К каким правам относится право выбора профессии и каким нормативным актом оно декларируется

Опубликовано: 02.10.2024

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

В целях реализации П. на о. граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий. Основной государственной гарантией получения гражданами РФ образования является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной некоммерческой деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, на получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) государство устанавливает образовательные стандарты — нормативные образцы, содержащие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Существует два уровня таких стандартов: 1) федеральный, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, и 2) региональный, учитывающий особенности получения образования с учетом национальных и региональных особенностей. Экономические, социальные, культурные права. Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права. Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права:

§ труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;




§ все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда;

§ трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;

§ запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.

§ Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.

§ Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов:

§ право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

§ право на пособие по временной нетрудоспособности;

§ право на пособие по безработице;

§ право на пособие на детей;

§ право на пособие по беременности и родам.

Выбор профессии имеет особое значение. Факторы выбора профессии подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии будет основным фактором выбора для большинства молодых людей. При этом на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

Овостребованности можно сказать то же. Отметим, что те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. К примеру, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией традиционно демонстрирует степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Стоит сказать, для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора.
С одной точки зрения, представители старшего поколения обладают опытом, который крайне важно использовать, но с другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение крайне важно принимать самому.

Внутренние факторы выбора профессии— это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным будет вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. При этом чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.

Внутренние факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Стоит сказать, для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности традиционно пробудут в ходе обучения. Вполне понятно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Стоит сказать, для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 6 августа 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 8.1 с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение , - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность , - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Информация об изменениях:

Пункт 24 изменен с 1 июля 2020 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

24) практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 35 с 1 июня 2021 г. - Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 85-ФЗ

1. Презентация профессии
Юрист – одна из самых древних и уважаемых профессий. Предшественниками юристов в древности были жрецы (понтифики), которые толковали закон. Основоположниками права считаются древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель. Из религиозных источников мы знаем о том, как мудро судил своих подданных царь Соломон и о знаменитых библейских заповедях, которые и в наше время сохраняют актуальность для граждан цивилизованного общества.
За многотысячелетнюю историю право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и является самостоятельной отраслью знаний. В современном сложно организованном мире деятельность юристов приобретает все большее значение в жизни каждого человека.
Юрист – квалифицированный специалист с высшим юридическим образованием по правовым вопросам, юридическим наукам. Юрист компетентен в области толкования и применения законов, обеспечения законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных и оказания населению юридической помощи.
Юристами называют всех служителей закона. В профессии юриста выделено много специальностей, на основании деятельности в различных отраслях права. Адвокат организует защиту обвиняемого в нарушении закона; прокурор готовит материалы по обвинению нарушителя закона; нотариус заверяет документы; юрисконсульт осуществляет правовое обслуживание предприятия и его сотрудников; трудовой и налоговый инспектор осуществляют контроль над соблюдением физическими и юридическими лицами трудового и налогового кодексов.
Профессия юриста является массовой, в меру востребованной на рынке труда Севастополя.
Преимущества профессии: моральное удовлетворение от практической пользы для общества; юридическая грамотность как основа правовой защищенности; достойная заработная плата.
Ограничения профессии: большая нагрузка на зрение; высокая моральная ответственность; необходимость постоянно совершенствоваться, изучать все новые законы и документы.

2. Тип и класс профессии
Профессия юриста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, таблицами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость.
Профессия юриста относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями, взаимодействием с другими людьми. Для этого требуется эрудированность, находчивость, оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Деятельность юриста многогранна. Юрист консультирует лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств). Юрист изучает законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты, международные договоры и применяет их на практике. Юрист составляет юридические документы, контракты, договоры имущественно-правового характера, содействует гражданам в их оформлении. Занимается толкованием законов. Осуществляет контроль соблюдения законности (правовое регулирование социальных норм и отношений). Занимается методическим руководством правовой работы в организации. Создает архивы судебных и арбитражных дел. Участвует в процессе законотворчества (разработке законов и правовых документов). Обеспечивает правовую защиту граждан, организаций, государства. Изучает правовую практику зарубежных коллег. Занимается правовой пропагандой. Принимает участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

4. Условия труда
Юрист работает в помещении, чаще всего в оборудованном рабочем кабинете. У него активный, высокоинтеллектуальный труд, требующий организованности, собранности, умения выделять самое существенное и одновременно концентрации внимания на деталях, тонкостях в текстовых документах и материалах при работе с большим объемом информации.
Главные средства труда юриста: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области.
Юрист сам принимает решения в рамках поставленных задач, с учетом нормы закона.
Из особых условий труда юриста следует отметить высокий моральный уровень ответственности за качество работы, за сделанные рекомендации и выводы.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии юриста необходимы базовые знания по обществоведению, истории, русскому языку. Желательно знание иностранного языка.
Квалифицированный юрист должен знать:

  • гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право;
  • Конституцию РФ;
  • действующее законодательство;
  • методы криминалистики;
  • логику и психологию;
  • основы экономики;
  • основы организации труда, производства и управления.
  • работать с документами;
  • разбираться в тонкостях материалов, в сфере своей специализации;
  • консультировать людей по правовым вопросам;
  • вести справочно-информационную и архивную работу;
  • пользоваться современными техническими средствами поиска информации и связи.
  • интерес к общению с другими людьми в сфере обслуживания;
  • блестящее владение устной и письменной речью;
  • отлично развитое внимание (в том числе внимание к деталям);
  • выраженная склонность к работе с инфрмацией;
  • склонность к сервисной работе;
  • отлично развитая способность к концентрации внимания;
  • блестящие логические способности;
  • развитые лексические способности;
  • эмоциональная устойчивость.
  • вирусоносительство (например, туберкулез);
  • хронические заболевания, вызывающие расстройства памяти и внимания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • нервно-психические заболевания.

8. Пути получения профессии
В профессию юриста приходят молодые люди с выраженным интересом к кропотливой работе с текстами, документами.
После 9 или 11 класса общеобразовательной школы можно получить квалификацию юриста в одном из учреждений среднего профессионального образования. Такое образование предоставляют как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения.
Профессия юриста долгие годы считалась престижной, молодежь массово училась на юристов. В результате в настоящий период далеко не все дипломированные юристы работают по специальности.

9. Области применения профессии
Юристы работают в сфере юриспруденции в самых различных организациях. Это могут быть:

  • организации и учреждения, которые являются юридическими лицами;
  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, налоговая полиция, таможенные органы, Министерство юстиции и другие);
  • юридические консультации;
  • образовательные учреждения;
  • частные детективные агентства;
  • суды, прокуратура, адвокатура;
  • органы дознания;
  • нотариальные конторы.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития юриста.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно стать уникальным профессионалом, углубиться в тонкости своей специализации либо осваивать новые специальности в рамках профессии.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии юрист может стать начальником юридического отдела, руководителем юридической службы. В случае выбора административного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Научная карьера
Занимаясь юриспруденцией, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора юридических наук.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, юрист может решить работать на себя. Например, он может открыть частную консалтинговую компанию по оказанию юридических услуг населению. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Следователь, судья, прокурор

Социально-трудовые взаимоотношения в России представляются как модель взаимных компромиссов между работодателем и работником.

Правовое регулирование трудовых отношений в России имеет одну особенность: его источником, кроме законов и нормативных актов, являются и частноправовые нормы. Последние подразумевают договорной порядок фиксирования обязательств субъектов правоотношений. Об этом порядке регулирования правоотношений в трудовой сфере пойдет речь в нашей статье.

Регулирование трудовых правоотношений

Социально-трудовые взаимоотношения в России представляются как модель взаимных компромиссов между работодателем и наемным работником. Такая система формировалась в течение длительного времени и прошла период от раннего капиталистического строя, где отсутствовал какой-либо порядок и социальная защищенность работников, до современного социального партнерства.

Сегодня модель современных социальных трудовых взаимоотношений базируется исключительно на принципах равноправия и взаимного уважения. Порядок регулирования взаимоотношений в сфере труда призван находить нужный баланс и решение проблем, возникших между работодателями и работниками. Такие правоотношения носят коллективный характер: на одной стороне находятся работники, профсоюзы или иные формы объединений, а на другой - собственники предприятий.

В статье 9 ТК сформулирована ключевая модель трудового права: кроме законов и нормативных актов, источником регулирования правоотношений являются также соглашения, разработанные коллективом и организацией на государственном, территориальном, отраслевом и иных уровнях.

Система регулирования правоотношений

Модель социальных трудовых отношений, как и иная система, имеет свои элементы. К таким элементам относятся:

  • субъекты правоотношений;
  • предметы;
  • уровни.

Субъекты системы - это государство России, сотрудники организаций и их собственники. Наемные сотрудники и собственники – это лица, ведущие деятельность в форме взаимовыгодного партнерства. Если к первым относят физлиц, то собственниками могут быть организации или руководители. Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений также не последняя, поскольку они выражают мнение сотрудников.

Государство России выполняет законотворческую функцию в системе, является организатором порядка, посредником при решении проблем. С его помощью осуществляется государственное регулирование трудовых отношений.

К предмету правоотношений в системе относят желаемые цели, которые достигает человек, например:

  • профессиональное обучение;
  • вопросы приема на работу и увольнения;
  • оплата работы;
  • пенсионное содержание в России и так далее.

Уровни регулирования правоотношений

Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии.

Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов - источников трудовых взаимоотношений в России.

Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений.

Модель регионального регулирования системы социально-трудовых отношений происходит в форме издания нормативно-правовых и подзаконных актов, являющихся источником права в сфере труда.

Метод программного и отраслевого регулирования основывается на нормативных актах и осуществляется в процессе реализации тех или иных программ. К примеру, существуют госпрограммы, направленные на развитие соцполитики России, устранение проблем в сфере труда и так далее.

Модель регулирования отношений на уровне предприятий и организаций предусматривает локальное регулирование трудовых отношений и заключение коллективных договоров, которые также являются источником права.

Принципы правового регулирования трудовых отношений

Статьей 2 ТК предусмотрены принципы регулирования правоотношений в сфере труда. Общие принципы также закреплены в других источниках: в Конституции, федеральных законах. Так, статья 37 Конституции предусматривает свободу выбора права на труд, выбора профессии и рода занятий.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются:

  • свобода труда;
  • запрет на принудительный труд и дискриминацию;
  • равные права и возможности;
  • совокупность федерального и договорного регулирования правоотношений;
  • соцпартнерство;
  • госгарантия и госконтроль, обеспечивающие права субъектов трудовых отношений;
  • компенсация убытков и вреда, причиненного в связи с выполнением работником своих функций на предприятии;
  • обязательства субъектов трудовых отношений выполнять положения трудового договора;
  • право на оплату своего труда и на отдых, надлежащие условия труда;
  • право на объединение;
  • право на разрешение споров, возникших на предприятии и так далее.

Необходимо отметить, что реализация и соблюдение указанных прав работников возложены на работодателей в установленном порядке, поэтому некоторые из моделей трансформируются в обязанности в области социально-трудовых взаимоотношений.

К основным правам работодателей относят право объединиться с целью эффективного отстаивания своих интересов, право требовать от работников надлежащего исполнения обязанностей, сохранности имущества и так далее.

Особенности правового регулирования трудовых отношений Законодательством предусмотрено специальное регулирование социальных трудовых отношений для определенных категорий сотрудников.

Следует отметить, что особенности трудовых взаимоотношений установлены не только трудовым законодательством, но и иными законами, нормативными актами, коллективными соглашениями и уставами предприятий.

К примеру, регулирование трудовых взаимоотношений в сфере образования установлено также Законом «Об образовании», в сельскохозяйственной сфере – Законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Раздел 12 ТК предусматривает порядок регулирования труда:

  • женщин;
  • несовершеннолетних;
  • руководителей организации;
  • лиц, совмещающих работу;
  • лиц, работающих по трудовому соглашению сроком до 2 месяцев;
  • надомников, лиц, имеющих сезонную или вахтовую работу;
  • лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей;
  • дистанционных сотрудников;
  • иностранных граждан, находящихся в России;
  • работников транспорта;
  • рабочих, занятых на подземных работах;
  • педагогических и научных сотрудников, руководителей и их заместителей;
  • лиц, работающих в дипломатических организациях и консульских учреждениях;
  • тренеров;
  • лиц, работающих в религиозных организациях.

Договорное регулирование трудовых отношений

Законодательство отводит значительную роль трудовым соглашениям, которые признаются полноценным источником трудовых отношений.
Коллективные соглашения и локальные внутренние акты относятся к «иным нормам», действующим на предприятии. От законов нормативно-правовые акты и локальные нормы отличает порядок их принятия, который носит договорной характер.

Так как коллективное соглашение является не только источником права в сфере труда, но и формой социального партнерства, как это предусмотрено ст. 27 ТК, перед его заключением проводятся взаимные консультации между субъектами и коллективные переговоры на предприятии.

Согласно ст. 9 ТК, регулирование правоотношений в договорном порядке осуществляется при заключении, изменении и дополнении трудовых соглашений. Это и является коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в организации.

А поскольку соглашения, как форма социального партнерства, относятся к одному из источников трудового права, регулирование правоотношений с их помощью называют «нормативным регулированием».

Стромова И. В.

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

  • «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
  • «Эксперт в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.

Что делать работодателям:

  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

    «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”». «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю


Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации
  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Читайте также: