Когда профессия водитель исчезнет

Опубликовано: 03.10.2024


Несмотря на то, что автономные технологии продолжают развиваться достаточно быстрыми темпами, водители будут оставаться задействованными и востребованными в движении товаров и услуг в ближайшем обозримом будущем, по крайней мере, не менее 20 лет, - таким представляется общее мнение топ-менеджеров транспортной индустрии США. Все другие суждения относительно потери рабочих мест в транспортном бизнесе и скором вымирании профессии водителя являются лишь политической спекуляцией, которая на руку тем или иным политическим силам страны.

В последнее время в высших политических и экономических сферах США активно муссируется тема потери рабочих мест в транспортной индустрии в связи с внедрением автономных технологий. Недавно в законодательном органе страны были принято решение о введении закона, обязывающего разработчиков более длительно и тщательно проводить испытания данных технологий в интересах безопасности. Однако не всех устраивает такое положение дел. Одни политические силы пытаются как можно быстрее продвинуть инновации в жизнь, стараясь получить имидж сторонников прогресса, порою в ущерб безопасности и здравому смыслу. Другие политики призывают к более сдержанному и трезвому подходу к данному вопросу и призывают не торопиться с внедрением еще недостаточно опробованных и «сырых» технологий. Каждая политическая сила хочет получить определенные преимущества у избирателей, но в итоге на кон поставлены жизни и безопасность людей.

Побочные экономические эффекты, связанные с автономией на дорогах, стали одной из главных тем политических споров, ведь всем известна,какая огромная доля трудовых ресурсов занята в транспортном бизнесе страны (3,5 млн. водителей коммерческих грузовиков насчитывается сейчас в США). Дискуссии о потере рабочих мест и тема безопасности явились главной внутриэкономической и политической темой августа и начала сентября.

Сенатский комитет по коммерции, науке и транспорту провел слушания 13 сентября по теме автоматизированных транспортных средств. «Самоуправляемые транспортные средства имеют огромный потенциал, чтобы изменить всю индустрию, мы об этом знаем. Это может быть к лучшему, а может быть и к худшему, все зависит от действий, которые предпримет комитет, работники индустрии и другие лица», - высказался Кен Хэл, Генеральный секретарь-казначей международного партнерства « The International Brother hood of Teamsters ».

Сенатор Гари Петерс предполагает, что еще слишком рано давать зеленый свет всеобщему тестированию автономных технологий для коммерческих грузовиков по всей стране. Учитывая, что для этой цели их приедися выпускать на дороги общего пользования. Лидеры Республиканцев показали себя консервативными мыслителями, а демократы заняли более агрессивную позицию. Они видят большой экономический потенциал в замене людей роботами и автоматами в транспортной индустрии. «Все разговоры, касающиеся потери рабочих мест из-за внедрения автономных технологий в транспортной сфере, ведутся лишь для обеспечения определенных политических интересов, которые, в конечном счете, оборачиваются властными и экономическими преимуществами, за что и борются политики», - так охарактеризовал многочисленные заявления относительно коллапса трудового рынка, прозвучавшие во властных органах США, исполнительный директор компании Navistar Inc. Трой Кларк в Коммерческом Комитете 13 сентября 2017 г. «Огромная по масштабам замена водителей никак не может случиться, особенно, в ближайшем и средне обозримом будущем. Мы уверены в том, что правильные автономные технологии улучшат безопасность, продуктивность и понизят стоимость услуг перевозки, а также приведут к более эффективному использованию существующей инфраструктуры транспортных магистралей страны», - сказал он.

Президент Американской Ассоциации грузового транспорта Крис Спеар во многом соглашается с м-ром Кларком: «Мы будем по-прежнему нуждаться в человеческих ресурсах для управления современными грузовиками еще достаточно долгое время». «В дополнение к обсуждаемым преимуществам безопасности, это то, что эти технологии могут реально дать, они еще позволяют стать водителям более эффективнымии сделают работу водителя более успешной и привлекательной в моральном и экономическом смыслах. Все эти изменения привлекут к карьере в транспорте еще большее количество людей, так как вместе с эффективностью труда возрастут зарплаты и престижвсей нашей индустрии автоперевозчиков. Да, и сейчас карьера водителя грузовика в США не самая последняя по уровню оплаты», - заключает м-р Спеар. «Со всей этой шумихой в медиа о полной автономии грузовики стали политическим инструментом различных партий, которые используют ситуацию для достижения тех или иных политических целей, например, изменение законодательства для повышения налогов. Другие выступают против этого, третьи уже спорят о потери рабочих мест, ища поддержки у избирателей. Кругом идет политическая борьба, но мало кто понимает настоящие реалии автономного транспорта. А кому еще разбираться в этом, как не нам – людям, которые непосредственно со всем этим имеют дело, сидят за рулем, а не в высоких креслах сената», - говорит один из представителей профсоюза водителей грузовиков Джон Роджерс.«Стоит лишь автономии продвинуться на шаг вперед, как тут же находятся предсказатели, которые говорят о потери рабочих мест. Автономия стала частью политической рекламы», - резюмирует м-р Роджерс.


По самым скромным подсчетам ведущих аналитиков, частично автономные грузовики станут реальностью в следующие несколько лет и, вероятно,уже будут привычными на дорогах как минимум лет через 20. В октябре 2016 г. компания « Otto », владельцем которой является « Uber » (Сейчас часть Uber’s Advanced Technology Group), сделала свою первую доставку грузапри помощи автономного беспилотного грузовика – 5 000 банок пива в шт. Колорадо.За этим примером последовали следующие, но грузовикам до сих пор требуются водители, так как их автономные функции могут использоваться лишь на скоростных магистралях и идеальных шоссе. Сейчас мы находимся вначале долгого пути до полного автоматизированного процесса перевозок грузов. В дополнение к водителям автономным грузовикам требуется огромное количество специалистов в области информационных технологий, обслуживании дорожной инфраструктуры и оборудования, а также специалистов, которые должны выполнять предварительное и постоянное обслуживание, инспекции, осмотры, руководить погрузкой/разгрузкой грузов, работать с документооборотом, заказывать и получать детали и ремонтировать погрузочно-разгрузочное оборудование. Кроме того, нельзя забывать о безопасности и сохранности грузов в пути.Дорогостоящие товары требуют охраны, будь то живого сопровождающего патруля или специалистов, наблюдающих за доставкой по мониторам.И это далеко не полный перечень того, что требуется от человека для перевозки самых различных грузов в современных условиях.

Даже тогда, когда транспортное средство полностью автономно (в кабине нет человека), мы все еще будем нуждаться в человеке за рулем, чтобы он руководил процессом доставки и действовал в качестве подстраховки и экстренной поддержки, если вдруг что-то пойдет не так с автономной технологией. Плюс к этому, будут создаваться новые рабочие места, чтобы развивать и поддерживать технологии, включая обслуживание электронных устройств и операторов специальной технической дорожной инфраструктуры. Никто также быстро не откажется от диспетчеров, доля которых даже возрастет в связи с необходимостью адекватных и быстрых коммуникаций между увеличивающимся количеством деловых партнеров.

Недавний пост в блоге от Брукингского института г. Вашингтон на основе аналитических размышлений развенчал теорию о том, что автономные грузовики приведут к потере работы. Опираясь на данные, полученные из министерства труда США, аналитики института показали, что вопреки распространенному мнению, водители грузовиков имеют на данный момент степень автоматизации труда гораздо ниже среднего уровня по сравнению с другими профессиями. По этой причине в ближайшее время профессии с более высокой степенью автоматизации, скорее всего, будут испытывать потери рабочих мест из-за внедрения новых технологий. Так что, наиболее реальных кандидатов на потерю рабочих меств ближайшее время стоит искать среди офисных секретарей, кассиров и разного рода администраторов, делают заключение ученые.


Следует отметить, что профессия «водитель грузовика» является наиболее распространенной профессиональной деятельностью в 29 самых крупных штатах США. И вполне логичным будет мнение о том, что понадобится очень много лет, чтобы заменить все эти 3,5 млн водителей при помощи автономных технологий. Аналитики Вашингтонского института «Brooking» предполагают также, что техническое обслуживание грузовиков и ремонтные работы, в частности, никуда не денутся, так как эти профессиональные позиции являются узкоспециальными и поэтому их трудно автоматизировать.

Конечно же, транспортная индустрия не встанет на месте. Она будет прогрессировать, и многое в ней будет изменяться. Водители будут профессионально развиваться, совершенствуя свои профессиональные навыки, к которым бесспорно добавится необходимость владения телематическими процессами. Вероятно, телематика станет даже более важной частью водительской профессии, ведь без взаимодействия с инновационными информационными системами сейчас невозможно представить ни одной технической профессии. Вполне возможно, что даже само название профессии «водитель» скорее всего изменится на широкое и емкое существительное, ну, например, более отражающее действия человека, занимающегося не только управлением автомобиля, но еще и многими другимифункциями - распределением, курированием, обеспечением безопасности, ремонтом, инспекцией, менеджментом цепи поставок и и т.п.

Том Бальцер, президент Ассоциации автомобильного транспорта шт. Огайо, сказал следующее: «Имеются еще гигантские пустоты между тем, что такое реальность, и что такое голливудская версия того, что происходит. Мы сейчас очень, даже очень далеко от тех иллюзий, которые навязали нам рекламщики и политики. Посмотрите сначала на состояние наших дорог! А потом уже говорите об автономии… Нужна еще очень длительная работа по приведению дорог к настоящему качеству, требующемуся для беспилотной автономности». И уж поскольку речь идет о полной автономии, нельзя упускать аспекты кибербезопасности, ведь вся автономия, по сути, держится на электронных автоматических и телематических системах. Представьте себе такой сценарий, когда хакеры или террористы берут под свой контроль полностью загруженный 40-тонный грузовик, а то и целую колонну таких грузовиков в густонаселенном районе. «В конечном итоге, все спекуляции об автономности грузового транспорта, безусловно, сделали нашу отрасль более интересной и привлекательной. Нет сомнений в том, что в будущем наша индустрия перейдет на полуавтономные, а затем и полностью автономные грузовики. Конечно, когда-нибудь это случится, сомнений нет. Но водители по любому останутся, они просто изменятся сами и изменят лицо нашей профессии. И мы гордимся тем, что идем в ногу с прогрессом, и из простых шоферов превращаемся в исследователей пространства и директоров поставок. Сегодня готовьте себя к будущему, изучайте информатику и телекоммуникации, автоматику и электронику. Завтра время спросит с вас по полной», - так напутствует сегодняшних водителей грузовиков Джек Кортни, бывший водитель, а ныне один из руководителей крупной транспортной компании USLoadtransportinc , человек по-настоящему любящий и уважающий водительский труд.

Популярный автомобильный блогер Петр Шкуматов 19 марта в своей программе на канале «Автоплюс» рассказал о перспективах автомобилестроения в ближайшие 20 лет. Данные оказались весьма шокирующими: российская государственная программа «Автонет» направлена на полную замену профессиональных водителей автомобилями под руководством компьютеров к 2035 году.

Шкуматов сравнивает грядущий период с началом 20 века, когда из-за массового производства автомобилей без работы остались тысячи конных извозчиков. Скорее всего, отпадет необходимость в таксистах, однако по-прежнему востребованным будет каждый опытный автоинструктор. Подольск, Балашиха, Зеленоград – население этих городов вряд ли перейдет на беспилотники одновременно со столицей, поэтому умение водить машину и взаимодействовать с транспортным потоком по-прежнему будет актуальным.

Лаборатории, которые сейчас тестируют программы искусственного интеллекта на российских и зарубежных дорогах, сообщают о высоких результатах. Благодаря единой информационной базе данных и возможности мгновенного обмена радиосигналами между беспилотниками, их поведение на дороге становится безупречным. Работоспособность проверяется не только в условиях идеально ровных покрытий и сознательных товарищей по дороге, но и в экстремальных – на трассах с ямами и колдобинами, при нарушении ПДД рядом идущими автомобилями.

Система предупреждения аварий предельно проста: если одна из машин фиксирует на своем пути яму, она сразу продумывает маневр и сообщает о нем соседним автомобилям. Те, в свою очередь, меняют свою траекторию так, чтобы не произошло столкновения. Более того – информация о наличии ямы сразу же передается в транспортную службу, чтобы ее сотрудники могли в кратчайшие сроки убрать проблему. Дополнительно беспилотник отправляет сигнал о препятствии в единую сеть, курирующую работу авто. Получается, что все машины с искусственным интеллектом представляют собой единый разум, создающий максимально комфортные условия трафика.

Беспилотники могут работать круглосуточно, выполняя рейсы или перевозки без остановок. В то же время установленные медиками нормы суточного проезда для «дальнобойщиков» составляют 700 км, после чего резко возрастает риск аварий и водитель обязан несколько часов отдохнуть, поспать. По расчетам специалистов, автомобиль с компьютерным управлением успеет за 24 часа пройти не менее 2500 км.

Использование программы для торговых перевозок даст возможность сэкономить миллионы евро, значительно уменьшив сроки поставок товара. Дополнительный плюс – беспилотникам не нужно платить зарплату или выдавать социальные пособия, подбирать их по личностным критериям. Это касается профессиональных личных водителей, таксистов, «дальнобойщиков», городских перевозчиков общественного транспорта.

Аварии чаще всего происходят по вине водителей – как следствие управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, невнимательности, усталости, снижения концентрации. Человека может подвести и отсутствие опыта выхода из сложных транспортных ситуаций, минутное замешательство.

Внедрение беспилотных автомобилей в широкие массы откроет небывалые перспективы для логистических и транспортных компаний. Перевозка автономными фурами по безопасности превосходит стандартную перевозку в несколько раз, да и время поездки значительно сократится. Петр Шкуматов сообщил, что беспилотники обучены взаимодействию с управляемыми водителями авто, так что люди продолжат ездить по принятым правилам.

Есть ли у проекта минусы? Да, они заключаются в социальном факторе. У человека практически нет возможности соревноваться с механизмом, поэтому показатели беспилотников всегда будут выше. Может случиться, что с наводнением рынка искусственным интеллектом пропадут десятки тысяч рабочих мест, обеспечивающих заработную плату людям многих стран. Пока что варианты решения проблемы не найдены – депутаты предлагают заниматься их поиском по мере внедрения технологии.


Сфера перевозок за какие–то несколько лет встала с ног на голову — масса новых вызовов. И пока одни говорят о том, что профессия водителя скоро умрет, другие, наоборот, уверены в "перерождении". В числе скептически настроенных эксперты НИУ ВШЭ в Петербурге и местный комитет по труду и занятости. В их совместном исследовании так и сказано: уже в ближайшем будущем — наравне с кладовщиками и сборщиками оборудования — профессии водителей и машинистов рискуют исчезнуть. "Сейчас в этой сфере рабочих мест действительно крайне мало, а соискателей — переизбыток. Такая ситуация держится уже несколько лет", — приводят данные в кадровом агентстве "Персонал 21 века", которое в числе прочего занимается подбором личных водителей. Теряют работу и "корпоративщики": все чаще бизнес отказывается от личного автопарка с водителями–штатниками в пользу каршеринга.

Про запас и на заказ. Рынок производства мебели может потерять позиции

При этом работодатели признаются, что поиск квалифицированных и опытных специалистов, несмотря на обилие разношерстных предложений, — большая проблема. "Хотя мы работаем с агрегаторами вакансий, хорошего водителя найти сложно. Многие рано или поздно начинают завышать самооценку и говорить, что у них маленькая зарплата. Они, естественно, уходят в поисках новой работы. И часто бывает, что, погуляв, возвращаются к нам обратно. Вообще сейчас очень популярен рынок такси, и очень многие хорошие водители — там, в бизнес–сегменте", — объясняет Алексей Петлёваный, директор транспортной компании Five Cars, которая специализируется на прокате свадебных автомобилей.

"Общественный" транспорт на одного

С появлением агрегаторов поездки на короткие расстояния на быстром и всюду доступном транспорте по стоимости стали сопоставимы с ценой билета на автобус или маршрутку. Если верить исследованию "Левада–центра", в конце 2019 года больше трети опрошенных россиян (33%) стали чаще пользоваться услугами такси. При этом 20% респондентов заказывают такси несколько раз в неделю, а 5% — ежедневно.

На бесконечно пополняемую клиентскую базу ожидаемо налетают даже те, кто водит совсем уж неумело. По информации пресс–службы УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, во время профилактического мероприятия "Такси" каждый пятый водитель совершал правонарушения: кто–то не пристегивался ремнем безопасности, другие же управляли технически неисправными автомобилями и игнорировали дорожные знаки.

Разумеется, как только такси стало привычным видом транспорта, агрегаторы начали предлагать премиальный сервис. Так, например, появилась линейка "Ultima Яндекс.Такси": здесь могут подать, например, Mercedes–Maybach. По словам представителей компании, среди клиентов премиальной линейки есть бизнесмены и руководители высшего звена, которые привыкли к персональным водителям, но все чаще пользуются такси бизнес–класса — просто потому, что иногда это дает им большую мобильность. Есть и аудитория моложе, для которой этот сервис — "премиум выходного дня": для поездок на мероприятия, в рестораны или театры.


Редкий кадр

Так как же все–таки найти "того самого" водителя, который сможет соблюдать и ПДД, и правила этикета? У профильного бизнеса есть четкий ответ: безопасность первостепенна, вежливость — легкоусвояема в процессе обучения.

Завербовать и отшить. Рынок производства одежды меняется вместе с динамикой зарплат швей

"Когда я набирал первый штат водителей, думал, что нужно искать вежливых и хорошо одетых. Провел кучу собеседований, отобрал нужных ребят, но, когда посадил их за руль, чуть ли не молился, чтобы мы остались целы. Стало ясно, что нужно изначально выбирать человека, который просто умеет хорошо водить. Как общаться с клиентом, подавать себя и открывать дверь, мы уже обучим сами", — делится опытом Алексей Петлёваный.

Загрузить и заработать

Помимо такси в фаворитах по уровню занятости — водители грузовых авто. Пожалуй, именно они — не только востребованные, но и самые высокооплачиваемые специалисты сферы. Так, например, на hh.ru можно найти вакансии, где водителям–экспедиторам с личным грузовым автомобилем готовы предложить зарплату 250 тыс. рублей, тогда как работа рядовых водителей легковых автомобилей в среднем оценивается в 30–45 тыс. рублей.

И все было бы стабильно и спокойно, если бы не вступивший в силу 1 ноября прошлого года закон о штрафах за нарушение режима труда водителей. С этого времени штраф также назначается за управление машиной без тахографа или с нарушением установленных требований к использованию аппарата.

"Закон действительно работает, сотрудники Ространснадзора и ГИБДД проверяют грузовики и автобусы. Для перевозчиков это означает одно: соблюдать режим труда и отдыха водителей необходимо, так как административная ответственность за нарушение довольно суровая и достигает 50 тыс. рублей, — разъясняет юрист по транспортному праву Антон Смородников. — Штрафы для водителя и перевозчика (эксплуатанта транспорта) различаются в 25 раз. Казалось бы, водитель в любом случае "легко отделается", в отличие от своего работодателя. Но это не так. Трудовой кодекс позволяет начальнику взыскать с работника весь причиненный убыток. Конечно, при условии, что водитель трудоустроен официально". Также юрист добавляет, что, по наблюдениям перевозчиков, крупные заказчики–грузовладельцы уже приспосабливаются к новым требованиям. Они готовы пойти на увеличение сроков доставки грузов для того, чтобы перевозчики могли соблюдать режим.

Очевидно, что сфера перевозок и работа водителей меняются и делают это не просто неоднородно — скорее прямо противоположно, причем с нескольких сторон одновременно. Пока одни водители доживают свой профессиональный век, другие, наоборот, воспряли духом. Осталось лишь делать ставки: через сколько лет, например, успешные сейчас водители такси начнут испытывать трудности с работой из–за автомобилей–беспилотников?

Люди работают водителями много тысячелетий. Правда, со временем название профессии менялось: возница, кучер, машинист, шофер, пилот. И всё же в каждой эпохе был человек, который управлял неким транспортом в чьих-то интересах — катил императора в колеснице, радовал помещика конной прогулкой на тройке, доставлял груз по заказу крупного магазина или просто водил такси в большом городе.

Но эпоха транспорта, которым управляет человек, кажется, подходит к концу. Повсеместное распро­странение беспилотников грозит превратить дально­бойщиков, крановщиков, таксистов и просто водителей в пережиток прошлого. Мы решили узнать у экспертов из разных отраслей, так или иначе связанных с транспортом, когда это произойдёт.

Перед вами шкала, на которой отмечены возможные сроки исчезно­вения профессии «водитель». Если нажать на конкретный год, можно прочитать, кто именно прогнозирует отмирание вождения в этот срок, и узнать его доводы в пользу выбранного года. Ответы разнятся очень сильно: пока одни эксперты уверены, что водители станут не нужны миру уже через 10 лет, другие отмеряют шофёрам тысячелетия.


«На горизонте 10 лет мы увидим явные признаки исчезновения [водительской] функции, а через 15 лет произойдёт полная замена професси­ональных водителей беспилотными авто­мобилями. Профессия дальнобойщика может исчезнуть существенно раньше — через 5–7 лет.

Автоматизация функции водителя происходит уже давно — сначала [была] обычная автомати­ческая коробка передач, потом появились различные системы навигации, круиз-контроль, автопарковка и так далее. Пользователи авто­транспорта уже привыкли к прогрессу, поэтому грядущие изменения не выглядят революци­онными. В ближайших прогнозах ведущих авто­концернов мира планиру­ется начало серийного произ­водства беспилотников».


«К 2030 году уже уверенно прогнозируется, что исчезнут очень массовые профессии: водитель, продавец, оператор колл-центра, почтальон. Исчезнут и некоторые интеллекту­альные профессии, которые требуют высшего образования: бухгалтер, юрис­консульт, референт-переводчик. Зато появятся новые профессии на стыке, меж­дисцип­линар­ность будет востребована».


«В ближайшие 15 лет нас ждёт радикальный пересмотр модели использо­вания автомобиля. Вся логика внедрения беспилотного вождения ставит во главу угла безопас­ность дорожного движения. Поэтому доступ к ручному вождению будут иметь определённое количество водителей, которые прошли необходимый курс, — в то время как доступ к использо­ванию автомобиля в беспилотном режиме получат гораздо более широкий спектр людей. В том числе те, кто сейчас не может водить автомобиль по разным причинам. В этой связи значительной станет доля роботакси.

Если мы говорим о коммерческой технике, например, о професси­ональных коммер­ческих грузо­перевозках, то в этой индустрии уже наблюдается достаточно высокий уровень дефицита водителей. Работа становится не такой привлека­тельной, професси­ональную подготовку ведёт всё меньше и меньше организаций.

Из-за этого уже сейчас внедряются разного рода инструменты помощи водителю при вождении, чтобы снизить аварий­ность и облегчить рабочий режим. Думаю, здесь переход к беспилот­ности возможен чуть раньше, чем в легковом транспорте. Это связано с тем, что коммер­ческая техника обычно используется там, где движение пешеходов или немоторизиро­ванного транспорта запрещено. Это относительно безопасная для беспилотного движения инфра­структура, там возможно наступление беспилот­ности к 2030 году в более высокой степени применения.

Но это не значит, что водитель перестанет существовать. Водитель перейдёт на следующий этап своей професси­ональной утилизации. Безусловная беспилотность — то есть беспилот­ность во всех возможных условиях — будет не до конца достигнута. Большую долю своего времени водитель просто будет уделять работе в роли другой профессии — например, логиста-планировщика.

Высока вероятность, что профессия будет сохраняться в какой-то нише, поскольку останутся области использо­вания автомобиля, где беспилотность не поддер­живается — или в связи с условиями связи, или из-за сложности транспортных ситуаций».


«Технологически переход на так называемые системы автономного вождения пятого уровня будет подготовлен к 2024–2025 году. Эти системы предполагают полное отсут­ствие человека за рулём. Юридиче­ские же практики, [адаптация] правил дорожного движения, выработка новых моральных норм сильно затянутся. Прежде всего, они будут привязаны к конкретной стране. Также нужно будет достигнуть и единых международных договорён­ностей. На это, я думаю, уйдёт ещё порядка десяти, в лучшем случае, а может быть, 15–20 лет».


«Что требуется от таксиста? Доставка пассажиров из пункта А в пункт Б настолько быстро, безопасно и дёшево, насколько возможно. В скором времени беспилотные машины будут способны делать это намного лучше, чем люди. Миллионы и миллионы рабочих мест очень скоро будут сокращены из-за автоматизации.

Огромные изменения нас ждут к 2025 году, но затем у нас будут ещё большие изменения в 2035 году и ещё большие изменения — в 2045 году. И людям придётся постоянно приспосабли­ваться к новым обстоятельствам.

Замена водителей на беспилотники может спасать больше миллиона жизней ежегодно. Сейчас больше миллиона человек умирает из-за аварий на дорогах каждый год. Причина большинства — человече­ский фактор. Было бы замечательно спасти этот миллион жизней, но для того, чтобы вывести на дорогу беспилотный авто­мобиль, необходимо в какой-то мере "взломать" человеческое поведение и человеческие эмоции.

Речь идёт не о повороте на дороге под углом в 90 градусов — это самая лёгкая часть. По-настоящему сложная часть состоит в том, как [научить машины] быть осторожными, если вдоль дороги идёт ребёнок, который внезапно прыгает прямо перед машиной, потому что бежал за мячом.

Чтобы использовать беспилотные автомобили на дорогах, нам нужны машины, которые могут модели­ровать поведение детей. В какой-то степени речь идёт о "взломе" человека, об обучении тому, как распо­знавать модели поведения людей. По сути, та же технология, которая позволяет привлекать людей к роликам на YouTube, поможет спасти миллион жизней в год».


«Мы пока не представляем себе всю совокупность проблем, к которым может привести массовое внедрение беспи­лотников. Да, безусловно, они решают очень многие задачи. Например, позволяют полностью исключить ДТП, связанные с человеческим фактором. Но то, что касается хакерских атак на эти машины, радио­электронных помех и ошибок искус­ственного интеллекта, — всё это должно быть учтено. Любой компьютер иногда подвисает. Что будет, если подвиснет беспилотник?

Если брать утопическое будущее, то люди должны быть полностью исключены из процесса. Если мы имеем в городе некую систему, которая управляет всеми потоками и оптими­зирует их наилучшим образом, то, конечно, надо, чтобы все транс­портные средства в потоке были к ней подключены – иначе синергии и эффектив­ного управления потоками не добиться. Но это идеальная ситуация, которая будет не раньше чем через 15 лет.

Я думаю, что в отдельных сегментах обязательно останутся личные водители — в правитель­стве, элитных перевозках, военных [кругах]. Дальнобойщики пока тоже останутся. Хотя это станет, скорее, штучная история. И совер­шенно точно останется категория водителей, которые яростно выступят против новых технологий. Для них, возможно, выделят какие-то специальные трассы».


«Учитывая, насколько быстро развиваются технологии автономного вождения, я думаю, что через 50 лет каждый личный автомобиль будет произ­водиться с полностью автономными функциями. Возможно, вы знаете, что сегодня многие авто­мобили, сходящие с конвейеров по всему миру, уже имеют некоторый уровень встроенной помощи водителю — такие функции, как адаптивный круиз-контроль, контроль устойчи­вости и автомати­ческое торможение. Это не полная автономия, но это шаг в правильном направ­лении для обеспечения безопасности.

Будет ли большинство автомобилей через 50 лет полностью автономными? Когда вы спраши­ваете людей, любят ли они водить машину, большин­ство отвечает утверди­тельно. Но когда вы зададите вопрос немного по-другому: «Любите ли вы ездить на работу?» — большин­ство людей, вероятно, ответят: «Не очень». Это проблема, которую мы пытаемся решить в Waymo.

Мы не хотим добиться полного отказа от вождения. Скорее, мы хотим дать людям возмож­ность больше не заниматься тем вождением, которое они считают неприятным, например ежедневными поездками на работу и обратно. При этом я всё-таки думаю, что и через 50 лет будут люди, которые просто ради удоволь­ствия всё же будут само­стоятельно сидеть за рулём».


«Профессия водителя продолжит существовать и будет развиваться. Несмотря на то, что при авиа­перевозках существенная роль отводится автопилоту, количество присут­ствующих в кабине пилота самолёта специалистов не снижается, а их подготовке уделяется по-прежнему серьёзное внимание. С учётом много­летнего опыта автопилоти­рования в авиации ожидать, что в ближайшие 50 лет водителей автомобилей полностью заменит искус­ственный интеллект, не стоит. Водитель всё равно будет присут­ствовать в кабине.

Более того, чем большее развитие получает применение цифровых технологий в транспортной отрасли, тем более тщательной должна быть професси­ональная подготовка водителей. Например, работа с электронными пере­возочными первичными документами, экспери­мент по внедрению которых проводился в нескольких регионах России в октябре, требует определённых навыков и знаний, в том числе от водителей.

И всё же в настоящий момент на российском рынке существует дефицит професси­ональных водителей. Он будет лишь увеличи­ваться в перспективе до 2030 года. Основные причины — сокращение количества образова­тельных организаций, предлагающих программы подготовки водитель­ских кадров, а также отсут­ствие гарантий по трудо­устройству для тех граждан, кто эту профессию получил.

Средний возраст водителей категории Е, позволяющей управлять машиной с прицепом, в России ежегодно растёт, в то время как числен­ность молодых специ­алистов, получающих права грузовой категории, неуклонно снижается. Сейчас средний возраст водителя на рынке составляет 45 лет».


«До полной замены водителей роботами ещё очень и очень далеко. С одной стороны, для подобных ­ваций пока не до конца проработана законо­дательная база. С другой — сами решения пока не готовы к выводу на рынок — то есть на дорогу.

Можно ли полностью доверять внешним датчикам авто­мобилей? Можно ли убирать "страховку" в виде водителя в салоне? Что будет с ориентацией авто­мобиля в непогоду? Кроме того, существуют и более масштабные проекты "роботи­зации" — мульти­агентные системы. Когда поднятые выше вопросы снимаются за счёт работы не только автомобиля с окружающим простран­ством, а машины с дорогой, со знаками и так далее. Но представьте, сколько могут стоить такие высоко­техно­логичные магистрали!

Поэтому машины на автопилоте сегодня тести­руются на закрытых полигонах или очень ограни­ченных городских маршрутах. А для их вывода на дороги общего пользо­вания в полном объёме ещё очень многое предстоит сделать. И пройдёт ещё немало лет.

Решающую роль сыграет интеграция государ­ства, бизнеса и научных сообществ, и на этой базе — появление единых интеллекту­альных транспортных систем. Доверить работу человеку или роботу, будет решать каждая компания само­стоятельно».


«Я не верю, что профессия "водитель" может полностью исчезнуть. Чуть больше ста лет назад основным транспортом были лошади. Появление авто­мобиля действи­тельно многое изменило, но люди пусть не массово, но продолжают ездить на лошадях. С водите­лями, думаю, будет примерно то же. Отказ от профессии "водитель", скорее всего, начнётся с каких-то коммер­ческих перевозок, с "автопоездов". Также это затронет такси и общественный транспорт.

Персональный транспорт будет преду­сматривать наличие водителя за рулём, думаю, ещё очень долго. Ближайшие лет 50 точно. Особенно если говорить о глобальном масштабе: уровень развития стран очень разный. А сложности связаны не только с развитием авто­мобиля, но и с его окружением. Существует целый пласт проблем — норматив­ных, связанных с IT-системами, развитием дорожной инфра­структуры, необходи­мостью организовать минимальное время задержки передачи информации, кибер­безопас­ностью, а также этических вопросов.

Технологии кибербезопасности должны быть внедрены на каждом уровне экосистемы. Это очень непросто, так как в экосистему "подключённого" транспорта входит большое количество разнородных систем. Мы уже знаем примеры того, как кибер­преступники парали­зовали транспортные системы городов, воспользо­вавшись минималь­ными уязвимостями.

В любом случае, даже если большая часть проблем будет решена в отдалённом будущем, люди, наверное, по-прежнему будут сами ездить за рулём — но в каких-то специально выделенных для этого зонах».


«Профессия водителя исчезнет, только если "водители" станут называться иначе. Может быть, операторами. Машины же могут измениться — они станут, например, летающими или концепция авто­мобиля как-то иначе сменится, но всё равно кто-то чем-то будет управлять.

Человек, может быть, и не будет лучшим водителем в утопии, где все пред­сказуемо ездят по правилам, но в условиях хаоса или для решения нестан­дартных задач водители будут с нами ещё очень долгое время. Так что я назову тысячу лет, а там уже не факт, что челове­чество будет существовать. Природа человека такова — ему нравится чем-то управлять».


«Я не думаю, что профессия водителя полностью исчезнет и абсолютно все машины станут беспилотными. Я думаю, что даже спустя десяти­летия на дорогах будут транспортные средства, управляемые людьми.

Да, автоматизация распространяется высокими темпами. Я полагаю, что потреб­ность в професси­ональных водителях — дальнобойщиках, водителях автобусов — сильно снизится и в какой-то момент они будут уже не нужны вовсе. Но вот личные автомобили — а именно их на дорогах больше всего — вряд ли станут беспилотными без исключения.

Я ожидаю, что соотношение будет примерно таким: 75–80% автомати­зированных машин против 20–25% тех, которыми управляют люди. И думаю, что во многих автомати­зированных авто­мобилях будет заложена возмож­ность пере­ключения в режим "ручного" управления. Рассчитывать на беспилотники во всех без исключения случаях, мне кажется, невозможно и непрактично. Да, машины бывают очень умными и быстрыми, но в чём-то они по-прежнему довольно глупы и не могут предвидеть некоторые ситуации.


«Внедрение беспилотных автомобилей, как и любой новой технологии, – это постепенный и поэтапный процесс, который не произойдёт за одно мгновение. Ситуация, в которой все занятые в перевозках люди резко потеряют работу, попросту невозможна.

Сейчас сфера перевозок быстро развивается. Бизнес делает ставку на цифро­визацию, растёт сегмент интернет-торговли, а значит, повышается спрос на быструю доставку и требуется всё больше квалифи­цированных кадров в сегментах дальних, средних и локальных перевозок. Развивается и сегмент пассажиро­перевозок: многим становится удобнее пользо­ваться такси и каршерингом вместо личного автомобиля, в особен­ности в крупных городах. Беспилотные авто­мобили и роботы-доставщики смогут дополнить работу людей и помочь закрыть потреб­ность в быстрой логистике.

Кроме того, с развитием сферы автономного транспорта появятся новые профессии, как в разработке, так и в опериро­вании и обслуживании беспилотного флота. Также с расшире­нием канала доставки будет появляться много рабочих мест в смежных областях, связанных с производ­ством и оказанием услуг».

Искусственный интеллект вступает в войну за водительское кресло, и победа в ней будет явно не на стороне водителей. Под предлогом облегчить тяжкий труд шофера роботы стремительно врываются в нашу жизнь, не оставляя шансов профессии водителя. Начало положила обычная автоматическая коробка передач, которая со временем стала дополняться системами навигации, круиз-контролем, автопарковкой. И вот руль постепенно ускользает из наших рук, а право на управление автомобилем переходит роботам.


Как профессия водителя попала под прицел

Беспилотное будущее, в котором управление транспортным средством будет полностью доверено компьютеру, уже стоит на пороге. Сегодня в Европе, США, Японии, ОАЭ, Китае и России проводят испытания робокаров, способных почти на 100% заменить человека за рулем. Почему почти? Потому что системы тестируются и требуют доработки, однако в том, что после 2030 года на дорогах будут господствовать беспилотники уже никто не сомневается. Вот немного фактов:

  • Одно из приоритетных направлений российской программы «Автонет» является полная замена профессиональных водителей беспилотными автомобилями к 2035 году.
  • По дорогам европейских государств уже курсируют беспилотные автобусы, перевозящие пассажиров. На трассах Германии, Франции, Великобритании проходят испытания машины под управлением автопилота.
  • В США уже давно беспилотники перестали удивлять людей. Они свободно ездят по дорогам нескольких штатов и ежедневно доказывают высокий уровень безопасности и работоспособности (такими показателями даже водители-ассы похвастаться не могут).
  • Массовое производство робокаров запланировали практически все авто-концерны мира. В прогнозах фигурирует 2020 год, когда большинство компаний планирует начать серийное производство беспилотников. И это станет началом конца единоличного права человека на вождение автомобиля.

Как начиналось медленное «убийство» водителей

  • 1. Автоматическая парковка. Это властная система, которая сама решает, куда и как парковаться. Все, что сегодня требуется от водителя - сообщить о желании припарковаться, а компьютер сделает все остальное сам: вывернет руль на нужный угол и идеально впишется в свободное парковочное место. Ультрасовременные машины уже оснащены камерами по периметру, что решает проблему мертвых зон. Так нас лишают права смотреть по сторонам.
  • 2. Автоматический спуск. Сегодня лавры за безопасные спуски с холмов и возвышенностей достаются электронике. Новые Land Rover, Toyota, Ниссаны, Митсубисси и Джипы уже не доверяют человеку, слишком часто они переворачивались на спусках по вине водителей. Управляющий компьютер теперь сам отвечает за притормаживание и выбор оптимальной траектории.
  • 3. Всевидящее око. У водителя отобрали радость от вождения в темное время суток. Казалось бы, безобидная система круиз-контроля беспощадно отбирает у человека право на ошибки и экстрим на дорогах. Теперь вождение стало хоть и более безопасным, но скучным – за дистанцию между машинами и распознавание дорожных знаков отвечает компьютер.
  • 4. Обучение. Нет предела человеческим унижениям – робот сегодня способен учить водить даже опытных шоферов. Например, в беспилотных Citroen и Peugeot если водитель забывает включить поворотник, в салоне раздается сигнал, а кресло начинает немного вибрировать.

Если все эти системы объединить в один силиконовый мозг и дополнить еще парой-тройкой инноваций, тогда водитель перестанет быть обязательным участником движения – за него все будет выполнять компьютер.

Есть ли будущее у профессии дальнобойщика?


Этот пациент скорее мертв, чем жив. Эксперты дают профессии дальнобойщика всего 5 лет жизни. Конечно, здесь есть много оговорок, например, отсутствие четкой законодательной базы и инфраструктуры для передвижения беспилотного транспорта. Однако все это дело наживное и подогревать надежду в сердцах водителей не стоит. Минимизация человеческого фактора в перевозках на большие расстояния имеет столько преимуществ, что отказаться от них бизнесу будет невозможно.

  • Беспилотные грузовики могут работать круглосуточно, без выходных и перерывов. Если дальнобойщик за сутки по нормам должен проезжать не больше 700 км (после этого нужен сон или многочасовой отдых), то беспилотник за 24 часа проедет 2500 км.
  • Беспилотники не нуждаются в зарплате и не станут просить социальные пособия. Это позволит сэкономить десятки миллионов рублей и при этом значительно сократить сроки доставки товаров.
  • Аварии в следствие нарушений ПДД, невнимательности, управления в нетрезвом состоянии, усталости и т.д. – это все про водителей, но не про роботов, которым чуждо все человеческое.

Этих выгод вполне хватит, чтобы перевесить чашу весов в пользу беспилотных машин. Некоторые эксперты утверждают, что будущее можно будет сравнить с тем периодом в начале ХХ века, когда на смену конным экипажам пришли автомобили. Без работы тогда остались тысячи извозчиков.

Предубеждён – значит вооружен

Перспективы у профессии водителя не радужные, однако о полном «истреблении» говорить пока рано. Оно планируется после 2035 года – скорее всего именно тогда на законодательном уровне человеку запретят садиться за руль транспортного средства. Уже сегодня в конгрессе США ведутся активные обсуждения беспилотного будущего, ведь 94% ДТП происходит по вине водителей.

Все начнется с того, что доля беспилотных автомобилей на дорогах превысит 40-50%. Государства один за другим будут принимать законы, которые уравняют обычные авто и беспилотники. Дальше каждому автовладельцу сделают предложение, от которого невозможно отказаться – выделят срок 5 лет, в течение которого старый автомобиль должен замениться на беспилотный модуль. К тому времени стоимость робокаров станет доступной, а титаны автопрома сделают все возможное и невозможное, чтобы мы оценили бесспорные преимущества искусственного разума над человеческим.

Читайте также: