Игумен что за должность

Опубликовано: 26.04.2024

[греч. ὁ ἡγούμενος - управитель, руководитель], начальник мон-ря; в РПЦ титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства). В НЗ слово ἡγούμενος обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» - Лк 22. 26; «начальствующих между братиями» - Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как «начальник» (Деян 7. 10; 14. 12), «вождь» (Мф 2. 6), «наставник» (Евр 13. 17). Применительно к епископу слово ἡγούμενος в древней Церкви употреблялось в значении «начальствующий над Церковью» ( Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Сyr. Alex. In Luc. 5 // PG. 72. Col. 553). Епископы «для мирян своих - пророки, начальники (ἄρχοντες), вожди (ἡγούμενοι). » (Const. Ap. II 25. 7; «начальник и вождь (ἡγούμενος) ваш» - Ibid. II 26. 4; ср.: Ibid. III 5. 3). ῾Ηγούμενοι называет Феодорит, еп. Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого ( Theodoret. Hist. eccl. I 28).

О ἡγούμενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «. испросив у игумена лавры (τόν τῆς λαύρας ἡγούμενον) келлию. » ( Ioan. Climacus. 4. 110 // PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «. авва Геронтий, игумен (ὁ ἡγούμενος) монастыря святого отца нашего Евфимия. » ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21 // PG. 87. Col. 2868B).

В начале устройства монашеской жизни управление мон-рями осуществляли особые лица - «отцы» (ἀββᾶς). Появившиеся именования «игумен» и «архимандрит» долгое время употреблялись как синонимы, нек-рые авторы считают, что по крайней мере до сер. VI в. между ними невозможно установить разницу, они стали различаться не раньше X в. ( Marin. P. 86, 88). Начальники больших и известных мон-рей на Востоке стали именоваться архимандритами (ἀρχιμανδρίτης, ἄρχων τῆς μάνδρας), а малых - И. ( Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). Функции И. как настоятеля мон-ря соответствуют таковым архимандрита ( Marin. P. 87; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). (О начальнике мон-ря в Западной Церкви см. ст. Аббат; должность И.- настоятеля мон-ря имеется в вост. католич. Церквах.)

Документы Вселенского IV Собора (451) содержат послания архимандритов, поданные Собору (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 120; ДВС. Т. 3. С. 28-30, 31-32); в документах К-польского Собора 536 г. перечисляется примерно 37 сир. мон-рей, возглавляемых архимандритами ( Анатолий (Грисюк), иером. С. 198); Вселенским VII Собором (787) употребляется в основном наименование «игумен»: среди 109 И., подписавших соборное определение, прочитанное в 4-м деянии, главы 2 мон-рей К-поля поименованы И. и архимандритами - это Савва студийский и Платон саккудийский, также поименованы Иосиф ираклийский (ἡγούμενος κα ἀρχιμανδρίτης τοῦ ῾Ηρακλείου), Феодор пандский (ἡγούμενος κα ἀρχιμανδρίτης τοῦ Πανδοῦ), Макарий вардский (ἡγούμενος κα ἀρχιμανδρίτης τῆς Βαρδά), Феодор водосский (ἡγούμενος κα ἀρχιμανδρίτης τῆς Βώδους), Стефан кареонский (ἡγούμενος τοῦ Καρεῶνος κα ἀρχιμανδρίτης), Ваан фермский (ἡγούμενος κα ἀρχιμανδρίτης τῶν Θερμῶν), Варда прусиадский (ἡγούμενος κα ἀρχιμανδρίτης Προυσιάδος) ( Mansi. T. 13. P. 152; ДВС. Т. 4. С. 487-490). Употребление 2 наименований сана в отношении одного лица несомненно свидетельствует об их различении в это время. Позднее сан архимандрита становится выше сана И. Архимандриты прежде И. получают «лобзание мира» от императора. Т. о., титул архимандрита вначале сохранялся у И., к-рых император хотел почтить особо: подобно званию «протосинкелл», этот титул становился только почетным, дающим право присутствовать на церемониях, процессиях, синодах; это был уже персональный титул, он давался И. за личные заслуги, возможно, в той борьбе, к-рая предшествовала VII Вселенскому Собору ( Marin. P. 89).

В V-VI вв. И. могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и не имеющие священного сана монахи. Позже И. поставлялись только пресвитеры. Для поставления И. незнание грамоты не считалось препятствием: так, на документе Собора 536 г. за И. к-польского мон-ря Константа Стефана расписался диакон, И. же поставил крест ( Mansi. T. 8. P. 907), И. одного из халкидонских мон-рей - Савватий расписался рукой своего диакона, сказав, что не умеет писать (Ibid. P. 1018); о подобных случаях в последующее время говорит факт издания К-польским патриархом Николаем III Грамматиком (1084-1111) правила, запрещающего избирать И. неграмотного, к-рый, не зная точно канонов, будет неспособен управлять монахами своего мон-ря (прав. 23 в изд.: Pitra J. B. Spicilegium solesmense. P., 1852). И. как настоятель мон-ря избирался братией, 123-я новелла имп. св. Юстиниана I предписывала избирать его не по его прежней должности, а по делам его жизни. Избранный большинством И. должен был получить одобрение патриарха и быть представлен императору, патриарх вручал ему пастырский посох - знак церковной власти ( Marin. P. 92). В отличие от общежительных мон-рей в визант. особножительных мон-рях (идиоритмах, от ἴδιος - свой, частный и ῥυθμός - образ, способ), сохранявших в монастырской жизни начала келлиотства, свободы «своего жития», И. избирался на 1 год большинством голосов, его деятельность проверяли почетные старцы - власть его была ограниченной и непрочной; в кон. XIX в. на Афоне было 11 идиоритмов: Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар, Ставроникита, Эсфигмен, Кастамонит (Констамонит) ( Соколов. С. 339); во 2-й пол. XX в. их было 9, с 1992 г. все афонские мон-ри являются общежительными.

Общежительный мон-рь подчинялся И., он был его ближайшим начальником и администратором. И. управлял мон-рем, руководствуясь уставом, т. е. сводом правил, по к-рым должна жить монашеская община. Первые уставы были составлены прп. Пахомием Великим († 348), затем свт. Василием Великим († 379). Впосл. появились уставы Иерусалимский прп. Саввы Освященного († 532), игум. Муталаскского мон-ря, Студийский, составленный игум. прп. Феодором Студитом († 826), устав игум. прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), созданный для афонского иночества, и мн. другие. Кроме того, основателям и покровителям мон-рей в Византии было дано право создавать уставы, к-рые в отличие от общецерковных назывались ктиторскими (в толковании на Двукр. 1 патриарх Феодор IV Вальсамон приводит различные т. зр. на ктиторские уставы: одни считали, что эти уставы недействительны, другие - что «они должны иметь силу, если написаны согласно с законами и правилами», третьи полагали необходимым для последних царское утверждение - Правила ПС с толк. С. 793-794). Как ни много было в практике визант. мон-рей уставов, но в их основе лежали 3: Иерусалимский, Студийский и афонский прп. Афанасия ( Соколов. С. 320). Устав нормировал жизнь мон-ря до мельчайших подробностей, в т. ч. и адм. власть И.

У И. были помощники (штат к-рых в визант. мон-рях в IX-XII вв. достиг почти полного развития: эконом, казначей, келарь, трапезничий и др.), к-рые заведовали различными областями монастырской жизни. Их поставлял в должность И. ( Соколов. С. 394-395). 14-е прав. VII Вселенского Собора признает за И. право производить в чтеца, но только в своем мон-ре и только если он «получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером». Согласно 6-му прав. свт. Никифора I К-польского, И. может поставлять в своем мон-ре в иподиакона, хотя, как отмечает еп. Никодим (Милаш), правило, по сути, противоречит VII Всел. 14, вместе с тем эту привилегию, предоставленную И., нельзя назвать и неканонической, если вспомнить о различии между степенями высшей и низшей иерархии: члены низшей иерархии - от иподиакона и ниже - поставляются не через рукоположение (хиротонию), а через руковозложение (хиротесию), причем вне св. алтаря и до начала св. литургии ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. С. 577-578). И., согласно VII Всел. 21, может отпустить монаха из мон-ря или принять монаха из др. мон-ря. Однако, замечает еп. Никодим, «это правило должно быть поставлено в связь с другими имеющимися правилами, которые определяют, что всякий монах, начиная с игумена до самого младшего брата, находится в безусловной зависимости от подлежащего епископа (IV Всел. 4, 8; Двукр. 1, 4 и др.- Л. Л. ) и потому разрешение игумена отпустить одного брата из монастыря или принять в число братства монахов из другого монастыря имеет юридическое значение только тогда, когда этот игумен поступает с ведома и дозволения подлежащего епископа. » ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 635).

И. было вверено под надзор имущество мон-ря, в т. ч. монастырские здания, он управлял им и был ответствен за его сохранность (VI Всел. 4, 8), расточающий же монастырское имущество должен был быть изгнан из мон-ря (VII Всел. 12). Среди помогавших И. в управлении монастырским имуществом и заведовании монастырским хозяйством первое место принадлежало эконому (οἰκονόμος) (ср. тайную молитву архиерея при возведении в И.: « » - Архиерейский чиновник. Чин, бываемый на произведение игумена). По 11-му прав. VII Вселенского Собора, «будучи обязаны хранити все божественные правила, мы должны такожде охраняти всеконечно неизменным и то, которое повелевает быти иконому в каждой церкви. То же самое наблюдати и по монастырям». Это правило подтверждает 26-е прав. Халкидонского Собора, в к-ром говорится, что эконом избирается из собственного клира церкви, следов., разъясняет Феодор Вальсамон, «даже и нездравомыслящий не скажет, чтобы миряне могли управлять имуществом монастырей» (Правила ВС с толк. С. 667).

Возведение в сан И. совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием. Производимый в И. приводится протодиаконом или 2 диаконами к архиерею, если сам архиерей литургисает, если же нет, то приносят архиерею епитрахиль, нарукавники и омофор. После облачения архиерея к нему подводится производимый в И., к-рый трижды поклоняется архиерею до пояса и приклоняет главу. Архиерей трижды осеняет его главу крестным знамением и, встав, возлагает на его главу руку, затем читает молитву: « », к-рая свидетельствует, что И. поставляется к определенному месту служения (« », « »).

На Руси

первые И. были создателями мон-рей или устроителями общежительного бытия их, они олицетворяли собой мон-рь, являясь светильниками благочестия, дали монашеству образец игуменства - преподобные Феодосий Печерский († 1074), Сергий Радонежский († 1392), Кирилл Белозерский († 1427), Корнилий Комельский († 1537) и др.

Киевский Печерский мон-рь (XI в.), основанный прп. Антонием Печерским, перенесшим в него традицию Афона, был первым мон-рем, явившим пример для развития монашества, этому примеру следовали рус. мон-ри последующего времени. Прп. Антоний поставил И. Варлаама, а после перевода Варлаама в др. мон-рь - избранного братией Феодосия, причем последний, приняв священство, стал иеромонахом и И. Прп. Феодосий ввел в мон-ре устав Студийского мон-ря ( Щапов. С. 13, 15). Он требовал строгой монашеской дисциплины, неоспоримости запретов, вынесенных И., поддерживал «истинное общежитие», имущественное равенство братии. После смерти прп. Антония прп. Феодосий установил в мон-ре порядок избрания И. всей братией мон-ря; перед своей кончиной он благословил на игуменство избранного братией Стефана. Впосл. порядок избрания И. утвердился. Имя избранного сообщалось князю, затем по повелению князя митрополит поставлял новоизбранного И. главой мон-ря. Этот порядок был принят и в др. мон-рях. Монастырским настоятелем мог поставляться приходский священник, конечно, перед поставлением он принимал постриг - таково было, напр., поставление Прохора в 1112 г. настоятелем Печерского мон-ря ( Смолич. С. 37). Если ктитором был князь, он сам назначал И., митрополит лишь поставлял его главой мон-ря по церковному чину. Материальная зависимость мон-ря от княжеских вкладов заставляла И. такого мон-ря искать средний путь между строгим исполнением монашеского устава и княжеской волей (Там же). Иноки Печерского мон-ря не попали в зависимость от княжеской власти, благодаря тому что в самом начале устроения обители прп. Антоний получил от кн. Изяслава Ярославича офиц. разрешение на владение землей и горой ( Бълхова. С. 29).

Помощником И. был приставник - управляющий, авторитетный монах, возможный преемник И. Важной должностью в мон-ре являлся келарь, ведавший хозяйством. В число высоких должностей входил демественник церковный - руководитель церковного хора. Особое место в мон-ре занимал священник, иеромонах; иногда неск. иеромонахов совершали богослужения, исполняли требы ( Щапов. С. 21).

И. древнерус. мон-рей не только руководили практической и духовной жизнью насельников своих монастырей, но те из них, кто возглавляли крупные мон-ри, играли политическую роль, пытаясь решить междукняжеские конфликты,- таковы И. киевского Печерского мон-ря, новгородского Юрьева мон-ря,- что несомненно свидетельствует об их значительном авторитете в обществе ( Бълхова. С. 40).

Истинным созидателем иночества в Московском княжестве и на северо-востоке Руси явился прп. Сергий Радонежский. В 1354 г. братия основанного им мон-ря выбрала его И., и еп. Афанасий Волынский, замещавший Главу Русской Церкви, возвел прп. Сергия в игуменское достоинство. В это время (со 2-й пол. XIV в.) на Руси начала проводиться реформа монастырского жития на основе общежитийного Устава прп. Саввы Освященного. Реформа шла медленно, встречая сопротивление в самих мон-рях. Так, в Троице-Сергиевом мон-ре общежительство вводится только в 1364-1376 гг. Преподобный, своей подвижнической жизнью достигший духовной высоты, оказывал глубокое воздействие на окружающих. Он стал проводником монашеской реформы в Московском княжестве и на территории Великого княжения Владимирского. Восемь основателей мон-рей были учениками прп. Сергия. Согласно реформе, строгая дисциплина предписывала подчинение И.: службу, «приказанную» им И., монахи обязаны были служить «как Самому Христу»; без благословения И. они не могли покидать пределы мон-ря; братия разделялась по службам: келарь, повар, хлебопек и проч. Келарь в рус. мон-рях с кон. XV в. был вторым лицом после И.: в митрополичьей уставной грамоте (ок. 1500) он упоминается сразу после И. На документах Троице-Сергиева мон-ря, напр. касающихся управления и хозяйственных дел, ставилась особая келарская печать. В больших мон-рях эта должность была обязательно. Келарю главного мон-ря принадлежала адм. и судебная власть в приписных мон-рях, в таком случае эконом становился его помощником, ведавшим собственно монастырским хозяйством ( Смолич. С. 166-167).

В XVI в. во главе мон-ря стояли И. (архимандрит) и соборные старцы, обычно ок. 10, в их число входили келарь, казначей и др. Старцы управляли духовной и хозяйственной жизнью мон-ря, выдвигали строителя, И., приказчиков, хлебников и др. В документах этого периода часто встречаются выражения «игумен да соборные старцы приказали», «приговорил игумен и соборные старцы» и т. п. ( Колычева. С. 90). В XVII в. И. (архимандриты) больших мон-рей вместе с соборными старцами были перечислены (по масштабам и значимости мон-рей) в т. н. Лествице властей, представлявшей систему высшей церковной власти на церковных Соборах.

В Прибавлении (1722) к «Духовному регламенту», содержащем в т. ч. в разд. «О настоятелях монастырских» строгую регламентацию монастырской жизни, настоятелю - И. или архимандриту - предписывалось бежавшего монаха до смерти его держать в оковах и в трудах (52); настоятель, принявший беглого монаха «самовольно, без указу», сам низводится «в монастырскую работу», никогда уже не имея возможности стать начальствующим (51); настоятель не должен принуждать братию приходить к себе на исповедь, ибо таковая будет притворной (56); общий духовник - иеромонах должен докладывать настоятелю, «аще какое злое в братии вкоренилося обыкновение», чтобы настоятель мог решать, как его искоренить в мон-ре (57). Определялось, что настоятель «по званию своему правительствует», если же «духовный начальник» не будет «противу своего звания» заботиться о спасении душ, «такового ничтоже медля сводити в степень последнего братства, а в его место советом братии избирати иного» (49, 50).

Вопрос об избрании И. в своем мон-ре время от времени становился предметом рассмотрения офиц. документов, касающихся устройства монашеского жития. Согласно указу Святейшего Синода от 20 марта 1862 г., И. общежительных мон-рей должны были избираться братией и только утверждаться Синодом по представлению епархиального архиерея. В необщежительный мон-рь И. назначался архиереем, если мон-рь был епархиальным, и Синодом, если мон-рь был ставропигиальным ( Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 223).

Определением Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. «О монастырях и монашествующих» устанавливается, что избрание настоятеля (в документе не употребляются др. наименования начальника мон-ря) происходит в присутствии благочинного мон-рей или монашествующего лица, назначенного епархиальным архиереем, тайным голосованием записками при участии всех мантийных братьев; каждый участвующий в выборах пишет в своей записке одного кандидата; двое получивших наибольшее число голосов отмечаются в акте избрания, к-рый предоставляется епархиальному архиерею «на его усмотрение» (IV 9). Епархиальный архиерей по одобрении избранного представляет его Свящ. Синоду для назначения; при неодобрении он представляет своего кандидата (IV 10). В управлении хозяйством настоятелю помогает Монастырский совет, в к-рый входят казначей, ризничий, благочинный, эконом,- они назначаются и увольняются архиереем по представлению настоятеля (IV 18, 16).

В Определении указывается, что в каждой обители для духовного окормления насельников желательно иметь старца, преуспевшего в духовной жизни, знакомого со Словом Божиим, с творениями и правилами св. отцов, способного к руководству в духовной жизни (IV 28, 29); в каждой обители должен быть духовник для братии, к-рый избирается настоятелем с участием всей братии (IV 30, 31).

В настоящее время

сан И. дается в РПЦ как награда иеромонахам (Положение о наградах РПЦ. 2004. Разд. II 3), этот почетный титул присваивается в качестве поощрения за достойное церковное служение и не влечет за собой к.-л. новых полномочий. Согласно Положению, награждение совершается по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане. Настоятели (наместники) лавр и мон-рей в сане И. могут быть награждены указом Святейшего Патриарха за церковные заслуги и во внимание к мон-рям, ими управляемым, правом употребления игуменского посоха за богослужением. Награжденный имеет право употреблять посох и вне богослужения в пределах своей обители; не имеет права употреблять его во время архиерейского богослужения, но может употреблять его при совершении богослужения в присутствии не совершающего богослужения архиерея; в присутствии архиерея И. не употребляет посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) И. не имеет права употреблять за богослужением игуменский посох (II 6).

В РПЦ начальником мон-ря нередко назначается иеромонах, к-рый по прошествии времени поставляется в И. Крупные мон-ри могут возглавляться архимандритами (Устав РПЦ, 2000. IV 10), менее крупные мон-ри возглавляются И. Подобным образом и в РПЦЗ по «Положению о монастырях» (1959) «во главе каждой иноческой обители должен быть настоятель или настоятельница, которые, по усмотрению правящего архиерея, могут быть возводимы в сан игумена. а настоятели более важных по своему значению или многолюдных монастырей - в сан архимандрита» (п. 9).

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Псаломщик (Чтец)

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Иподиакон

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Диакон (служитель)

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Протодиакон

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Иерей

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протоиерей

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Протопресвитер

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Иеродиакон и архидиакон

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Иеромона́х

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Игумен (игуменья)

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Архимандри́т

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Епи́скоп (надзирающий)

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Митрополит

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Патриарх

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 2011 года (журнал № 123).

I. Общие положения

Игумен (игумения) епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриархом») и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — «Священным Синодом») по представлению епархиального архиерея.

II. Порядок внесения предложений о назначении кандидатов на должность игумена (игумении) епархиального монастыря

1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу о назначении игумена (игумении) монастыря с приложением следующих документов:

автобиографии кандидата на должность игумена (игумении) епархиального монастыря (далее — «кандидат»);
характеристики на кандидата за подписью епархиального архиерея;
фотографии кандидата (цветная, 10×15);
копий документов о светском и богословском образовании кандидата;
копии паспорта кандидата.

2. Рапорт епархиального архиерея рассматривается в Синодальной комиссии по делам монастырей (далее — «комиссия»). Комиссия вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по представленной им кандидатуре.

III. Порядок рассмотрения комиссией предложений епархиальных архиереев о назначении кандидата на должность игумена (игуменьи) монастыря

1. Председатель комиссии рассматривает документы на кандидата и лично встречается с ним.

2. Председатель комиссии принимает решение о направлении кандидата в один из монастырей Русской Православной Церкви для прохождения стажировки и ознакомления с духовной жизнью и деятельностью монастыря, и уведомляет об этом епархиального архиерея, представившего кандидата, епархиального архиерея, в ведении которого находится выбранный монастырь, а также игумена (игумению) этого монастыря. Срок стажировки кандидата определяется председателем комиссии.

Примечание: Список монастырей, в которые могут быть направлены на стажировку кандидаты, утверждается комиссией. До утверждения данного списка председатель комиссии определяет монастырь по своему усмотрению.

3. Игумен (игумения) монастыря, в котором кандидат должен пройти стажировку, оказывают ему содействие в опытном изучении внутренней жизни обители, деятельности ее структурных подразделений и служб.

4. Кандидату необходимо получить представление о деятельности основных должностных лиц монастыря (игумена, духовника, благочинного, казначея, эконома), ознакомиться с делопроизводством, ведением финансовой и имущественной документации, порядком осуществления ремонтных и реставрационных работ, получить практический опыт несения послушаний в обители. Круг этих послушаний определяет игумен (игумения) монастыря на основании рекомендаций председателя комиссии.

5. Игумен (игумения) монастыря представляет в комиссию отчет о пребывании кандидата в обители с изложением своего мнения о способности кандидата занять должность игумена (игумении) епархиального монастыря.

6. Председатель комиссии повторно лично встречается с кандидатом и представляет рапорт Патриарху, в котором отражает свое мнение о целесообразности назначения кандидата на должность игумена (игумении) монастыря с приложением:

отчета игумена (игумении) монастыря, в котором кандидат проходил стажировку;
рапорта епархиального архиерея, представившего кандидата, с приложениями;
иных документов по данному вопросу, поступивших в комиссию.

IV. Порядок принятия решения о назначении игумена (игумении) монастыря

1. Решение о назначении кандидата на должность игумена (игумении) монастыря принимается Патриархом и Священным Синодом в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года (далее — «Устав Русской Православной Церкви»).

2. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода.

3. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ о назначении кандидата на должность игумена (игумении) епархиального монастыря.

V. Порядок освобождения игумена (игумении) монастыря от занимаемой должности

1. Епархиальный архиерей подает рапорт на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу об освобождении от должности игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности, с указанием причин и приложением документов, обосновывающих данную просьбу.

2. Решение об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности принимается Патриархом и Священным Синодом в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви.

3. В случае необходимости вопрос об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности может быть передан на рассмотрение комиссии, которая вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения, а также встретиться с игуменом (игумений) монастыря и/или изучить ситуацию на месте. По итогам рассмотрения вопроса Комиссия представляет свое заключение Патриарху и Священному Синоду, которые принимают соответствующее решение в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви.

4. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода.

5. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности.


Многие не раз сталкивались с таким словом, как игумен. Что же оно значит? Кто такой игумен? В чем суть его деятельности, и для кого она? Какую ответственность несет игумен? Может ли он создать семью? Ответы на эти и другие вопросы изложены в данной статье.

У игумена тяжелый крест

Слово греческое

Каково значение слова "игумен"? Оно происходит от греческого "hegumenos". И переводится как "идущий впереди", "ведущий".

Ведущий кого?

Что такое игумен? Вернее сказать, кто он такой? Это настоятель православного мужского монастыря. То есть, переводя на современный язык, начальник над монахами.

В женских монастырях тоже есть начальница. И зовется она игуменьей.

Чем занимается игумен?

Кто несет ответственность за весь монастырь и за каждого монаха? Это игумен. Он осуществляет дисциплинарный надзор за монахами. Для каждого из монашествующих игумен должен быть любящим отцом и строгим учителем. Своим примером он показывает братии монастыря, как должно жить настоящей монашеской жизнью.

Кроме попечения над братией, у игумена есть административная ответственность. Именно он взаимодействует с органами государственной власти и является представителем монастыря. Игумен - это связующее звено между монастырем и миром. Совмещать административную и духовную деятельность совсем не просто. Да и внутри монастыря игумен должен успевать повсюду. С ним согласовываются монашеские послушания, на его плечи ложится ответственность по хозяйственной части (реже на помощника игумена - благочинного). Все траты монастыря проходят через игумена, все пожертвования тоже. Он распоряжается и тем, что подадут монахам на трапезе, и тем, что нужно отремонтировать в монастыре, и тем, как встретить почетных гостей обители. В общем, все заботы несет на своих плечах отец игумен.

Наместник монастыря

Кто может получить сан?

Игумен - это не просто высокий сан. До него еще нужно "дорасти". Кто может стать игуменом? Человек смиренный, не гоняющийся за славой, не любитель денежных средств. Будущий игумен должен отличаться добрым нравом и любовью к людям. Что касается сана, то в 2011 году Архиерейский собор РПЦ постановил возводить в сан игуменов иеромонахов, архимандритов и архиереев.

Атрибуты игумена

Атрибутика игумена - это жезл (посох). Жезл является символом власти. И власть эта не такая, как представляется. Это служение насельникам монастыря, любовь и забота о них.

Кроме посоха, отец игумен носит наперсный крест. Крестом он благословляет братию и любого другого, испросившего благословения.

Где живет отец наместник

Игумен - это по-другому наместник. И где же живет "начальник" монастыря? Как правило, в отдельном домике, расположенном на монастырской территории. Там же живет и благочинный. Помогает игумену его келейник. Келейник - это название прислужника при лицах в том или ином сане. В его обязанности входит обеспечение бытовых нужд отца игумена. Обычно роль келейника выполняет монах, но иногда это может быть инок или послушник.

Может ли он жениться?

Ответ однозначный - нет. Игумен - это монах. Монахи не имеют права жениться после принятия этого чина. Основа данного слова - "монос", что значит "один" (с греческого). При принятии монашества даются обеты, один из которых - безбрачие. Поэтому женатым игумен быть никак не может.

Игумен в облачении

Заключение

Игумен - это человек, который всего себя посвящает служению ближнему. Он несет ежедневный груз ответственности за каждого брата в своем монастыре, за все внутреннее устроение вверенной обители. Игумен общается и с внешним миром, являясь связующим звеном между ним и монастырем. Ко всему прочему, у него особое молитвенное правило.

Кому многое дано, с того много и спросят. Принимая столь высокий сан, будущий настоятель монастыря понимает, что ответственность ему придется нести не только на земле. За каждого брата он отвечает перед Богом. Как отец несет ответственность за чад своих, так и игумен отвечает за души монашествующих перед лицом Отца Небесного.

Игумен (игумения) епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриархом») и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — «Священным Синодом») по представлению епархиального архиерея.

II. Порядок внесения предложений о назначении кандидатов на должность игумена (игумении) епархиального монастыря

1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу о назначении игумена (игумении) монастыря с приложением следующих документов:

  • автобиографии кандидата на должность игумена (игумении) епархиального монастыря (далее — «кандидат»);
  • характеристики на кандидата за подписью епархиального архиерея;
  • фотографии кандидата (цветная, 10х15);
  • копий документов о светском и богословском образовании кандидата;
  • копии паспорта кандидата.

2. Рапорт епархиального архиерея рассматривается в Синодальной комиссии по делам монастырей (далее — «комиссия»). Комиссия вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по представленной им кандидатуре.

III. Порядок рассмотрения комиссией предложений епархиальных архиереев о назначении кандидата на должность игумена (игуменьи) монастыря

1. Председатель комиссии рассматривает документы на кандидата и лично встречается с ним.

2. Председатель комиссии принимает решение о направлении кандидата в один из монастырей Русской Православной Церкви для прохождения стажировки и ознакомления с духовной жизнью и административно-хозяйственной деятельностью монастыря, и уведомляет об этом епархиального архиерея, представившего кандидата, епархиального архиерея, в ведении которого находится выбранный монастырь, а также игумена (игумению) этого монастыря. Срок стажировки кандидата определяется председателем комиссии.

Примечание : Список монастырей, в которые могут быть направлены на стажировку кандидаты, утверждается комиссией. До утверждения данного списка председатель комиссии определяет монастырь по своему усмотрению.

3. Игумен (игумения) монастыря, в котором кандидат должен пройти стажировку, оказывают ему содействие в опытном изучении внутренней жизни обители, деятельности ее структурных подразделений и служб.

4. Кандидату необходимо получить представление о деятельности основных должностных лиц монастыря (игумена, духовника, благочинного, казначея, эконома), ознакомиться с делопроизводством, ведением финансовой и имущественной документации, порядком осуществления ремонтных и реставрационных работ, получить практический опыт несения послушаний в обители. Круг этих послушаний определяет игумен (игумения) монастыря на основании рекомендаций председателя комиссии.

5. Игумен (игумения) монастыря представляет в комиссию отчет о пребывании кандидата в обители с изложением своего мнения о способности кандидата занять должность игумена (игумении) епархиального монастыря.

6. Председатель комиссии повторно лично встречается с кандидатом и представляет рапорт Патриарху, в котором отражает свое мнение о целесообразности назначения кандидата на должность игумена (игумении) монастыря с приложением:

  • отчета игумена (игумении) монастыря, в котором кандидат проходил стажировку;
  • рапорта епархиального архиерея, представившего кандидата, с приложениями;
  • иных документов по данному вопросу, поступивших в комиссию.

IV. Порядок принятия решения о назначении игумена (игумении) монастыря

1. Решение о назначении кандидата на должность игумена (игумении) монастыря принимается Патриархом и Священным Синодом в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года (далее — «Устав Русской Православной Церкви»).

2. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода.

3. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ о назначении кандидата на должность игумена (игумении) епархиального монастыря.

V. Порядок освобождения игумена (игумении) монастыря от занимаемой должности

1. Епархиальный архиерей подает рапорт на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу об освобождении от должности игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности, с указанием причин и приложением документов, обосновывающих данную просьбу.

2. Решение об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности принимается Патриархом и Священным Синодом в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви.

3. В случае необходимости вопрос об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности может быть передан на рассмотрение комиссии, которая вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения, а также встретиться с игуменом (игумений) монастыря и/или изучить ситуацию на месте. По итогам рассмотрения вопроса Комиссия представляет свое заключение Патриарху и Священному Синоду, которые принимают соответствующее решение в порядке, предусмотренном Уставом Русской Православной Церкви.

4. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода.

5. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ об освобождении игумена (игумении) епархиального монастыря от занимаемой должности.

Читайте также: