Интерес к содержанию профессии желание узнать в чем заключается обязанности специалиста ответы

Опубликовано: 04.07.2024

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную одежду).

А Б В
Ответ Ответ Ответ
3.. . 5.. . 1.. ..
4.. . 8.. . 2.. ..
7.. . 11. . 6.. ..
17. . 14. . 9.. ..
18. . 15. . 10.. ..
19. . 16. . 12. ..
21. . 20. . 13. ..
24. . 23. . 22. ..

Подсчитай количество плюсов в каждом столбце отдельно. Запиши ___________________

Наибольшее количество плюсов означает:

В столбце А: преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное место в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

В столбце Б: больше привлекает материальное благополучие, желание заработать.

В столбце В: стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избранная профессия.

Отметь свои мотивы выбора профессии в соответствующей графе в таблице «Мое профессиональное самоопределение».

Определение факторов, оказывающих влияние на выбор профессии

1. Какие факторы оказали влияние на выбор области будущей профессиональной деятельности? Отметьте галочкой, какие факторы оказали влияние на выбор профессии

Факторы Да Нет
1 Будущая профессия, которую ты уже окончательно выбрал для себя . .
2 Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении . .
3 Профессии родителей . .
4 Школьные предметы, которыми бы ты хотел углубленно заниматься . .
5 Художественная литература, кино-, видеофильмы, СМИ . .
6 Собственный практический опыт профессиональной работы . .
7 Примеры и опыт друзей, знакомых . .
8 Советы родственников и твоих знакомых . .
9 Рекомендации учителей . .
10Дополнительное (внеклассное) образование . .
11Пока ничего не повлияло, выбор не сделан . .


2. Какие факторы ты считаешь наиболее важным при выборе тобой будущей профессии (а также специальности, должности, места работы)?

Запиши основные факторы, влияющие на твой профессиональный выбор, в карту «Мое профессиональное самоопределение» в соответствующую графу.


Составление личного профессионального плана

Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?_______________________________________

1. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы?)__________________________________________________________________________________________

2. Что ты знаешь о своей будущей профессии?__________________________________

• Предмет, содержание и условия труда_________________________________

• Профессионально важные качества___________________________________

• Где можно получить эту профессию__________________________________

• Востребованность профессии на рынке труда___________________________

3. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):

• Самостоятельно принял(а) решение;

• Влияние оказали занятия в школе;

4. Какие твои недостатки могут помешать на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кто и что может помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?____________________________________________________________________________

7. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия? __________________________ ______________________________________________________________________________________________

8. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту? __________________________________________________________________________________

9. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учебы в школе? __________________________________________________________________________________

10. Если ты не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своем выборе, то почему (обведи нужное):

• Плохо знаю мир профессий;

• Плохо знаю свои возможности;

• Не могу выбрать из нескольких вариантов;

• Не знаю, как выбрать профессию;

Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

4. Влияние родителей, друзей или знакомых.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.

7. Желание оказывать помощь другим людям.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, открывать новое.

10. Уверенность, что выбранная сфера деятельности соответствует Вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести опыт в негосударственном учреждении.

17. Интерес к деловым контактам с людьми.

18. Привлекают условия работы по профессии.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление к руководящей работе.

21. Влияние средств массовой информации.

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (форма одежды, возможность путешествовать, быть в центре внимания).

При обработке результатов сначала подсчитывается количество плюсов в столбце (А), который включает следующие номера вопросов: 3, 4, 6, 18, 19, 21, 24. Затем количество плюсов в столбце (Б), включающем вопросы 5, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 23. И в третьем столбце (В): 1, 2, 7, 9, 10, 12, 13, 22. Из трех столбцов выбрать тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. По этому показателю делается вывод о преобладающей мотивации.

А Я Я
3 5 1
4 8 2
6 11 7 Сумма баллов:
18 14 9 А=
19 15 10
20 16 12 Б=
21 17 13
24 23 22 В=

В первом случае (столбец А) Вас больше привлекает престиж профессии. В своем выборе хотите реализовать свой высокий уровень притязаний. Однако часто не учитываете свои возможности и те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку.

Во втором случае (Б) Вы стремитесь к материальному благополучию, желание приобрести больше денег. В этом нет ничего плохого, но он часто не подкреплен практической подготовленностью к труду, который хорошо оплачивается. Наблюдается стремление заработать большие деньги и не тратить много сил на приобретение квалификации.

В третьем случае (В) у Вас преобладает желание лучше узнать содержание профессии, обязанности специалиста в избираемой сфере труда. Вас привлекает творческая работа, стремление сделать свою профессиональную деятельность увлекательной и полезной для людей.

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ.

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от упорного труда, чем от случая.

2. Если я лишусь любимого занятия, то моя жизнь будет скучной.

3. Для меня в любом деле важен успешный результат.

4. Обычно я настойчив(а) в достижении своей цели.

5. По моему мнению, я легко переживаю неудачи и неприятности.




6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Деятельностные люди мне нравятся больше, чем эмоциональ­ные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь придумать что-нибудь новое.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о еде.

10. Мои родители считают меня талантливым ребенком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Обычно я довожу начатое дело до конца.

13. Решительность, инициативность важнее, чем кропотливая работа.

14. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я целеустремленный человек.

18. Когда все идет гладко, мое желание достичь успеха усиливается,

19. Мне больше нравятся книги об изобретениях людей, чем о путешествиях.

20. Мои близкие обычно одобряют мои планы.

21. Уровень моих требований к жизни выше, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Посчитайте количество плюсов. За каждый начисляется один балл. 17—22 балла—у вас высокий уровень потребности в достижении успехов в жизни, настойчивы в преодолении препятствий, уверены в своих силах. 11—15 баллов—средний уровень. Претендуете вы на цели невысокой сложности, умеренно рискуете. 1— 10 баллов — не уверены в себе, стремитесь избегать ситуации соревновательности.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПВК.

Производится в группе на каждого учащегося по 10-балльной шкале проявлении

Фамилия Имя
1. Трудолюбие
а) добросовестность в труде
б) настойчивость в преодолении трудностей
2. Дисциплинированность
а) знание правил работы
б) знание правил поведения
в) доведение работы до конца
3. Самостоятельность
а) целенолагание
б) исполнение
и) контроль хода работы
г) оценка результатов труда
4. Творческое отношение к труду

В качестве экспертов выступают товарищи, классный руководитель. Дается и самооценка ПВК. Далее проводится сравнительный анализ.

ОПРОСНИК ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ОПГ)

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос. На него Вы должны дать 2 ответа. В первом ответе Вы показываете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе. Во втором ответе на этот же вопрос Вы выражаете свое отношение к описанному действию, поступку, т. е. нравится, хочется, интересно Вам это делать или нет. Свои ответы Вы оцениваете в баллах (от 0 до 2).

2. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей работника.

3. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.

4. Профессиональный подбор.

5. Классификация профессиональных деятельностей.

Рекомендуемая литература

1. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности /
Н. В. Самоукина. – Санкт-Петербург: Питер, 2003.

2. Прощицкая, Е. Н. Выбирайте профессию. – Москва, 1991.

3. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред.
Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея. – Москва, 1982.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

5. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.

6. Климов, Е. А. Психология профессионала. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

7. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. – Москва: Академия, 2006.

Проверка знаний:

Задание: провести самоконтроль знаний по теме при помощи тестового задания.

Выберите один правильный ответ.

1. Деятельность – это…

а) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями, мотивами и целью достижения, направленная на познание и преобразование внешнего мира и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта;

б) особый вид активности человека и животных, обеспечивающий удовлетворение витальных потребностей и достижение определённых целей;

в) особый вид поведения человека, определяемый его мотивами и удовлетворяющий личные потребности;

г) поведение человека, обеспечивающее его социальную полезность.

2. Профессия – это…

а) род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;

б) деятельность, выполнение которой обеспечивает человеку материальное благополучие и удовлетворённость жизнью;

в) деятельность, результаты которой полезны для общества и самого человека;

г) название рода деятельности, которая оформляется документами в установленном порядке (например, договор), а работник за её выполнение получает предусмотренное вознаграждение.

3. Специальность – это…

а) комплекс знаний, умений, навыков, приобретенных путем специальной теоретической и практической подготовки;

б) трудовая деятельность, выбранная человеком для обеспечения своего материального благополучия;

в) комплекс знаний, умений, навыков, полученных человеком в условиях специальной тренировки и стажировки;

г) разновидность трудовой деятельности, требующей от человека специальных знаний и умений.

4. Профессиография – это…

а) специальный метод повышения эффективности труда;

б) метод построения в графической форме структуры какой-либо профессии;

в) комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления требований к человеку как работнику;

г) перечень условий и факторов трудовой деятельности.

5. Профессиограмма – это…

а) специальный документ по работе с действующим персоналом;

б) комплексное описание условий профессиональной деятельности и требований к профессионально важным качествам человека;

в) системное описание эргономических факторов и технологии работы;

6. Психограмма – это документ, который …

а) содержит описание структуры профессионально важных качеств (психофизиологических, личностных, интеллектуальных) работника и является одной из частей профессиограммы;

б) включает в себя описание профессионально важных качеств конкретного работника;

в) описывает в графической форме структуру профессионально важных психических качеств человека;

г) совмещает ответы вариантов «б» и «г».

7. Психологические особенности современных профессий связываются с…

а) доминированием функций профессиональной и коммуникативной компетентности, информационными перегрузками.

б) доминированием нервно-психического и физического напряжения;

в) доминированием хронического переутомления и признаками профессионального выгорания;

г) доминированием функций оперативного мышления, наблюдательности и эмоционально-волевой устойчивости.

8. В «формуле профессий» выделяются…

а) внешние психологические признаки труда;

б) формальные психологические регуляторы труда;

в) обобщенные характеристики профессии;

г) технологические характеристики производственного процесса.

9. Профессиональное становление в классификации Е.А. Климова включает в себя периоды:

а) допрофессионализма, профессионализма, суперпрофессионализма, псевдопрофессионализма, послепрофессионализма;

б) допрофессионального развития, выбора профессии, собственно профессионального развития, послепрофессионализма;

в) допрофессионализма, ожидания, выбора профессии, профессионализма;

г) социальной подготовки, ожидания, реализации, бесперпективности, опустошённости.

10. Теория профессионального выбора Дж. Холланда заключается в том, что…

а) выборчеловеком социального окружения и профессиональной деятельности определяется доминирующими свойствами его личности и склонностью к получению удовлетворённости работой и жизнью;

б) выборчеловеком профессиональной деятельности определяется его активностью как субъекта и социально-престижными ориентациями жизнедеятельности;

в) выбор профессии человеком определяется совокупностью объективных и субъективных факторов;

г) выбор профессии человеком связывается с обстоятельствами конкретной ситуации и в определённой мере его склонностями.

Самодиагностика

Задание: проведите самоанализ с помощью теста-опросника «Мотивы выбора профессии» (автор: С. С. Гриншпун. Источник: Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе /
С. С. Гришпун // Школа и производство. – 1994. – № 6. – С. 11-12.)

4 – очень значим;

3 – имеет значение;

2 – скорее значим, чем незначим;

1 – скорее незначим, чем значим;

0 – не имеет значения.

Вопросы теста:

1. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

2. Влияние семейных традиций.

3. Желание руководить другими людьми.

4. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

5. Возможность получить профессию без длительного обучения.

6. Желание работать в престижном месте.

7. Желание иметь модную профессию.

8. Возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить специальную форму одежды и т. п.

9. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

10. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Возможность предпринимательской деятельности.

13. Необходимость материально обеспечить семью.

14. Желание приобрести экономические знания.

15. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

16. Интерес к материальной стороне профессии или должности.

17. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

18. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

19. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности.

20. Мечта заниматься любимой работой.

21. Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.

22. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

23. Возможность проявить самостоятельность в работе.

24. Желание приносить пользу людям.

25. Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи.

26. Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с профессией не связанные.

27. Стремление узнать новое о давно известном, и возможность усвоить трудное.

28. Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом.

29. Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного дела на другое.

30. Стремление решать профессиональные задачи самому, а не следовать указаниям других.

31. Возможность самовыражения, проявления своих способностей и потенциалов.

32. Склонность выполнять интересную для меня работу, даже если успех ее не гарантирован.

Ответ Ответ Ответ Ответ

Обработка и анализ результатов

Обработка результатовпроводится путем суммирования баллов по столбцам. Сравнение четырех полученных сумм позволит выявить соотношение мотивов выбора профессии:

- вопросы № 1-8 – мотивы престижности профессии – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

- вопросы № 9-16 – мотивы материального благополучия – привлекают материальное благополучие, желание заработать, а интересы, склонности, практическая подготовленность учитываются в меньшей степени;

- вопросы № 17-24 – мотивы делового характера – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избираемая профессия;

Cпособности к общению и мотивы выбора профессии (для 8 класса)

Тест по выявлению способности к общению

Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).
Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

1. Много ли у вас друзей?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.
Если вы набрали :
менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий, вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому.
10-13 баллов - средний уровень;
14 баллов и более - высокий уровень. В таком случае для вас одна из радостей в жизни - общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.


Тест по выявлению коммуникативных качеств личности

Подчеркните “да”, если вы согласны, или “нет”, если не согласны с утверждением:

1. Мне кажется трудным подражать другим людям. [ДА , НЕТ].
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. [ДА , НЕТ].
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. [ДА , НЕТ],
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. [ДА , НЕТ].
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. [ДА , НЕТ].
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. [ДА , НЕТ].
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. [ДА , НЕТ].
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. [ДА , НЕТ].
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. [ДА , НЕТ].
10. Я всегда такой, каким кажусь. [ДА , НЕТ].

Начислите себе по одному баллу за ответ “НЕТ” на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ “ДА” на все остальные.
Подсчитайте сумму баллов.

Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас “неудобным” в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.


Тест по выявлению мотивов выбора профессии

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние родителей, друзей и знакомых.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
7. Желание оказать помощь другим лицам.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой,желание открыть новое и неизведанное.
10. Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной,интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.
17. Интерес к деловым контактам с людьми.
18. Привлекают условия работы по профессии.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление к руководящей работе.
21. Влияние средств массовой информации.
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Читайте также: