Где отсутствует должность премьер министра в президентской республике

Опубликовано: 05.07.2024

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 1 Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки – президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер – министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа – правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова- 2 –е изд., изм., доп.-М.: ИНФРА-М, 2003- С.204-211.

мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер – министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «раздельного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

В настоящее время президентская республика классического типа, о которой шла речь выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во – первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер – министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры, в каких – то отношениях становятся подчиненными премьер – министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во – вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах – и ответственность премьер – министра и всего Совета министров.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно – государственной власти. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда – исполняющим обязанности президента, иногда – временным президентом). Это милитарно – президентская республика. Это временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).




В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно – президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления. Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско – монократической республики для таких связей используется единственная государственная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, являлись президент, деятельность которого более открыта для населения, с другой – парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 1 Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки – президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер – министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа – правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова- 2 –е изд., изм., доп.-М.: ИНФРА-М, 2003- С.204-211.

мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер – министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «раздельного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

В настоящее время президентская республика классического типа, о которой шла речь выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во – первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер – министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры, в каких – то отношениях становятся подчиненными премьер – министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во – вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах – и ответственность премьер – министра и всего Совета министров.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно – государственной власти. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда – исполняющим обязанности президента, иногда – временным президентом). Это милитарно – президентская республика. Это временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).




В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно – президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления. Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско – монократической республики для таких связей используется единственная государственная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, являлись президент, деятельность которого более открыта для населения, с другой – парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Определение понятия республиканская форма правления

Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

Признаки республиканской формы правления

  • выборность власти,
  • ограниченность срока действия властных полномочий,
  • зависимость от избирателей.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Виды республиканской формы правления

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Президентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  • президент является главой государства;
  • президент избирается путем всенародного голосования;
  • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  • верховенство парламента;
  • глава государства выполняет представительскую роль;
  • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  • ответственность правительства перед парламентом;
  • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  • президент избирается путем народного голосования;
  • президент не является главой исполнительной власти;
  • правительство возглавляет исполнительную власть;
  • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.

Нетрадиционные виды республик

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

1. Понятие и виды правительств. Место правительства в систе­ме высших органов государства.

2. Порядок формирования правительства.

3. Состав и структура правительства в зарубежных странах.

4. Полномочия правительства.

5. Парламентская ответственность правительства и его членов.

1. Правительство - это высший, коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией и осуществляющий руководство государственным управлением.

Основными функциями правительства является: осуществление общего руководства и управления делами государства, исполнение принятых парламентом законов, составление и реализация государственного бюджета, а также координация деятельности отдельных министерств и ведомств. Например, ст. 64 Конституции Казахстана гласит: «Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью». А ст. 20 Конституции Франции, таким образом, характеризует правительство: «Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находится администрация и вооруженные силы».

Виды правительств:

С точки зрения партийного состава, правительства можно подразделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств арабского востока, где отсутствуют политические партии (ОАЭ, Оман). Партийные правительства бывают как однопартийными, так и многопартийными (коалиционные). Первые могут формироваться в странах с парламентарными формами правления и полупрезидентской республике, где какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобритания), а также в президентских республиках, где министрами становятся представители партии, победившей на президентских выборах.

Многопартийные правительства формируются в ситуации, когда ни одна партия не располагает большинством мест в парламенте (Италия, Дания и др.).

По сроку действия различают постоянные (устойчивые) и временные (неустойчивые) правительства. Постоянные правительства формируются в условиях стабильной политической системы. Временными же являются коалиционные правительства, т. к. внутренние политические противоречия не позволяют им работать продолжительное время (например, средний срок работы вновь сформированного итальянского правительства составляет 6 мес). Кроме того, к числу временных причисляют служебные правительства образуемые, как правило, для выполнения определенных функций государственного управления до тех пор, пока в результате парламентских выборов не будет сформировано новое правительство. Так, в Болгарии предусмотрено формирование служебного правительства в случае, если парламентскими группами не достигнуто согласия об образовании правительства.

В зависимости от наличия или отсутствия организационно-правового оформления состава, структуры и порядка деятельности можно выделить организационно-оформленные и неоформленные правительства. Так, в конституционном законодательстве большинства стран подробно урегулированы вопросы состава, структуры, порядка деятельности этого органа. Например, ст. 106, ст. 107 Конституции Республики Беларусь указывают на то, что правительство республики состоит из премьер-министра, его заместителей и министров, работой правительства руководит премьер-министр, а главное - то, что данный орган издает обязательные постановления. Все это говорит о принадлежности белорусского правительства к числу организационно-оформленных. В других государствах, несмотря на реальное существование кабинета министров, отсутствует его организационно-правовое оформление. Так, Конституция США вообще не упоминает о таком органе власти, как правительство, не говорит о его компетенции. На своих заседаниях правительство не принимает правовых актов. Таким образом, понятие «правительство» в странах, где оно не оформлено организационно, считается достаточно условным.

Независимо от своей разновидности всякое правительство занимает определенное место в системе высших органов государства. Место правительства в системе высших государственных органов определяется формой правления и соотношением политических сил в парламенте государства. Так, в странах с парламентарной формой правления правительство занимает доминирующее положение в государственном механизме, так как политическое руководство государством в указанной категории стран осуществляется именно правительством. В абсолютных, дуалистических монархиях и президентских республиках правительство рассматривается как совещательный орган при главе государства. Однако при любой форме правления правительство -это, прежде всего исполнительный орган, правда, иногда осуществляющий не только подзаконную деятельность. Например, во Франции правительство осуществляет регламентарную власть, принимая акты, обладающие силой закона.




2. Порядок формирования правительства. Порядок формирования правительства в значительной степени определяется формой правления. Можно выделить два основных способа формирования правительства: парламентский (типичен для стран с парламентарными формами правления) и внепарламентский (характерен для абсолютных, дуалистических монархий, а также для президентских республик). В полупрезидентских республиках правительство чаще всего формируется формально внепарламентским путем, но с учетом расстановки сил в парламенте.

Каждый из способов имеет значительное число разновидностей. Так, в странах с парламентарными формами правления глава государства назначает премьер-министром чаще всего лидера партии, победившей на парламентских выборах, а по его представлению - членов правительства (Индия, Италия и др.). В некоторых странах (Германия, Япония) лицо, подлежащее назначению на пост премьер-министра, определяется непосредственно голосованием в парламенте, и лишь затем воля парламента опосредуется соответствующим актом главы государства. В Швеции монарх даже формально не участвует в формировании правительства, поскольку глава последнего назначается актом председателя парламента.

В случае если какая-либо партия или блок партий располагает большинством в парламенте, проблем с формированием правительства, как правило, не возникает, поскольку ее лидер автоматически становится премьер-министром. Гораздо сложнее обстоит дело в случае, когда ни одна партия (блок партий) не располагает явным большинством. В подобной ситуации правительство сформировать достаточно сложно. Решающее значение имеют консультации главы государства с лидерами парламентских фракций, а также деятельность специально назначаемого им форматора правительства.

Во многих странах (Греция, Италия и др.) для того, чтобы непосредственно приступить к исполнению своих обязанностей, правительство обязано заручиться поддержкой парламентского большинства, которая чаще всего выражается в вотуме доверия его программе и составу (инвеститура парламента).

В президентских республиках, а также в абсолютных и дуалистических монархиях правительство формируется в значительной степени по усмотрению главы государства. В одних странах с указанными формами правления глава государства полностью самостоятельно формирует правительство (страны Латинской Америки). В других странах назначение министра главой государства требует одобрения (зачастую формального) парламента (США).

В полупрезидентских республиках глава государства обычно назначает на пост премьер-министра одного из лидеров партии, победившей на парламентских выборах, а по его представлению - остальных министров. Как свидетельствует опыт Франции, при совпадении президентского и парламентского большинства вопрос о назначении членов правительства решается главой государства самостоятельно. В противном случае роль премьер-министра, опирающегося на поддержку парламентского большинства, резко усиливается.

3. Состав и структура правительства в зарубежных странах. Большинство конституций не содержит исчерпывающего перечня должностных лиц, входящих в состав правительства. Однако, как правило, правительство состоит из главы правительства (премьер-министр), его заместителей и министров.

Следует отметить, что на состав правительства конкретного государства определенным образом оказывает влияние форма правления. Так, особенностью президентской республики является то, что зачастую должность премьер-министра отсутствует, а функции главы правительства осуществляет президент. В государствах с парламентской формой правления и полупрезидентских республиках, напротив, премьер-министр играет ключевую роль в организации деятельности правительства.

Особенно широки полномочия главы правительства в парламентских республиках и монархиях, где он является главой исполнительной власти и на практике осуществляет большинство полномочий, формально принадлежащих главе государства. Глава правительства определяет основные направления деятельности правительства, координирует деятельность отдельных министров. Кроме премьер-министра в состав правительства входят государственные министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари.

В структуре правительства зачастую создаются рабочие органы, которые иногда вправе принимать решения от имени правительства. Так в странах англосаксонского права различают правительство и кабинет. Правительство представляет собой широкую коллегию, состоящую из всех членов правительства. Кабинет же состоит из ограниченного числа министров, занимающих ключевые посты. В некоторых странах континентального права различают совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров - проходят под председательством главы государства, а заседания кабинета министра - под председательством премьер-министра.

В определенных случаях в составе правительства создаются комитеты и комиссии межведомственного характера.

4. Полномочия правительства в зарубежных странах. Правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однако существующие конституции, как правило, закрепляют эту компетенцию в общей форме и подробно ее не описывают. С одной стороны, это сложившаяся традиция, а с другой - чем менее подробно описание предметов ведения, тем шире можно трактовать эти лаконичные статьи. Так, Конституция Королевства Испания гласит: «Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с конституцией страны и законами» (ст. 97); Конституция Французской Республики: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооруженными силами» (ст. 20).

В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые его полномочия, обычно по частным вопросам. В тех президентских республиках, где правительства как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства, а министры, составляя кабинет, действуют по его указанию, помогая в осуществлении его полномочий (Бразилия, США и др.). Аналогичная ситуация сложилась в тех президентских республиках, где есть советы министров (Египет, Перу), хотя могут предусматриваться и некоторые собственные полномочия правительства.

Наиболее подробно компетенция правительства регламентируется конституциями в странах тоталитарного социализма. Обычно основные законы содержат перечень вопросов, поручаемых ведению правительства (руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан, общее руководство внешними сношениями и строительством вооруженных сил, разработка и осуществление планов экономического и социального развития страны, государственного бюджета и др.). Некоторые современные постсоциалистические конституции следуют этой традиции, также подробно перечисляя вопросы ведения правительства.

На практике вопросы, входящие в компетенцию правительства, часто решаются его президиумом (бюро), комитетами, премьер-министром. В последнее время роль премьера в коллегии правительства во всех странах значительно возросла: он теперь является лицом, определяющим политику правительства, да и голосование на заседаниях правительства бывает все реже, решающее слово принадлежит ему, от него же зависит и назначение министров.

В абсолютных и дуалистических монархиях и президентских республиках фактическим главой правительства и главой исполнительной власти является глава государства (монарх либо президент). Поэтому здесь как бы нечего рассказывать, поскольку речь о главе государства шла выше.

В парламентарных и смешаных республиках и парламентарных монархиях всегда имеется должность главы правительства. Глава правительства в разных странах называется по-разному. Самое популярное наименование – это либо премьер-министр (это французский термин), либо первый министр. (Англичане употребляют слово prime minister – первый министр). Кроме этого, есть такие названия, как Председатель совета министров (Италия), Председатель правительства (Испания и Чехия). В некоторых странах главу правительства называют Министр-председатель. В немецких землях (субъектах федерации) то, что мы называем Премьер-министр, называется Министр-президент.

Употребляются также национальные названия. Например, в Германии и Австрии глава правительства называется Федеральный канцлер или просто Канцлер. В Ирландии, хотя там все говорят по-английски, сохранены ирландские названия некоторых должностей и органов. Там по традиции парламент именуется Дойл, а премьер-министр – Тишок.

При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики. Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы государства. Во всяком случае, он определяет основную внутреннюю и внешнюю политику государства и реализует ее на практике.

Это место и роль главы правительства очень часто закрепляется также и в конституции. Например, Основной закон ФРГ предусматривает, что федеральный канцлер устанавливает основные направления политики и несет за это ответственность (ст.65). В Италии Премьер-министр должен руководить политикой правительства и также нести за нее ответственность (ст.95 Конституции). Полномочия главы государства при этих формах правления очень велики. Часто глава правительства возглавляет какую-то партию и, стало быть, одновременно является лидером правящей партии. Важные политические решения глава правительства принимает, как правило, единолично, либо после консультации с главами других ветвей власти. Естественно, что полномочия главы правительства, когда он опирается на правительственное большинство, гораздо шире, чем в том случае, когда он руководит коалиционным правительством. Существование в рамках коалиции всегда менее удобно: приходится делить свои полномочия и согласовывать свои действия с лидерами других партий и политических течений.

Формально, название должности главы правительства в большинстве стран звучит как первый министр. Первоначально это действительно был старший (первый) министр (к примеру, при королевском правительстве), который помогал монарху осуществлять власть в стране. Постепенно, с оттеснением абсолютной власти, с переходом к иным отношениям, фигура премьер-министра стала совершенно особенной. Эта фигура заняла лидирующую роль.

В большинстве стран глава правительства подбирает членов правительства, составляет их список. С его подачи они утверждаются на своих должностях. По желанию и по велению главы правительства члены правительства могут быть отправлены в отставку. Хотя формально члены правительства назначаются и смещаются главой государства, мы знаем, что главы государства при парламентарных республиках или монархиях выполняют лишь официальные функции, формально подписывая предоставляемые им проекты указов, которые реально составляет глава правительства.

Как правило, если прекращаются полномочия главы правительства, то это означает прекращение полномочий и всего правительства. Полномочия и реальная власть премьер-министров в парламентских республиках (ФРГ, Италия), парламентской монархии (Великобритания) очень велики. Премьер-министры издают и подписывают правительственные указы, они реально осуществляют большинство полномочий, которые формально принадлежат главе государства, включая право досрочного роспуска парламента. Сложившаяся практика сводится к тому, что премьер-министр реально руководит и внутренней жизнью государства, и внешними проблемами. (Хотя, естественно, существуют должности министров внутренних дел, иностранных дел и т.д.).

Объем полномочий ряда глав правительств настолько велики, что в некоторых случаях зарубежные ученые именуют таких премьер-министров некоронованными монархами. Наиболее сильная фигура премьер-министра, очевидно, в Великобритании. Там премьер-министр назначает, перемещает, отзывает членов правительства единолично и руководит их деятельностью. Он полностью формирует все правительство – и кабинет, и узкий состав кабинета – определяет порядок работы и формулирует окончательные решения своего правительства. Заседания кабинета являются закрытыми, члены кабинета не имеют права разглашать те сведения, которые им стали известны. Мнение даже большинства членов кабинета не обязательно для премьер-министра. А если член правительства не согласен с мнением премьера, у него есть только один способ выразить свое несогласие – уйти в отставку.

Главы правительства в таких монархиях и республиках, где существуют парламентарные формы, по объему своих полномочий и фактическому положению мало отличаются от таких «сильных» президентов, как президент США или президент Франции. К числу очень влиятельных и сильных глав правительств можно также отнести премьер-министров Японии, Австрии (канцлер), Канады, Австралии, Португалии и ряда других стран.

Следует также отметить, что в последнее время наблюдается такое явление, что при правительстве, при главе правительства, создается особый аппарат, ведающий делами главы государства. Руководитель этого аппарата часто имеет ранг министра. В Великобритании важным органом является личный секретариат Премьер-министра. (Есть так же специальный секретариат кабинета). Во Франции при Премьер-министре есть гражданский и военный кабинеты. Это специальные структуры внутри правительства. В Германии есть ведомство Федерального канцлера, оно возглавляется государственным чиновником в ранге министра. Это ведомство разрабатывает рекомендации для правительства и для его главы, готовит проекты законов и правительственных постановлений. Есть аналогичные структуры и в других странах. Например, в Испании есть специальный закон, который предусматривает создание вспомогательных органов для правительства. Это – государственный секретариат по отношениям с парламентом, секретариат по законодательству, генеральный секретариат, и т.д.

Читайте также: