К кому по профессии обращался сократ прежде чем заявить я знаю что ничего не знаю

Опубликовано: 02.10.2024

Сократ не оставил никаких письменных трудов, а обучение вел в виде диалогов с учениками, которые по памяти записали и сохранили его учение.

Я знаю, что я ничего не знаю

До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.

- Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Суд с ослом

Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

- Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.

О хорошем настроении

Однажды ученик спросил Сократа:

- Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?

- Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

Афинская школа. Рафаэль Санти.

Афинская школа. Рафаэль Санти. Источник: wikipedia.org

Спускаться легче, чем подниматься

Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:

- Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

О женитьбе

К Сократу обратился один из его учеников:

- Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?

- Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.

Три сита

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

- Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?

- Ну, я слышал это от других.

- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?

- И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?

- Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

Смерть Сократа. Давид.

Смерть Сократа. Давид. Источник: wikipedia.org

О дурном характере матерей

Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:

- Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?

- Конечно, нет, — ответил сын.

- Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.

О безвинной смерти

К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:

- Ты умираешь безвинно!

- А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?

Что лучше?

Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:

- Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.


До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.

Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.

Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды


Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

Однажды ученик спросил Сократа:

Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»


Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».

Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.


Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.

Правописание слова «не знаю»


Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustration

Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.

В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:

С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.

Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».


Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.

1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я знаю, что ничего не знаю» – так говорил Сократ.

Я согласна с его выражением. Действительно, знать все не возможно.

Будущего не знает никто. Так и должно быть? Мы можем его изменить? Каким образом? И будет ли оно вообще? А что такое настоящее? Существует ли оно? Почему? Зачем? Кто такой человек? Есть ли у него душа или нет? А вот рядом растет красная клубника. Его можно попробовать, почувствовать, понюхать и потрогать. Но почему рядом растет именно это ягода? Почему ее назвали клубникой? Что значит клубника? Я не знаю. Никто не знает…

Однако существуют люди, которые думают совсем иначе. Они уверены, что знают все и передают свои знания другим. Сократ, с такими людьми обращался по-своему. Выслушав речь так называемого «мудреца», он расхваливал его, задавал элементарные вопросы, на что собеседник с легкостью отвечал на них. Но ответив на последний вопрос, собеседник полностью противоречил своему первому ответу. Когда тот спрашивал, знает ли он ответ на этот вопрос, то Сократ отвечал – нет.

Мы знаем лишь малую часть из всего, что нас окружает, и даже не сможем сказать, все то, что мы знаем – это правда, ведь правду, каждый воспринимает по-своему. Мы не знаем настоящую истину. И вряд ли когда нибудь поймем, даже если человечество в совершенстве освоит технологический процесс. Поэтому Сократ говорил, что он ничего не знает.

Так почему же нам не дано познать истину? Может потому, что мы воспринимаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле? Может нам это просто не дано? Я не знаю…

В народе существует такая мудрость. Оно гласит так: «Век живи – век учись». Чем больше мы пытаемся узнать, тем больше существует столько неизведанного, которого нам не дано понять.

Софисты, которые считали себя мудрецами и учили других мудрости, не могли объяснить даже самых элементарных понятий. Они говорили о знании, истине, справедливости, но попросив их объяснить это, софисты не смогли. Сократ, в отличии от них, понимал и знал, что ничего не знает, а софисты заблуждаются даже в том, что в чем-то постигли истину.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что никому не дано постичь истину, и даже люди, которые занимают высокую должность, ученые, люди, у который большой опыт и огромные знания, зачастую не могут ответить даже на самые простые и элементарные вопросы. А значит, какими бы знаниями человек не обладал, он не может познать истину всех вещей. Хочется спросить, есть ли существо, которому дозволено знать все и обо всех? Наверное, если это существо и есть создатель всего остального. Тогда, откуда взялся он сам? Не думаю, что он знает, а если даже знает, то всегда есть вопросы, на которых нет ответа. А может и есть то существо, который знает все ответы на наши вопросы? Кто его знает.

Поэтому Сократ считал себя философом, то есть любителем «мудрости», и был всегда преданным своей истине и даже, когда у него был шанс сбежать от смерти, он не стал, выпив яд . Он был ближе к народу, выступал на улицах и площадях, влезал в разные философские споры. Поэтому когда его убили, в народе ходил слух, что Сократ был убит за правду!

Просмотр содержимого документа
«Эссе по философии "Я знаю, что ничего не знаю"»

«Я знаю, что ничего не знаю» – так говорил Сократ.

Я согласна с его выражением. Действительно, знать все не возможно.

Будущего не знает никто. Так и должно быть? Мы можем его изменить? Каким образом? И будет ли оно вообще? А что такое настоящее? Существует ли оно? Почему? Зачем? Кто такой человек? Есть ли у него душа или нет? А вот рядом растет красная клубника. Его можно попробовать, почувствовать, понюхать и потрогать. Но почему рядом растет именно это ягода? Почему ее назвали клубникой? Что значит клубника? Я не знаю. Никто не знает…

Однако существуют люди, которые думают совсем иначе. Они уверены, что знают все и передают свои знания другим. Сократ, с такими людьми обращался по-своему. Выслушав речь так называемого «мудреца», он расхваливал его, задавал элементарные вопросы, на что собеседник с легкостью отвечал на них. Но ответив на последний вопрос, собеседник полностью противоречил своему первому ответу. Когда тот спрашивал, знает ли он ответ на этот вопрос, то Сократ отвечал – нет.

Мы знаем лишь малую часть из всего, что нас окружает, и даже не сможем сказать, все то, что мы знаем – это правда, ведь правду, каждый воспринимает по-своему. Мы не знаем настоящую истину. И вряд ли когда нибудь поймем, даже если человечество в совершенстве освоит технологический процесс. Поэтому Сократ говорил, что он ничего не знает.

Так почему же нам не дано познать истину? Может потому, что мы воспринимаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле? Может нам это просто не дано? Я не знаю…

В народе существует такая мудрость. Оно гласит так: «Век живи – век учись». Чем больше мы пытаемся узнать, тем больше существует столько неизведанного, которого нам не дано понять.

Софисты, которые считали себя мудрецами и учили других мудрости, не могли объяснить даже самых элементарных понятий. Они говорили о знании, истине, справедливости, но попросив их объяснить это, софисты не смогли. Сократ, в отличии от них, понимал и знал, что ничего не знает, а софисты заблуждаются даже в том, что в чем-то постигли истину.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что никому не дано постичь истину, и даже люди, которые занимают высокую должность, ученые, люди, у который большой опыт и огромные знания, зачастую не могут ответить даже на самые простые и элементарные вопросы. А значит, какими бы знаниями человек не обладал, он не может познать истину всех вещей. Хочется спросить, есть ли существо, которому дозволено знать все и обо всех? Наверное, если это существо и есть создатель всего остального. Тогда, откуда взялся он сам? Не думаю, что он знает, а если даже знает, то всегда есть вопросы, на которых нет ответа. А может и есть то существо, который знает все ответы на наши вопросы? Кто его знает.

Поэтому Сократ считал себя философом, то есть любителем «мудрости», и был всегда преданным своей истине и даже, когда у него был шанс сбежать от смерти, он не стал, выпив яд . Он был ближе к народу, выступал на улицах и площадях, влезал в разные философские споры. Поэтому когда его убили, в народе ходил слух, что Сократ был убит за правду!

По Сократу, добродетельная жизнь неразрывно соединена со знанием добродетели. Обладает ли, однако, он сам таким знанием? Нет, не обладает. Более того, Сократ открыто прокламирует свое незнание и с этим связывает приписываемую ему мудрость. Пророчица дельфийского храма в ответ на вопрос одного из друзей и последователей Сократа назвала Сократа самым мудрым человеком на свете. Сократ в силу своей благочестивости не мог проигнорировать это пророчество и в силу неподдельной скромности не мог принять его буквально. Он решил расшифровать его скрытый смысл. Он обнаружил, что люди, которых молва считает мудрыми, на самом деле таковыми не являются. Они, эти патентованные мудрецы, или ничего не знают, или знают очень мало. В этом отношении они ничем не отличаются от него, Сократа. Но между ними есть одно существенное различие: люди, слывущие за мудрецов, обычно важничают, делают вид, будто они много знают, Сократ же не делает такого вида. По-видимому, как считает сам Сократ, за это — за то, что он знает, что ничего не знает, — его и назвали самым мудрым из людей. В самом деле, именно в этом тезисе Сократа сосредоточена его мудрость, его этико-нормативная программа.

Прежде всего следует отметить, что идеал знающего незнания прямо вытекает из сведения добродетели к знанию. Если добродетель есть знание и кто-то объявляет себя знающим, то он тем самым провозглашает себя добродетельным, а саму добродетель считает осуществленной. Добродетель же — это совершенство, таково точное содержание этого термина у Сократа. А воплощенное совершенство есть парадокс. Поэтому Сократ в силу одной только логики, не говоря уже о личной скромности и социальной наблюдательности, вынужден утверждать, что он «знает только то, что ничего не знает»[45].

Хотя «человеческая мудрость стоит немного или даже вовсе J ничего», а по-настоящему «мудрым-то оказывается бог»[46], тем не менее трезвое осознание этого факта открывает оптимистическую перспективу бесконечного нравственного совершенствования личности. Когда я знаю, что ничего не знаю, и при этом знаю также, что от знания добродетели зависит добродетельность жизни, то у меня есть направление и пространство правильного поиска. Ясное знание своего незнания должно побуждать человека искать — искать нравственную истину. Знающее незнание Сократа есть призыв и требование постоянно думать над тем, правильно ли мы живем, есть философски обоснованное предостережение против самодовольства и успокоенности.

Этика Сократа есть этика индивидуальной личностной ответственности. Ответственное действие человека есть действие, за которое человек может и обязан отвечать, потому что оно полностью зависит от него. Сократ как раз ищет такую совокупность действий, последнее и решающее слово по поводу которых принадлежало бы самому индивиду — это и есть действия, которые основаны на знаниях. Знания есть тот канал, через который человек осуществляет контроль над своим выбором. Они обозначают зону ответственного поведения. Тот, кто желает действительно опровергнуть Сократа, должен доказать, что существуют какие-то другие основания, помимо знаний, которые позволяют человеку действовать ответственно, самому управлять своим поведением.

Добродетель утверждает себя в форме знания. Она же является важнейшей целью знания. Не для того человеку дан разум, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землею», а для того, чтобы стать совершенным. Сократ считает, что необходимо

«заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше»[47].

Состояние человеческих нравов не позволяет никого считать мудрым. И сократовский идеал знающего незнания есть одновременно упрек, обращенный к афинянину, а через него и к каждому из нас:

«Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять; чтобы она была лучше?»[48].

Таким образом, тезисом «добродетель есть знание» Сократ определяет нравственность как пространство ответственного поведения индивида, а тезисом «я знаю, что ничего не знаю» возвышает ее до личностно формирующего фактора, боле важного, чем власть, деньги, другие внешние и телесные блага.

1. Каким образом сократовский тезис о том, что добродетель есть знание, вписан в эвдемонистически-утилитаристски-гедонистический контекст античного сознания?

2. Почему Сократ считал, что сознательно совершенное зло лучше, чем невольное? Возможен ли, с его точки зрения, сам феномен намеренного зла?

3. Каким образом рационализм в этике связан с принципом индивидуальной личной ответственности?

4. Согласуется ли сократовское требование законопослушания с его принципом моральной суверенности личности?

5. Является ли соответствие жизни и мировоззрения Сократа его индивидуальной особенностью или имеет более общий, теоретически и нормативно обязывающий смысл?

Hepcecянц B.C. Сократ. М., 1996

Платон. «Апология Сократа», «Критий», «Протагор» // Соч. в 3 т. М., 1970.

Tpyбецкой С.Н. Курс истории древней философии. М. 1997. С. 259–292.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

е) «Творение из ничего».

е) «Творение из ничего». Мы видели, какую трудность представляло, — хотя и в разном смысле, но в равной мере, — координировать Божественное и тварное бытие, Бога и мир, для античной философии, патристики и схоластки. Трудность эта заключалась в том, что надо было

Я знаю, что ничего не знаю

Я знаю, что ничего не знаю Сократ утверждал: «я знаю, что ничего не знаю». По форме это логически противоречивое утверждение (если человек ничего не знает, то не может знать и о том, что он не знает). По содержанию же это своеобразная попытка сформулировать принцип

62. «Врач, который ничего не берет, ничего не стоит»

62. «Врач, который ничего не берет, ничего не стоит» Если ссорятся люди, и один человек ударит другого, камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, то… ударивший пусть заплатит… и вылечит его. Шмот 21:18-19 (Талмуд комментирует этот отрывок): Отсюда мы знаем, что

Творчество из ничего (А. П. Чехов)

Творчество из ничего (А. П. Чехов) Resigne-toi, mon coeur, dors ton sommeil de brute. Ch.

31) «Я ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ» (СОКРАТ)

31) «Я ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ» (СОКРАТ) Этот знаменитый афоризм принадлежит Сократу и выражает основы его учения. Сократ противопоставляет себя софистам (людям, которые кичились своим всезнайством и часто, используя только логические приемы, доказывали ту истину,

О различных жизненных обстоятельствах, или «я не знаю, хорошо это или плохо…»

О различных жизненных обстоятельствах, или «я не знаю, хорошо это или плохо…» Есть такая старая китайская притча… Жил в одном селении бедный крестьянин — у него была лишь одна единственная лошадь-кормилица. И вот однажды лошадь украли. Узнав об этом, пришли к крестьянину

Бог сотворил мир «из ничего»

Бог сотворил мир «из ничего» Библия говорит нам о сотворении Богом мира «из ничего» такими величественными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Откуда я знаю, что у тебя есть сознание?

Откуда я знаю, что у тебя есть сознание? Весной 1994 года я стал свидетелем удивительного столкновения философских и научных взглядов на мир на конференции под названием «К научной основе сознания», проводившейся в Университете Аризоны[127]. В первый день австралийский

Ничего!

Ничего! К одному дервишу пришли люди и попросили его рассудить спор дровосека и носильщика. Носильщик, крепкий высокий детина, зарабатывал себе на жизнь, перенося для людей тяжести, куда скажут. Увидел он, что дровосек утомился нести вязанку дров, и предложил:— Хочешь,

Вселенная из… «ничего»

Вселенная из… «ничего» Идея, согласно которой «из ничего не родится ничто», возникла еще в V веке до н. э. в эпоху Парменидов. И оказалась одной из самых устойчивых идей, которая прошла через столетия и сохранялась в естествознании в неизменном виде почти до самого

Я знаю, что ничего не знаю

Я знаю, что ничего не знаю По Сократу, добродетельная жизнь неразрывно соединена со знанием добродетели. Обладает ли, однако, он сам таким знанием? Нет, не обладает. Более того, Сократ открыто прокламирует свое незнание и с этим связывает приписываемую ему мудрость.

8. «ИЗ НИЧЕГО НИЧТО НЕ ВОЗНИКНЕТ»

8. «ИЗ НИЧЕГО НИЧТО НЕ ВОЗНИКНЕТ» Эта цитата из Короля Лира [Цитируется по переводу Бориса Пастернака. — Прим. перев.] в одной фразе обобщает ряд глубоких идей, средневековых и более новых. Среди них:а. Закон сохранения вещества и обратный ему. По этому закону, нельзя

«Я ЗНАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ»

«Я ЗНАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ» Эти слова произнес человек, чье имя стало олицетворением самой философии и классической фигуры философа — Сократ (469—399 гг. до н.э.), родившийся в бедной семье афинского скульптора Софрониска и повивальной бабки Финареты. В юности он

34. Творение из ничего

34. Творение из ничего Я надеюсь, что в течение нескольких следующих десятилетий произойдет огромное изменение в нашем мировоззрении, как в материальном, так и в духовном плане. Четырнадцатый Далай

Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили.

Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.


Жизнь Сократа — один из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в объективную истину и способность каждого самостоятельно ее постичь.

Софисты, учителя красноречия, которые полагали, что все в мире относительно, учили за деньги чему угодно. Сократ считал, что учение в буквальном смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе и вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы помочь этому процессу мыслепорождения. Миссию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери — повивальной бабки и называл ее повивальным искусством.

Пышно разодетые софисты смотрели с презрением на бедно одетого Сократа. Босой, странствовал он по улицам Афин, иногда по несколько часов стоял неподвижно на месте, занятый своими мыслями. Каждый день Сократ отправлялся на базарную площадь и там вступал в спор со всеми желающими. Его приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые глаза, толстые губы и безобразный живот могли служить мишенью для насмешек. Но, начав говорить, он неизменно очаровывал слушателей магической силой своей речи, вызывая слезы на глазах и возбуждение в умах.

Самоуверенный и довольно нахальный молодой Алкивиад говорит в диалоге Платона “Пир”, что Сократ вызывал в нем чувства стыда и раскаяния, заставляя осознать божественность того образа, которому должен соответствовать человек, и которому он почти никогда не соответствует, скрывая свою глупость и мелочность под маской мудрости и превосходства.

Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе — рыжей, сварливой женщине, родившей ему трех детей. Он говорил, что искусному наезднику нужна самая горячая лошадь, и, если он смог ужиться с Ксантиппой, то выдержит столкновение и с другими людьми.

Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трех войнах, где вел себя стойко и мужественно. Он ходил зимой по снегу босиком, в легкой одежде, подолгу мог терпеть голод и как никто другой наслаждался кушаньем, когда еды было много.

Выше всего Сократ ставил справедливость. Будучи избран пританом — одним из тех, кто созывали и вели народное собрание — Сократ проявил не меньшее мужество, чем на войне. Он не страшился ни богатых олигархов, ни народного гнева, одинаково презирая тиранию личности и тиранию буйной толпы.

В риторической культуре Греции, где велись постоянные споры, Сократ был страшным противником для хвастунов, тех, кто говорил без запинки и считал себя мудрецом. К таким он подходил скромно, признавался в собственном невежестве и просил его научить. Восхищенный покорным слушателем знаток начинал беседу. Но вот ему предлагался вопрос и он соглашался сначала с одним очевидным положением, затем с другим и запутывался так, что уже не мог выбраться. Давя оппонента логикой, пронзая его остроумием и подталкивая умелыми софизмами от одного вывода к другому, Сократ заставлял “знатока” публично признать нелепость исходных убеждений. Смех слушателей свидетельствовал о полном поражении знатока. Смущенный, он удалялся, негодуя на себя, но больше на коварного противника. Эти, почти ежедневно проходившие в Афинах препирательства, принесли Сократу известность.

Что заставляло Сократа вести себя подобным образом? Ведь денег за учение и победу в споре он не брал и к славе не стремился. Все началось с того, что оракул Аполлона в Дельфах признал его мудрейшим из людей. Сократ был смущен. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился посчитать ложью слова бога. Тогда-то и пошел он к людям, которые слыли мудрыми и стал их испытывать.

Сократ обошел политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И вот оказалось, что мудрость их — мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря своей мудрости, но находясь в каком-то исступлении, подобно прорицателям. Тогда Сократ решил, что оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего, все-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем он, заблуждаются насчет своей мудрости.

Поскольку слушать Сократа было приятно, любопытно и назидательно, многие молодые люди стали сопровождать его и он сделался добровольным и постоянным общественным наставников всех, кто хотел что-либо понять в государственных, политических делах, этике и человеческой судьбе. Можно сказать, что Сократ был первым живым органом массовой коммуникации, влияя своими беседами на огромную массу людей.

Свой путь Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному. К тому же восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, родине, были очевидны.

Чем же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путем и приведенный в исполнение смертный приговор? Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком. Он пренебрегал суетными делами, не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески.

В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А если он к тому же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и должен за это поплатиться.

Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы — ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость — одни и те же для всех — и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Он отказался назначить для себя штраф, т.к. считал это признанием вины и отказался бежать, когда его друзья хотели вызволить его из заточения.

Перед смертью Сократ попросил принести в жертву богу Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. Затем спокойно и смиренно выпил чашу с ядом.

От части обвинения были справедливы, ведь он не был согласен со многими распространенными верованиями. Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы Он послал ему денег, власти, военной удачи или ниспослал благо и просветление ума. Сократ считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто хочет с успехом управлять в семье или государстве. Но в повседневных делах — архитектуре, ремесле, земледелии, военном деле — человек должен собственными усилиями добиться успеха. Для этого и дан ему разум. Лишь там, где речь идет о самом важном, о будущем, человек не может знать ничего наверняка.

Одно ясно: справедливость — доступна человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью. В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно рассчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет своих критиков, то их появится еще больше.

Таким образом, Сократ — это глубокий символ того, что происходит при столкновении мыслящего, ответственного человека с деспотической властью тирана или невежественной толпы. Сократ напоминает нам о том, что власть должна быть мудрой и ответственной.

Однако философию Сократа неправильно было бы сводить к этике. Ведь именно сократический метод явился истоком науки, в том числе, естествознания. Сократ вывел философию из болота сомнений, софистики, скептицизма, показал возможность систематическим путем устанавливать истину. По мнению Аристотеля, Сократ первым стал прибегать к “определениям”.

Структура логического мышления позже подробно разрабатывалась его учениками Платоном и Аристотелем, а так же их многочисленными учениками, но первые наметки логики мы находим у Сократа. Людям не нравится, когда их заставляют мыслить строго. Сократ первым пытался это сделать.

Лучшие цитаты Сократа

  • Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!
  • Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? — В ответ на пинки во время уличных споров.
  • Человеческая мудрость стоит немного или вовсе ничего не стоит.
  • Кто хочет “действовать”, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.
  • Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей.
  • Исполнение самых сильных наших желаний часто бывает источником величайших наших скорбей.
  • Голод — лучшая приправа к пище.
  • Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.
  • Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
  • Заговори, чтобы я тебя увидел.
  • Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
  • Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
  • Людям легче держать на языке раскаленные угли, нежели тайну.
  • Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
  • Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
  • Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.
  • Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет.
  • Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
  • Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
  • Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
  • Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
  • Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.
  • В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
  • Всё тайное рано или поздно становится явным

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Читайте также: