Сравнительный анализ жизненных ценностей и ценностей которые можно реализовать в профессии

Опубликовано: 11.05.2024

Ребята, приветствую вас! Сегодня у нас 9 занятие с группой, которая занимается по средам. И мы поговорим с вами о ценностях. А также поразмышляем, влияют ли наши ценности на выбор нами профессионального пути и если да, то каким образом.

Большинство молодых людей хотят, чтобы профессия была престижной и хорошо оплачивалась. Мы с вами уже неоднократно касались этого вопроса. Эти желания понятны. Но очень важно, чтобы избранная профессия, а вернее те обязанности, которые вам придется выполнять, не противоречили вашим внутренним установкам, принципам, ценностям. В противном случае, наша работу не будет приносить нам морального удовлетворения, будет тяготить нас или «сломает» нас морально.

Наверняка, вы согласитесь, что пацифисту нечего делать в Вооруженных силах. И таких примеров можно найти много, мы с вами касались их на наших занятиях. Подумайте, какие ваши внутренние убеждения и установки у вас есть, через что бы вы не хотели переступать, выполняя свои профессиональные обязанности. Это очень важно понять еще на этапе выбора профессии.

Для осмысления вопроса «Что такое ценности?» предлагаю посмотреть презентацию «Жизненные ценности».

Чтобы понять, какие ценности вообще существуют, предлагаю вам познакомиться с несколькими классификациями ценностей.

Психологических классификаций ценностей

Классификация Спрангера (6 типов ценностей, или жизненных путей):
1. Теоретические.Основной интерес "теоретического" человека — поиск истины, "когнитивная" направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.
2. Экономические."Экономический" человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.
3. Эстетические.Главная ценность "эстетического" человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. "Эстетический" человек рассматривает истину в терминах прекрасного: "Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной". В сфере экономики для "эстетического" человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.
4. Социальные.Главная ценность для "социального" человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.
5. Политические.Самый главный интерес "политического" человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения.
6. Религиозные.Наивысшая ценность для "религиозного" человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

Классификация ценностей В. Франкла:
1. Ценности творчества. Путь такого человека — дать миру в своих творениях.

2. Ценности переживания. Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях.
3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.


Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера:

  • Ценности максимального использования способностей.
  • Ценности достижений:
  • Ценности продвижения.
  • Эстетические ценности
  • Альтруистические ценности
  • Авторитарные ценности (ценности власти).
  • Ценности автономности
  • Ценности креативности (творчества)
  • Экономическое вознаграждение.
  • Реализация своего стиля жизни
  • Развитие личности
  • Физическая активность
  • Социальное взаимодействие.
  • Социальные отношения.
  • Возможности изменчивости
  • Условия работы как ценность.
  • Культурная идентификация;
  • Физическая доблесть.
  • Экономический успех

Важно, чтобы избранная профессия соответствовала ценностям человека.

А какие ценности для вас являются самыми важными? Предлагаю узнать это путем простого теста. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации» можно пройти онлайн по ссылке https://testometrika.com/personality-and-temper/test-rokicha-value-orientation/.

Итак, что же получилось у вас на первых позициях? Это то, что для вас важно, ценно, то, что бы вы хотели иметь в своей жизни, чего не хотели бы лишаться. Сохраните себе эти результаты.

Каждая профессия также имеет свои ценностные основы. Попробуйте составить небольшой список профессиональных ценностей, которые требуются для той или иной профессии, особенно обратите внимание на те, к которым вы склоняетесь в своем выборе.

Основываясь на полученной информации, результатах теста составьте пирамиду ваших ценностей. Подумайте, как она может выглядеть, что будет основой пирамиды, то есть тем, на чем будет держаться и строиться все остальное, то, от чего вы никогда не откажитесь. И затем пошагово выстроите остальные блоки пирамиды.

После того, как вы построите пирамиду, подумайте, а с какими профессиями может соотнестись ваша пирамида, с какими она противоречить не будет, а к какой профессиональной деятельности с вашим набором ценностей лучше не обращаться.

Я думаю, процесс планирования профессиональной карьеры очень важен для меня, выпускника 11 класса, потому что все, что будет выбрано мною сейчас для дальнейшего получения образования, отразится на моей карьере и на моем будущем. Сейчас главное - это задуматься о своих интересах, выбрать свое дело и следовать намеченным целям. Я думаю, процесс планирования профессиональной карьеры помогает определить свои сильные стороны в той или иной деятельности.

На уроках планирования профессиональной карьеры (ППК) я прошел тесты (приложение 1, 2, 3, 4) и тренинги по определению наиболее подходящей для меня карьеры. По моей профессиональной психологической карте больше всего мне подходят специальности вида «человек – человек». Проанализировав все сферы деятельности этого вида труда, я пришел к выводу, что с учетом моих желаний, мне подходит профессия судебного дела - Адвокат. Считаю, что эта профессия востребована на рынке труда и подходит мне больше остальных по чертам характера. Цель: Составление собственного плана карьеры.

· Обосновать правильность профессионального выбора.

· Определить личную актуальность процесса планирования карьеры.

· Описать выбранную профессию по профессиограмме.

Определение личной актуальности процесса планирования карьеры.

Процесс планирования профессиональной карьеры актуален во все времена и, несомненно, очень важен в данный период жизни. Именно сейчас стоит задуматься о своих интересах, выбрать свое дело и делать все, для достижения поставленной цели. Так, на рубеже окончания школы и поступления в ВУЗ очень важно еще раз оценить в каком направлении развиваться в дальнейшем. Стоит проанализировать, как не переоценить свои возможности, как достичь успеха и стать человеком, с которого берут пример окружающие.

Описание выбранной профессии по профессиограмме.

Сфера труда: Человек-человек

Виды деятельности: Участие в судебном заседании , защита людей в судебном заседании , индивидуальная работа с обратившимися людьми .

Образование (Что надо знать?):

Профессия подразумевает наличие высшего юридического образования. Адвокаты должны прекрасно знать действующее законодательство, уметь выносить обоснованные суждения по поводу различных ситуаций с опорой на законы и подзаконные акты.




Требования к знаниям и умениям специалиста:

· Ответственность, порядочность, пунктуальность, педантичность

· Способность аргументировано отстаивать свое мнение

· Способность планировать свою деятельность во времени

· Внимание к деталям

· Способность к образному представлению предметов

· Нервно–эмоциональная устойчивость (выносливость к эмоциональным нагрузкам)

· Способность влиять на окружающих

· Умение слушать и слышать собеседника и сопереживать

Место работы и карьера:

1. Адвокатское бюро

2. Юридическая консультация

3. Частная практика

Противопоказания для профессии:

III. речеголосового аппарата

IV. слухового и зрительного анализаторов

Пути получения профессии:

В профессию судебного дела люди приходят через обучение в высшем специальном учебном заведении.

4

Декларация жизненных целей

Декларация жизненных целей:

· Личное саморазвитие (интеллектуальное, эстетическое, физическое, моральное, гражданское)

· Создание крепкой семьи и воспитание детей

· Достижение высокого уровня работоспособности

· Достижение высокого уровня правоспособности

· Получение качественного высшего образования.

· Непрерывное пополнение знаний и совершенствование умений на протяжении жизни.

· Найти достойную работу.

· - соразмерный знаниям и опыту доход

· - интересный рабочий процесс

· - взаимодействие с интересными людьми

· - Непрерывное профессиональное совершенствование

Югорский Государственный Университет (ЮГУ) (Юриспруденция)

Сургутский Университет

Всероссийский рынок:

Московский Государственный Университет

Тюменский Государственный Университет

Новосибирский Юридический Институт

Описание запасных вариантов получения профессии и профессионального выбора

Специалист по направлению подготовки «Юриспруденция»

· Сотрудник Государственных органов

Профессию можно освоить здесь:

Московский Государственный Университет (Юриспруденция)

Тюменский Государственный Университет

(Юриспруденция)

Новосибирский Юридический Институт

Омская школа милиции

(Юриспруденция)

Список используемой литературы

· Дубовицких Т.Ю. Планирование профессиональной карьеры: учебное пособие для учащихся 10-11 классов/Т.Ю. Дубовицких. – Самара, Издательский дом Агни, 2011.

· Добротворский И.Л. Технология успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. – М., 1997

· Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.

· Маусов Н.К., Безделов Д.Е. Управление карьерой: Учебное пособие./Рос.экон.акад. –М., 1999.

· Психологические аспекты подбора и проверки персонала – М., 1997.

· Твоя профессиональная карьера. – М.,2000.

· Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.,1997.

· Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.,2000

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Профиль обучения

ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Приложение 5

Резюме

ФИО: Павлов Михаил Александрович

Адрес: Тюменская область, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район,

г.п. Пойковский/628331. 3а мкр, 13/14 д, 41 кв. Тел 8-982-595-81-18

Дата рождения: 03.01.1998

Место рождения: г Нефтеюганск, ХМАО-Югра

Гражданство: РФ

Семейное положение: не женат

Цель: получение работы в должности адвокат

Образование:

1) 2005-2016 гг. – ПСОШ №2.

2) 2009-2010 гг. – Курсы английского языка «Happy English»

3)2010-2015 гг. – ПСОШ №2. Спортивная секция «Футбол»

4) 2014 г. – Курсы обучения на повара 2 разряда

5) 2015 г. – Курсы обучения на автослесаря второго разряда

Опыт работы: Без опыта работы.

Заграничные поездки:

· 2011 г. - Испания

· 2013 г. – Чехия, Тайланд

Личные интересы, хобби:

· Посещение культурных мероприятий

· Занятие спортом (Спортивный разряд-Мастер спорта России по северному многоборью)

Дата составления резюме: 12.05.2016

ПЛАН КАРЬЕРЫ

предмет: «Планирование профессиональной карьеры»

Выполнил: ученик
11 А «РОСНЕФТЬ – класса»
Павлов Михаил

Оглавление

· Сравнительный анализ жизненных ценностей и ценностей ………. 5

· Декларация жизненных целей ………………………………………. 6

· Анализ построения жизненного сценария, определение жизненной стратегии, выбор приоритетов……………………………………………8

· Анализ собственных достоинств……………………………………. 9

· Анализ собственных недостатков………………………………………..10

· Составление плана саморазвития и самовоспитания………………. 11

· Развернутый план карьеры……………………………………………….12

· Анализ рынка образовательных услуг и рынка труда……. …. 16

· Описание запасных вариантов получения профессии и профессионального выбора………………………………………………17

· Список используемой литературы………………………………. …. 18

Введение

Я думаю, процесс планирования профессиональной карьеры очень важен для меня, выпускника 11 класса, потому что все, что будет выбрано мною сейчас для дальнейшего получения образования, отразится на моей карьере и на моем будущем. Сейчас главное - это задуматься о своих интересах, выбрать свое дело и следовать намеченным целям. Я думаю, процесс планирования профессиональной карьеры помогает определить свои сильные стороны в той или иной деятельности.

На уроках планирования профессиональной карьеры (ППК) я прошел тесты (приложение 1, 2, 3, 4) и тренинги по определению наиболее подходящей для меня карьеры. По моей профессиональной психологической карте больше всего мне подходят специальности вида «человек – человек». Проанализировав все сферы деятельности этого вида труда, я пришел к выводу, что с учетом моих желаний, мне подходит профессия судебного дела - Адвокат. Считаю, что эта профессия востребована на рынке труда и подходит мне больше остальных по чертам характера. Цель: Составление собственного плана карьеры.

· Обосновать правильность профессионального выбора.

· Определить личную актуальность процесса планирования карьеры.

· Описать выбранную профессию по профессиограмме.

Определение личной актуальности процесса планирования карьеры.

Процесс планирования профессиональной карьеры актуален во все времена и, несомненно, очень важен в данный период жизни. Именно сейчас стоит задуматься о своих интересах, выбрать свое дело и делать все, для достижения поставленной цели. Так, на рубеже окончания школы и поступления в ВУЗ очень важно еще раз оценить в каком направлении развиваться в дальнейшем. Стоит проанализировать, как не переоценить свои возможности, как достичь успеха и стать человеком, с которого берут пример окружающие.

Описание выбранной профессии по профессиограмме.

Сфера труда: Человек-человек

Виды деятельности: Участие в судебном заседании , защита людей в судебном заседании , индивидуальная работа с обратившимися людьми .

Образование (Что надо знать?):

Профессия подразумевает наличие высшего юридического образования. Адвокаты должны прекрасно знать действующее законодательство, уметь выносить обоснованные суждения по поводу различных ситуаций с опорой на законы и подзаконные акты.

Требования к знаниям и умениям специалиста:

· Ответственность, порядочность, пунктуальность, педантичность

· Способность аргументировано отстаивать свое мнение

· Способность планировать свою деятельность во времени

· Внимание к деталям

· Способность к образному представлению предметов

· Нервно–эмоциональная устойчивость (выносливость к эмоциональным нагрузкам)

· Способность влиять на окружающих

· Умение слушать и слышать собеседника и сопереживать

Место работы и карьера:

1. Адвокатское бюро

2. Юридическая консультация

3. Частная практика

Противопоказания для профессии:

III. речеголосового аппарата

IV. слухового и зрительного анализаторов

Пути получения профессии:

В профессию судебного дела люди приходят через обучение в высшем специальном учебном заведении.

4

Сравнительный анализ жизненных ценностей

Жизненные ценности человека - фундамент, на котором базируется вся человеческая жизнь. Они не возникают за один день. Это результат нашего опыта. Они формируются с самого детства. Огромную роль в этом процессе играют наши родители и учителя; книги, которые мы читаем; фильмы, которые смотрим; люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем. Жизненные ценности человека оказывают непосредственное воздействие на формирование мировоззрения.

Мои жизненные ценности Ценности, которые можно реализовать в профессиональной сфере
Психическое и физическое здоровье Выбор специальности должен соответствовать уровню здоровья человека, так в выбранной мною профессии необходимо иметь отличное здоровье
Уверенность в себе Продвижение по карьерной лестнице не осуществится без уверенности в себе
Материально обеспеченная жизнь Я выбираю профессию, для обустройства своего будущего на высоком уровне
Счастливая семейная жизнь Нужно учиться заниматься не только карьерой, но и семьей
Уважение окружающих Заслуженный результат полученных успехов




Цель : познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.
Задачи:
• актуализация ценностей;
• обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор;
• выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.
Техники: "Отдел кадров", "Мои ценности", "Мои цели".
Необходимое оборудование : тетради, ручки.

Ход занятия
Вступление ведущих (2-3 мин)
Задачи: выстроить логику встреч; повторить цели предыдущего занятия.
Поскольку предыдущее занятие могло показаться участникам не столь динамичным, как предшествовавшее ему, необходимо кратко напомнить о роли обратной связи в формировании представлений о самом себе.
Впечатления от предыдущей встречи и обсуждение выполнения домашнего задания (15-20 мин)
Ведется аналогично второму занятию.

Игра "Отдел кадров" (1 час)
Описание игры. Из участников группы формируются 2-3 пары, остальные — в роли наблюдателей. Задача парам: один станет начальником отдела кадров, второй — пришедшим к нему на прием. Цель второго человека — узнать, какие рабочие места могут ему предложить и насколько эти предложения соответствуют его представлениям о желаемой работе. Он. не обязательно остановит свой выбор на предлагаемых ему вакансиях, может поискать и в другом месте. Цель начальника отдела кадров — узнать, что за человек перед ним, подходит ли он по своим качествам данному предприятию или учреждению, а также грамотно и квалифицированно ответить на вопросы, задаваемые претендентом, и рассказать об имеющихся вакансиях.
Время работы каждой пары — не больше 5-7 мин. Перед началом игры каждая пара договаривается, на каком предприятии или учреждении происходит их диалог, и сообщает об этом наблюдателям.
Задача наблюдателей : фиксировать все, о чем пойдет разговор, с тем чтобы в ходе последующего обсуждения ответить на вопросы:
1. Насколько разговор соответствует целям, поставленным перед начальником и претендентом?
2. Как полно в нем отражены критерии, по которым выбирают профессию и место работы?
3. Вели ли себя участники в соответствии со своими ролями и в чем проявилось их поведение?
После небольшого перерыва начинается обсуждение. В начале его ведущие просят каждого из участников, по кругу, ответить на два вопроса: "Какой темы не коснулись диалоги?" и "О чем главном спросил бы я, устраиваясь на работу?" Ответы участников на второй вопрос дадут толчок обсуждению темы "Ценности, реализуемые в профессии".
Предусмотреть направления обсуждения этой темы заранее очень сложно. Среди них могут встретиться, например, такие:
а) Возможен ли компромисс между своими ценностями и требованиями социальной среды (или материальными требованиями) при выборе профессии.
б) Каковы приоритеты одних ценностей над другими или своих ценностей над ценностями других. В этом случае необходимо повернуть дискуссию к теме отсутствия приоритетов, свободе человека устраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями.
в) Способы определения своих ценностей и выбор жизненной дороги в соответствии с ними.
г) Стабильность и изменчивость структуры ценностей.
Возможны и другие темы. Наш опыт показывает, что в любом обсуждении затрагивается вопрос о "плохих" и "хороших" (с социально одобряемой позиции) ценностях. Поэтому ведущие должны быть готовы к ее обсуждению.
В ходе обсуждения можно рассказать членам группы об одной из психологических классификаций ценностей.
Классификация Спрангера* (6 типов ценностей, или жизненных путей):
1. Теоретические. Основной интерес "теоретического" человека — поиск истины, "когнитивная" направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.
2. Экономические. "Экономический" человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.
3. Эстетические. Главная ценность "эстетического" человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. "Эстетический" человек рассматривает истину в терминах прекрасного: "Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной". В сфере экономики для "эстетического" человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.
4. Социальные. Главная ценность для "социального" человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.
5. Политические. Самый главный интерес "политического" человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения.
6. Религиозные. Наивысшая ценность для "религиозного" человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

"Мои ценности" (40 мин)
Задача: актуализация собственных ценностей каждого участника группы, закрепление полученных теоретических знаний на практике.
Ведущие просят членов группы записать список ценностей с кратким описанием в тетрадь и выполнить работу со списком.
Инструкция.
1. Проранжируйте список ценностей по отношению к себе. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимой для вас ценности, второе — второй по значимости, шестое — наименее значимой.
2. Определите три наиболее важные ценности для каждого из 4-5 человек, сидящих справа от вас (можно для каждого из участников группы). Определение надо проводить, ни с кем не советуясь и не подглядывая.
3. Напишите, какие из профессий, упомянутых в таблице, составленной на первом занятии, наиболее, соответствуют главным для вас ценностям жизни. Если этих профессий в списке нет, дополните список".
На работу отводится 7-8 мин.
Примечание. Ведущие должны напоминать участникам группы о необходимости периодически пересматривать список, дополнять его вновь заинтересовавшими их профессиями и вычеркивать совершенно не интересующие.
Затем проводится обсуждение, при котором участники отвечают на вопросы:

  • Что изменилось в твоем мнении о себе и будущей профессии после выполнения задания?
  • Чем тебе могут быть полезны знания структуры ценностей? (Далее участники зачитывают ранги для других членов группы и те их записывают.)
  • Насколько мнения других членов группы совпали с твоим собственным? (По желанию участников, они дают пояснения, почему провели ранжирование именно так.)

При наличии времени и при желании участников группы им можно дать и другие классификации ценностей.

Классификация ценностей В. Франкла:
1. Ценности творчества. Путь такого человека — дать миру в своих творениях.
2. Ценности переживания. Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях.
3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.
Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера:

  • Ценности максимального использования способностей.
  • Ценности достижений:
  • Ценности продвижения.
  • Эстетические ценности
  • Альтруистические ценности
  • Авторитарные ценности (ценности власти).
  • Ценности автономности
  • Ценности креативности (творчества)
  • Экономическое вознаграждение.
  • Реализация своего стиля жизни
  • Развитие личности
  • Физическая активность
  • Социальное взаимодействие.
  • Социальные отношения.
  • Возможности изменчивости
  • Условия работы как ценность.
  • Культурная идентификация;
  • Физическая доблесть.
  • Экономический успех

Человек выбирает себе ту работу, на которой он может реализовать присущие ему ценности. Игра "Отдел кадров" дает возможность не только организовать дискуссию по теме "Ценности", но и обсудить поведение человека в определённых ролях. В данном случае — роли начальника и претендента на должность, т. е. человека в зависимом положении. Тема эта не является обязательной для обсуждения назанятии, но если дискуссия по теме "Ценности" закончилась быстро, то стоит остановить на ней внимание. Важно, чтобы участники группы почувствовали, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. С этой целью они по очереди выполняют небольшое упражнение
Инструкция. "Каждый та вас, по кругу, скажет своему соседу две фразы. Фразы произвольные, короткие. Лучше, если они будут состоять из одного предложения. Одну фразу вы скажете, представив себе мысленно, что вы — начальник, а ваш сосед - ваш подчиненный, другую — наоборот, что вы - подчиненный, а сосед — начальник. Отвечать на фразы не обязательно". После выполнения упражнения каждой должен сказать,
После выполнения упражнения каждый должен сказать, в какой роли ему легче было говорить. Однако из возможных резюме упражнения – умение достигать своих целей в общении из той позиции, которая более приемлема для человека, более для него естественна.

"Мои цели" (15 мин)
Объяснение: "Ценности - это наиболее общие образование, они не лежат на поверхности и тем не менее определяют нашу жизнь. На этом занятии мы выполнили большую и важную работу. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче потому что они больше осознаются человеком. Смысл поставленных целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах! Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома".
Задача : определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.
Инструкция: 1. Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий.
Время выполнения 10 минут, после чего ведущие продолжают давать инструкцию.
2. Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения . ).
Время выполнения 7-8 мин.
Когда список завершен, ведущие просят записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Домашнее задание

Поработать со списком ценностей.
1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.
2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.
3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.
4. Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б — очень важные, В — важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.
5. Перепишите все А - желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б - желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.
6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.
Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим? Можете представить и почувствовать это сейчас".
Попросите членов группы выполнять задания именно в указанном порядке, хотя это может показаться делом долгим. Но эффективной проработки целей можно добиться только при тщательном следовании инструкции.

Цель: Познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.

актуализировать жизненные ценности;

обсудить темы ценностей и их влияние на выбор профессии;

выявить особенности поведения членов группы в ролевом общении.

Какая цель у человечества?

Оно калечится, увечится,

Оно надеется, отчаивается,

Садится каждый день на мель.

И каждый день почти кончается,

И вдруг вопрос: какая цель?

И как верней, надежнее прорваться к ней?

Ход занятия

Ведущий . В чем смысл жизни? Человечество формулирует так: у каждого свой смысл, но так или иначе можно выделить шесть основных.

Жизнь – путь к победе: Пришел, увидел, победил (Цезарь)

Жизнь – игра: Весь мир театр, а люди в нем – актеры (Шекспир)

Жизнь – любовь: Никого не любить – значит не жить (Фенелон)

Жизнь – труд: Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды (Вольтер)

Жизнь – борьба: Жизнь умирает, когда заканчивается борьба (Белинский)

Жизнь – счастье: Жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья (Достоевский)

В течение жизни приоритеты могут меняться и в подростковом возрасте это понятие только формируется. Сегодня мы не будем выяснять у кого какой смысл в жизни. Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что это такое вообще.

Смысл жизни

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженного солнца достать

И подарить его людям.

Ценности нашей жизни:

Дом: понятие материальное и духовное.

Вопрос: В чем разница?

Скажу Вам правду,

Слова: очаг семейный –

Несут понятие – СВЯТОЙ!

Вопрос: зачем человеку семья?

Богатство: понятие материальное и духовное.

Вопрос: В чем разница?

Духовное: пять ступеней счастья.

Первая: радость от самого пребывания на земле

Вторая: материальное благополучие

Третья: любовь во всех проявлениях

Четвертая: творчество

Пятая: делать счастливыми других

Вопрос: Как вы думаете, какая ступень самая сложная и почему?

Пища: понятие материальное и духовное.

Вопрос: В чем разница?

Развлечения: хобби и развлечения.

Вопрос: В чем разница?

Тест «Умеете ли вы быть счастливым?»

Когда задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обычно:

а) вы недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) засыпаете с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

а) О боже, время беспощадно!

б) А что, совсем еще не плохо!

в) Все прекрасно!

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из незнакомых:

а) Ну, мне никогда не повезет!

б) Почему же не я!

в) Однажды так повезет и мне!

5. Если узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:

а) Вот так однажды будет и со мной!

б) К счастью меня эта беда миновала!

в) Репортеры нагоняют страху!

6. Когда просыпаетесь утром чаще всего:

а) Ни о чем не хочется думать.

б) Что день грядущий нам готовит?

В) Радуетесь новому дню.

7. Думаете о ваших друзьях:

а) Они не так интересны и отзывчивы, как хотелось бы.

б) У них есть недостатки, но терпимые.

в) Замечательные люди!

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

а) Меня недооценивают!

б) Я не хуже остальных!

в) Я лидер и это признают все!

9. Если ваш вес увеличивается на 5-6 кг:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) садитесь на диету.

10. Если у вас плохое настроение:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.

Ответ «A» – 0 баллов

Ответ «Б» – 1 балл

Ответ «В» – 2 балла

17-20 балов – вы счастливый человек, радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности, вы нравитесь своим оптимизмом окружающим. Но не слишком ли поверхностно относитесь ко всему?

13-16 баллов – вы оптимально счастливый человек, радости в твоей жизни больше, чем печали, у вас трезвый ум и легкий характер, вы не паникуете, сталкиваясь с трудностями. Окружающим с вами удобно.

6-12 баллов – у вас в жизни счастья и несчастья 50 на 50, старайтесь не пасовать перед трудностями, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

Ведущий. Ценности, реализуемые в профессии (дискуссия).
1. Возможен ли компромисс между своими ценностями и требованиями социальной среды (или материальными требованиями) при выборе профессии?
2. Каковы приоритеты одних ценностей над другими или своих ценностей над ценностями других?

3. Способы определения своих ценностей и выбор жизненной дороги в соответствии с ними.

4. Стабильность и изменчивость структуры ценностей.

Классификация ценностей В. Франкла

1. Ценности творчества. Путь такого человека – дать миру в своих творениях.
2. Ценности переживания. Путь – брать от мира в своих встречах и переживаниях.
3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.

Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера

Ценности максимального использования способностей.

Авторитарные ценности (ценности власти).

Ценности креативности (творчества).

Реализация своего стиля жизни.

Условия работы как ценность.

Путеводитель рекомендаций в выборе профессии

hello_html_m4f27b0f1.jpg

Ведущий. Большинство молодых людей хотят, чтобы профессия была престижной и хорошо оплачивалась. Однако следует иметь в виду, что народная мудрость права, и «не место красит человека, а человек место». Оплачивается не профессия, а профессиональные знания и навыки человека, его способность и умение работать. Кроме того, общественное признание профессий существенно меняется со временем. Меняется и спрос на «престижные» профессии на рынке труда. Сейчас ощущается перенасыщенность рынка труда молодыми специалистами с профессиями, связанными с финансами и правом. Найти им работу становится все труднее и труднее. В то же время повышается спрос на инженерные профессии, связанные с техникой и микроэлектроникой, организацией и управлением производством, на специальности в области компьютерных технологий.
Не оправданы такие мотивы выбора профессии, как близость расположение учебного заведения к дому, кажущаяся простота сдачи экзаменов именно в этом учебном заведении и советы или пример близких людей, приятелей. Без учета ваших пристрастий и возможностей подобный выбор профессии часто оказывается неудачным.

Ведущий. Итак, мы сегодня с вами обсудили одну из самых важных проблем в жизни любого человека: проблему расстановки приоритетов – выбора жизненных ценностей. Каждый из вас рано или поздно столкнется с этой проблемой. Пусть информация, полученная сегодня на занятии поможет вам правильно расставить приоритеты.

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………. 8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………. ……………………………………. 11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………. 18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………. 22
Выводы……………………………………………………………………………. 27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………. 34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………. 37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готово1.doc

Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии.

Глава I. Теоретическая часть.

1. Теоретическое изучение ценност ных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.

1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………… ……. 8

1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние

1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая

1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию

старших школьников …………………………. . . 18

1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20

1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………. 22

Глава II. Практическая часть.

2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.

2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28

2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………… ……………………….30

Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии……………………………………………………… …………

Проблема ценностных и профессиональных ориентаций у старших школьников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики обучения.

Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентации участвует весь жизненный прошлый опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентации является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

На переломном этапе развития общества педагогу важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются старшие школьники, их представления о настоящем и будущем. Не менее важен для педагогического исследования ценностного мира современной молодежи анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

Чтобы указать злободневность данной проблемы необходимо знать определение ценностных ориентаций, но в первую очередь ценности – это явление материального и духовного характера, обладающей положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие – нибудь потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений, но и оценивают последние с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни. Ценности носят общественный характер, возникают в ходе практической деятельности людей. Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чего – либо, ценности самой по себе. Исходя из этого, можно дать следующее определение ценностным ориентациям: это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении [15; 96].

Так же необходимо отметить, что существование ценностных ориентаций у старших школьников на прямую влияет на их будущий профессиональный выбор. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием, В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально [1; 153].

Поэтому на современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это всестороннее гармоничное развитие личности, развитие различных творческих способностей личности через овладение знаний с главной сферы жизни, усвоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, моральное переубеждение в сочетании с определенным уровнем физического развития.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов профориентаторов [8; 115-116].

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.

Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них. Он доказал, что неясность и противоречия в субъективной картине профессионального и жизненного пути, несбалансированность представителей человека о своем прошлом, настоящем и будущем могут вести к кризисным переживаниям, отражающимся на построении жизненного пути. Автор утверждал, что школьники, родители, учителя подчас достаточно смутно, неполно представляют себе мир профессий, который огромен, многолик и без которого цивилизация есть не более чем древо без корней. Профориентация у школьников, считает автор, усугубляется всем многообразием и сложностью мира профессий, большие сложности и трудности доставляют школьнику так же ориентировка в его внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный, сознательный процесс невозможно.

Исследования показали, что взаимосоответствие человека, его будущей профессии устанавливается и за счет совершенствования качеств человека, и за счет улучшения среды, за счет подбора профессий человеку или наоборот, отбора людей для профессии.

Климов выделил в проблеме профориентации основные заповеди, которые важно довести до сознания подрастающего поколения: приложение своих сил к делу – это не трата их, а развитие; жизнь без дела – бессмыслица; важно иметь запасные варианты профессиональных жизненных путей. Автор утверждает, что мир профессий изменчив, и он дожжен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Е.А. Климов нашел решение данной проблемы. Он утверждал, что готовность учащегося к выбору профессии существенно зависит от того, какие формы профинформационной, профориентационной, профкосультационной работы составляют ту конкретную среду, в которой фактически развивается подрастающий человек и в которой педагогу нужно непосредственно и конкретно разбираться с учетом всей ее противоречивости и неповторимости [17; 495].

Так же проблемой профориентации занимались белорусские педагоги Логинов Г.П. и Борисов Е.М [3;107]. Авторы затронули тему активизации профориентации учащихся. Логинов Г.П. и Борисов Е.М считали, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно – потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания. Поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно воспитательного процесса в школе и семье. Авторы считают, если все усилия педагогов, родителей, психологов направлены на оптимизацию процесса обучения и воспитания, то это способствует активизации профессионального самоопределения учащихся. Логинов Г.П. и Борисов Е.М. выделили четыре группы факторов, которые оказывают влияние на процесс профессионального самоопределения. Они утверждали, что ученики недостаточно знают мир профессий. Еще одна причина, затрудняющая адекватный выбор профессий является низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточно осведомленных о своих способностях, индивидуально – психологических особенностях и склонностях. Для решения данной проблемы авторы предлагают проводить следующие работы: просветительские, диагностические, коррекционные, консультационные. Просветительская работа включает беседы, лекции, направленные на обогащение знаний о психологических требованиях, предъявляемых профессий к человеку. Диагностическая работа предусматривает изучение целого комплекса особенностей учащихся, имеющих непосредственное отношение к вопросу профессионального самоопределения. Коррекционная работа предусматривает проведение направленного формирования и коррекции профессиональных намерений, интересов, склонностей учащихся. Консультационная работа строится на сотрудничестве между психологом и учеником. Данные работы помогут ученикам лучше разобраться в выборе своей будущей профессии [3; 107-109].

Проблему ценностных ориентаций рассматривала Ковалевич М.С. кандидат педагогических наук [18;50]. Она выявила проблему осмысления жизни, которая актуальна для всех юношей и девушек. Автор считает, что личностное, профессиональное самоопределение будет успешным, когда существование человека наполнено ценностными ориентациями и смыслом жизни. С уверенностью можно сказать, что последний – важнейший регулятор личностного и профессионального самоопределения основа принятия человеком важных решений. Важную роль играет приобретение ценностей у старших школьников, когда подросток выходит на отношение с обществом «на прямую». Их характер определяется восприятием молодежи своей будущей профессиональной деятельности. Она может представляться как жизненная необходимость, средство обеспечения материальных потребностей. Способ достижения высокого общественного положения, потребность в раскрытии интеллектуальных способностей, проявление творческой инициативы, способ самореализации и саморазвития. М.С. Ковалевич проводила опрос по ценностным ориентациям у старшеклассников и выявила, что среди способов достижения поставленной цели, они отдают преимущество жизнерадостности, аккуратности, воспитанности и образованности, а на последних местах оказались трудолюбие, заботливость, непримиримость до своих и чужих недостатков, высокие потребности к жизни. Эти особенности не считаются главными критериями для оценивания человека.

М.С. Ковалевич анализирует ценностные ориентации, которые влияют на выбор будущей профессии. Автор в поисках мысли о необходимости восстановить ценности, которые были утрачены предшествующими поколениями. Поэтому педагоги должны помогать ученикам реализовать свои потенциальные возможности, прислушиваться к собственному я, принимать ответственность за свой профессиональный и жизненный путь, осмысливать свои индивидуальные ценности, что будет содействовать их профессиональному самоопределению [18; 50-52].

Изучение ценностных ориентаций старших школьников, которые влияют на выбор профессии, такие как Степаненков Н.К., Захаров Н.Н., Бычковский Д.А. и многие другие.

В теоретической части данной курсовой работы были рассмотрены ценностные ориентации старших школьников и их профессиональное самоопределение, была дана классификация типов профессий по Климову, на основе чего проведено исследование в практической части работы.

В практической части курсовой работы были выявлены основные ценности старших школьников. Так же нами было проведено тестирование среди старших школьников на профориентацию.

Предметом исследования данной работы является изучение ценностных ориентаций старших школьников.

Читайте также: