Где снимали василий иванович меняет профессию

Опубликовано: 01.07.2024

Не только в столице-Матушке

Да, в Москве его тоже снимали. Но искать там места съемок не стоит – их немного, а роль их в фильме невелика. Дело в том, что в столице отсняты в основном кадры в помещениях – внутреннее убранство царских палат, квартиры Шурика и доктора Шпака. А это все – студийные декорации, которые создают, переделывают и убирают по мере надобности. Их не считают нужным хранить долго, да и принадлежность легендарному фильму не спасет.

сцена в квартире Шурика

Натурные съемки в столичном граде тоже велись. Так, существует «Дом высокой культуры быта», где проживали Шурик и Шпак. Его адрес – Новокузнецкая, 13. Но снимали там общие кадры, в основном двери подъезда и двор. Квартирных жилплощадей, похожих на жилье героев фильма, в нем нет и не было. Да и здание с двором вместе с тех пор (фильм вышел в 1973 г.) сильно изменилось, узнать его будет непросто.

Зато люди заинтересованные легко опознали магазин «Радиодетали», куда забегал Саша за запчастями для машины времени. Действительно, это реальный магазин соответствующего профиля, находился он тоже на Новокузнецкой – видно, Гайдай решил не заставлять его слишком далеко бегать.

Под определение Грозного «лепота» попала значительная часть мегаполиса. Самое узнаваемое из продемонстрированных зданий – «книжка» штаб-квартиры СЭВ. Милицейский автомобиль в конце ленты (за Милославским) стартует от гостиницы «Союз». Она находилась рядом с киностудией – удобно. А психиатры за всеми, кого надо вылечить, ехали от Останкино. И это все – прочие натурные кадры отсняты в других уголках нашей Родины.

Во власти «Золотого кольца» России

Кремль времен Ивана Грозного был уже достаточно похож на современный. Но многие полагают (по прозванию Москвы «белокаменная»), что нынешняя его архитектура появилась уже после пожара 1812 г. в столице. Гайдай воспользовался этим, хотя не только из исторических соображений – снимать в Московский Кремль его не пустили.

сцена в Ростовском Кремле

В результате царскую резиденцию играет один из известнейших российских архитектурных ансамблей – кремлевский комплекс Ростова Великого. Коллективу кинокартины повезло – перед началом съемок достопримечательность эта была отреставрирована. В фильме она смотрелась, как новенькая. Ныне в программу его экскурсии добавились и места, где снимали кино «Иван Васильевич меняет профессию».

Церкви с колокольнями, главные ворота, «красное крыльцо», большой двор, крытые галереи – в Ростове было все. Там без труда составили маршрут погони за «демонами», обеспечили отправку войска к Изюмскому шляху, позволили «самозванцу» исполнить на колоколах «Чижика» и даже организовали самоубийственный прыжок стрельцов с крыши галереи. На деле во всех крепостях возраста Ростовского кремля есть и низкие, примерно метра 3 в высоту, стены (обычно обращенные к реке, где безопаснее). С укрепления такой высоты без ущерба для здоровья смог бы спрыгнуть и управдом Бунша.

А смотрящие и вовсе не заморачивались вопросом, в каком городе снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Профессионализм творческого коллектива и древнее очарование Золотого кольца заставили их не заметить даже того, что там у режиссера появилось… море.

При чем тут Крым до «Ивана Васильевича»?

сцена на набережной Ялты

Дело как раз в море. Фильм уже было отправили на монтаж, когда Гайдай вдруг решил, что без крымской сцены он будет неполон. Так появилось исполнение Зиночкой Тимофеевой песни «Звенит январская вьюга» для картины режиссера Якина.

В нем показана набережная Ялты (не курортная прогулочная часть, а причальный пирс №2). Героиня одета соответствующим образом – изучение модных журналов того периода позволит убедиться, что ее наряд является «писком» тогдашней моды и полностью соответствует ялтинскому курортному шику. Возможно, южный шарм города должен был подчеркнуть «знойность» отношений персонажей – ведь в эпизоде фигурирует не только Зиночка, но и ее поклонник, режиссер Якин, а также соперница (героиня Н. Кустинской).

Хотя тут был отснят только незначительный эпизод фильма, Ялтинская набережная не забыла создателей «Ивана Васильевича». Ныне на точке проведения съемок стоит памятник Карпу Савельевичу Якину, а точнее человеку, его создавшему. Актер Михаил Пуговкин изображен сидящим на складном стуле, нога на ногу, с тросточкой – таким, каким был в кинороли. Характерно, что Михаил Иванович любил Ялту, несколько лет жил здесь и часто отдыхал у променада, сидя на раскладном стуле в позе Якина (это была его личная привычка).

Что еще за машина пространства?

сцена Милославского и Бунши

Сюжет фильма отвлекал от антуража съемок, что пошло картине на пользу, иначе придирчивый человек мог бы заметить техническую неувязку в сценарии. Похоже, машина Шурика не зря приподнимала стены между квартирами – она была способна мгновенно перемещать людей не только во времени, но и в пространстве.

  1. Чудо техники позволило героям не просто «увидеть древнюю Москву» – оно услужливо перекинуло их из спального района в Кремль. Можно проигнорировать факт съемок в Ростове – все равно интересно.
  2. Квартира героя находится на Новокузнецкой, но ее балкон – на Калининском проспекте. Соответствующую панораму видит с него Грозный. Тоже интересный технический феномен.
  3. Наконец, все события фильма происходят в течение суток – это очевидно по действиям «собаки с милицией». И за это время Зиночка с Якиным снимают клип в Ялте и появляются в столице. В съемочной группе должен был состоять гений по части добычи авиабилетов, что тоже сродни чуду техники – речь идет о жемчужине Крыма летом. Время года отлично определяется по нарядам всех персонажей.

Но все это неважно – фильм не является реалистическим, даже к разряду научной фантастики не принадлежит. А комедии можно многое. Во всяком случае, отзывы наблюдательных советских зрителей (обычно бдительно обнаруживающих такие вещи в любимых лентах после 10-го эдак просмотра) не привлекли внимания общественности к необычным технико-географическим особенностям «Ивана Васильевича».

Когда снят шедевр – только это и имеет значение. Смета, гонорары задействованных лиц (они были довольно высоки для СССР), техническое обеспечение, места съемок – все это не играет особой роли. Важен конечный результат. Хотите убедиться в этом, тогда предлагаем вам еще раз, сотый или тысячный, посмотреть это мировое кино, приятного просмотра!

Вряд ли можно найти любителя кинематографа, который не знаком с одним из самых знаменитых фильмов Леонида Гайдая. Комедия про Ивана Грозного, который попадает в Москву 70-х годов уже давно полюбилась зрителям, а некоторые фразы из ленты стали крылатыми.

Несмотря на подобную популярность, места съемки знаменитой картины известны далеко не всем ценителям кино. Итак, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и можно ли эти места посетить в настоящий момент?

Краткое описание сюжета

Гениальный изобретатель Шурик делает невероятное научное открытие: он изобретает машину времени. Успех в карьере совпадает и с кризисом в личной жизни, ведь от Шурика внезапно уходит жена.

иван грозный и жорж милославский

Сюжет фильма завязан на том, как царь Иван Грозный оказывается в Москве 70-х годов

Решив не отчаиваться, мужчина открывает портал между прошлым и настоящим. В итоге, царь Иван Грозный оказывается в Москве 70-х годов, а сосед главного героя вместе с незадачливым воришкой попадает в прошлое. Теперь Шурику придется срочно чинить машину времени, пока его действия не привели к невообразимым последствиям. Пока горе-изобретатель ищет детали для чудо-машины, его товарищи вынуждены обманом выживать в жестокую эпоху Грозного.

Где же снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

Поскольку картина снималась в Советском Союзе, ни о каких поездках за границу речи не шло. Тем более, этого не требовалось по сюжету, ведь действие развивается преимущественно в Москве. Однако Гайдай все-таки разнообразил локации, и в результате, основные съемки проходили в Ростове, Ялте и Москве.

Квартира Шурика

Одна из самых интересных локаций всего фильма. Квартиру Шурика можно смело назвать этакой сборной «солянкой». Дело в том, что съемки происходили сразу в нескольких местах. Какие же из них в итоге увидел зритель?

  1. Сама квартира якобы находится на улице Новокузнецкая, дом 13 в Москве. В этом же доме расположился магазин «Радиотовары», в котором главному герою пришлось в срочном порядке искать детали для своей уникальной машины. Однако по этому адресу снимались лишь общие планы и некоторые кадры с актерами.
  2. Киностудия «Мосфильм» стала истинным местом «проживания» великого изобретателя. Именно здесь были воспроизведены лестничные пролеты, интерьер квартиры, подъезд и лифт. Гайдай специально снимал в условиях студийных декораций, а не в реальном подъезде, чтобы его работе ничего не мешало.
  3. А вот балкон Шурика, стоя на котором Царь и великий князь произносит знаменитое слово «Ляпота» снимался в совершенно другом месте. Происходило это на Калининском проспекте, в одной из высоток. На подобную хитрость Гайдаю пришлось пойти для того, чтобы показать потрясающие виды Москвы.

Таким образом, знаменитая квартира снималась сразу в трех местах, так что преданным поклонникам ленты вряд ли удастся посетить ее и в полной мере насладиться атмосферой.

«Звенит январская вьюга»

звенит январская вьюга

Сцены, снятые в Ялте стали культовыми

Так Селезнева, Пуговкин и Кустинская провели на побережье Ялты два дня и отсняли знаменитую сцену пения Зиночки.

ялта

В 1973 году, когда монтаж картины был в самом разгаре, Леонид Гайдай внезапно принял решение о возобновлении съемок в Ялте

Кстати, немногие знают, что за Наталью Селезневу композицию исполняет знаменитая певица Нина Бродская. Именно ее голос знаком зрителям с самого детства.

В итоге Гайдай не прогадал: сцены, снятые в Ялте стали культовыми, а образ актрисы, исполняющей бессмертный хит, и вовсе вошел в историю.

Покои Ивана Грозного

Пожалуй, самыми интересными стали исторические сцены фильма. Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский попадают в прошлое и несколько минут убегают от царской стражи, которая принимает их за демонов. За это время они успевают исследовать все покои правителя, попутешествовав по разным уголкам его Кремля.

кадр из фильма иван васильевич меняет профессию

Леониду Гайдаю требовалось отыскать аутентичное место, где чувствовался бы дух старины

Леониду Гайдаю требовалось отыскать аутентичное место, где чувствовался бы дух старины. В итоге, он остановил выбор на Ростовском кремле.

Постройка этого уникального архитектурного комплекса продолжалась с 1670 по 1683 года. Гайдаю настолько понравилась атмосфера Ростовского кремля, что он решил выдать его за Московский, именно здесь снимая все исторические сцены.

Вот лишь несколько интересных фактов о съемках в данном месте:

  • изначально группа планировала работать в Московском кремле, но им не выдали разрешения, поэтому Гайдаю и художнику-постановщику Евгению Куманькову срочно пришлось искать альтернативные решения;
  • съемки всех исторических фрагментов заняли у группы всего две недели;
  • за несколько месяцев до начало съемок Кремль сдали в эксплуатацию после реставрации. Именно поэтому в кадре он выглядит таким новеньким и красивым;
  • появление Гайдая и команды знаменитых актеров произвело фурор в Ростове Великом. В течение всех двух недель, пока велась работа творческой группы, сотни людей собирались у стен Кремля, чтобы увидеть создание шедевра своими глазами.

Сейчас в Ростовском кремле часто проводятся стилизованные экскурсии по местам съемок знаменитой картины. Кстати, с 1998 года этот уникальный архитектурный памятник претендует на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию» считается вершиной творчества Гайдая. С момента выхода картины прошло 45 лет, но она все еще продолжает пользоваться колоссальной популярностью. И пусть некоторые сцены снимались в павильоне, лента все равно получилась невероятно яркой и атмосферной.

Доброго времени суток, друзья! Если вы являетесь поклонником или поклонницей старых советских комедий, то фильмы замечательного режиссера Леонида Гайдая, не обошли стороной.

А вы знаете, где снимали Иван Васильевич меняет профессию? Фильм вышел в прокат 17 сентября 1973 года, а снимался в нескольких местах, включая Москву и Ялту.

Итак, давайте начнем увлекательное путешествие по местам съемок и узнаем еще много интересного об этой киноленте.

Немного истории о создании фильма

Первый раз комедию «Иван Васильевич меняет профессию» показали в 73 году, но с годами она стала еще более популярной.

К моменту съемок Леонид Гайдай уже был знаменитым режиссерам. Большим успехом на тот момент пользовались такие его работы, как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «12 стульев».

В планах режиссера был отдых для поправки здоровья, но руководство потребовало следующий фильм.


Изначально, в планах режиссера была экранизация другого романа Булгакова «Бег», но он не получил одобрение у руководства. Затем Леонид Гайдай стал плотно изучать пьесу «Иван Васильевич».

Чтобы она прошла советскую цензуру, на написание сценария был приглашен Владлен Бахнов. После 8 месяцев тщательной обработки сценарий был принят редколлегией.
Фильм был снят всего за год и имел большой успех. Многие высказывания из киноленты стали цитатами.

Где проходили съемки

Итак, теперь выясним подробнее, в каком городе проходили съемки. Помните, как пела песню «звенит январская вьюга» Наталья Селезнева.

Там же были сняты сцены про Древнюю Москву. Храм в фильме также из этого населенного пункта. Съемочную группу просто не пустили в Московский кремль.

Эти съемки для провинциального городка стали настоящим событием. Они продолжались две недели, каждый день из которых местные жители приходили на съемочную площадку.


Дом, в котором Шурик создал машину времени, находится в Москве, на улице Новокузнецкая. Магазин «Радиотовары» находится там же.
Балкон, куда выходит Иоанн Грозный находиться в высотном здании на Калининском проспекте.

А вот квартиру, лифт и лестничные площадки снимали на киностудии. И все это декорации.
Гайдай отличался живым характером и энергичностью, он не терпел простоев. Во время съемок Наталья Крачковская заболела воспалением легких.

Она продолжала сниматься, несмотря на болезнь и сильно похудела. Актриса обрадовалась, а Гайдай отказался продолжать съемки, пока она не вернется к своим пышным формам.

Как проходил поиск актеров

Чтобы снять кино были приглашены такие актеры:

  1. Юрий Яковлев сыграл Ивана Васильевича и царя. Персонажи получились очень реалистичными.
  2. Роль Шурика, как всегда, сыграл Александр Демьяненко.
  3. Хитрого вора Жоржа Милославского досталась Леониду Куравлеву.
  4. Актрису Зиночку воплотила в жизнь Наталья Селезнева.
  5. Ограбленного дантиста Шпака сыграл Владимир Этуш.
  6. Наталье Кустинской выпала роль пассии Якина.
  7. В роли соблазнителя режиссера Якина выступил Михаил Пуговкин.
  8. Роль жены Ивана Васильевича досталась Натальи Крачковской.



Хороший фильм определяют не только актеры и место, но и музыка. Гайдай пригласил талантливого музыканта Александра Зацепина.

На главную роль Ивана Васильевича Гайдай хотел пригласить своего давнего друга Юрия Никулина, но тот отказался, так как был уверен, что фильм не будет иметь успех.

Кто-то посоветовал режиссеру обратить внимание на Юрия Яковлева, который стал популярным после фильма «Гусарская баллада».

Эта двойная роль принесла большую славу актеру. Играть мошенника Милославского режиссер пригласил Леонида Куравлева, который в это время снимался в другом фильме.

Гайдай отправил ему телеграмму, в которой просил приехать на один день для пробы на роль. На роль Зиночки пробовались многие актрисы, но лучше всех с задачей справилась Наталья Селезнева.

После проб режиссер ее сразу утвердил.

Как проходили съемки

Съемки начались 26 августа с Ростова-Ярославского, где снимали погоню по Кремлю и отправление войск на войну. Чудо-машину сконструировал скульптор Вячеслав Почечуев.

Когда группа работала у музея, расположенного в древнем Кремле, приехала группа иностранных туристов. Гостей так поразили всадники в древнерусских кафтанах, что работников музея попросили оставить им несколько кафтанов для проведения туристических экскурсий.
Затем съемочная группа вернулась в Москву.

Сначала снимались натурные съемки – проезды скорой помощи, панорама города и звонки из телефонной будки. Кстати, автомобиль для поездки Якина на тот момент уже участвовал в съемках кинокартины «Бриллиантовая рука».
В дальнейшем из готового фильма вырезали отдельные эпизоды – когда царь жарит котлеты на кухне и некоторые забавные моменты из царских палат.

Интересные факты о съемках комедии

А теперь давайте узнаем немного интересных фактов. Изначально на роль шулера Гайдай хотел взять Миронова, но после проб стало понятно, что роль не подходит актеру, так как у него слишком благородное лицо.

Стоит вспомнить и другие занимательные факты:

  1. После монтажа фильма режиссеру пришлось вырезать 10 минут ленты для того, чтобы его пропустила редакция.
  2. Много разных казусов на съемочной площадке происходило с Натальей Крачковской. Она не только за это время переболела пневмонией, но и чуть не погибла. Актриса согласилась перейти с балкона на балкон и чуть не потеряла равновесие. На помощь быстро пришла съемочная группа.
  3. Короткая стрижка в фильме у жены Бунша – это парик.
  4. Американским зрителям этот фильм был показан под названием «Назад в будущее», а позже кино с аналогичным названием снял режиссер Роберт Земекис.
  5. А вы помните добавочный номер, по которому звонил Милославский Шпаку – 3-62. На самом деле это стоимость бутылки водки в то время.
  6. А когда Куравлев рассказывал зрителям, где хранить сбережения – это был пример скрытой рекламы.
  7. В роли заморской икры – снимали не баклажанную, а кабачковую икру.
  8. В фильме демонстрируется кремль из белого камня, но вариант из красного кирпича был возведен еще дедом Ивана Грозного.



Еще один интересный факт, что в прокате фильм собрал более 60 млн. рублей, но режиссеру заплатили всего 18 тыс. Хотя по тем временам – это были большие деньги.
Надеюсь, вам понравилась моя статья. Если хотите добавить что-то интересное, напишите в комментариях.

 . И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»


— Основой для картины режиссёра Леонида Гайдая стала пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», — объясняет москвовед Татьяна Воронцова. Писатель работал над ней с 1934 по 1936 г., к постановке приступил Театр сатиры (Б. Гнездниковский пер., д. 10 (1). Ныне Театр сатиры находится на Триумфальной пл., д. 2.). Театр сатиры тогда располагался в подвале одного из первых московских «тучерезов» 1912 г., созданного по проекту знаменитого архитектора Нирнзее. Жилой 10-этажный дом около 40 м высотой был экзотикой и казался москвичам настоящим американским небоскрёбом.


По сюжету, московский управдом Бунша попадает в XVI век, а царь Иоанн Грозный — в XX век, что порождает массу смешных ситуаций и нелепостей. Весной 1936 г. на генеральной репетиции в Большом Гнездниковском присутствовали руководители ЦК ВКП(б). После просмотра спектакль закрыли, пьесу запретили. Во времена, когда ещё отлавливали скрытых белогвардейцев и монархистов, постановка, где инженер Тимофеев в свою квартиру «живого царя вызвал», была путёвкой в тюрьму. Напечатали пьесу «Иван Васильевич» только после смерти Булгакова в 1965 г. А Гайдаю в его желании поставить комедию «Иван Васильевич меняет профессию» препятствий уже никто не чинил: он в сценарии определённые вещи подкорректировал. Например, у Булгакова машина времени являлась радиоприёмником, а в фильме инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) создаёт настоящий агрегат, переносящий героев в разные века.


В каком доме жил Шурик?

Снималась картина на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., д. 1) (2). Там были сооружены декорации квартиры Шурика, его соседа Шпака (Владимир Этуш), лестничных пролётов, царских палат и др.

Дом со львами на ул. М.Молчановка.

Когда Шурик носится в поисках электротоваров по Москве, на самом деле он. «спускается» на первый этаж своего же дома. Магазин располагался в том же самом здании. И там же на улице Новокузнецкой стоит телефонная будка, из которой звонит друзьям посплетничать режиссёрская любовница (Наталья Кустинская). Из этого же телефона-автомата звонит жена Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) — в «скорую». Все, конечно, помнят эту сцену: «И тебя вылечат. И меня вылечат. »

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Почему выставка кошек шла в церкви?

Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм — церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., д. 7) (4). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона. Моск­ву-реку, начало Кутузовского проспекта, прос­пект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»



Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (ул. Воровского, ныне ул. Поварская, 5) (6). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с ул. Воровского и несутся по Новому Арбату в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечётной стороне начинается с дома № 5 — это как раз церковь Симеона Столпника. А с чётной стороны первый дом — № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Её снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времён это редкий случай. Храм в хрущёвское время отреставрировали. В ­1970-е гг., когда проходят съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображён котёночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!


Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 г., она сразу стала лидером советского кинопроката: её посмотрели свыше 60 млн зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, — рассказала «АиФ» Наталья Селезнёва, исполнительница роли Зины, жены Шурика. — Гайдай, конечно, ­гений. »

Идея экранизировать Булгакова захватила Гайдая еще в конце 60-х годов, но подходящей возможности у него не было. К примеру, с пьесой «Бег» его опередили коллеги по цеху. Однако, в 1971 году, уже имея за плечами «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку», Гайдай взялся за комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

В конце лета была подана заявка на сценарий, которую сразу утвердили. В течение осени Владлен Бахнов и Леонид Гайдай писали сценарий, который был принят Комитетом по кинематографии полностью, за исключением ряда корректировок, главной из которых было требование перенести съемки из московского Кремля.

Весной начались пробы актеров. Главную роль царя Грозного и управдома Бунши Гайдай планировал отдать Юрию Никулину, с которым он снял уже несколько фильмов. Однако в этот раз творческого союза не случилось: по одной версии Никулин отказался после прочтения сценария, по другой – у него был очень плотный график гастролей в цирке. На замену пришел актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, хотя роль могла достаться и Евгению Лебедеву.


Нина Маслова смогла «вырвать» роль царицы у Натальи Гундаревой. На этом выбор на главные роли новых для Гайдая актеров можно считать оконченным. Большинство артистов кинокомедии уже работало с Гайдаем ранее:

  • инженер-изобретатель Тимофеев - Александр Демьяненко
  • жена Шурика, Зина - Наталья Селезнева
  • режиссер Якин - Михаил Пуговкин
  • царский писарь Феофан - Савелий Крамаров
  • Ульяна Андреевна, жена Бунши - Наталья Крачковская
  • Потерпевший стоматолог Шпак - Владимир Этуш

В начале июня 1972 года актерский состав был полностью утвержден и начался этап подготовки, после которого в конце августа стартовал съемочный процесс. Хотите совершить путешествие по тем местам, где снимали комедию «Иван Васильевич меняет профессию»? Тогда вперёд!

Квартира изобретателя

Действие фильма начинается дома у Шурика, инженера в отпуске. Согласно легенде фильма, квартира находится на улице Новокузнецкая, в доме 13 в Москве, но фактически здесь были сняты лишь общие планы фильма. Тут же расположен и магазин с радиодеталями, которые были нужны для возвращения царя домой. Любопытный факт: в 2011 году в этом доме сняли комедию «Тот ещё Карлсон» с Михаилом Галустяном.



Интерьер квартиры изобретателя - это декорации, сделанные на «Мосфильме». Помимо самой квартиры Шурика, была аналогично построена квартира Шпака, а также подъезд с лестничными пролетами и лифтом. Всего было разработано 10 «современных» объектов съемки. В настоящем подъезде этого дома героям было не развернуться:



Декорации подъезда и квартиры Шпака пригодились позднее, для съемки кинокомедии «Большая перемена», в которой, кстати, снялись актеры «Ивана Васильевича»: царица Нина Маслова и царский писарь Савелий Краморов. Обратите внимание, на обои в квартире Шпака и Степана Леднёва.



Машину для перемещения во времени вначале изготовили как макет большой ЭВМ, но это не устроило режиссера – прибор был невыразительным. Тогда для работы привлекли художника Владислава Почечуева, который сделал эскиз, а затем и саму декорацию, вызывающую удивление и восторг. Автор получил за работу премию в размере 40 рублей. В бухгалтерии оплата прошла по статье: «За изобретение машины времени».

А вот чудесным видом Москвы Иван Васильевич любуется уже на балконе высотки на Калининском проспекте.



В таком подходе нет ничего необычного. Гайдай уже использовал аналогичный прием в «Бриллиантовой руке», где герои ехали в Туапсе через Красную поляну, а Лелик обеспечивал успешный клев из Крыма! Именно так режиссер смог сделать сцены фильма более выразительными.

Кремль и палаты Ивана Грозного

Изначально Гайдай планировал снимать комедию непосредственно в Московском кремле, но не смог получить разрешение. Тогда после некоторых раздумий режиссер и художник-постановщик выбрали Кремль в городе Ростове Великом, хоть он и был построен уже после смерти Ивана Грозного – в 1670-х годах. Незадолго до начала съемок были проведены реставрационные работы, поэтому в фильме постройка выглядит очень новой.

В начале фильма Ростовский кремль показывают по телевизору Шурика. В кадр попали Успенский собор и церковь Одигитрии.



Погоня стражников за «демонами» проходила у входа в Красную палату.




Узкая улочка также находится рядом с Красной палатой.



Крыша, с которой прыгала охрана это одна из наружных стен кремля от озера Неро.



Здесь же были сняты народные волнения у стен, а также поход на войну с песней «Маруся». Во время сцены проезда конницы в ростовском кремле находились иностранные туристы, которые пришли в восторг от воссоздания такой древнерусской атмосферы.



По окончании работ съемочная группа подарила местному музею 2 красных кафтана и бердыши, в которые экскурсоводы одевают по особым случаям. Во время экскурсий по Кремлю ростовские экскурсоводы обращают внимание туристов на те места, где проходила съемка фильма.

Сами палаты Ивана Васильевича, где проходила встреча с послом, банкет и танцы, снимали на павильоне Мосфильма. Было построено 6 таких объектов. Всего же площадь всех «исторических» и «современных» декораций занимала 1428 квадратных метров. Царская одежда, а также наряды бояр и красные кафтаны стражи остались от съемок фильма Эйзенштейна - «Иван Грозный».

Улицы города

Эпизоды на улицах города снимали в Москве, с 3 по 17 сентября:

  • поиск Шуриком радиодеталей;
  • звонки из телефонной будки Шпаку, подруге-Зиночке и в скорую помощь;




  • любование царя современной Москвой на балконе;
  • автомобиль режиссера Якина (кстати именно этот «ЗИС-110» был снят в «Бриллиантовой руке»);
  • погоня кареты скорой помощи и «Волги» милиции.

В это же время снимали и другой эпизод, с женой Бунши, застукавшей мужа у соседа. По сценарию Крачковской нужно было перелезть через балкон, но на съемках выяснилось, что она боится высоты. Гайдай убедил актрису совершить опасный трюк, но во время его исполнения из-за приступа страха она чуть не упала вниз. Ее спасла съемочная группа, успев подхватить и втянуть обратно на балкон. В итоге в фильме перелезание через балкон осталось за кадром.
Существует заблуждение, что Наталья Крачковская специально для фильма коротко постриглась. На самом деле ее прическа — это шапочка для плавания в сочетании с коротким париком. Всего в картине у актрисы было 5 париков.
В конце марта следующего года в Ялте за 2 дня сняли музыкальный эпизод с Зиной на набережной, в котором она поет про «январскую вьюгу».

Цензура

В ходе работ менялись и реплики героев: некоторые по прихоти режиссера, другие - по требованию надзорной комиссии. Вот некоторые из этих правок:

  • На царском пиру после фразы «Что за репертуар у вас?» лже-царь должен был продолжить: "Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь".
  • На том же пиру Бунша задает вопрос, за чей счет банкет, кто оплачивать будет? На что Жорж отвечал: «Народ». Фразу поменяли на «Во всяком случаи: не мы».
  • Принимая посла, Бунша приветствовал его фразой «Мир, дружба», которую заменили на «Гитлер Капут!». В оригинале у Булгакова было еще интереснее: Бунша произносит «Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а всё остальное забыл…», в ответ на это Милославский отвечает: «Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь». Пьеса была написана в середине 30-х годов, и для того времени такой ответ был понятным и актуальным, но в 70-х советский домоуправ уже не мог такое сказать.
  • В милиции Иван Грозный на вопрос о месте проживания должен был ответить «Москва, Кремль», но в итоге заменили на привычную «В палатах».
  • В фильме Жорж Милославский дарит послу ручку, которая его очень заинтересовала, но зрителю непонятно чем именно. В одном из интервью Леонид Куравлев поясняет, что на ручке было изображена женщина, «раздевающаяся» при переворачивании. Крупные планы с ручкой в финальную версию фильма не попали.

Сцены, не вошедшие в фильм


В первой половине апреля 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию» был передан на «Мосфильм». Дирекция киностудии положительно оценила картину, внеся правки по сокращению длительности. Под «монтажный нож» попали эпизоды жарки котлет царем на кухне Шурика, незначительные планы Москвы, а также финал погони за Жоржем Милославским. К счастью, последний эпизод сохранился благодаря выходу короткометражки «Черные перчатки» для домашнего просмотра. Фильм рассказывает о Жорже Милославском, который использует черные перчатки для совершения преступлений. В этой версии представлена основная линия фильма, с перемонтированной последовательностью событий: погоня за «демонами» по кремлю происходит после царского банкета, а не до него. В эту версию вошла финальная сцена погони: Жорж скрывается от преследователей на речном трамвайчике, он удобно устраивается на сиденье в компании двух симпатичных девушек, но после того как судно проплывает под мостом, на месте девушек оказываются милиционеры.

В итоге финальная версия фильма стала «легче» на 177 метров пленки и 10 минут. Премьера в кино состоялась 21 сентября 1973 года.

Читайте также: