возраста;
  • возможность проводить занятия на свежем воздухе;
  • поддержание физической формы и общего развития тела;
  • возможность работы по совместительству в фитнес-центре или спортивной школе.

Как и в любой профессии, профессия отличается недостатками. В первую очередь это высокая ответственность за здоровье и жизнь детей. Это особенно актуально, так как придется со вниманием относиться к каждому ребенку в большой группе. Также в государственном учреждении будет не слишком высокая заработная плата, хотя с приобретением опыта можно устроиться на работу в частное детское учреждения.

Востребованность профессии

Преподавание физкультуры относится к числу одной из самых востребованных специальностей в образовательной деятельности. В вузы поступает множество специалистов, но учебным заведениям нужны только лучшие преподаватели.

Исторически профессия стала пользоваться спросом в начале прошлого века, когда дети начали массово посещать школу. Большое внимание физическому развитию детей уделяли в СССР, Великобритании, Италии и Германии. Особенно важно было хорошо сдавать нормы ГТО. В советское время учитель физкультуры преподавал не только основные навыки физического развития, но и основы рукопашного боя.

Сегодня профессия также становится более востребованной. Но в первую очередь это относится к хорошим специалистам с большим опытом работы, собственными методиками и разработками, уделяющим ключевое внимание безопасности учеников.

Где можно работать?

Учитель физкультуры может заниматься воспитанием подростков, детей младшей школы, дошкольников и молодежи в рамках профессии. Работа предполагается в следующих учебных заведениях:

  • дошкольного образования;
  • частных и государственных школах;
  • средних профессиональных учреждениях;
  • вузах с разными специальностями.

Физическая культура делится на различные направления, отличается в спортивных секциях и школах с общим профилем. В результате ребенок получает всестороннее развитие, в том числе приобретает хорошую физическую форму.

Чтобы успешно работать по специальности, необходимо знать особенности физиологии мальчиков и девочки, их выносливость на разных этапах строительства. Также нужно ознакомиться с особенностями школьной гигиены. Также учитываются спортивные нормативы для каждого класса.

карьерный рост учителя физкультуры

Карьерный рост

В рамках преподавания физической культуры в образовательных учреждениях карьерный рост практически невозможен. Педагог может освоить смежную специальность, чтобы получить дополнительную квалификацию и увеличить количество учебных часов.

Педагог может использовать возможности так называемого горизонтального карьерного роста. Это предполагает изучение законодательства, физических процессов, высокой степени безопасности и воспитательной работы. Со временем учитель разрабатывает собственные методики обучения, готовит детей к поступлению в спортивные школы. Также допускается преподавание в спортивных секциях, набор специализированных групп по разным направлениям.

Благодаря постоянному развитию и повышению квалификации можно поступить на должность в спортивной школе для детей. Одним из лучших вариантов для оформления на работу становится тренерская позиция в плавательном бассейне, спортивном клубе, центре здоровья или спортивном клубе.

Обратите внимание! С физкультурным или спортивным образованием можно сделать и управленческую карьеру. Как правило, речь идет о руководстве секцией или спортивной школой, а также занятие административной должности в муниципальном органе по контролю над спортивной отраслью.

После дополнительного обучения можно набирать группы или заниматься в частном порядке в рамках разных видов фитнеса. Среди самых актуальных становится стретчинг, пилатес или аэробика.

Какая заработная плата полагается

Уровень оплаты труда по профессии отличается в крупных городах и небольших районных центрах. Самые высокие доходы характерны для Москвы и Санкт-Петербурга. С учетом преподавания вне учета основного рабочего времени, уровня прямой квалификации и стажа зарплата составляет 40-60 тысяч рублей. Также возможно руководство класса для получения дополнительной надбавки.

В городах и районах центральной России учитель может рассчитывать на заработную плату на уровне 15-20 тысяч рублей. В районах Крайнего Севера и на приравненных территориях доходы доходят до 70 тысяч рублей.

Учителя по призванию могут получить дополнительный заработок. Для этого можно дополнительно работать в тренажерном зале, санатории или фитнес-центре. Такая работа занимает немного времени, может длиться несколько часов в течении рабочей недели.

Где получить специализированную подготовку?

Образование по профилю учителя можно освоить в среднем профессиональном или высшем учебном заведении. Нужно поступать в специализированный вуз или училище олимпийского резерва. Существует несколько направлений обучения, включая физическое воспитание и адаптивную физкультуру.

Продолжительность обучения профессии во многом зависит от предыдущего уровня образования. Например, при поступлении в колледж после 9 класса общеобразовательной школы придется учиться 3 года и 10 месяцев. Если выпускник школы освоил 11-летнюю программу, учиться придется 2 года 10 месяцев. А при поступлении в вуз обучение длится 4-6 лет по программам бакалавриата или магистратуры.

При выборе программы переподготовки можно освоить смежную специальность, что позволяет получить две ставки. Так, можно совмещать преподавание с предметом "безопасность жизнедеятельности".

Таким образом, учитель физической культуры осваивает интересную профессию, может преподавать в частных и государственных школах, работать в спортивных секциях. Для этого необходима качественная подготовка, получение образования по профилю.

«Физическая культура и спорт», педагогическое образование

Кто он, современный учитель физкультуры? Это и педагог, и воспитатель, и наставник в одном лице. В сегодняшних школах нередко принято отбирать детей в специализированные классы – математические, гуманитарные или с уклоном по другим направлениям. Перед учителем физкультуры стоит задача научить и воспитать всех учеников с учетом их возраста, психофизических особенностей и физических возможностей.

Для тех, кто чувствует в себе задатки педагога и наставника, готов проявлять инициативу по организации соревнований, товарищеских встреч и туристических походов, введен дистанционный бакалавриат по программе «Педагогическое образование / Физическая культура и спорт».

Быть учителем физкультуры – ответственная миссия. Он не только обучает детей двигательным навыкам, но и сам должен являться примером для своих учеников. Гибкость, быстрота реакции, физическая сила, правильный режим питания – эти качества и условия должны соблюдаться в обязательном порядке.

Какие цели ставятся в процессе обучения – рассмотрим далее.

Цели изучения дисциплины

Основные задачи программы:

  • Формирований системы знаний, навыков и умений для овладения будущей профессией;
  • Развитие педагогического мышления;
  • Эмоционально-ценностное воспитание будущих педагогов;
  • Развитие навыков творческого мышления;
  • Инновационный подход к процессу обучения в сфере физкультуры с использованием действенных технологий подачи знаний.

В программе предусмотрено изучение форм эффективного общения учителя (тренера) с учениками:

  • Стиль общения – авторитарный, либеральный, демократический и т.д.;
  • Техника общения – голос, интонации, стиль, форма, темп, ритм речи;
  • Манера поведения – мимика, осанка, жесты.

Особое внимание уделяется навыкам общения с детьми, умению находить подход к каждому ученику. В случае необходимости, будущего учителя обучают разрабатывать индивидуальные программы занятий, помочь подопечному поверить в себя и свои силы, нацелить на результат.

Что должен знать и уметь начинающий учитель физкультуры

  • Основы физической культуры, здорового образа жизни;
  • Особенности развития различных видов спорта;
  • Основы деятельности систем организма при мышечных нагрузках;
  • Способы укрепления здоровья, повышение физической подготовленности;
  • Профилактика травм, оказание первой доврачебной помощи.
  • Правильное осуществление двигательных действий в различных видах спорта;
  • Соблюдение правил безопасности на занятиях физкультурой;
  • Использование спортивного инвентаря, оборудования и других технических средств с целью повышения эффективности занятий.

Кроме того, выделяются человеческие и профессиональные качества, которые ученики и коллеги считают основными для учителя физкультуры:

  • Контактность, умение налаживать доброжелательные отношения с педагогами и учениками;
  • Общительность, энергичность, уверенность в себе;
  • Владение психологическими, социальными, материально-техническими знаниями для квалифицированной подготовки участника спортивных соревнований;
  • Нравственность: педагог должен быть вежливым, гуманным, честным, требовательным, принципиальным, правдивым, трудолюбивым, справедливым;
  • Воспитание учеников с ориентиром на личный пример;
  • Творческий подход к обучению и воспитанию детей, умение мыслить ясно и логично, быть изобретательным и находчивым;
  • Специфическая интуиция: умение разглядеть в ребенке задатки будущего спортсмена, сформировать спортивную команду.

Одно из важных качеств педагога-наставника по физкультуре – умение вовлечь учеников в игру, работать и проявлять себя в команде. Именно такие специалисты, получившие дистанционное образование в Оренбурге, приходят в современные школы. И для многих детей эти маленькие победы, командный дух сыграли решающую роль в становлении карьеры, формировании бойцовского характера.

Куда пойти работать

Для выпускников по направлению «Педагогическое образование/Физическая культура и спорт» открыты двери общеобразовательных средних школ, организаций дошкольного образования, учебных заведений среднего специального и высшего профессионального образования, физкультурно-оздоровительные комплексы, фитнес-клубы, спортивные школы и т.д.

Кем вы сможете работать:

  • Педагогом по физическому воспитанию;
  • Тренером;
  • Инструктором по физической культуре или по определенному виду спорта и т.д.

Открыть свое дело, особенно в городах – не есть проблема. Особенно с учетом того, что многие культивируют образ здорового жизни: правильно питаются, регулярно посещают тренажерный зал или фитнес-студию. Стоит учитывать чаяния и желания молодых родителей: с самого раннего детства многие отдают своих детей в различные кружки, в том числе и по физическому воспитанию. Поэтому предприимчивый педагог сможет найти себя на данном поприще.

Еще один вариант развития – стать председателем общественной организации в области физкультуры и спорта (или открыть свою некоммерческую организацию) и подавать заявки на получение президентских, федеральных, региональных грантов на реализацию общественно-значимого проекта в области ЗОЖ.

Как корабль назовёте: 7 похожих, но разных профессий в сфере физкультуры и спорта

Как понять, чем отличаются тренер, инструктор и учитель по физической культуре? Эксперт АНО «НИИДПО» Крайнов Андрей Николаевич на основе профстандартов и квалификационных справочников составил обзор профессий, который будет полезен не только Слушателям при выборе программы, но и работодателям.

В 2007–2008 г.г. существующая ранее система квалификаций была заменена на систему профессиональных стандартов. Все принятые профстандарты, а также проекты стандартов размещены на информационном ресурсе Минтруда России.


Юридически понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Для работодателей профстандарт служит основой для установления конкретных требований (должностных инструкций) при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации. Следует учитывать профстандарт и тем, кто планирует обучение по программам профпереподготовки.

В статье мы коротко остановимся на ряде актуальных (утверждённых) профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, а также на ряде проектов, проходящих этап профессионально-общественного обсуждения.

Профстандарт «Тренер». Тренер проводит тренировки и руководит соревнованиями с целью формирования, развития и поддержания спортивного потенциала тренирующихся, достижения ими спортивных результатов.

Профстандарт «Инструктор методист». Инструктор-методист ведёт организационно-методическую работу в физкультурно-спортивных и образовательных организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую подготовку.

В каждом из вышеуказанных профессиональных стандартов достаточно конкретно описаны не только вид и цель профессиональной деятельности, но и трудовые функции, показана функциональная карта вида профессиональной деятельности.


На этапе профессионально-общественного обсуждения ( 2020 г .) и государственной аккредитации находятся профессиональные стандарты «Тренер-преподаватель» и «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту».

Также существует ряд профессий, нашедших своё отражение в квалификационных характеристиках должностей работников образования: учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре. Многие из них в виде отдельных стандартов на законодательном уровне на сегодняшний день не закреплены.

В таблице собраны наиболее значимые профессиональные особенности, определявшие профессиональную сферу физической культуры и спорта. Представленная таблица, как и любая другая, не может с математической точностью систематизировать все возможные направления профессионального выбора. Но она отражает сложившуюся практику взаимоотношений работодателя и работника, и в этом смысле является ориентиром не только для различных профильных специалистов (работающих или потенциальных), но и работодателей – государственных организаций и коммерческих структур, ведущих спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.

Профессиональная сфера: Физическая культура и спорт

Основные (потенциальные) организации заказчики (работодатели)

Основная трудовая функция

Контингент обучающихся

Возможность совмещения (без дополнительной профессиональной переподготовки)

Инструктор по физической культуре

Дошкольная образовательная организация, организация дополнительного образования детей

Дети дошкольного возраста

Учитель по физической культуре, тренер-преподаватель, тренер

Учитель физической культуры

Общеобразовательная организация, центр образования

Преподавание предмета «Физическая культура»

Дети и подростки школьного возраста

Инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель

Тренер, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

Преподаватель по физическому воспитанию

Образовательная организация среднего профессионального образования или образовательная организация высшего образования

Преподавание предмета «Физическая культура»

Учащаяся молодёжь (студенты)

Учитель по физической культуре, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Руководитель физического воспитания

Образовательная организация среднего профессионального образования

Организация и руководство физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой

Учащаяся молодёжь (студенты)

Преподаватель по физическому воспитанию, тренер-преподаватель, учитель по физической культуре

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Тренер-преподаватель

Организация дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа – ДЮСШ, спортивный клуб, фитнесс-центр

Общефизическая (предпрофессиональная) и специализированная подготовка по виду спорта

Дети и подростки

Учитель физической культуры

Тренер, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Тренер

ДЮСШ, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва – СДЮШОР, спортивный клуб, фитнес-центр

Подготовка спортсменов различной квалификации

Дети, подростки, взрослые

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Инструктор-методист

ДЮСШ или СДЮШОР

Организация и научно-методическое сопровождение процесса спортивной подготовки

Дети, подростки, взрослые

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Осознанный выбор профессии в сфере физической культуры и спорта предполагает соотнесение профессионального стандарта с присваиваемой квалификацией, организацией заказчиком (работодателем) и особенностями профессиональной сферы.

Как показывает практика АНО «НИИДПО, для становления, развития совершенствования профессиональных качеств и способностей будущего специалиста на начальном этапе достаточно пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по выбранному вами направлению.

Как стать педагогом по адаптивной физической культуре и спорту фото

Будучи сравнительно молодой специализацией, профессия “педагог по адаптивной физической культуре” сегодня достаточно востребована как в государственных коррекционных образовательных учреждениях, так и в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах.

Кроме того, поскольку в последнее десятилетие социализация инвалидов ведется очень активно, такие вакансии открываются не только в учебных центрах дополнительного образования (адаптивных клубах физической подготовки), но и в обычных детских лагерях, на базах отдыха, в психоневрологических диспансерах, а также в профилакториях.

Что такое адаптивная физическая культура?

Прежде чем рассматривать должностные обязанности педагога по адаптивной физической культуре, необходимо разобраться, что же это направление из себя представляет.

Адаптивную физкультуру часто путают с лечебной физической культурой, так как оба вида деятельности направлены на улучшение состояния и качества жизни людей с ограниченными возможностями. Однако если ЛФК является терапевтическим методом, основанным на техниках физического восстановления, то АФК – это не столько про лечение, сколько про социализацию и принятие инвалидом своих особенностей.

АФК направлена на помощь в компенсации утраченных функций, на возвращение человека в общество, а также на общее улучшение состояния организма, которое достигается через систематическое выполнение физических упражнений. Адаптивная физкультура – средство социальной реабилитации, пропагандирующее активный образ жизни для людей с ограниченными возможностями.

Что такое адаптивная физическая культура? изображение

Чем занимается педагог по адаптивной физической культуре и спорту?

Главная цель педагога по адаптивной физической культуре заключается в интеграции инвалида в общество. Чтобы ее достичь, наставники используют целый комплекс упражнений, которые компенсируют, а порой и восстанавливают способности человека, улучшают общее состояния организма, укрепляют мышцы и повышают психоэмоциональную устойчивость обучающегося.

Последний аспект особенно важен, так как без должного настроя на результат инвалидам бывает тяжело сдвинуться с мертвой точки. Чем сильнее у человека с ограниченными возможностями мотивация, тем быстрее он приобщится к здоровому образу жизни и вернется в общество. Успехи в выполнении коррекционных упражнений являются мощным стимулом к дальнейшему саморазвитию, самосовершенствованию.

В обязанности педагога по адаптивной физической культуре и спорту входит:

● Подбор индивидуальных упражнений (с учетом имеющихся потребностей) и формирование персонального графика занятий с подопечными;

● Анализ скорости достижения поставленных целей;

● Внесение (по необходимости) корректировок в учебный процесс;

● Оформление бумаг, обязательных для заполнения педагогами адаптивного физического воспитания;

● Разработка учебно-методических материалов;

● Внедрение передовых техник тренировочного процесса в адаптивном спорте;

● Участие в исследовательской и проектной деятельности в области АФК.

Педагог АФК – это не только наставник, ответственный за физическое воспитание подопечных, но и человек, который мотивирует инвалидов, помогает им учиться работать в команде, приобщает людей с ограниченными возможностями к гармоничной жизни в социуме, а также прививает любовь к активности.

Особенности профессии “Педагог по адаптивной физической культуре и спорту”

Молодые люди, стремящиеся стать преподавателями АФК, должны быть компетентны во множестве сфер: начиная со знания методик терапевтического массажа, заканчивая проведением медицинской экспертизы трудоспособности. Учителя АФК владеют нюансами психологического консультирования, психологией инвалидности и техникой безопасности при проведении занятий по физической культуре.

Средняя заработная плата педагога по адаптивной физкультуре и спорту в стране составляет 35 000 рублей. В Москве этот показатель достигает 55 000 рублей. Оклад преподавателей АФК, имеющих большой практический опыт работы в области реабилитации тяжелых пациентов, превышает 100 000 рублей в месяц.

Рассматривающим вакансии наставников АФК соискателям следует помнить, что главная задача учителя адаптивной физической культуры – вовлечение в регулярные тренировки как можно большего числа людей с ограниченными возможностями, поскольку для них физкультура является важнейшим средством для интеграции в общество.

Как выучиться на педагога по адаптивной физической культуре и спорту?

Получить диплом по направлению можно, отучившись очно/очно-заочно/заочно в спортивном училище, техникуме или вузе. Поступление доступно как выпускникам 11-ых классов, так и абитуриентам, окончившим 9 классов. Чтобы начать обучение, молодым людям придется предоставить результаты экзаменов по биологии и русскому языку, а также пройти собеседование.

Тем не менее диплом образовательного учреждения не освобождает юного педагога от регулярного прохождения курсов повышения квалификации, поскольку в методики лечебной и адаптивной физкультуры достаточно часто вносятся изменения. Обеспечить себя актуальной информацией поможет Современная научно-технологическая академия, которая предлагает 76 вариантов программ дополнительного образования для педагогов.

Удобство сотрудничества с СНТА заключается в дистанционном учебном формате, который позволяет:

● Осваивать передовые педагогические техники без отрыва от основного места работы;

● Изучать материал в комфортной и привычной домашней обстановке;

● Самостоятельно составлять личный график занятий, которые могут проходить как в дневное, так и в ночное время (зависит от занятости слушателя);

● Иметь круглосуточный доступ к материалам курса, а также к технической поддержке;

● Проходить промежуточные и финальное тестирования онлайн;

● Получать регулярно обновляемую информацию по профилю;

● Осваивать учебные программы, разработанные в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями;

● Стать обладателем удостоверения/диплома установленного образца.

Все подтверждающие прохождение курсов СНТА бумаги имеют несколько степеней защиты и регистрируются в специальных журналах. Сведения о документах подаются в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Дистанционное обучение в Академии дает слушателям возможность буквально “вписать” получение ДПО в привычный жизненный ритм без жертв в виде отпускных дней либо размера оклада. Удобство платформы, насыщенность программ и профессионализм педагогического состава СНТА заставляют по-новому взглянуть на удаленное обучение даже самых скептически настроенных абитуриентов.

Читайте также: